Исмаил — первый сын Авраама, был рождён от рабыни Агари. Отличался дерзким и непокорным характером. Стал родоначальником арабских племён (Быт. 16 и 21:1-21). Песнь 5 Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми.   Ианни и Иамври — имена египетских жрецов, которые противились чудесам Божиим, явленным через пророка Моисея, но не смогли с помощью своих богов сотворить подобных чудес (Исх. 7:11; 2 Тим. 3:8). В книгах Ветхого Завета имена не названы, не говорится и о количестве жрецов. Больше сведений о них сохранило древнее иудейское предание, которое отражено во 2-м послании апостола Павла к Тимофею 3:8. Песнь 6 Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи. Иисус Навин — предводитель израильтян на пути в землю обетованную во время исхода из Египта. После смерти пророка Моисея возглавил священную войну израильтян против нечестивых языческих племён, населявших Палестину. Амалик, амаликитяне — народность, с древних времён занимавшая земли между Синайским полуостровом и юго-западной частью Палестины, до границ Египта и Аравии. Амаликитяне напали на израильтян во время их исхода из Египта. Между ними произошло сражение, в котором израильтянам помогла победить молитва пророка Моисея. Когда Моисей поднимал руки в молитве, евреи побеждали, а когда его руки (а вместе с ними и молитва) ослабевали, верх брали амаликитяне. Воздетые крестообразно руки Моисея являются прообразом побеждающего Креста Господня (Исх. 17:8-16). Последнее упоминание об амаликитянах в Ветхом Завете встречается во 2-й книге Царств (8 глава), где рассказывается, что земли и золото амаликитян завоевал царь Давид. Гаваониты — жители палестинского языческого города Гаваона, который Господь повелел уничтожить израильтянам под предводительством Иисуса Навина за беззакония. Узнав об этом грозном повелении, хитрые гаваонитяне пришли в израильский стан под видом нищих странников из далёких земель и заставили израильтян поклясться Богом, что те их не тронут. Когда евреи узнали, что на самом деле эти люди — жители Гаваона, то уже не могли причинить им вреда, так как дали клятву. Израильтяне оставили гаваонитян в стане в качестве слуг — заставили их носить воду и колоть дрова.

http://pravmir.ru/kto-est-kto-v-kanone-a...

15 Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно. 16 И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; 17 но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им [и раздражали Господа], скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали. 18 Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. 19 Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и [не отступали] от стропотного пути своего. 20 И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, 21 и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, [сын Навин, на земле,] когда умирал, - 22 чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? 23 И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса. 3 1 Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - 2 для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: 3 пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. 4 Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея. 5 И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев, 6 и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. 7 И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/449/...

Чтобы необычайное дело божественного всемогущества произвело на израильский народ полное свое действие, Иисус Навин наперед всенародно объявляет о нем и объясняет его значение. Последнее для израильского народа состоит в удостоверении его в том, что среди него присутствует «Бог живой», т.е. Бог , проявляющий Свое бытие в божеских действиях, которым ничто в мире не может противиться ( Иер.10:10 ), и что Он поэтому совершенно прогонит от израильтян жившие в Ханаане народы. В истинности этого убедится сам народ, когда он, следуя за Ковчегом Завета, «Владыкой всей земли», увидит, как при вступлении несущих его священников в воду Иордана дно последнего осушится и вода, текущая сверху, станет подобно стене. Мысль об изгнании ханаанских народов выражена в Нав.3:10 по еврейскому тексту и греко-славянскому переводу в усиленной форме, состоящей в двукратном употреблении здесь глагола «изгонять» в двух различных формах, согласно с чем в славянской