Израильтяне стали делать злое пред Господом, и Бог предал их за это в руки мадианитян на 7 лет. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные кочевые племена стали опустошать их поля и захватывать их скот. Израильтяне обнищали и раскаялись в грехах своих. Бог призвал Гедеона избавить их от врагов. Однажды Гедеон молотил в точиле пшеницу, готовясь скрыться от врагов в безопасное место. Вдруг является ему Ангел Господень 316 и говорит: «Господь с тобою, сильный муж!» Гедеон отвечал: «Если Господь с нами, то от чего нас постигло это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Господь сказал ему: «Иди и спаси Израиля. Я посылаю тебя. Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». Гедеон предложил Господу на камне мяса и опресноки. Ангел Господень коснулся концом жезла своего к мясу и опреснокам, и вышел огонь из камня и сжег их; Ангел же скрылся от глаз его. Тогда Гедеон в страхе сказал: «Беда мне, Господи! Я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе! Не бойся, не умрешь». В следующую ночь Гедеон, по повелению Божию, с десятью слугами своими разрушил жертвенник Ваала, который был у отца его, и срубил дерево при жертвеннике; устроил жертвенник Богу истинному и принес на нем жертву. Утром жители города Офры, где жил Гедеон, узнав, что это сделал Гедеон, потребовали, чтобы отец его выдал сына на смерть. Но отец Гедеона сказал им: «Если Ваал – Бог, пусть сам вступится за себя». Между тем враги израильтян переправились чрез Иордан и стали станом в долине Изреельской. Дух Божий объял Гедеона, он затрубил трубою 317 и собрал войско (32000 человек). Чтобы обнадежить Гедеона, Бог дал ему знамение победы. По прошению Гедеона, Бог в одну ночь послал на разостланное им на гумне руно (стриженую шерсть) такую росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха, а в следующую ночь послал росу на землю, тогда как руно осталось сухо 318 . Но чтобы израильтяне не приписали себе победы, Бог сначала повелел Гедеону отпустить всех боязливых, и осталось 10000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Итак, после помазания Ииуя, и провозглашения его монархом Израиля в войсках, он направляется в Изреель, где находился раненый Иорам, царь Израильский, и навещавший его племянник Охозия – царь Иудеи. При приближении конного отряда Ииуя к крепостным стенам Изрееля, Иорам несколько раз отправлял навстречу своих солдат-всадников, чтобы узнать с какими намерениями направляется к крепости вооруженная кавалерия. Но всякий раз парламентарии переходили на сторону приближающегося военного соединения. В конце концов, Иорам и Охозия принимают решение выехать каждый на своей колеснице навстречу. Когда, приблизившись к коннице Ииуя, Иорам увидел своего военачальника, он задал вопрос: С миром ли Ииуй? ( 4Цар. 9:22 ). Ответ был приговором: Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? ( 4Цар. 9:22 ). Иорам лишь успел предупредить царственного племянника возгласом: Измена, Охозия! ( 4Цар. 9:23 ), и упал, сраженный насмерть стрелой, пущенной Ииуем. Царь Охозия, внук Иезавели, также не избежал этой участи. После преследования-погони, он был убит у города Мегиддо, в Изреельской долине ( 4Цар. 9:27 ). Необходимо отметить, что Священное Писание неоднократно подчеркивает, что во главе войска, против которого выступили коалиционные армии двух царств – Иудеи и Израиля, был Азаил. И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну с Азаилом, царем Сирийским. ( 4Цар. 8:28 ). И возвратился Иорам царь, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским ( 4Цар. 8:29 ). Иорам же находился со всеми Израильтянами в Рамофе Галаадском на страже против Азаила, царя Сирийского ( 4Цар. 9:14 ). Впрочем, сам царь Иорам возвратился, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским ( 4Цар. 9:15 ). А в следующей цитате можно усмотреть оценку, которую дал дамасскому монарху библейский летописец: И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам, царь Израильский, для лечения ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским, сильным и могущественным, и куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама ( 4Цар. 9:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Нав.17:7 .  