Тула. 1879. Стр. 237. 49 Там же.–В этом громком и любопытном деле мы встречаемся с явлением , знакомым нам по событиям недавних лет ,–именно– служением панихид не столько о упокоении преставившихся, сколько ради доставления беспокойства здравствующим ; о нем см. у Знаменского стр. 194–195 и дал. 50 В своей речи при наречении Иоанн с сочувствием говорит об истекшем со времени преобразования духовных школ пятидесятилетии, когда „многие и лучшие (из представителей духовного юношества)... с любовью и радостью спешили приносить к алтарю торжественные обеты– жизни, всецело посвящаемой на служение одному Богу и Церкви; когда пред высокими авторитетами... охотно смирялся молодой ум ... и юная воля... не знала для себя других начал в жизни, кроме свободной преданности своему званию и терпеливой покорности воле начальственной” (Христ. Чт. 1865 г., I, стр. 62–63).–Об отношении митрополита Исидора к делу посвящения Иоанна во епископа см. „Записки” архиеп. Саввы, т. 5, стр. 657–658. 57 Преосв. Савва в своих „Записках « сообщает , что один священник , оштрафованный пятью рублями, вздумал оправдываться; но преосвященный после каждаго более или менее сильнаго положения самозащиты увеличивал штраф ; наконец , оправдывающийся исчерпал все своп доводы, а штраф возрос до 25 р. См. т. IV „Записок », стр 175; Романский, стр. 376–377; сн. стр. 405–406 о денежных штрафах за неявку в срок учеников семинарии после вакаций. 68 Знаменский, стр. 145. Иоанн , между проч., „с особой настойчивостью требовал изъятия из Истории Русской Церкви Филарета... фразы: „Христианство уравнивает боярина и князя с последним рабом пред лицом Господа в правах на благодать его“... Таким образом , Иоанн , впоследствии нередко не считавшийся с видами правительства,–по должности цензора, с точки зрения охранителей, был вполне безупречен и даже отличался угодливостью. Но трудно одним этом объяснить загадочный факт вышучивания Иоанном „звукового метода обучения, боровшегося с рутиной» (Христ. Чт. 1907 г., ч. I, стр. 338–342 разя.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

119 О состоянии просвещения в Византии от конца XI и до половины XV в. и в частности о характере и условиях появления указанных догматико-полемических сочинений см. у проф. А. П. Лебедева в „Очерках истории византийско-восточной церкви“. Москва. 1892. 564–590 стр. В „Сокровище“ Н. Ховиата, между прочим, есть упоминания о любопытных ересях его времени, нам очень мало известных, именно о следующих: гносимахах, тнитопсихитах, христолитах, этнофронах и парерминевтах (в „Очерках“ см. 576–577 стр.). 120 Поименованы в Догм. Богословии митр. Макария. I т. §7; Ср. еп. Сильвестра Опыт Догм. Бог. I. § 19. 121 Напечатан отдельным изданием. Казань, 1855 г. Об этом сочинении: Макария архиеп. Преп. Иосиф в его „Просветителе“ (Хр. Чт. 1871, II). Казанского П. С. Пр. Иосиф В. и его писания (Приб. к тв. св. отц. 1847, V). „Просветитель“ пр. Иосифа (Пр. Соб. 1859, III). Булгакова П. А. Пр. Иосиф В. Спб. 1865. 123 От этого времени дошли до нас в рукописи система Догматики, читанная в Киевской академии с 1642 по 1656 г. и составленная по богословию Фомы Аквината, и система Иоасафа Краковского, преподанная там же с 1693 по 1697 г. Обе системы состоят из отдельных догматико-полемических трактатов. В XVII в. видными богословами были в киевской Руси Епифаний Славинецкий, Кирилл Транквиллион, Захария Копыстенский, Исаия Козловский, Петр Могила , Иоанникий Голятовский и др., а в московской Руси Симеон Полоцкий и ученик его Сильвестр Медведев, не чуждые папистических заблуждений, представители западной образованности, греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды , представители греческого просвещения. Влияние тех и других на направление школьной учености в Москве не было продолжительно. 