Правящему архиерею была подана докладная записка о случившемся, и архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь благословил создать специальную комиссию, куда вошли священнослужители и миряне — художники, ученые, краеведы. Даже неискушенному взгляду было ясно — рука реставратора иконы не коснулась. В некоторых местах красочный слой стерт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Богоматерь одна, без Богомладенца. Она молитвенно сложила руки, огромные глаза Ее печальны, на лице нежнейший румянец. Живопись безыскусна, даже можно сказать — наивна, но изображение умилительно, трогательно и проникновенно. Икона небольшая — 20х16 см, на дереве, провинциальной живописи (предположительно киевской школы), начала XX века. Аналоги этой иконы неизвестны, четко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая». Такого названия в списках Богородичных икон нет... Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась. В симферопольском Свято-Троицком кафедральном соборе был отслужен благодарственный молебен с акафистом, а вскоре Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено 24 октября/6 ноября, в день, когда чтится память иконы «Всех скорбящих Радосте». В 1999 году чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. Во время крестного хода были случаи, когда икона мироточила, источая чудное благоухание. Сейчас она находится в Свято-Троицком монастыре в Симферополе, для нее изготовлен красивый оклад. Почитание обновившейся иконы велико: поклониться к ней приезжают издалека, для ее оклада жертвуют драгоценности и сочиняют о ней стихи... Увидев этот образ однажды, его уже не забудешь и не спутаешь с другими. Е. М. Литвинова. " Крым: православные святыни. Путеводитель. " В 1796 году на месте нынешнего Свято-Троицкого женского монастыря была построена деревянная приходская церковь Святой Троицы для живущих в Симферополе греков. В 1868 году деревянную церковь сменила каменная.

http://sobory.ru/article/?object=09016

Адрес : Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам Подробнее... Ильинский скит Валаамского монастыря [ править править код ] Остров Лембос, где находился Ильинский скит, расположен в группе Байёвых (Байонных) островов, в 11 км к северо-востоку от о. Валаам. Он представляет собой величественную гору окружностью в два километра, покрытую вековыми соснами. В 1867-1868 гг. игумен Дамаскин на пожертвования благотворителей выстроил здесь скит «для уединения братии», после чего остров получил название «Ильинский». Небольшая одноглавая церковь с колокольней, украшенная резьбой, была сооружена в русском стиле по проекту Г. И. Карпова. Внутреннее убранство, иконы и резной иконостас изготовили валаамские насельники. К востоку и западу от церкви были построены два деревянных двухэтажных дома для братии числом 7 человек, возделывавшей сад и огород. На расположенном в полукилометре к югу острове Байонный находились деревянная часовня во имя св. Пророка Елисея, ученика св. Пророка Илии, и дом для странников. Богомольцы обычно прибывали сюда на монастырском пароходе «Сергий» по воскресеньям, после посещения Святоостровского скита. На острове любил отдыхать владыка Антоний (Вадковский). Так, в 1893 г. он почти весь июнь провел здесь «в уединении и богомыслии». Адрес : Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Лембос Подробнее... Коневский скит Валаамского монастыря [ править править код ] Республика Карелия (монастыри), Коневский скит Валаамскго монастыря 3 В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

◊ Вспоминает хористка, духовная дочь старца Лаврентия: «Во время оккупации, когда я была небольшой девочкой, в день праздника Георгия Победоносца во время чтения акафиста батюшка пальцем подзывает меня к себе, дает просфору и благословляет немедленно бежать домой. Я стояла в нерешительности, но он строго приказал: „Беги домой“. Тогда я поспешила, дома никого не было. Вдруг стучатся три человека, спрашивают, кто живет, какой состав семьи. А нас было трое детей, отец и мать. Они постояли, посмотрели на меня, подумали. Один из них махнул рукой и сказал: „А, ладно, пошли дальше“. И с этим ушли. Вечером узнали, что ходили отбирать коров, почти у всех соседей забрали, а нашу сохранил Господь по молитвам великого старца, который предвидел и подал руку помощи бедному семейству». ◊ У матушки А., ставшей регентом после старца Лаврентия, были две сестры-монахини, а третья – вдова жила в селе в старой хате, которая совсем разрушилась. Пошла она к старцу за советом и