Критики говорят, что якобы Иаков купил вторую гробницу у Еммора. Однако при внимательном изучении текста находим, что Иаков купил только «часть поля» у детей Еммора, но нет никакого упоминания о гробнице ни в Бытие, ни у Иис. Навина 24:32, где читаем; «в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора». Идя дальше убеждаемся в том, что согласно Быт. 23:17 , у Ефрона Авраам купил пещеру и поле, на котором она находилась. Согласно же Деян. 7:15–16 видим, что у Еммора Авраам купил другую гробницу, но не говорится, что было куплено и поле. На основании Быт. 33:19 следует, что Иаков много лет спустя купил «часть поля» (или «участок поля» по И. Нав. 24:32 ), где, по всей вероятности, и находилась вторая гробница Авраама, на поле лица, от которого Иаков его откупил впоследствии. Все три сообщения Писания ясны и определенны и совсем не противоречат одно другому. Поэтому, выходит, что не Стефан допустил ошибку, а ошибку делают сами критики, не умеющие разбираться в Библии. Про Луку (писавшего Деяния) и про Стефана известно, что они были мужами, исполненными силы Духа Святого, но этого нельзя сказать про тех, кто бросал и продолжает бросать в них камни... Очень сильным аргументом против того, что Стефан мог допустить ошибку, кроме всего сказанного выше, служит самый тот факт, что эти слова Стефан произнес перед собранием еврейской синагоги, где были собраны знатоки «отеческих преданий», цитировавшие Ветхий Завет наизусть. Они скорее могли обнаружить в словах Стефана неточность, если бы она была, между тем, в Слове Божием сказано, что «они не могли противостоять мудрости и Духу, которым он говорил» ( Деян. 6:10 ). «Ошибка Матфея» «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать серебряников» и т. д ( Мф. 27:9 ). Критики заявляют, что слово «Иеремия» вкралось сюда по ошибке, вместо слова «Захария», т. к. это пророчество находится не у Иеремии, а у Захарии 11:12–13. Между тем, некто г-жа Люис из Кембриджа, являющаяся большим авторитетом в области исследования Писания, указывает на тот факт, что в ранних и наиболее лучших рукописях слово «Иеремия» опущено, и стих читается так: «Тогда сбылось реченное через пророка»... Поэтому, весьма вероятно, что Матфей не писал имени пророка, а оно было включено одним из копиистов его евангелия и изменение сохранилось до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

- Отец, я очень жажду. Преподобный, сотворивши молитву и осенив море знамением крестным, сказал: - Во имя Господа почерпни и пей. Ученик почерпнул из моря воды в маленький сосуд, который носил с собою; отведав воды, ученик нашел ее очень вкусной4 и прохладной, как бы истекшей из живого источника; достаточно напившись и прохладившись, ученик взял еще воды в сосуд на дорогу. Заметив это, старец сказал ученику: - Для чего ты наполнил сосуд водою? Ученик ответил: - Прости меня, отче! Я взял воду на дорогу, чтобы снова не томиться жаждою. Старец сказал: - Бог, присутствующий на этом месте, присутствует везде и, как здесь, так и в другом месте, Он может дать жаждущему вкусную воду. Имя того ученика было Дула. Уподобился преподобный Виссарион и Иисусу Навину5: как тот, когда побеждая аморрев6, удержал движение солнца (Иис. Нав.10:12-13), так сделал и сей угодник, а именно: когда он шел с учеником к одному старцу, солнце склонялось к западу, путь же оставался еще далекий; тогда старец обратился к Богу, молясь так: - Прошу Тебя, Господи, повели остановиться солнцу до тех пор, пока я не приду к рабу Твоему. И произошло так: не заходило солнце до тех пор, пока не пришел преподобный к тому старцу. Был подобен святой Виссарион и пророку Божию Илии7. Так, во время засухи он свел с неба на землю обильный дождь (3 Цар.18); это самое не однажды и не дважды, а много раз совершал преподобный. Еще и Елисею пророку8 уподобился святой: как тот, разделив воду плащом Илии, перешел реку Иордан (4Цар.2:14-15), так и этот превратил своей молитвой воду в сухой путь и ходил поверх воды: перешел большую реку Нил, как посуху, и везде, где только ему на пути встречались реки, переходил их, как посуху. Как-то однажды, когда преподобный пребывал в ските, приведен был в храм бесноватый человек; за него совершали молитвы в церкви, дабы избавился он от духа нечистого; но не исходил из него бес, ибо он был весьма лютым. И говорили между собой клирики: - Что нам делать с этим бесноватым? А некоторые говорили:

