Через некоторое время, в 1827 году, по велению Божией Матери монахиня передала чудотворный образ в Шацкую Вышенскую пустынь «на вечное пребывание». Икона стала главной святыней Вышенского монастыря и прославилась многочисленными чудесами. Весть о ней распространилась далеко за пределы Вышенской обители. Паломников стало так много, что Успенский храм не мог вместить всех прибывавших в пустынь. В 1844 году был построен большой летний Казанский собор, в который икона Божией Матери переносилась в теплое время года. В благодарность за чудеса Вышенская икона была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и серебряным киотом. Перед ней всегда горела лампада. Согласно описанию XIX века, Вышенская икона «есть точная копия с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Кем и когда сделана сия копия, неизвестно. Несомненно только, что происхождение ея древнее. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма. Он темного колорита». После революции 1917 года икона была конфискована, с нее сняли золотую ризу, украшенную драгоценными камнями, а «доска» была брошена. Образ хранился у верующих до 1947 года, когда священник Василий Яковлев перенес икону в открывшийся храм преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. Там она находилась до 2014 года. Вызолоченная риза и киот были созданы в Москве в пятидесятых годах XX века. С 1999 года в открывшемся Вышенском женском монастыре находилась дореволюционная копия Вышенской иконы Божией Матери. 20 июля 2014 года чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери был торжественно перенесен крестным ходом из храма преподобного Сергия в Вышенский монастырь, где сейчас и находится: Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20. Казанская Богородско-Уфимская икона Божией Матери Была обретена около 1621 года недалеко от Уфы близ села Кадомцева, позже переименованного в честь этого события в Богородское. Эту икону почитали не только христиане, но и мусульмане и язычники. По иконографии и размеру она представляла собой точный список Казанской иконы Божией Матери, но чуть более темных тонов.

http://blog.predanie.ru/article/7-izvest...

Известие 1187 г. о приходе во Владимир Черниговского епископа Порфирия с ходатайством в пользу рязанских князей, «зане же есть Резань Черниговская епископия», показывает, что в это время Рязань еще входила в состав Черниговской епархии. Подробнее... Населённые пункты [ править править код ] Рязань Святыни Рязанской области [ править править код ] Рязань . Кафедральный Успенский собор Рязанского кремля: мощи свт. Василий (XIII в.), Мелетий и Гавриил (XIX в.) Рязанские, «Феодотьевская» икона Божией Матери. Скорбященский храм: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лазаревский храм на Лазаревском кладбище: блаж. Василий Кадомский (XIX в.) (часть мощей). Свято-Троицкий монастырь: свт. Мисаил (XVII в.) и Феодорит (XIX в.) Рязанские. Никольский храм в Ямской Слободе (подворье Иоанно-Богословского монастыря): блаж. Любовь Рязанская (ХХ в.). Касимов . Троицкий храм: мощи свящ. исп. Сергий Правдолюбов (Касимовский) (ХХ в.). Никольский храм: иконы Божией Матери «Касимовская-Казанская» и «Всех скорбящих Радость – Митинская». Сынтул, пос , Касимовского района. Покровский храм: мощи свящ. исп. Александр Орлов (ХХ в.). Срезеново село Шиловского района. Казанский храм: мощи преп. исп. Анна Срезневская (ХХ в.), икона Божией Матери «Споручница грешных – Срезневская». Поощупово село Рыбновского района. Иоанно-Богословский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная», икона Апостола Иоанна Богослова. Солотча , пос. (20 км. к северу от Рязани). Солотчинский Рождество-Богородицкий женский монастырь: благ. кн. Олег Рязанский (XIV в.), «Казанская» икона Божией Матери. Кадом . Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» женский монастырь: икона Божией Матери «Милостивая». Выша , село Шацкого района. Свято-Успенский Вышенский женский монастырь: мощи свт. Феофан Затворник (XIX в.). Эммануиловка , дер (2 км. от Выши). Сергиевский храм: «Вышенская-Казанская» икона Божией Матери. Польное Ялтуново село Шацкого района. Кладбище: чтимые могилы стариц Анны, Анисии, Матроны и Агафии Петриных и блаж. Василия, Евдокии и Андрея (не канонизированы).

