При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русские войска, и целые сутки бились с ними, но вдруг были устрашены невидимой силой и обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненых и весь свой стан. В этом же 1591 году был основан Донской монастырь на том месте, где среди воинов во время битвы стояла Донская икона. В монастырской церкви была поставлена чудотворная икона и установлен 19 августа ежегодный праздник в честь сей иконы Божией Матери, в память бывшей чудесной помощи от неё русскому войску, с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь. В Софрониевой пустыни имеется чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы Она принесена сюда в 1733 году донским казаком Коловертовым. Казак обещал пожертвовать её в пустынь, но не спешил сделать это и заболел головой. Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне одной благочестивой вдове Татиане, повелела объявить Коловертову, чтобы он исполнил свой обет, и обещала ему выздоровление. И он, лишь начал собираться в пустынь с иконой, получил исцеление. Молитва пред иконой, именуемой «Донская» О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, люди же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злые сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Жировицкая икона Пресвятой Богородицы 4 ноября 2010 г. 11:15 Явление Жировицкой иконы Пресвятой Богородицы произошло в 1470 г. в местечке Жировицы Гродненского края в лесу, принадлежавшем православному литовскому вельможе. Местные пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Они с благоговением взяли икону и отнесли помещику, который запер ее в ларец. На следующий день он захотел показать икону своим гостям, но она исчезла. Через некоторое время пастухи снова нашли икону на том же месте и опять отнесли ее барину. Тогда он дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы. Около деревянного храма вскоре появилось селение и образовался приход. Около 1560 г. храм сгорел, и все решили, что икона погибла в огне, пока однажды не однажды увидели чудное видение: Дева необыкновенной красоты в лучезарном сиянии сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все считали сгоревшей. Дети рассказали об этом взрослым, и те вместе со священником отправились к храму. На камне у зажженной свечи стояла Жировицкая икона Божией Матери. После этого события был построен монастырь. Его братство возглавило борьбу за Православие против унии и латинства. В 1613 г. монастырь был захвачен католиками, но и они почитали Жировицкую икону. В 1839 г. монастырь был возвращен православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Во время первой мировой войны Жировицкую икону Божией Матери перевезли в Москву, а в начале 1920-х годов она была возвращена в обитель. Эта икона — самая малая по своим размерам (5,7x4,1x0,8 см) из почитаемых Богородичных икон и представляет собой овал из яшмы с изображением Богородицы и Предвечным Младенцем на руках. В иконографии такие иконы относятся к типу «Умиление». Уже в 1621 г. отмечалось, что изображение на иконе сильно стерто, сглажено. Тем не менее, от первого взгляда на икону остается впечатление необыкновенной утонченности и глубины. Ныне икона находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии и глубоко почитается за ее благодатную помощь в болезнях и в житейских нуждах. Стало традицией принесение святынь и чудотворных икон на выставку-форум «Православная Русь». В прошедшие годы на выставку были принесены Донская икона Божией Матери (2004 г.), Феодоровская икона Божией Матери (2006 г.), мощи свт. Митрофана Воронежского (2007 г.), Великорецкая икона Николая Чудотворца (2008 г), Почаевская икона Божией Матери (2009 г.). Символом единства православных народов, крепости в вере станет и нынешнее духовное событие — принесение древнего чудотворного образа с белорусской земли на IX церковно-общественную выставку-форум «Православная Русь — к Дню народного единства» . Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1305400.ht...