http://pravicon.com/info-1984

в) то, что принадлежит временам, бывшим после Моисея. Немногие сего рода места, не состоящие в необходимой связи с целостью книг Моисеевых, руками Иисуса Навина, Ездры или других избранных Духом Святым продолжателей и хранителей Священного Писания, могли быть внесены с намерением объяснения или пополнения, соответственного их временам. Быт. XIII. 18 (см. Ис. Нав. XIV. 15. XV. 13). Быт. XXXVI. 31–43 (см. 1 Пар. 1. 43–54). Исх. XVI. 35 (см. Иис. V. 12). Втор. XXXIV. 2) Иис. I. 8. 4 Цар. XXII. 8. Дан. IX. 11. Неем. VIII, 1 Ин. 1. 17. 45. V. 46. Из сих немногих указаний на книги Моисеевы уже можно видеть, что те же самые, которые под сим именем существуют ныне, так же существовали, употреблялись и признаваемы были во время земной жизни Иисуса Христа, после плена вавилонского, во время самого плена, во времена царства Иудейского, и в первые дни после смерти Моисеевой. Текст самаритянский и греческий перевод, столь давно отдаленные особенною судьбою от текста еврейского, также суть неподозрительные свидетели о подлинности целого состава оных. III. ДOCTOBEPHOCTЬ ПИСАНИЙ МОИСЕЕВЫХ СО СТОРОНЫ ЕГО ЛИЦА Непререкаемое достоинство бытописанию Моисееву дает его богодухновенность, неизменно свидетельствуемая и всегдашним мнением, и событиями ветхозаветной и новозаветной Церкви. Недоверчивым испытателям во свидетельство достоверности Моисея могут быть указаны следующие особенные принадлежности его лица: 1) воспитание при дворе фараона во всей премудрости египетской (Деян. VII. 22), которого, впрочем, выгодами он не пленился; 2) откровения многократные, продолжительные и беседования с Богом устами ко устам (Числ. XII. 7. 8); 3) обильный дар чудотворений; 4) вождение народа Божия и служение Божественному законодательству; 5)беспристрастие, с каковым он повествует унизительные для себя происшествия без застенчивости (Числ. XII. 1), говорит о добрых качествах и не скрывает своего греха и наказаний (Числ. XX. 12); 6) бескорыстие, с каковым он отказывался от благословения Божия и спасения своего, для спасения народа (Исх. XXXII. 10. 32), и умер, не оставив детям никакого достоинства (1 Пар. XXIII. 14). IV. BPEMЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КНИГИ БЫТИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Итак, книгу пророка Иеремии следует толковать на основе этих исторических событий. Датировка многих проповедей и событий из жизни пророка, а также определение их исторического контекста не составляют большого труда. Благодаря этому жизнь и проповедь Иеремии наполнены конкретикой, чего не скажешь о других пророках. Текст и автор Место Иеремии в длинной традиции ветхозаветных пророков подтверждается тем, что слово Господа пришло к нему (Иеремии 1:2:4). Часто в имени пророка отражается основная идея его проповеди, но этого нельзя сказать о Иеремии, ибо происхождение его имени неясно. Оно в одинаковой степени может быть производной от глаголов «возвышать», «ослаблять» или «бросать». В книге Иеремии его имя пишется двумя способами: (Иремъяху, 114 раз) или ивр. (Иремъях, 9 раз, все в отрывке 27:129:1). Ветхий Завет рассказывает еще о девяти Иеремиях, трое из них были воинами царя Давида ( 1Пар.12:4,10:13 ), а двое – близкими современниками пророка Иеремии ( 4Цар.23:31 ; Иер.35:3 ). 782 О жизни пророка Иеремии нам известно значительно больше, чем о любой другой фигуре Ветхого Завета, за исключением, пожалуй, царя Давида. Благодаря своим «исповедям», Иеремия более других пророков позволяет нам заглянуть к себе в душу, открывая свои мысли и намерения. Поэтому Иеремию мы должны понимать лучше остальных пророков Ветхого Завета. 783 Отцом Иеремии был Хилкия, священник из деревни Анатот (1:1). Это был не тот Хилкия, который нашел свиток закона при очищении храма в ранние годы правления Иосии ( 4Цар.22:310 ). Маленькая деревушка Анатот находилась в пяти километрах севернее Иерусалима на территории колена Вениаминова (Иис. Нав.21:18 ), где располагалось владение священника Авиафара. Будучи первосвященником при царе Давиде, Авиафар был сослан в Анатот Соломоном, потому что поддержал воцарение Адонии ( 3Цар.2:2627 ). Хилкия и Иеремия, возможно, были потомками Авиафара. Позднее жители Анатота выступят против Иеремии ( Иер.11:1823 ). Иеремия услышал призыв в тринадцатый год правления царя Иосии (162), то есть в 627 году до н.