Библии сказано: «потребляяй потребит». Читаемое в словах к народу ( Нав.3:11,13 ), при наименовании Ковчега Завета, божественное имя «Владыки всей земли» 29 употреблено с той целью, чтобы напоминанием об этом владычестве Бога Израилева возбудить и укрепить веру народа в то, что предвозвещается ему. Нав.3:12 . Вместе с тем Иисус Навин повелел народу взять или избрать по одному человеку от каждого из 12 колен, не указывая при этом самого дела, которое они должны исполнить. Хотя последнее относилось к окончанию перехода через Иордан ( Нав.4:1–5 ), распоряжение об этом сделано было перед его началом, так как в это время для народа всего удобнее было произвести выбор, а самые избранные, оставаясь вблизи израильского вождя, без замедления могли исполнить то, что им будет указано. Нав.3:14 .  Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли Ковчег Завета [Господня] пред народом, Нав.3:15 .  то, лишь только несущие Ковчег [Завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших Ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, В Нав.3:14–17 излагается самый переход через Иордан, который совершился согласно со сделанными распоряжениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.21:6 . «Пусть господин его приведёт его пред Богов, и поставит его ко двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». Объясн. В Ветхом Завете «богами» назывались богоизбранные судьи ( Пс.81:1–2:6 ), потому что они, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1 ; следовательно, это место относится к тем, к которым было Слово Божие, а именно – к судьям; к вопросу же об иконопочитании оно никакого отношения не имеет. Лев.19:4 . «Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе». Объясн. Под страшной угрозой высказывается запрещение производить и поклоняться кумирам или идолам, какой бы вид они ни имели, напр.: – мужчины: Деян.14:11–13 , женщины: Деян.19:35 , скота: Деян.7:41 и т.п. и из какого бы материала и каким бы способом они ни были сделаны, напр.: Исх.32:4 ; Иер.10:2–5 . Святая икона изображает не ложных богов, в виде перечисленных выше, а действительные явления истинного Бога, в Троице славимого: Лк.3:22 . Прем.13 глава повествует об изготовлении идолов из обрезков дерева и о поклонении им. Люди-идолопоклонники называются суетными по природе. Объясн. В 13 главе Премудр. Соломона говорится об идолах, которым Русский народ ещё при святом Владимире, приняв крещение, перестал кланяться и свергнул их в Днепр. Только в ожесточении сердца и в духовном ослеплении можно приравнивать иконы к идолам и не отличать священное от несвященного и чистое от нечистого: Лев.10:10 . Мы знаем, говорит апостол, что идол в мире ничто: 1Кор.8:4 , но об изображениях Иерусалимского храма апостол так не отзывался. Ковчег завета для евреев был образом Самого Господа Бога: Чис.10:35–36 , и Бог избрал его местом Своего особого присутствия: Исх.25:21–22 . Изображения херувимов говорили людям о носителях славы Божией – святых ангелах: Иез.9:3 . Медный змей тайно указывал на Иисуса Христа, распятого на Кресте: Ин.3:14–15 . Перед этими ветхозаветными иконами молились: Прор. Моисей, Аарон: Чис.20:6 , Иисус Навин и старейшины Израилевы: Нав.7 :б, Царь Давид: Пс.5:8:16:15 . Иисус Христос осматривал всё в Иерусалимском храме: Мк.11:11 , т.е. изображения херувимов, кланялся пред ними: Ин.4:22 , и храм, наполненный священными изображениями, назвал домом молитвы для всех народов: Мк.11:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Основное впечатление о пророчестве, которое складывается из многообразия фактов и текстов, будет, очевидно, следующим: пророк — это человек, который обладает непосредственным опытом Богообщения, который воспринял откровение священной воли Божией, который судит настоящее и созерцает грядущее в Божественном свете и который послан Богом, чтобы напоминать людям о Его воле и вести их путем послушания Ему и любви к Нему. Понимаемое таким образом, пророчество — это нечто свойственное Израилю, одна из форм, с помощью которых Божий Промысел руководит избранным народом. Пророческое движение Коль скоро в этом и заложены своеобразие и задачи пророков, то неудивительно, что пророческий ряд в Библии возглавляется Пятикнижием Моисеевым (Втор 18:15,18), и что Моисея рассматривают как величайшего из пророков (Числ 12:6–8; Втор 