Патриаршее служение в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре 2 сентября 2017 года 1 сентября 2017 года в  Донском ставропигиальном мужском монастыре  состоялось празднование Донской иконе Божией Матери в память избавления Москвы от татар в 1591 году.  Накануне, 31 августа, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Правительства г. Москвы, префектуры Южного административного округа столицы и Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь была принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. У крыльца Большого собора святыню торжественно встретили наместник монастыря  епископ Бронницкий Парамон  и  епископ Гдовский Фома , братия обители и многочисленные верующие. Под пение тропаря икону перенесли в Большой собор на украшенное цветами место. Владыка Парамон возглавил малую вечерню с акафистом Донской иконе Божией Матери в сослужении епископа Фомы и духовенства обители, после чего все желающие имели возможность приложиться к святыне, вознося свои молитвы к Пресвятой Богородице. Всенощное бдение возглавил наместник обители епископ Бронницкий Парамон в сослужении епископа Гдовского Фомы, братии и духовенства монастыря. Множество богомольцев собралось в главном соборе монастыря в канун престольного праздника обители, чтобы помолиться и приложиться к Донской иконе Божией Матери. Во время богослужения был совершен крестный ход вокруг Большого собора. В день престольного праздника, 1 сентября, Божественную литургию в Малом Донском соборе возглавил председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник  Троице-Сергиевой лавры   архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . Его Высокопреосвященству сослужили заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов) и братия Донской обители в священном сане. По окончании Литургии Его Высокопреосвященство проследовал в Большой собор, где при большом стечении молящихся отслужил молебен перед чудотворной Донской иконой Божией Матери. Позднюю Божественную литургию в Большом соборе совершили наместник обители епископ Бронницкий Парамон и епископ Гдовский Фома в сослужении секретаря Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  протопресвитера Владимира Дивакова , наместника  Николо-Угрешского монастыря  игумена Варфоломея, протоиерея Николая Соколова, архимандрита Мириана (Шенгелия), духовенства Северного и Северо-Западного викариатств и братии обители в священном сане. В завершение праздничного богослужения владыка Парамон обратился к молящимся с архипастырским словом. Чудотворная Донская икона Божией Матери будет пребывать в Большом соборе монастыря до 15.00 3 сентября. Синодальный отдел по монастырям и монашеству Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Открыт круглосуточный доступ к чудотворной Донской иконе Богородицы 31 августа 2005 г. 16:31 31 августа чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, написанная в XIV веке Феофаном Греком, доставлена в среду днем из Государственной Третьяковской галереи в Донской монастырь столицы. К святыне уже открыт круглосуточный доступ верующих. Икона будет находиться в обители до 16-00 часов 1 сентября, а затем вернется в Третьяковскую галерею. Утром 1 сентября — в праздник Донской иконы Божией Матери — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит перед чудотворным образом Божественную Литургию. Икона Богородицы, написанная в XIV столетии Феофаном Греком, получила наименование Донской в память победы русского воинства на берегах Дона. В день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы) эта икона находилась среди русских дружинников, и, по преданию, Богородица помогала им в сражении. После победы донские казаки подарили чудотворный образ Дмитрию Донскому. Князь перенес икону в Москву, где она находилась сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля. В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Богородицы. В день битвы святыня находилась в походной церкви среди воинских рядов и, как гласит предание, обратила врагов в бегство. В благодарность Богородице за милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где стояла походная церковь с иконой, был основан Донской монастырь. В него была перенесена чудотворная икона. Тогда же было установлено отмечать праздник в честь Донской иконы 19 августа (1 сентября по новому стилю). С 1919 года чудотворная Донская икона хранится в Третьяковской галерее. И только раз в год, в канун 1 сентября, бесценная святыня на один день перевозится в Донской монастырь для поклонения верующих. РИА «Новости»/ Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37967.html

В конце XVIII - начале XIX века в Донском храме велись значительные работы по украшению его интерьеров: в 1785 году ярославский столяр Федор Зеркальников сделал резной иконостас в придел Артемия Веркольского, в 1806 - в центральный храм. Большой вклад в благоустройство внес живописец Андрей Денисов: в 1786-1798 годах он поновлял многие старые иконы, в 1803–1806 - выполнял стенное письмо в церкви, в 1808-1811 - писал новые иконы для иконостаса. Особо чтимой в приходе являлась икона Донской Богоматери. В 1899 году Донская церковь была «почти вся вновь перестроена» одним из владельцев Ярославской Большой мануфактуры А.А. Карзинкиным, израсходовавшим на ее расширение около 50 000 рублей. Донская церковь находилась на городской окраине, часть ее прихожан являлась жителями Бутырской и Донской слобод, а другая часть - крестьянами окрестных деревень, поэтому со времени основания храм имел двойственный статус. В одних источниках значится, что «оная церковь приписана к городским по благословению Преосвященного Авраама… Приход у нее - бутырские жители, притом и несколько деревень»; в других она числится в Ярославском уезде. Только в конце XIX века церковь была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда. Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году. С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов, вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции. Донское приходское попечительство значится в Объединенном попечительстве закоторосльных церквей с момента образования последнего. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы - одна городская в Донской слободе, другая сельская - в деревне Осовых. Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца - «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери - Ерилы, во Владимире - Юнины, в Нерехте - Конюковки. Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Любопытно отметить, что в начале XX века ярославцы уже не помнили, что они праздновали в эти дни. Вот как корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в веселии и питии».

