Как и прочие обрядовые представления Ветхого Завета, обязанность субботнего покоя не возлагается на христиан. Православные христиане в своем отношении к воскресному дню делают акцент не на бездеятельности, а на посвящении его Богу – в евхаристическом собрании и в доброделании. Получается, что адвентисты полемизируют с богословски второстепенным представлением о воскресенье как дне покоя 29 , а не с основным богословским и этическим аспектом воскресенья как дня сугубого посвящения себя Богу. Для примера, адвентистский богослов Н. Галли употребляет даже такое странное словосочетание, как «сатанинская воскресная суббота», и утверждает, что «нигде в Новом Завете не сказано, что воскресенье должно стать субботой в честь воскресения Христа» 30 . Далее, адвентисты любят цитировать Евр. 4:9  («Посему для народа Божия еще остается субботство») как доказательство того, что ап. Павел якобы заповедует здесь еженедельно соблюдать субботний покой. В действительности этот стих надо читать в контексте всей четвертой главы. В начале главы ап. Павел говорит: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» ( Евр.4:1 ). Мы видим, что это обетование относится к будущему времени. Равно и толкование цитаты из псалма («и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», Пс. 94:11 ) отнесено не к прошедшему, а к будущему времени. Суббота – божественный покой, предназначенный верным, и последний день недели выступает лишь ее тенью, прообразом. В Евр. 4 мы видим два противопоставления прообразов и образов: ветхозаветного «закона дел» и божественной работы (творение мира и странствование евреев в пустыне), Нового Завета и субботы (покой Бога и вступление евреев в обетованную землю при Иисусе Навине). Невозможно к обычной субботе отнести слова «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:10 ). Поэтому общий вывод апостола в 11-м стихе обращен не к необходимости соблюдения еженедельного субботнего покоя, а в будущее, противопоставляя верных неверным из псалма 94: «Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» ( Песн. 1:8 ), – говорит Христос о Своей Церкви. А пророк Аввакум говорит о Господе: «Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные. Ты обнажил лук Твой... увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» ( Авв. 3:8–11 ). О событиях при Иисусе Навине вспоминает пророк Аввакум, но не указывает ли это на Иисуса Назорея, взошедшего в лице Своих апостолов на спасительную колесницу Четвероевангелия, пред которыми, когда они обнажили лук своей проповеди , вострепетали горы иудеев и ринулись воды язычества?! Бездна, в которую через Крест низвержен был лукавый, не подала ли голос свой, и не подняли ли высоко руки свои сдающиеся перед апостолами бесы, которых те изгоняли именем Иисуса?! Солнце и луна, все светила эллинской философии, не остановились ли они на месте своем в Ареопаге пред светом летающих стрел апостольских проповедей, вспомним апостола Павла в Афинах?! И дан был ему венец. Увенчанной правдою и духовным царством лик апостольский вышел он как победоносный на победоносную империю Римскую и покорил ее закланному Агнцу. Вскормленные волчицею покоряются вскормленным Агнцем. Есть предание, что основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены волчицею. Апостолы и христиане же вскормлены плотью и кровью закланного Агнца. И чтобы победить. Этим указывается и победная, добровольная, мученическая кончина апостолов, и то, что вышли они, победоносные, на проповедь не для того, чтобы потерпеть поражение, а чтобы победить. Действительно, «бездна... высоко подняла руки свои» ( Авв. 3:10 ), дрогнула земля, рухнуло язычество. Погасли идольские капища, водрузился Крест. Полчища демонов низвергают свои знамена, крестоносное же «знамя Его надо мною» ( Песн. 2:4 ), – поет душа, пораженная стрелою апостольскою и победившая во Христе! Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда настало время пойти против безбожного царя, Езекия собрал свой народ «к себе на площадь у городских ворот и говорил к сердцу их и сказал: Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому чго с нами более нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словом Езекии, царя Иудейского» ( 2Пар.32:6–8 ). Из жития Александра мы знаем, что он также пытался «крепити дружину свою», еще будучи в Новгороде. Его слова: «Не в силе Бог , но в правде, а помянем песнословца Давида: сии в оружии, сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем» и т. д. довольно ясно передают смысл той более законченной речи, которой Езекия подкреплял свой народ. После победы, одержанной при помощи Ангела Господня, Езекия «возвысился в глазах всех народов» ( 2Пар.32:23 ). Ему досталось от Господа Бога «богатства и славы весьма много» ( 2Пар.32:27 ): и города он построил себе, «потому что дал ему Бог весьма большое имущество» ( 2Пар.32:29 ). После разорения Иудеи неприятелем, когда «пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену», он восстановил служение в доме Господнем и освятил его вновь ( 2Пар.29 ). Выше мы имели случай отметить некоторое сходство между царствованием Давида и княжением Александра после победы над врагами отечества. Здесь открываются другие подробности, которые проливают свет на рассматриваемое место жития. Как Езекию, так и Александра Бог щедро благословил: «распространи Бог землю его богатством и славою», говорится в житии. После опустошения Татарами Суздальской земли Александр « церковь воздвигнув и град исполнив и люди распуженныя собра в домы своя». Такой князь, по мнению биографа, похож на идеального князя, изображенного «Исаией пророком», тихого, кроткого, смиренного, милостивого, не собирающего богатства. Автор, по всему вероятию, намекает на Ис.1:16–17, 23 , ср. Ис.56:1–2 27 . Третьим ветхозаветным образцом для изображения боевых успехов Александра выбран библейский рассказ об Иисусе Навине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Муж избранный, чудотворец великий, прообраз Господа Иисуса Христа в чудотворстве, победитель в Египте, победитель в пустыне, вождь народа – как не возгордиться? Но если бы возгордился, не был бы Моисей тем, чем он был. Гордятся считающие, что они в мире этом делают свое дело, а не Божие, к тому же своей силой, а не Божией. А великий Моисей знал, что он – делатель Божия дела, и что сила, которой он делает, это сила Божия, а не его. Поэтому он не возгордился ни страшными чудесами, которые сотворил, ни великими победами, которые одержал, ни мудрыми законами, которые дал народу. Господь крепость моя и слава моя ( Исх.15:2 ), – сказал Моисей. Из всего сбора Израилева в пустыне никто не чувствовал свою немощь так, как он, наибольший в этом сборе. В каждом деле, в каждом месте, в каждый момент он ожидал помощи только от Бога. «Что буду делать?» – спрашивал он Бога с воплем, и непрестанно прислушивался к ответу Божию и к силе Божией. Он кроток по сравнению со всеми людьми на земле. Ибо все другие брали что-то на себя, надеялись в чем-то на себя, а он – нисколько. Он весь был поглощен Богом, весь сокрушен пред Богом. Если нужно было народ накормить и напоить, он обращался к Богу; если нужно было с врагами сражаться, он возносил руки к небу; если нужно было возмущение в народе усмирить, он вопиял к Богу. Кроткий, прекроткий Моисей! И Бог наградил слугу Своего верного славой великой. И удостоил Бог его явиться на Фаворе с Илией возле Господа Спасителя. О, Господи, Боже кротких, Пастырю Добрый, сделай и нас кроткими, подобно Моисею и апостолам. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 30 Декабря. Поучение об Иисусе Навине Не уклоняйся от него (всего закона) ни направо, ни налево... Не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь ( Нав.1:7,9 ) Иисус Навин во всем и до конца был послушен Богу, не отступая ни вправо, ни влево от заповедей Господних. Среди больших опасностей и ужасов был он, когда вел народ через незнакомую страну, через плотные ряды врагов, но не устрашился, не ужаснулся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Нав.14:5 .  Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю. Указывается на божественное повеление в Чис.18:20,26:53–56 . Нав.14:6 .  Сыны Иудины пришли в Галгал к Иисусу. И сказал ему Халев, сын Иефоннии, кенезеянин: ты знаешь, что говорил Господь Моисею, человеку Божию, о мне и о тебе в Кадес-Варне; Халев был главой рода в Иудином колене ( Чис.13:4,7 ; 1Пар.2:9,18,42 ) и князем в этом колене ( Чис.34:18–19 ). Он носил прозвище Кенезеянин, которое усвоено ему и в Чис.32:12 , не потому, что происходил от другого народа – кенезеев ( Быт.15:19,36:11,15 ), на что нет каких-либо указаний, а потому, нужно думать, что имя Кеназ, или прозвище Кенезеянин, носил один из его славных предков, может быть, родоначальник того рода, главой которого он был и члены которого носили то же прозвище ( Нав.15:17 ) или имя ( 1Пар.4:15 ). Выступление Халева, сопровождаемого другими членами Иудина колена с просьбой о предоставлении ему Хевронской горы ( Нав.14:12 ), показывает, что в Иудином колене прежде других почувствовалась потребность в прочном заселении завоеванной страны; в этом выразилось равным образом и особенное расположение этого колена к южной именно части Ханаана. Сказанное Господом Моисею «о мне и о тебе», т.е. о Халеве и Иисусе Навине, находится в Чис.14:24,30 . О Кадес-Варни – Нав.10:41 . Нав.14:7 .  я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю, и я принес ему в ответ, что было у меня на сердце: «И принес ему, – т.е. Моисею, – в ответ, что было у меня на сердце», т.е. Халев высказал искренно вынесенное им из осмотра Ханаанской земли представление о ней, не опасаясь нареканий за это со стороны других, участвовавших в этом осмотре, и не страшась народного гнева ( Чис.14:10 ). Нав.14:8 .  