Сретенский монастырь : свт. муч. Иларион Верейский (ХХ в.). Покровский женский монастырь : блаж. Матрона Московская (ХХ в.). Зачатьевский женский монастырь : преп. Иулиания и Евпраксия Московские (XIV в.), «Милостивая» икона Божией Матери. Новодевичий Смоленской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь : преп. Елена Московская (XVI в.), «Иверская» икона Божией Матери. Донской монастырь : свт. Тихон Московский (ХХ в.), «Донская» икона Божией Матери (в алтаре). Подворье Афонского Пантелеимонова монастыря : преп. Аристоклий Афонский (ХХ в.). Ново-Спасский монастырь: «Смоленская» икона Божией Матери. Высокопетровский монастырь : «Казанская» икона Божией Матери. Иоанно-Предтеченский женский монастырь: икона св. Иоанна Предтечи с обручем. Посёлок ДСК Мичуринец: Святой источник Казанской иконы Божией Матери Поселок Святой источник Параскевы Пятницы (Ерино): Святой источник Параскевы Пятницы Сводная таблица храмов и монастырей Москвы [ править править код ] Административный округ Храм Монастырь Центральный Северный Северо-Восточный Восточный Юго-Восточный Юго-Западный Западный Северо-Западный Ильинское благочиние (поселения НАО: Внуковское, Воскресенское, Десёновское, Московский, «Мосрентген», Сосенское, Филимонковское) Никольское благочиние (поселения НАО: Рязановское, Щербинка) Одигитриевское благочиние (поселения НАО: Кокошкино, Марушкинское) Новотроицкое благочиние (образовано 5 декабря 2019 г., объединяет приходы на территории Троицкого административного округа) Монастыри [ править править код ] Все монастыри Москвы Донской мужской монастырь (Москва) [ править править код ] Донской монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, ныне находящийся в черте города Москвы. Расположен на юго-западе исторической части города, на Донской площади. Ближайшая станция метро — «Шаболовская». Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

16 августа Феодоровская икона Сведения о Феодоровской иконе Богоматери помещены под 14 марта. 17 августа Амартийская икона Амартийская икона Божией Матери называется еще Арматийской, и это последнее ее наименование более правильно, чем первое. Она находилась в Константинополе, в так называемой Арматийской обители, которая в настоящее время уже не существует. Место, где была расположена эта обитель, называлось «Арматиевы» или «в Арматиевых» и получило такое наименование от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зенона (474—491 годах). Празднество чудотворной иконе Амартийской или Арматийской установлено в воспоминание избавления от волновавшей Восточную церковь ереси иконоборчества. Гефсиманская икона Иконы Богоматери, носящие такое наименование, имеются в Иерусалиме и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры. 18 августа Сумельская икона Сумельская икона Божией Матери называется еще Одигитрией. Прежде она находилась в Греции, в городе Афинах. В конце IV века преподобные Варнава и Софроний перенесли ее оттуда в Малую Азию, в страну Трапезонтскую, и поставили в пещерной церкви основанного ими монастыря Мела или Сумела, на Черной горе. Обитель эта и до сих пор существует, привлекая к себе хранящейся в ней иконой Богоматери немало поклонников из окрестных селений и ближайших к Трапезонту провинций Малой Азии, Тавриды и стран Прикавказских. 19 августа Донская икона С Донской иконой Богоматери соединяются многие светлые воспоминания из далекого прошлого в жизни нашего родного отечества. Кто не помнит, например, о битве русских войск с Мамаевыми полчищами? Именно во время этой войны великого князя Димитрия Иоанновича Донского с татарами все русски земли объединились под его знаменами. Пришли к нему на помощь и донские казаки. Они принесли с собой и икону Богоматери, взятую ими из Благовещенской церкви городка Сипотина. Этот образ был утвержден на древке, как хоругвь, и все время, пока продолжалась война, находился среди русских войск. Когда наступило 8 сентября 1380 года и предстояла славная и решительная битва с Мамаем на знаменитом Куликовом поле, тогда он был носим среди православных воинов для их ободрения. Трогательную картину описывает историк Карамзин: «Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему»! и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена» перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее. Русские войска с верой в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские полчища.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