благословением. Он посоветовал строиться. А раз нет денег, то нужно продать корову, и тут же назначил цену. Казалось, что такой цены никто не даст, потому что корова невзрачная. Повела корову на базар, а старшая сестра (певчая) просит благословения у старца пойти помочь на базаре. Но старец строго запретил и сказал, чтобы продолжала петь, в это время случилась литургия. После пения «Отче наш...» тоже не разрешил, а в конце службы говорит: «Ну, теперь можно идти». Она бегом, а навстречу ей у входа в церковь идет сестра и радостно улыбается и сообщает, что корову продала за цену, которую назначил старец. Они поблагодарили Бога и Его истинного служителя преподобного Лаврентия. Деньги уже есть, но нужно где-то раздобывать материал, с этой задачей в селе она справиться не могла. И опять к старцу за помощью, а он говорит: «Бери сестру Р. и идите вдвоем туда, где выписывают строительные материалы. Ходите там сюда, туда, охайте...» Они так и сделали: ходили там, стояли там, утомленные сели молча и ожидают, что будет дальше. Наконец подходит мужчина, сжалился над ними, а это был заведующий складом, и выписал им материал, так что уже можно было начинать строительство дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дети Шишковых стали достойными наследниками своих предков. Среди них стоит упомянуть сына Николая Леоновича Шишкова (1868 – 1931). С 1915 г. – симбирский вице-губернатор, почётный член Симбирского отделения Попечительства о материнстве и младенчестве, председатель совета Братства святой равноапостольной Марии Магдалины при Мариинской гимназии, почётный член Симбирского общества сельского хозяйства, член Симбирского добровольческого пожарного общества. С начала 1917 г. – последний Олонецкий вице-губернатор, был отстранён от должности согласно указу Временного правительства от 5 марта 1917 г. В 1930 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации и шпионаже и расстрелян в январе 1931 г. Выделим основной круг вопросов, который обсуждался в письмах святителя к Шишковым: – Духовное руководство – Семейные обязанности – Молитва в жизни мирского человека – Советы по ведению хозяйства – Рукоделие – Духовное чтение – Затвор святителя – Наука и религия – Советы Феофана Затворника по составлению акафистов – Вопрос о переводе богослужебных текстов – Учение Л.Н. Толстого – Лжеучение Пашкова Духовное руководство По мнению святителя Феофана, как в обычной жизни необходим наставник, учитель, тем более – в жизни духовной. И Шишковы становятся его многолетними близкими чадами, которые стараются следовать его советам во всех областях своей жизни. Обращает на себя внимание, насколько подробно и обстоятельно святитель отвечал на каждый вопрос. В одном из писем он отмечал: «Я шёл по вашему письму, строка за строкою , – и, кажется, что ничего не оставил, о чем приходила мысль сказать либо вам. Разве не разобрал чего?» 165 В письмах в первую очередь обсуждались вопросы духовной жизни – о молитве, о внутренней жизни, о ревности и Богоугождении. Вот только один ответ святителя на письмо Л.Н. Шишкова: «Пишете, что вы желали бы вести с кем-либо беседу о жизни по Богу. Если вам не скучно будет, я с удовольствием готов удовлетворять вашу потребность. То правда, что без совета трудновато, но и не все дело в совете. Бог зачинает жизнь, Бог и руководит в ней. К Нему надо потому прибегнуть и прибегать всегда и от Него ждать решения. Уже как Он решит и как решение Его дойдёт до сердца, этого не разберёшь, но то несомненно, что всякое дело, Ему угодное, от Него возбуждается и Им при водится в совершение. »Без Мене не можете творити ничесоже«, – говорит Господь ( Ин. 15:5 ). И так это и бывает. И никто из угождающих Ему сам собою угодного Ему не творит. Отношения наши к Богу все знаменуются молитвою. Все дело стало быть в молитве. На неё и налегайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

