За несколько дней до моего приезда (так как это было около 20 марта), только что окончилась Алексеевская ярмарка, с которой сбор бывает преимущественно медью, и я застал игумена, поверяющего ярмарочную выручку. В той комнате, в которой сидел отец Феофан, четыре послушника считали насыпанные на полу медные деньги, а на столе я увидел грибную закуску и графин с водкой. Послушники попеременно, то один, то другой, подходили к игумену, жаловались, что у них заболела спина, считаючи деньги, и просили благословения подкрепиться (то есть, выпить водки), и игумен соизволял. Мне стало противно смотреть на эти проделки и я, не вытерпевши, сказал отцу Феофану: «Зачем это, отец игумен, делаете вы такие послабления и дозволяете в этих келиях поставлять водку? Помните вы, когда здесь жил блаженной памяти старец Феофан, с каким благоговением переступали мы его порог? Бывало придешь к двери и со страхом, и трепетом берешься за скобку, тихонько сотворишь молитву где страх там и благочестие. И в этих-то келиях, где жил старец Феофан, вы дозволяете теперь пить водку!» Мое замечание не очень понравилось игумену, и он мне на это сказал: «На все есть свое время, и что возможно было тогда, того нельзя нам требовать теперь: не должно возлагать на слабого бремена неудобоносимые... Что всякое излишество предосудительно, я не отрицаю, но лучше слабость, чем высокоумие: кто ничего не пьет, тот гордится, а кто испивает, тот лучше смиряется...» – «Поставить вино было очень легко, – сказал я ему, – и вы едва ли встретили в этом сопротивление, а теперь попробуйте-ка убрать, так вот увидите, что выйдет. Вы этим поколеблете всю обитель до основания». Мои слова, к сожалению, осуществились. После этого моего свидания с отцом Феофаном нам уже не суждено было более видеться. Главные его отступления от устава преподобного Кирилла и от постановлений старца Феофана, перед которым и он сам, казалось, благоговел, состояли в следующем: 1, он допустил в обители винопитие, строго воспрещенное основателем ее, преподобным Кириллом, и обновителем оной, старцем Феофаном; строгость, которую и ему надлежало бы усвоить, будучи сам воспитан в этом духе; 2, невнимательность к нравственности братии, что повлекло ко всеобщей распущенности, и, наконец, 3, несоблюдение Устава Церковного, и вследствие всего этого обитель стала, видимо, оскудевать в своих средствах. Но на этом не остановилось дело: вскоре у настоятеля с братией вышли несогласия и раздоры. Не постигаю, что могло побудить его к тому, чтобы уклониться от тех строгих правил подвижничества, которые внушал ему старец Феофан и которым он и сам столько лет следовал! По неведению? Но какой же настоятель может оправдываться тем, что по неведению избрал такой опасный путь, одинаково гибельный как для него самого, так и для обители?

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

◊ Не отлучайся от Мене, Создатель мой! Какая мысль придет, тотчас к Господу обратитесь. Если мысль придет неполезная, будет звать: туда поди, или то скажи, а мы ей воспротивимся и молитвою отразим ее, то вот и победителями стали! ◊ «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное» ( Мф. 5, 3 ). Нищий, по-мирскому, тот, кто имеет недостаток в потребностях житейских, а мы нищими духом признавать себя должны, потому что ничего не имеем доброго. И как нищие просят себе от людей милостыни, так и мы непрерывно должны вопиять ко Господу: Господи, даждь ми смирение, терпение, послушание! ◊ Господь Бог нас утешает, а мы все свое творим; надобно за что-нибудь Царствие небесное получить. Ежели преодолеем скорбь какую, вот мы и сделаемся как бы мученики. Которые и из мучеников не терпели мук, те так и пропали, а которые все претерпели, те прославились. ◊ Враг, диавол может представить такое зеркало душевным очам твоим, что все чужие недостатки и грехи будешь видеть. Надобно смотреть более на самих себя. Христос Господь говорит: в своем глазу не видишь бревна, а в чужом и маленький сучок тебе кажется бревном. Это и есть дух пытливый, дух гордости, дух тщеславия. Избави, Боже, от сего пагубного духа! Враг предоставит тебе то, чего не бывало, а ты им влагаемое примешь, смутишься и будешь ему подручна. Смотри лучше за своими недостатками, непрестанно