После 1547 г. в чине местного ряда Б. с. появились иконы, оказавшие большое влияние на современников, в т. ч. икона «Четырехчастная». Она была написана псковскими мастерами по заказу свящ. Сильвестра, к-рый руководил восстановлением царского домового храма. Икона включала изображения неск. сюжетов, к-рые, судя по надписям, представляли иллюстрации к церковным песнопениям (от верхнего левого угла): «И почи Бог в день седьмый», «Единородный Сыне и Слове Божий», «Приидите трисоставному Божеству поклонимся», «Во гробе плотски, во аде же с душею…». Эта икона вызвала критику со стороны государева дьяка И. М. Висковатого и стала предметом обсуждения на Соборе в 1553-1554 гг. Шуйская-Смоленская икона Божией Матери (XV в.) в раме с образами праматерей и пророчиц (кон. XVII — нач. XVIII в.) из местного ряда Шуйская-Смоленская икона Божией Матери (XV в.) в раме с образами праматерей и пророчиц (кон. XVII — нач. XVIII в.) из местного ряда В эпоху митр. Московского и всея Руси Макария и царя Иоанна IV иконное убранство Б. с., как и др. кремлевских соборов, к-рые пострадали в пожаре 1547 г., могло пополниться древними чтимыми иконами, привезенными из разных мест страны. Возможно, в это время в местном ряду появился образ «Спас на престоле» (1337?), в поздней надписи на иконе упомянуты вел. кн. Иоанн Калита и Новгородский архиеп. Моисей. После 1552 г. в домовый царский храм была поставлена двусторонняя икона «Богоматерь Донская» с «Успением» на обороте (посл. четв. XIV в.), принесенная из Успенского собора г. Коломны. Какой именно образ был храмовым в домовом царском соборе, неизвестно. Вероятно, это могла быть привезенная в ту же эпоху икона «Благовещение Устюжское» (нач. XII в.) из новгородского Юрьева мон-ря, взятая позднее в Успенский собор Московского Кремля (к нач. XVII в. находилась в местном ряду). Окончательное формирование совр. вида местного ряда относится к нач. XVIII в. В него вошли наиболее почитаемые иконы Б. с.: справа от царских врат - «Спас на престоле» (1337?; до 1680 находилась в левой части ряда; в описи 1703 названа чудотворной); храмовый образ «Благовещение с кондаки и с икосы» (созданная, вероятно, по заказу царя Михаила Феодоровича в 1-й четв.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Гребневская [Гребенская] икона Божией Матери , чудотворный образ (праздн. 28 июля, 21 авг.), находившийся в Москве в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Бору, известной как храм в честь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке (угол Лубянской пл. и Мясницкой ул.). История Г. и. изложена в сказании «Повествование о образе чудотворном Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Гребневская, и како и откуду обретеся зде, в царствующем граде Москве, в лето 6889-е, списано вкратце с древняго летописца» 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Романова. 2004. С. 561-562). В наст. время известно 3 списка «Повествования...»: Копенгаген. Королевская б-ка. Новое собр. (Ny kong. saml.). 122d-4 ° , посл. четв. XVIII в.; ГИМ. Щук. 125, нач. XIX в.; ЯИАМЗ. Инв. 15544. Л. 201 об.- 202 об., 1807-1811 гг. (сокр. вариант). Существует также краткая его редакция (1715) для полемического сборника С. Ф. Моховикова «Солнце пресветлое» (МГУ НБ. 10535-22-71. Л. 68 об.- 69; ГИМ. Муз. 42. Л. 63-64 (гл. 45)). Содержание текста, опубликованного в 1834 г. по материалам, предоставленным М. П. Погодиным , передано в разнообразных изданиях, посвященных иконам Божией Матери. Согласно сказанию, в 1380 г. Г. и., к тому времени уже прославленная чудесами, была поднесена возвращавшемуся с Куликова поля вел. кн. Димитрию Донскому в городке Гребни, стоявшем у устья р. Чир - притока Дона; тогда же в Сиротинском городке князю была подарена Донская икона Божией Матери . Сначала Г. и. находилась в московском Успенском соборе. Вел. кн. Иоанн III в связи с походом на Новгород в 1471 г. построил обетную деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Бору и поставил туда чудотворную икону, а после чудесного рождения сына Василия, «дарованного Богородицей», Иоанн III, «наипаче велию веру нача держати ко пресвятей Богородице на Бору», украсил Г. и. драгоценной утварью и поместил ее в раму с клеймами Акафиста.

