Трехъярусный резной позолоченный иконостас Знаменского храма венчало изображение Вознесения Христова. В правом и левом приделах находились одноярусные с позолотой иконостасы, в алтаре придела свт. Димитрия Ростовского на горнем месте располагалось деревянное распятие с предстоящими, на престоле - серебряный ковчег в форме кувуклии. На зап. стене трапезной в 3 рамах находились выполненные схим. Марией мозаики с видами старого Иерусалима и горы Голгофы, с подробным изображением сцен страданий и Воскресения Спасителя. В мон-ре, пользовавшемся особым расположением свт. Тихона Задонского, хранился живописный портрет архипастыря. На нем святитель изображен незадолго до кончины, облаченным в мантию, с благословляющей десницей и архиерейским жезлом в левой руке. Портрет был подарен святителем Матроне Солнцевой. В 1861 г. еп. Феофан (Говоров), посетивший Знаменскую обитель после торжественного открытия мощей свт. Тихона Задонского, прислал игум. Павлине написанный им Казанский образ Божией Матери в позолоченном окладе - точную копию Вышенской иконы. Среди святынь Е. м. был бронзовый ковчег 1885 г., в к-ром хранились икона Воскресения Христова, написанная в Иерусалиме на части стропила храма над Гробом Господним, икона вмч. Георгия, вырезанная на обломке каменной плиты с гробницы святого, частицы древа Креста Господня и камня Гроба Господня, частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, святых Дионисия Ареопагита, Агафангела, Харалампия, архидиак. Лаврентия, великомучеников Димитрия Солунского, Феодора Тирона и Пантелеимона, мучеников Нестора, Антипы, Конона, Василиска, Феодота Анкирского, мучениц Варвары и Марины, равноап. Марии Магдалины, преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого, Моисея Угрина, Дионисия и Нила Афонских, Агапита Печерского, Иоанна Пустынника (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 462-466). В 1912 г. в мон-рь была пожертвована икона новопрославленного св. Иоасафа, еп. Белгородского, с частицей его облачения. Особенности богослужения

http://pravenc.ru/text/189787.html

     В Санкт-Петербург прибывают святыни Вышенского монастыря - мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, и икона Божией Матери Казанская Вышенская. Об этом событии шла речь 23 апреля в пресс-центре " Интерфакс - Северо-Запад " . Первым святыни примет Новодевичий монастырь. Важное церковное событие будет интересно не только верующим, но и тем, кто интересуется духовным и культурным наследием нашего народа, считает настоятельница обители игумения София (Силина).      Она напомнила, что в 2015 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения святителя Феофана. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ковчег с его мощами посещает места, где он жил или с которыми был связан. В северной столице святитель прожил 10 лет, был соборным иеромонахом Александро-Невской лавры, преподавателем и ректором духовной академии. " К пустому колодцу народ не идет " , - сказала матушка София, отвечая на вопросы журналистов о прославлении Феофана Затворника для общецерковного почитания в 1988 году. " При канонизации святителя, конечно, учитывалось его огромное народное почитание, духовный дар и образ жизни - полное затворничество в течение 22 лет. Показателен образ жизни святого. Его можно назвать духовным врачом, дарующим духовное здоровье, которого так не хватает нашему обществу " , - отметила игумения София. По ее словам, во время пребывания мощей святителя в Новодевичьем монастыре к ним смогут приложиться и те, кто в силу жизненных обстоятельств не может прийти в монастырь. Разработана программа посещений детских домов, больниц, хосписа 1 и женского СИЗО 5. Для них, и для всех, кто посетит монастырь в эти дни, приготовлены пасхальные дары - складни с изображением вышенских святынь, а также листы с духовно-нравственными поучениями святителя Феофана. " Радостное для нас событие - это возвращение в монастырь иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " . Она прибудет вместе с вышенскими святынями, чтобы занять свое историческое место. Это была главная икона нашего монастыря, и последняя икона, перед которой возносились молитвы уже перед самым закрытием обители в 30-е годы XX века " , - сказала матушка София.

