Страстная икона Божией Матери 16 июля, 2015 26 августа по новому стилю Церковь чтит Страстную икону Божией Матери. Страстная икона Божией Матери: история Эта икона необычная — она известна тем, что рядом с ликом Богородицы два Ангела держат орудия Страстей Господних. Известен случай чудесного исцеления по молитвам перед иконой. Одна богобоязненная женщина Екатерина после замужества стала подвергаться припадкам беснования, она даже покушалась на самоубийства. В минуты, когда она могла контролировать себя, Екатерина молилась Богородице об исцелении. Молитва Екатерины была услышана, но она не сразу исполнила свое обещание, а, вспомнив о нем, слегла от страха, что не выполнила обет, данный Богу. Тогда во сне ей явилась сама Божия Матерь и велела идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. После молитвы перед Страстной иконой Божией Матери, Екатерина окончательно исцелилась, а по молитвам перед образом стали твориться чудеса. Праздник совершается в день перенесения иконы из села Палицы в Москву в 1641 году. У Тверской заставы, где встречали икону, был построен храм, а позже, в 1645 году и Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Иконография Страстная икона Божией Матери относится к типу икон «Одигитрия». Богородица склонила свой лик к Богомладенцу. Богомладенец держит Богородицу за руки. Лик Иисуса обращен к Божией Матери и отвернут от предстоящих мук на кресте. В руках у ангелов на иконе орудия крестных страданий — губка, копие и крест. В чем помогает Страстная икона Божией матери Страстная икона Божией Матери известна многочисленными исцелениями по молитвам перед ней. Поэтому перед иконой часто молятся об Читайте также — ОдигитрияСмоленская икона Божией Матери Молитва Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Страстной глас 4 Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/икона Богоматере,/и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/да подаст мир и здравие всем Христианом/по велицей и неизреченней Своей милости.

http://pravmir.ru/strastnaya-ikona-bozhi...

Следующей по времени службой, относящейся к XVI веку, является последование празднования иконе Смоленской Божией Матери, именуемой Одигитрия — Путеводительница. Икона эта принесена на Русь во второй четверти XI века — по одним сведениям, в своем подлиннике 91 , по другим — в списке с цареградской иконы Одигитрии 92 , и в начале XII века перенесена Владимиром Мономахом в Смоленск, где и получила именование Одигитрии Смоленской. Икона Божией Матери Смоленской относится к тому типу Богородичных икон, на которых Младенец помещен на левой руке Богоматери, правая же рука Пресвятой Девы свободна и ею Она указывает путь человеку; отсюда и именование Ее — Путеводительница, или Одигитрия. Прославленный и чудотворный образ Одигитрии Смоленской связан со многими событиями в русской земле и кроме благословения на сопротивление в дни нашествия Батыя; образ этот укреплял подвиг русских воинов в историческом Бородинском сражении 1812 года. Цареградская по своему происхождению, большая по своим размерам, Смоленская икона Божией Матери стала воистину русской святыней, обрела себе вторую отчизну в России; во всех концах русского государства имеются многочисленные списки со Смоленского образа, приобретшие благодатную силу, как и исходный образ Смоленской Одигитрии. Праздники Одигитрии широко распространены по лицу земли русской, и в летнюю пору ее празднования — 28 июля — составляют очаги великого духовного торжества. Служба Одигитрии Смоленской составлена из сочетания оригинальных духовных песнопений с большим числом заимствованных песен из различных богослужебных греческих книг и русских служб. Даже канон взят из творений монаха Игнатия, песнотворца IX века, диакона, и позднее митрополита Никитского 93 . Тропари (2) приведены из последования канона Божией Матери “Многими содержимь напастьми”, творения монаха Феостирикта, IX века, так же как и кондак “Предстательство христиан непостыдное” и стихира по 50-м псалме. Хвалитные стихиры с небольшими изменениями и первая литийная заимствованы из службы Владимирской Божией Матери.

