Первая из них — кардинальное отличие представления христиан и мусульман о соотношении Бога и человека. Согласно христианскому учению, Господь Иисус Христос пришел к человечеству в целом и к каждому человеку в отдельности. Именно православное понимание вочеловечения Бога как воипостазирования придает христианским историям с чудотворениями неповторимо личностный оттенок, свойственный лишь христианству. Между человеком-личностью и Богом-Личностью христианство утверждает личностные отношения, ставшие возможными благодаря личному подвигу Личности Богочеловека Христа. И этот личностный акцент не может не оказывать влияния и на характер совершаемых чудес. Не секрет, что само понятие “личность” выработано христианской богословской культурой в процессе поиска адекватной тринитарной и христологической терминологии, и потому впол­не резонен вопрос о правомерности использования его для объяснения понятия, принадлежащего совершенно другой культуре, не имеющей в своей основе тайны Триединства. Существует немало оснований считать, что мусульмане понимают личностность Бога неким совершенно отличным от христиан образом и вкладывают в это слово нечто совсем иное, нежели христиане. Это находит отражение и в бытовом сознании современных мусульман. Так, одна обратившаяся впоследствии знатная пакистанская мусульманка писала в своих воспоминаниях, что главным, что смущало ее в христианстве, было то, что ей “казалось, что христиане сделали Бога Личным” 46 . О подобных проблемах упоминают и христианские миссионеры, работающие в арабских странах: “На языках исламского мира эти истины объяснить довольно сложно. Например, в арабском слово личность имеет оттенок парень или приятель . Говоря о Боге, мусульманин никогда не назовет Его личностью. В исламе Бог — иной Святой ” 47 . Интересно, что при подготовке “Декларации о евреях и нехристианах” на II Ватиканском Соборе в разделе, касающемся ислама, из-за невозможности найти в арабском языке точный эквивалент понятию “личный Бог” оно было заменено в окончательном проекте определением “сущий” ( ал-каййум ). Вариант шахсий был отвергнут, поскольку в арабском этот термин имеет оттенок телесности и с точки зрения исламского учения о Боге неприменим к Божественной сущности 48 . И действительно, среди направлений и тем, по которым шла работа средневековых мусульманских философов и богословов, нет ничего аналогичного или хотя бы схожего с христианскими спорами о соотношении природы и ипостаси (личности) в Боге. Предметом рассмотрения мусульманских богословов служили такие атрибуты Бога как знающий , могущественный , живой (сущий), благородный, вечный и их соотношение с Божественной сущностью 49 . Вопроса о соотношении природы и личности в Боге, повторим, не стояло, что естественно, поскольку для такой постановки вопроса не было никаких предпосылок.

http://pravmir.ru/ponyatie-chuda-v-hrist...

Несмотря на это, мы видим и общие положения двух религий. Таким образом, сходство заключается в следующем: · в обоих учениях подчёркивается, что перед всеобщим воскресением воцарится антихрист, помощником которого будет сам сатана; · в обеих религиях говорится о Втором Пришествии Христа; · в священной книге как мусульман, так и христиан есть указания на то, что антихриста победит Иисус Христос. Различие заключается в следующем: · по православному учению, в отличие от исламского, Христос придёт во славе и величии Своего Божества и уничтожит антихриста как Бог ( 2Фес. 2:8 ), а не как человек – мечом и при помощи Махди; · в исламе роль Иисуса Христа на Страшном Суде состоит в том, чтобы быть обвинителем или свидетелем против тех, которые не верили Аллаху и пророку Мухаммеду. Согласно же православному учению, воскрешать (См.: Ин. 5:28–29 ) и судить людей на Страшном Суде будет Иисус Христос, так как Он является не только человеком, но и Богом; · наконец, христианство , в отличие от ислама, отрицает учение о пришествии Махди и о том, что Иисус будет уничтожать кресты и свиней, установит всемирный ислам и будет принимать участие в земных сражениях. Оно также отрицает утверждение о женитьбе Иисуса и Его смерти перед концом света. Пророчества Пророчества из Ветхого Завета В этой главе будет рассказано о пророчествах о Мухаммеде, которые, как утверждают последователи ислама, встречаются не только в Коране, но и в Библии. Согласно исламской доктрине, в первоначальной Библии было множество пророчеств о приходе Мухаммеда, но она якобы была искажена иудеями и христианами. Однако, несмотря на это, мусульмане считают, что некоторым пророчествам удалось уцелеть, и они находятся в нынешней христианской Библии 397 . Здесь важно подчеркнуть, что в этой главе книги будут рассмотрены не все библейские стихи, на которые опирается исламская религия, видя в них пророчества о Мухаммеде ( Втор. 18:18–19; 33:1–2 ; Ис. 21:6–9, 13–14, 16–17; 42:9–17 ; Авв. 3:2–15 ; Ин. 14:16,26; 15:26; 16:7 и др.), а лишь те, которые относятся к теме книги, поскольку мусульманские богословы в своих трудах нередко приводят в пример те стихи, которые не имеют отношения к Иисусу Христу, а тем более к Мухаммеду.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

