Ум, очищенный от всякой нечистоты, по блестящим и светлым разумениям бывает для души звездным небом, имея в себе Солнце правды сияющим, и светлые лучи богословия испускающим, в уяснение, что есть глубина и высота, и широта ведения Бога. Приняв в недра свои эти лучи, Он изъясняет потом словом глубины Духа всем, имеющим Духа Божественного в себе, обнаруживает лукавство духов, и поведает о тайнах Царствия Небесного». Обратившись к Библии, мы найдем в ней все три перечисленных рода сновидений. О простых снах-мечтаниях говорится в книге Иисуса, сына Сирахова: Безрассудные люди обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале ( Сир.34:1-3 ). О таких снах говорит книга Екклезиаста: Сновидения бывают при множестве забот ( Еккл.5:2 ) и продолжает: во множестве слов, много суеты ( Еккл.5:6 ). В Библии мы встречаем также множество снов-видений, требующих истолкования. Способность истолковывать сны по отношению сновидений к будущим событиям, конечно, была сверхъестественным даром, так как эти сны известны только единственно Верховному Виновнику их. Например, Иосиф получил Божественное откровение истолковать сон хлебодару и виночерпию ( Быт.40:5-19 ). Не от Бога ли истолкования? —сказал он им ( Быт.40:8 ) и растолковал сон; впоследствии Бог приводит Иосифа, чтобы он растолковал сон фараону ( Быт.41 ). Да и злоключения Иосифа, промыслительные для его судьбы и судеб народа Божия, начинаются с его отроческих снов, которые он тут же истолковывает ( Быт.37:5-11 ). Даниил по Божественному внушению напомнил и разъяснил забытый сон об исполине на глиняных ногах Навуходоносору ( Дан.2 ). Знаменателен и сон жены Понтия Пилата. Перед казнью Спасителя она говорила Пилату: Не делай ничего праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ( Мф.27:19 ). Наконец, к снам — откровениям мы без сомнения можем отнести видение Иаковом таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, по которой сходили и нисходили ангелы Божии, а наверху стоял сам Господь ( Быт.28:10-16 ). Этот сон, несомненно, свидетельствовал о неусыпном Промысле Божием, о мире и человеке, о том, что ангелы суть служители Божии между людьми и что сам Господь есть верховный Владыка и Промыслитель всего сотворенного.

