С донскими казаками не забалуешь Если идти от центра на Восток, то вторая по значению территория - это левобережная Украина. Она наполовину никогда не входила ни в состав гетманских, ни в состав польских земель. Более того, если Чернигов побыл какое-то время польским городом, то Сумы и Харьков - никогда. Это русские города. Именно на этих территориях формировались русские казачьи полки, которые были развернуты в самые прославленные гусар­ские, в том числе сум­ские гусары, черниговские, изюмские - это древнейшие казачьи полки русской армии. Настроение левобережья и осознание себя русскими людьми не вызывает сомнения, но речь сейчас идет о территориях, а не об этнокультурных предпочтениях. Есть еще один интересный регион, очень странный в составе Республики Украина, - это Донбасс. Каким образом Донбасс оказался в составе Украины? Это произошло при совет­ской власти, но создан он был отнюдь не революционными усилиями. В 1918 г. территория Донецко го бассейна - области Всевеликого войска Донского - была оккупирована нем­цами. Немцы тогда рвались к углю, поэтому для соблюдения приличия и передали управление оккупированными территориями войска Донского союзному им гетману Скоропадскому. Потом было всякое: у власти был Петлюра, красные, но когда Украинская ССР вошла как изначальный субъект в состав СССР - Донбасс почему-то сохранили в составе Украины. В России все помнят про Крым, а про Донбасс помнят только донские казаки. Когда шел разговор о признании Российской Федерацией территории Республики Украина, войсковой круг Всевеликого войска Донского заявил, что, если признание Украины состоится и произойдет без изъятия территории Донецкого бассейна, то с этого момента донское казачество имеет территориальные претензии к Украине. При этом следует помнить, что этнические центральные и восточные украинцы даже более русские, чем казаки. Поэтому к этому надо относиться серьезно. Это не единственный случай германской оккупации во время революции. То же самое будет и в Прибалтике. " Окатоличенный " запад - это еще не вся Украина Теперь о Западных Украинах. Они тоже не однородны. Во-первых, это Волынь с Подолией. Некоторые украинские авторы их не разделяют, но названия эти сущест­вуют уже много веков. Судьба этих земель одинакова: они вошли в состав Великого княжества Литовского в XIV в. на два правления - от Гедимина до его сына Ольгерда. Вошли без каких-либо особых проблем и оставались русскими по населению и православными по вероисповеданию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

«Врожденное добродушие и жалость свойственны характеру нашего народа,— пишет г. Лисовский, — эту черту подметил еще гениальный Пушкин, нарисовавший в повести «Дубровский» удивительный тип кузнеца Архипа, принимавшего деятельное участие в поджоге дома, чтобы погубить в нем ненавистных ему приказных, но с жалостью смотревшего на появившуюся на крыше’ кошку. «— Чему смеетесь, бесенята? — сердито заметил он мальчишкам, хохотавшим при виде обезумевшей от ужаса кошки.— Бога вы не боитесь! Божья тварь погибает, а вы радуетесь! «И Архип отважно полез на крышу пылавшего дома и спас кошку. «Ту же высокую дань великодушия принес в 1897 г. в городе Проскурове унтер-офицер 33 драгунского Изюмского полка Семен Юрко, бросившийся в пылавшую конюшню, чтобы спасти своего коня, и там погибший вместе с ним». III Но, наряду с такими, доходящими до полного самопожертвования, проявлениями симпатии ко всем живым существам, окружающий нас мир полон страданьями животных по вине человека, полон проявлениями человеческого бездушия, жестокости к животным, доходящих до самого ужасного зверства. Сколько-нибудь стесняющиеся еще с другими человеческими существами люди дают здесь полный простор, полную волю самым отрицательным сторонам своей природы, самым низменным, самым эгоистичным, насильническим, зверским своим инстинктам и страстям. Сознание связи со всеми живыми существами, признанье того, что это сознанье единства со всем живущим (и вытекающее из него уважение ко всякой жизни) есть высшая отличительная черта настоящего человека, сознанье этого входит чрезвычайно медленно в жизнь людей, и в жестокости к животным соперничают между собою люди с сознанием, притупленным от тягчайшей работы и борьбы за жизнь в тяжелейших условиях с людьми самой тонкой, казалось бы, культуры Неуважением к праву животных на жизнь, к праву их на хоть какую-нибудь долю свободы, на вниманье, на милосердное отношение к ним, неуважением этим люди проникаются с детства, впитывая это с ранних дней из окружающей их атмосферы, приучаясь смотреть на животных сначала как на игрушку, потом как на машину, созданную лишь для удобства и для удовлетворения прихотей человека, как на вещь, с которой человек вправе делать все, что ему угодно.

http://azbyka.ru/deti/sostradanie-k-zhiv...