э. Он пережил нескольких царей, а также был свидетелем падения Иерусалима и начала Вавилонского пленения в 586 году до н.э. После падения Иерусалима Иеремия был насильно увезен в Египет, где и умер ( Иер.43 ). Таким образом, служение Иеремии захватило один из самых волнующих и критических периодов в истории Иудеи (см. далее). По свидетельству самого Иеремии, он был призван еще юношей (1:6). Это значит, что он родился около 640 года до н.э., примерно в то же время, когда Иосия взошел на трон Израиля в возрасте восьми лет ( 2Цар.22:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

О важности и необходимости Св. Писания так свидетельствовал Сам Бог через Моисея израильтянам: «все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Второзак. 12:32). «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, – сказал Господь Иисусу Навину,–но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Нав. 1:8 ). Господь Иисус Христос придавал Св. Писанию, существовавшему в Его время, величайший авторитет ( Мф. 5:17 ; Ин. 5:46– 47 ) и признавал его Богодухновенным ( Мк. 12:36 ; Мф. 22:43 ), почему как Сам «изъяснял сказанное о Нем во всем Писании ( Лк. 24:27 ), так и от последователей Своих требовал, чтобы они исследовали Писание ( Ин. 5:39 ; сн. Мф. 22:29 ). Апостолы также учили, что «все Писание Богодухновенно и полезно» (2 Тим. З:16); веровали «всему написанному в законе и пророках» ( Деян. 24:14 ) и заботились, чтобы собственные их писания были известны всей церкви: «заклинаю вас Господом,–пишет ап. Павел Фессалоникийцам,– прочитать сие послание всем святым братьям» ( 1Фес. 5:27 ; ср. Колос. 4:16 ; Деян. 17:11 ; 2Пет. 1:19 ). Из книг Св. Писания большее значение для христиан имеют, конечно, Евангелие и послания Апостольские, как содержащие учение Самого Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов, но не лишены значения и ветхозаветные книги, так как содержащиеся в них установления и заповеди, за исключением обрядовых и гражданских, не отменены в Церкви Христовой, а лишь исправлены ( Евр. 9:10 ):вместо кровавых жертв–жертва бескровная ( Евр. 9: 23; 13:10 ; Лк. 22:19–20 ), вместо обрезания–крещение ( Деян. 15:24,28–29 ; Кол. 2:11–12 ),вместо 10 заповедей–учение Христово ( Еф. 2:15 ), расширившее и восполнившее их (Мф. 5 гл.) и т. д. Не утратили также своего значения и неканонические книги Библии, как назидательные,–тем более, что сами апостолы пользовалась изречениями их (напр., Иак. 1:13 ср. Сирах. 15:11,12 ; Иак. 1:19 ср. Сирах. 5:13 ), а Господь И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова. На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) Быт. 1:1–13 – об установлении земли на “водах;” 2) Исх. 14:15–18, 21–23, 27–29 – переход Израиля через Красное море; 3) Исх. 15:22–27. 16:1–4 – победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. Нав. 3:7–8, 15–17 – чудесный переход евреев через Иордан; 5) 4Цар. 2:6–14 – чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) 4Цар. 5:9–14 – исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) Ис. 1:16–20 – призыв покаяться и омыться; 8) Быт. 32:1–10 – примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) Исх. 2:5–10 – египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) Суд. 6:36–40 чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) 3Цар. 18:30–39 – чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) 4Цар. 2:19–22 – чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) Ис. 49:8–15 о духовном возрождении. На литургии накануне Богоявления читается Апостол: 1Кор. 9:19–27 и Евангелие: Лук. 3:1–18 . В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Такому плачевному нравственно-религиозному состоянию весьма много содействовало тогдашнее гражданское положение Божьего народа, угнетаемого частыми войнами и преобладающим влиянием соседних язычников, так что оказывалось