http://pravoslavie.ru/70289.html

38 Глинская Рождество-Богородичная пустынь находится неподалеку (в 40 км) от г. Путивля (на границе Черниговской, Сумской и Курской областей). Основана в XVI в. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери. Закрыта в 1922 г., восстановлена в 1942 г. и вновь закрыта в 1961 г. Знаменита своими старцами. 39 Софрониев Рождество-Богородичный монастырь расположен в 25 км от г. Путивля. Основан в глубокой древности. Главная святыня – чудотворная икона Божией Матери. 40 Святитель Филипп, митрополит Московский (1507–1569), обличал царя Иоанна Грозного и по его приказу был низведен с кафедры, сослан и задушен. 42 Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь был основан в 1891 г. на Белой горе – одном из отрогов Уральских гор, в 100 км от Перми. Местные жители называли его «Уральским Афоном». При монастыре был открыт скит во имя прп. Серафима Саровского . 43 Устав о совершении пятисотенного келейного правила различен в традициях разных монастырей. См.: Канонник. М. 1994. с. 581–588. 44 Свт. Феофан Затворник (1815–1894) – выдающийся церковный деятель и духовный писатель. Много лет отдал преподаванию в Духовных семинариях и академии. В бытность свою епископом Тамбовским поддержал становление Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1866 г. удалился на покой в Вышенскую пустынь, где до сих пор пребывают его святые мощи. 47 Иона (Покровский; 1892–1937), епископ. Ученик и постриженник оптинского старца Анатолия (Потапова), окончил Казанскую Духовную академию в 1914 г., был оставлен в ней доцентом. После 1917 г. эмигрировал в Маньчжурию. В 1920 г. рукоположен во епископа Ханькоуского, викария Пекинской епархии. Много сил отдавал благотворительности – помогал голодающим, создал приюты для сирот и престарелых. Скончался от ангины. Кончина его сопровождалась чудесами. 49 Имеется в виду Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в середине XVI в. святителем Германом Казанским. 50 Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий; 1795–1879) – подвизался в Глинской пустыни 45 лет, создал свою школу учеников, которые впоследствии стали известными подвижниками, имел переписку с прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Они совершили в подклете панихиду, после чего решили вывезти эти святые мощи в Троице-Сергиеву лавру. Кроме того, испросив разрешение у " больничного " начальства, им разрешили вывезти также тяжёлую шеститонную надгробную плиту. Для вывоза этого ценного раритета было решено позвать на помощь военных с их тяжёлой техникой и лебёдками. Надгробие перевезли в находящееся неподалёку село Эммануиловка и поставили его в церковной ограде, прямо напротив алтаря. Мощи же Феофана Вышенского пребывали в лавре до 1988 года, после чего их перевезли в Сергиевский храм того же села Эммануиловка. Перенесение святых мощей Феофана Затворника в обитель состоялось только 29 июня 2002 года. Торжественное перенесение состоялось при участии Патриарха Алексия II. Безусловно, главной святыней Вышенской обители является Казанская Вышенская икона Божией Матери - точная копия образа, обретённого в Казани в 1579 году. Сравнивать Казанский собор со столичным " строгим классицизмом " , конечно, трудно; но для провинциального ампира 1830-1840-х годов Казанский собор - явление, безусловно, выдающееся, достойное занять место в плеяде знаковых сооружений региона и страны в целом. Следует отметить, что тридцатые - сороковые годы XIX века вовсе не были для Рязанщины и Тамбовщины (Шацкий уезд тогда входил в Тамбовскую губернию) эпохой расцвета классицизма. Наоборот, он стремительно сходил со сцены, вытесняемый русско-византийским стилем К.А. Тона столь напористо, что во многих сооружениях два стиля попросту наслаивались друг на друга. Стандартное решение эпохи классицизма - это ротонда, однако ротонда ротонде рознь - в контексте решаемой архитектором задачи пятикупольный верх может намеренно или ненамеренно утяжелить или облегчить здание. В случае с Казанским собором, ротонды и купола - логичное развитие общей концепции вертикально ориентированного храма. Они придают постройке лёгкость, делают силуэт выразительным и главенствующим благодаря лёгкости купольного завершения. Узнаваемыми архитектурными решениями классицизма в архитектуре храма являются крупная рустовка, полуколонны, скупое и чётко геометрическое оформление оконных проёмов с полуциркульным завершением.

