б-ке в дар Н. Х. Палаузовым//Отчет Имп. Публ. б-ки за 1887 г. СПб., 1890. С. 1-23; Письма разных лиц к высокопреосв. Иннокентию, архиеп. Херсонскому и Таврическому//ЦВед. 1900. 50. С. 2057-2072; Барсов Н. И. К биогр. Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического//РА. 1911. 10. С. 167-190). Во время Крымской войны вел переписку с военными лицами, в т. ч. с начальником гарнизона Севастополя гр. Д. Е. Остен-Сакеном, издавшим впосл. ряд вопросов И. по тактике Севастопольской обороны со своими ответами на них ( Остен-Сакен Д. Е. Отрывок из переписки с Иннокентием, архиеп. Херсонским и Таврическим//Военный сб. 1862. Т. 20. 7. С. 131-138). В архиве И. в ОР РНБ (Ф. 313. Ед. хр. 36-44) имеется ок. 500 писем к нему представителей духовенства из районов боевых действий, нек-рые из них опубликованы. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. 418; Ф. 797. Оп. 8. 2082, 23796; Ф. 834. Оп. 3. 2077-2079; РНБ ОР. Ф. 15. 50; 53. Л. 56-58; Ф. 313; ГА Одесской обл. Ф. 167. Соч.:О великих Господских и Богородичных праздниках. К., 1835. СПб., 2005; Соч. М., 1843. 3 т. СПб., 1871-1874. 6 ч. СПб.; М., 1872-1877. 11 т. СПб.; М., 1901. 12 т. СПб., 1908. 6 т. К., 2000-2003. 5 т., 6 кн.; Торжество Евангелия. СПб., 1868. Б. м., 1997р; О путях промысла Божия в жизни человеческой. М., 1880, 1996; «Великий пост» в словах и поучениях Иннокентия, архиеп. Херсонского. Пг., 1915; О грехе и смерти. М., 1996; Никто да не теряет надежды: Проповеди. М., 1996р; Шесть акафистов архиеп. Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова). М., 1997; Избр. соч. СПб., 2006; Великий пост: Духовные рассуждения на каждый день поста. М., 2007. Переписка: Письмо к А. В. Т[ерещенко]//Рус. правда: Лит. альм. на 1860 г. К., 1860. С. 66-70; Письмо к А. С. Стурдзе//Херсонские ЕВ. 1860. 1. С. 10-11; Переписка с тайным советником А. С. Стурдзою//Там же. 8. С. 480-490; 9. С. 553-565; Замечательные письма: Письмо ректора КДА, архим. Иннокентия//Там же. 11. С. 742-743; Письмо к председателю Вольного экономического об-ва по случаю избрания членом сего об-ва//Там же.

