Курдюмов, изучавший монастырские документы, обнаружил «картину постепенного роста шалашей, увеличения арендной платы и разнообразия в них продававшихся предметов и продуктов, от которых получали название целые торговые ряды, как, например, сбитенные, сыромятные, обжорные, питейные и харчевые» ( Смирнова. 1999. С. 82-83). В 1764 г. К. Н. м. лишился своей вотчины, но сохранил водные угодья и получал доходы от ярмарки (с XVIII в. упом. только Алексеевская ярмарка). П. И. Челищев, в 1791 г. посетивший мон-рь, указывал, что насельники «довольствуются обыкновенным штатным жалованьем и сборными от богомольцев за разные службы и в ярмонку за лавки деньгами», при этом большую часть доходов они получили от ярмарки. По его словам, ярмарка «начинается с 15-го марта и продолжается неделю; к оной съезжаются с товарами купцы из Белозерска, Вологды, Кириллова, Череповца, Устюжны, Тихвина, Олонца, Петрозаводска и Вытегры, и со многих уездов с своими рукоделиями и продуктами собираются крестьяне». Кроме того, К. Н. м. получал от крестьян, к-рые ловили рыбу на Новоозере, «пятую рыбину» ( Челищев. 1886. С. 248). В 60-х гг. XIX в. на содержание монастыря и жалованье настоятелю и братии из казны отпускалось ежегодно 549 р. 30 к.; кроме того, поступали неокладные суммы (напр., в 1862 - 8809 р. 30 к.) ( Богословский. 1865. С. 277). В 1880 г. «самое большое из озер, Андозеро, судом отобрано от монастыря за отсутствием надлежащих документов, удостоверяющих права обители на исключительное пользование им» ( Тихомиров. 1916. 38. С. 1212-1219). В XIX в. мон-рь возвел для ярмарки торговые помещения стоимостью не менее 40 тыс. р. Несмотря на это, в 1892 г. Алексеевская ярмарка была переведена в Белозерск ( Смирнова. 1999. С. 82). Перед революцией 1917 г. К. Н. м. занимался хлебопашеством, скотоводством и огородничеством; поля обрабатывали наемные рабочие и богорадники. Излишний скот и продукты продавались, а остальное шло на содержание братии и богомольцев. От казны ежегодно поступала штатная сумма 795 р. 6 к. В денежном исчислении мон-рь в 1912 г. получил следующий доход: свечной - 1437 р. 29 к., кошельковый сбор - 265 р. 83 к., с оброчных статей - 895 р. 29 к., проценты с капитала - 3974 р. 93 к., от продажи скота и разных продуктов - 523 р. 80 к., от продажи икон и просфор - 280 р. 60 к., кружечный доход - 615 р. 5 к., а всего с поминовенными и другими нерегулярными доходами - 10,6 тыс. р. 19 к. После того как в 1919 г. советская власть конфисковала имущество мон-ря, средством существования братии стали дары богомольцев и рыбалка «да есть у них внутри ограды маленький огород» ( Голицын. 1990. С. 328). Вотчина

http://pravenc.ru/text/1840461.html

Человек же тот услышал от блаженного Корнилия все сказанные ему слова Божии учительные, влекущие на исправление сердце его ко спасению, от суетного мира сего Царствие Божие показывающие, и не смог больше терпеть, и, прослезившись, сказал: «Прости меня, отец Корнилий, как на исповеди прими все, сказанное мною. Пропал сын мой, совсем юный, и 12 лет не можем его найти, страдаем и плачем с женой моей без чада своего и до сего дня. И много раздал я имущества своего, чтобы если кто-нибудь где-нибудь его увидит, то сказали бы нам о таком отроке, но никак не находили его. Теперь же услышали, что пришел он к твоей святыне и принял от рук твоих монашеский постриг, желая спастись и наследовать Царствие Небесное. И быстро пошел я из дома моего и пришел к твоей святыне на взыскание сына моего, хочу видеть красоту лица его. Того ради пришел я во обитель сию, чтобы только увидеть сына моего, и потом вернуться к себе домой». Корнилий же сказал: «Если желаешь, то увидишь сына своего». Услышал он это и ушел в гостиницу, обрадованный сказанными ему , и говорил сам себе: «Обрел я сына своего», надеясь его увидеть на второй день. Блаженный же Корнилий пришел и рассказал обо всем блаженному Кириллу, и когда он услышал об этом от Корнилия, то сильно опечалился тем, что не смог утаиться от родителей. Корнилий же много увещевал