В. и., во время одного из к-рых местной ЧК были арестованы священнослужители, а икона конфискована. Крестьяне узнали о поругании образа и пошли его выручать, не отступив даже, по свидетельству И. З. Штейнберга, когда по ним открыли огонь из пулемета (Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 33-34). С иконы была сорвана риза, в к-рой было 3,5 фунта золота и к-рая была украшена драгоценными камнями, а «доска» была брошена. Икону спрятали монашествующие Вышенской пуст., сохранившие святыню и успевшие передать ее перед арестом 2 монахиням, жившим в с. Эммануиловка. Те перед смертью передали икону заштатному (т. к. все храмы в округе были закрыты) свящ. Василию Яковлеву, проживавшему в с. Шаморга, в 5 км от пос. Выша. В 1946 г. открылся для богослужений первый и единственный в этом районе Рязанской епархии храм - во имя прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловка, а в 1947 г. свящ. Василий был поставлен служить в нем. Образ перенесли в храм, где он с тех пор и пребывает. Вызолоченная риза и киот были созданы в Москве в 50-х гг. XX в. на сбережения жителей окрестных сел. До этого икону дважды украшала фольгой Анисья Ялтуновская, старшая из 3 сестер - подвижниц благочестия, пострадавших за веру в годы репрессий (Воспоминания Варвары Павловны Инструниной, старейшей прихожанки храма в с. Эммануиловка, о судьбе Казанского-Вышенского образа Божией Матери в годы советских гонений на Церковь//Архив НУК ЦИАМ «Древлехранилище»). В Вышенском мон-ре в наст. время пребывает чтимый список К. В. и. (XIX в.), сохраненный в годы гонений и возвращенный в мон-рь. В 2001 г. стараниями архиеп. Евгения (Ждана) и по благословению управляющего Рязанской епархией митр. Симона (Новикова) впервые после долгого периода забвения был совершен крестный ход с К. В. и. вокруг Тамбова по окружной дороге (на расстоянии ок. 100 км). 19 марта 2004 г. по ходатайству еп. Тамбовского и Мичуринского Феодосия (Васнева) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возродить ежегодные крестные ходы с К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. В 1799 г. В. м. был отнесен к Тамбовской епархии. Архиеп. Тамбовский Феофил (Раев) перевел из Саровской пуст. в В. м. строителя иером. Тихона, к-рый застал обветшавшие Никольскую ц. («пол сгнил и служение исправлять опасно»), колокольню, обвалившиеся кельи. Трудами иером. Тихона были возведены каменные 8 келий, ограда с башнями и кельями в них, 4-ярусная колокольня, на 2-м ярусе к-рой 8 янв. 1818 г. освящена ц. во имя Св. Троицы. Иером. Тихон ввел в В. м. правила, близкие к уставу Саровской пуст. Монахи проживали в кельях по одному, занимались рукоделием, изготовляли крестики из кипариса, шили, вязали рыболовные сети. 7 марта 1827 г. насельница московского в честь Вознесения Господня мон-ря мон. Миропия (Аденкова) передала в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители, а также серебряный позолоченный крест с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского. Перед образом горела неугасимая лампада, мн. паломники получали исцеления, к 30-м гг. Успенская ц. не вмещала молящихся. В 1831-1843 гг. на средства прот. И. Наполинского был построен 5-главый собор, главный престол к-рого освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел - 15 авг. 1845 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - 16 авг. 1845 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплой Успенской ц., летом - по левую сторону от царских врат Казанского собора. 30 марта 1862 г. еп. Тамбовский свт. Феофан Затворник назначил настоятелем В. м. эконома Тамбовского архиерейского дома игум. Аркадия (Честонова; впосл. архимандрит). Святейший Синод разрешил жителям Тамбова, Кирсанова, Моршанска переносить из мон-ря крестным ходом чудотворный образ Вышенской Казанской Божией Матери для служения молебнов с 19 апр. в течение всего лета. В 1891-1892 гг. архим. Аркадий устроил на могиле мон. Миропии (Аденковой) в тамбовском в честь Вознесения Господня мон-ре часовню с неугасимой лампадой.

