I. Общее вступление к книге. Видение на земле (1:1–20) 1. Надписание (1:1–3) 1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. 3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. Как мы указывали выше, текст Апокалипсиса начинается с наименования книги и благословения ее чтецу и слушателям во время богослужебного собрания. «Откровение Иисуса Христа» – так называет себя сама книга, в отличие от нас, привыкших именовать ее Откровением Иоанна Богослова. Именно Иисус Христос открывает нам Божьи тайны. Это Он снимет печати с того свитка, который до времени хранит тайну замыслов Бога о спасении мира. Бог Отец есть Творец всех веков, только у Него планы творения, начало и конец всего. И только Он позволяет открывать свои тайны тем, кому Он хочет их открыть. Иисус Христос. Человеческое имя Спасителя Иисус встречается в книге 14 раз, в том числе 7 раз в выражениях «свидетельство Иисуса» и «свидетели Иисуса». Число 7 символизирует полноту, законченность, совершенство, завершенность. Настойчивое повторение числа 7 говорит о совершенстве человечества Иисуса Христа и об исключительном значении Его «свидетельства». Отметим также, что слово Христос встречается в книге 7 раз. Тем самым подчеркивается абсолютное значение мессианства Иисуса, так как греческое слово «Христос» означает «Помазанник, «Мессия». Вообще, в Апокалипсисе числа имеют очень большое значение. Некоторые из них лежат для читателя на поверхности (7 печатей, 7 труб, 7 чаш, 7 светильников, 7 духов, 7 церквей, 7 голов зверя и т. д.). Но есть числа, которые скрыты в структуре текста, их не заметишь без тщательного экзегетического исследования, включая статистические подсчеты повторяемости тех или иных слов. В стихе 1 мы видим «цепочку откровения»: Бог → Иисус Христос → Ангел → Иоанн → «рабы Божьи».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

диакон Феодор Цветков О храме В. Что называется храмом? О. Храмом называется посвященное Богу и освященное благодатью Св. Духа (чрез помазание св. миром антиминса) здание, в которое верующие собираются для молитвы и для освящения себя таинствами. Только в храме на освященном архиереем антиминс, может быть совершено величайшее из таинств – св. причащение. Спаситель назвал храм домом Божиим, потому что Бог пребывает в нем, как это и есть на самом деле в православном храме, где чрез помазание св. миром антиминса пребывает благодать Св. Духа и Сам Иисус Христос в таинстве св. причащения – Своими Телом и Кровию. Наружный вид храма В. Как строятся православные храмы по наружному виду? О. В виде креста, в знак того, что церковь Христова, т.е. верующие получили спасение чрез крест Христов; в виде корабля, потому что как на корабле, под управлением опытного кормчего, можно переплыть море, и достигнуть тихой пристани, так и Церковь Христова спасает нас от грехов и соблазнов и приводит к тихой пристани – в царство небесное, и в виде круга. Круг означает вечность, храм в виде круга означает, что церковь Христова пребудет вечно. На верху храмов устраиваются главы: одна глава напоминающая нам, что единая глава церкви есть Господь Иисус Христос. Три главы – в честь Пресвятой Троицы. Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов. Тринадцать глав – Иисуса Христа и Его двенадцати апостолов. На главах ставится крест – на память о том, что Иисус Христос спас нас на крест Своими страданиями. Вход в храм всегда устраивается с запада, т.е. с той стороны где солнце заходит, а алтарем храм обращен к востоку, потому что Иисус Христос на востоке жил и пострадал за нас. Как солнце появляясь на востоке освещает всю землю, так и Христос весь мир просветил Своим учением. Каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события, напр.: Рождества Христова – храм Спасителя в Москве, Рождества Богородицы, или в память кого-либо из угодников Божиих, напр., св. Иоанна Предтечи, святителя Николая и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 29 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мр. 9:50). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34–35). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль. Раннехристианские авторы толкуют изречение Иисуса как в буквальном, так и в переносном смысле. Ориген говорит о том, что, как соль предохраняет мясо от порчи и позволяет ему долго сохраняться, «так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя зловонию, происходящему от грехов идолослужения и блуда» . По словам Иоанна Златоуста, Христос как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других» . Кирилл Александрийский считает, что солью Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу» . Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, не пресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане, согласно Его учению, живут «в мире» (Ин. 16:33), но они «не от мира» (Ин. 15:19). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого благобытия.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Нагорная проповедь После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств . Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною . Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви. В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона. Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения. Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов – закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» ( Мф.5:17 ). ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными , т. е. самыми счастливыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 8. Христологические ереси Своей таинственной, Богочеловеческой Личностью Господь Иисус Христос с самого начала привел многих в смущение, так что некоторые, пытавшиеся постичь Его чисто человеческим образом и объяснить ограниченным человеческим разумом, соблазнились. Поэтому вокруг Личности Спасителя возникали многие заблуждения, постепенно оформившиеся в еретические учения. Первые ереси появились среди иудейских христиан (букв. «христиан из иудеев». – Примеч. ред.), смотревших на христианство как на реформированное иудейство и пытавшихся любой ценой удержать в христианстве закон и обрезание или же под влиянием иудейства и гностицизма ошибочно понимавших Личность Господа Иисуса Христа и христианство. Среди самых ранних представителей иудео-гностической ереси выделяется «Керинф» и его последователи, керинфяне. Будучи родом из Иудеи, Керинф учился в Александрии. Его система соединяет в себе учение иудаизма и гностицизма. Под влиянием иудейской религии (иудейства) он утверждал, что обрезание и обрядовый закон необходимы для спасения. А под влиянием гностицизма он учил о Боге и о Господе Иисусе Христе следующим образом: существует верховный Бог; мир сотворен демиургом, который как существо гораздо низшее Бога не знает Бога, сущего превыше всего; Иисус рожден не от Девы; он был сыном Иосифа и Марии, рожденным, как и все прочие люди, только превосходившим людей праведностью, мудростью и разумом (justitia, prudentia et sapientia). После крещения на Иисуса от верховного Бога сошел Христос в виде голубя и после этого Иисус стал способен возвещать неведомого Отца и творить чудеса; однако Христос оставил Иисуса перед его страданиями и смертью; Иисус пострадал и воскрес, а Христос остался не доступен страданию, так как был существом духовным». К первым ересям относится и «докетизм» (δοητισμς, от δοεν – «мыслить», «выглядеть», «казаться»). Находясь под влиянием гностического дуализма, согласно которому тело есть зло, докетизм учил, что Христос имел не реальное, вещественное тело, а мнимое, призрачное. Принятие Им пищи и пития, рождение и смерть суть не что иное, как одна только видимость. Блаженный Иероним пишет: «Кровь Христова еще была в Иудее, когда начали говорить, что Его тело – иллюзия (phantasma Domini corpus asserebatur)».