Вся внешность носильщиков дани обнаруживает высокое изящество, доказывая, на какой высоте стояла внешняя культура в царстве Израильском в то время. Причина того, почему Ииуй нашел себя вынужденным подчиниться данничеству Салманассара II, вполне понятна. Ему, с одной стороны, угрожала Сирия, а с другой еще более страшный враг – Ассирия. Нужно было выбирать меньшее из зол, и Ииуй предпочел данничество страшному завоевателю, так как иначе ему не избегнуть бы ужаснейшего разгрома, которому именно в это время Салманассар предавал непокорные ему народы. Свои последние походы он ознаменовывал невообразимым варварством и зверством. Он пронесся подобно урагану всеразрушающему, разрушая города, избивая всех вооруженных мужчин, строил из их голов целые пирамиды у городских ворот, бесчестил и заживо сжигал сыновей и дочерей знатных лиц и все предавал огню и мечу. Он сам хвалился тем, что воздвиг целых пять пирамид из отрубленных голов своих врагов. При таких ужасах, угрожавших и царству Израильскому, Ииую ничего не оставалось сделать иначе, как смиренно признать себя данником беспощадного завоевателя. Данником ассирийского царя он и закончил свое царствование 231 . После 28-летняго царствования Ииуя ему наследовал сын его Иоахаз, который за свою преданность идолопоклонству также подвергался нападениям сирийцев и избавился от них только своей пламенной молитвой. Милость Божия однако же не исцелила всех язв его совести и государства, и он передал престол не более благочестивому своему преемнику, сыну Иоасу. При этом царе скончался пророк Елисей. Когда он приближался к смерти и лежал на одре болезни, его посетил царь Иоас и, вполне оценивая значение великого пророка в государстве, плакал над его постелью, приговаривая те самые слова, которыми сам Елисей прощался с возносившимся на небо Илией: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и кони его»! В утешение царю Елисей велел ему стрелять из лука в землю, в знак того, что он победит сириян. Иоас выпустил только три стрелы и остановился, не веря в возможность одержать над сириянами более трех побед. Если бы он имел больше веры и упования на всемогущество Божие, то совершенно бы низложил их, заметил ему умирающий пророк. Но и тремя одержанными победами над Венададом, сыном Азаила, Иоас возвратил отнятый у отца его владения, и смирил надменность иудейского царя Амасии. В его царствование совершилось последнее чудо Елисея. Чрез год после смерти пророка моавитяне сделали набег на землю Израильскую. В это самое время несли погребать покойника. Устрашенные набегом, носильщики бросили тело в первую попавшуюся гробницу, которая оказалась гробницей Елисея, и от соприкосновения с костями чудотворца мертвец ожил и встал.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Поэтому, хотя за выказанную им ревность, основанной им династии обещана была устойчивость до четвертого рода (династия его царствовала 111 лет), но в его именно царствование началось и общее падение царства Израильского, которое, как не оправдавшее высших намерений Божиих, с этого времени «Господь начал урезывать по частям», предоставляя их иноплеменникам, и особенно Азаилу сирийскому, который при Ииуе завладел всей заиорданской страной. После 28-летнего царствования Ииуя, ему наследовал сын его Иоахаз 240 , который за свою преданность идолопоклонству также подвергался нападениям сириян и избавился от них только своей пламенной молитвой. Милость Божия, однако же, не исцелила всех язв его совести и государства, и он передал престол не более благочестивому своему преемнику – сыну Иоасу 241 . При этом царе скончался пророк Елисей 242 . Когда он приближался к смерти и лежал на одре болезни, его посетил царь Иоас и, вполне оценивая значение великого пророка в государстве, плакал над его постелью, приговаривая те самые слова, которыми сам Елисей прощался с возносившимся на небо Илией: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и кони его!» В утешение царю Елисей велел ему стрелять из лука в землю, в знак того, что он победил сириян. Иоас выпустил только три стрелы и остановился, не веря в возможность одержать над сириянами более трех побед. Если бы он имел больше веры и упования на всемогущество Божие, то совершенно бы низложил их, – заметил ему умирающий пророк. Но и тремя одержанными победами над Венададом, сыном Азаила, Иоас возвратил отнятые у отца его владения, и смирил надменность иудейского царя Амасии. В его царствование совершилось последнее чудо Елисея. Чрез год после смерти пророка моавитяне сделали набег на землю Израильскую. В это самое время несли погребать покойника. Устрашенные набегом, носильщики бросили тело в первую попавшуюся гробницу, которая оказалась гробницей Елисея, и от соприкосновения с костями чудотворца мертвец ожил и встал. Преемником Иоаса был сын его Иеровоам II, один из замечательнейших царей царства Израильского 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