http://sobory.ru/article/?object=20766

Царица Небесная не раз покровительствовала городам русским во время нашествия иноплеменников, помогала их защитникам отстоять отеческие рубежи. Смутными и тяжелыми были первые годы царствования молодого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Медленно улегались волнения и нестроения в пределах государства Российского, поднятые событиями Смутного времени. Этим и решили воспользоваться давнишние недруги земли Русской шведы. Разбойно вторгшись в северные пределы России они захватили Новгород и осадили Тихвинский монастырь, расположенный неподалеку от города. Мужественно сражались защитники монастыря-крепости. Ни обученность войска неприятеля, ни его превосходство в численности не сокрушили защитников. Удачными вылазками оборонявшиеся измотали врага и вынудили его с позором бежать. Образ этот до революции находился в Новгородском Софийском соборе. После революции икона долгое время находилась в потаенном месте, где была спрятана от безбожников. Во время немецкой оккупации она прибыла в Ригу. В настоящее время святой образ находится в США. Праздник иконы: 19 августа ст.ст. (1 сентября н.ст.) Икона Божией Матери «Донская» Эта святая икона исторически связана с одним из важнейших моментов становления Русского государства – собиранием русских земель вокруг единой и наследственной великокняжеской или царской власти. После победы князя Дмитрия Донского над татарами на Куликовом поле началось широкое почитание чудотворной Донской иконы Божией Матери. Войско несло этот образ в виде хоругви во время битвы 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Β 1591 году, когда битва с крымскими татарами происходила на подступах к самой Москве, много было пролито слез и совершено молитв перед Донским образом Божией Матери. Ей приписывалось сохранение русской столицы, в память чего был воздвигнут в Москве, на месте, где стояла икона во время боя, Донской монастырь. После этой победы чудотворный образ всегда находился в Москве, в кремлевском Благовещенском соборе. В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Донская икона Божией Матери относится к иконографическому изводу «Умиление». По преданию, икона была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Димитрию Иоанновичу перед Куликовской битвой в 1380 г. Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, икона была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собой в Москву эту святую икону. Искусствоведы считают ее автором Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. Перед Донской иконой 3 июля 1552 г., в начале Казанского похода, молился Иван Грозный. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля. Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 г., когда войско хана конными налетами прощупывало в разных местах московскую оборону, москвичи стойко отражали все атаки и прошли крестным ходом с иконой вокруг городских стен, после чего ее поместили в полковой церкви. На следующий день, 19 августа, русские вой­ска одержали победу. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с образа) и установлено празднование в честь иконы, а древний оригинал Донской иконы продолжал оставаться в Благовещенском соборе Кремля. В 1598 г. Донской иконой Патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 г. икону взял с собой в крымский поход князь Василий Голицын. В 1919 г. икону передали в Государственный исторический музей, с 1930 г. она находится в собрании Третьяковской галереи. Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 г. солдаты Наполеона выломали из него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза, сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями.

http://patriarchia.ru/db/text/6021765.ht...