С достаточной степенью осторожности можно сказать, что в исламском представлении о чудесах, совершенных пророками, в том числе и кораническим Исой-Иисусом, личностная мотивировка, основополагающая для Евангелия, совершенно не находит себе места. Чудо-муджиза — “это деяние, совершаемое пророком по воле Бога как доказательство его права на пророчество. Чудеса являются знамением связи пророка с источником откровения” 6 . В этом смысл пророческих чудес по Корану, таков он и для мусульманского богословия. Мысль о том, что единственного умершего сына вдовы Христос воскресил лишь потому, что сжалился над нею (Лк 7:13), для последовательного мусульманского богословия непонятна и неприятна, и именно потому, что подобная индивидуализация не имеет основания в этой религиозности, тогда как для христианства основание столь пристального внимания к человеческой личности обусловлено догматическим фактом личностного вочеловечения Бога-Слова, посредством которого каждая человеческая личность призвана к обожению. Это непонимание и неприятие хорошо иллюстрирует пример известного мусульманского апологета ХХ века Ахмада Шалаби, который отрицал Евангельские чудеса Христа на том основании, что, по его мнению, они походили на театральное действо без какой-либо цели. Он протестовал: “Бог привел к смерти, а Иисус оживляет” 7 . Единственной целью чудес может быть лишь доказательство достоверности миссии пророка. Да, и в Коране также говорится о воскрешениях мертвых и чудесных исцелениях больных, совершенных Иисусом, однако не стоит тем самым вводиться в заблуждение, — это не более чем инклюзивный элемент синкретичной религиозной системы, коей, безусловно, является ислам. Сказания об этих чудесах появились в исламе лишь как заимствование из христианства, и потому вполне естественно, что они переосмысляются мусульманами исходя из собственного понимания чуда. Ключевую роль в этом переосмыслении играет уже упоминавшееся понятие мусульманского богословия муджиза ; мн. число муджизат , — совокупность “чудес, которые пророк с позволения Бога может демонстрировать в качестве подтверждения истинности своей пророческой миссии” 8 .

http://pravmir.ru/ponyatie-chuda-v-hrist...

