см. русск. перев, стр. 505 и 507). Царица Евдокия была в Иерусалиме в 437 году. О написанной ев. Лукою иконе Божией Матери говорят в послании в иконоборцу Феофалу (829—842) три восточные патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский и об этом послании патриархов упоминает импер. Константин Порфирородный (912—959) в историческом слове о нерукотворенном образе Спасителя едесском (Lambec. Bibl. Uindob. VIII. 708). Никифор Каллист (кн. XV. гл. 14) пишет, что сия икона прежде, нежели принесена была в Царьград, находилась в Антиохии, что Пульхерия установила совершать службу Богоматери в построенном ею храме каждую среду, что при храме создан был мужской монастырь. Кодин говорит, что монастырь построен был импер. Михаилом (842—867). Но кажется, он древнее; ибо еще Дамаскин говорит о монастыре Одигитрии (τν δηγν). Название Одигитрии — путеводительницы одни из писателей объясняют тем, что Богородица явилась двум слепым и когда они были приведены в ее храм, даровала им прозрение. Кодин говорит, что и другие многие слепые, омывая глаза водою от источника ее, получили зрение, но Дю-Канж думает, что она названа путеводительницею потому, что была брата императорами в войска во время их походов на врагов. И то и другое мнение соединимо: чудеса со слепыми были причиною благоговения царей к иконе. Вошло в обычай износить икону из монастыря во дворец в великой пост в день великого канона, где она оставалась до светлого понедельника. По взятии Царяграда крестоносцами Венециане перенесли сию икону в монастырь Пантократора. Историки: Никифор Грегорас и Пахимер, говоря о вступлении импер. Михаила Палеолога в Константинополь в 1261 году по изгнании крестоносцев, утверждают, что ему, по его распоряжению, предшествовала икона Богоматери Одигитрии та самая, которая написана евангелистом Лукою. Посему надобно полагать, что икона Одигитрии, которою в 1046 году император Константин Порфирородный благословил дочь свою царевну Анну при выдаче ее за черниговского князя Всеволода Ярославича, ныне известная под именем Смоленской в Смоленске, есть список с константинопольского подлинника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Икона Одигитрия Устьнедумская Одному поселянину Пошехонского уезда, Шекинской веси (села), пятидесятилетнему старцу Леониду, было во сне откровение, которым повелевалось ему немедленно идти в Моржегородскую Николаевскую пустынь, находившуюся на реке Северной Двине, взять оттуда икону Пресв. Богородицы Одигитрии, перенести ее в Сольвычегодский уезд, на реку Лузу, к Туриной горе, и здесь, выстроив храм во имя этой иконы, остаться жить. Старец, считая это видение за простой сон, не обратил на него серьезного внимания. Он пошел не в то место, которое было указано ему в откровении, а в Новгородский Кожеезерский монастырь Неопалимой Купины и, постригшись здесь в 1603 году, прожил в этом монастыре целый год. Отсюда он перешел в Соловецкую обитель, в которой пробыл три года. Зесь прежнее видение повторилось ему снова. Тогда, признав в нем волю Божию, он отправился в указанную ему Николаевскую Моржегородскую пустынь и после годового подвига в этом монастыре открыл игумену свое видение. Получив от него икону Божией Матери Одигитрии, он отправился в назначенное место к реке Лузе и поселился там близ Туриной горы, при реке Якутице, устроив себе хижину из хвороста. Притесняемый тамошними жителями, он отошел оттуда далее и построил себе келью и часовню. Получив затем от Ростовского митрополита антиминс и посвящение в сан иеромонаха, он выстроил здесь деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1608 году и поставил там икону Богоматери Одигитрии. Но низкое положение места, выбранного им, заставило его перенести монастырь отсюда на один мыс над Черным озером, при реке Недуме. От этого обитель, основанная Леонидом, стала называться Устьнедумскою. Такое же наименование получила и находящаяся в ней икона Богоматери. Один из преемников Леонида, игумен Дионисий, выстроил холодную церковь в честь иконы Одигитрии, освященную 31 мая 1678 г. Устьнедумский монастырь находится в Устюжском уезде Вологодской епархии. Икона Одигитрия Супрасльская В Гродненской епархии, в 16 верстах от города Белостока, находится древнейший памятник православия в Западно-русском крае — Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный на берегу реки Супрасли в 1500 году епископом Смоленским Иосифом Солтаном.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