Предел [сынов] Манассии идет от Асира к Михмефафу, который против Сихема; отсюда предел идет направо к жителям Ен-Таппуаха. Южная граница Манассиина полуколена совпадала с северной границей Ефремова, как видно из названия одних и тех же городов с указанными в Нав.16:8 . Она шла от Асира, как назывался город, который у Евсевия указан в 15 римских милях от Неаполиса (Сихема) на пути к Скифополису (нынешнему Бетсану); место его указывается в нынешней деревне Иазир или Тейазир в 5 1/2 часах пути на северо-восток от Сихема. От города Асира граница шла «к Михмефафу, который против Сихема» (о месте его Нав.16:6 ), – далее «направо к жителям Ен-Таппуаха». Направо – по еврейскому тексту «гаийамин», что у LXX принято за собственное имя города Иамин, как переведено в славянской Библии, а у блаженного Иеронима и других греческих переводчиков (Акилы и Симмаха) переведено ες δεξι – «направо». Этот последний перевод признавал, по-видимому, правильным Евсевий Кесарийский , как это видно из того, что к названию «Иамин» он не сделал никаких географических указаний, а вместо этого ограничился ссылкой на перевод Акилы и Симмаха. Между тем некоторые из новых комментаторов (Knobel) местом Иамина считают нынешнюю деревню Иамон, на час пути к юго-востоку от Фанааха (о месте его см. Нав.17:11 ), в Изреельской долине. В словах: «к жителям Ен-Таппуаха» непонятным является то, что вместо города, горы и вообще местности указаны жители (по-еврейскому тексту «иошвей») в качестве пограничного пункта. Вызываемое этим недоумение у LXX устраняется тем, что приведенное еврейское слово принято за название города ( ασσιβ по Ватиканскому списку, ασφ по Александрийскому списку) Иасиф (славянская Библия), положение которого в настоящее время, однако, неизвестно. Нав.17:8 .  Земля Таппуах досталась Манассии, а город Таппуах у предела Манассиина – сынам Ефремовым. Говоря о Таппуахе, библейский писатель указывает что принадлежащая ему земля находилась в пределах Манассиина полуколена и географически должна была принадлежать ему, но в действительности этот город находился во владении Ефремова колена, был, следовательно, одним из городов, о которых сказано в Нав.16:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» – изображение Божия гнева, суда и воздаяния. «Царь царей и Господь господствующих» – подобными именами называли Господа и ветхозаветные пророки (Втор. 10, 17; Пс. 135, 2–3). Некоторые, кроме того, усматривали здесь аллегорический смысл: Христос – Царь небожителей, то есть царствующих над страстями и господствующих над грехом. 168 168 Ср. слова псалма «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс. 81, 1), которые некоторые отцы понимали в смысле «Бог стал среди обоженных праведников». 17 И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, 18 чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. Приглашение птиц пожрать трупы антихристова полчища свидетельствует о полном и сокрушительном его поражении. У евреев считалось позором и ужасом остаться без погребения; быть же съеденным зверями или птицами есть высшая степень позора и ужаса. 169 169 Ср. участь Иезавели, враждовавшей против Бога и пророков Божиих: «Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее» (4 Цар. 9, 10). «стоящего на солнце» – солнце является центром и некоторой высшей точкой неба – может быть, поэтому и говорит отсюда Ангел птицам. Существует, впрочем, и аллегорическое объяснение: под хищными птицами следует понимать бесов, бросающихся как на свою добычу на грешников. В пользу этого мнения как будто бы говорят слова «по средине неба», которые могут указывать на место между истинным небом и землей, низшее небо, где обитают демоны (комм. на 8, 13, ср. также Еф. 2, 2). Под «трупами» при таком толковании следует понимать умерщвленные грехом души людей. 19 И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. Вероятнее всего, речь идет о том же воинстве, что и в 16, 16, то есть о собранном на месте Армагеддон (см. комм.