о них помышляй, и старайся исправлять себя без отлагательства. ◊ Ежели скажем, что мы молимся, но взять рассмотреть молитву нашу, – сколько в ней непристойных мыслей, не принадлежащих к молитве! Языком молимся, а ум наш без плода. Таковая молитва бывает не в умилостивление, а в грех или раздражение Бога. Должно все оставить мирское мудрование и пристрастие, мирскую любовь, которая уязвляет паче, нежели исцеляет душу, мирскую политику – по внешнему иметь мир с ближними своими, духовными сестрами, злая же в сердцах своих, – по-видимому скромность, а во внутренности досаду и мщение, – по-видимому смирение, а во внутренности гордость, и другие подобные сим страсти, как волны морские, восстающие во внутренности души. И ежели не будем ко Господу вопить, как святой апостол Петр, отважившийся ходить по водам, возопил во время обуревания: «Господи! Спаси мя, погибаю», то много страдать должны и в непрестанном будем душевном обуревании. Однако не бойтесь, Господь близ вас, ибо «близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я» ( Пс. 144, 18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в Караше-Воскр., Яросл. г., II, 744. Каргопольский-Спасо-Преобр. на Болоте-Вассианов или Спасова-Строкина, II, 1160. Каргопольский-Успен.-Богор., II, 1308. Карошевская, Яросл. г., II, 744. Карповский-Троиц.-Соловец., Кур. г., II, 860. Касимовский-Казан., II, 851. Касимовский-Николаевск., I, 313. Кассианова-Успен.-Учемская, Яросл. г., II, 861. Катарминский-Николаев., Волог. г., II, 984. Каташинский-Николаев., Черниг. г., I, 320. Катромский-Николаев., Волог. г., II, 984. Кашинский-Дмитров. или Димитриев., II, 783. Кашинский-Николаев.– Клабуков, II, 985. Кашинский-Сретен., II, 1206. Каширский-Троиц.-Белопесоцк., Моск. г., II, 1261. Кеврольский-Веркольский, Арханг. г., II, 709. Кедринская-Пятниц., Олонец. г., II, 1102. Кезенская-Никол., Нижег. г., II, 966. Кезовский, Нижег. г., II, 1175. Кенская-Пахомиева, Олон. г., II, 1039. Керботовский – Успенск. – Новомлинский, Черниг. г., I, 246. Керенский-Тихвин.-Богород., I, 488. Кержебельмашский или Кержебелбашский, Нижег. г., II, 1315. Керженский на Балбаше, Нижег. г., II, 1315. Кесарийский-Васильевский-Новоторжск., II, 689. Кесарийский-Василь.-Суздальск., I, 688. Кизичский-Введен., Каз. г., II, 862. Кизлярский-Крестовоздв., II, 894. Киндаламский, Арх. г., II, 858. Кинешемский-Вознесен., I, 118. Кинешемский-Вознесен., II, 720. Кинешемский-Спасо-Преобр., II, 1168. Киприановский-Успен., Бес. г., II, 863. Киржачский-Благов. или Введ.-Троиц., II, 864. Кирилловский-Киевский, II, 865. Кириллов-Александро-Ошевенский, Олон. г., II, 606. Кириллов-Белозерский-Успен., II, 867. Кириллов-Белый, Новг. г., II, 868. Кириллов-Воскрес.-Новоезерский, II, 868. Кириллов-Новгородский, II, 866. Кириллов-Новоез., Новг. г., II, 868. Кирилло-Челмогорская, Олон. г., I, 367. Китаевская, Киев. г., II, 869. Киево-Николаев.-Алатырский, II, 870. Киево-Печерская, II, 871. Киевский-Богослов., I, 67. Киевский-Братский-Богоявл., I, 87. Киевский-Василь.-Трех-Святитель., 691. Киевский-Екатерин.-Греческ., I, 189. Киевский-Златоверхо-Михаил., I, 196. Киевский-Кириллов.-Троиц., II, 865.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наставления старца Феофана (Соловецкого): «Прошу вас, чада мои, когда молитесь, будьте внимательны, чтобы молитва, возносимая для умилостивления Господа, не обратилась вам в грех . Блюдите, чтобы в то время, когда считаете себя совершающими молитву, не быть вам далеко от молитвы, и не трудитесь без приобретения, устами поя псалмы, а умом бродя по разным местам. Совершайте молитву со страхом Божиим; ибо молитва есть беседа с Богом; – потому, произнося слова молитвы, всем умом своим взирайте к Богу». 