блаженного, чтобы он увиделся с отцом своим. Блаженный же Кирилл не захотел опечалить блаженного и скоро пошел к отцу своему. Отец же, увидев сына своего в таком скорбном виде, ибо лицо его изменилось от многого труда и воздержания, быстро встал и встретил сына своего, и припал к груди его, и расцеловались, и плакали горько, и едва смогли немного утешиться. Блаженный же Кирилл упал перед ногами отца своего, и целовал ноги его, и, получив прощение и благословение от родителей своих, сказал отцу своему: «Зачем, отец, хочешь видеть меня, чужого и нищего инока? Ибо ушел я от мира и всего, что есть в мире, а возлюбил Царство Небесное, вечное и бесстрастное, которого ждут все работающие Господу, отвергшиеся мира и всех похотей его; и не нужно нам вспоминать того, от чего освободились, ради Божией заповеди, чтобы не погубить вечный покой, привязавшись снова к временному».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говорил же отец блаженному Кириллу: «Возлюбленное мое чадо, ты уже сделал доброе и благое воспринял, а нас сиротами сотворил. Кто теперь старость нашу поддержит, от кого получим упокоение, на кого нам надеяться и к кому обращаться, кто нам будет заступником и у кого помощи попросим? Кто нашу старость возвеселит, и кто слезы наши утолит, и кто нам послужит, и кто нас утешит, чадо мое возлюбленное? Столько лет скорби нам сотворил, и не утешимся? Теперь что же мне делать? Если в дом свой вернусь, то еще большую скорбь и плач принесу матери твоей. И потому не могу я возвратиться в дом свой из святой обители сей, но пусть и я приму монашеский образ, чтобы войти в избранное стадо . Сын мой возлюбленный, иди скорее к блаженному Корнилию и проси его о мне, грешном, чтобы благословил меня». Услышав обещание отца своего, весьма обрадовался блаженный Кирилл такому его смирению, скоро пошел к блаженному Корнилию и рассказал все об обещании отца своего. «Уже, – сказал, – приходит к добродетельному житию». Услышал же Корнилий об этом обещании и удивился, как оставил он дом и пришел в такое расположение, и велел ему прийти к себе. И быстро пошел, радуясь, блаженный Кирилл, и сказал отцу своему: «Если хочешь довершить красоту старости своей и наследовать Царство Небесное, встань и иди, зовет тебя Корнилий». Отец же его быстро поднялся и пошел к блаженному Корнилию, и упал пред ногами его, и просил со слезами, говоря: «Причти меня, отец Корнилий, ко избранному твоему стаду, возложи на меня иноческий образ, уже давно этого желал, но только теперь сподобил меня Бог видеть святыню твою. Прошу тебя, Господа ради, не отвергай меня, грешного и непотребного, подражая заповеди своего Владыки, он ведь не отвергал, но принимал грешников, мытарей и блудников, ты же прими меня грешного, как и он принимал тех. Ибо твои, – говорил, – и твое преподобие...» Блаженный же Корнилий увидел человека того, на земле лежащего и слез множество проливающего, и начал говорить ему: «О, человече, видишь ли, что место это исполнено скорбей и все здесь может случиться. Ты же, как мне кажется, не сможешь вынести скорби этого места». Говорил он это не для того, чтобы не принимать, но чтобы испытать его. Отвечая, человек этот сказал ему: «Все, что повелишь мне, отче, сделать, повеленное тобою все сделаю, но только спаси меня». Тогда сказал ему Корнилий: «Благословен Бог наш, укрепивший тебя в таком усердии. Отныне служи братии со всем терпением и покорностью, вместе же и с послушанием». Услышав об этом от Корнилия, человек тот снова поклонился ему до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые стращают меня теми неудобствами, с которыми бывает сопряжена жизнь на покое не только настоятелей, но и архиереев. Отвечаю: нет рода жизни без своих скорбей, но я высмотрел жизнь монастырскую подробно, не только сверху, но и снизу, проведя многие годы послушником. Точно, пришлось видеть и некоторых настоятелей, живущих будто бы на покое, но по самой вещи на беспокойстве в полном смысле. Опять видел других настоятелей, для которых оставление должности и жительство