http://pravenc.ru/text/389617.html

1601 . Христианское учение о царской власти. – М., 1901. – 48 с. 1602 . Цветы из сада св. Ефрема Сирина . – М.: Унив. тип., 1847. – 91,3 с. – Авт. установлен по изд.: Рус биогр. словарь. – СПб., 1901.-Т. 21. -С. 91. То же. – М.: Синод, тип., 1883. – 86 с. 1603 . Чтения из четырех Евангелистов и из Книги Деяний Апостольских для употребления в училищах. – СПб.: Гл. упр. уч-щ, 1820.  Переводы 1604 . Акафист Пресвятой Богородице в русском переводе митрополита Московского Филарета, с предисловием//Прибавления к изд. Творений св. Отцев в рус. пер. – 1855. – Ч. 14. 1605 . Творения аввы Фалассия в переводе с греческого, исправленном и дополненном Филаретом, митрополитом Московским. – М.: Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1894. – 69 с.  Литература о жизни и деятельности 1606 . Беляев А. Переписка митрополита Филарета с архиепископом Каменец-Подольским Кириллом//Душеполез. чтение. – 1888. – 12. – С. 407–441. 1607 . Бухарев А. О Филарете, митрополите Московском, как плодотворном двигателе православно-русской мысли//Правосл. обозрение. – 1884. -Апр. 1608 . Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Филарета: Его жизнь, труды, заслуги, проповеди, его значение для Православной Церкви и его кончина. – М.: Тип. Мамонтова, 1868. – 160 с, 2 л. портр. 1609 . Викторов П., свящ. Памяти великого богослова: К 90-летию со дня кончины митрополита Московского Филарета (1867–1957)//Журнал Моск. Патриархии. – 1957. – 12. 1610 . Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские. – Сергиев Посад, 1913. – 62 с. 1611 . Виноградов Н. Переписка великой княгини Ольги Николаевны с Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1893. – 10. – С. 1–6. 1 1612. Вислоцкий А. Митрополит Филарет и Библейское общество. – Сергиев Посад, 1852. 1613 . Гермоген (Добронравии К.Н.). Высокопреосвященный Филарет, митрополит Московский и Коломенский. – СПб., 1868. – 76 с. То же//Странник. – 1868. – Апр. – май. 1614 . Григорий (Воинов) , архимандрит. Воспоминания о Высокопреосвященном митрополите Московском Филарете. – М.: Унив. тип., 1888. – 39 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 20-26; Naumow A. Wiara i historia. Kraków, 1996. (Krakowsko-wileskie stud. slawistyczne; T. 1). S. 81-96; Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII-XVIII вв.//Новодевичий монастырь в русской культуре: Мат-лы науч. конф. 1995 г. М., 1998. С. 227-237. Лит. по рус. А.: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 199-201 [о творчестве архиеп. Иннокентия]; Хойнацкий А. Ф. Западнорусские униатские Часословы, Октоихи, Триоди, Трефологионы, или Анфологионы, месячные Минеи и Уставы//ТДКА. 1868. Т. 3. С. 513-514; он же. Западнорусские униатские Апостолы, Евангелия, Псалтири, гермологионы, молитвословы и акафистники//Там же. 1868. Т. 4. С. 210-244, 231-232; Пономарев С. И. Акафисты: (Библиогр. заметка)//Русские книги/Ред. С. А. Венгеров. СПб., 1896. Вып. 3; Милорадович Г. Составитель акафистов Андрей Федорович Ковалевский (1840-1901)//РА. 1902. 4; Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содерж. и построения. Каз., 1903; он же. Алфавитный перечень акафистов, не одобренных русскою духовною цензурою и не разрешенных к церковному употреблению на 1901 г.//Там же. С. 426-444; Тарановский К. Формы общеславянского и церковнославянского стиха в древнерусской литературе XI-XIII вв.//American Contributions to the 6th intern. Congr. of Slavists. Monton; P., 1968. Vol. 1. P. 377; Козлов М., диак. Из истории акафиста. Ч. 2: Русский акафист в синодальный период истории Церкви//ЖМП. 1992. 4. С. 37-43; Лебедев А. Русский православный акафист в синодальный период нашей Церкви//Православный путь: Церк.-богосл. ежег. (Прил. к ж. «Православная Русь»). Джорд., 1993. С. 123-148 прил.: списки акафистов, напеч. в России с 1721 г., и акафистов, сост. А. Ф. Ковалевским]. Лит. о певч. традиции исполнения А. Богородице: Wellesz E. The Akathistos Hymn//MMB, Transcripta. Copenhagen, 1957. Vol. 9; Στθης Γ. Θ. Η καταλογογρφησις τν χειρογρφων Βυζαντινς Μουσικς το Αγου λδβλθυοτεΟρους. Αθναι, 1973; idem.