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

а) «Смоленская икона Божией Матери», иначе называемая еще Одигитриею, или, с греческого языка, путеводительницею, очень древняя. По преданию, она написана св. евангелистом Лукою и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этою иконою греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитриею – путеводительницею, так как она была путеводительницею царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск, устроив для нея соборный храм Уепения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленскою. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск, от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий, во время битвы, смертельно ранен был в голову стрелою. Через 260 лет после того, этою же Смоленскою иконою литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за московского князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того, смоляне выпросили свою икону у великих князей московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нея точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрия оставалась в Смоленске до начала нынешняго столетия, до 1812 года; в этом году, неизвестно почему, она перенесена была в город Ярославль. Но в Смоленске с 1602 года существует еще другой образ Богоматери, особенно чтимый верующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась в 1812 году, во время нашествия на русскую землю двадесяти язык. Икона эта была в рядах русских войск, во все время нашей великой отечественной войны; с нею наши воины мужественно сражались в знаменитую Бородинскую битву, – и ее благодатной силе приписывали счастливый успех над врагами. По освобождении нашего отечества от галлов и двадесяти язык, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена в Смоленск с богатыми приношениями. Икона эта и ныне находится в Смоленске, в каменном храме над проезжими воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В XVI в. на Руси получили широкое распространение небольшие моленные иконы Божией Матери «усеченных» композиций типа «Одигитрия» и «Умиление», бытовавшие и ранее. Они могли фрагментарно воспроизводить древние почитаемые ростовые и поясные образы Божией Матери. В произведениях мелкой пластики образки, напоминающие К. и., существовали на северо-востоке Руси уже в XII в. ( Седова М. В. О двух типах привесок-иконок Сев.-Вост. Руси//Культура средневек. Руси. Л., 1974. Ил. 1. С. 193). Образы Божией Матери типа «Одигитрия» и «Умиление» «сокращенного» варианта помещались, напр., в средниках новгородских икон XVI в. со святыми на полях (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1995. 99, 115). Предполагать, что Я. К. и. была первоначально ростовой и обгорела при пожаре, нет оснований ( Рындина А. В. Классицизирующие тенденции в моск. ювелирном искусстве посл. четв. XVI в.- первых десятилетий XVII в.//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл: Сб. науч. тр./Ред.: А. Л. Баталов. М., 1993. С. 157). Икона была найдена спустя 2 недели после пожара завернутой в ветхий (т. е. необгоревший) рукав однорядки и выглядела как только что написанная. Очевидно, в земле она пролежала недолго. По свидетельству летописца, икона была привезена в Казань из Вел. Новгорода после покорения его в 1570 г. царем Иоанном Васильевичем девицей - исповедницей Православия. В Казани та девица перед иконой «тайно молилася и преставися, а тот образ скрыла в землю» (Пискаревский летописец//ПСРЛ. Т. 34. С. 193; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. 2001. С. 213). Митр. Ермоген в Повести называет обретенную икону образом «Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго Ея Одигитрия» и отмечает необычность ее «перевода». Я. К. и. отличается от традиц. поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом ( Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание. В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю. В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя. Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