В Саратове открылась выставка икон Божией Матери из Ярославского музея Саратов, 31 марта 2006 г . Икона в музее — это произведение искусства. Здесь к ней относятся несколько отстраненно: внимание искусствоведа обращено к художественной школе, мастерству исполнения, сюжету. Однако ни один образ в мировой культуре не окружен таким почитанием и любовью, как образ Божией Матери. Поэтому любой разговор о выставке, открывшейся в Радищевском музее, начинается с рассказа о любви. Действительно, существует великое множество Богородичных икон. Сам лик Божией Матери изображен на них по-разному: Она может быть ласковой и строгой, скорбящей и радостной. Ее взор всегда обращен в самое сердце человека, и это никого не может оставить равнодушным: скорбит ли Пречистая – это скорбь о наших грехах, радуется Она – тоже нашей радостью о Господе. Поэтому даже разнообразие иконографии Божией Матери происходит от великой народной любви к Ней. На Ярославской земле особенно почитаема Толгская икона. Она была явлена в 1314 году на берегу реки Толги под Ярославлем, на месте чудесного обретения образа в честь него был основан монастырь. По своему типу это икона " Умиление " , к которому относится и знаменитая Владимирская. Образы этого типа полны трогательной нежности и грусти: Мать обнимает Сына, прильнувшего щекой к ее щеке. На выставке из фондов Ярославского музея представлены Толгская икона в списке XIX столетия, Владимирская XVIII века, соответствующая размеру и композиции оригинальной иконы, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. Образ Пресвятой Богородицы Ярославской датируется XVI веком. Примерно в это же время была написана икона Смоленская " Одигитрия " , сохранившаяся в Ярославле. " Одигитрия " (греч. Путеводительница) – один из самых торжественных Богородичных образов. Пресвятая Богородица, поддерживая Младенца левой рукой, правой указывает на Него как на истинный путь спасения. Икону не случайно называют богословием в красках. Часто она повествует о евангельских событиях, в символических образах раскрывает понятия христианства. Древнейшая икона, представленная на выставке – " Распятие Христово " – написана в XV веке. Центральную сцену замечательного образа " Рождество Христово " XVIII века сопровождают изображения ангельского благовествования пастухам о приходе Спасителя, путешествие и поклонение волхвов, бегство Святого Семейства в Египет. А название выставке дала икона XVII столетия " Похвала Богоматери " . Эту " похвалу " принесли Отроковице ветхозаветные пророки, единодушно склонившиеся перед Ее престолом, в благодарность об исполнении чаяний исстрадавшегося народа Божия, об избавлении от рабства греху.

http://pravoslavie.ru/16859.html

ОдигитрияСмоленская икона Божией Матери Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». 9 августа, 2019 Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». 10 августа Церковь установила праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Содержание статьи Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница». Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов. Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы. Мозаическая икона. 1-я половина XIII в. Национальная галерея, Палермо, Италия Идея образа Одигитрии Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

Ефремов. Храмовый комплекс. Церкви Троицы Живоначальной и Михаила Архангела. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 2000 и 2004. Адрес: Тульская область, г.Ефремов, Красная площадь, Горсад Координаты: 53.136412, 38.120379 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью С 17-го века в крепости существовал Троицкий храм, позднее перестроенный в каменный собор с приделами в честь архангела Михаила и Смоленской Богоматери. Закрыт и разрушен в советское время. С начале 21-го века на этом месте построены небольшие: Троицкий храм, Архангельский храм и часовня Смоленской иконы Божией Матери. Храм Троицы Живоначальной находится в Городском саду города Ефремов Тульской области. Приход храма принадлежит Ефремовскому благочинию Тульской епархии Тульской митрополии Русской Православной Церкви. В комплексе два храма, Троицы Живоначальной и Михаила Архангела, а также храм-часовня Смоленской иконы Божией Матери и часовня Крещения Господня и Рождества Христова. Троицкая церковь была самой древней в Ефремове. Её основание относится ко времени строительства здесь острога — 1630-е годы. Она была главной церковью в крепости, отсюда и её значение — соборная. Первоначально храм с приделом Смоленской иконы Божией Матери был деревянный. В 1795 году, метрах в тридцати от деревянной, на средства прихожан и большей части купца К. И. Минаева была построена каменная Соборная церковь в то же именование с приделом в трапезной части во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Церковь представляла собой однокупольный четверик вертикальной пропорции с трапезной, связанной с многоярусной колокольней под шпилем. В 1823 году пристроили левый придел во имя Архистратига Архангела Михаила. Самой почитаемой святыней храма была древняя икона Божией Матери Одигитрии. В народном предании сохранилось несколько случаев проявления чудодейственной силы этой иконы — во время эпидемии холеры и большого пожара в городе. В приход Соборной Троицкой церкви входила южная часть города. Закрыта была в 1929, окончательно разрушена в 1945 году.