братья мои, которые ходили со мною, привели в робость сердце народа, а я в точности следовал Господу Богу моему; «Братья мои», т.е. другие соглядатаи. Несогласие с ними Иисуса Навина в суждении о Ханаанской земле само собой разумелось в словах Халева, обращенных к нему самому и было слишком хорошо известно присутствовавшим, чтобы особо указывать на это, не возбуждая подозрений в заискивании пред израильским вождем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили, да и дети и дети детей до сего дня поступают также, как поступали отцы их. Они служили одновременно и Богу и своим богам, которых они поставили в этом месте». После смерти Ахаза воцаряется Езекия, царь Иудейский. «Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме… И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» ( 4Цар. 18:2–4 ). «На Господа Бога уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города» ( 4Цар. 18:5–7 ). «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их» ( 4Цар. 18:13 ). Езекия обращается за помощью к Исаие пророку и по молитве Исаии, Господь услышал и царь Ассирийский отступил от Иуды. Пророк Исаия в данном случае является обличителем Езекии. И он сказал, что придет время, когда Вавилоняне обратятся из союзников Иудеи в ее врагов и будут хищнически завоевывать Иудею. В 20-й главе говорится о том чуде, которое произошло с Езекией. Езекия просил знамения и по молитве пророка, тень на солнечных часах возвратилась обратно на 10 ступеней. Чудесность этого события несомненна. Если открыть книгу пророка Исаии глава 32, стих 8, то там говорится: «Передвину не только тень, но и солнце». Каким образом произошло это событие? До сих пор нет рационального объяснения. Мы говорили о чуде, которое было при Иисусе Навине («стой, солнце и луна!»), но тому чуду мы могли найти объяснение, показать, как это реально могло произойти. Здесь же именно видна подлинная власть Бога над силами природы, Господь в силах показать, что он владыка и неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Однако, нигде не сказано, что (через все это. – Арс.) Иисус был «прославлен». Но когда пересекается Иордан, Иисусу говорится: в сей день Я начну прославлять Тебя пред народом. Действительно, прежде таинства крещения Иисус не превозносится, но от крещения берет начало Его превознесение, которое также и – «пред очами всего народа»: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» ( Рим. 6:3 ). Смерть Иисуса совершается в вознесении на крест, поэтому для всякого верного Иисус «превознесен» не прежде, чем верный достигнет таинства крещения, потому как написано: «Бог превознес Его и дал ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних»» 156 . Это превознесение, прославление Сына Божия, типологически связанное с прославлением Иисуса Навина, Оригеном связывается также с прославлением Христа каждым христианином, когда последний принимает крещение, соединяясь со Христом в Его смерти и воскресении. Блаженный Феодорит, останавливая внимание на словах, обращенных Богом к Иисусу Навину, также усматривает в них ясную типологическую связь с Новым Заветом. Причем, Феодорит, в отличие от Оригена , акцентирует внимание не на таинстве крещения, принимаемом христианами, а на крещении Самого Христа. «Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый, так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам» 157 . Священники и левиты, несущие ковчег завета, у Феодорита прообразуют собой Иоанна Крестителя: «А жрецы, воздвигающие кивот завета Господня, прообразуют Крестителя Иоанна, потому что он – иерей и сын архиерея. Посему, как сперва вошли в Иордан жрецы, несшие кивот, а потом с пророком и вождем Иисусом стал переходить народ, так, после того, как Иоанн начал крестить, и Иисус Спаситель освятил естество вод, посредством всесвятого крещения все благочестивые входят в небесное Царствие» 158 . Через три дня пошли надзиратели по стану, и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа, Бога вашего, и священников левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Окончание молитвы Езекии (16–20) заключает в себе между прочим великую мысль, что: „во благо мне была сильная горесть“. (ст. 17). В этой молитве заключаются и некоторые мысли или напоминающие псалмы, или даже прямо из них взятые, как напр. (ст. 18). „Не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою“. (19) „Живой, только живой прославит Тебя....“ 160 . Как мы говорили по поводу Псалмов и Екклезиаста (в IV т. Св. Летописи), ветхозаветные святые видели за гробом лишь мрак и безмолвие и только изредка удостоивались благодатного предвкушения светлого покоя, как мы видим из некоторых мест Псалмов, книги Иова и других, в которых есть проблески надежды вечного покоя и вечной блаженной жизни. Молитва Езекии кончается словами (ст. 20). „Господь спасет меня; и мы во все дни жизни нашей с звуками струн моих будем воспевать песни в доме Господнем“. В то время, когда Езекия получил уже пророческое обещание о выздоровлении, он просит знамения, т. е. чуда. „И сказал Исаия: пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв: и он выздоровеет“. „А Езекия сказал: какое знамение, что я буду ходить в дом Господень?