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Потом, взявши сосуд, вылей елей ему на голову и скажи: так говорит Господь: Я помазал тебя быть царем над Израилем! После этого отвори двери, беги и не останавливайся». Таким образом, ученик и служитель пророка отправился в Рамоф. Он нашел военачальников в собрании; между ними сидел также Ииуй. Посланный Елисея вошел в собрание и, обратившись к нему, сказал: «князь! у меня есть нечто сказать тебе». Ииуй спросил: «кому из нас ты говоришь?» Тот отвечал: «тебе, князь!» Ииуй встал и пошел с ним в дом. Тогда ученик пророческий вылил ему елей на голову и сказал: «так говорит Господь: Я помазал тебя быть царем над народом Господним, над Израилем! и ты должен истребить дом Ахавов, в отомщение за кровь Моих служителей, пророков и за кровь всех чтителей Господних. Я истреблю все дышущее и движущееся в доме Ахава; и поступлю с этим домом, как с домом Иеровоама и Ваасы. А Иезавель съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее». Сказавши это, он отворил двери и убежал. Ииуй вышел к прочим военачальникам, и те спросили сго: «все ли благополучно? зачем этот сумасшедший приходил к тебе?» Он отвечал: «вы знаете, что это за человек, и что он в состоянии сказать». Те опять сказали: «нет, скажи нам, что такое?» Ииуй сказал: «он говорил мне много и сказал: так говорит Господь: Я помазал тебя быть царем над Израилем!» Услыхавши это, присутствовавшие взяли свои одежды и подостлали под ним; потом затрубили в рог и провозгласили: «воцарился Ииуй!» Тогда Ииуй сказал: «если вы так расположены ко мне, то надобно стеречь, чтобы никто не ушел из этого города в Изреель с известием о том, что здесь делается». И тотчас сел на коня и отправился в Изреель, за ним ехала большая свита. Страж на башне Изреельской, увидавши конный отряд, приближающийся к городу, донес об этом царю. Иорам приказал послать навстречу всадника и спросить: «все ли благополучно?» Когда всадник, подъехавший к Ииую, спросил его от имени царя: «все ли благополучно?» Ииуй отвечал: «какая тебе нужда знать, все ли благополучно, ступай за мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Прежде всего он решил покончить с идолопоклонством в своей семье и городе. Ночью, когда жители Орфы крепко спали, Гедеон выбрал среди своих слуг девять верных человек и с их помощью развалил жертвенник Ваала и срубил священное дерево, вероятно, посвященное богине Астарте. Затем он построил жертвенник Иегове и принес на нем в жертву тельца. Наутро жители Орфы увидели разрушенный жертвенник Ваала и в страшном гневе потребовали, чтобы Иоас покарал смертью святотатца Гедеона. Но Иоас был человек находчивый и сам стал взывать к их рассудку: «Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя» (Суд. 6:31). Слова эти показались жителям Орфы убедительными, и они разошлись по домам. С тех пор Гедеона стали называть Иероваал, что означало «пусть Ваал сам вступится за себя». Между тем мадианитяне и амаликитяне перешли Иордан и расположились станом в Изреельской долине. Вдохновленный Духом Божиим, Гедеон призвал израильтян на борьбу за свободу. На его призыв собралось тридцать две тысячи израильских воинов. Но так как силы врага превосходили силы израильтян, то Гедеон попросил Господа подкрепить его веру в победу каким-нибудь чудом. По его просьбе Господь ночью послал на разостланное Гедеоном руно такую обильную росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха. В следующую ночь Господь послал обильную росу на землю, тогда как руно оставалось сухим. Еще раз получив подкрепление своей веры на помощь Божию, Гедеон решил всем войском внезапно напасть на врага. Но Господь сказал ему, что врагов он победит с небольшим количеством храбрых воинов, чтобы израильтяне потом не сказали, что они собственной силой, без помощи Божией, победили неприятеля. Тогда всем тем, у кого сердце не лежало к борьбе, Гедеон разрешил вернуться домой. Таких оказалось двадцать две тысячи. С Гедеоном осталось только десять тысяч отважных воинов, но и эта армия была слишком многочисленной. Как отобрать из числа этих храбрецов самых храбрых воинов? Сам Господь подсказал Гедеону, как это сделать. После обеда, когда солдаты пошли на речку утолить жажду, Гедеон внимательно наблюдал за ними с ближайшего холма. В большинстве своем солдаты клали оружие на землю и опустившись на колени, черпали воду руками. Только маленькая горстка солдат легла на живот и, не выпуская из рук оружия, по-собачьи лакала воду языком прямо из реки. Это были закаленные в боях воины, всегда бдительные и готовые к неожиданному нападению врага. Таких Гедеон насчитал всего триста, и именно с ними Господь повелел ему двинуться на врага; остальных же он отправил назад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