http://azbyka.ru/snovideniya

17 . Необъятность творческого величия Господа такова, что даже и святым не предоставил Господь провозвестить о всех чудесах Его во вселенной. Сир.42:18 Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их; ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, Сир.42:19 возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного; Сир.42:20 не минует Его никакое помышление и не утаится от Него ни одно слово. 18–20 . Говорится о вездеприсутствии и всеведении Господних. Сир.42:21 Он устроил великие дела Своей премудрости и пребывает прежде века и вовек; 21 . Говорится о премудрости и вечности Господних. Сир.42:22 Он не увеличился и не умалился и не требовал никакого советника. 22 . Говорится о неизменяемости и премудрости Господних. Сир.42:23 Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры! 23 . Ограниченный человеческий разум не в состоянии постичь всю полноту божественного величия; его наблюдению и усвоению доступны лишь отблески этого величия, – постольку, поскольку они озаряют пред ним постигаемое бытие мира физического и духовного. Ср. 17 ст. Сир.42:24 Все они живут и пребывают вовек для всяких потребностей, и все повинуются Ему. 24 . Все они, т.е. творения Господни (ср. 23 ст.), живут и пребывают во век для всяких потребностей, т.е. для удовлетворения разнообразных потребностей, во славу Творца, на пользу и утешение тварей. И все они повинуются Ему, своему Создателю. Сир.42:25 Все они – вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: Сир.42:26 одно поддерживает благо другого, – и кто насытится зрением славы Его? 25–26 . При всем своем разнообразии, мир божественных творений представляет из себя нечто гармонически целое неделимое, в котором одни вещи и явления восполняются другими, одно поддерживает благо другого. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.16:17 Во множестве народа меня не заметят; ибо что душа моя в неизмеримом создании? Сир.16:18 Вот, небо и небо небес – Божие, бездна и земля колеблются от посещения Его. Сир.16:19 Равно сотрясаются от страха горы и основания земли, когда Он взирает. 19 . Ср. Ucx. XIX:16–19 . Смысл предыдущих и последующих (16–23) стихов тот, что только скудный умом может надеяться укрыться от взоров божественной правды, когда божественное ведение, слава и могущество наполняют собою весь мир. Сир.16:20 И этого не может понять сердце; Сир.16:21 а пути Его кто постигнет? Как ветер, которого человек не может видеть, так и большая часть дел Его сокрыты. Сир.16:22 Кто возвестит о делах правосудия Его? или кто будет ожидать их? ибо далеко это определение». Сир.16:23 Скудный умом думает так, и человек неразумный и заблуждающийся размышляет так глупо. Сир.16:24 Слушай меня, сын мой, и учись знанию, и внимай сердцем твоим словам моим. Сир.16:25 Я показываю тебе учение обдуманное и передаю знание точное. Сир.16:26 По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Сир.16:27 Навек устроил Он дела Свои, и начала их – в роды их. Они не алчут, не утомляются и не прекращают своих действий. Сир.16:28 Ни одно не стесняет близкого ему, Сир.16:29 и до века не воспротивятся они слову Его. Сир.16:30 И потом воззрел Господь на землю и наполнил ее Своими благами. Сир.16:31 Душа всего живущего покрыла лице ее, и в нее все возвратится. 26–31 . Мир, созданный Господом Богом по вечным идеям Его совершеннейшего разума, свидетельствует о мудрости, благости, могуществе своего Создателя. Установленные Им законы бытия физического и духовного святы и непреложны. И если исполнение этих законов ведет к благоденствию, то уклонение от них сопровождается страданием. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.40:15 Потомки нечестивых не умножат ветвей, и нечистые корни – на утесистой скале: 15 . Потомство нечестивых недолговечно, как недолговечны нечистые корни на утесистой почве. Сир.40:16 осока при всякой воде и на берегу реки скашивается прежде всякой другой травы. 16 . Является образным подтверждением 15 стиха. Сир.40:17 Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек. Сир.40:18 Жизнь довольного своею участью и труженика сладостна; но превосходит обоих тот, кто находит сокровище. 18 . Поясняется 19–28 ст. Сир.40:19 Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена. Сир.40:20 Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого – любовь к мудрости. Сир.40:21 Свирель и гусли делают приятным пение, но лучше их – приятный язык. Сир.40:22 Приятность и красота вожделенны для очей твоих, но более той и другой – зелень посева. Сир.40:23 Друг и приятель сходятся по временам, но жена с мужем – всегда. Сир.40:24 Братья и покровители – во время скорби, но вернее тех и других спасает милостыня. Сир.40:25 Золото и серебро утверждают стопы, но надежнее того и другого признаётся добрый совет. Сир.40:26 Богатство и сила возвышают сердце, но выше того – страх Господень: Сир.40:27 в страхе Господнем нет недостатка, и нет надобности искать при нем помощи; Сир.40:28 страх Господень – как благословенный рай, и облекает его всякою славою. Сир.40:29 Сын мой! не живи жизнью нищенскою: лучше умереть, нежели просить милостыни. Сир.40:30 Кто засматривается на чужой стол, того жизнь – не жизнь: он унижает душу свою чужими яствами; Сир.40:31 но человек разумный и благовоспитанный предостережет себя от того. Сир.40:32 В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь возгорится. 32 . Но в утробе его огонь возгорится, – огонь оскорбляемого самолюбия и иных последствий легкомысленного тунеядства. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.50:21 и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердым, доколе совершалось славословие Господа, – и так оканчивали они службу Ему. Сир.50:22 Тогда он, сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его; Сир.50:23 народ повторял поклонение, чтобы принять благословение от Всевышнего. 1–23 . Имеется в виду Симон Первый, сын и преемник первосвященника Онии Первого, прозванный, за свое благочестие и благотворительность, Праведным. Сир.50:24 И ныне все благословляйте Бога, Который везде совершает великие дела, Который продлил дни наши от утробы и поступает с нами по милости Своей: 24 . Продлил дни наши от утробы, т.е. от времени нашего рождения. Сир.50:25 да даст Он нам веселие сердца, и да будет во дни наши мир в Израиле до дней века; Сир.50:26 да сохранит милость Свою к нам и в свое время да избавит нас! 26 . И в свое время да избавит нас от врагов наших. Сир.50:27 Двумя народами гнушается душа моя, а третий не есть народ: 27 . А третий не есть народ, т.е. не заслуживает названия народа. Сир.50:28 это сидящие на горе Сеир, Филистимляне и глупый народ, живущий в Сикимах. 28 . Сидящие на горе Сеир, т.е. идумеяне. – И глупый народ, живущий в Сикимах. Под Сикимами разумеется Сихем или Сихар, главный город Самарии. Жители Сиким, самаряне называются неразумными за их духовную слепоту. Сир.50:29 Учение мудрости и благоразумия начертал в книге сей я, Иисус, сын Сирахов, Иерусалимлянин, который излил мудрость от сердца своего. Сир.50:30 Блажен, кто будет упражняться в сих наставлениях, – и кто положит их на сердце, тот сделается мудрым; Сир.50:31 а если будет исполнять, то все возможет; ибо свет Господень – путь его. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 862-950 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сир.24:14 Я возвысилась, как кедр на Ливане и как кипарис на горах Ермонских; Сир.24:15 я возвысилась, как пальма в Енгадди и как розовые кусты в Иерихоне; Сир.24:16 я, как красивая маслина в долине и как платан, возвысилась. Сир.24:17 Как корица и аспалаф, я издала ароматный запах и, как отличная смирна, распространила благоухание, Сир.24:18 как халвани, оникс и стакти и как благоухание ладана в скинии. Сир.24:19 Я распростерла свои ветви, как теревинф, и ветви мои – ветви славы и благодати. Сир.24:20 Я – как виноградная лоза, произращающая благодать, и цветы мои – плод славы и богатства. 14–20 . Путем сравнений, взятых из царства растений, уясняется мысль о чрезвычайном величии, могуществе и благотворности духовных даров Божественной Премудрости. Сир.24:21 Приступите ко мне, желающие меня, и насыщайтесь плодами моими; Сир.24:22 ибо воспоминание обо мне слаще меда и обладание мною приятнее медового сота. Сир.24:23 Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать. Сир.24:24 Слушающий меня не постыдится, и трудящиеся со мною не погрешат. 21–24 . Насыщающиеся духовными дарами Божественной Премудрости сподобятся истинного благополучия и блаженства. Сир.24:25 Все это – книга завета Бога Всевышнего, Сир.24:26 закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым. Сир.24:27 Он насыщает мудростью, как Фисон и как Тигр во дни новин; Сир.24:28 он наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан во дни жатвы; Сир.24:29 он разливает учение, как свет и как Гион во время собирания винограда. 25–29 . Книга завета Бога Всевышнего, закон, который заповедал Моисей, служит совершенным отображением действий Божественной Премудрости в отношении избранного народа, а через него – и всего человечества. Благотворность действования на верующих богодарованного закона сравнивается с благотворным действованием на жаждущую землю обильных струй райских рек Тигра, Евфрата, Гиона, Фисона. Сир.24:30 Первый человек не достиг полного познания ее; не исследует ее также и последний; Сир.24:31 ибо мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. Страх Господень - слава и честь, и веселие и венец радости. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень - дар от Господа и поставляет на стезях любви. Любовь к Господу - славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. Начало премудрости - бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их вверится. Полнота премудрости - бояться Господа; она напояет их от плодов своих: весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их - произведениями своими. Венец премудрости - страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое - дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. Он видел ее и измерил, пролил как дождь ведение и разумное знание и возвысил славу обладающих ею. Корень премудрости - бояться Господа, а ветви ее - долгоденствие. Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться. Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека. Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием. До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумии его. В сокровищницах премудрости - притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен. Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе, ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему - вера и кротость. Не будь недоверчивым к страху пред Господом и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем. Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим. Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои и уничижит тебя среди собрания за то, что ты не приступил искренно к страху Господню, и сердце твое полно лукавства.