124 Сам Ф. Прокопович успел составить только первую половину догматической системы; а так как она была принята в Киевской академии во второй половине XVIII в. в руководство, то трудом окончания его системы по его плану заняты были многие ректоры академии, а именно: Давид Нащинский, Никодим Панкратьев, Кассиан Лехницкий и Самуил Миславский, который и напечатал ее со своим дополнением в 1782 г., а еще она была издана в 1792 г. В сокращенном виде издал ее епископ чигиринский Ириней Фальковский под заглавием: „Theologiae christianae compendium“, в двух томах (в 1802,1810,1812 и 1827 г.). Богословие Фальковского служило руководством в начале XIX в. Сн. Беляева А. Д. проф. указ. ст. в Богосл. энцикд. IV т. О богословии Феофана Прокоповича см. исследования: Червяковского П. в Христ. Чт. 1876 г. I-II т. 1877 г. I-II т; 1878 г. I т. Тихомирова Ф. Трактаты Феофана Прокоповича о Боге едином по существу и троичном в лицах. Спб. 1884 г. Ю. Ф. Самарина (V т. его сочинений). Стефан Яворский и Феофан Прокопович . М. Савкевича. Уч. Стефана Яв. и Феофана Пр. о св. Предании (Вера и Раз. 1893, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Арх.: РГАДА. Ф. 1192. Оп. 3. Ч. 3. Д. 56а, 49/1757 г., 49/1759 г., 77/1759 г., 53/1759 г., 13/1782 г., 16/1786 г., 13/1787 г., 15/1786 г., 16/1786 г., 18/1789 г., 11/1794 г.; Оп. 4. Д. 5/1853 г., 3/1855 г., 5/1856 г., 7а/1860 г., 10/1860 г., 2/1862 г., 3/1865 г., 5/1902 г., 2/1909 г. Д. 13-17, 51, 21, 23, 65; Ф. 280. Оп. 3. Д. 211; Оп. 5. Д. 165; Оп. 6. Д. 113, 893; Оп. 7. Д. 98; Оп. 8. Д. 165; Оп. 11. Д. 190; Оп. 1. Ч. 2. Д. 14528; Оп. 20. Д. 1308, 1431; РГИА. Ф. 798. Оп. 35. Д. 421; Ф. 796. Оп. 65. Д. 295; Ф. 796. Оп. 133. Д. 697; ГАРФ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 935. Лит.: Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря/Сообщ.: еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков)//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Отд. 5. С. 1-8; Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова Волоколамского второклассного мон-ря. М., 1887; Виноградов П. И., свящ. Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря. М., 1898; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Торопов С. А., Щепетов К. Н. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1946; Павличенков В. И. Высотные сооружения в рус. ансамбле кон. XVII в.: Дис. М., 1950; он же. Ансамбль Иосифова Волоколамского мон-ря//Архит. наследство. М., 1958. Вып. 10. С. 127-152; Воронин Н. Н., Сахарова И. Г. Новые мат-лы об архит. ансамбле Иосифова-Волоколамского мон-ря//Там же. 1956. Вып. 6. С. 107-131; Белова Л. А., Суханова Э. В. Трапезная палата и ц. Богоявления Иосифо-Волоколамского мон-ря//Мат-лы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1979; Архитектурный ансамбль Иосифо Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Мат-лы науч.-практ. конф. 30-31 окт. 1986 г. М., 1989; Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря//Там же. С. 11-15; Steindorff L., hrsg. Speisungsbuch von Volokolamsk - Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. Köln; Weimar; W., 1998; Чижов В. Е. Чтения по истории для любознательных волоколамцев. М., 1998; Теряево//Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат./Ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1999. Вып. 1. С. 68-77; Егасова Н. А. Тринитарная идея в Успенском храме XV в. Иосифо-Волоколамского монастыря//Троицкие чт., 2003-2004 гг.: Мат-лы VII-VIII Троицких чт. Б. Вязёмы, 2004. С. 79-108; Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008; Чернов С. З. Некрополь Иосифо-Волоколамского монастыря в свете археол. исследований 2001 г.: Старый и новый приделы//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. 2008. С. 629-314.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Знаменский П. В. Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства//Прав. соб. 1863. Ч. 3. Знаменский П. В. О поступлении в России на церковные должности в XVII–XVIII столетии//Там же. 1866. Ч. 2. Знаменский П. В. О способах содержания русского духовенства в XVII–XVIII столетии//Там же. 1865. Ч. 1. Знаменский П. В. Об отношении русских священно-церковно-служителей к приходам в XVII–XVIII столетии//Там же. 1867. Ч. 1. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого//Там же. 1872–1873; то же. Казань, 1873. Знаменский П. В. Состояние русского духовенства в XVIII веке//Там же. 1863. Ч. 2. Истинное повествование о жизни Гавриила Добрынина, им самим написанное в Могилеве и Витебске//Рус. ст. 1871. Кедров В. О способах материального обеспечения духовенства//БВ. 1908. Т. 1. Кильчевский В. Богатство и доходы духовенства. 2-е изд. СПб., 1908. Лавров А. П. Вдовые священники//Христ. чт. 1870–1871. Лебединцев А. Мои воспоминания//Киевская старина. 1900. Т. 70. Лотоцкий А. Материальное обеспечение приходского духовенства в прошлом веке//Зап. Наукового mobapiщecmba iмehi Шebчehki. 1896. 27; то же в: Руководство для пастырей. 1899. 37–39. Любимов Г. Обозрение способов содержания христианского духовенства от времен апостолов до XVII века. СПб., 1861. Марков Н. Духовенство//ПБЭ. Т. 5. Ст. 89–127 (о синодальном периоде — ст. 108 и сл.). Морошкин М. Выборное начало в духовенстве. СПб., 1870. Павлов А. С. Об участии мирян в делах Церкви. Казань, 1866. П А. И., Высоцкий Н. Г. Из периодической печати. О материальном обеспечении духовенства: «Черные вороны»//БВ. 1907. Т. 12. Покровский И. Г. Об улучшении быта духовенства//Дух христианина. 1862–1863. Приходское духовенство//Прав. об. 1865–1866. Рождественский А. К. Улучшение положения пастыря как одно из главнейших средств к оживлению приходской жизни//БВ. 1908. Т. 11–12; 1909. 4. Ростиславов Д. И. Записки//Рус. ст. 1880, 1882, 1884, 1887, 1892, 1893. Ростиславов Д. И. О белом и черном духовенстве. Берлин, 1866. 2 т.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Дионисия и его сотрудников, так как эти слова исходят от лица, близко знакомого с преподобным и даже прожившего «не малое время» в его архимандричьей келье (см. «Житие Неронова» в 1 т. Материалов для ист. раск., стр. 253). 862 Из неоднократных заявлений этого рода заслуживает особенного внимания челобитная палеопатрасского м-та Феофана, поданная царю в 1645 г. Полный текст её издан проф. Каптеревым в статье: Следственное дело об Арсении греке и ссылка его в Соловецкий монастырь (Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1881 г., июль) извлечения – в его же исслед. Характер отношений России к правосл. востоку, стр. 399–400. 865 Чтен. Москов. Ист. Общ. 1848 г, 8, т. II, стр. 11–12. См. Записки о первых временах Киев. Богояв. брат. Киев. епар. вед. 1865, 23. 866 «Где (т. е. в школе) учителя, научая благочестивой жизни и преподавая надлежащие науки, имеют усердно объяснять и внушать желающим учиться, а особливо младенческому уму, твердое исповедание веры и неизменное учение о догматах, установленных семью св. вселенскими соборами Восточной Церкви». Слова патр. Феофана в грамоте 26 мая 1620 г.; см. Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 66 и 67. О преподавании иностранных языков в братской школе см. заметку в «Записке о первых временах Киев. Богояв. брат.», в Киев. епарх. вед. 1865 г. 24. 867 Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 59–74. Послание Констант. патриарха Тимофея помещено в Арх. ю.-з. Рос. ч. I, т. VII, стр. 297–298. 868 Вилен. Арх. Сб. т. II, 43 и стр. 26. Жудро, Ист. Могил. Богояв. брат., стр. 42. Грамота пат. Феофана известна только по указанию на неё Петра Могилы , которому Могилевское братство показывало все свои грамоты и привилегии. 871 А. З. Р., т. IV, 219. По средине листа, между строк, нарисован поясной портрет патриарха, в белом клобуке, с крестом напереди, и в зеленой полосатой мантии с красными скрижалями. 872 Вест. ю.-з. и з. Рос. 1862 г сент., отд. I, 8. Петрушевич, Свод. гал. рус. лет. I, стр. 432 Макарий, Ист. рус. цер. т. XI, стр. 249. Рогатинское Св. Духовское братство, кроме того, в 1627 г. получило, чрез трех братчиков, приходивших в Киев на поклонение местным святыням, благословенную и подтвердительную грамоту от митрополита Иова Борецкого, с увещанием, чтобы братчики никаких дел не совершали по братству, без участия приходского священника. В том же журнале (Вестник, сентябрь) помещена и грамота тому же братству Львов. еписк. Арсения Желиборского от 1656 г., с указанием правил для сего братства, имевшего также школу, сходных с правилами Львовского, Виленского, Луцкого и др. братств. Между прочим, в числе этих правил значится, что «при каждом собраню священник настоятель повинен бывати и братиям науку духовную чинити, и до всего добрый приклат (пример) подавати».