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

В 1891-1892 гг. архим. Аркадий для увековечения памяти мон. Миропии и в благодарность за подаренную ею икону устроил на ее могиле в тамбовском Вознесенском мон-ре часовню-памятник с неугасимой лампадой ( Кученкова. 1993). Мон. Миропия. Фотография с портрета, выполненного свт. Феофаном Затворником. Нач. ХХ в. Мон. Миропия. Фотография с портрета, выполненного свт. Феофаном Затворником. Нач. ХХ в. До нашего времени дошел акт осмотра соборов и помещений бывш. пустыни от 13 февр. 1924 г. (документ плохо сохр., текст почти не читается). В этом акте, составленном декоратором театра, говорится о состоянии собора и его ценностях. В описании упоминаются К. В. и. и портрет ее дарительницы мон. Миропии, написанный свт. Феофаном Затворником. «Там же в правом приделе на стене в простом киоте икона Казанской Божией Матери размер 11/2×1 аршин, фольговая риза белая, уже развалившаяся, живопись в некоторых местах попортилась от жары, она, кажется, свидетельница пожара. По оплечье фольговая риза заменена новой, после пожара ризы не оказалось, от времени она разваливается, на что я прилагаю лоскуток подкладки (лоскуток в деле не сохр.- Авт.), под фольгой бумаги с печатным шрифтом и видом бумаги и на нем напечатанным указом времен императоров Николая I или Александра I. Икона сама старого темного письма и довольно приличного. Дальше слева при входе в церковь нашел портрет на окне монахини Миропии, на задней стороне портрета написано красной краской на самом холсте и под рамкой. Надпись: «Монахиня Миропия Данкова. От сей монахини поступила в Вышенскую Пустынь чудотворная икона Казанская в 1827 г. Портрет написан рукой преосвященного епископа Феофана, пребывающего на покое в пустыни в 1872 г.»» (ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 534. Л. 196, 353). Казанская Вышенская икона Божией Матери. XIX в. (Вышенский Успенский мон-рь) Казанская Вышенская икона Божией Матери. XIX в. (Вышенский Успенский мон-рь) В 1918 г. почти во всех уездах Тамбовской губ. вспыхнули восстания крестьян против советской власти. По сохранившимся воспоминаниям местных жителей, в это время в Вышенском монастыре неоднократно организовывались крестные ходы с К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет. Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре. Так названа обитель по иконе, а икона — по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время полтавской битвы подарил землю с лесом — бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес. Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6-го декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Когда появилась Вышенская пустынь, точно не знает никто, но в 1625 г. она уже существовала. Исследователи рассказывают, что расположенный в глухих местах монастырь был форпостом распространения христианской веры среди местной языческой мордвы. В XIX в. Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители сегодня - чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи свт. Феофана. А в 4 км от Вышенского монастыря располагается село с занятным для русского уха названием Эммануиловка, где возле церкви на берегу пруда есть целебный источник, освященный в честь свт. Феофана. В безбожное время в Вышенском монастыре располагалась психиатрическая больница. Свидетельствуют: владыка покоился в массивном склепе храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Вышенской обители, а в храме находился склад больницы, причем в загаженном голубями помещении были выбиты окна, набросаны дрова, бочки, кровати. Но надгробие оставалось цельным - мраморная плита в метр толщиной стояла прямо над склепом. Протоиереей Георгий Глазунов, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, рассказал - в опубликованной беседе - архиепископу Верейскому Евгению, как они с иеромонахом Елевферием (Диденко) в 1973 г. решили изъять мощи святителя из хлама и мусора и обрели разломанный гробик. Голова святителя оказалась разбитой на три части, но удалось собрать «абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник». В склепе обнаружили и Евангелие святителя Феофана. Всё это привезли к о. Георгию домой, и впоследствии святыня негласно была доставлена в Троице-Сергиеву лавру. Мощи были поставлены во Всесвятском храме в подклете Успенского собора, где и находились до 1988 г. Отец Георгий (Тертышников) собирал и готовил о святителе материалы, которые позже явились одним из оснований прославления. Свт. Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси. В том же году св. мощи были положены в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке, в специально устроенном приделе в честь святителя. Во время крестного хода при их перенесении многие видели на ясном небе сверкающую молнию. 14 лет мощи находились здесь и чудотворили. Еще в 1947 г. в этом храме нашла прибежище Богородичная Казанская Вышенская икона, спасшаяся от латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Лебедяни. Основан, по преданию, в XIV в. В 1542 г. разрушен татарами; возобновлен в 1621 г. патр. Филаретом: в 1675 г. сгорел; восстановлен по ходатайству св. Тихона Задонского . В нем находится древняя икона Св. Троицы, явившаяся на яблоне; в дни Святого Духа и прор. Илии в мон. бывают из собора крестные ходы. При мон. школа с 1893 г. Трех-Лощинский Пантелеимоновский скит архиерейского дома, в 30 в. от Тамбова. Учрежден в 1888 г. в память чудесного события 17 окт. 1888 г. Здесь находится икона вел.-муч. Пантелеимона, выписанная из Афонского русского Пантелеимонова мон., пользующаяся особенным почитанием со стороны местного населения. Успенская Вышенская пуст., зашт., на правом бер. р. Выши. в 24 в. от г. Шацка. Время основания ее неизвестно; на нынешнем месте существует с 1625 г., до того же времени находилась на 8 версте вверх по р. Выши. Пустынь обстроена и возобновлена игуменом Тихоном († 1844 г.). Старинный небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери построен в пол. XVIII в. В мон. Казанском соборе находится чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту св. икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812 г., спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский мон., подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамерившегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем пред св. иконой о заступлении Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, и Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила св. икону в своей келии, а пред своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от св. иконы повелению, Вышенской пустыни, где св. икона и находится с 7 мар. 1827 г. Ежегодно после Пасхи св. икона носится в Тамбов и другие города губернии. В пуст. погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 6 янв. 1894 г. преосвященный Феофан Вышенский затворник 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