http://sobory.ru/article/?object=08486

Бугабашский Богородице-Одигитриевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бугабашский Богородице-Одигитриевский женский монастырь расположен рядом с деревней Бугабашево Бакалинского района Республики Башкортостан. Бугабашево было основано чувашами, которые во второй половине XIX века переселились в Белебеевский уезд из Казанской губернии. По-чувашски „Буга-пус“ – значит голова, или вершина речки Буг, которая протекает рядом с деревней. Содержание История [ править править код ] Бугабашский Богородице-Одигитриевский женский монастырь расположен рядом с деревней Бугабашево Бакалинского района Республики Башкортостан. Бугабашево было основано чувашами, которые во второй половине XIX века переселились в Белебеевский уезд из Казанской губернии. По-чувашски „Буга-пус“ – значит голова, или вершина речки Буг, которая протекает рядом с деревней. Основателем женской общины в Бугабашево был благочестивый житель деревни Тит Петрович Табаков. Будучи ещё в Казанской губернии, он сходил на богомолье в Седмиозерную пустынь (в 18 верстах от г. Казани), где находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Пробыв в Седмиозерной пустыни несколько дней в посте и усердной молитве, Тит Табаков пожелал взять с собою что-либо на память. С этою мыслью он ходил по берегу монастырского озера и присмотрел себе недалеко от берега камень размером с толстую книгу, похожий по форме на каравай хлеба. По дороге домой, устав нести тяжелый камень, он выбросил его, но неожиданно ослеп. Товарищи нашли камень, отдали Титу и он прозрел. Шли годы. Тит Петрович уже был женат, росли дети. Собрались как-то весной жители деревни пройти крестным ходом в Николо-Березовку. Тит решил взять с собой камень и освятить его на Святом источнике. Вынул он камень из воды, а на камне рисунок проявился. Стал Тит всматриваться и увидел образ Богородицы «Одигитрия». По сторонам проявились лики святителей Василия Великого и Николая Чудотворца. Взял Тит Табаков камень с новоявленным ликом Богоматери и поехал в Уфу к епископу Антонию. Владыка пригласил каменотеса, который высек по намеченному рисунку объемный Образ. Новоявленная икона прославилась чудотворениями. Приходящие с верой к иконе слепые и слабовидящие люди получали от Божией Матери исцеление.

http://azbyka.ru/palomnik/Бугабашский_Бо...

Международный Одигитриевский крестный ход прибыл в Смоленскую область 8 августа 2018 г. 10:27 6 августа 2018 года митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор и архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий встретили на границе России и Белоруссии XVI Международный Одигитриевский крестный ход, следующий из Витебска в Смоленск. Участники молитвенного шествия прибыли в Руднянский район Смоленской области. Из села Микулино на торжества была доставлена икона Божией Матери, которая является списком XVII века с чудотворного надвратного Смоленского образа Божией Матери «Одигитрия». Перед святыней иерархи в сослужении духовенства Смоленской и Витебской епархий совершили благодарственный молебен Божией Матери, а затем обратились с приветственными словами к участникам крестного хода. От лица духовенства и мирян Смоленской епархии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор пожелал участникам шествия помощи Господа и Матери Божией. Глава Смоленской митрополии сердечно поблагодарил архиепископа Димитрия за организацию очередного крестного хода из Витебска в Смоленск. На молитвенную память митрополит Исидор вручил Его Высокопреосвященству дикирий и трикирий для архиерейского служения. Архиепископ Димитрий произнес ответное слово. Правящий архиерей Витебской епархии преподнес митрополиту Исидору Жировичскую икону Божией Матери. Со словами поздравления обратились к присутствующим представители светской власти Смоленского и Витебского регионов: глава Руднянского района Ю.И. Ивашкин, руководитель отдела по делам молодежи, религий и национальностей Витебского областного исполнительного комитета С.Н. Фадеенков и председатель Лиозненского районного Совета депутатов Т.Л. Дрилёнок. Глава Смоленской митрополии поблагодарил представителей исполнительной власти Витебской области Республики Беларусь за сотрудничество, а также выразил особую признательность прибывшим из Белоруссии представителям казачества за участие в священном для православных христиан крестном ходе. В завершении торжественной встречи верующие с благоговением приложились к образу Божией Матери «Одигитрии». Священнослужители окропили участников крестного хода крещенской водой и благословили на продолжение шествия.

http://patriarchia.ru/db/text/5249119.ht...