http://pravenc.ru/text/63814.html

С 30-х гг. в помещениях В. м. располагались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и др. В 30-60-х гг. были разрушены 3 башни и большая часть стен. В результате археологических раскопок летом 1985 г. было обнаружено древнее погребение - мощи прп. Афанасия Младшего, обретенные 24 сент. 1994 г. Решением Свящ. Синода 25 марта 1991 г. В. м. возрожден, 10 апр. 1991 г. торжественно открыт, митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) постриг 3 первых насельников. 8 сент. 1994 г. был освящен восстановленный Покровский храм, в к-ром совершаются богослужения. 6 сент. 1996 г. была освящена Сергиевская ц., 18 июня 1997 г.- Никольская ц., 25 сент. 2001 г.- Зачатиевский собор. В 1994-1998 гг. восстановили Трехсвятительский храм, колокольню, настоятельский и братский корпуса, ограду; устроены муж. и жен. гостиницы. В В. м. более 20 насельников, с 25 марта 1991 г. настоятель - архим. Иосиф (Балабанов) , с 16 февр. 1999 г.- игум. Кирилл (Костиков). Святыни В. м.: чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» , прославившийся исцелениями от пьянства, икона свт. Николая (Можайского) (XIV в.), икона вмч. Георгия Победоносца новгородского письма (XV в.), к-рую брали в походы воины серпуховского войска, образ прп. Серафима Саровского с частицей от его рубашки, епитрахиль и личные вещи св. прав. Иоанна Кронштадтского. В Покровском приделе находится рака с мощами прп. Афанасия Младшего. В обители хранятся ок. 300 частиц мощей святых. У иконы «Неупиваемая Чаша» ежедневно совершаются молебны с водоосвящением, у мощей прп. Афанасия по пятницам - братский молебен с акафистом. 17 июня 2021 года монастырь получил статус ставропигиального. Ист.: ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 122; Т. 8. С. 20-21; 1897. Т. 11. С. 20-21, 81; 1913. Т. 18. С. 114; СГГД. Т. 1. 96, 203; Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 345; Извлеч. из отчета по Ведомству духовных дел правосл. исповедания за 1858 г. СПб., 1860. С. 11; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. С. 43, 71; ОДДС. 1868. Т. 1. С. 40; 1879. Т. 2. Ч. 1. С. 85; 1878. Т. 2. Ч. 2. С. 86-87; 1878. Т. 3. С. XCVII (прил.); 1880. Т. 4. С. 509-510; ОДБМЮ. Кн. 1. 2470, 2478, 2479, 2487; 1872. Кн. 2. 1, 109, 110, 183; Леонид (Кавелин), архим. Слово о житии прп. отца нашего Афанасия Высоцкого//ДЧ. 1892. 1. С. 70-77; 7. С. 412-417; 8. С. 569-572; 9. С. 3-7; Воронцова Л. Д. Вкладная кн. Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346 (отд. отт.: М., 1898); Опись Высоцкого мон-ря, сост. М. Темяшевым в 1763 г.// Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий мон-рь: его иконы и достопамятности. М., 1902. С. 125-138; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950; Вкладная кн. Серпуховского Высоцкого мон-ря/Сост. С. С. Ермолаев, Е. Е. Лыкова, В. М. Шилов. М., 1993; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 345-346.

http://pravenc.ru/text/161091.html

Так, в февр. 1860 г. Елагин предложил К. составить жизнеописание свт. Тихона Задонского , еп. Воронежского, «с целью способствовать открытию святых мощей, чего желают очень многие» ( Беляев. 1910. Вып. 1. С. 165). По просьбе Елагина К. написал и акафист свт. Тихону. Среди др. служб, акафистов и молитв, составленных К.,- Служба и акафист Иверской иконе Божией Матери (СПб., 1861), Служба свт. Тихону Воронежскому (1861), акафисты Богородице перед иконами «Всех скорбящих Радость» (1863) и Казанской (1868), Акафист благоверным князем Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам (1871), Акафист св. и прав. Иосифу Обручнику (1871), молитва св. благоверным князьям Борису и Глебу. В последние годы К. трудился над составлением подробного Жития прп. Сергия Радонежского, память к-рого особенно чтил, но не успел закончить. Ценным источником по вопросам церковной жизни являются письма (1859-1877) К. брату, архиеп. Платону (Фивейскому), представляющие «летопись современных событий, преимущественно в сфере церковной» с обширными комментариями К. Смерть архиеп. Платона в мае 1877 г. потрясла К., приблизив и его кончину. 16 февр. 1878 г. К. был похоронен на академическом кладбище рядом с могилой Горского. В академическом храме заупокойную литургию служил ректор МДА еп. Уманский Михаил (Лузин) вместе с ректором Вифанской ДС прот. Ф. А. Сергиевским, родным братом К. свящ. М. С. Боголюбским, духовником иером. Иеремией и приходским свящ. М. П. Багрецовым. Отпевание почившего совершил еп. Михаил (Лузин). Обширная б-ка К. поступила в Вифанскую ДС. Научно-литературные труды К. относятся преимущественно к области церковной истории. Оценивая вклад К. в развитие церковно-исторической науки, Голубинский «усваивал» его трудам «достоинство полноты изучения предметов и самостоятельности их исследования», считая «одним из предначинателей критики» (Памяти. 1878. С. 21). Основные сочинения К. по истории восточного и русского монашества сначала были напечатаны в виде статей соответственно в 1845 и 1850 гг., затем вышли отдельными изданиями.