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пимен. Ук. соч. С. 295–300, 310. ПБЭ. 5. С. 853–854; РБС. С. 86–87. О прп. Серафиме Саровском см. мою книгу «Leben und Lehre der Starzen» (1936), а также главу XV. Дивеевская община находилась в Нижегородской епархии, но всего в 15 км от Саровской пустыни, которая относилась уже к Тамбовской епархии. См.: Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря (1903); здесь много материалов по биографии прп. Серафима; а также: Ильин. Преподобный Серафим Саровский (1925). С. 87 и след. Моя книга. Op. cit. S. 202 и след.; ср. также главу XV настоящей работы. О сестринской общине в Шамордине: Четвериков С. Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Амвросия (1912) и он же. Оптина пустынь (1927). Старец Макарий (Иванов) Оптинский тоже духовно окормлял некоторые сестринские общины (Четвериков. Ук. соч. (1927). С. 52), например, Крестовоздвиженский женский монастырь; подробнее: Леонид (Кавелин). Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского 3-классного мон. (1863). См. недавно изданные отрывки из этой книги в немецком переводе: Russische Frцmmigkeim. Briefe eines Starzen. Перев. с русского, предисл. и изд. Н. Бубнова (Wiesbaden, 1947). Эти «Письма» в: Странник. 1865. 1; а также: Вопросы монахини Евпраксии и ответы на них архим. Герасима. 2 т. (1883) (частично также в: Душеп. чт. 1882/83). Епископ Герасим был вначале приходским священником, затем принял постриг; он находился в духовном общении с Оптиной пустынью и составил очень интересную книгу «Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни отца архимандрита Моисея» (1865). Собрание писем оптинского старца Амвросия к монашествующим. 2 т. (1908–1909). О старце Феофане Соколове см. мою книгу. Op. cit. S. 128 и след., а также главу XV настоящей работы. О Феофании Готовцевой: Аскоченский В. Феофания, игумения Воскресенского монастыря (1866) (очень кратко); а также: Игумения Феофания (1868), с публикацией многих писем; о ее монастыре: Снессорева С. Санкт-Петербургский Воскресенский женский монастырь (1887).

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

92 Ист. Биб. Твер. Еп. т. 1, где находится на первом плане и эта «описная книга» 1607 г. авг. 6. 95 Стоит заметить, что эта грамота выдана тогда, когда у Шуйского дела было несколько поправились; т. е. после разрешения, которое дал народу Иов. 97 Истор. Библ.Твер.Епар. m.I, стр.25.Тоже можно выводить из того известия,что в этой описи упоминаются вещи, поступившие уже в монастырь в прибыл при архимандрите Дионисии. (стр.63–66). 98 Автор статьи к Чтен. Общ. Люб. дух. прос. за 1865 г. 2 за несомненное пологает, что Дионисий вместе с патриархом Иовом был в Москве. (стр. 27). 100 Впоследствии при Алексее Михайловиче в 1652 году, когда были обретены мощи Иова, преп. Дионисий в ночь пред тем, когда были намерены выйти с мощами Иова в Москву, явился в Старицком монастыре м. Варлааму Ростовскому, который находился в церкви и молился пред заутреней Богу. «Пред заутренями стоящу митрополиту на своем месте (свидетельствует Симон) молитву из уст Господу Богу приносящу и мнившему ему сон зрети, слышит глаголющих, поведающих ему пришествие к нему архимандрита Дионисия. Он же зрит его вшедша, кадильницу в руку имуща и углие раздувающа, и первое покадив образы, потом его покадив, и а6ие возбнув и бысть в себе; тойже невидим бысть от очию его, точию благоухаше велие ощутив, дивяся в мысли своей о таковом видении». (Рук. Тр. Лавр. Б. 700, л. 79 об.). 104 Соловъев. История России. т. 8. стр. 439. Под всемирными соборами нельзя разуметь земские соборы, потому что за тот период времени их не было. 108 Что Дионисий некоторое время неотлучно жил в Москве, – это признают Митр. Евгений (слов. пис. дух. чина ч. 1-я, стр. 145) и Бантыш Каменский (слов. достон. людей ч. 2, стр. 218); Свящ. Поспелов также склонен признать это. (Чт. Общ. дух. просв. 