34:10–12), — ведь он созерцал Ягве лицом к Лицу, говорил с Ним и передал народу Его закон. Эти пророческие привилегии не иссякли в Израиле с его смертью: уже Иисус Навин, преемник Моисея, был “человек, в котором есть Дух” (Числ 27:18; ср. Втор 34:9). Во времена судей была известна пророчица Девора (Суд 4–5) и некий безымянный пророк (Суд 6:8). Вслед за ними возвышается великий образ Самуила, пророка и провидца (1 Цар 3:20; 9:9; ср. 2 Пар 35:18). Дух пророчества распространяется в экстатических группах; необычные выступления их членов упоминались выше (1 Цар 10: 5; 19:20). Позднее можно встретить более умеренные общины “учеников пророков” (4 Цар 2 и т. д.), да и по возвращении из плена Библия упоминает еще пророков во множественном числе (Зах 7:3). Но кроме существования этих общин, влияние которых на религиозную жизнь народа проявляется не вполне ясно, появляются яркие личности: Гад, пророк Давида (1 Цар 7:2; 12:1; 3 Цар 24:11); Нафан, пророк при том же царе (2 Цар 7:2 сл; 12:1 сл; 3 Цар 11:29 сл; 14:2 сл); Ахаия — при царе Иеровоаме I (3 Цар 11:29; 14:2); пророк Ииуй, сын Анании, — при Ваасоме (3 Цар 16:7); пророки Илия и Елисей во времена Ахава и его преемников (3 Цар 17 — 4 Цар часто); пророк Иона — при Иеровоаме II (4 Цар 14:25); пророчица Олдама при Асаии (4 Цар 22:14), пророк Урия при Иоакиме (Иер 26:20). К этому ряду книги Паралипоменон присоединяют еще пророка Самея при Ровоаме и Авии (2 Пар 12:15; 13:22), пророка Азарию при Асе (2 Пар 15:1), пророка Одеда при Ахазе (2 Пар 28:9) и сверх того — некоторых пророков, не названных по имени.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Но наряду с этими языческими искажениями, существовала «богооткровенная традиция первобытного монотеизма» (Лопухин, «Толк. Библия . т. I, с. 98). Ярким представителем её был Мелхиседек: «Он был священник Бога Всевышнего» ( Быт.14:18 ) и, в качестве такого приветствовал своего единоверца Авраама: «И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино». И хлеб и вино – конечно прообраз будущей Евхаристии. Но самое главное, что мы узнаем уже из «Послания к Евреям»: Христос оказывается «Первосвященник по чину Мелхиседека», т.е. Он восстанавливаетэтот Общий Завет со всем человечеством. Запомним это! 2. От Авраама до Моисея Авраам происходил из рода Ноя и послепотопных патриархов. О том, что традиция истинного богопочитания в этом роде уже прекратилась, прямо пишет Иисус Навин: «За рекою (т.е. Евфратом) жили отцы наши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Ис. Нав.24:2 ). Известно, что жили они в Уре Халдейском, где поклонялись тогда богу луны – Син. Когда же вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. тронное имя Амрафел См. Быт.14:1 ) стал насаждать культ своего племенного бога Мардука, Фарра и его сыновья переселились вверх по течению Евфрата – в город Харран. Там-то и получил Авраам откровение о Едином Боге: «И сказал Господь Аврааму: поди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю которую Я укажу тебе... и благословятся в тебе все племена земные». ( Быт.13:1–3 ). Этот всечеловеческий смысл обетования подтвердится во многих его повторениях ( Быт.18:18:22:17–18:26:4:28:12–14 ). Главная мысль здесь: «Благословятся в семени твоем все племена земные». Но это семя – Христос. Т.о. Ветхозаветная Церковь с самого начала явилась прообразом и как бы притвором Церкви Новозаветной, Христианской (проф. прот. В. Сорокин. «Завет Божий»). Т.о. Господь, Отец наш, заключив Частный Завет с Авраамом, не отверг остальное человечество (находящееся ещё в пределах Общего Завета). Более того: это «внешнее человечество» с самого начала получило свою долю участия в Ветхом Завете. Об этом свидетельствует обрезание иноплеменников (которое, как мы помним, прообразует Крещение! Кол.2:11–12 ). Все принадлежащие «дому Авраамову» (не только иудеи, но и слуги, «купленные за серебро» у других народов) приняли участие в Завете ( Быт.17:12, 23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Но во всех сих препобеждаем, присовокупил тот же Апостол, за возлюбльшаго ны» ( Рим.8:37 ). Когда от всего сердца нашего будем любить Бога, тогда ни страх смертный, ни животолюбие, «ни Ангели, ни начала мирские, ни бесы, ни настоящия» и обстоящие нас бедствия, ни предусматриваемая и ожидаемая, ни счастие и слава, ни несчастие и