К. В. и. зимой пребывала в киоте за правым клиросом теплого Успенского храма, а летом икона в том же киоте помещалась в середине местного образа «Коронование Божией Матери» по левую сторону от царских врат главного иконостаса Казанского собора. Существуют описания мн. чудес и исцелений от К. В. и. по молитвам к Божией Матери частных лиц. Они записаны в документах, хранящихся в архивах Тамбова и Рязани. В 1853 г. в г. Шацке свирепствовала холера. При бессилии медицинских средств решено было обратиться к заступничеству и помощи Царицы Небесной. По просьбе жителей Шацка через городничего Волкова К. В. и. была взята из Вышенской пуст. Ее носили по всем без исключения домам, после чего холера прекратилась в кратчайший срок, что видно из благодарственного письма того же Волкова игумену Вышенской пуст. Герасиму с братией. После этого икона бывала в Шацке довольно часто и всякий раз по просьбе жителей. Такими же чудесами, какими сопровождалось пребывание К. В. и. в Шацке, ознаменовалось и пребывание образа в Моршанске в том же 1853 г., когда к нему приблизилась эпидемия холеры. По просьбе жителей города и местного духовенства икона была принесена в Моршанск на 3 недели, и это «сохранило град и его предградия от смертоносной язвы, облежащей всех жителей, потерявших всякую надежду на спасение в предстоящей и угрожающей всем болезни» (из благодарственного письма моршанцев игум. Герасиму. См.: Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 19). По прекращении холеры жители Моршанска в благодарность Царице Небесной за Ее к ним милость в том же 1853 г. пожертвовали серебряную раму на икону с надписью: «Святой Заступнице и Ходатаице за грешных обитателей города». В дальнейшем жители Моршанска неоднократно брали образ к себе из Вышенской пуст.; затем ходатайствовали перед Святейшим Синодом о том, чтобы «чудотворная икона Казанской Божией Матери, находящаяся в Вышенской Пустыни, была приносима в Моршанск ежегодно». Ходатайство это Синодом было удовлетворено. В 1862 г. последовало формальное разрешение настоятелю Вышенской пуст.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

