Наша сегодняшняя тема – это именно Архиерей. Это очень наглядно демонстрирует архиерейская служба. Вот архиерей входит в храм, его ждут, его встречают еще на улице – это ангелы на земле. «Кто есть сей Царь Славы?» – восклицают ангелы неба ангелам земли. А ангелы земли отвечают ангелам неба, когда встречают архиерея на улице. А потом он входит и постепенно, по ходу службы, продвигается от входных дверей сначала к кафедре, потом к алтарю. И уже на малом входе заходит в алтарь за завесы. «ХристосАрхиерей Великий, прошедший небеса». Преподобный Максим Исповедник задается вопросом: почему Христос сошел на десятый день? У нас девять ангельских чинов. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам» (1 Тим 3: 16). То есть он показал Себя девяти чинам ангельской иерархии, а на десятый день сел одесную Отца. И в этот же момент, в это же мгновение Дух Святой сошел на апостолов. Отсюда преподобный Максим Исповедник выводит вот эти десять дней. Здесь мы имеем Архиерея Великого, который действительно совершает это священнодейство, проходит небеса с тем, чтобы предстать перед Отцом Небесным. Христос – священник и жертва в едином лице Снова обратимся к тексту. Вернувшись с небес на землю сей Архиерей по чину Мелхиседекову «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Богу, могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5: 7). С сильным воплем и слезами Христос молился Тому, Кто мог бы избавить Его от смерти Это Гефсиманский сад. В Евангелии нет указаний на то, что Иисус в Гефсиманском саду плакал. А здесь это указание есть. Трижды плакал Иисус: у гроба Лазаря, при входе в Иерусалим, сидя на ослике, и третий раз – здесь, в Гефсиманском саду. С сильным воплем и слезами Он молился Тому, Кто мог бы избавить Его от смерти. Это потрясающе. Он что, хотел избежать смерти? Опять мы в наше время как будто этого не чувствуем, не замечаем. Хотел. «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26: 39). Человеческая немощь была настолько реальна во Христе, Он настолько был настоящим Человеком! То, что Он был настоящим Богом, – с этим у нас все нормально. А вот то, что Он был настоящим Человеком, этого чувствования у нас меньше. Но он был настоящим Человеком, и его человеческая немощь ужасалась, смертельно тосковала и просила, чтобы смерть миновала. И она просила Того, в чьих руках все было.

http://pravoslavie.ru/144772.html

– «Благодать Вседержителя Бога и любовь Господа нашего Иисуса Христа и причастие Святого Духа буди со всеми вами». – И все согласно пусть скажут: «и со духом твоим». – Архиерей: «горе ум!» – Все: «Имеем ко Господу». – И Архиерей пусть скажет: «Достойно и праведно, прежде всех, восхвалять Тебя, истинно сущего Бога, прежде тварей суща, из Него же всякое отечество на небе и на земле именуется, Единого Нерожденного, Безначального, и Владыки, не имущего нужды чуждого... Тебе покланяются бесчисленные воинства ангелов..., непрестанно вопия». – И весь народ вместе скажет: «свят, свят, свят Господь Саваоф, исполн небо и земля славы Его, благословен во веки, аминь». – И архиерей говорит далее: свят еси воистину и т. д.). – И весь народ да скажет: «аминь». – И епископ да скажет: «Мир Божий буди со всеми вами». – И весь народ да говорит: «и со духом твоим». – И диакон снова да провозглашает: «Опять и опять помолимся Богу Христом Его. О даре сем, принесенном Господу Богу помолимся, чтобы благий Бог принял его ходатайством Христа Его в пренебесный свой жертвенник в воню благоухания. О церкви сей, и людях помолимся...» – И епископ да говорит: «Боже великий и великоименитый... призри на нас и на стадо Твое сие...» – И, когда все скажут: «аминь», диакон да говорит: «вонмем!» Епископ же да пригласит к людям: «народ же послушно да отвечает: «Един свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, благословен во веки, аминь. Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, осанна в вышних». – После сего пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением без шума. Епископ же пусть преподает приношен ие, говоря: «Тело Христово», а принимающий пусть говорит: «аминь». Диакон же пусть держит чашу и, подавая, пусть говорит: «Кровь Христова, чаша жизни», а пиющий, пусть говорит: «аминь». Во время же причащения всех прочих, пусть говорят 33 псалом. 