http://pravenc.ru/text/161125.html

В 1964 г. образ был выставлен как святыня на Всемирной выставке в Нью-Йорке в павильоне-часовне, построенной по модели первого православного храма в Америке — в Форт-Росс в Калифорнии. Два года павильон был символом христианской веры и свидетельством о жизни Православия в Америке. Казанская икона Божией Матери стала святыней для христиан всего мира. Ее изображение можно встретить не только в России, но и в США, Ватикане, Португалии, Италии. В судьбе Казанской иконы приняло участие множество людей, православных и католиков. Русские эмигранты так и не смогли собрать деньги на покупку иконы. Чтобы сохранить и со временем вернуть ее в Россию, с согласия архиепископа Иоанна Сан-Францисского икону приобрела католическая организация Blue Army (Голубая армия Фатимской Божией Матери). Католики должны была оставить образ у себя, в храме Девы Марии в Фатиме (Португалия), охраняя его как святыню до того времени, когда появится возможность передать его Русской Церкви. В 1993 году икону увезли в Лиссабон, а затем подарили Рапе Римскому Иоанну Павлу II, у которого она хранилась в личных покоях 11 лет. В 2004 году он вернул икону в Россию. В праздник Успения Пресвятой Богородицы делегация из Ватикана передала ее Патриарху Алексию II, а он в следующем году привез икону в Казань. Точная дата написания образа неизвестна. Российско-ватиканская комиссия признала икону чудотворным списком с первообраза Казанской иконы, датируемым периодом не позднее начала XVIII века. Об особом почитании ватиканского списка в дореволюционной России свидетельствует драгоценный оклад конца XVIII — начала XIX в. Сейчас икона находится в Крестовоздвиженском храме казанского Богородицкого мужского монастыря: г. Казань, ул. Большая Красная, д. 5. Казанская Вышенская икона Божией Матери Получила свое название по месту пребывания — в Шацкой Вышенской Успенской мужской пустыни Тамбовской губернии. Сейчас это Свято-Успенский Вышенский женский монастырь (Рязанская область). Самые ранние сведения об этом чудотворном образе относятся к 1812 году. Икона принадлежала состоятельной вдове дворянского происхождения Марии Ивановне Аденковой, послушнице Зачатьевского Алексеевского монастыря. Во время разорения Москвы французами она бежала из горящего города, взяв с собой только Казанскую икону Божией Матери, которой ее благословили родители. Мария Ивановна отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, где впоследствии приняла монашество с именем Миропия. Во время переезда в Тамбов случилось чудо: извозчик, задумавший ограбить и убить женщину, по ее горячей молитве Богородице был поражен слепотой. Раскаявшись, он вместе с Марией помолился перед святым образом и получил исцеление. А женщина благополучно добралась до монастыря.

http://blog.predanie.ru/article/7-izvest...

В Санкт-Петербургскую митрополию будут принесены святыни Успенского Вышенского монастыря 24 апреля 2014 г. 19:41 С 26 апреля по 18 мая 2014 года в Санкт-Петербургской митрополии будут пребывать святыни Свято-Успенского Вышенского монастыря (Рязанская область) — ковчег с мощами святителя Феофана, Затворника Вышенского, и Казанская Вышенская икона Божией Матери. Святыни будут доступны для поклонения верующих в Воскресенском Новодевичьем монастыре (26 апреля — 8 мая), затем на подворье монастыря Оптина Пустынь (9-11 мая) и в Покровском соборе г. Гатчины (12-18 мая). Принесение вышенских святынь в Санкт-Петербург проводится в преддверии 200-летия со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского, которое будет отмечаться в 2015 году на общецерковном уровне. Имя святителя Феофана неразрывно связано с северной столицей. Он был преподавателем, а в 1857-1859 гг. — ректором Санкт-Петербургской духовной академии, главным редактором академического журнала «Христианское чтение». Будучи в сане епископа неожиданно для всех ушел на покой в Вышенский монастырь и провел 22 года в полном затворе. Находясь в затворе, общался с духовными чадами посредством писем, которые были впоследствии изданы и оказали большое влияние на духовное становление не одного поколения верующих. Известен как автор богословско-публицистических трудов. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей в 1988 году. Важным событием, связанным с принесением в Петербург вышенских святынь, станет возвращение в Новодевичий монастырь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» или Ватопедская икона — одна из древнейших реликвий Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Список с этой чудотворной иконы в XIX в. передал в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга старец Серафим Святогорец. В честь образа «Отрада и Утешение» в 1854 году в монастыре была освящена небольшая Афонская церковь. После закрытия обители в богоборческое время икона считалась безвозвратно утерянной. В наше время она была чудесным образом обретена в Успенском Вышенском монастыре и по открывшейся на обратной стороне надписи установлена ее принадлежность Новодевичьей обители. В краткие сроки было принято решение о возвращении иконы на ее историческое место.

http://patriarchia.ru/db/text/3637164.ht...