При разделении Палестины между сынами Израилевыми, Изреельская равнина досталась в удел колену Иссахарову 224 . Потомки Иссахара постарались воспользоваться естественными богатствами своего удела и с усердием занялись земледелием, возделыванием виноградных садов и скотоводством. Эти занятия, с избытком вознаграждаемые, развили в потомках Иссахара наклонность к мирной, покойной жизни. Они выше всего ставили свое скромное, полное тихих радостей, существование среди плодородных полей, пастбищ и виноградников и тогда как другие колена для ограждения себя, для приобретения тех или других выгод обыкновенно обращались к оружию, колено Иссахарово предпочитало действовать в подобных случаях путем переговоров и уступок и даже готово было для охранения своего покоя скорее пожертвовать частью своих богатств, нежели взяться за оружие. И потому-то когда при передаче Давиду царства Саулова, все колена Израилевы прислали к Давиду в Хеврон многие тысячи воинов, носящих щит и копье 225 , готовых к сражению, вооруженных всякими военными оружиями, одно только колено Иссахарово отправило в Хеврон незначительное количество не воинов, но разумных мужей. Но в тоже время Иссахаряне, как бы желая сделать менее заметным отсутствие своих воинов и поставить выше всякого сомнения свою преданность Давиду, привезли в Хеврон, вместе с Завулонянами и Нефоалимлянами, целые караваны муки, смокв, изюма, вина и елея и пригнали множество крупного и мелкого скота 226 для прокормления многочисленных, собравшихся к новому царю, воинов. На то, что потомкам Иссахара достанется некогда в удел обильная водами, плодородная земля, что они полюбят мирную, спокойную жизнь, добровольно возьмут на себя бремя земледельческих трудов и из приобретенного будут выдавать известную часть другим, пророчески указал еще патриарх Иаков 227 , благословляя перед смертью своих сынов. Иссахару он сказал: Иссахар осел крепкий, лежащий между потоками вод. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и приклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани. Впрочем, при всей наклонности колена Иссахарова к мирной жизни, в нем никогда не угасал совершенно тот воинственный дух, который был свойствен древнему Израилю. В случаях крайности потомки Иссахара, подобно прочим Израильтянам, брались за оружие и между ними всегда находились храбрые мужи. Так во время Судей потомки Иссахара, вместе с двумя другими коленами, восстали с оружием в руках против угнетавших их Хананеев и свергли с себя их иго 228 ; во дни Давида между ними было 87 тысяч храбрых мужей 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке. И коснулся руки ее, и горячка оставила ее; она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни ( Мф. 8: 14–17 ). Позднее на этом месте была византийская церковь . Теперь только руины. На берегу озера восстановлен храм Двенадцати Апостолов. В нём мы и отслужили молебен. Как мирно и отрадно было посидеть на берегу этого чудного озера. Немного отдаться размышлениям обо всём, происходившем здесь в евангельские времена. Отдохнуть. Собрать камни ( Еккл.3:5 ). Вспоминается дом и вечерние песни, что поет матушка с детьми. Одна из них о нём – о Генисаретском озере. Чудное озеро Генисаретское С чистой кристальной водой, Ты отражало Христа Назаретского, Весь Его образ живой. Ныне Он духом Своим поселяется В наших счастливых сердцах, Что же неясно Он в нас отражается, Как отражался в водах?.. Будем, как озеро Генисаретское, С чистой и светлой душой. И отразится Христа Назаретского В нас Его облик живой. Но пора в путь. Отъехав от Галилейского моря, мы теперь уже с другой стороны подъезжаем к горе Фавор. Подъезжаем совсем близко, она рядом. Вот оно, подножие. Однако время не позволяет нам подняться. Причем ясно понимаешь, что подняться на Фавор – это не просто взойти на вершину, это действительно восхождение в созерцание Божественной славы. Гора постепенно остается позади нас. Мы снова в Изреельской долине. И как-то особенно умиротворенно возвращаемся мы в сей день в Тель-Авив к нашему пристанищу. Чувствуется разница между Иудеей и Галилеей. В Иерусалиме всё особенно обостренно: Божественное и демоническое. Там напряжение средоточия трех мировых религий. А в Галилее всё как-то умиротворенно, благодатно – земля Иисуса. Пришла даже мысль: случись жить в Святой Земле, поселился бы в Галилее, а в Иерусалим, как и Господь Иисус, ходил бы на праздники... День пятый на Святой Земле