http://pravenc.ru/text/166423.html

Ниц лежали кроткие царицы, Преклонялись хмурые цари. В настоящее время вопрос о постоянном нахождении этой святыни не решен. По сложившейся практике икона эта, как и икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, переносится из Третьяковской галереи на время богослужения в храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В смысле иконописания эта икона является произведением кисти поистине гениального художника. Ее иконный тип – «Умиление» – отличается тем, что Младенец тянется к Матери, охватывает Ее рукой, ласково к Ней прильнув. Левая нога Младенца согнута так, что видна подошва ступни – отличительная черта этой иконы. Владимирской иконе Божией Матери свойственен особенно выразительный и грустный взгляд. Красота тонко исполненного лика и выразительность взгляда настолько велики, что вполне воспринять их можно только перед самой чудотворной иконой. Прежде старались как можно реже прибегать к реставрации, особенно ликов святых: этим мы обязаны тому, что лики на Владимирской иконе Божией Матери восходят к XI веку. Праздники иконы: 21 мая ст.ст. (3 июня н.ст.); 23 июня ст.ст. (6 июля н.ст.) и 26 августа ст.ст. (8 сентября н.ст.). Икона Божией Матери «Смоленская» По преданию эта икона написана еще во время земной жизни Богородицы. Она – первая по времени прибытия к нам из византийских чудотворных икон. Один из летописных источников говорит, что император византийский Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии, перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась в России как «Смоленская». Особенно широко по всей Руси стал распространяться иконографический тип иконы «Одигитрия Смоленская» после присоединения Смоленска к Московскому государству – с начала XVI столетия. Великий князь Московский Василий III в память освобождения Смоленска от Литвы построил в Москве Новодевичий монастырь, где находилась копия Смоленской иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Немало сохранилось и других икон от того времени, замечательных в том или другом отношении. Одни из них были принесены к нам из Греции. Святой Алексий, митрополит Московский, привез из Константинополя после вторичного своего туда путешествия чудную икону Нерукотворенного Образа Христова и поставил ее в основанной им во имя этого образа Спасо-Андрониковой обители. Святой Дионисий, архиепископ Суздальский, долго пребывая в Константинополе, снял там две точных копии, с сохранением самого размера, с образа Пресвятой Богородицы — Одигитрии, находившегося в Софийском соборе, и одну из этих копий прислал (1381) в суздальский собор, а другую — в нижегородский Преображенский, последняя уцелела доселе. Преподобный Арсений Коневский, еще до основания им обители проживший три года на святой горе Афонской, принес оттуда с собою (около 1393 г.) икону Божией Матери, данную ему на благословение афонским игуменом Иоанном, икона эта как чудотворная доныне чтится в Коневском монастыре . Другие иконы напоминают нам достопамятные лица или события из отечественной истории, а некоторые чтутся притом как чудотворные. Таковы: а) икона Благовещения Пресвятой Богородицы Устюжская, пред которой молился (1290) святой Прокопий Устюжский, когда силою молитв своих отклонил от Устюга страшную каменную тучу, находящаяся ныне в московском Успенском соборе ; б) икона Пресвятой Богородицы Владимирская, писанная святителем Петром Московским еще в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни и поднесенная им тогда (около 1301 г.) Русскому митрополиту Максиму; ныне находится во владимирском кафедральном соборе ; в) икона Успения Пресвятой Богородицы и г) икона Петровской Богоматери, писанные тем же святителем Петром и находящиеся в московском Успенском соборе ; д) икона Всемилостивого Спаса, поднесенная Новгородскому владыке Моисею в 1325 г., после рукоположения его во епископа святым Петром, митрополитом Московским и е) икона Божией Матери Донская, сопутствовавшая великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому на Куликовом поле. Последние две находятся ныне в московском Благовещенском соборе . Здесь же можно упомянуть и об иконе Божией Матери Максимовской, которая написана была по видению, бывшему во сне митрополиту Максиму в 1299 г., когда переселился он из Киева во Владимир, и висит ныне во владимирском Успенском соборе над тем местом, где погребен этот первосвятитель; а также — об иконах Пресвятой Богородицы Одигитрии и святителя Николая, бывших келейными преподобного Сергия Радонежского и ныне находящихся при его раке, и о чудотворном образе Божией Матери Одигитрии, который принесен был преподобным Кириллом Белоезерским из Москвы на Белоозеро и оставлен в наследие основанной им здесь обители .