Даже священник Н.А. Романский, для которого явленность «Московской» иконы превратилась по сути дела в аксиому, отрицал возможность её перенесения в г. Санкт-Петербург, на что, в частности, обращал внимание В.А. Некрасов. «Московский священник Н. Романский, - писал он, - приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи - одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: " Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин " ; а другая: " а сего 1754 года - паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова " . Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренёва, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна. Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него».(167) Ещё ранее А.А. Завьялов в своей статье «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге» утверждал, что «Санкт-Петербургская» («Петербургская») Казанская икона Божией Матери - это поздний (XVIII в.) и весьма неточный список явленного образа. То, что она написана не ранее конца XVII - начала XVIII вв., утверждали также В.И. Жмакин, И.А. Конобеевский, И.М. Покровский и др. Так, И.А. Конобеевский указывал, что: «К числу древних списков с Казанской иконы, прославившихся чудотворениями, кроме упомянутой иконы князя Пожарского, находящейся в Московском Казанском соборе, принадлежат иконы: Шлиссельбургская, Тобынская, Харьковская, Вышенская, Вышне-Волоцкая, Жадовская, Симоновская, Нижнеломовская, Ярославская, икона Вознесенского монастыря, Суздальская, а позднейшего письма - Петербургского Казанского собора. Все виденные нами списки почти одной меры с подлинной, т[о] е[сть] 6 1/4 вершков в вышину и 5 3/8 в[ершка] в ширину. Икона же Петербургского собора в четыре раза более подлинной Казанской».(168)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Казанская-Вышенская следующее предание: в 1812 году монахиня одного из московских монастырей Миропия Данкова, во избежание опасности, грозившей Москве от нашествия французов, решилась уехать из Москвы и переселиться в Вознесенский монастырь в Тамбове. На пути извозчик, пользуясь видимою беззащитностью монахини, задумал убить и ограбить её. Заметив его злое намерение, Миропия возопила к Царице Небесной, с иконою Которой никогда не расставалась, как со святынею и родительским благословением. Молитва её была услышана, и как бы в ответ она услышала голос, от иконы исходивший: «Не бойся! Я твоя Заступница». При этом извозчик пришёл в ужас и был поражён слепотой. Тогда он раскаялся и просил у Матери Божией помилования, обещаясь доставить монахиню сохранно в монастырь. По усердной молитве он прозрел и доставил монахиню в монастырь благополучно. Миропия умерла в 1830 году, а чудотворную икону завещала в Шацкую Вышенскую пустынь, вследствие бывшего ей сновидения, в котором Сама Божия Матерь велела ей доставить свою икону в Вышенскую пустынь. Икона была доставлена в пустынь 7 марта 1827 г., самая же пустынь существует с 1625 года, что видно с отводной памяти, написанной по грамоте великой старицы, инокини Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Феодоровича. В настоящее время чудотворная икона украшена золотою ризою с драгоценными камнями, вложена в серебряный киот и служит местного иконою Казанского собора. Всем, с верою прибегающим под державный покров Матери Господа нашего, источаются от Её иконы благодатные исцеления в болезнях и заступления в бедах. 8.07. Казанская- Высочиновская В 36 верстах от г. Харькова и в трёх от г. Змиева, среди болот и песков, находится в селе Высочиновке Казанский мужской монастырь, прославившийся чудотворениями Казанской иконы Божией Матери, именуемой Высочиновскою. В начале XVIII столетия, в царствование Петра I, икона эта была найдена в сосновом бору Казанская- Высочиновская сторожем-пушкарём, который, увидев икону, пал пред нею на колени и с благоговением взял её с кочки на свои руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