Если г-жа Хамидуллина желает запретить «Чин оглашения приходящих из ислама», то отчего бы ей тогда не озаботиться удалением из Корана и Сунны вышеприведенных аятов и хадисов? Вряд ли можно рассчитывать на такую взаимность со стороны мусульман, особенно это станет ясно, если вернуться к ее статьям и посмотреть, как исламский борец за светскость государства, которым выставляет себя Халида Гумаровна, видит те необходимые изменения в стране и обществе, которые бы ее удовлетворили. «Слышим ли мы положительные передачи об исламе и мусульманах, о народах страны? Нет. Вот если бы на уровне государства российского 2008 год объявили годом татарского языка в России, 2009-й – годом чеченского, 2009-й – годом марийского… можно было бы говорить, что на деле федеральная власть уважает многонациональный состав страны» . «Нужен социальный заказ государства, чтобы отечественные учебники по истории, литературе, культурологии доносили всему подрастающему поколению россиян о вкладе представителей исламской культуры в общие достижения страны» . «Ключ к достижению мира и согласия в нашей стране – в признании Корана как третьего Завета Всевышнего. Не принять ислам, а рассматривать его священную книгу как откровение Всевышнего, так же, как мусульмане признают Тору и Евангелие людей Писаний (христиан и иудеев)» . Итак, одним лишь преследованием критиков ислама программа мусульманской журналистки не ограничивается – ей нужна оплаченная государством систематическая реклама ислама в школах и признание всем обществом Корана в качестве «Откровения Всевышнего» (инициатива муфтия Равиля Гайнутдина). Своеобразные представления о «светскости». К сожалению, здесь Халида Гумаровна, как и в других случаях, вводит читателей в заблуждение, говоря, будто «мусульмане признают Тору и Евангелие христиан и иудеев». Да, в исламе есть вера в то, что существовали когда-то в прошлом некие писания от Аллаха, которые назывались «Тора», «Псалтырь» и «Евангелие». Но это вовсе не означает, что мусульмане считают Священным Писанием то, что реально имеется в Ветхом и Новом Завете. По учению ислама, Библия была искажена иудеями и христианами, и потому Тора, Псалтырь и Евангелие не являются теми книгами, которые якобы на самом деле были ниспосланы Моисею, Давиду и Иисусу, и которые не сохранились. Согласно исламу, Иисус Христос был мусульманином, учил о том, что Мухаммед – это пророк, и записал это в неком «истинном Евангелии», которое полностью согласуется с Кораном, но которого ныне нет, оно существует лишь где-то на небе, у Аллаха. А реально существующая Библия запрещена к ввозу и распространению во многих мусульманских странах, известны случаи, когда официальные органы мусульманских государств сжигали обнаруженные экземпляры Библии.