на покое было средством к достижению сугубого спокойствия и по душе и по телу. В пример последних могу представить почившего в Бозе, известного по благочестию отца Феофана, архимандрита Новоезерского: я имел счастие его видеть, имел счастие с ним беседовать. По моему мнению, заимствованному из учения преподобных наставников монашества, утвержденному собственными наблюдениями, настоятель, живущий на покое, если возлюбит поучаться в законе Божием, если изберет в жребий свой часть Марии, остережется от всякого участия в части Марфиной, то проведет тихо, безмятежно дни свои, особенно в монастыре пустынном и общежительном. Есть у меня советник, которого советом я руководствуюсь в моем поведении при настоящих обстоятельствах. Пленяюсь его советом, увлекаюсь им! “Блаженни, – говорит он, – препоясавшиеся по чреслех своих к морю скорбей, простотою и неиспытным образом, любве ради яже к Богу и не давшии плещи. Сии скоро к пристанищу Царствия спасаются, и почивают в селениях добре потрудившихся, и утешаются от злострадания своего, и радуются во веселии надежды своея… Размышляющии же много помышления, и хотящии зело быти премудри, и предающии себе обращением помыслов и боязни, и предуготовляющиися и предзрети хотящии вредительныя вины, множайшии из сих при дверех домов своих выну седяще обретаются. Якоже рекшии: сыны исполинов видехом тамо и бехом пред ними яко прузи. Сии суть во время скончания своего обретающиися на пути, присно хотящии быти премудри, положити же начала отнюдь не хотяще. Невежда же плавает с первою теплотою и преплывает, попечения о теле отнюдь не творя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Молодые всё время чего-то ждут: праздника, подарка, весны, а старенькие все подарки уже получили, напраздновались, им теперь все времена года нравятся и каждый день в радость. Вообще-то «в монахе, каких бы лет он ни был, постоянно встречается и старец, и юноша; он похоронами всего личного возвратился к юности» – заметил, ты не поверишь, Герцен. Вот юными бы и войти в новую жизнь, ведь не умирать же в самом деле готовимся! А собираться потихоньку надо, в разуме и спокойствии, в любви и надежде. Священное Писание недвусмысленно считает долголетие воздаянием за добродетель ; с возрастом обостряется восприятие жизни как драгоценного дара Божия; за всякий дар надо благодарить, всякий дар нужно с ответственностью хранить и приумножать, радуясь предоставленной возможности в чем-то еще покаяться, что-то еще увидеть, понять и исправить. Недаром замечательный самобытный старец Феофан Новоезерский, оставивший яркие, живые воспоминания, признаваясь в «греховной горести» юных лет, среди великий благодеяний считал терпение Создателя, Который даровал ему время, довольное для покаяния, спасал «в смертных случаях», и сохранил «до старости и престарения». Иногда, говорят, в конце приходит самое главное утешение, ради которого живут монахи: вожделенный, сладостный дар чистой благодатной молитвы. Помнишь стихи сестры нашей монахини Л.: Там в покое в его глубине ты в мгновенье вмещаешь вечность, как прозрачная бесконечность в сердце с Богом наедине. Там во мраке таинственной тишью слышишь зов – поглощаешь мыслью. Только это зовется жизнью, Царством Света в небесном дне… Хорошо ли умереть молодым …Всё осмотрительность – она всю жизнь его водила за нос. А он ей верил, как безумец, этой лгунье, что смеялась: «До завтра подождешь. Еще вся жизнь осталась впрок». И сколько он порывов обуздал в себе отказом От радости возможной, и его безмозглый разум Все упущенья днесь высмеивают в нем. Константин Кавафис . Мало кто думает о старости, никто не готовится к ней, хотя всякому желательно прийти к финишу достойно, красиво, без страха, стыда и бесплодных сожалений. Болезни и немощи представляются отвратительными, особенно тому, кто, в силу односторонности мышления, «звучит гордо», воображая себя независимым и свободным и надеясь оставаться таким вплоть до визита костлявой; путь таковых обычно завершается «гражданской панихидой» в морге больницы.