http://patriarchia.ru/bible/sir/

27 декабря — Лекция Якова Эйделькинда: «Герои-трикстеры в Ветхом Завете. Лукавство и обман в повествованиях о библейских праотцах». Цикл «Древние тексты в современном мире» Трикстер входит в число самых древних персонажей мирового фольклора. Трикстер постоянно прибегает к различным трюкам (англ. trick, отсюда trickster): обману, переодеванию, перемене пола и другим превращениям. В архаичной мифологии трикстер может быть одновременно и первопредком. В то же время трикстер часто бывает героем маргинальных, угнетенных групп. Яков Эйделькинд - филолог, преподаватель древнегреческого, латинского и древнееврейского языков,… Узнать больше » 04.01.2018 @ 19:00 - 21:00 Музыкально-литургический комментарий-лекция протоиерея Александра СОРОКИНА. Предназначено для оглашаемых, а также для всех желающих. Библия о Рождестве Христовом: Ветхий Завет, Апостол, Евангелие Гимнография (богослужебные тексты) праздника Аудиозаписи рождественских песнопений Богослужебный устав праздника Комментарии, размышления, пояснения Ответы на вопросы Верхний храм Начало в 19 часов Вход свободный Узнать больше » Михаил Георгиевич Селезнев Как еврейская Библия была переведена на греческий язык? Как кумранские находки изменили наше представление об истории Библии? Почему выражение «Сыны Божьи» смущало древних переписчиков и как они пытались с ним бороться? Где больше «мессианских мест»: в еврейской Библии или в греческой? Чем Бог греческой Библии отличается от Бога еврейской Библии? Начало: 19.00 Место: Актовый зал Феодоровского собора «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment… Узнать больше » 07.02.2018 @ 19:00 - 21:00 Лектор: Александр Владимирович СИЗИКОВ, старший преподаватель кафедры библеистики (Филологический факультет СПбГУ) В лекции освещаются вопросы: " История книги Иисуса сына Сирахова " Книга Иисуса сына Сирахова и ее эпоха Древние переводы и оригинальные фрагменты книги Жанр и художественные особенности произведения Современные переводы и история изучения Александр Владимирович СИЗИКОВ Начало: 19.00 Место: Актовый зал Феодоровского собора «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые… Узнать больше »

http://texts.aquaviva.ru/events/список/?...