http://pravoslavie.ru/5781.html

священник Назарий Эйвазов Человек – творение Божие, а Иисус – Мессия. В этом православные и мусульмане сходятся. Но как понимают эти истины верующие с той и с другой стороны? В чём сходство и в чём различие антропологического и христологического учений в Православии и исламе? Как использовать знание об этом в межрелигиозном общении? На эти вопросы отвечает новая книга православного священника Назария (Вайдаса) Сейирхановича Эйвазова, кандидата богословия, клирика храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО, выросшего в мусульманской среде и близко знакомого с исламской духовной культурой. Одна из важнейших задач современного общества – развитие христианско-исламского диалога. Этим обусловлена актуальность настоящего издания, так как зачастую различия во взглядах на учения о человеке и об Иисусе Христе способны вызвать недопонимание и создать конфликтные ситуации между представителями двух мировых религий. Чтобы этого избежать, важно найти точки соприкосновения и достичь определённого согласия в этих вопросах. А это, в свою очередь, может принести прекрасные плоды в виде взаимоуважения и взаимопонимания представителей двух мировых религий, а также стать основой для многогранного сотрудничества между ними. Предисловие от автора Дорогие читатели, основной целью двух моих предыдущих книг 1 был сравнительный богословский анализ учений о человеке и об Иисусе Христе в двух мировых религиях: христианстве и исламе. А в этой работе мы соединили ранее опубликованные книги в одну для того, чтобы пересмотреть и дополнить некоторые пункты о двух самых распространённых религиях мира. Автор надеется, что это издание поможет нам иначе взглянуть друг на друга, лучше узнать и понять как православное, так и мусульманское вероучение и наладить диалог между двумя религиями. Отношения между мусульманским и христианским миром непросты и переменчивы. И во многом виной тому является взаимное непонимание. Во взаимоотношениях последователей православия и ислама существует проблема расхождения и христологических 2 , и антропологических 3 представлений, что, несомненно, негативно сказывается на установлении добрососедских отношений. Но мы можем попробовать хоть в некоторой степени преодолеть непонимание и наладить диалог с мусульманами, если только сумеем разобраться в том, что на базовом, глубинном уровне определяет нас, православных христиан, как творения Божии и верующих в Иисуса Христа . Развитие христианско-исламского диалога может принести прекрасные плоды взаимоуважения и взаимопонимания представителей двух мировых религий и стать основой для многогранного сотрудничества.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Написано в Коране: “Поистине, Иса перед Аллахом подобен Адаму: Он создал его [Адама] из праха, потом сказал ему : “Будь!” – и он стал” (сура 3:59). В книге Аби Джафар аль-Табари под названием “Джамия аль-Баян” написано так: “Скажи христианам из Найрана, что Мое сотворение Иисуса без мужчины-прародителя было подобным сотворению Адама, которому Я сказал: “Будь!” – и он стал душою живою, без прародителей: мужчины и женщины. Мое сотворение Иисуса от Его матери является чудом не большим, чем мое сотворение Адама” 109 . А.А. Абдул-Хагг (А.А. Abdul-Hagg), говоря об этой суре, выделяет слово “Будь”, как бы говоря, что Иисус подобен Адаму в том, что у них одно начало. Далее мы посмотрим другие суры из Корана, которые говорят о сотворении Адама: “И вот сказал Господь твой ангелам: “Я сотворю человека из сухой звонкой глины, из черной грязи, придав образ ей. Итак, когда Я сотворю его в совершенстве и вдохну в него дух Мой , падите ниц в покорности ему” (сура 15:29). В этой суре, когда говорится о значении “дух Мой”, то подразумевается слово, которое переводится как “нафс” , то есть просто душа. Таким образом, в Коране отмечается о том, что Адам создан из праха, из глины и в него Аллах вдунул душу. Суры, которые мы рассмотрели раньше, говорят, что Иисуса вдохнули , вдунули от Духа Святого (67:12; 21:91). Или в Него был брошен, или подкрепляем от Духа Святого (4:169; 2:81,254), например, сура 2:81 говорит так: “Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым ”. И самый главный акцент Мухаммад в суре 3:59 делает на слове “будь”, как бы показывая чудесное рождение или происхождение Иисуса, так же как и Адама. Вопрос, который часто мусульманские богословы приводят в пример того, что Иисус сотворен подобно Адаму, для нас остается открытым. Но другие ссылки говорят о том, что Иисус не сотворен, а был подкреплен Духом Святым. Иса – “Слово от Бога”. Сура из Корана говорит: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем и последнем мире и из приближенных” (сура 3:40).

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Оригинал 1300 лет назад Ислам, подобно взрыву, распространился из стран Ближнего Востока в Азию, Африку и Европу и утвердился к настоящему времени как вторая по величине религия в мире. Мусульманская вера противится всем попыткам христианского миссионирования, но в то же время мы, христиане, видим, что мысли о всемирном распространении ислама возрождаются в самом исламе. Поэтому возникла необходимость поразмыслить о том, какие противоречия существуют между исламом и христианством, и о том, какие трудности возникают перед мусульманином, когда он пытается стать христианином. 1. Три догматических препятствия Мусульманин не может себе представить, что у Господа Бога есть Сын, Который равен Ему по власти и величию. Уже с ранних лет мусульманскому ребенку прививается мысль, что христиане поклоняются трем Богам. Кто всё же пытается втолковать мусульманину, что в данном случае 3=1, наталкивается на непонимание, которое может перерасти в ненависть. Наша западная диалектика едва ли может быть осилена мусульманским умом. Мусульмане думают: или Бог – един, или Он – Троица, но Он не может быть одновременно и тем и другим! Три личности не могут быть одной личностью! В то же время Коран содержит ясное указание на божественность Иисуса Христа: Его рождение Девой Марией. Но различие в том, что, по Мухаммеду, Христос был сотворен в Деве Марии посредством созидающего Слова Божьего из ничего, в то время как мы, христиане, исповедуем, что Иисус Христос еще в вечности, испокон веков, от Отца рожден (но не сотворен) прежде сотворения мира, истинный Бог от истинного Бога, Отец с Сыном в одном Естестве, и что Он, Иисус Христос, стал человеком ради нашего спасения. Такие признаки христологических споров и разногласий в церквях Ближнего Востока доисламского периода можно найти и в других местах Корана. Так Коран называет Христа «Словом Божьим» и «Духом от Бога». Немало споров было в истории мусульманского богословия и по вопросу о том, является ли Слово Божие вечным или оно имеет начало во времени. А суть этого спора заключается в том, что ислам не признает, что Иисус Христос, «явившееся во плоти Слово Божие», уже по рождении Своему выше самого Мухаммеда. Итак, ислам – религия, т.е. дух, отрицающий Божество Христа, что по 1Ин. 4:3 и 15 является признаком антихриста.