http://azbyka.ru/fiction/rifmuetsya-s-ra...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 4 Февраля, Ин канон Глас 2 Песнь 1 Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетский, яко прославися.  Припев: Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас. Песнословити достохвальную память твою усердно, преподобне, благодать дана ти, Кирилле. Моли о нас и о всех, согрешивших, о оставлении.  Припев: Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас. Иноческий свой крест взем, преподобне, последовал еси Христу Вседержителю и, умертвив плоть, жизни вечныя сподобился еси, преподобне.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Закону Божию повинуяся, досточудне, страстная взыграния увядил еси воздержания подвигом и безстрастия благодатию обогатился еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Иже Тебе ради нетлением обогащшеся, Богородительнице Пречистая, радуйся, Обрадованная, вопием Ти, преподобных и праведных украшение.  Песнь 3 Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, Древом умерщвлей грех, и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.  Припев: Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас. Вод животных исполншися Божественнаго Духа, Богоносе, душа твоя реки чудес точит, недужным исцеление подая.  Припев: Преподобне отче Кирилле, моли Бога о нас. К широте рáйстей вселился еси, всеблаженне Кирилле, тесную шествовав стезю, и бесов коварствия, и шествия безчисленная утеснил еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Течением твоих слез напаяемь, яко древо плодоносно, Кирилле, благоплодне полезныя принесл еси добродетели, чудес Божественную благодать приемь.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Един Благий пройде утробу, воплощаемь, и Человек виден бысть совершен, Егоже моли спасти поющия Тя.  Седален, глас 1 Монашествовав Богоугодне и добродетельно пожив, благодать исцеления приял еси, блаженне Кирилле, знамения совершив страшна; обитель же совокупив священную, привел еси множество спасаемых Господеви, пребогате. Слава Богу, просветившему тя, слава венчавшему тя, слава святую твою память прославльшему.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Пишите ко мне от времени до времени и не забывайте в святых молитвах. Остаюсь, как и был, Ваш преданнейший слуга и недостойный богомолец иеромонах Игнатий, 24 сентября 1831 609 (770). Сообщение о своем нежелании ехать в Питер; о недоброжелательном отношении некоторых лиц Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Усерднейше желаю Вам здравствовать о Господе. […] Сказал я Вам мимоходом о Питере, ибо уговаривают некоторые туда ехать, чего бы мне весьма не хотелось сделать. Я болен и утомлен, ищу покоя! – Но это будет едва ли не необходимо, если здесь не найду спокойного уголка. О том, что Преосвященный намеревался сделать меня настоятелем Семигородной пустыни, он сам рассказывал всем, кто к нему ни приезжал. […] Кто ж меня спрашивает о сем предмете, говорю всю истину, как знаю, – наблюдая, чтобы в словах моих истинствовать, а не лицемерствовать. Не нахожу в сердце своем причин для лицемерия. Доходят до меня верные слухи, что сильно действует против меня Прилуцкий архимандрит Евтихиан, несмотря на то, что подводил меня к пострижению, и к ужасу моему и горести вижу, что всех сих несовместностей причина есть корыстолюбие. Своими же обстоятельствами я весьма доволен, и Вы нашли бы меня столь же радостным, как видели в Новоезерске и во время оной болезни. – Верую, что вся тварь повинуется непостижимым намерениям Творца и оные исполняет, хотя и кажется, что по-видимому оным противится. Хорошо б, если б мог я сказать о Боге то, что сказал некто: «Любит еже меня и Он, и утешения Его возвеселяют сердце мое»… Бог приведет еще Вас увидеть, а между тем остаюсь искренно любящий Вас и желающий Вам всех возможных благ. Иеромонах Игнатий, 27 сентября 1831 610 (772). Кратко о Лопотовом монастыре и о своем настроении Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Возлюбленнейший о Господе Павел Петрович! Усерднейше желаю Вам здравствовать о Господе. Приятнейшее письмо Ваше получил – а написал давно к Вам, особенной нужды крайней не имея и за различными монастырскими хлопотами, коих довольно, тем более, что я в Вашем расположении уверен; надеюсь, что и Вы в моем также.