– В Костроме такое затишье во всем, что редко кого видишь на улицах; а в торговых лавках тоскливо сидят купцы и мещане, напрасно поджидая покупателей. В бытность мою в этом не торговом городе было весьма жарко до 15-го августа, а потом вдруг стало очень холодно. Вскоре после этого праздника 178 я выехал оттуда в свой Киев и привез сюда превосходные напевы на нотах трех церковных песнопений: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, Манием Твоим на земный образ преложися и Слава в вышних Богу и на земли мир. Мой хор разучил эти напевы. А киевляне восхищались ими. В 1876 году, 31 июля, в субботу, я отправился из Киева в Питер по железной дороге для ученого занятия в тамошней Публичной библиотеке и 2 августа, в понедельник, приехал туда в 11-ть часов дня и остановился в гостинице Дагмара, подле Николаевского вокзала. Ночью шел дождь, а днем было ясно и тепло. В четверток я переехал в лавру, в субботу читал акафист Божией Матери в Крестовой церкви митрополита при стечении многочисленных христиан, в воскресенье служил литургию в лаврском соборе и дивился тому, что служащие со мной иеромонахи при произнесении возгласа: Благодарим Господа, полагали земной поклон, а один ив них, молодой, стоя у св. престола, два раза вынимал из своего кармана гребешок и тут же причесывал свои волосы. В этот день митрополит Исидор пригласил меня к своему обеду и видел письмена волжских россов, найденные мной в сочинении академика Френа о них. В 16-й день августа чугунка отвезла меня в Москву и оттуда в Киев. 179 В 1877 году, ночью под 10-й день июля, когда я гостил в своем викариатском имении, в Феофании, в первый раз в моей 73-летней жизни заболела десна под одним зубом, да так сильно, что я не спал всю ночь, распевая разные священные песнопения и так немного заглушая неиспытанную боль, которая потом не повторилась. Припоминаю другие случайности в моей киевской жизни. В 1867 году, 6 сентября, киевский губернатор Гессе препроводил ко мне печатный устав образовавшегося в Петербурге и Москве »Общества попечения о раненых и больных воинах« и принятого под непосредственное покровительство государыни императрицы Марии Александровны, и просил меня принять личное участие в этом полезном деле и оказать содействие к приглашению лиц, желающих служить развитию деятельности учреждавшегося в Клеве отделения сего общества. Но, к сожалению, ни дамский комитет и ни кто другой ни однажды не приглашали меня в свои заседания. Посему я остался в стороне от них. 180 В 1868 году, 22 февраля, киевская консистория предлагала мне книжку главного управления общества попечения о раненых и больных воинах для записи в ней пожертвований для этих воинов. Но сколько рублей я собрал, это нигде у меня не отмечено. 181

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

401 Гора Почаевская, стр. 9–10. Житие блаженного Иова по печатному изданию, стр. 10 на обороте. Нельзя при этом не заметить, что по повествованию горы Почаевской, равно как и Przesawney gory (стр. 22–24), во время Збаражской войны являлась одна только Пресвятая Богородица; но это объясняется тем, что униаты не имели формального позволения от высших властей признавать преподобного Иова святым, а потому не могли говорить официально и о его чудотвореииях, особенно в печати. Впрочем, есть другие документы, где базилиане Почаевские также, как и православные признают явление преподобного Иова наравне с явлением Божией Матери. Так они признают сие в Xigie Cudow: «Когда же начаша акафист пети, кондак первый: Взбранной Воеводе, тогда Пречистая Дева Богородица с небесными ангелы, имеющими обнаженнии мечи в воинских одеждах, и со блаженным Иовом, край её предстоящим, в светлой одежде, верху церкви великие является» (В истории Чудотворной Иконы Почаевской стр 10). И в другом месте: «инии луки напрягоша, хотя язвити воинов небесных и черноризца (иже бяше Иов Железо) стрелы, пущении на них вспять возвращахуся» (также, стр. 10 на обороте) Сравни также в Xigie Cudow, в житии преподобный Иова стр. 9–10. Кроме сего в начале XVIII века в Почаеве была издана униатами в большой лист печатная картина, представляющая изображение войны Збаражской; на этой картине не только изображен преподобный Иов, молящийся вверху Троицкой церкви пред ликом Божией Матери, но и приложена подпись, объясняющая это явление, следующего содержания: Tu Ihumen Zelezo do swei monarchinîSpieszi za viktoryi ukon nizky czyni. (Т.е. – здесь игумен Железо спешит к своей Монархине за победою, творя ей низкий поклон). В народной памяти это событие увековечено особою песнию, которую и доселе распевают в Почаеве и по всей Волыни калеки-бандуристы. Замечательно также, что эта песнь целиком отпечатана в Przesawne górze (См. последние страницы в оной без означения счета листов). Подобную же песнь можно читать также в сборнике малороссийских песен Г. Лысенка 1868 г. (Лейпциг – Петербург), которая начинается словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Оба они взяты из бывшей Георгиевской церкви и устроены в 1867–1868 г. на средства так наз. «сестричек " 205 . У каждого из этих киотов, под прямым углом, помещаются шестой и седьмой киоты: с изображениями