26 И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их. 27 И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня. 28 И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской. 29 Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, - от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. 30 И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. 31 Но Ииуй не старался ходить в законе Господа Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех. 32 В те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом, 33 на восток от Иордана, всю землю Галаад, колено Гадово, Рувимово, Манассиино, начиная от Ароера, который при потоке Арноне, и Галаад и Васан. 34 Прочее об Ииуе и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его написано в летописи царей Израильских. 35 И почил Ииуй с отцами своими, и похоронили его в Самарии. И воцарился Иоахаз, сын его, вместо него. 36 Времени же царствования Ииуева над Израилем, в Самарии, было двадцать восемь лет. 11 1 Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя. 2 Но Иосавеф, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых сыновей царских, его и кормилицу его, в постельную комнату; и скрыли его от Гофолии, и он не умерщвлен. 3 И был он с нею скрываем в доме Господнем шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею. 4 В седьмой год послал Иодай, и взял сотников из телохранителей и скороходов, и привел их к себе в дом Господень, и сделал с ними договор, и взял с них клятву в доме Господнем, и показал им царского сына. 5 И дал им приказание, сказав: вот что вы сделайте: третья часть из вас, из приходящих в субботу, будет содержать стражу при царском доме;

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Закон вечной справедливости остается вечным и неизменяемым, но душа человеческая, искренно молящаяся за врагов своих, сама светлеет высшим светом любви Божией. «Господи! не вмени им греха сего!» восклицает побиваемый каменьями, как Захария, христианский мученик Стефан; и в этой молитве об убийцах своих его светлая душа еще более светлеет, озаряемая светом Божиим, и приближается к недосягаемому человеком вечному светочу, воссиявшему нам ( 2Nemp. I, 19 ), который глаголал в страшные минуты распятия Его: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят»! (Луки XXIII, 34). Иоаса, как мы видим, постигает Божие наказание: на него нападают Сирийцы; грабят его сокровища; он сам, тяжко больной, откупившись от их нашествия, чувствует, что окружен заговорщиками, и затворяется в Иерусалимской крепости Милло; но и здесь он убит на постели своей слугами своими, и «не похоронили его в царских гробницах» ( 2Nap. XXIV, 25 ). Сорок лет царствовал Иоас (4 Ц. XII, 1), воцарившись семи лет отроду в седьмой год царствования во Израиле Ииуя; так что дни его рождения совпадают с днями переворота, совершенного во Израиле. Через 23 года по его воцарении (4 Ц. XIII, 1) умер в Израильском царстве Ииуй, и воцарился сын его Иоахаз, который «делал неугодное в очах Господних». Как мы видели выше, Азаил, царь Сирии Дамасской, взял большую дань с Иоаса, царя Иудеи, и он же, а после него Венадад (II), сын его, беспрестанно тревожили царство Израильское. Ииуй, как сказано в 4 Ц. X, 31–32, «не старался ходить в законе Господа Бога Израилева от всего сердца... и не отступал от грехов Иеровоама 1054 ... в те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом». И об Иохазе (id. XIII, 2 – 3), как и об отце его, сказано, что он не отступал от грехов Иеровоама... «и возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила царя Сирийского, и в руку Венадада, сына Азаилова, во все дни». Id ст. 4. «И помолился Иоахаз лицу Господню и услышал его Господь, потому что видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский». 5. «И дал Господь Израильтянам избавителя и вышли они из-под руки Сириян»...