необходимым часто прибегать к помощи одних соседей для отражения насилия других… и каждый раз среди таковых напастей иудей более и более ослабевал в надежде на Сущего сближался с язычниками и утверждался в доверии к их мудрости и могуществу, а потому перенимал их учреждения и установления. Главными врагами царства Иудейского во времена Исаии были первоначально цари Сирийские, особенно в союзе с Израильскими, а потом цари Ассирийские и Вавилонские. Египет оказывал влияние отдаленное – как надежная опора против возникшего тогда могущества Ассирийских и Вавилонских царей. Прочие соседние народы – Аммонитяне, Моавитяне, Идумеи, состоявшие со времен Давида в порабощении у иудеев, часто бунтовали против своих завоевателей и не упускали удобного случая стать в ряды врагов Иудеи. А филистимляне и финикияне оказывали неблагоприятное влияние на иудеев и своими торговыми предприятиями, и поддержанием действий других соседей, враждовавших против Иудеи. Все эти народы сохраняли свои прежние обычаи и учреждения, дававшие необузданный простор чувственности ( Иер 2:10–11 87 ). Религиозные их культы остались тем же мрачным суеверием, тем же обоготворением грубых страстей, какими были во времена завоевания земли обетованной иудеями. Соседние язычники ничего доброго от иудеев не переняли; наоборот сами служили соблазном для иудеев (Иис. Нав. 23:12–13 ; 88 Суд 2:3 89 ). 12. Главные предметы пророчеств Исаии Главный предмет пророчеств Исаии указан в первом стихе его книги: Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме ( Ис 1:1 ). Впрочем, имея в виду преимущественно Иудейское царство, Исаия в своих пророческих речах касается участи всех тогдашних народов, имевших влияние на судьбу царства Иудина и находившихся с ним в сношениях, а именно Вавилона, Моавитской земли, Сирии Дамасской и союзного с ней Израильского царства; – участи Египта, Аравии, Тира и Финикии, – говорит о славных походах Кира, об освобождении Иудеев и других народов от насильственного влияния Ассириян и Вавилонян, также об освобождении всего человеческого рода от власти диавола и о водворении царства Божия на земле заслугами Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

28, 12-13), через которых Бог охраняет или наказывает людей (Быт. 24, 7; Пс. 33, 8; 90, II; Дан. 6, 22.; 2 Цар. 24, 16; Ис. 37, 36), которые молятся Богу за вверенных им людей (Дан. 10) и умилостивляют Бога, наставляя их на правый путь (Иов. 33, 23-24). Высшие из них составляют судилище перед лицем Божиим и судят людей (Дан. 7, 10. 26); так, по их приговору, Навуходоносор наказан отлучением от людей, как зверь (Дан. 4, 14). Самый закон на Синае дан был евреям через ангелов, как свидетельствуют св. архидиакон Стефан и апостол Павел (Деян. 7, 53; Гал. 3, 19; Евр. 2, 2). И конечно это было древнее верование евреев.Во время завоевания евреями Палестины перед взятием города Иерихона, предводитель еврейского народа Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул и вот видит, стоит перед ним человек и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал: нет, я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал (Иис. Нав. 5, 13-15). Затем ему сказано было, как взять Иерихон.Итак Иисус Навин воздал благоговейное почтение Архангелу Михаилу и сей назвал место, на котором он стоял, святым и потребовал еще, чтобы Иисус Навин снял сапоги с ног своих. Это было почти за полторы тысячи лет до Рождества Христова.За 530 лет до Р. X. пророку Даниилу ангел Господень явился в виде мужа в такой славе, что тот в оцепенении пал на лицо свое и замерло в нем дыхание и не стало в нем силы (Дан. 10). Посему нельзя представлять, чтобы евреи, благоговейно чтившие св. ангелов Божиих, считали изображения херувимов в скинии только за украшения ее. Что они благоговейно чтили эти изображения херувимов, это видно и из того, что эти изображения находились только в скинии и потом в храме Соломоновом. Не было их, как украшений, во дворце Соломона (2 Пар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Перед зрителем представлен сюжет из Книги Исход, иллюстрирующий сражение израильтян под предводительством Иисуса Навина против армии царя иерусалимского Адониседека, состоявшееся под