По его указанию разобрали стену и нашли в ней икону Божией Матери. С того времени икона прославилась чудесами, и верующие во множестве стали прибегать к ней с благоговейными молитвами. В описи 1720 года о сей иконе говорится, что она была украшена серебряным вызолоченным «венцом и гривенкою с привесками». Длина иконы 1 аршин 71/2 вершков, ширина 1 аршин 2 вершка. В 1784 году она была украшена сребро-позлащённою ризою с жемчугом и драгоценными камнями. Эта икона очень древняя: ещё во времена Иоанна Грозного к ней притекали во множестве богомольцы. Когда на русский город Орешек, ныне Шлиссельбург, напал шведский полководец Делагарди, святая икона была замурована жителями в стене крепости в 1611 году. Подлинность рассказа, передаваемого часовым, подтверждается рапортом коменданта к военному министру. 8.07. Казанская – в слободке Мурафе Казанская икона Божией Матери находится с давних времён в Никольской церкви, что в слободке Мурафе, в Харьковской губернии. Икона эта давно уже прославилась чудотворениями; пред нею православные, во всех обстоятельствах своей жизни, изливают свои моления к Заступнице рода христианского. Во время войны Петра I с Карлом XII шведы, в неудачную свою экспедицию против корпуса Рена, приближались к мосту на реке Мурафе; никакой защиты не было у жителей, и они бросились за помощью к Заступнице Небесной: они подняли Казанскую икону и вышли с нею навстречу шведам у самого моста. На шведов нашло такое смущение, что они поспешили ретироваться в обратный путь, а жители Мурафы возблагодарили Царицу Небесную, от бед спасающую. 8.07. Казанская – в Сергиевой лавре В Троице-Сергиевой Лавре находится свято чтимая икона в сребропозлащённой раме с надписью: «Благословил Государя Императора Петра Великого во время шествия в низовый поход в Казань, Тихон, Митрополит Казанский, 1722 г.». 8.07. Казанская-Вышенская Главная святыня Вышенской пустыни в Тамбовской епархии – это храмовая чудотворная икона Казанской Богоматери, очень древней греческой живописи, и лик на ней значительно потемневший. Икона помещается в средине местного образа коронования Божией Матери по левую сторону царских врат главного иконостаса Казанского собора. Об этой иконе сохраняется

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году. Кто был архитектором этого величественного здания - неизвестно. Однако есть данные о том, что он был " устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора " . При этом писали, что " он уступает своему образцу размерами и внутренним украшением " . В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя. Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место " с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам - Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе " , - отмечается в книге " Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря " , изданной Рязанской епархией в 2009 году. После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь. В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочерёдно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница. Казанский храм приспособили под склад. Там хранили всевозможные вещи - телогрейки, сапоги, автомобильные покрышки... Поэтому здание очень скоро пришло в ужасное состояние. В оконных проёмах не осталось ни рам, ни стёкол, кровля в нескольких местах провалилась, а там, где уцелела, поросла травой и даже деревьями. Интерьеры также сильно пострадали: настенные росписи были испорчены, Казанская икона Божией Матери пропала, склеп святителя Феофана вскрыли и осквернили. В 1972 году иерей Георгий Глазунов, игумен Марк Лозинский и двое студентов Московской духовной академии проникли в закрытый Вышенский монастырь, где и пробрались в подклет бывшего Казанского собора.

http://sobory.ru/article/?object=06942

В Среднеазиатский митрополичий округ принесены мощи святителя Феофана Затворника Ташкент, 11 января 2017 г.      9 января 2017 года из Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской области в главный храм Среднеазиатского митрополичьего округа кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в Ташкенте были доставлены две святыни — ковчег с частицей мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского, а также икона Божией Матери, называемая Казанская Вышенская. Торжественную встречу святыни возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, сообщает Патриархия.ru . Святыни сопровождают настоятельница Успенского Вышенского женского монастыря игумения Вера (Ровчан) и сестры обители. Планируется, что мощи святителя и чтимый образ будут доставлены в храмы и монастыри Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Мощи святителя Феофана в 1973 г. были обретены настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки протоиереем Георгием Глазуновым, игуменом Марком (Лозинским), архимандритом Елевферием (Диденко) и архимандритом Георгием (Тертышниковым) на территории Шацкой психиатрической больницы, расположенной в зданиях Вышенского монастыря. До 1988 г. мощи находились в Троице-Сергиевой лавре. После того как епископ Феофан в июне 1988 г. был причислен Поместным Собором Русской Православной Церкви к лику святых, его мощи были положены в храме преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловки Рязанской области, расположенном вблизи не действовавшего на тот момент Успенского Вышенского монастыря. 29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя в Успенский Вышенский монастырь, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Икона Божией Матери Казанская Вышенская является точной копией чудотворной иконы Божией Матери Казанская, обретенной 8 (21) июля 1579 года в Казани. Наиболее ранние сведения об этой иконе восходят к 1812 году. Во время нашествия Наполеона насельница московского Зачатьевского Алексеевского монастыря Мария Аденкова покинула Москву, взяв с собой только одну святыню — икону Казанской Божией Матери. Мария направилась в тамбовский Вознесенский монастырь, где была пострижена с именем Миропия. После своей смерти монахиня завещала икону Шацкой Вышенской пустыни.

http://pravoslavie.ru/100075.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010