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Через некоторое время Венадад, царь сирийский, осадил Самарию. В Самарии случился такой голод, что одна женщина с другою съела собственного сына. Услышав об этом, царь Иорам сказал: «Покарай меня Бог, если голова Елисея останется на нем сегодня», и послал человека снять голову с Елисея, а потом тотчас и сам пришел к Елисею 438 . Пророк сказал ему: «Завтра мера лучшей муки и две меры ячменя будут продаваться по сиклю» 439 . Тут сановник, на руку которого царь опирался, сказал: «Может ли это быть?» Елисей сказал ему: «Ты увидишь это своими глазами, но есть этого не будешь». В сумерки Господь сделал то, что сирийцам послышался стук колесниц, ржание коней и шум большого войска. Они встали и побежали, оставив свой стан. Жители Самарии, узнав об этом, бросились грабить стан сирийский, и продавалась мера лучшей муки и две меры ячменя по сиклю. Сановник, не поверивший пророку, был поставлен у ворот города наблюдать за порядком и был растоптан теснившимся народом. Когда благодеяния Божии не исправили израильтян, Бог наказал их бедствиями. Елисей предсказал женщине в Сонаме, которой воскресил сына, семилетний голод, и предсказание исполнилось. Потом Елисей отправился в Дамаск. Здесь царь сирийский, Венадад, был болен и послал к Елисею Азаила с дарами спросить, выздоровеет ли он. Елисей отвечал: «Пойди, скажи ему: выздоровеешь. Однако Господь открыл мне, что он умрет». Потом Елисей пристально стал смотреть Азаилу в глаза, так что привел его в смущение, и заплакал. Азаил спросил его: «Отчего ты плачешь?» Елисей отвечал; «Я знаю, сколько зла ты сделаешь сынам Израилевым», и предсказал, что он будет царем сирийским. Возвратившись к Венададу, Азаил сказал, что, по словам пророка, он выздоровеет; но на другой день задушил его, а сам воцарился вместо него. После воцарения Азаила в Сирии, царь израильский Иорам отправился на войну против него в Рамоф Галаадский, был ранен и возвратился в Изреель лечиться. Царь иудейский, Охозия, прибыл к нему навестить его. В это время пророк Елисей послал одного из учеников своих помазать на царство Израильское Ииуя, военачальника Иорама, находившегося в Рамофе. Пророческий ученик помазал на царство Ииуя. Войско, узнав об этом, провоз гласило Ииуя царем. Он с войском двинулся к Изреели. Иорам, не зная ничего о случившемся, выехал с Охозией навстречу Ииую, но Ииуй застрелил его и велел бросить труп его на поле Навуфея (Иорам царствовал 12 лет). Потом Ииуй убил также и Охозию. Въезжая в Изреель, он увидел Иезавель, которая нарумянила лицо свое, украсила голову свою, оделась по-царски и смотрела в окно 440 . Он велел выбросить ее из окна, и ее выбросили. Тут растоптали ее, и собаки съели тело ее. Затем, по приказанию Ииуя, были умерщвлены 70 сыновей Ахава, жившие в Самарии, и головы их были сложены в две груды у ворот Изреели; также были убиты родственники и приверженцы дома Ахава ( 4Цар. 6:8–33, 7, 8:1–15; 9, 10:1–17; 2 Парал. 22:3–9). Ииуй. Иоахаз. Иоас. Смерть Елисея. Иеровоам II. Захария

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

224 Имя Гиезий означает “долина видения”. После известных событий Гиезия с Нееманом мы видим его при дворе царя Иорама повествующим о чудесах пророка Елисея (IV Цар. 8, 5–6). 225 Имя Ииуй означает “Господь есть Он”. Он был сыном Иосафата, внук Намессиев, десятый царь Израильский, родоначальник пятой династии. По смерти он был погребен в Самарии. Имя Ииуя встречается на многих древних Ассирийских памятниках и, между прочим, на черном обелиске, находящемся ныне в Британском музее. 226 Имя Иоахаз означает “которого укрепляет Бог”. Иоахаз был сыном Ииуя. Он наследовал престол в 856 году до Р.Х. Был идолопоклонником и упорствовал в нем до своей смерти. 227 Имя Иоас означает “Бог подпора”. Иоас был двенадцатым царем Израильским, сыном Иоахаза, внуком Ииуя. Был чуть менее нечестив, чем большая часть царей Израильских. По свидетельству Иосифа Флавия он был даже добрый человек и в своих действиях не походил на отца. После шестнадцатилетнего царствования (841 – 825 гг. до Р.Х.) Иоас умер и погребен в Самарии в гробницах царей Израильских. 228 Имя Иеровоам означает “народ умножается”. Иеровоам II, царь Израильский, был сыном Иоаса и правнуком Ииуя. Правил с 835 по 794 года до Р.Х. Его царствование продолжалось 41 год. Это был предпоследний царь Израильский. 229 Пророк Иона был сыном Амафия из Гафхефера. Он принадлежал к колену Завулонову. Одно из Иудейских преданий говорит, что Иона был сыном вдовы Сарептской, которого чудесно воскресил пророк Илия. На пути от Бейрута (Ливан) к Сидону (Финикия) указывают могилу пророка. На пророка Иону указывает Сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: “Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” ( Мф. 12, 39–41 ). И еще: “Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” ( Мф. 16, 4 ; Лк. 11, 29–32 ). Память святого пророка Ионы празднуется Церковью 22 сентября (5 октября). 230 Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Захария был сыном Иеровоама II. После своего шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