В 1238 году, во время нашествия на Русь диких монголо-татарских полчищ Батыя, один из монголо-татарских отрядов неожиданно вторгся в Смоленскую землю, что грозило княжескому городу полным уничтожением. Жители Смоленска с горячей молитвой обратились к чудотворному образу Божией Матери Одигитрии и, подобно жителям Ниневии, наложили на себя строгий пост и слезно каялись, исповедуя свои прегрешения. Богоматерь призрела на их моления и даровала городу спасение через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия (память 24 ноября), который защитил жителей города. Еще не было окончательно сброшено татаро-монгольское иго, как новый враг стал теснить Русь, на этот раз с Запада. Смоленск стал одним из важнейших городов на западных границах Руси, а Смоленская икона Богоматери – защитницей и покровительницей ее западных рубежей. В XIV веке город перешел во временное владение Литовских князей, и чудотворная икона Одигитрии оказалась в руках инославных. По Промыслу Божию вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат. Жители Москвы сразу же почувствовали благодатную силу, исходившую от древней святыни, и благоговейно поклонялись ей более полувека. Но Матерь Божия благоволила вернуться в Свой соборный храм Успения в Смоленске, чтобы там покровительствовать православным людям, притесняемым латинскими миссионерами и литовскими князьями. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. Милостью Божией и ходатайством Пресвятой Богородицы ради Ее иконы Одигитрии Смоленск в 1525 году вновь вошел в состав державы Российской. В память этого знаменательного события великий князь Василий Иоаннович основал в Москве Новодевичий монастырь, недалеко от того места, где совершался последний прощальный молебен перед возвращением чудотворной иконы в Смоленск. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора. С тех пор Русская Церковь установила 28 июля ежегодное празднование в честь этого чудотворного образа и в память возвращения Смоленска России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви. Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его туфли и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе. В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы. В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи. В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен. После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, до 1940 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.

http://patriarchia.ru/db/text/131774.htm...

В 1398 году, во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконою Смоленской Божией Матери Витовт благословил дочь свою Софию, супругу князя Василия Димитриевича, бывшую в Смоленске для свидания с отцом, и ею перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. В 1456 году в царствование великого князя Василия Васильевича Тёмного Смоленский епископ Мисаил и многие почётнейшие граждане, прибывшие в свите от польского короля Казимира в Москву к великому князю, просили его отпустить их икону в Смоленск. Великий князь после долгих совещаний с духовенством и боярами решил, что нельзя держать в плену Владычицу мира, и приказал, сняв с неё список, поставить его в Благовещенский собор, а чудотворную икону отпустить в Смоленск. На отпущение иконы совершили торжество. После Литургии и по совершении молебствия митрополит и все духовенство с крестным ходом в сопровождении великого князя с семейством, войска и многочисленного народа со слезами провожали икону Владычицы за город до бывшего тогда в предместье Москвы Саввина монастыря. На этом месте в 1524 г., при великом князе Василии Ивановиче, построен Новодевичий монастырь, в память взятия Смоленска и присоединения к Российской державе. В этом монастыре поставили икону, списанную со Смоленской Одигитрии 71 , и на 28 июля установили празднество с крестным ходом в честь чудотворной иконы и в благодарение за возвращение Смоленска от Литвы. В 1666 году Смоленский архиепископ Варсонофий по царскому указу возил в Москву две Смоленские чудотворные иконы Одигитрии для обновления потемневшей от времени живописи. Из этих икон одна стоит поныне в Смоленском Успенском соборе, а другая, написанная в 1602 году, поставлена в церкви над днепровскими воротами: первоначально она находилась в днепровской башне городской стены Смоленска, но в 1727 году некто Длотовский испросил позволение построить над воротами на своё иждивение церковь во имя Рождества Богородицы, чтобы в этой церкви и была поставлена икона Одигитрии, покровительницы Смоленска. Чрез два года была построена церковь . Строитель постился, исповедовался и в день освящения приобщился Св. Тайн. После приобщения он подошёл к иконе Одигитрии, со слезами радости, в чувстве благодарения и духовного восторга пал пред Нею на колени, сложил руки крестообразно, преклонил главу до земли и скончался. В 1802 году вместо деревянной была поставлена каменная церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010