http://sobory.ru/article/?object=06942

Новодевичий монастырь Три объекта Новодевичьего монастыря вошли в реестр объектов культурного наследия Принятое решение позволит обеспечить их сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану. Новодевичий монастырь отпразднует второе обретение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» Ковчег с мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского, и икона Божией Матери Казанской Вышенской будут доступны для поклонения верующих в Воскресенском Новодевичьем монастыре (26 апреля — 8 мая), затем на подворье Оптиной пустыни (9-11 мая) и в Покровском соборе Гатчины (12-18 мая), — сообщает Путеводитель по Афону со ссылкой на пресс-службу митрополии. Новодевичий монастырь и обретение […] Владимир Путин поручил восстановить исторический облик Новодевичьего монастыря Владимир Путин предложил рассмотреть возможность выделения субсидий на восстановлению монастыря Старинное Евангелие Новодевичьего монастыря XVII века возвращено в обитель Неизвестно, когда оно покинуло эти стены, однако удивительно, сколько эта вещь пережила: по следующей записи, в мае 1928 года она оказалась в сельскохозяйственном музее в Ирте (Архангельская область), а затем в Белорусском государственном музее в Минске. Музей был разграблен во время Второй мировой войны, и книга попала в Германию, выставлялась там среди собрания русских и греческих икон в 1986 году Нам заповедано другое, или О травле и лютых врагах Ваш уютненький бложик занимает не вполне определённое положение между личным дневником и СМИ. Ваше личное огорчение, которым Вы поделитесь со своими дорогим дневничком в порядке общего нытья на жизнь, может попасть в клювы интернет-стервятников гораздо раньше, чем Вы успеете сообразить, что происходит. Неуставная коляска Некрасивая история. Сделали из мухи слона. Что произошло на самом деле? Мать с больным ребенком появилась в храме Новодевичьего монастыря со своим уставом, а точнее с коляской... Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/novodevichij-monas...

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской - в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: " Усердное приношение Донского войска " . Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го - у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

С нач. 1862 г. утвердился обычай брать икону из пустыни в Шацк ежегодно, преимущественно весной. Обычай этот существовал до 1891 г., когда указом Синода для пребывания в Шацке К. В. и. был установлен определенный срок, «а именно, с 20 апреля по 1 мая, с тем, впрочем, что если на указанное время падет страстная седмица или св. Пасха, то икону не должны выносить из Пустыни до окончания святой седмицы». С 1871 г. разрешение на ежегодное пребывание у них К. В. и. в сент. и окт. получили жители городов Козлова и Борисоглебска. C 1891 г. такое же разрешение было дано жителям Тамбова и Кирсанова. В память избавления города от холеры ежегодно 15 мая К. В. и. торжественно носили многодневными крестными ходами при громадном стечении богомольцев в Тамбов, а 10 июня ее переносили в Кирсанов и близлежащие города и села. Жители, не имевшие возможности побывать в мон-ре, но желавшие помолиться перед иконой, с разрешения настоятеля брали образ домой. В кон. XIX в. икону в течение 8 месяцев носили по городам и селам Тамбовской губ.: святыня посетила 6 городов, 3 мон-ря, ок. 100 сел и неск. владельческих имений, пребывая в местах остановок от неск. часов до месяца. Но и возвратившись из путешествия, образ не оставался надолго в обители: частные лица брали его домой по благословению настоятеля архим. Аркадия. Т. к. большую часть года К. В. и. носили по Тамбовской епархии крестными ходами (с 1862, по разрешению Синода от 2 мая до 25 июля ежегодно с посещением домов всех без исключения православных), в мон-ре ее замещали точной копией такого же размера в серебряной позолоченной ризе с крестом. Усердие почитателей иконы привлекло в пустынь значительные средства, давшие возможность украсить икону золотой ризой с драгоценными камнями и соорудить для нее весьма ценный киот из чистого серебра. После освящения в мон-ре каменного теплого собора в честь Рождества Христова (30 сент. 1890) за его клиросами были поставлены специальные аналои для особо почитаемых святынь: зимой справа на одном из них помещалась К. В. и. В описании этого периода она упоминается как врезная - в середине большой иконы с изображениями обстоятельств обретения этого образа, а не иконы «Коронование Божией Матери». В ноябрьском номере 1886 г. «Тамбовских епархиальных ведомостей» подробно рассказывалось о том, что с 12 по 15 сент. 1886 г. вел. кнг. Елисавета Феодоровна с супругом вел. кн. Сергеем Александровичем и его братом Павлом Александровичем гостили в имении Е. Д. Нарышкина на Быковой Горе и дважды посетили Вышенскую пуст.: накануне и в день праздника Воздвижения Честного Креста Господня. К. В. и. в то время отсутствовала в обители - она пребывала в Моршанском у. Тамбовской губ. Высокие гости, покинув имение князей Нарышкиных, продолжили путешествие, направившись в имение гр. Воронцова-Дашкова в с. Старотомникове. Икона, к-рую несли из Моршанска в пустынь, 15 сент. была возвращена из шацкого Свято-Никольского Чернеева мон-ря в с. Старотомниково, чтобы ей могли поклоняться вел. князья.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней - храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети - чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» - спрашивает ее. «О детях и о священниках, - отвечает она. - Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем - прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар - самое драгоценное, что есть у него, - Господу. Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/gd...