XLIX. Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Цари Иудины; последние годы царства Израилева Во время сорокалетнего правления Царя Иудина, Иоаса, умер сокрушитель рода Ахаавова, Ииуй, и сын его Иоахаз, наследовал его престол и грехи, ибо он ходил путем Иеровоама, и на него, подобно как на отца его, воздвиг Господь воинства Сирийские. Семнадцать лет царствовал Иоахаз, и во все дни его не преставала брань, так что от всего воинства Израильского осталось Царю только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших. Когда же обратился он к Богу отцов своих, услышал его Господь, призревший скорбь Израилеву, и на время избавил от руки Сириян. Сын его, Иоас, отмстил им за поражения родителя; но и он не отступил совершенно от идолослужения, которым заражен был Израиль. В первые годы его правления, разболелся, в глубокой старости, Пророк Елиссей, и плакал над ним Царь, видя приближение его кончины: «отец мой, говорил он, в тебе вся сила Израилева, колесницы и кони его!» Тронулся Елиссей любовью царской, велел ему натянуть лук, положил руки свои на его руки, и заставил стрелять в открытое окно к востоку: «это стрела спасения от Господа против Сирии, которую истребишь, сказал Пророк, возьми еще лук и ударяй о землю.» Трижды ударил Царь и перестал; огорчился человек Божий: «если бы ты ударил пять или шесть раз, сказал он, ты до конца истребил бы Сирию, но теперь только победишь её три раза.» Умер Пророк, но сила чудодейственная не оставляла его и по смерти, во свидетельство той благодати, которую сообщает Господь телесам праведников. Спустя немного времени, после кончины Пророка, жители той земли несли на погребение мертвеца, и увидев издали воинов Моавских, от страха и поспешности, бросили его в гроб Елисеев; но мертвец ожил как только прикоснулся костям человека Божия. Пророчество Елиссея сбылось над Царем Израилевым, который трижды победил Адера, сына Азаилова, и отнял у него все города, завоеванные в дни Иоахаза; но не было мира между ним и Царем Иуды. Амасия, сын Иоаса, утвердившись на царстве, предал заслуженной казни убийц родителя своего, но пощадил детей их, по закону Моисееву.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Не одну только волю Божию имел он в виду, когда продолжал поклоняться тельцам, очевидно считая для себя невыгодным признать чистый культ Бога Вышняго по обряду Моисееву, вследствие которого народ стал бы обращать взоры свои на Иерусалим. Вследствие этого положен укор Ииую по всей вероятности устами пророка Елисея; но вместе с сим ему объявлено и благоволение Божие за исполнение повелений Божиих в отношении Ахавовой династии и за ревность его в искоренении идолослужения. «И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом» (ст. 30). Это и исполнилось, ибо после Ииуя царствовали сын его Иоахаз 1026 , внук его Иоас, правнук его Иеровоам 1027 и праправнук его Захария, убитый Селлумом на шестом месяце царствования 1028 . Так кончилась династия Ииуя. Из некоторых событий царствования Ииуя и из слов, о нем сказанных в ст. 31–34 Х-й главы 4-й кн. Царств, мы можем видеть, как грехи правителя народа наказываются уменьшением его славы и блеска его царствования: «Ииуй не старался ходить в законе Господа Бога Израилева от всего сердца... И в те дни начал Господь отрезать части от Израильтян и поражал их Азаил 1029 »... Только позже 1030 «взял назад Иоас, сын Иоахафа, из рук Венадада, сына Азаила, города»... А «восстановил пределы Израиля от входа в Емаф до моря пустыни – по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера» 1031 , – лишь Иеровоам, правнук Ииуя. Но никто из династии Ииуя не решился возвратиться к истинному культу Иеговы; все они, не допуская иноземных божеств, не могли однако расстаться с культом тельцов. Глава X. События в царстве Иуды. Смерть пророка Елисея История народов, по мере того, как их прошедшее освещается последующими событиями, дозволяет нам иногда даже нашим слабым разумом понять величие премудрых предначертаний Божиих, готовящих человечество к пониманию откровенных ветхозаветных истин, дабы оно могло позже восприять высшее духовное развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 встретился с Ионадавом, сыном Рихавовым. Ионадав принадлежал к общине, проповедовавшей аскетический образ жизни в пустыне вдали от городов. Видя в этом вернейший путь служения Богу, они не занимались земледелием и не употребляли вина ( 1Пар. 2,55 ; Иер. 35 ). 