270 Наставлял старец Феофан и по поводу Иисусовой молитвы: «Вы, чада мои, в келье занимайтесь молитвою и трезвитесь умом, последуя псалмопевцу: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Псал. 15, 8 ); и: очи мои выну ко Господу, яко той исторжет от сети нозе мои ( Псал. 24, 15 ). Слава Создателю моему, я творю умом молитву Иисусову без принуждения. Подвизайтесь и вы в юности, вселите в сердца ваши сладчайшего Иисуса, да, стяжав ныне Утешителя Духа, возможете возвеселиться в старости своей. Если вы послушаете меня, то узрите свет Божественный, который и наставит вас на всякое доброе дело» 271 . Духовные наставления архимандрита Феофана Новоезерского: «Апостол говорит: непрестанно молитеся ( 1Сол. 5:17 ), – не то, что только стоять, да поклоны класть, а непрестанно внутрь нас иметь Господа: «Господи помилуй, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную», умом или устами читать; а то и стоим, да в рассеянии мыслей что- нибудь земное созерцаем, – это труд без пользы, как древо без плода; просить надобно Господа Бога, чтобы он благодатью Своею подкрепил нас и ничего нельзя лучшего желать, как дал бы нам смирение. На молитве надобно воображать, что я только земля и пепел. Пред Богом надобно стоять со страхом и трепетом, чтобы как глава, так и мысль были преклонены. Все понемножку Бог исправит, когда будем просить Его; вот ведь мы видим, такие же люди были, которые Господу угодили; довольно того, что оставили все мирские пристрастия» 272 . «Иисусова молитва, после Господней молитвы, кажется всех молитв выше; ею то прямо и просто говоришь ко Господу; но когда устами читаем молитву, а ум наш бродит, то очевидно, не предстоим пред Богом. Ум или дух в нас так скоро перелетает, что в одно мгновение может представить, что мы видели или слышали; но зачем же нам заниматься пустым? Будем творить и молитвы, и говорить: «Господи, просвети ослепшие мои очи душевные, а всего лучше: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную» 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Желаете, чтоб написал я что-либо росписью? Отказать не хочу, не смею, не должен! — Притом и своего бы сочинения? — И на сие дерзну ради дружбы с помощью Божиею. Только потерпите немного, пока руки мои несколько поукрепяться: от слабости они еще дрожат и не могут давать чертам правильного характера; да и грудь неспособна к перенесению напряжений продолжительных. Знаете ли вы? Самсону возвращен паспорт, и он опять на свободе. Сердце сердцу весть подает. Во время болезни приезжал ко мне дядя, Иван Афанасьевич Брянчанинов, бывший прошлого года в Новоезерском и вам понравившийся; зашел разговор о вашем монастыре. Старик очень вас помнит, и как он вам, так и вы ему весьма пришлись по сердцу. Что ж наконец? Приходится отлучить мысль мою от заочного разговора с вами, дражайший о Христе Павел Петрович. Простите! С искреннею преданностию, остаюсь навсегда вашим покорнейшим слугою   Димитрий Брянчанинов. 27 Июня 1830.   P. S. Батюшка мой! Поставь своею милостию — уведомь, если случится что особенное с Μих. Васильевичем, напр., его отъезд, и проч. С днем Ангела! Даруй Боже имяниннику всего доброго. Относительно разговора нашего о вступлении вашем в службу — постарайтесь привести поскорее в действо: ибо что-то поговаривает сам Царь о уменьшении дворян. Это я слышал наверно. Царю не нравится, что много в России бедных и бесчиновных дворян, и так все таковые находятся в опасности потерять дворянство и быть приписанными к однодворцам. Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Благодарю Вас за то, что вы меня не забываете. Очень чувствую великость вашего расположения ко мне и благодарю милосердого Бога, даровавшего мне оное (ибо приобретший любовь ближнего, приобрел сокровище); тем более веселюсь и утешаюсь вашею любовию ко мне, что примечаю в ней постоянство и что она беспрестанно возрастает. Можете ли поверить, что мне от безумия моего кажется, будто духовным чувством ясно вижу ваше сердце и ощущения оного, и не нуждаюсь, чтоб кто-либо извещал мне о вас то или другое. О! потерпите мне: скажу еще нечто.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

