Охраняя чистоту своей крови, самарян не заключают обыкновенно браков с иноплеменниками и потому число их не увеличивается 683 . В настоящее время самаряне потеряли уже всякую надежду и на то, что когда-либо они найдут своих рассеянных соплеменников за баснословной рекой Саббатионом, на островах Красного моря или где-либо еще. По всему видно, что не далеко то время, когда исчезнет с лица земли и последний, пощаженный веками, остаток древнего народа, сохранившийся в Наблусе. Впрочем, и теперь уже этот остаток почти безжизнен. Он слепо хранит свои древние верования и обряды и стоит совершенно в стороне от движения современной жизни, не принимая ни в чем участия, не поддаваясь никаким посторонним влияниям. Утешаясь только своим прошлым, которое фантазия народная окружила ореолом величия и разукрасила легендами, нынешние самаряне уже не могут ждать в будущем ничего. 4. Самарийская область. Переселенные ассирийским царем колонисты заняли территорию бывшего израильского царства. После завоеваний Феглаффелассара ( 4Цар. 15:29 ) эта территория ограничивалась областью от долины Изреельской на севере до границы с иудейским царством на юге, от Иордана на востоке, до приморской равнины на западе. Эту небольшую область и заселили ассирийские колонисты, и она именно имеется в виду в сообщениях 4Цар. 17 и 1 Ездры 4. Из 4Цар. 17:28 , при этом, следует, что на юге граница самарянских поселений с Иудеей шла за Вефилем, так-как этот город представляется центром самарянского культа. С началом персидского владычества в передней Азии, именно со времени Дария Гистаспа, Самарийская область вошла в состав пятого нома или сатрапии, образованной из земель, лежавших к западу от Евфрата 685 . По 1 Ездр. (5:6. 6; 6:6. 8 и др.) эта сатрапия называлась abar-nahara или заречной областью. Но строго определенных границ в этой области Самария, как и Иудея, долго не имела. В указе Кира об освобождении иудеев ( 1Ездр. 1 ) не устанавливаются границы для их поселений и название Иудея берется в смысле общего наименования области бывшего Иудейского царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

37:12,13. Пастухи на пастбище. Обилие сочной травы, выросшей благодаря зимним дождям, давало пастухам возможность пасти скот недалеко от деревни или стана. После окончания сезона дождей скот пасли на убранных полях, а затем перегоняли на возвышенности, где растительность сохранялась даже в летние месяцы. 37:17. Дофан. Расположенный в Телль-Дофане, этот населенный пункт занимает внушительный участок, покрывающий площадь в 25 акров. Он находится в 14 милях к северу от Сихема на большой дороге, по которой купцы и скотоводы добирались до Изреельской долины. Уже в начале бронзового века (3200–2400 гг. до н. э.) Дофан превратился в крупный город, служивший путникам естественным ориентиром. Окрестности города славились прекрасными пастбищами, почему туда и направились братья Иосифа. 37:19–24. Рвы. Рвы для хранения воды выдалбливали из известняка или выкапывали в земле и обмазывали водонепроницаемым составом. На протяжении засушливых месяцев они обеспечивали водой людей и животных. Иногда пустые рвы использовали как временные камеры для узников (см.: Иер. 38:6 ). 37:25–28. Работорговля. Работорговля существовала на Ближнем Востоке с древнейших времен. Рабами обычно становились военнопленные или люди, захваченные в набегах. Купцы охотно принимали рабов, а затем переправляли их в другие места и с выгодой продавали. Проданные в рабство люди редко обретали свободу. 37:25. Торговля пряностями и караванные маршруты. Караваны доставляли пряности и благовония из Южной Аравии в Газу на Палестинском побережье и в Египет, используя различные маршруты через Синайский полуостров. Очевидно, на одном из таких маршрутов на севере Синая мадианитяне встретили братьев Иосифа и купили его для перепродажи в Египте наряду с другими своими товарами. 37:25–36. Мадианитяне/измаильтяне. Возможно, попеременное использование в рассказе этих определений отражает близкое родство между двумя народами. Некоторые исследователи полагают, что измаильтяне составляли подгруппу в племени мадианитян. Другие считают, что мадианитяне просто купили Иосифа у измаильтян. Тем не менее, учитывая взаимозаменяемость этих определений в Суд. 8:24 , следует признать, что либо библейский автор допускал, что между ними существует связь, либо отражал общеизвестный факт их родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