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Отвечаю: нет рода жизни без своих скорбей, но я высмотрел жизнь монастырскую подробно, не только сверху, но и снизу, проводивши многие годы послушником. Точно, пришлось видеть некоторых настоятелей, живущих будто бы на покое, но по самой вещи на беспокойствии в полном смысле. Опять видел других настоятелей, для которых оставление должности и жительство на покое было средством к достижению сугубого спокойствия и по душе, и по телу. В пример последних могу представить почившего в Бозе, известного по благочестию, отца Феофана, архимандрита Новоезерского: я имел счастье его видеть, имел счастье с ним беседовать. По моему мнению, заимствованному из учения преподобных наставников монашества, утвержденному собственными наблюдениями, настоятель, живущий на покое, если возлюбит поучаться в Законе Божием, если изберет в жребий свой часть Марии, остережется от всякого участия в части Марфиной, то проведет тихо, безмятежно дни свои, особенно в монастыре пустынном и общежительном. Есть у меня советник, которого советом я руководствуюсь в моем поведении при настоящих обстоятельствах. Пленяюсь его советом, увлекаюсь им! «Блаженни, – говорит он, – препоясавшиеся по чреслем своим к морю скорбей, простотою и неиспытным образом, любве ради, яже к Богу, и не давши плещи. Сии скоро к пристанищу Царствия спасаются, и почивают в селениих добре потрудившися, и утешаются от злострадания своего, и радуются во веселии надежды своея..; размышляющии же много помышления, и хотящии зело быти премудрии, и предающии себе обращениим помыслов и боязни, и предуготовляющиися, и предзрети хотящии вредительныя вины, множайшии из сих при дверех домов своих выну седяще обретаются. Якоже рекшии: Сыны исполинов видехом тамо, и бехом пред ними яко прузи. Сии суть во время скончания своего обретающиися на пути, присно хотящии быти премудри, положити же начала отнюдь не хотяще. Невежда же плавает с первою теплотою и переплывает, попечения о теле отнюдь не творя… Внемли себе, да не будет многость премудрости твоея поползновение души твоей и сеть пред лицем твоим: но на Бога уповая, с мужеством положи начало пути исполненнаго крове, да не обрящешися присно скуден и наг разума Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святитель Игнатий замечает, что о преуспевших, но не имеющих дара рассуждения старцах в монастырях употребляется изречение: «свят, но не искусен», и отмечает, что необходимо «наблюдать осторожность в совещаниях с ними, в совещаниях, которые иногда могут быть очень полезными». При этом осторожность должна заключаться в том, «чтоб не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев, чтоб поверять их наставления Священным Писанием и писаниями отцов, также беседою с другими преуспевшими и благонамеренными иноками, если окажется возможность найти их» 293 . Святителю Игнатию, как видно из его писем, не раз приходилось сталкиваться с такими неискусными подвижниками. Так, он пишет о некоем новоезерском духовном наставнике: «Беседовал я несколько раз со старцем: он прямо отвергал душевное делание, как очень удобное к переходу в прелесть, и высказал очень малую начитанность. Проводил он жизнь постную, к службам ходил неупустительно, вставал до утрени за час и вычитывал в келии правило... Сообразно собственному направлению он руководил и других: как Новоезерское