Гремячим, Хотомле, Печенегах и Пятницком. Огромное влияние на этих штундистов «оказывает известный толстовец Бодянский, издававший в 1907 г. «Свободное Слово», вскоре прикрытое гражданскою властью за противоправительственный характер. Благодаря Бодянскому, нигде в епархии штунда ни настроена так на «освободительный» тон, как в Волчанском уезде; 5) в Купянском уезде штундовые миссионеры, являясь в села, сами приглашают пастырей к себе на беседы, как например в сл. Ново-Осиновой. Появляются в уезде пропагандисты штунды и с Кавказа, – например Примаченко в сл. Пристене; 6) в Изюмском уезде за последние два года штунда вновь появилась в приходах сел: Семеновки, Голой-Долины, Долгенькаго. Ново-Павловки, Барвенково, Надеждовки и Пашкова. В Семеновском приходе насадили штунду переселенцы из Екатеринославской губ. и местные немцы – колонисты. Сюда же наезжает из Харькова штундовый миссионер Костюченко. В Голую-Долину занесено сектантство – также из, Екатеринославской губ. В Доменькое принесли штунду голодолинцы. В Ново-Павловку, Пашково и Барвенково занесена штунда из с. Привольного, а в Барвенково и из Дружковки, Екатеринославской губ. В Надеждовский приход штунда проникла из дер. Беззаботовки. Особенно сильно распространяется штунда в селе Привольном; значительно возросла пропаганда и в хут. Ореховатке; 7) в Змиевском уезде особенного внимания заслуживают приходы сел Дудковки и Тарановки, в районе которых в 1905 г. поселились штундисты и толстовцы в числе 31 чел. обоего пола, ранее проживавшие в г. Харькове; 8) в Сумском уезде штунда за последнее время появилась в Вирах, Ободах, В. Бобрике и г. Сумах. В Сумах штундисты имеются на водопроводе, в цехе и при станции железной дороги, в качестве садовников. Из Сум пропаганда штунды занесена в Виры; 9) в Старобельском уезде в м. июле 1906 г. появились три штундиста с сл. Петропавловке. Все они оказались уволенными в запас армии. В настоящее время эти сектанты отбыли на срок на отхожие промыслы, не оставив пока следа своей пропаганды в слободе. В том же году появилась одна семья штундов в с. Закотном; 10) в Ахтырском уезде в с. Самотоевке числится с 1907 г. сектант-штундист Наколай, приезжающий с пропагандою в Виры. Он почти не живет в своем селе, а большею частью в Сумах и в других местах; 11) в Лебединском уезде в 1905 г. появился с Кавказа в хут. Бардаков, прихода сл. Олешной, местный крестьянин Крамаренко, совратившийся на Кавказе в штунду. В настоящее время он выехал на сторону, не успев, видимо, в своей пропаганде на родине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

Спрашивается теперь, что же было предпринято и достигнуто архиеп. Смарагдом? По его собственным словам, найденное им положение Харьковской епархии было довольно удовлетворительное. После первой своей поездки он так писал Св. Синоду: «По причине недавно последовавшего перемещения моего из Могилёвской в Харьковскую Епархию и оказавшейся потребности был в Епархиальном городе для производства накопившихся дел, рукоположения ставленников и возможного устройства самого помещения домашнего хора и ризницы Архиерейской, запущенных по причине весьма долговременного болезненного состояния моего Предместника, не представлялось в летнее прошедшего 1840 года время довольно свободного времени для обширного обозрения церквей Харьковской Епархии. Однако ж кроме церквей и двух монастырей Епархиального города, успел я осмотреть в Сентябре месяце в трёх уездах – Изюмского, Старобельского и Волчанского 124 приходские церкви» 35 . «Все они, исключая пять беднейших, имеют приличное благолепие, содержатся в чистоте и опрятности и от усердия прихожан достаточно снабжены всем для Богослужения нужным». «Духовенство при них находящееся и в особенности Священство трезво, благочестиво, домостроительно и миролюбиво. Благочинический над оным надзор наибольшей частью оказался верным». «Религиозное состояние прихожан представлялось весьма в удовлетворительном состоянии. Между Малороссийскими прихожанами вообще никаких расколов и ересей нет; а, заезжих из Великой России раскольников здесь весьма маловажное число, ни откуда в прочем, не заимствующее своего подкрепления и умножения». «Замеченные Причтам погрешности большей частью заключались в не совсем исправном ведении ими записных церковных книг, каковые неисправности то непосредственно мной, то посредством Консистории внушено кому следует исправить. Вообще ж значительных неисправностей и обстоятельств, заслуживающих особенного внимания Высшего Начальства, при осмотре церквей не оказывалось» 36 . Представленная сейчас картина имеет светлый колорит, но на фоне её имелось в действительности достаточно теней и тёмных пятен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