в первом – св. равноапостольной Марии Магдалины, a во втором – пр. Онуфрия Великого. Первый устроен был для бывшей Крестовоздвиженской церкви членами Полонского цеха Горшечников, а второй – сестричками в память спасения от холеры в 1872 г. для той же церкви. Восьмой киот – с изображением святит. Митрофана Воронежского  – устроен был для Крестовоздвиженской церкви свящ. Феодором Хойнацким в 1840 годах, и помещается ныне в приделе Крестовоздвиженском. Наконец девятый киот – с изображением святит. Николая чудотворца – устроен в 1830 годах для Крестовоздвиженской церкви свящ. Симеоном Хойнацким и помещается в Георгиевском приделе. Все эти девять киотов были обновлены в 1880 г. и перекрашены под мрамор художником, австрийским подданным, Каролем Захарским. Пред ними весьма часто служатся молебны и акафисты. Внутри вся церковь раскрашена и расписана разными удачно подобранными изречениями из Свящ. Писания. Надписи эти сделаны славянскими золочёными буквами. Весь купол изнутри раскрашен декоративными вазами, пилястрами и решёткой. На восточной стене, над главным иконостасом, изображён Бог-Отец с Предвечным Сыном в лоне и Св. Духом, окружённый Херувимами. На парусах храма четыре Ангела – Ангел молитвы с кадильницею в руках, Ангел хранитель с душою младенца на персях, Ангел благословения с поднятыми вверх к Богу руками, и Ангел славословия с хартией в руках, на которой написано: »Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение«. Ниже, под Ангелами, на карнизе кругом купола большими золочёными буквами написано: »Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней«. В самом алтаре – на потолке – находится золочёное изображение Духа Святого в лучезарном сиянии, с золочёнными звёздами, окружённого Херувимами. По карнизу, окаймляющему алтарь, кругом надпись: »Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы твоея«.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

—697— не знаю. Впрочем, была возможность тут же получить некоторые сведения. На праздник приехал новый архимандрит ростовский, который семь лет был в Спасо-Евфимиевом монастыре Архимандритом. При нем был, следовательно, и Минкевич. – «Что у нас делается, говорили они, трудную эпоху переживаем!» К курьезу о новом митрополите можно сказать и следующее. Есть жилец у Михаила Симоновича – выслужившийся из унтеров. Он говорил: «а вот Феодосий Иванович (квартальный) говорил мне, что он уху хлебал у митрополита в Черкизове, вот так уху!» Митрополит туда ездил, наловил рыбы, велел сварить уху, и угощал и квартального. Simplioitas! В Черкизове восстановляет дом митрополит, желая летами там жить. Наивный наш о. ректор полагается на будущую деятельность митрополита в Питере. По одному слову купца у Мартына Исповедника дьячка произвел в дьяконы той же церкви, здравствующему и прежнему дьякону. В градской больнице дьякона обругал, что не помогает священнику; тот сказал, что главная треба – причастие больных. «Ну, пошел к викарию, тебя в священники произведут», – и без всяких бумаг произвели – и явился другой священник. У Костромской жандармерии, вероятно, возбудилось любо- —698— пытство к моим письмам, что они удерживаются на известное время. Подлый способ удовлетворения любопытства! Если это высшее распоряжение, то что хотят узнать? Всем известно, что покровительство Полякам и Балтийцам приписывается Шувалову. Этого убеждения никто не скрывает. Ныне хотел выехать в Кострому преосвящ. Пензенский Григорий 1270 . 1868 г. октября 3-го. Не видал речей Павлов двух 1271 , хотя с младшим толковал, чтобы поменьше печатали. Не прочел я Вологодских произведений, но о. ректор отзывается, что в словах хотя и есть особенности, но нет того, что было в речи при открытии ремесленного училища. Об акафисте говорит, что хорошо и правильно составлен, но без особого духовного возбуждения. Кажется, я писал вам, что с акафистом Антонию Римлянину, составленным Макарием Орловским, был такой же случай, как с вашей рукописью. Канцелярия Синода в настоящее время потеряла предание о прежних порядках. Ей следовало указ послать в тот комитет цензурный, который рассматривал или сделать скрепу рукой обер-секретаря по рукописи и надписать по определению Св. Синода: печатается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Муравьев мне пишет, что в конце этого месяца дорога будет открыта. Хотел приехать Рязанский. Платон Томский недели три прожил в Москве; был на днях здесь и с благодушием едет в новую епархию, уверенный Московским Митрополитом, что в Томске и люди, и средства