    Великим поборником аскетического возрождения был митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил (Петров). Он ро­дился в Москве в 1730 году, в семье синодального иподиакона и образование получил в МосковскойАкадемии, по окончании которой был назначен справщиком синодальной типографии. Это был молчаливый, задумчивый человек, внимавший своей внутренней жизни.Чуждый искательства и честолюбия, он тем не менее до­вольно быстро поднимался по служебной лестнице. В 1758 году его перевели учителем в ТроицкуюСеминарию, а там настоятель Лавры архимандрит Гедеон (Криновский) убедил его благочестивого и смиренного преподавателя принять иноческий постриг. Послепострига и рукоположения в священный сан иеромонах Гавриил был назначен ректором семинарии, а еще через месяц он стал наместником Лавры. Вскоре егоперевели в Москву с назначением ректором родной ему академии. В 1763 году состоялась его хиротония в епископа Тверского, а через 7 лет он был переведён настоличную Петербургскую кафедру и назначен членом Синода. В 1783 году святитель Гавриил возведен в сан митрополита Новгородского и Петербургского.    Главной заботой архипастыря было возрождение духовной жизни в монастырях, разоренных разборами и реформами. Сам человек аскетического настроения, онподдерживал духовное общение со многими подвижниками благочестия из иноческой братии. Ближайшим помощником ему в управлении многочисленными обителями егоепархии был его келейник архимандрит Фе­офан Новоезерский, старец, опытный в духовной жизни.    Митрополит Гавриил находил неполезным, что настоятелями монастырей обыкновенно назначали ученых монахов, не прошедших настоящей школы духовного делания ирассматривавших по­рой свое настоятельское служение как ступеньку к занятию архиерейской кафедры. Это были люди крепкой веры, талантливые проповедники,прекрасные администраторы, но не особенно удачные учителя духовной жизни. Святитель Гавриил, вопреки почти всеобщей практике и расходясь в этом со своимдругом митрополитом Платоном, старался назначать настоятелями сильных духом подвижников из обителей со строгим уставом. Таких духовно опытных старцевподбирал и представлял ему его ке­лейник. Особое внимание святитель уделял Валаамскому монастырю. По совету отца Феофана для возрождения в немаскетического подвижничества он вызвал из Саровской пустыни старца Назария. Саровский настоятель отец Пахомий, дорожа опытным подвижником, не желалотпускать его от себя. В письме митрополиту он отозвался о нем как о человеке малоумном. На это святитель ответил: «У меня много своих умников. Пришли­темне вашего глупца». Старцу Назарию обязан Валаамский мо­настырь новым расцветом в нем духовной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Кирилл Новоезерский, прп. Описания иконы Кирилл Новоезерский, прп. - житие Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец (память 4 февраля и 7 ноября по старому стилю) Родился преподобный Кирилл от благочестивых родителей в городе Галиче. Уже будучи отроком, он стремился к иноческой жизни. Оставив тайно родительский дом, он отправился в обитель преподобного Корнилия (в Вологодском Комельском лесу), о которой ему часто рассказывали родители. На пути к этой обители Кириллу встретился некий старец, который, осведомившись о цели его путешествия, благословил его намерение идти к св. Корнилию и затем стал невидим. Преподобный Корнилий весьма благосклонно принял Кирилла и постриг его в иноки. Молодой инок ревностно стал проходить иноческое житие. Между тем родители Кирилла уже потеряли было всякую надежду найти его и даже стали считать его умершим, но вот они от одного комельского инока узнали об местопребывании своего сына. Тогда отец Кирилла отправился в обитель св. Корнилия, но здесь в строгом постнике он не узнал своего сына, а когда затем признал в нем [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVI.] Прп. Кирилл Новоезерский. Шитьё. Русь. 2-я половина XVI - начало XVII вв. 65.5 х 62. В 1913 году поступила в древнехранилище из Кирилло-Новоезерского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Файл 7410.jpg:   Размер: 1067x1200, 1.28 MPix, 223 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (215) , (7) . Описание: [Москва. 1652.] Прп. Кирилл Новоезерский. Светлицы Марии Ильиничны Романовой. Шитьё. Москва. 1652 год. Покров на раку - вклад Ильи Даниловича Милославского в Кирилло-Новоезерский монастырь. Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл. Файл 7411.jpg:   Размер: 606x1200, 0.73 MPix, 181 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (172) , (5) . Описание: [Русь. 1670.] " Свт. Николай Великорецкий " с шестью избранными святыми на полях (фрагмент). Икона. Русь. 1670 год. Из ц. Спасо - Преображенской с. Борисоглебское на р. Ирме (Шекснинский район). Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл.