А Полковнику Константину Донцу, видя к себе нашу Царского Величества премногую и высокую милость и жалованье, нам, Великим Государем, и нашим Царского Величества наследником служить верою и всякого добра хотеть, со всяким радением, и над неприятельскими людьми промыслы и поиски чинить со всяким желательным радением, и в полки и в городы к боярам нашим и воеводам про неприятельские замыслы и про приходы и про все чинить ведомосты скорые и подлинные, и службу свою совершать со всякою верностию, без всякой хитрости, также, как и отец его Григорий и иные Белгородского полку Черкасские Полковники служат; – а отцу своему, Григорию, быть во всем послушну, а полку своего старшине и урядникам и всему поспольству в судных и во всяких делах расправу чинить в правду, по старым своим козацким обыкновениям, и держать к ним ласку и привет, чтоб они в Харьковском полку в новопостроенных городах множились и строились, а своевольников и ослушников унимать и держать их в крепости, чтоб в полку было всё стройно и бережно. Писан государствия нашего в Дворе, в царствующем великом граде Москве, лета от сотворения мира 7193 м. января 31 дня». Обращаемся к жителям полкового города Изюма. При такой сильной крепости, какова была по тому времени Изюмская крепость, жители Изюма, казалось, могли быть безопасны от татар. И по Чугуевской переписке видим, что хотя татары много раз хватали на дороге жителей Изюма, но опасались приближаться к Изюму. Зато в первые годы основания грозной крепости Изюмской, Татары особенно изливали злобу свою на полк Изюмский, преимущественно же на слободы близкие к Изюму. Это не проходило без тревог и бед для Изюма. Как в это, так и в последующее время, жители Изюма должны были находиться на постоянной страже против Татар, и тогда, как слишком полагались на свою безопасность, платили за то не дёшево. Последнее было с ними в 1690 году. В то время, когда набожные казаки ходили слушать службу Божью, не взяв наперёд мер должной осторожности, Татары тайно ворвались в Изюм и наделали много бед.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По той же промемории, от морового поветрия уцелело 23 человека из Русских да 74 из Слободских Черкасов. А в 1722 году оказывалось сверх того: а) под ведением управителя Воинова 94 человека Русских, которые пришли в Цареборисов «из разных городов» после моровой язвы; б) под ведением сотника Андрея Самборского – казаков Изюмского полка «новопришлых их гетманских городов из Слободских полков, которые пришли после морового поветрия, 229 человек». Следовательно, в 1722 году было всего 420 человек. По исповедной росписи 1737 года было при Николаевском храме: 20 душ муж. 20 жен. духовных; 114 муж., 84 жен. душ служащих казаков; 148 муж., 120 жен. посполитых; 210 муж., 158 жен. однодворцев; 352 муж., 292 жен. подданных черкасов, а всего 849 муж., 674 жен. душ. В 1739 году было 9 муж., 7 жен. душ духовных; 128 муж., 116 жен. казаков; 111 муж., 94 жен. посполитых; 92 муж., 77 жен. однодворцев; 77 муж., 74 жен. подданых черкасов, а всего 417 муж., 368 жен. душ. Следовательно убавилось на половину. Это значит, что чума и в 1738 году опустошила Цареборисовский приход. В 1847 году от холеры умерло здесь только 5 человек, но от кори умерло 48 младенцев. В 1848 году от холеры умерло 109 человек; цинга в 1849 году похитила 22 человека. Что касается до бедствий, какие испытал город Борисов, впадая, по выражению пророка, в руки человеческие, то прежде всего надобно сказать, что во время всеобщего расстройства России, самозванец Лже-Пётр в 1610 году занимал Цареборисов, и Цареборисовские стрельцы, волею или неволею, ходили тогда вместе с ним в Путивль, а оттуда в Тулу, где самозванец был разбит и пойман. После того Борисов город несколько времени оставался в запустении, и оттого долго назывался Борисовым городищем, даже и после занятия его стражею, которую видим здесь в 1633 году. Со времени построения Чугуевской крепости, т.