http://pravenc.ru/text/1319810.html

Балахнинским Макарием (Миролюбовым) . Этот вариант текста получил одобрительный отзыв того же еп. Платона, о чем он сообщил в донесении от 12 нояб. 1867 г.: «Я нахожу сей акафист согласным с историей жизни преподобного Макария и исполненным благочестивых чувств, изложенным искусно и православно, и потому заслуживающим одобрения к напечатанию». Первое издание акафиста в церковной печати появилось в Москве в 1868 г. (переиздавался: СПб., 1887, 1889), в гражданской - в 1879 г. (СПб.). И. В. Фёдорова Почитание М. в XVIII-XXI вв. Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Унженском мон-ре. Фотография. 2011 г. Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Унженском мон-ре. Фотография. 2011 г. М. постепенно стал почитаться как покровитель купечества и торговли. Указом царя Михаила Феодоровича от 10 июня 1641 г. Желтоводскому мон-рю было дано право производить таможенные сборы с торгующих у его стен. Открытие ярмарки ежегодно происходило в день памяти преподобного - 25 июля. В 1817 г. ярмарку из мон-ря перевели в Н. Новгород, но она сохранила за собой наименование «Макарьевская». В 1818-1822 гг. по проекту О. Монферрана в Н. Новгороде был построен Спасский (Староярмарочный) собор. В 1868-1881 гг. на Стрелке по проекту архит. Л. В. Даля возвели Александро-Невский (Новоярмарочный) собор. Оба собора имели приделы во имя прп. Макария. В 1866 г. на набережной р. Оки по проекту архит. Д. Н. Гущина на средства, собранные купечеством, была построена 5-главая Макариевская часовня, приписанная к Макариеву Желтоводскому мон-рю. 19 авг. 1866 г. ее освятил еп. Балахнинский Макарий (Миролюбов) в присутствии цесаревича Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ) и вел. кн. Владимира Александровича. К открытию ярмарки из Желтоводского мон-ря в часовню приносили старинный образ М., перед которым служили молебен, а затем происходил подъем флагов. М. традиционно почитали нижегородские старообрядцы. По преданию, Оленевский скит, старейший старообрядческий скит на р.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