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦАК МДА) Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVIII — нач. XIX в. (ЦАК МДА) Изображение Пресв. Богородицы с воздетыми в молении руками (Оранта) и Младенца Христа в медальоне на Ее лоне известно в визант. искусстве с кон. VIII - нач. IX в. Этот тип иконографии получил широкое распространение и различное осмысление, главным является соотнесение образа с пророчеством Исаии о Воплощении Бога Сына: «Се Дева во чреве приимет» (Ис 7. 14). В России находится древнейший образ этой иконографии - 2-сторонняя икона «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми. Праведные Иоаким и Анна» из Софийского собора в Вел. Новгороде (сер. XII в., см.: Смирнова. 2008. С. 89-94). На этой иконе первоначальная живопись в нижней части фигуры Богомладенца, с изображением рук, не сохранилась (записи XVI-XVII вв.). На повторениях иконы, выполненных в XVI в., руки Младенца Христа в благословляющем жесте (в левой держит свиток) расположены на уровне пояса, а не подняты к груди, как это видно на др. одновременных иконах («Богоматерь «Знамение», с избранными святыми» из Рождественского мон-ря во Владимире, сер. XVI в., ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 216-217). Изображение Богомладенца с опущенными и покровенными руками в иконографии «Знамение» уникально, оно известно только на К. и. Обычай украшать иконы рамами с изображениями встречается на Афоне ( Кондаков. Иконография Богоматери. 1910. С. 60) и в Др. Руси («Богоматерь Умиление (Белозерская)» из Спасо-Преображенского собора в Белозерске, 1-я пол. XIII в., ГРМ), сохранялся он и в позднее время (напр., «Донская икона Божией Матери, с пророками и святыми Иоакимом и Анной», XVIII в., ГМИИР; см.: Русское искусство в собр. ГМИР. М., 2006. Кат. 114. С. 89). Благодаря раме с изображениями пророков иконография К. и. воспринимается как один из вариантов композиции «Похвала Богоматери», возникновение к-рой относят к XIV в. Развитие темы прославления Богородицы связано с усилением интереса к мариологической теме в кон. XV - нач. XVI в. Возможно, влияние на эту иконографию оказало также развитие и композиции пророческого ряда иконостаса с образом Богоматери «Знамение» в центре.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Под воздействием палящего южного солнца и влажного морского климата защитный слой оплавился, а образ совершенно потемнел. Позже, когда рядом с часовней был построен Никольский собор, икону с почти неразличимым изображением поместили в алтаре храма на внутренней стороне иконостаса. В 1935 г., в день праздника «Николы вешнего», церковный сторож заметил некий блеск на иконе и проявившуюся золотую полоску, а затем, в течение нескольких дней наблюдал вместе с диаконом как икона постепенно " проявлялась " . К началу июня было уже хорошо видно прежде утраченное изображение Николая Чудотворца, о чем и было сообщено настоятелю храма архиепископу Владимиру (Тихоницкому). В честь обновления храмового образа был отслужен благодарственный молебен, а специалисты подтвердили, что икона не испытала человеческого вмешательства. Обновившийся чудом образ святого Николая стал почитаться одной из главных святынь собора, к нему прибегали все страждущие чада Русской Церкви, оказавшиеся в рассеянии. 2) Икона Божией Матери " Всецарица " . Этот очень редкий старинный образ конца 17-го века школы Симона Ушакова был подарен собору частными благотворителями в день праздника иконы 31 августа 2016 г. Известный всему миру чтимый афонский список иконы Всецарицы прославлен многочисленными чудесами исцелений, особенно онкологических заболеваний. Прославились и его списки, находящиеся в разных странах, в том числе в Москве. 3) Чтимая Казанская икона Божией Матери располагается у южного клироса (справа от иконостаса). 4) Икона преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился подвижник, расположена в северном приделе. 5) Икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей. 6) Мощевик Киево-Печерских преподобных отцов. 7) Донская икона Божией Матери, вышитая рукой сестры св. страстотерпца Царя Николая великой княгини Ксении Александровны, располагается в южном приделе. Комментарии и обсуждение 20 января 2010 года Россия выиграла долгую тяжбу с православной ассоциацией Ниццы, управлявшей Свято-Николаевским собором более 80-и лет, и, хотя договор аренды истек еще в 2008 году, продолжала отстаивать свои права на владение собором.