10 Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Хитрость Ииуя имела целью выявить скрытых поклонников Ваала. Уничтожив до основания дом Ахава (ст. 17), Ииуй взялся очистить Израиль от культа Ваала. 10 дом Ваалов. Имеется в виду культовое строение (капище), воздвигнутое Ахавом в Самарии ( 3Цар. 16,32 ). 10 статуи. См. ком. к 3Цар. 14,23 . сожгли их. Раскалили в огне, а затем облили водой. 10 сделали из него место нечистот. Этим актом не только осквернялось место отправления культа, но и предотвращалась возможность восстановления храма Ваала на прежнем месте. 10 ходить в законе Господа. См. ком. к 3Цар. 2,3 . 10 на восток от Иордана. Азаил сумел покорить израильские колена, населявшие Заиорданье, и тем самым исполнил пророчество Елисея (8,12). от Ароера. Ароер находился в нескольких километрах севернее потока Арнон, впадающего в Мертвое море с востока ( Втор. 2,36 ; Нав. 12,2; 13,9.16 ). 10 Прочее об Ииуе и обо всем, что он сделал. Ассирийский правитель Салма-нассар III в надписи, известной под названием «черный обелиск», утверждает, что Ииуй начал платить ему дань вскоре после своего восшествия на престол. В Третьей и Четвертой книгах Царств об этом обстоятельстве не упоминается. в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 10 И воцарился Иоахаз. См. 13,1–9. 10 двадцать восемь лет. Следовательно, Ииуй царствовал с 841 по 814 г. до Р.Х. Глава 11 11 Гофолия. Гофолия, дочь Ахава, не останавливалась ни перед чем ради утверждения в Иудее культа Ваала (8,18; 11,18). Предпринятое ею истребление царского дома поставило род Давидов на грань полного исчезновения. 11 Иосавеф. Иосавеф, по-видимому, не была дочерью Гофолии и, таким образом, была лишь единокровной «сестрой Охозии». Во Второй книге Паралипоменон (22,11) о ней сказано, что она была женой священника Иодая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Оно облегчается еще тем, что при сообщении о воцарении всякого нового царя указывается и год царствования соответствующего царя в другом царстве. Но эта двойная система счисления имеет и свои невыгоды, так как при малейшем видоизменении цифры (что, несомненно, и случалось при переписке книг) запутывалось все летосчисление. В книге пророка Иезекииля все время «беззакония дома Израилева» определяется в 390 лет; эта цифра и показывает приблизительно время существования народа еврейского от Иеровоама до разрушения Иерусалима. Цифра эта согласуется и с частным показанием лет царствования царей в обоих царствах 264 . Продолжительность царствования царей иудейских и израильских:Цари иудейские: Ровоам – 17 лет (с 980 г. до Р.Х.); Авия – 3; Аса – 41; Иосафат – 25; Иорам – 8; Охозия – 1; Гофолия – 6; Иоас – 40; Амасия – 29; Озия – 52; Иоа-фам – 16; Ахаз – 16; Езекия – 29; Манассия – 55; Амон – 2; Иосия – 31; Иоахаз – 3 месяца; Иоаким – 11 лет; Иехония – 3 месяца; Седекия – 11 лет. Разрушение Иерусалима: 588 г. до Р.Х.Цари израильские: Иеровоам I царствовал 23 года; На-ват – 2; Вааса – 24; Ила – 2; Замврий – 7 дней; Фамний и Амврий – 4 года; Амврий один – 8; Ахав – 22; Охозия –2; Иорам – 12; Ииуй – 26; Иоахаз17; Иоас – 16; Ие-ровоам II – 41; Междуцарствие – 11; Захария – 6 месяцев; Селлум – 1 месяц; Менаим – 10 лет; Факия – 2; Факей – 20; Осия – 9. Разрушение Самарии: 722 г. до Р.Х. Нужно сказать, впрочем, что хронология периода со времени разделения монархии до разрушения Иерусалима нуждается еще в обстоятельном исследовании на более прочных данных, чего еще невозможно сделать при наличном состоянии науки. Доселе еще нельзя в точности определить самого момента разделения монархии, вследствие чего хронологи расходятся на два десятилетия: 980–963. Первая из этих цифр определяется суммою лет царствования царей иудейских, а вторая – суммою лет царствования царей израильских. Твердый опорный пункт могла бы дать египетская хронология, если бы она установила дату нашествия фараона Шешонка или Сусакима I на Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010