13 Житие преподобного Трифона Печенгского…, с. 102. См. также Корольков Н. Сказание о преподобном Трифоне Печенгском чудотворце, просветителе лопарей, и об основанной им обители. Изд. 5. СПб., 1910, сс. 9–10; См. также Архим. Амвросий. История Российской иерархии. Т. 4. М., 1812, сс. 580–581. 14 Служба преподобному Трифону Печенгскому. М., 1883, лл. 4 об., 13, 20 об. В службе имеется интересное сравнение: “Якоже бо иногда преподобного Герасима при Иордане, звери тя послушаху и в заповеданных тобою пустынях не дерзаху деяти пакостей” (Там же, лл. 20 об., 21). Известно, что архиерейская хиротония святителя Макария была на память преподобного Герасима и из его иконописной мастерской происходит икона этому святому (Диак. П. Веретенников. Святитель Макарий…, с. 75, прим. 6). 15 Житие преподобного Даниила, Переяславского чудотворца, повесть о обретении мощей и чудеса его. Изд. С. И. Смирнова, М., 1908, с. 58. 16 Архим. Леонид (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. Ч. 2. М., 1893, с. 230. 17 Служба и Акафист преподобному отцу нашему Даниилу, Переяславскому чудотворцу. М., 1890, л. 3 об. 21 ПСРЛ. Т. 13. СПб., 1904, с. 250. Летопись датирует хиротонию 3 февраля 1555 года. Но в житии Святителя, составленном Казанским Митрополитом, будущим Всероссийским Патриархом святителем Ермогеном, называется другая дата — 7 февраля (см.: Архим. Платон. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868, с. 15). По этому поводу имеется такое соображение: “В 3-е число февраля, вероятно, было не рукоположение, а только наречение святителя Гурия: ибо иначе причина, по которой многие очень важные древние акты, полагающие рукоположение святителя Гурия в седьмой день февраля, осталась бы неизъяснимою” (Житие святых святителей и чудотворцев Гурия архиепископа Казанского и Варсонофия епископа Тверскаго. СПб., 1853, с. 44). И далее говорится: “Для рукоположения святого Гурия в святительский сан назначен был седьмой день февраля 7063 (1555) года — день памяти Парфения, епископа Лампсакийского, весьма вероятно, с тою целью, чтобы обратить внимание святителя Гурия на сего святого, и расположить его действовать в Казанской епархии так же ревностно, как действовал святитель Парфений в епархии Лампсакийской, которая также почти вся состояла из идолопоклонников, но вся приведена им в познание Бога истинного (Там же, сс. 44–45). Если это так, то в таком случае было отдано предпочтение четвергу, а не воскресению, каковое, как показывают расчеты, было 3 февраля.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

43 Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1868. С. 5. 44 См.: Белгородский чудотворец. Житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. М., 1997. С. 137–153. Перед канонизацией Святителя был изучен вопрос о его иконном изображении, см.: Об изображении святителя Иоасафа Белоградского на иконах//Прибавления к церковным ведомостям. 1911. 28. С. 1219–1222. 47 Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. С. 82–86. Переписку святых иерархов см. Архимандрит Гавриил. Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани воинов на Зилантовой горе. Казань, 1833. С. 55–70. 48 Патриарх Ермоген… С. 59–74. О казанском периоде Святителя см. Священник Г. Богословский. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях. Казань, 1892. С. 49–52; Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ея до настоящего времени (1555–1885 гг.).Казань, 1885.С. 3–5. 49 Прот. И. В[осторгов]. Храм на месте блаженной кончины Святейшего Патриарха Гермогена//Прибавления к церковным ведомостям. 1913. 12. С. 524–528. 51 Архиепископ Никон. На память о светлом торжестве//Прибавления к церковным ведомостям. 1913. 21. С. 936–938. 53 В 1714 году Святитель впервые издал в Чернигове свой глав­ный труд “Илиотропион” на латинском языке. В 1888 году он был издан на русском языке в “Черниговских епархиальных ведо­мостях”, затем в 1896 году — отдельной книгой. 54 Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей. Сибирский святитель//ЖМП. 1948. 3. С. 33. 55 Фомин С. В. Последний царский святой. Святой Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец. Житие, чудеса, прославление, служба, акафист. СПб., 2003. 56 Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Дневник, статьи, послания). К 40-летию со дня кончины. Новосибирск, 1996. С. 159.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