http://pravicon.com/icon-2162

Лит.: ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 507-516; Ванифатьев Н. Г. Отрывки из путевых заметок странника: Белозерск. СПб., 1859; Субботин Н. И. Архим. Феофан, настоятель Кириллова Новоезерского мон-ря: Биогр. очерк с портретом покойного о. архимандрита и прил. его записок, нравственных наставлений и писем. СПб., 1862; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890; Тихомиров П. И., прот. Краткий ист. очерк Кирилло-Новоезерского мон-ря//Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1916. 38. С. 1172-1185; 39. 1212-1219; 40. 1245-1251; 42. 1313-1320; 43. 1344-1351; Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М., 1951. С. 149-150; Голицын С. М. Записки уцелевшего. М., 1990; Дмитриева З. В., Смирнова Т. Г. Археогр. работа М. Г. Курдюмова в Белозерском крае летом 1919 г.//Рефераты докладов и сообщ. VI Всерос. науч.-практ. совещания по изуч. и изд. писцовых книг и др. ист.-геогр. источников (Ферапонтово, 27-29 мая 1993 г.). СПб., 1993. С. 43-50; Карбасова Т. Б. Б-ка Кирилло-Новоезерского мон-ря XVI - 1-й пол. XVII в.//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 1997. [Вып. 1]. С. 27-36; она же. Ист. редакция жития Кирилла Новоезерского//Там же. 2001. Вып. 4. С. 111-151; она же. Житие Кирилла Новоезерского (Белого)//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 842-850; она же. История почитания прп. Кирилла Новоезерского//Русская агиография: Исслед. Публ. Полемика/Ред.: С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 504-526; она же. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011; Смирнова Т. Г. Отчет М. Г. Курдюмова об археогр. поездке в Белозерский край (авг. 1919)//Ферапонтовский сб. М., 1999. Вып. 5. С. 72-90; Петрова Т. Г. Прп. Кирилл Новоезерский и памятники его иконографии в собр. Вологодского музея-заповедника//Изв. Вологодского об-ва изучения Сев. края. Вологда, 2000. Вып. 8. С. 64-71; Хрусталёв М. Ю. Прп. Кирилл Новоезерский и основанный им Воскресенский Новоезерский мон-рь в иконографии 1-й пол. XVII - нач. ХХ в.//Там же. С. 58-63; Смирнов А. И. Кирилло-Новоезерский мон-рь//Житие Корнилия Комельского: Текст и словоуказ. СПб., 2004. С. 189-201; Красиков А. Н. Б-ка Кирилло-Новоезерского мон-ря в сер. XVII в.//Вестник НСО. Сер.: Гуманит. науки/Вологод. гос. пед. ун-т. Вологда, 2005. Вып. 3. С. 43-52; Сазонова Т. В. Кирилло-Новоезерский монастырь: Опыт изучения малых и средних мон-рей России XVI-XVII вв. М.; СПб., 2011.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. XVI.] Прп. Кирилл Новоезерский. Шитьё. Русь. 2-я половина XVI - начало XVII вв. 65.5 х 62. В 1913 году поступила в древнехранилище из Кирилло-Новоезерского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Файл 7410.jpg:   Размер: 1067x1200, 1.28 MPix, 223 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (215) , (7) . Описание: [Москва. 1652.] Прп. Кирилл Новоезерский. Светлицы Марии Ильиничны Романовой. Шитьё. Москва. 1652 год. Покров на раку - вклад Ильи Даниловича Милославского в Кирилло-Новоезерский монастырь. Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл. Файл 7411.jpg:   Размер: 606x1200, 0.73 MPix, 181 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (172) , (5) . Описание: [Русь. 1670.] " Свт. Николай Великорецкий " с шестью избранными святыми на полях (фрагмент). Икона. Русь. 1670 год. Из ц. Спасо - Преображенской с. Борисоглебское на р. Ирме (Шекснинский район). Череповецкое музейное объединение. Вологодская обл. Файл 7412.jpg:   Размер: 287x1200, 0.34 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (4) . Описание: [Русь. XVII.] Прпп. Александр Свирский и Кирилл Новоезерский (фрагмент). Икона. Русь. XVII в. Из ц. Ильи пророка г. Белозерска.