95 А, когда причастятся все мужчины и женщины, диаконы, взяв остатки, пусть внесут их в притвор. По окончании псалмопения, диакон пусть говорит: «причастившиеся честного Тела и Честной Крови Христовой, возблагодарим сподобившего нас причаститься святых Его тайн и помолимся – не в суд, но во спасение нам быти, в пользу души и тела, в стражбу благочестия, во оставление грехов, в жизнь будущего века. Восстанем. В благодати Христовой сами себя Богу, Единому, Нерожденному Богу, и Христу Его предадим». И Епископ пусть благодарит: «Владыко Боже Вседержителю... и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Начиная с 14 ст. четвертой главы идет речь о Господе Иисусе Христе, как о великом Первосвященнике и раскрывается Его превосходство перед ветхозаветным первосвященником. В последних стихах этой главы (14-16) намечается тема или главный предмет догматико-нравственного рассуждения о первосвященстве Христовом. " Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха " . В этих словах заключается целый ряд чрезвычайно важных мыслей. Во-первых, Иисус ХристосВеликий Архиерей, единственный и превознесенный над всеми другими архиереями; во-вторых, Он прошедший небеса , то-есть явившийся пред лице Самого Бога, в то время как ветхозаветные архиереи могли лишь однажды в год входить только во Святая Святых, бывшее лишь местом явления славы Божией; в-третьих, Иисус Христос есть Сын Божий , в то время как другие архиереи были лишь обыкновенными смертными людьми; в-четвертых, Иисус Христос есть Великий Архиерей, несмотря на все свое недосягаемое величие, может сострадать нам в немощах наших , искушенный во всем, подобно нам, кроме греха . Б потому, заключает Апостол, " да приступаем с дерзновением к престолу благодати " , на котором восседает столь превознесенный, но в то же время столь нам доступный и способный сострадать нам, великий Первосвященник. В пятой главе Апостол проводит сравнение между ветхозаветным священством по чину Ааронову и первосвященством Христовым " по чину Мелхиседека " . Основными чертами всякого первосвященника, избиравшегося из человеков в Ветхом Завете, было то, что он " для человеков поставлялся на служение Богу, чтобы приносити дары и жертвы за грехи " людей, как сам " обложенный немощью " , он должен был не только за народ, но и за себя приносить жертвы за грехи, честь первосвященническую он должен был воспринимать не сам от себя, но непременно от Бога, как и Аарон (5:1-4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иисус предсказал, что будет великая скорбь, которой не было от начала мира доныне и не будет. О скорби этой Иосиф высказывается так: «Что касается иудеев, то несчастья, случившиеся с ними от века, были меньше, в сравнении с нынешними». 2. О различии пророческого слова Спасителя нашего Иисуса Христа от пророческого слова пророков Пророческое слово Спасителя нашего Иисуса Христа отличалось от пророческого слова пророков по таким трем существенным чертам: 1) Пророки вдохновлялись самим Словом Божиим, который открывал им божественную Свою волю, Иисус же Сам был вочеловечившееся Слово Божие, в котором обитает вся Божия мудрость и сила. 2) Слово пророков имело содержанием Слово Божие, которое было центром пророчеств и учения их, слово Иисуса имело содержанием слово Своей истины, пророки проповедовали веру к Слову Божию, Иисус же проповедовал и искал веру к Самому Себе и Своему слову. З) Пророки глаголали однажды, то есть во время своей жизни на земле. Иисус Христос, как вечный пророк, глаголет вечно в Церкви Своей, Дух же Его просвещает и освящает полноту её вечно. II. О архиерейском достоинстве Спасителя Христа 1. Спаситель наш Иисус Христос по преимуществу Архиерей Спаситель как Великий Архиерей принес Самого Себя как непорочную Богу и Отцу умилостивительную жертву, быв жрецом и жертвой, и умилостивил, и удовлетворил божественную правду, нарушенную грехом человеков через преступление божественного закона, взяв как безгрешный представитель человеческого рода пред Богом и Отцом всё наказание, которого человек, согрешивший, был достоин, и пролив на кресте честную и спасительную Свою Кровь, и утвердив Новый Завет , который заключил с Отцом, которым спасается каждый верующий в Него, исповедующий умилостивительную крестную Его смерть. Жертва эта есть очистительная купель человечества, очищающая и омывающая от скверны греха человеческий род и освящающая верующих Ему и