“ 161 . „И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым на десять ступеней“. ( 4Цар. 20:9–11 ). Из 2Пар. 32можно заключить, что чудо, явленное в Иерусалиме не было явлено по всей земле, ибо послы Вавилона приходят осведомиться об чуде бывшем в земле (Иудейской);– как не было общим для всей земли чудо при Иисусе Навине во время битвы Вефоронской. Из приведенных выше стихов видно еще, что в Иерусалиме или существовала особая постройка на пьедестале со степенями в роде Египетского обелиска для определения времени по солнцу 162 , или же в приведенном месте книги Царств упоминается о каком-то здании, построенном Ахазом, на ступенях которого падает тень, которую видит пред собою Езекия из окна своей комнаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Он, говорит, по своей благости готов оказывать милость кающимся, зная, что в нынешнем веке все нуждаются в милости, будучи смертными и тленными. Что означают слова: « ибо во век милость Его »? Он всегда милостив, всегда исполнен человеколюбия. Он всегда готов давать то, что от Него требуется. И у Него нет определенного срока времени: все зависит от твоей собственной готовности. « Кто поведает могущество Господне, во всеуслышание возвестит все хвалы Его?» (ст. 2) Сила Господня есть все то, что Бог делает в нас свыше смертной природы, и что именно Павел называет действиями сил в следующих словах: « одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков » (1 Кор. 12:8–10). И опять в другом месте: « все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (ст. 29). Силы отличаются от исцелений. Первые состояли, например, в том, что Иисус ходил по морю, запрещал ветрам и буре, и сам преобразился на горе; вторые же в том, что Он очищал прокаженных и исцелял всякую болезнь. И в ветхом завете есть, с одной стороны — силы: казни египетские, разделение моря, отступление реки Иордана, остановка солнца при Иисусе Навине, с другой же стороны — исцеления, когда например, Моисей исцелил Мариам, пораженную проказой, или то, что сделали Илия и Елисей. Все эти силы чрез апостолов были услышаны по всей земле, равно как и хвалы Ему, потому что каждое действие Господа исполнено хвалы. А может быть силы Господни соответствуют Его чудесам, тогда как дарования исцелений составляют хвалы Его. « Блаженны хранящие (правый) суд и творящие правду во всякое время!» (ст. 3). За сознанием греха следует плод добродетели или блаженство. Испытывая сам тяжесть наказания за грех, пророк здесь ублажает освободившихся от него и украшающих жизнь своею правдою. Ублажает, однако, не просто всякого держащегося правды, но того, кто твердо и неуклонно держится последования ей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Они поселились в округе Гесем, в котором были большие и плодородные пастбища, там они могли жить вдали от египтян и не забывать свои обычаи и то, к чему призывает их Господь. Так исполняется предсказание Божие Аврааму: потомки его будут пришельцами в земле не своей, что было подтверждено и Иакову на пути в Египет. Заканчиваются годы жизни патриарха Иакова. Последние годы, надо надеяться, прошли в довольстве и мире, благополучии, под наблюдением его сына. В Египте он прожил еще 17 лет и видел утешение в том, говорит нам Библия, что род его весьма умножился за эти 17 лет. И вот чувствуя приближение своей смерти, он призвал к себе Иосифа и в знак веры своей, обетования своего, велел похоронить себя вместе с отцами своими Авраамом, Исааком и при этом подарил ему землю, приобретенную им в собственность близ Сихема, затем он усыновил себе двух сыновей Иосифа. У Иосифа были Ефрем и Манассия и старший был Манассия, а младший — Ефрем. А он положил руки крестообразно на них и получилось так, что правая рука, которая должна была лечь на старшего — легла на младшего, а левая — на старшего, и хотя его поправляли, но он сказал, как есть, так и есть. И не случайно, потому что и в этом отношении есть Промысел Божий. Затем он собирает всех сыновей Израиля, и каждому из них дает особое благословение. Вот как благословил он Иосифа, сказав: «Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (48:16). Т.е. благословляя Ефрема и Манассию, он этим самым благословляет Иосифа и его потомство. Давайте вспомним 12 колен Израилевых, есть ли там колено Иосифа, нет. Один сын не получил земли — это Левий, т.к. потом из него был народ священников, которые имели удел в каждом колене, специальной земли у них не было, поэтому место Левия занимают сыновья Иосифа Ефрем и Манассия. У каждого сына будет потом место в земле обетованной, которую они получат при Иисусе Навине.

http://sedmitza.ru/lib/text/432093/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010