1865, ч. 2-я). 112 Напр. шуба кунья под камкою двояличною, двушелков отдана за погребение Тверскому архиепископу Феоктисту (Ист. Библ. Твер. Епар. стр. 78). Деньги же, которые остались после патриарха – всего 15 рублей все изошли на погребение. 114 Подробное описание этих вкладов см. в Истор. Библ. Тверск Епар. :т. 1, стр. 89, 92, 133, 136, 138. Имеются вклады преп. Дионисия и в некоторых других монастырях Тверской губернии, кроме Старицкого. Так, напр., в Нилову пустынь были пожертвованы митр. Варлаамом и архим. Дионисием три местные иконы и 17 деисусовых икон; затем пожертвованы были Дионисием боевые часы, находившиеся в свое время на ограде (Нилова пустынь в первые полутораста лет ее существования А. В. Рачинского стр. 3). В Колязин монастырь в период времени 1618–1623 г. были пожертвованы архим. Дионисием и Авраамом Палицыным для возложения на гроб преп. Макария два дорогие покрова (Опис. Троиц. Колязина монастыря А.Лебедева стр. 113–114). Но с другой стороны, надо думать, что из Старицкого монастыря Дионисием был вывезен в Троицкий вклад – ценный по имени вкладчика, именно Октоих 4-х гласов, напеч. в 1594 году, пожертвованный в Старицкий монастырь Д. М. Пожарским. (см. собр. надписей архим. Леонида 334).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Храм Преображения Господня (Астрахань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преображения Господня был построен по инициативе казачества. Первый, деревянный, храм был построен в 1865 году, а второй, - каменный, трехпрестольный – в 1885 году. Содержание История [ править править код ] Храм Преображения Господня был построен по инициативе казачества. Первый, деревянный, храм был построен в 1865 году, а второй, - каменный, трехпрестольный – в 1885 г. Храм был построен в древнерусском стиле, с двухъярусной колокольней. Внутренне убранство было роскошным. По отзывам современников, «Спасо-Преображенский храм мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе». 1923 г. храм пытались захватить обновленцы, но обновленческого епископа не пустили в церковь прихожане. В 1938 храм закрыли, уничтожили иконостас и роспись. В 1943 г. архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Церкви отобранных храмов. 13 января 1945 года Спасо-Преображенский храм был передан общине верующих. После возвращения решением местных властей на главах храма вместо прежних куполов-луковиц, а также вместо второго яруса колокольни были установлены бесформенные колпаки. В 1992 г. храм Преображения Господня был передан в ведение Николо-Угрешского монастыря г. Москвы и до недавнего времени был монастырским подворьем. За это время был восстановлен облик куполов храма, приближенный к историческому. В 2011 г. храм был возвращён Астраханско-Енотаевской Епархии. Из святынь храма можно отметить хранящийся в алтаре металлический крест-мощевик, внутри которого находится деревянный крест, содержащий в себе частицы мощей святых: апостолов Варфоломея и Варнавы, свт. Василия Великого, прп. Серафима Саровского, вмчц. Варвары и др; а также икону прп. Пимена Угрешского с мощами святого. В настоящее время в храме Преображения Господня ведутся работы по реставрации. Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: 414006 Астраханская область, Астрахань, ул.Печенегская/ул. Аристова/пер. Чугунова, 20/36/21 Телефон: +7 (8512) 56-18-48 Электронная почта: ecclesia.forpost@yandex.ru Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Пн, вт, ср, чт, пт: часы, литургия в 8.00; вечерня и утреня в 17.00 Сб, вс: часы, литургия в 6.30 и 8.30; вечерня и утреня в 17.00 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