крещающихся во имя Святой Троицы, утвердившей Новый Завет. Об архиерейском достоинстве Спасителя нашего Иисуса Христа глаголал Сам Бог в Ветхом Завете устами Давида, сказав Мессии: «Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:4 ). Свидетельствовал Сам Спаситель наш Иисус Христос, относя к Себе пророческий этот псалом, в котором Он нарицается вечным архиереем по чину Мелхисидека ( Мф.22:44 ; Мк.12:36 ; Лк.20:42 ). Апостол Павел развил эту истину в послании к Евреям, где определенно много раз именует Иисуса Христа Архиереем, например: «И Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», как и в другом месте говорит: «Ты священник во век по чину Мелхисидека» ( Евр.5:5–6 ), «уразумейте Посланника и Архиерея исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр.3:1 ). «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания» ( Евр.4:14 ). 2. О различии Архиерейства Спасителя Христа и архиерейства Аарона

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Архиерейство Иисуса отличалось от архиерейства Аарона настолько, насколько отличается тело от производящей им тени, ибо архиерейство Аарона было образ и сень, и обетование будущего вечного архиерейства, Аарон же и преемники его были человеки, подлежащие немощи и греху, поэтому и однажды только в год он входил во Святая Святых, дабы принести жертву за грехи людские, и её не свободно, но после того, как прежде приносил жертву умилостивительную за свои грехи. Иисусово же архиерейство было самое предобразованное и предвозвещенное, вечное и истинное архиерейство. Сам же Иисус был и есть и будет вечный Архиерей, «Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11–12 ), ибо не был человек, облагаемый немощью, но Богочеловек, Сын Божий, денница Славы Его и характер ипостаси Его, вечно существующий, прежде веков рожденный и вечно пребывающий архиерей, вечно приносит свою жертву за жизнь и спасение мира священными Своими литургиями, которые учинил в Церкви Своей, ибо в таинственной совершаемой жертве, Он – приносящий и приносимый, приемлющий и раздавающий. Святые апостолы называют Иисуса Христа: 1) Посредником за всех: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 ). 2) Спасителем мира: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ); «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» ( 1Ин.4:14 ). 3) И умершего за всех людей: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:14–15 ). III. О Царском достоинстве Христа Спасителя 1. Спаситель наш Иисус Христос, как по преимуществу Царь Спаситель наш Иисус Христос как Великий и Вечный Царь, что сотворил? Спаситель основал на земле Царствие Небесное сразу после Вознесения Своего, когда сел одесную Отца и принял от безначального Отца Своего власть на Небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Это рассуждение также не имеет для себя основания в Св. Писании. Совершенно верно, что, по непреложному учению св. Апостола Павла, истинный Первосвященник в Церкви Христовой есть только Господь наш Иисус Христос. Но в каком смысле ап. Павел называет Его первосвященником? На этот вопрос он сам отвечает, говоря, что Христос не имеет нужды ежедневно, как ветхозаветные первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Значит, священство Христа состоит в Голгофской жертве, в совершенном им искуплении рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Так греко-российская церковь всегда учила, учит и будет учить до скончания века. Следовательно, она всегда находилась, находится и будет находиться до скончания века «под архиерейством Христовым». Иное дело – молокане: они не признают искупительного значения крестной смерти Христовой, т. е. принесения Христом Самого Себя в жертву за грехи всего мира. Как же они могут говорить, что они находятся «под архиерейством Христовым»? Для них Христос даже и не Первосвященник. Они говорят об этом только по своей логической непоследовательности. Другой вопрос: называя Иисуса Христа Первосвященником, отвергает ли этим ап. Павел, вообще, священство в Церкви Христовой? Нисколько. В слове Божием, наряду со званием Первосвященника, Господь наш Иисус Христос именуется еще и Пастыреначальником ( 1Пет. 5:4 ). Над какими же пастырями Он был бы начальником, если бы таковых не было в Его Церкви? Христос принес Себя в жертву искупления за грехи всех людей прошедшего и