В храме находится ковчег с мощами многих угодников Божиих. Частицы святых мощей передал храму о. Иоанн. Ему во времена гонения на церковь на сохранение передавали эти святыни с Афона из Соловецкого монастыря и других закрывающихся обителей. Кроме этого, неоднократно в храм для поклонения верующим приносили из разных мест частицы мощей святых Георгия Победоносца, мученика Вонифатия, десницу Спиридона Тримифунтского и святителя Николая Чудотворца. С особым торжеством при огромном стечении молящихся встречались в храме чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Песчанская», Вышенская «Казанская», «Умиление», «Отрада и Утешение», крестным ходом встречали икону Святителя Николая Чудотворца. В 2003 году встречали участников Всероссийского крестного хода Курск-Дивеево, посвященного 100-летию со дня канонизации Серафима Саровского, по преданию, именно через Сапожок Преподобный Серафим направлялся из Курска в Дивеево. Из воспоминаний автора книги «Высокое Диво» Вячеслава Шумакова (одного из крестоходцев), одно из чудес совершилось именно в Сапожке. «6 июля праздник иконы Владимирской Божией Матери и собор Владимирских Святых после Божественной литургии и молебна крестоходцы направились в купальню Никольского храма и поразились необычайному благоуханию, мироточили несколько икон и икона Матери Божией «Владимирская», вода в источнике была покрыта тонким слоем мира». Постройка этой купальни тоже было проявлением чуда. В безбожные времена, когда разрушали центральный свод храма, из под фундамента алтаря забил родник, который был живым свидетельством, что сие место свято. Власти постарались срочно засыпать этот родник. В 1972 году в местности была засуха и жители соседних домов, помня о роднике, решили найти его, выкопав колодец напротив алтаря храма. Быстро нашли обильный источник воды, который явно истекал со стороны храма. На этом месте устроили колодец и к колодцу потянулись верующие люди, испытав на себе чудодейственную силу воды. Тогда батюшка Иоанн благословил построить купальню. Спустя некоторое время была построена бревенчатая просторная купальня, которая освящена владыкой Симоном в 1996 году.

http://sobory.ru/article/?object=17641

А может быть, эта икона хранится где-то и ждет своего часа, чтобы быть обретенной достойными людьми и явиться знамением спасения нашего Отечества? Много сохранилось чудотворных списков этого образа: в Москве, Казани, Петербурге, в других городах. Имя Казанской носят Ярославская, Вязниковская, Тобольская, Каплуновская, Тамбовская, Пензенская, Песчанская, Чимеевская, Высочиновская, Вышенская и другие иконы. Как свеча от свечи передается благодатное пламя от одной иконы к другой. В Петербурге открылся для богослужений Казанский собор, бывший в советские годы музеем атеизма. И у нас в Москве на Красной площади, как когда-то, рядом с Иверской часовней — храм Казанской иконы Божией Матери. Богу все возможно, но надо, чтобы наша вера не угасала. Чтобы она загоралась живым огнем в наших сердцах и распространялась по всей русской земле. Богу все возможно, но надо, чтобы прежде всего не было у нас уныния, чтобы среди нынешнего пожарища и пепелища у православных людей не опускались руки. Чтобы мы с тем же упованием, которое явили когда-то христиане в Казани во времена агарянских гонений, вверяли свою жизнь Господу. Чтобы каждый из нас терпеливо исполнял свое дело, земное и небесное, с надеждой на заступничество Божией Матери. Нет ничего невозможного для Бога. И Божия Матерь заступится за нас. Но при одном только условии, как свидетельствует сегодняшний праздник. Если будут у нас дети — чистые, нерастленные, способные принять то, что хочет предложить Господь. Если будет у нас святое священство, достойное этой милости. Здесь, пожалуй, корень всего. Мне приходилось как-то рассказывать об одной старой схимонахине. Как ни придет к ней батюшка, все застает ее плачущей. «О чем плачешь, матушка?» — спрашивает ее. «О детях и о священниках, — отвечает она. — Как не плакать?» Воистину невозможно не плакать. Наша молитва должна быть сегодня таким непрестанным плачем — прежде всего о детях и о священниках. Чтобы Господь помиловал нашу Россию, чтобы мог наш народ среди полного сегодняшнего разорения принести этот дар — самое драгоценное, что есть у него, — Господу.

http://moral.ru/kazanskaya-ikona/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010