Гаваоном. Царство амореев в то время было одним из могущественных. Сначала амореи начали наступать и в результате сражение затянулось. Тогда Иисус Навин помолился Господу, чтобы солнце не зашло, и чтобы продлился день. Он сказал перед израильтянами: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» Бог услышал его просьбу. «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим… Стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день!» (Иис. Нав.10:12-13 ). Описание Перед нами разворачивается грандиозная сцена сражения израильтян под предводительство Иисуса Навина с неприятельскими войсками. Как известно, амореи обладали свирепым нравом и были жестоки в бою. Все пространство картины заполнено фигурами сражающихся воинов, чьи тела переплелись друг с другом в непримиримой схватке так, что сложно разобрать где свои, а где чужие. Израильтяне узнаются по доспехам: художник изобразил их в облике римских легионеров, сражающихся за свою веру. Следуя традиции академизма, он использует полотно в качестве театральных кулис, где разворачивается главное действие. Изображая батальную сцену, живописец не показывает искалеченных тел, здесь нет также изувеченных, истекающих кровью. Но, тем е менее, на ожесточенную битву указывает присутствие красного цвета, символизирующий войну, точнее Бога войны Марса, облаченного обычно в алый плащ. Однако обилие оттенков красного наводит на мысль о множестве пролитой крови. На переднем плане – воины идут в наступление, выстроившись в ряд, они преследуют противника, который с остервенением сопротивляется. Но исход победы явно на стороне Иисуса Навина и его храброго войска — Небо с рваными клочьями облаков и сияющее солнце предвещают скорую победу израильтян. Необычный стиль исполнения, проявившийся в перегруженности композиции и динамики планов, ближе скорее работам французских мастеров второй школы Фонтенбло. История

http://azbyka.ru/art/bitva-izrailtyan-s-...

117 ...до Иерихона... взял и разорил до конца...– Город Иерихон, который евреи, согласно рассказу библейской Книги Иисуса Навина (6), взяли первым после перехода Иордана при вступлении в Землю обетованную; Иисус Навин – библейский персонаж, возглавивший евреев после смерти Моисея. 118 ...дом Затхевъ... хотя видти Христоса.– Имеется в виду рассказ Евангелия от Луки (19, 2–9): Закхей, человек маленького роста, в то время, как Христос проходил через Иерихон, влез на смоковницу, чтобы его увидеть; и Христос посетил его дом. 119 ...домъ оноя сумантяныни, идже Иелсй отрочища въскресилъ.– Имеется в виду рассказ Четвертой книги Царств (4) ο воскрешении пророком Елисеем сына сонамитянки (жительницы города Сонам, а не Иерихона), которая заботилась ο нем, когда он бывал в ее городе; детей у нее не было, муж был стар; пророк Елисей в благодарность за заботу обещал ей, что у нее родится сын; сын родился, но еще ребенком умер; мать привела в дом пророка Елисея, тот обнял ребенка, согрел его и воскресил. 120 ...воды Иелисевы, ихже ослади Иелисй пророкъ.– Согласно Библии (4 Цар., 2, 19–22), жители Иерихона пожаловались пророку Елисею на плохую воду и бесплодную землю; тот бросил в источник соли и сделал воду здоровой. 121 ..явися святый Михаил архистратиг... на лици своемъ, и поклонися.– Имеется в виду библейский рассказ (Иис. Нав., 5, 13–15) ο видении Иисусу Навину во время осады Иерихона человека с обнаженным мечом в руке, который назвал себя вождем воинства Господня и велел Иисусу Навину снять обувь с ног, «ибо место, на котором ты стоишь, – сказал он, – свято». 122 Имя мсту тому Галганий... прешедше Иордан.– Галгал – место первой остановки израильтян после того, как они во главе с Иисусом Навином перешли Иордан при вступлении в Землю обетованную (Иис. Нав., 4:19). 123 ...имя гор той Гаваонъ... и тогда солнце заиде.– Имеется в виду рассказ Книги Иисуса Навина (10, 12–13) ο том, как во время битвы евреев с царями Аморрейскими Иисус Навин остановил солнце и луну, доколе его народ мстил врагам своим; но Ог, царь Васанский, согласно библейским Книгам – Книге Числа (32:33) и Книге Второзаконие (31:4), где ο нем идет речь,– был побежден не Иисусом Навином, как пишет Даниил, а Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010