для жизни архиерея гораздо лучше. В Екатеринославле, говорил Платон, обобрали у архиерейского дома все, что можно. Новый викарий Вологодский выслушал от Макария Харьковского строгое осуждение своему епархиальному архиерею за то, что акафист напечатан без ведома Синода и за его речь об уничтожении каст, Макарий, яко власть имеяй, велел передать во всей силе свое замечание Павлу. – Его догматика печатается. На вашем месте я бы никак на первый раз не стал печатать более одного, а много двух заводов изложения догматов, чтобы выждать, как будет принята книга. Довольно лежит напечатанных книг. Касательно разделения книг священного писания вчера в заседании конференции высказаны специалистами следующие положения: 1) Канон ветхозаветный завершился Ездрой, Неемией и Великой синагогой, ибо Малахия пророчествовал после Ездры. 2) Никакого соборного постановления о том, какие именно книги и места в книгах ветхого завета не канонические – нет. Решается собственным домышлением на том основании, находятся ли в еврейском тексте или нет. 3) Деление книг ветхозаветных на закон, пророки и писания находите в словах Спасителя. Священные книги хранились не в самом ковчеге, но о страну ковчега – сбоку его, подле. За опущения не судят – по цензуре, но за дополнения. Но изменение принимаю на себя в ответственность. Подлинник у нас в руках, скрепы Синода нет; указано —708— только на немногие места и на них только Синод может обратить внимание. 1868 г. ноября 14-го. Не мудрено, что Суворов остался недоволен Самариным, который сказав: Суворов неизмеримое зло сделал России, положил доказать это фактами. Слышу, что граф Комаровский часто совещается с протоиереем Назаревским, пострадавшим от Суворова. Думают, по словам сына сего протоиерея, сделать воззвание ко всей России вновь о пожертвованиях на построение церквей каменных в Рижской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Насчет цены трех первых томов моей Истории Кораблев говорит правду, и вы поступите, как он вам заявил. CLIV 2 ноября. Вот и я замедлил отвечать вам целую неделю. Во все это время у нас было столько служб, и обыкновенных и торжественных, что я совершенно изнемогал и искал отдыха. А к тому-ж, не скрою, я поджидал, не получу-ли от вас какой весточки насчет интересующего меня предмета. Но, верно, там еще ничего не решено, и вы не имеете, что сказать мне определенного. Впрочем, к нам на днях пришел слух из Петербурга, который нас успокоил. Там теперь находится здешний князь Голицын, родич Т.В. Потемкиной. Он будто бы слышал от неё за достоверное, что меня не возьмут из Харькова, и написал своей княгине. А от неё узнал уже весь город. Достойному о. Прот. Янышеву, если вам придется его видеть, передайте от меня искреннее приветствие и поклон. Ну, прощайте, до времени. Звонят на акафист: пойду читать, помолюсь и за вас. CLV 24 ноября. На днях я писал к вашему Владыке – митрополиту насчет предполагаемого моего викария. Да кстати написал и об вас и просил, чтобы митрополит дал вам, братец, лучшее место в С. Петербурге. Любопытно, уважит ли митрополит мое ходатайство и не скажет ли чего-либо, как увидит вас. О Казани не стану тосковать. Я прежде еще писал тебе: переведут, буду рад; не переведут, не буду плакать. Что Синод или, может быть, Обер-прокурор не жалуют меня, это я давно знаю. Но еще тверже знаю то, что Бог все направляет к лучшему, даже недобрые человеческие дела и распоряжения. В теперешние длинные вечера я очень много занимаюсь и продолжаю писать мою Историю, хотя, к прискорбию, частые службы много меня отвлекают от этих занятий. Написано уже до 60-ти листов текста для шестого тома. А вот и праздники; а там великий пост: сколько отнимут времени! Ну, кто-ж назначается ректором Академии на место пресловутого Иоанна? Очень любопытно. CLVI 16 декабря. Ваш Владыка-митрополит немедленно и любезно отвечал на мое письмо. Вот что написал он мне относительно вас, братец: «Брат ваш очень хорошо служит, и я представляю его к ордену. Перемещение на лучшее место не всегда зависит от нашей воли. Он просил места у Вознесенья, но нашлись соперники, также магистры, один, служивший 34 г. в Технологическом Институте, – другой, служивший 25 лет при министерстве путей сообщения, и много других. Чтобы избавиться от вмешательства непрошенных ходатаев, остается опираться только на справедливость и право. Если найду возможность сделать что-нибудь для вашего брата, с радостью это исполню». Вот вам добрая весточка для праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010