12:8. «Малые» судьи. Помимо сведений, изложенных в данном разделе Книги Судей, об этих людях ничего неизвестно. См. также коммент. к 10и 2:16. 12:8. Вифлеем. Принято считать, что здесь речь идет не о том городе, который расположен в Иудее в нескольких милях к югу от Иерусалима, а о городе на территории Завулона, в Галилейских горах, к северу от Изреельской долины. Единственным доводом в пользу такого решения является то, что Елон и Авдон также были родом из этого региона. 12:8. Политические браки. Обычно жены и дети древнего правителя олицетворяли его политические связи. Города-государства, племена и народы, желавшие вступить в союз с каким-нибудь могущественным правителем или попасть под его покровительство, скрепляли договор, отдавая в жены сюзерену или его сыну девицу из наиболее влиятельного семейства. Это было проявлением преданности со стороны вассалов, у которых отныне появлялась личная заинтересованность в поддержке правящей династии. Множество сыновей свидетельствовало о силе рода, ибо в таком случае ему не грозило вымирание. Для правителя это имело большое значение, так как члены его рода занимали ключевые посты в государстве. С теоретической точки зрения большая семья была гарантией благополучия династии в будущем. Ст. 9 указывает на обширную сеть политических связей. 12:11. Аиалон в земле Завулоновой. Хорошо известный город в Аиалонской долине находится на территории Дана, следовательно, Елон был погребен в другом городе с таким же названием. Его местонахождение не установлено. 12:13. Пирафон. Пирафон отождествляют с селением Farata, в 6 милях к юго-востоку от Самарии. 12:14. Сорок сыновей и тридцать внуков, ездивших на семидесяти ослах. Трудно сказать, что символизируют сыновья и внуки Авдона, – его политические связи (см. коммент. к 10:4) или многочисленность возглавляемого им клана (см. коммент. к 12:8). Упоминание семидесяти ослов говорит в пользу первого предположения, а упоминание внуков – в пользу второго. 13:1–25 Рождение Самсона 13:1. Филистимляне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:3–7. Использование ковчега на войне. В русле представлений о божественном воителе божество принимает участие в битве и наносит поражение богам врага. В Ассирии «царем битвы» считали бога Нергала, а Иштар рассматривали как богиню войны. Божественными воителями были хананейский Ваал и вавилонский Мардук. Это не следует рассматривать как «священную войну», поскольку на древнем Ближнем Востоке другого типа войны не существовало. Чтобы заручиться поддержкой богов, древние усердно молились и дожидались благоприятных предзнаменований. Присутствие богов обычно символизировали штандарты или статуи. Ассирийские цари IX и VIII вв. до н. э. постоянно упоминали в своих анналах священные штандарты. Ковчег, «штандарт» Яхве, символизирует Господа, возглавляющего войско израильтян и расчищающего их путь в Ханаан. Подобное представление существовало и в Ассирии, где считалось, что боги умножают мощь оружия царя и сражаются на его стороне. Почти все армии древнего Ближнего Востока располагали жрецами и предсказателями (о чем свидетельствуют тексты из Мари), пророками ( 4Цар. 3 ) и переносными святынями (ассирийские анналы Салманасара III (858–824 гг. до н. э.)). Это давало возможность советоваться с богами на поле битвы или призывать богов вести воинов к победе. 4:9,10. Власть филистимлян над Израилем. Определить, какая часть территории Израиля попала в этот период под власть филистимлян, затруднительно. По мнению большинства ученых, эта территория простиралась от Изреельской долины до центральной горной местности, огибая горы вокруг Иерусалима, но захватывая значительную часть Негева. 4:10. Тридцать тысяч павших израильтян. Потери израильтян, несомненно, были велики, но приведенные здесь цифры допускают различные толкования. Дополнительную информацию см. в коммент. к Суд. 20:2 . 4:12. Силом. Силом отождествляют с Khirbet Seilun, между Вефилем и Сихемом. Древний город площадью 7,5 акра занимал стратегически выгодное положение, располагая плодородными землями, источниками воды и доступом к главному торговому пути, соединявшему север и юг страны. Хотя в этой главе не сообщается о разрушении Силома филистимлянами, из Иер. 7:12–15 явствует, что город был уничтожен именно в этот период. Здесь обнаружены значительные остатки поселения железного века I со следами разрушений, вызванных пожаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