е. с 1639 года, в Борисов присылали стрельцов и станичников из Чугуева, для наблюдения за Татарами. Но так как, по одному положению своему на край степей Крымских, Борисов был опасным местом: то Чугуевцы неохотно отправлялись сюда, и несколько раз испрашивали себе, как милости Божьей, увольнения от содержания стражи в Борисове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Изюмский полковник Донец в 1691 году в одной отписке писал, что 1 октября получено известие от пасечников, которые сидят на пасеках ниже Маяк по Донцу, что с Крымской стороны перешло реку Донец татар человек 200, и того ж числа Маяцкий сотник Иван Сосницкий доносил ему, что 26 сентября посылал он в Изюм с вестию о татарах Маяцкого «козака Савку Журавленка», но он доселе не возвращался и без сомнения схвачен татарами. Другой отпиской полковник давал знать в Чугуев, что по известию от 19 октября приехавший в Маяки из Боровского юрта «Маячанин, который ездил в юрты за своим промыслом», сказал, что «он в Боровском юрту чул, на днях с Крымской стороны на Нагайскую, ниже Лугана, перешла орда». В третьей отписке писал, что по донесению Маяцкого сотника Ивана Сосницкого «Декабря 16 припавши Татаре безвестно, коней с 50, под Маяки на Сидорову луку взяли одного Русского»; сотник с козаками отправлялся в погоню за ними, но видел только след их. Вот все сведения Чугевского архива о бедствиях маячан от татар. Была и еще в Маяках беда: это раскол между русскими жителями Маяков. В 1725 году происходило дело о маяцких раскольниках. Маяцкий священник Яков доносил тогда Консистории, что вблизи Маяков по лесам и лугам живет 50 раскольников, принадлежащих к числу жителей маяцких. Он приложил и именной список их. Консистория просила Бахмутскую канцелярию отыскать и забрать раскольников, но раскольники разбежались, пока канцелярия сделала распоряжение. Консистория обличала при этом другого маяцкого священника Тимофея в холодности к православию и подвергла его епитимии. Ныне в Маяках нет раскольников, так как все русские переселены отсюда на р. Самара. От холеры было умерших в 1831 г. 25 человек, в 1847 г. 5, в 1848 г. 20 человек. В 1833 г. был такой голод, что маячане толкли кору и трухлое дерево, собирали с орешен так называемые бруньки и, мешая все это с малым количеством муки, питались тем. Об угодьях старых маячан, в царской грамоте 1704 г. находим следующее сведение: «до поселения городов Маяцка и Тора вниз по р. Донцу до устья Черного Жеребца лесными и сенными покосы и всякими угодьи владели Святогорского монастыря старцы по даче. А как построились города Маяцкое и Тор, и те сенные покосы и рыбные ловли со всеми угодьи до устья р. жеребца от Святогорского Монастыря отданя Маячанам и Торянам».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Три раза Орда нападала на Маяки и три раза отразил её Григорий, тогда ещё Сотник». Так как Маяки были невдали от Изюмской сакмы, или дороги, которой татары врывались в Россию, то Маяцкая крепость была укреплена и снабжена военными запасами, более чем многие другие. Помещаем здесь опись её запасов 1680 года, к сожалению не вполне сохранившуюся: …….. «писчалей 50……… Из Тайницкой башни тайник с выходом к Северному Донцу, и в том тайнике колодезь в глубыну саженя. Да в прошлом 187 (1679) году прислано из Белгорода в Маяцкой Государевой зелейной казны ручного зелья по весу 30 пудов, а свинца 9 пудов. Того ж числа прислан в Маяцкой Великого Государя с Москвы вестовой колокол с Маяцким челобитчиком, с Фёдором Евсеевым, а по описи на том колоколе 9 пудов 14 гривенок (фунт.). Да в прошлом 186 (1678) году мая 19 числа выдано Государевой зелейной казны ручного зелья всяких чинов людям Русским и Черкасам 3 пуда 13 гривенок, и свинцу в то же осадное время, как приходили под Маяцкой воинские люди Татарове, да пушечного зелья выдано на пушечные затравы 17 гривенок. И то зелье выстрелено, в тот же приход воинских людей с ядры. Да в прошлом 187 (1679) году июля 15 выстрелено из пищали в приход воинских людей Татар с ядром; июля 19 выстрелено из пищали в приход воинских людей Татар. Июля 30 выдано Государева ручного зелья Маяцким жителям всяких чинов, Русским людям и Черкасам, в осадное время 3 пуда 14 гривенок, как приходили воинские люди Татарове под Маяцкой и под иные Государевы Украинские города. Того же числа выдано из Государева казённого погреба пушечного зелья в пушечные затравы 7 гривенок. – В казённом погребе Государева зелья ручного и пушечного в остатке на лицо 15 пудов 20 гривенок, а свинца в остатке 9 пудов без 4 гривенок; да в казённом погребе 20 ядр; а те ядра велики, к тем пищалям не ложатся. Житниц никаких нет; келейного Государева жалованья в приказной избе, ни окладных доходов никаких нет. Да в прошлом 177, декабря 17 (1668), по указу Великого Государя и по отписке Боярина и Воеводы Князя Григория Григорьевича Ромодановского, взято с Маяцкого анбара Государевой соли в Белгород разным людям на жалованье 210 пудов " … (конца нет).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010