Богородица в Феодоровской иконе, указуя на Сына, несёт в мир проповедь о том, чт есть власть Христова на земле. Правитель, следующий Христу, неизменно с жертвенной любовью служит тем, кем он правит. И народ принимает такую власть как отеческую. В забытой и во многом неясной древней истории иконы всё-таки осталась память о почитании её первыми вел. князьями-государственниками: блгв. Андреем Боголюбским, блгв. Александром Невским, Юрием Долгоруким и другими. Феодоровская икона Божией Матери была для русских князей и монархов хранительницей учения о «Царском пути». Ныне святыня пребывает в кафедральном Богоявленском соборе города Костромы. Донская икона Божией Матери 117 Иконография Донской иконы Божией Матери несёт печать особого покоя и радости и излучает удивительное тепло и свет. Можно бесконечно долго смотреть на исполненный любви Пречистый лик Богородицы, склонённый к Божественному Сыну. Жаркие отблески Его пламенеющего золотом тёмно-красного хитона освещают Её щеки, подбородок, шею. Губы чуть тронуты полуулыбкой, взгляд притенённых глаз погружён внутрь: Она, кажется, вся пребывает в Своем счастье. Яркий, глубокого синего цвета новóй, написанный драгоценным лазуритом, и тёмно-красная оторочка мафория под золотыми полосками ассиста обрамляют пресветлый лик Богородицы. Ещё несколько таких же, как плат, чистых синих пятен, будто по ступенькам, направляют наш взгляд к соединённым ликам Богородицы и Богомладенца: это рукав Её хитона, клав на плече Христа, синий, перевитый золотой нитью свиток. Всё создаёт подчёркнутую композиционную замкнутость. Двое как единое целое, и ничего в мире не существует, кроме Богородицы и Христа в Их великом союзе любви. Донская икона Божией Матери. Конец XIV в. Феофан Грек и его школа Богомладенец сидит на руке Матери, благословляя Её. Он весь обращен к Ней и любуется Ею, словно после долгой разлуки. Но удивительно: Он смотрит на Мать как старший и радуется радостью дарящего. Перед нами Бог Своей Пречистой матери, а Она образ Творения, наконец обретшего своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Благовещенский храм, как и само село, до 1764 года принадлежал Ярославскому Спасскому монастырю. Особого чтимая икона Благовещенской церкви – чудотворная Донская икона Божией Матери, с изображением вокруг неё Богородичного акафиста, 1771 г. В 1830 году, в благодарность за избавление от эпидемии холеры. Приход Благовещенской церкви составляли жители села Ново-Благовещенского, Ямской слободы, Борисоглебска, а также деревень Антоновской, Митинской, Мартынове, Осиновца, Рыково. Всего на период 1914 года значилось около пятисот прихожан. В 1874 году в приходе Благовещенской церкви была открыта «общественная начальная городская школа». В ней обучались как мальчики, так и девочки. В октябре 1914 года открыли еще одну школу, смешанную. При этом указывалось, что «церковной школы в приходе и городе нет». Имелся в виду, конечно, город Борисоглебск, поскольку в Романове школа была уже в 1825 году. Церковная библиотека насчитывала 50 томов «книг для чтения предназначенных». Пополнялась она «выпискою церковных и епархиальных ведомостей». При Советской власти Благовещенская церковь была отдана «на позор и разграбление» одной из первых. Официальная дата закрытия – 21 ноября 1929 года. По состоянию на весну 1931 года она являлась клубом им. Сталина. Ценности реквизировали (сразу, ещё до закрытия), иконы частью передали в Воскресенский собор (чудотворная Донская икона Божией Матери, икона Благовещения Пресвятой Богородицы и образ святителя Алексия), частью уничтожили, колокола сбросили, паству разогнали. Звонница и придел разрушены и разобраны на кирпич, остался лишь храм-четверик. Клуб просуществовал недолго и в здании церкви устроили пекарню, которая работала до большого пожара 1949 года, когда взорвались бочки с маслом на складе, и церковь серьёзно пострадала. Стены пытались разбирать на кирпичи, но крепость кладки сделать этого не позволила. Алтарную часть и южный придел, тем не менее, разрушили, а звонницу свалили тракторами. Вид церковь с тех пор и до недавнего прошлого имела удручающий, но, слава Богу, окончательно не разрушилась. Дважды, в 1970-х и 80-х годах, Благовещенский храм пытались начать реставрировать как памятник архитектуры уже, но бросали, едва начав.

http://sobory.ru/article/?object=03646

Архив Пн Поздравление председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством с праздником Донской иконы Божией Матери 30 августа 2017 г. 13:13 Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл поздравил казаков с праздником Донской иконы Божией Матери. Господа атаманы! Братья казаки! Досточтимые отцы! Братья и сестры! С древних времен Донская икона Божией Матери почитается казаками как одна из главных святынь. 1 сентября, в престольный праздник, в Донской ставропигиальный мужской монастырь — духовный центр российского казачества — стекаются представители власти, деятели культуры, благотворители, прихожане и сотни казаков, чтобы помолиться за Божественной литургией, которую в этот день возглавляет Святейший Патриарх. Известно, что перед сражением на Куликовом поле великий игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил князя Димитрия Донского без сомнения вступить в бой, вооружил молитвой; в ответ Великий князь пообещал в случае победы над «безбожными» поставить монастырь в честь Пречистой Богоматери. Среди донских казаков существует убеждение, что именно через них на месте нынешнего Донского монастыря образ Донской иконы оказался в войске Димитрия Иоанновича. На протяжении всей истории походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. Вот и в битве на Куликовом поле Донская икона Божией Матери явила Руси свою благотворную помощь. Большинство молитв, возносящихся верующими перед особо почитаемой иконой, — о мире. Донскому образу Богоматери молятся люди разных профессий, но объединенных служением Отечеству и Богу. Сегодня, при растущих угрозах международного терроризма и военных конфликтов в мире, нашей планете в целом и Русской земле, в частности, нужна защита Божией Матери. Мы молимся о сохранении общего дома, великого Отечества, приумножении и благоденствии народа нашего, помощи православному русскому воинству. В последние десятилетия успешно восстанавливается жизнь приходов и храмов, растет число епархий Русской Православной Церкви и количество духовников, окормляющих казачество. Все активнее вовлекаются атаманы и казаки в задачи несения государственной и иной службы. Они ведут военно-патриотическую работу с подрастающим поколением молодых казаков, изучают закон Божий, казачьи уставы, строевую подготовку. Эти занятия часто проходят по воскресеньям, после Божественной литургии, на которой прихожане объединены соборной молитвой, в том числе, перед Донской иконой Божией Матери. Таким образом, кропотливо — стежок к стежку — собирается воедино разодранное после октября 1917 года полотно казачьей жизни, восстанавливается историческая память, его самобытность и духовно-нравственные традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/4998494.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010