бесславие, ниже ино что из тварей может разлучить от любви Божией и низвергнуть во глубины греховные ( Рим.8:38–39 ). Ничто не может победить боголюбивого, поелику за любовь бывает жилищем и престолом Божиим: «аще кто любит Мя, сказал Господь, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Где же Бог, тамо могущество непреодолимое, тамо свет пресветлый, далече всякого греха тьму отгоняющий. Человек, любовию с Богом соединенный, есть человек, иже прежде грехопадения есть, по подобию Божию созданный. Против такового же человека не токмо искушения и жестокие и бедственный обстоятельства ничего не могут, но и все твари, видя в нем неизменный образ Божий и чувствуя в нем Божественную силу, благоговеют пред ним, яко пред царем, и повинуются ему, яко властелину земному. Видим мы сие во Святом Писании: Иисус Навин остановил течение солнца ( Нав.10:12 ); три отроцы угасили силу огненную ( Дан.3:23 ): Даниил заградил уста львов ( Дан.6:18 ); Илия заключил и паки разверз небо ( 3Цар.17:1 ); Моисей превратил воду в кровь, и персть земную в скнипы ( Исх.7:19, 8:18 ); Петр воскресил Тавифу ( Деян.9:40 ); Павел пребысть неврежден от угрызения ехидны ( Деян.28:3 ). Святым чудотворцам всякое послушание оказывали твари, даже исступая из самых предел своего естества. Но и другое чудное преимущество даровал Бог добродетели любви. Любовь есть подательница и хранительница и самого временного благополучного нашего состояния. Послушайте доказательства. Благополучное состояние и истинное человеческое спокойствие все зависит от хорошего и порядочного правления общества, в котором человек живет и управляется. В каком же граде, или веси, или дом, или в каком обществе зришь доброе и порядочное правление, если не там, где сияет правосудие, проповедуется истина, обитает целомудрие, наблюдается сообщение, царствует согласие и соединение? Известно же, что вся сия суть плоды любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Елене. Ну, тогда и об опасности исламизации Европы не надо говорить. Пусть французы и арабские эмигранты учатся жить дружно. Ситуации в Москве и в Париже ведь очень похожи. Георгий 11 октября 2013, 10:17 " За последние 20 лет в Москву и вообще в Россию приехало очень много мигрантов из южных республик. Кому-то это кажется катастрофой " а вот уважаемому писателю - так не кажется. ведь у него дочь не насиловали, сына не порезали - значит все хорошо, прекрасные маркизы. через 20 лет здесь будет город сад. " рабочих рук не хватает " - чья это песня? правильно, нового Моисея (по версии Григория Ивановича). прогнулся он, конечно, образцово: Путин - Моисей ??!!! жди народного - скоро дадут. ну тогда Спичак - и есть новый Иисус Навин, кто же еще? пора садится писать новое священное писание, со счастливым концом Елена 9 октября 2013, 20:22 " Почему же кавказцы в поисках работы не осваивают Сибирь? " Кто сказал? Осваивали и в советское время, и сейчас - представители всех 3-х кавказских союзных республик, а последние годы и среднеазиатские товарищи.И ничего страшного. Вспомните, еще 25 лет назад мы были одной страной,и в те годы рост населения всей страны происходил благодаря нерусскому народу-выходцам юга.И идея " Хватит кормить всех " витала в России в роковом 1991,думали разойдемся и заживем.Кстати, разваливали страну " белолицые " лидеры, а не нынешние мигранты.Что же сейчас не можем без сторонней помощи накормить себя,застроить,навести чистоту? Почему такая болезненная боязнь мигрантов? Кстати, в нашей республике традиционного буддизма, где коренные народы не являются большинством,и также уезжают и в Москву,и на Запад, никогда не было этого- " европеец оказывается в ... буддийской среде, он получает новое имя " .Никогда.Вот такие выдумки и не позволяют нашим мужчинам найти общий язык с " мигрантами " . Давайте жить дружно! Александр Ярош 8 октября 2013, 20:08 Освещая данную тематику необходимо отметить еще одну проблему, это миграция населения Средней Азии и Кавказа. Решение этой проблемы возможно двумя вариантами. Первый - это заградительные методы, которые на наш взгляд не свойственны русскому менталитету. Второй – это включение данных этнических элементов в русскую общность, путем всестороннего вовлечение в ареал русской духовности. И охватывая взором всю историю Православия, скорее всего, придется пойти по второму варианту.