Второй (неканонической) книги Ездры нет. Книга Неемии названа 2-й книгой Ездры. Послание Иеремии включено в книгу Варуха, как шестая глава. 3-й Ездры и 3-й Маккавейской книги нет. Таблица 4 Расположение священных книг в Вульгате 1.      Бытие 2.      Исход 3.      Левит 4.      Числа 5.      Второзаконие 6.       Иисус Навин 7.       Судьи 8.       Руфь 9–10. 1–2 Самуила 11–12 1–2 Царств 13–14 1–2 Хроника 15.      1 Ездры 16.      2 Ездры (Неемии) 17.      Товит 18.      Иудифь 19.      Есфирь 20.      Иов. 21.      Псалмы 22.      Притчи Соломона 23.      Екклезиаст 24.      Песнь Песней 25.      Премудрость Соломона 26.      Иисус сын Сираха 27.      Исайя 28.      Иеремия 29.      Варух (в нем и Послание Иеремии) 30.      Иезекииль 31.      Даниил 32.      Осия 33.      Иоиль 34.      Амос 35.      Авдий 36.      Иона 37.      Михей 38.      Наум 39.      Аввакум 40.      Софония 41.      Аггей 42.      Захария 43.      Малахия 44–45 1–2 Маккавейские Как приложение, к Латинской Библии, издают 3-ю Ездры Ездры неканоническая] и 4-ю Ездры Ездры неканоническая]. 4.4. Славяно-русская Библия Славянская Библия собрана к 1499 г. архиепископом Новгородским Геннадием. На работу свт. Геннадия значительное влияние оказывала Вульгата. Священные книги он расположил в соответствии с их расположением в латинской Библии. Законоположительные книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исторические книги: Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1–4 Царств, 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Товит, Иудифь, Есфирь. Учительные: Иов, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Пророческие: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииль, Даниил, 12 малых пророков; 1–3 Маккавейские, 3 Ездры. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

4) Толковая псалтирь ираклийского епископа Никиты, уроженца из города Серреса (1070 г.). Он имел под руками библейский текст св. Лукиана, что высказал сам в этом сочинении своем, которое пересеяно мною. 5) Прокопия Газского софиста (VI в.) толкования на книги Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, И. Навина, Судей и на четыре книги Царств. Дорогая рукопись! Я извлек из нее замечательные места, дабы дать понятие о превосходном творении сего толкователя, редко кому известном у нас, а может быть и неслыханном. Все эти творения драгоценны. Но в них содержится слово человеческое. А я ищу слова Божия. Господь сказал: ищите и обрящете. Верно слово и всякого приятия достойно! В Кутлумуше я нашел то, чего ищу с верой и упованием. В тамошней библиотеке хранится так называемое ξασφιον – Шестомудрие, т. е. книга Иова, Притчи Соломона, Екклесиаст, Премудрость Соломона, Песнь Песней и книга Иисуса сына Сирахова. Все это Шестомудрие составляет одну рукопись, которая красивым почерком писана на пергамине в лист в два столбца в десятом веке. Все праздничные чтения в ней отмечены на полях красной чертой. Стало быть, текст их сверен был с текстом церковным, обнародованным, исповеданным. Я сличал его с текстом ватиканским, записал все разности и признаю кутлумушский текст Шестомудрия православным кафолическим. Слава Богу! Теперь мы знаем, что наша матерь – восточная церковь сберегла нам истинное слово Божие. Не надо нам Библии из Ватикана! И никакой другой! Есть своя! Пиша эти строки, я радуюсь духом и благодарю Господа, сподобившего меня недостойного искать и найти то богодухновенное писание, которое всегда употребляла православная кафолическая церковь . Кутлумушские старцы приняли и успокоили меня, как добрейшие братья мои о Господе. Незабвенно пребывание мое в их святой обители! Там их любовь к истине поняла мои священные требования и открыла мне книгохранилище, в котором долго и безвестно хранилось истинное шестомудрие. Но эти братья мои злополучны. Их общежительная обитель недавно погорела. Им нужно наше пособие. Что же? Когда они попросят его, тогда благоволите, ваше сиятельство, исходатайствовать им, у кого должно, позволение приехать к нам за сбором доброхотных подаяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010