Наряду с другими духовными журналами, особо большое место вопросам реформы уделяло московское «Православное обозрение», которое можно рассматривать как рупор белого духовенства 60-х гг. Как видно из цитированной уже переписки профессора Казанского со своим братом-архиепископом, эти журналы, из-за обсуждавшихся в них общественных вопросов, имели значительно более широкий круг читателей, нежели только духовенство. Письма Казанского см.: У Троицы в Академии. С. 510–589. Проповедь Иоанна Соколова «Привет Церкви и отечеству на новый год», в: Прав. соб. 1859. 1. 2. С. 236. Народное покаяние, в: Христ. чт. 1865. 1. С. 200. Об архимандрите Федоре Бухареве см. ниже § 12 и 20. БВ. 1901. 7. С. 396. Филарет. Собрание мнений. 4. С. 112, 116–118; 5. 1. С. 387; см.: Чистович. Руководящие деятели. С. 361. Записку Филарета от 21 июля 1857 г. о необходимости русского перевода Священного Писания см. в: Собрание мнений. 4. С. 244–259; еще ранее (14 сентября 1856 г.) Филарет писал об этом Святейшему Синоду (там же. С. 131–136) и обер-прокурору (там же. С. 259–262); см.: Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. 1. С. 568, 573. Записку Муравьева (неполностью) см. в: Русс. арх. 1883. 2. С. 175–203. В эти бурные и богатые на реформы годы министр внутренних дел П. А. Валуев представил проект, согласно которому в состав Государственного совета должны были входить представители епископата, чтобы защищать там «интересы Русской Церкви». Филарет был против этого (Собрание мнений. 5. 1. С. 173, 175–177, 179–181). Весьма сдержан был Филарет и в столь важном вопросе, как освобождение крестьян. Он был против вмешательства Церкви во внутреннюю политику правительства: «Напрасно сойдем с церковной дороги, чтобы на дороге политической оступиться в яму», в: Письма к епископу Алексию (М., 1884). С. 193. (от 21 февраля 1859 г.). Впрочем, позднее в одном из писем к обер-прокурору А. П. Ахматову (от 8 марта 1865 г.: Собрание мнений. 5. 2. С. 668) Филарет назвал освобождение крестьян «великим делом». См.: Мельгунов С. П. Митр. Филарет — деятель крестьянской реформы, в: Великая реформа. М., 1911. Т. 5. С. 156–163; Беляев А. А. Вопросы и события шестидесятых годов и отношение к ним митр. Филарета,

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

135 Отец их, Лев, занимал в этом родном своем городе должность друнгария (δρουγγριος), что значит помощник или товарищ стратега, т. е. по нашему – должность помощника или товарища генерал-губернатора. – Голуб., ibid. 136 В житии Константина по южно-славянскому краткому изводу, XV–XVI в., найд. Гильфердингом в Призрене. Напечат. В Извест. 2-го Отд. Академии Наук, т. VI, 1858, стр. 383–386. Ср. в Зап. Акад. Н. т. V: 2, 1864, стр. 254–255, в примеч., мнение академика А. Куника. 137 Относится она к 851-му году: Константину было тогда 24 года, а родился он в 827-го г., ибо скончался 869 г., 14 февр., будучи 42 лет от роду. 138 (в то время, когда Мефодий еще не удалился для иноческих подвигов в монастырь, находившийся на малоазийском Олимпе). 139 До изобретения азбуки св. Кириллом, славяне – по известному свидетельству Храбра – пользовались для письма «чертами и резами, греческими и римскими буквами». Калайдович, К. Иоанн экзарх болгарский, М. 1824, стр. 189. 141 Припомним, что в должности начальника славянской области Мефодий пробыл довольно долгое время: «сътворь же въ томъ khяжehiu лета многа». Жит. Мефод. в Чт. 1865, 1, стр. 4. – Мнение, что славянская азбука составлена в 862 г. основывается у нас преимущественно н сочинении О. М. Бодянского; таков вывод его обширной и ученой книги «О времени происхождения славянских письмен», М. 1855. Но вывод этот, при огромной учености, которой он обставлен, имеет до сих пор характер гипотезы, не всеми принятой. См. в Кирилло-Мефод. Сборник, изд. М. П. Погодиным, М. 1865, письмо А. Ф. Гильфердинга, стр. 146–156, и речь Погодина, стр. 108–121. Тоже видно из разбора разных мнений о сем предмете в книге самого Бодянского. – Нелишне заметить, что Бодянскому, когда он писал свою книгу, не был еще известен краткий южно-славянский извод жития Кирилла, открытый Гильфердингом в Призрене в 1858 г. Важность показания этого жития признавал И. И. Серезневский, – см. «Славяно-русская палеография XI–XIV вв., Срезневского» (посмертное издание), СПБ. 1885, стр. 60, 69, 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010