http://pravoslavie.ru/64754.html

Иакова и из второго послания Петрова св. Климент Римский приводит слова как из подлинного творения апостольского (в седьмой, десятой, тридцатой и тридцать восьмой главах своего первого послания к Коринфянам); св. Ириней епископ лионский, учившийся у св. Поликарпа, ученика Иоанна Богослова, послание к Евреям считает подлинным посланием Апостола Павла (у Евсевия Hist Lib. V. сар. 25), Апокалипсис приписывает Иоанну Богослову (Adv. Haeres Lib. IV. сар. 57), указывает на послание Иакова, Иуды, второе Петра (Lib IV. сар. 16. Lib. V. сар. 18. 23); упоминает о втором послании Иоанна (Lib. I. сар. 16; Lib III. сар. 16) и проч. А при таких свидетельствах мужей апостольских и при общем согласии всей древней церкви, очевидно нельзя, без явного противоречия истине, сомневаться в подлинности, а следовательно и канонической важности послания Иакова, второго Петрова, второго и третьего Иоанновых, послания Иуды, послания к Евреям и Апокалипсиса, хотя об оных и было некоторое сомнение в древности. Примеч. В шестидесятом правиле Лаодикийского Собора книги священного писания перечисляются следующим образом: «читати же подобает (т. е. в церкви при Богослужении) книги Ветхого Завета : 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга Псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклезиаст, 16) Песнь Песней, 17) Иов; 18) Дванадесят Пророков, 19) Исаия, 20) Иеремия, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил. Книги Нового Завета: Четыре Евангелия – от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния Апостольские; Семь Соборных Посланий – одно Иакова, два Петра, три Иоанна, одно Иуды; Четырнадцать посланий Павловых: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Ефесеям, одно к Филиппинцам, одно к Колоссянам, два к Солунянам, одно к Евреям, два к Тимофею, одно к Титу и одно к Филимону. В сем правиле не упомянут Апокалипсис, потому что, как видно из слов предыдущего т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

По зависти злых людей был оклеветан друг святого: без всякой вины тот был заключен в темницу, а потом и осужден на смерть. Узнав об этом, блаженный Спиридон пошел избавить друга от незаслуженной казни. В то время в стране было наводнение, и река на пути святого переполнилась водой, вышла из берегов и сделалась непереходимой. Чудотворец вспомнил, как Иисус Навин с Ковчегом Завета посуху перешел разлившийся Иордан (Нав. 3: 14–17), и, веруя во всемогущество Божие, приказал водам, как слуге: «Господь Бог говорит так: да остановится ваш бег, чтобы скорее спасся от смерти оклеветанный христолюбивый мой друг» с. 128]. Лишь только он сказал это, тотчас поток остановился в своем течении и открыл сухой путь – не только для епископа, но и для всех, шедших вместе с ним. Свидетели чуда поспешили к судье и известили его о приближении святителя и о том, что совершил он по дороге. Судья с почетом принял Спиридона и тотчас отпустил его невиновного друга. Гостеприимство святого Как большинство святых, чудотворец Спиридон предпочитал уединение. Но люди во множестве стремились к нему за исцелением, с просьбой помочь в нахождении потерянного имущества, за советом. Он же, по описанию жившего в Х веке византийского агиографа, святого Симеона Метафраста , в добродетели гостеприимства был подобен патриарху Аврааму, Давиду – кротким нравом, Исааку – сердечной добротой и ни разу не отказал ни одному из приходящих. Однажды во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери омыть гостю ноги и накормить его. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как из-за строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить хранившееся в запасе к окончанию поста соленое свиное мясо. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем более тебе не следует отказываться от еды. Ведь в Священном Писании сказано: все чисто для чистых (Тит. 1: 15)» с. 15]. Архиерей Божий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010