673 Корольков Н. Преподобный Макарий Римлянин. Новгородский чудотворец и его обитель ныне Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 2. СПб., 1895, с. 22; Архимандрит Никодим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники//Олонецкие епархиальные ведомости. 1903. 3. Часть неофициальная, с. 76. 674 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей//Православный собеседник. Ч. 2. Казань, 1859, с. 101. Тверской патерик (Казань, 1907, с. 71) говорит, что преподобный даже пострижен был архиепископом Макарием. 675 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929, с. 565–566; Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542)//ЖМП. 1979. 8, с. 70. Некоторые материалы о народностях, населявших эту пятину, см. Попов А. Следы времен минувших. Л., 1981, с. 94–99, 108–110. 676 Житие преподобного Трифона Печенгского... с. 102. См. также Корольков Н. Сказание о преподобном Трифоне Печенгском чудотворце, просветителе лопарей, и об основанной им обители. Изд. 5. СПб., 1910, с. 9–10; см. также Архимандрит Амвросий. История Российской иерархии. Т. 4. М., 1812, с. 580–581. 677 Служба преподобному Трифону Печенгскому. М., 1883, л. 4 об., 13, 20 об. В службе имеется интересное сравнение; «Якоже бо иногда преподобного Герасима при Иордане, звери тя послушаху и в заповеданных тобою пустынях не дерзаху деяти пакостей». – Там же л. 20 об., 21. Известно, что архиерейская хиротония святителя Макария была на память преподобного Герасима и из его иконописной мастерской происходит икона этому святому; см. Диакон П. Веретенников. Святитель Макарий... с. 75. Прим. 6. 680 Служба и Акафист преподобному отцу нашему Даниилу, Переяславскому чудотворцу, М., 1890, л. 3 об. 684 ПСРЛ. Т. 13, с. 250. Летопись датирует хиротонию 3 февраля 1555 года. Но в житии Святителя, составленном Казанским Митрополитом, будущим Всероссийским Патриархом святителем Ермогеном, называется другая дата – 7 февраля; см. Архимандрит Платон. Сборник древностей Казанской епархии. Казань, 1868, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ист.: Патерик Киевского Печерского монастыря. К., 1661; Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911; Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 373; Описание Киево-Печерской лавры. С. 289; Минея (МП). Февраль. С. 761; Октябрь. С. 24; Сентябрь. С. 716-730. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 55-56; Филарет (Гумилевский). РСв. Октябрь. С. 251-252; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 329; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 47-50. Е. А. Лопухина Иконография. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. З. сказано: «Надсед, брада доле Николиной, проста, на главе клабук черной, риза преподобническая, испод лазорь, обе руки сложил, держит у сердца, правою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 30-й); в подлиннике 20-х гг. XIX в.: «Надсед, брада подоле немного Козмины, риза преподобническая, на плечах схима» (РНБ. Погод. 1931. Л. 53об.; 24 окт.). Одним из ранних сохранившихся изображений А. З. является гравюра мастера Илии с сюжетом «Видение прп. Арефы в болезни его» в цикле иллюстраций 1655-1660 гг., выполненных для издания Киево-Печерского Патерика 1661 г.: преподобный, одетый в подрясник, с повязкой на голове, возлежит на ложе, за к-рым сонм ангелов противостоит демонам, держащим развернутую хартию. Этот сюжет повторен Л. Тарасевичем в гравюре к изданию Патерика 1702 г. Имеется ряд единоличных изображений А. З.: на иконе XIX в. у раки преподобного в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ) - с характерными чертами лица и окладистой бородой, в монашеском одеянии, с куколем на голове, правой рукой опирается на посох, левую прижал к груди; иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) - в схиме и куколе, с седой бородой, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (надпись: «Молю вы…»). В композиции «Древо Киево-Печерских святых», напр., на гравюре 1663-1676 гг. с подписью автора «Аким» (Нац. музей книги и книгопечатания Украины), А. З. представлен в лике преподобных в правой части композиции. Образ А. З. в монашеских одеждах с куколем на голове, без выраженных индивидуальных особенностей, помещен на иконах и эстампах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе иноков, мощи к-рых почивают в Ближних (Антониевых) пещерах: на гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, РГБ) - в 10-м ряду 1-м справа; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры,- изображен средовеком, с надписью на нимбе: «Пр Арефа Чудотв»; на литографиях изд. А. Абрамова 1859 г. (ЦАК МДА) и 1862 г. (РГБ) - в 7-м ряду 3-м слева; на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ); на хромолитографии 1898 г. изд. Киево-Печерской лавры (РГБ) - прямолично, в 8-м ряду 2-м слева. Оплечное изображение А. З. без куколя, с длинными седыми волосами, в правой группе (за прп. Феодосием Киево-Печерским), во 2-м ряду, 2-м слева, имеется на литографиях изд. И. А. Голышева 1868 г. (ЦАК МДА) и 1874 г. (РГБ).

http://pravenc.ru/text/75914.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010