будущего времени. Чтобы достойно принять спасительные плоды этой единой и вечной Жертвы, люди должны быть кем-то подготовлены. С этой целью, по свидетельству того же самого ап. Павла, который говорит и о первосвященстве Христовом, Великий Первосвященник Господь «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых (т. е. христиан) на дело служения, для созидания Тела Христова (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но чаша не миновала. И он становится «Приносящий и Приносимый». Он приносит Сам Себя. Священник и жертва – в едином лице. Мы в молитве в алтаре на великом входе (во время Херувимской) произносим эти слова. «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5: 8). Это, наверное, запредельно. Иисус должен был навыкнуть послушанию. А это достигается страданием. Человеческая природа Христа более непостижима, чем божественная. И сказанными наконец словами: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42), – Он окончательно в Своем сердце, в Своей душе приносит Себя в жертву. То есть становится священником. Приносит Себя в жертву («и приносяй»). «И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Архиереем по чину Мелхиседека» (Евр. 5: 9–10). Нам более понятно, что Христос – жертва, чем то, что Он – священник, который эту жертву приносит Чин Мелхиседека, естественно, заключал в себе хлеб и вино, с которым Мелхиседек встречал Авраама. И для христиан это очень понятный образ. Хлеб есть «плоть Моя», вино есть «Кровь Моя Нового Завета». И нам даже понятней, что Он жертва, чем то, что Он священник, который эту жертву приносит. Тот древний левитский священник приносил в жертву не себя – он приносил в жертву иных. Это были агнцы, тельцы и так далее. А здесь Христос приносит Сам Себя и таким образом становится Архиереем Великим. Это действительно Мега Архиерей. Мы очень часто тоже готовы жертвовать кем угодно, но не собой. Нет, мы и на это не готовы по своей немощи, но все-таки порой нас на то хватает. А вот чтобы пожертвовать не кем-то, а собою… В этом – Евангелие, в этом – Новый Завет, в этом – священство Христа, а значит, и наше с вами тоже. Священство Христа – непреходящее Теперь еще раз о сопоставлении с древностью. Ветхозаветных священников было много. Потому что поколений было много. Архиерей-то всегда был один, но они менялись в поколениях. А при нем еще всегда было много иереев, священников. Смерть побуждала передавать священство другому преемнику.

http://pravoslavie.ru/144772.html

Феодорит); но как Архиерей присвоил себе беззакония народа и приносил жертвы, как согрешивший вместе с Иудеями; и посему – то отпущение беззакония иудеев приемлет, как отпущение собственных своих грехов». Облецыте в подир. Подиром 34 называлась длинная, до пят, риза ветхозаветных первосвященников, с отверстием для головы голубого или гиацинтового цвета ( Исх. 28:31 ). Т. е., облеките первосвященника Иисуса в лучшие одежды, в знак того, что с него, и с народа сняты беззакония, пусть он явится, как невинный, радостный, торжествующий. Таков был, и Господь наш Иисус Христос , великий Архиерей, в чести и славе, торжественно вознесшийся на небо. Ст. 5. И возложите кидар чист на главу его. И возложиша кидар чист на главу его и облекоша его в ризы. И ангел Господень стояше. С евр.: И сказал: возложите на голову его чистый кидар, и возложили чистый кидар на голову его; и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял. Кидар 35 – род малой митры, обвитой длинною тканью 36 . Это головное украшение принадлежало только первосвященнику, оно имело золотую дощечку с надписью: святыня Господня. Кидар выражал ту силу первосвященнического служения, что первосвященник мог нести на себе недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и, кроме того, украшение это должно было непрестанно находиться на челе первосвященника, дабы выразить постоянное благоволение Божие к Евреям ( Исх. 28:36–38 ). Таким образом, после плена Вавилонского, первосвященник, надевая кидар, получал снова силу восполнять святостью Божией недостатки народа и, притом, получал новый, чистый кидар; ибо прежний, до плена и в плену, был нечист, по причине мерзостей языческих и беззаконий еврейского народа. А теперь получается чистый кидар, выражающий чистоту и святость и, вместе, благоволение Божие к Иудейскому народу. Затем, по повелению Ангела Господня, первосвященника Иисуса облекли, кроме подира и в прочие одежды, принадлежавшие первосвященнику 37 . Возлагали кидар и облекали в первосвященнические одежды, конечно, те, которые стояли пред лицем Ангела, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Эти слова святителя Киприана о том, что жизнь здесь теряется или приобретается, подчеркивают важность именно земной жизни, которой и научает нас Христос в Своем воплощении. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2: 21). «Сын Авраамов» и «сын Давидов» Мануил Панселин. Апостол и евангелист Матфей. Фреска собора Протата в Карее (Афон) Евангелие от Матфея писалось для евреев, и первоначально было написано на арамейском («сирийском») языке. Все евреи происходили от Авраама, посему было важно подчеркнуть, что Иисус из Дома Давидова. Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия (Христос) должен был родиться в том самом городе, где родился и царь Давид (см.: Мф. 2: 6). Христос «сын» Давида и Авраама только по плотскому происхождению. Но есть и скрытый, духовный смысл в этих словах: «сын Давидов», «сын Авраамов». Сын Авраама Исаак был приносим в жертву – точно так же Иисус Христос был принесен в жертву Своим Отцом Действительный сын Давида Соломон построил первый в мире Храм, посвященный Богу, и Христос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; действительный сын Авраама Исаак был приносим Богу в жертву, но Сам Бог остановил этот акт. А Сын Божий Иисус Христос точно так же был принесен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). С другой стороны, само слово «Христос» ( евр . Машиах) означает, по истолкованию блаженного Феофилакта, и «царя», и «первосвященника» – архиерея. Великим царем у иудеев был царь Давид, а великим патриархом-первосвященником – Авраам. Но царское достоинство Христа выше любого человеческого царского достоинства. Сказано: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс. 23: 8); и еще: «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Пс. 94: 3). Христос был и истинным пророком, и истинным первосвященником – ибо, как Само Божественное Слово, Он возвещал будущее и вершил суд. Сказано: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2: 20).

http://pravoslavie.ru/92470.html

Здесь Спаситель наш совершил Сам величайшее таинство, которое по Его повелению с тех пор совершается доныне за обедней, святое причащение. Накануне Своих страданий, в великий четверг вечером, Иисус Христос пошел с 12-ю учениками Своими в один дом на г. Сионе. В то время весь Сион находился внутри города. Здесь Он хотел в последний раз отпраздновать с ними праздник пасхи за день до наступления ее. Горница для Него заранее была приготовлена и украшена. В этой горнице Христос разделил с учениками Своими праздничную пасхальную трапезу, как указано было еврейским законом. После трапезы Иисус Христос показал ученикам Своим, как Он любил их, что готов Сам служить им, да вместе с тем и научил их, как они должны любить друг друга и всем служить. Он встал из-за стола, подпоясался полотенцем, взял воду в умывальнике и, подходя к каждому ученику, начал умывать им ноги и оттирать полотенцем. У евреев велся обычай – принимая гостей – умывать им ноги; но это было делом слуг, если делал это сам хозяин, значит, он показывал свое великое смирение перед гостем и уважение к нему, – сам становился слугой перед ним. Подошел Иисус Христос к одному ученику Своему Петру, чтоб умыть его ноги. Тот с удивлением сказал Спасителю: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» – Христос сказал ему: «Что Я делаю, ты пока не понимаешь, а сейчас поймешь». Когда кончилось умовение ног, Спаситель опять сел за стол и сказал ученикам: «Знаете ли вы, что Я сделал вам? Вы зовете Меня Учителем и Господом и справедливо. Если же Я, Господь и Учитель ваш, умыл вам ноги, та и вы должны делать по Моему примеру». Это значит: никто не считай для себя унижением служить кому бы то ни было, хоть бы и низшему себя человеку. (Этот пример Христа изображается у нас в соборных церквах в великий четверг после обедни архиереем, который умывает ноги служащим с ним священникам). Потом Спаситель со скорбью сказал ученикам: «Один из вас предаст Меня». Спаситель хотел показать Иуде, что его замысел известен Ему, и этим привести Иуду к раскаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010