По дороге в Тамбов ямщик хотел ее убить. Тогда монахиня с воплем обратилась к Богоматери, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя заступница». Ямщик немедленно ослеп. После такого вразумления он раскаялся и обещал доставить монахиню в Тамбов. Тогда он прозрел и довез Миронию до монастыря. Ежегодно 15 мая Вышенская икона приносится в торжественном крестном ходе при громадном стечении богомольцев в Тамбов в память избавления города в 1841 г. от холеры. 10 июня икона уносится в Кирсанов. Икону монахиня поставила у себя в келье. Однажды она услыхала наяву голос, приказывавший ей перевезти икону в Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. В страхе она забыла, что именно ей приказано. Голос повторился во второй и в третий раз. Тогда Мирония стала умолять Богоматерь оставить икону у нее до смерти. Монахиня завещала по кончине икону в Вышу, куда она и была перевезена 7 марта 1827 года. Здесь от иконы истекло много исцелений. Кроме того, иногда по ночам видели чудный свет, исходивший от иконы. Казанская икона в Московском Вознесенском Девичьем монастыре Она прославилась двукратным сохранением от разрушения огнем. В 1689 году, отслужив перед этой иконой молебен, забыли погасить свечу, так что она упала и подожгла аналой, на котором лежала икона. Обгорел аналой, но икона, писанная на полотне, вся сохранилась, как сохранилась и пелена, лежавшая под иконой. 19 июня 1701 года в Кремлевском дворце и в близлежащем Вознесенском монастыре случился пожар. Икона стояла тогда на гробу князя Барятинского. Дочь его, схимонахиня Иоанна, придя ко гробу отца, помолилась перед иконой и сказала: «Пресвятая Владычица, Сама спаси от беды Твой образ и меня, недостойную рабу Твою»! После этих слов она вышла из монастыря, оставив икону на прежнем месте. Из Вознесенского храма иконы были вынесены в храм Св. Троицы, что на Рву. Когда там стали проверять иконы, то среди них оказался и образ Казанской Божией Матери, хотя его никто не выносил. Точно также, когда стали проверять иконы после пожара, он оказался внесенным в церковь, хотя его никто не вносил.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Накануне канонизации свт. Питирима, состоявшейся в авг. 1914 г., при еп. Тамбовском и Шацком Кирилле (Смирнове), все церковные древности были сосредоточены в нижнем храме кафедрального собора. На фотографии нач. XX в. центральной части иконостаса видно, что К. Т. и. располагалась за правым столбом, за левым - Смоленская икона Божией Матери. 15 нояб. 1929 г. Спасо-Преображенский собор был опечатан и закрыт для богослужений; весной 1930 г. передан краеведческому музею. При переоборудовании помещений под музейные экспозиции иконостасы были разобраны; основная часть церковного убранства, в т. ч. К. Т. и., утрачена. Ныне написание чудотворной К. Т. и.- единственной святыни, относящейся к начальному периоду истории Тамбова,- ошибочно приписывается свт. Питириму. Лит.: Хитров Г. В. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861; Березнеговский С. А., прот. Тамбовский кафедр. собор//Тамбовские ЕВ. 1862. 48. С. 460-461; 50. С. 505; он же. Тамбовский кафедр. Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской УАК. 1913. Вып. 55. С. 234-260; Самоцветов И. А. Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 г. Тамбов, 1876; Город Тамбов в 1659 г.//Изв. Тамбовской УАК. 1885. Вып. 6. С. 10-27; Голомбиовский А. Выписка в Разряде о построении новых городов и черты//Там же. 1892. Вып. 33. С. 49-56; Фиксен Б. Г. Ист.-археол. описание кафедр. собора в г. Тамбове//Там же. 1904. Вып. 44. С. 99-108; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Цветаев А., прот. Воспоминания об избавлении города Тамбова от холерной эпидемии в 1871 году по молитвам граждан пред чудотворною Вышенскою иконою Божией Матери. Тамбов, 1916; Тамбовские летописи/Публ.: Н. И. Орлов//Изв. Тамбовской УАК. 1918. Вып. 58. С. 141-171; Кириллов В. В. Организованное строительство городов в Московском государстве//Русское градостроительное искусство: Градостроительство Московского гос-ва XVI-XVII вв. М., 1994. С. 7-58; Климкова М. А. Соборная площадь города Тамбова. Тамбов, 2011. М. А. Климкова Казанская Тобольская икона Божией Матери

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В 1918 г. с. Высочиновка было переименовано в с. Пролетарское. Мон-рь был разорен, икона считается утраченной. В низинном месте луга сохранился колодец, образовавшийся на месте явления иконы, у к-рого совершаются богослужения, служатся водосвятные молебны. В Свято-Троицком храме г. Змиёва находится список иконы XIX в. Ист.: ЦДАВО. Ф. 3. Д. 1064; Архив музея Свято-Успенской Святогорской лавры. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1857. Отд. 4; Спасение потопавших при молитвенном возгласе к Божией Матери//ДЧ. 1867. Ч. 3. 9. Изв. и заметки. С. 47-54; Сказание о чудотворной иконе Пресв. Богородицы Казанско-Высочиновской и сведения об учрежденном в Ее честь Высочиновском Казанском муж. общежит. мон-ре и обретающихся в нем святынях. К., 1888; Зверинский. Т. 1. С. 160; Денисов. С. 890; Бухарев И. Иконы. 1901, 20022. С. 372-374; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 435-436; Высочиновский Казанский мон-рь в Змиевском уезде Харьковской губ.//Православные русские обители. С. 507-508. Е. К. Плыгун Казанская Вышенская икона Божией Матери (К. В. и.), получила название по месту пребывания в Вышенской Успенской муж. пуст. Шацкого у. Тамбовской губ. (ныне Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Скопинской и Шацкой епархии Рязанской митрополии). Наиболее ранние сведения о К. В. и. восходят к 1812 г. Во время разорения Москвы французами среди людей, бегущих из горящего города, была послушница московского Зачатьевского мон-ря Мария Ивановна Аденкова (в нек-рых источниках - Данкова). Она покидала Москву с намерением отправиться в Тамбов, чтобы стать насельницей тамбовского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря . Торопясь с выездом, Мария, будучи состоятельной вдовой дворянского происхождения, почти все имущество оставила в московской обители. Не рассталась она лишь со своей святыней - Казанской иконой Божией Матери, которой ее благословили родители. Помолившись перед иконой, Мария вышла из кельи, держа образ в руках, и села на подводу.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010