http://azbyka.ru/pochemu-musulmaninu-tru...

При производстве исследования были использованы методы психологического и юридико-лингвистического анализа. В рамках проведенного психологического анализа были использованы методы психо-семантического анализа, контент-анализа и другие методы . В рамках проведенного юридико-лингвистического анализа были использованы методы текстологического и лингвосемантического анализа. Время производства исследования: 10 января - 21 марта 2011 г. Исследование Предметом исследования явились содержание, смысловая направленность, изобразительные приёмы и иные значимые для ответов на поставленные вопросы элементы и особенности представленных объектов исследования с позиции их психологической и юридико-лингвистической оценки в рамках поставленных перед настоящим исследованием вопросов. Исследование в рамках ответа на вопрос 1. Исследование объекта 1 - фотографии работы Андреса Серрано «Христос в моче», 1987 г. (с. 75). Исследуемый объект визуально представляет собой нечеткое, размытое красновато-желтого цвета изображение христианского распятия (распятия Иисуса Христа на кресте), погруженного в какую-то мутную жидкость. На то, что это именно образ распятого на кресте Иисуса Христа указывает вполне узнаваемая конфигурация распятия, укоренившаяся в общественном стереотипе как распятие именно Иисуса Христа, в том числе положение тела распятой на кресте фигуры. Для верующих христиан Иисус Христос - это объект религиозного поклонения, почитания и уважения. При этом здесь и далее авторами настоящего заключения также учитывается, что в исламе Иисус Христос - пророк Иса - является объектом религиозного почитания и уважения. То есть следует учитывать, что любые оскорбительные манипуляции с образом Иисуса Христа также унижают и человеческое достоинство мусульман. Однако далее исследуемые объекты проанализированы с позиции их воздействия именно на христиан, как основных адресатов коммуникативных посланий, реализованных в данном исследуемом изображении (как и в ряде других, указанных ниже). Размещенный над исследуемым объектом на той же с. 75 текстовый комментарий следующего содержания: « 1987 Андрес Серрано. Христос в моче. Из целой серии фотографий, сделанных сквозь призму стакана с мочой, прославился именно Христос - распятие, показанное сквозь светящуюся взвесь урины художника » - разъясняет содержание коммуникативного послания, передаваемого автором исследуемого объекта (адресантом) посредством указанного объекта его зрителям (адресатам).

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/17/...