Черниговской губернии г. Мглин славится своею драгоценною святынею, весьма древнею иконою Божией Матери Одигитрии. Внизу иконы сохранилась старинная надпись: «року Божого 1664 март. 7, сей образ найден Пресвятой Богородицы яко короля и шел у Голомонеще слеще, межи Дроково и Нивнаго на болоте, молитвами твоими Единачистая и Благословенная». По преданию, жители г. Мглина, опасаясь разорения, в сильном страхе при приближении польского войска, обратились к Царице Небесной с горячею молитвою – и на берегу р. Ипуты, где была найдена св. икона, неприятель потерпел поражение, и король едва не попался в плен. Свято чтимая икона написана на холсте, наклеенном на доске, к которой приклеена другая липовая доска. Вышина иконы 1 аршин 2 вершка, ширина 15 вершков, а толщина 2 вершка. Большое стечение богомольцев бывает к сей благодатной иконе особенно в день её празднования 28 июля. 28.07. Одигитрия – в Пскове В г. Пскове, в церкви прп. Сергия с. Залужья, находится икона Одигитрии, или Смоленской, Божией Матери, проливавшей слезы в 1650 году. Эта икона находится местного в иконостасе, украшена драгоценною ризою с надписью: «лета 7158 (1650) месяца февраля 5, мая 2 и 18 от сея чудотворныя иконы от деснаго ока слезы течаху». Из подробного описания чудес, выставленного на левом столпе храма, видно, что икона принадлежала клирику Афанасию, жившему в Сергиевой обители, в Пскове, при этой же церкви, при игумене Антонии, и первое чудо – течение слез «густее воды» – совершилось в его келье, затем икона была перенесена в церковь , где двукратно, в мае, повторилось то же чудо при Псковском епископе Макарии и при всем народе. 28.07. Смоленская-Полонская С древних времён эта благодатная икона Смоленской Богоматери находится в Преображенской церкви с. Верховья Галичского уезда Костромской епархии, называется она Полонской потому, что она явилась одному православному воину, находившемуся в полону – в плену. 28.07. Смоленская- Иоасафовская 76 Смоленская- Иоасафовская В Московском Архангельском, кремлёвском, соборе, налево от царских врат, на аналое, находится икона ОдигитрииСмоленской Божией Матери, известная под именем Иоасафовской по той причине, что она принадлежала всероссийскому патриарху Иоасафу. Эта свято чтимая икона достойна замечания как по древности живописи, так и по богатству украшений. На краях иконы изображены разные лики святых. Величина иконы в длину около аршина, а в ширину немного более полуаршина. 28.07. Одигитрия – в Вознесенском монастыре 77

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Архив Пн В Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери 27 января 2015 г. 13:05 1 февраля 2015 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Аккредитация СМИ на Патриаршие богослужения 1 февраля осуществляется Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси . Для получения аккредитации необходимо оформить заявку согласно образцу . Прием заявок проводится до 15.00 30 января по эл. почте accredit@patriarchia.ru . Тел. для справок (499) 578-03-49, (926) 40-40-621. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрия-Смоленская», известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Византии. По преданию, византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии — символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами.

http://patriarchia.ru/db/text/3967685.ht...

Описание иконы Одигитрия Югская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сия икона находится в Югской Дорофеевой пустыни, в Троицком храме ее, по левую сторону царских врат в иконостасе. Она покрыта драгоценной из жемчуга ризой, осыпанной бриллиантами и драгоценными камнями. О месте и времени явления ее известно следующее. В 1616 году, в начале царствования Михаила Феодоровича Романова, на Россию сделали нападение шведы. Разоряя все попадавшееся им на пути, они дошли до Пскова и стали опустошать его окрестности, грабить дома, жечь церкви и монастыри. В это время в Печерской обители, расположенной близ Пскова, жил и подвизался один благочестивый схимник Дорофей. Когда этому Печерскому монастырю стала угрожать опасность со стороны шведов, Дорофей решил оставить его и возвратиться на родину свою, в село Никульское близ города Мологи. Приняв такое решение, он пришел однажды в монастырскую церковь и стал молиться перед Печерским образом Богоматери. Вдруг он услышал от иконы голос, который повелевал ему идти на определенное место и взять там образ Богоматери О[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Одигитрия Югская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Югская-Смоленская " Тропарь, глас 4 Днесь яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божестве[...] Акафист Божией Матери Одигитрия Югская Кондак 1  Взбранной Воеводе, Царице Небесе и земли,/путеводящей верныя люди Своя к тихому и доброму пристанищу,/похвальная пения приносим Ти раби Твои, Богородице./Ты же, Всемилостивая Заступнице, всех притекающих к Тебе с верою,/от всякаго навет[...] Изображения иконы Одигитрия Смоленская Югская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Югская икона Божией Матери с 16 клеймами чудес, созданная ярославскими мастерами в память 400-летия явления чудотворного образа в 2015 г.

http://pravicon.com/icon-239

Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются: Влахернская икона Божией Матери, Грузинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона «Троеручица», икона «Скоропослушница», Казанская икона Божией Матери, Козелыцанская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-я четверть XV в. Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии. Влахернская икона. Воскомастика. XIII — XIV в. Успенский собор Московского Кремля Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская. Читайте также — Тихвинская икона Божией Матери Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII — начало XIV в. ГТГ, Москва История Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню. Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

http://pravmir.ru/smolenskaja-ikona-bozh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010