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Символическим именем Лоамми пророк возвещает отвержение Израиля ср. 4Цар 17.18 : «и прогневался Господь сильно на Израильтян и отверг их от Лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина». Ос.1:10 .  Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго». Ст. 10 в евр. 7 начинается II гл.; у LXX ст. 9–10 отнесены к I гл. Речь идет о десятиколенном царстве. Из сопоставления ст. 10-го с предыдущим должно заключить, что, по мысли пророка, отвержение Израиля будет только временное, и потому данное праотцам обетование ( Быт 22.17, 32.12 ) о размножении их потомства угрозою не упраздняется. «Как песок морской»: обычный в Ветхом Завете образ, выражающий мысль о неисчислимом множестве. «И там, где говорили» (в сл. «и будет, на месте на немже речеся им»), т. е. в Палестине, где было возвещено отвержение Израиля и куда со временем соберется Израиль из мест рассеяния. Ос.1:11 .  И соберут­ся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и по­ставят себе одну главу, и выйдут из земли переселе­ния; ибо велик день Изрееля! Образ речи пророка заимствован от факта исхода евреев из Египта, когда собрался весь народ и поставлена была Богом для всех колен Израиля одна глава – вождь и законодатель Моисей. Исход из Египта служит для пророка в ст. 11 образом будущего, и именно освобождению Израиля из ассирийского плена. «Выйдут из земли», vealah min haarez. Некоторые толкователи понимают глагол alah в смысла – «выступать за пределы», «выступать на бой». Поэтому все выражение изъясняет, как предсказание будущих завоеваний с целью расширения территории (Гитциг, Умбрейт). Но контекст речи и употребление гл. alah не дает основания для такого изъяснения рассматриваемых выражений. «Ибо велик день Изрееля», т. е. день начала пленения Израиля, тот день, когда в долине Изреельской будет поражен и рассеян Израиль (ср. Ос.1:4–5 ); этот день велик по своим последствиям для будущего, так как он приведет к обращению Израиля и единению с домом Иудиным. Церковные учители (блаж. Иероним, Феодорит, Кирилл Александрийский ), в объяснении ст. 11 обращают внимание на значение слова Изреель, понимая его в значении Бог сеет. Все выражение, по их толкованию, означает: славен день, когда народ выйдет из земли пленения и станет семенем Бога живого (Изреель).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Олоферн является с несметным войском, разрушает города, грабит имущество, уничтожает поля и сады, сжигает жатву. Напрасно у него просят мира; он уничтожает все храмы, ибо царь Навуходоносор приказал истребить всех местных богов для того, чтобы все народы служили и поклонялись лишь ему, Навуходоносору, как богу. Олоферн уже расположился лагерем в Изреельской долине между Габой (на Кармеле) и Скифополисом (в Иорданской долине). Жители Иудеи пришли в ужас, потому что – это опять-таки, подходит к хронологии этой книги – они только что вернулись из плена и незадолго перед этим вновь освятили оскверненный алтарь, храм и сосуды. Здесь живая современная действительность, очевидно, замаскирована изображением давно прошедших и давно забытых событий. Царь, который себя самого хочет видеть боготворимым так же верно Антиох IV, как освещение алтаря, храма и сосудов относятся к событиям 165 г. до Р. X. но тогда нужно признать в Олоферне сирийского наместника Лизия. Далее рассказывается, как первосвященник Иоаким и еврейский совет старейшин приказали занять горные проходы, через которые враги могли проникнуть из Изреельской равнины в Иудею. Когда Олоферн видит, что горы повсюду заняты, он осведомляется об этом непокорном народе. Тогда властитель аммонитян Ахиор повествует о дивном прошлом израильтян со времени ухода Авраама из Халдеи, и высказывает о них в виде господствующего в их истории закона следующее: „пока они не грешили перед своим Богом, с ними было счастье, ибо с ними такой Бог, который ненавидит неправду; когда же они уклонялись от того пути, который он им назначил, они сильно избивались во многих войнах. Поэтому Ахиор советует исследовать, можно ли именно теперь встретить у израильтян неповиновение Закону, и если – да, то Олоферн покорит их; если же – нет, то лучше ему не вступать с ними в войну. Разумеется, ни Олоферн, ни кто-либо другой в лагере недовольны этим советом Ахиора. Олоферн велит даже связать Ахиора и отправить к израильтянам, причем угрожает лишить его жизни, когда он победит израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010