братство, так и Горицкие чужды духовного делания, все их внимание устремлено на благовидность наружного поведения и на телесный подвиг» 294 . Иногда наставник может привести наставляемого в тяжелое и опасное духовное состояние даже не ошибочными указаниями, а недостатком верного руководства, оставив его в неведении относительно внутреннего делания, не открыв ему особенности духовной брани и, таким образом, оставляя его стоять безоружным против натиска сокровенного в душе его греха и нашествия злобных духов. Такая история встречается в жизнеописании Оптинского старца Леонида. Когда старец и его сподвижники, отцы Феодор и Клеопа, поселились в валаамском скиту, там в то время подвизался некий отец Евдоким, келлиарх и духовник валаамский. До прибытия в обитель вышеупомянутых старцев он проходил монашескую жизнь, уповая достигнуть духовного преуспеяния одними внешними подвигами и совершенною покорностью настоятелю, которого он считался присным учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Так, то птицы небесные или Ангелы приносили им пищу, то вдруг близ их жилища появлялись ветвистые и плодоносные деревья, с одной стороны питающие, с другой – укрывающие их от палящих лучей солнца, то источник воды вдруг пробивался в утоление их жажды. К сему присовокупим, что святые пустынники сами занимались полеводством, разведением садовых и огородных растений и тем уничтожали бесплодие пустыни, что успехи их хозяйства привлекали многих из дальних мест для водворения в окрестностях пустынных обителей, и страна дотоле необитаемая и бесплодные покрывалась селениями и городами, цветущими пажитями, рощами, садами и плодоносными, хорошо возделанными полями. Итак, пустынножители поистине возделали бесплодные пустыни и в духовном смысле, и в физическом. Успех духовной и физической деятельности пустынножителей зависел от благословения Божия на их труды, но сие благословение привлекаемо было их слезами, так что поистине слез теченьми они бесплодную пустыню возделали. Выражение: «слез твоих теченьми» в некоторых пустыннических тропарях и кондаках заменено: «струями слез» (в тропаре на перенесение мощей Благоверного Великого князя Феодора и чад его, Благоверн. князей Давида и Константина – пам. сент. 19), «тучами слез» (в кондаке преподобн. Феодосию, общих житий начальнику – пам. января 11, и также в тропаре препод. Кириллу, Новоезерскому чудотворцу – пам. февраля 4). Все эти выражения указывают на обилие и постоянство слез в пустынниках Христовых. Действительно не день, не два, но все время земной жизни своей они проводили в плаче или сердечном сокрушении. А у некоторых из них это сердечное сокрушение выражалось в обильных слезах телесных. Так известно о препод. Арсение, что во все время жизни своей, сидя за рукоделием, он имел в пазухе плат для утирания слез, падающих из очей его (см. в древнем Патерике, издание Афонского Пантелеим. монастыря, гл. 3, ст. 2). О чем это пустынники Христовы сокрушались и плакали? Очевидно, ни о чем земном, подобно мирским людям, не могли они плакать, так как добровольно далеко позади себя оставили все земное, добровольно обрекли себя на лишения и скорби уединенного пустынного жития; но именно то самое, что побудило их поспешно «вылететь яко на крилех голубинех» из обаяний мира и «почить», как бы в некоем удобном пристанище, в пустыне ( Псал. 54:7–8 ), то самое и было причиною их обильных и постоянных слез, – это – всегдашнее и живое представление своей виновности пред Святейшим Существом – Богом; далее – всегдашнее и живое представление огня геенского и вечного мучительного плача, ожидающих в будущей жизни нераскаянных грешников, и, вследствие того, неудержимое желание предварительными в сей временной жизни очистительными о грехах слезами угасить бесконечно жгучий и опаляющий плач геенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010