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Праздник Богоявления напоминает нам о том духовном обновлении, которое принес на землю Господь наш Иисус Христос. Мы все вошли в Церковь Божию через Таинство Крещения; оно открыло нам вход в Царство Небесное, о приближении которого стал возвещать святой Иоанн Креститель, а затем в Своих проповедях, притчах и поучениях о нем говорил и Спаситель. Иоанн Предтеча был послан, чтобы уготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его (см. Мф. 3:3). Он был тем, кто в своей жизни должен был пережить то, что переживет Господь наш Иисус Христос. Он предшествовал Господу, и в Евангелии от Луки уже в самых первых главах мы видим, что жизни Иоанна Предтечи и Господа Иисуса Христа развиваются как бы параллельно. Этот параллелизм мы наблюдаем во всем евангельском повествовании апостолов Луки и Матфея, вплоть до того момента, когда Иоанн Предтеча, как бы предвосхищая восшествие Господа Иисуса Христа на Голгофу и Его крестную смерть, принимает свой мученический венец от рук царя Ирода. В честь Иоанна Предтечи создан этот святой храм, престольным праздником которого является день Усекновения главы Крестителя Господня. Сегодня мы совершили Божественную литургию в части храма с образами святого Предтечи и в алтаре, и в четверике. Этот последний пророк Ветхого Завета и первый из новозаветных мучеников — сегодня среди нас, он благословляет нас на наши жизненные труды и напоминает, что путь покаяния ведет к Царству Небесному. Господь наш Иисус Христос начал Свою проповедь именно с тех слов, которые были лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (см. Мф. 3:2). Когда Иоанн Предтеча произносил эти слова, то слово «приблизилось» означало, что настало время пришествия Мессии, — Того, Которого он еще не знал лично, но ему было открыто, что Он уже пришел на землю. И когда Мессия Обетованный, Господь наш Иисус Христос, пришел на воды Иордана, чтобы принять от Иоанна крещение, Предтеча Духом Святым распознал Его и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). После крещения в Иордане, а затем искушения от дьявола в пустыни, Господь снова вернулся к Иоанну и пробыл с ним по крайне мере два дня, о чем мы узнаем из Евангелия от Иоанна. И проповедь Спасителя началась с тех же самых слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Только в словах Христа этот призыв к покаянию обрел уже другой смысл, он стал благовестием, ибо Христос и был Тем Обетованным Мессией, с пришествием Которого связывалась надежда на наступление на земле Царства Небесного — не как реальности, далекой от нас, что ожидает нас за порогом смерти (если мы удостоимся быть допущенными в Царство Небесное), а как жизни вечной, с которой мы соприкасаемся уже здесь, на земле, прежде всего, через участие в Божественной литургии и через причащение Святых Христовых Тайн.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3968928...

Преображение Господне 19 августа в 2024 году В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. 18 августа, 2005 В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Зачем на Преображение освящают овощи и фрукты в церкви? Преображение Господне в 2024 году будут праздновать 19 августа. В этот день раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение Господне в 2024 году – 19 августа Преображение Господне в 2025 году – 19 августа Преображение Господне в 2026 году – 19 августа Преображение Господне в 2027 году – 19 августа Что такое Преображение Господне? Чтобы поддержать веру в Своих учениках, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу. Незадолго перед распятием Иисус Христос взял трех из Своих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна — и взошел с ними ночью на высокую гору помолиться. Это была гора Фавор, покрытая богатой растительностью от основания до вершины. Когда Спаситель молился, утомленные ученики заснули. А когда проснулись, увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белее снега и блистали, как свет. В это время ученики увидели рядом с Иисусом Христом пророков — Моисея и Илию, беседующих с Ним. Необычная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, тогда Петр воскликнул: «Господи! Как хорошо нам быть здесь. если хочешь, сделаем здесь три кущи (т.е. палатки) — Тебе, Моисею и Илии.» Когда он так сказал, светлое облако появилось над апостолами, и они услышали голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его послушайте!» Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте, не бойтесь.» Ученики тогда встали и увидели Иисуса уже в обыкновенном виде. Когда они потом спускались с горы, Христос повелел никому не рассказывать о том, что они сейчас видели, — до тех пор, пока Он не воскреснет из мёртвых.