Кирилло - Белозерский историко - архитектурный и художественный музей - заповедник. Файл 7413.jpg:   Размер: 352x1200, 0.42 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (138) , (5) . Описание: [Россия. XVIII.] Прп. Кирилл Новоезерский. Икона. Россия. XVIII в. 29.5 х 25. Кирилло - Белозерский историко - архитектурный и художественный музей - заповедник. Файл 7415.jpg:   Размер: 1006x1200, 1.21 MPix, 233 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (206) , (6) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.

http://pravicon.com/icon-2162-photo

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новозерский) , находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.). Через вотчину К. Н. м. проходила летняя дорога из Белоозера в Тихвин, а зимняя дорога - по льду Новоозера вдоль сев. стены мон-ря. Именование мон-ря происходит от названия озера, посреди к-рого он располагался. Прп. Кирилл Новоезерский и Кириллов Новоезерский мон-рь. Литография. 1874 г. (КБИАХМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский и Кириллов Новоезерский мон-рь. Литография. 1874 г. (КБИАХМЗ) Обстоятельства основания и ранняя история К. Н. м. отражены в Житии его основателя, согласно к-рому обитель была устроена прп. Кириллом (Белым; † 1532) между 1512 и 1517 гг. ( Карбасова. 2011. С. 15-16). Преподобный происходил из рода «патриарших детей боярских»; он принял постриг у прп. Корнилия Комельского, совершал паломничества по св. местам Руси (Там же. С. 9, 306). Однажды после 3-дневной молитвы прп. Кирилл уснул на паперти Успенской ц. тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря и сподобился видения Божией Матери, Которая повелела ему идти на Белоозеро для обретения места, «в нем же можеши спастися». Прп. Кирилл «пойде в весь Андопальскую, в Шиднем, и прошаше у християн острова того, у Дея, да у Григория, и у Давыда. Они же посоветоваша между собою о том Красном острову и повелеша ему келию поставити». Вскоре на острове началось строительство пустыни. Пятое чудо прп. Кирилла - исцеление благочестивого кн. И. В. Пенькова, который в благодарность за это назначил братии ружное жалованье: с тех пор монастырь ежегодно получал 40 четв. хлеба, 20 пудов соли, 2 пуда масла и 20 сыров (Там же. С. 256, 266). Первым документом, в котором упоминается К. Н. м., является жалованная грамота вел. кн. Иоанна IV Васильевича 1542 г. на починки Кобылин (позднее дер. Кобылино (Кобылина Гора); ныне дер. Карл Либкнехт) и Олексин Бор (Алексин Бор), а также на пуст. Ортюшино (Артюшино). Грамота связана с монастырской легендой, к-рая в кон. 50-х гг. XVII в. стала известна как «Чудо о спасении Ивана Грозного от напрасной смерти», вошедшее в Житие прп. Кирилла Новоезерского (Там же. С. 117). Согласно Житию, преподобный явился во сне юному вел. кн. Иоанну IV Васильевичу и рекомендовал ему в определенное время не посещать палату, где должны были собраться бояре. Последовав совету чудотворца, вел. кн. Иоанн избежал гибели, т. к. в указанное время палата обрушилась.

http://pravenc.ru/text/1840461.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010