http://sobory.ru/article/?object=00633

Вот что, например, мы можем прочитать у одного современного выдающегося исследователя древнерусского искусства Β.Н.Лазарева: «Русская икона XV века является искусством светлым и радостным... Отмечающее ее настроение спокойной сосредоточенности, ее приветливые, открытые лики, ее чистые и ясные силуэты, ее сияющие краски – все это вызывает ощущение какой-то внутренней легкости, когда все душевные силы приведены в согласие и когда возникает то особое чувство гармонии, которое рождается при звуках совершенной музыки». Таков был путь нашей иконописи за последние столетия. От головокружительных высот «боговидения», выраженного хотя бы в таком шедевре как «Святая Троица» Андрея Рублева, где красота сочетается с умозрением и проникновением в Божественные Тайны, пройдя через века почти полного забвения своего духовного богатства – древней иконописи, – приходим в конце XIX века к «открытию» своей собственной иконы. Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и, насколько мы себя как народ помним, с нами всегда был образ Пречистой и Преблагословенной. В Своих особых, чудотворных иконах пришла Она к нам впервые в половине XI века как «Одигитрия» – «Путеводительница». Пришла с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора, выданной за великого князя Всеволода Ярославича, и стала именоваться у нас «Смоленской». Век спустя, с князем Андреем Боголюбским, уже в другой Своей иконе – Владимирской, пришла Она из Киева на север. После Смутного времени как Феодоровская-Костромская благословила нам на царство отрока Михаила, а накануне небывалых потрясений революции взяла землю Русскую под покровительство Своей Державной иконой. Смею думать, что Россию можно было бы назвать Богородичной страной. Любовь и благоговейное отношение русского человека к иконе Той, Которая – честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, и милость Самой Царицы Небесной к земле нашего отечества сделали то, что в России явлено более 468 именований Ее святых икон. Но сколько бы ни было у нас икон и как бы ни были различны их названия, происходящие главным образом от названий мест, где они были явлены, у нас ни на йоту не уменьшилось сознание, что эти различные изображения есть изображение все Той же единой Матери Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Храм иконы Божией Матери " Одигитрия " (Аксай) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» —  храм Русской православной церкви в городе Аксай. История этого храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в городе Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии. Содержание История [ править править код ] История Одигитриевского храма уходит в глубь веков и напрямую связана с событиями 1830 года в г. Аксае и чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии (греч.- Путеводительницы). Явление иконы Одигитрии в станице Аксайской произошло в 1830 году. В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали в каждом почти доме, нигде не было спасения. После обретения Аксайской иконы Божией Матери в заброшенном доме, начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим. Эпидемия прекратилась. Храм до революции В 1833 году Старочеркасский благочинный о. Иоанн Красовский донес Высокопреосвященному Афанасию, Архиепискому Донскому, о явлении в Аксайской станице иконы Божией матери Одигитрии и что благодатию от нее была прекращена холера. Донская духовная консистория предписала произвести подробное расследование происшедшего. Во избежание поклонения иконе как чудотворной до официального признания ее таковой, в 1832 году, по распоряжению Архиепископа Афанасия, Аксайская икона была перенесена из Аксайской Троицкой церкви в Новочеркасский Вознесенский собор и оставалась в соборе до 1847 года. В течение 16 лет вопрос об иконе не решался и многие забыли о ней. В 1847 году на Дону снова появилась холера. Особенно она свирепствовала в Аксайской станице, в день умирало по 100 человек. В это же время шло строительство Ольгинской дамбы, среди рабочих возникла паника, они требовали расчета, но, не получив, многие бежали, бросив и деньги и паспорта. Для усмирения этих рабочих прибыл начальник Войскового штаба генерал М. Г. Хомутов. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы Одигитрии в станицу.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010