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 53. О Божественном учении. В среду 4й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня… ( Ин.7:16 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В точности неизвестно, в какой день прибыл Господь наш Иисус Христос в Иерусалим на празднование праздника кущей, но как свидетельствует прочитанное нами сегодня Святое Евангелие (см. Ин.7:14-30 ), в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. Праздник поставления кущей продолжался семь дней, значит, в храме Иисус Христос проповедовал на четвертый день. В прошлом году Спаситель приходил в Иерусалимский храм как простой богомолец. И тогда Он обращался к народу со словом, но проповедь Спасителя была вызвана спором с иудеями, в который Ему пришлось вступить. Теперь положение изменилось. Иисуса Христа знали, о Нем говорили, за Ним ходили толпы людей, удивлявшиеся совершаемым Им чудесам. И вот Господь входит в храм как Божественный Учитель, Который призван принести избранному народу истинное учение. Евангелист Иоанн Богослов повествует о том, что Спаситель учил в храме, но ничего не говорит о том, кого Он учил, были ли среди слушателей Господа те, кто желал слышать его. Вероятно, Господь наш Иисус Христос говорит что-то важное для иудейского народа, при этом показывая блестящие знания Священного Писания. Люди удивлялись, но тут же с недоверием вопрошали: как Он знает Писания, не учившись? Этот вопрос свидетельствует очень о многом. И прежде всего о том, что слушатели Господа не хотели и не могли воспринимать Его как Сына Божия, Который послан в мир Отцом Небесным. Они слушали Его как Человека и потому поражались Его познаниям в законе Божием и священных книгах. Но при всем удивлении и признании необыкновенности Проповедника, злобы и ненависти к Нему в сердце своем они не оставили. Почему? Потому, что слушали, но не слышали! Нет, не слова Господа их задевали, не преподаваемое Им учение, а то, — откуда же Он знает Священное Писание. Ведь вот они — и столько учились, и множество книг перечитали, и все обычаи соблюдают, а не могут так цитировать священные книги, как какой-то сын плотника из Назарета. По зависти книжники и фарисеи тут же делали вывод: раз знания Его совершенны, а выучиться им Христос не мог, то сила Его убеждения дана нечистым духом, и, значит, такого Проповедника следует изгнать из храма и убить. Нечего Ему соблазнять и искушать народ!

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Слово в Неделю св. Пасхи Христос Воскресе! Как ни часто повторяется ныне сия благая весть Христианской радости – и в храме Божием и вне его, но мы не сомневаемся и еще повторить ее пред вами, Братья мои, как слово утешения и назидания. Один и тот же свет видим мы во все дни жизни нашей, но не насытится око ( Еккл. 1:8 ) видением его. Одно и тоже солнце и восходит и заходит каждый день: но прекрасно оно и в восходе своем, как жених, выходит из брачного чертога своего ( Пс. 18:6 ), прекрасно и в закате своем, как отблеск света невечернего. Так и Божественный свет Воскресения Христова, которым озаряется вся вечность, всегда светел и радостен, всегда животворен и спасителен. И многоочии Херувимы не насыщаются видением его; и гласы Ангельски не довлеют к восхвалению его. Тем паче для нас земнородных, для которых страдал и умер, погребен и воскрес Господь наш Иисус Христос , весть о воскресении Его всегда нова и утешительна, всегда блаженнотворна и радостна. В одном слове – Христос Воскресе! – заключена вся сущность нашей святой веры, вся крепость нашей надежды, весь неиссякаемый источник вечной радости и блаженства. Христос воскресе! Итак, жертва, принесенная за нас Сыном Божиим на кресте, принята Отцом небесным в воню благоухания; иначе как воскрес бы Он со славой от гроба? – Клятва греха прародительского, лежавшая на всех нас, снята той же правдой Отца небесного, которая возложила ее на преступного Праотца; иначе как освободился бы от нее понесший ее на Себе Агнец Божий? Средостение ограды, разлучавшее нас с Богом, разрушено, двери милосердия отверсты пред нами навсегда; иначе как вошел бы Предтеча ( Евр. 6:20 ) наш Иисус в нерукотворенную Святая Святых – в самое небо, да явится лицу Божию о нас? ( Евр. 9:24 ) Господь Иисус Христос умер за грехи наши, и восстал за оправдание наше ( Рим. 4:25 ). Ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе умер, паче же и воскресый; иже и есть одесную Бога, иже и ходатайствует о нас! ( Рим. 8:34 ) Христос воскресе! И так жало смерти притуплено, грозная держава ее сокрушена. Теперь никто не может уже сказать: никто же познан есть возвративыйся от ада ( Прем. 2:1 ). Ибо есть ныне возвратившийся из ада и воссиявший из гроба! Есть гроб, который не издает мертвеца своего; и есть гробы, которые упразднились уже и издали мертвецов своих по гласу всемогущего Искупителя нашего. Един умер Он за нас, но не один воскрес; с Ним многие телеса усопших Святых восстали, и исшедше из гроба, по воскресении Его, внидоша во Святый град и явишася многим ( Мф. 27:52 ). – Не очевидное ли это свидетельство того, что и наши гробы опустеют некогда по гласу трубы Архангела; что и наши телеса, сеемые в тление, восстанут в нетлении, сеемые не в честь, восстанут в славе? ( 1Кор. 15:42 ) Ныне Христос восстал от мертвых, начаток умершим бысть; яко же бо о Адаме все умирают, тако же о Христе все оживут. ( 1Кор. 15:20, 22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Я сказал: Господь Иисус Христос по своем воскресении послал Апостолов проповедывать св. Евангелие свое всей твари (Мат. зач. 116), значит еще людям неверным. А проповедывать неверным Евангелие значит проповедывать им воскресение Христово, как о том свидетельствует и книга Деяний Апостольских. Св. Петр Апостол по исцелении хромого, проповедуя иудеям Христа, между прочим говорил о его воскресении: егоже Бог воскреси от мертвых (зач. 8). И паки в той же книге Деяний Апостольских повествуется: Велиею силою воздаяху свидетельство Апостоли воскресению Господа Иисуса Христа (зач. 12). Да и все вообще священное Писание поведает, что Апостолы, проповедуя неверным Христа, проповедывали им воскресение Христово и тем удостоверяли их в божестве Иисуса Христа: аще Христос не воста, пишет Апостол Павел, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша ( 1Кор.15:14 ). А произносимые во дни святой недели православными слова: Христос воскресе, служат сокращением Апостольской проповеди о воскресении Христовом, и обвинять кого-либо за то, что он скажет человеку христианину, не одного с ним согласия : Христос воскресе, значило бы то же, что обвинять и Апостолов за проповедь воскресения Христова неверным. Я согласен, что какому-нибудь кощуннику не должно пометать этого бисера; но думаю, что если бы кто из неверных даже с сомнением вопросил кого из Апостолов: правда ли, что Христос воскрес? и тогда Апостол с радостью во уверение ему отвечал бы: воистину воскресе. Да иначе не могло и быть. Посему верные христиане, торжествуя Христово воскресение, победу Христа над смертью , приветствуют друг друга этою радостью: Христос воскресе! А другие, подтверждая сию проповедь, ответствуют: воистину воскресе! Что может быть выше и радостнее этого приветствия, этой проповеди о избавлении Христом рода нашего от смерти? Я знаю, что вы не принадлежите к нашей православной церкви; но не сомневаюсь в том, что вы верите в воскресение Христово, еже есть источник и нашего воскресения: потому я и не сомневаюсь эту веру вашу приветствовать словами: Христос воскресе. А если бы даже и неверный, только по случаю, для приветствия, сказал мне эти же слова: Христос воскресе, я с восторгом известил бы ему веру мою и со утешением ответил бы: воистину воскресе! Если полагать за грех иного согласия христианину на приветствие: Христос воскресе отвечать: воистину воскресе, и вместо такого ответа молчать: это молчание не подаст ли повода о том человеке думать, что есть в нем какое-то неверие воскресению Христову и что он подражает тем иудеям, которые дали сребренники воинам, чтобы они умолчали о Христовом воскресении? Также и тот, кто верующему во Христа при свидании не хочет сказать пасхального приветствия Христос воскресе, тем самым не дает ли повод подозревать его в неуважении ко всеобщему христианскому торжеству о воскресении Христовом?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010