Мусульманский комментатор Факхар ал-Дин Рази (Fakhar al-Din Razi) отмечает так: “Сущность значения “Слово от Него” заключается в том, как если бы кто-то говорил о мужественном человеке”, – так сам комментатор говорит об Иисусе. “Следуя традиции, Он был помазан при Его рождении, как и другие пророки или Его коснулся Гавриил, чтобы избежать нападок сатаны. Также Он является “Превознесенным в мире” благодаря чудесам и доказательствам. Иисус – это Тот, Который “должен прийти вновь на землю”. Если рассмотреть “Слово от Него”, то местоимение “Него” относится к “Слову”, точно так же как местоимение “во имя Его” относится к Мессии. Так почему местоимение не находится в том же роде как “Слово”? И комментатор отвечает: “Потому что сама личность относилась к мужскому роду” 110 . Ф. ал-Дин Рази (F. al-Din Razi) таким образом отмечает, что местоимение “Него” он относит к мужскому роду, а “Слово” (Kalima) к женскому роду. Суммируя все это сказанное, можно выразить так: “Слово было от Слова” 111 . В противовес Ф. ал-Дин Рази говорит другой мусульманский комментатор Ибн Хазам (Ibn Hazam), что Иисус Христос является “Словом от Бога”. “Но это “Слово” сотворенное существо-позиция, схожая с арианством” 112 . Мы видим различия или противоречия у мусульманских комментаторов в разрешении христологических отрывков Корана. А.А. Абдул-Хагг (A.Akbar Abdul-Hagg) говорит о том, чтобы разобраться в этой путанице о значении “Слово от Него”, которое относится именно ко Христу, нужно непосредственно обратиться к самому Корану. В начале мы рассмотрим в каких местах Корана употребляется это значение. Сами мусульмане имеют два взгляда на происхождение Корана: Таким образом, нужно отметить, что эти суры были переданы Мухаммадом не дословно, а изложением фактов, которые он мог слышать в своей местности. Мессия Многие мусульманские комментаторы затрудняются в рассмотрении неразрешенного вопроса о природе Иисуса и Его воплощении, но больше интерпретируют значение “Слуга (раб) Бога” из суры 19:30:“Он сказал: “Я – раб Аллаха, Он дал мне писание и сделал меня пророком”.

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Таким образом, евреи находившиеся среди арабского населения в городах Мекка, Медина и в близлежащих окрестностях, где Мухаммад сталкивался с их учением и с их мессианскими ожиданиями, могли повлиять на его понимание о роли Мессии, как Грядущем, то есть направленным в будущее, особенно с выраженными эсхатологическими чертами. Часто Мухаммад провозглашал о будущем Суде, где Иса-ал-Масих, то есть Иисус, будет свидетелем против них, иудеев и против христиан. “Когда пришел Иисус с ясными доказательствами, он сказал: “Истинно, я (Иисус) пришел к вам с мудростью, чтобы разъяснить вам то, в чем вы расходитесь. Итак, бойтесь Аллаха и повинуйтесь Мне… И разногласили партии [иудеи, христиане] среди них! Увидят ли они что-нибудь, кроме часа [т.е будущего Пришествия Христа], что придет к ним внезапно, а они не почувствуют?” (Сура 43:63,65,66). Влияние христианских еретических сект Влияние христианства на Аравию было через Абиссинию (Эфиопию) на севере Йемена перед зарождением ислама. Мухаммад рождается в год Слона (570 г.), в период натянутых отношений между Абиссинией и Аравией. Абраха (Авгана) в 567 г. н. э. воевал против арабов, и против их языческого святилища в Мекке, так как северо-арабские племена осквернили храм в городе Сана. Он вел свой отряд на слонах и этот год известен в истории, как год Слона. В подтверждение этого мы находим в Коране арабизированные эфиопские слова: “Jabit” в оригинале “Taghut”, так же слова “Maida” и “Hawariyun” 31 . Северные христиане из Египта и Сирии также оказали влияние на Аравию. Усман-бен-ал-Хувауриф отмечает, что назначение управляющего в Мекке было прямым вмешательством римлян. В реставрации храма Каабы участвовали коптские христиане, которые описаны как “дружественные ремесленники” 32 . Среди христиан, живших в Мекке, были рабы из Эфиопии, почитавшие Византийский и Коптский символы веры . Также нам известно, что немного христиан было в племени Бану-Асад , жившем рядом с храмом Кааба. В своей семье Мухаммад мог узнать о христианстве через личного парикмахера его жены Хадиджи: он был христианином. Нам известно, что Мухаммад усыновил сына Хадиджи, которого звали Зеид бен Хариф (Zaid ben Harith), он принадлежал к христианскому племени Бану-Калб (Bany-Kalb). “Возношу свидетельство всем видящим теперь, что Зеид мой сын; я буду его наследником и он моим” 33 , – так было написано на черном камне. Историки описывают, что они часто имели беседы.

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010