6:55,56. Предместья и поля. Земли, окружавшие Хеврон, были отданы левитам. Здесь подчеркивается, что поселения в окрестностях Хеврона, включая пахотные земли вокруг них, были собственностью Халева. 6:64. Левитские города. Более подробная информация о левитских городах приводится в коммент. к Чис. 35:1–5 и Нав. 21:3–40 . 7:28,29. Земли Ефрема и Манассии. Территория Ефрема простиралась от Вефиля на юге до Сихема на севере, не включая прибрежную равнину (Газер был пограничным пунктом на западе) и долину Иордана. Манассия поселился к северу от Ефрема и занимал холмистую местность в районе Самарии (до горы Гелвуй) и окрестности горы Кармил, расположенной на южной окраине Изреельской долины (включая Фаанах и Мегиддон). Территория Манассии охватывала долину Иордана (Беф-Сан) и прибрежную равнину Дор, вплоть до мыса Кармил. 9:1. Книга царей израильских. Списки родов хранились в официальных дворцовых архивах. На то были свои причины. Во-первых, независимо от того, была ли дарована земля в собственность по царскому указу, или это был божественный дар, она связывалась с определенным родом. Поэтому в случае возникновения споров о наследстве, они разрешались на основании записей родословных в царских книгах. Во-вторых, призыв на государственную службу, будь то трудовая или воинская повинность, производился на основании учета численности населения или переписи, равно как и налогообложение. Перепись проводилась по генеалогическим категориям: по родам и семействам. 9:3. Значение переписных листов. Этот перечень включает тех, кто поселился в Иерусалиме. Такой переписной лист отличался от вышеуказанных записей в архивах, поскольку все они предназначались для регистрации родовых владений, которые ныне вновь заселялись. Вследствие того, что множество семей в Иерусалиме были истреблены во время вавилонского нашествия, в нем оставалось мало жителей. Люди из других колен, если они хотели поселиться в Иерусалиме, должны были покинуть (иногда навсегда) земли своих предков на территории своего колена. Готовность принести такую жертву ради того, чтобы снова заселить Иерусалим, заслуживает особого внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

3) являясь своеобразным мостом между древними речными культурами Месопотамии и долины Нила, Сирия и П. могли играть важную политич. роль только тогда, когда ослабевали великие царства на севере и юге. Обычно же как Сирия, так и П. находились в зависимости от своих более могущественных соседей, и их история в значит. мере определялась борьбой между Месопотамией или Малой Азией, с одной стороны, и Египтом – с другой (⇒ Война, III). Подлинно независимой П. являлась очень редко, поскольку даже в периоды упадка великих соседних держав сир. Дамаск выступал в качестве серьезного противника Израильского и Иудейского царств. Добиться явного превосходства над Сирией израильтяне смогли только при Давиде и Соломоне, во времена Амврия и его сына Ахава, в эпоху правления Иеровоама II и Озии и, возможно, в эпоху расцвета государства ⇒ Маккавеев. Но именно эту политич. нестабильную и привлекавшую многих захватчиков область Господь сделал родиной Своего народа (см. Пс. 77:7 ). III. 1) в П. встречаются след. виды ландшафтов: равнины и горы на зап. берегу Иордана, Иорданская впадина, горная область вост. берега Иордана и пустыня; 2) а) прибрежная равнина тянется вдоль всего побережья, на юге она шире, чем на севере. Между Филистимской равниной и Иудейскими горами лежит плоскогорье Шефела. С севера к нему примыкает равнина Шарон (библ. Саронская равнина), отделенная болотами Крокодильей реки [новоевр. Нахал-Танниним] от равнины Дор. На севере береговую равнину пересекает хребет Кармил, за которым она сильно сужается и, наконец, заканчивается у Рас-эн-Накура [новоевр. Сулламашел-Цор] – «Лестницы Тира». Узкая сев. часть равнины была областью поселения колена Асира; б) непосредств. к востоку от прибрежной равнины возвышаются горы, к-рые двумя большими террасами Верхней и Нижней Галилеи спускаются от Ливана к Изреельской равнине, связывающей прибрежную равнину с Иорданской впадиной у Бет-Шеана. Юж. Бет-Шеана начинается Самарийское плоскогорье, которое переходит в горы Ефрема и Иудейские горы, где расположены Иерусалим, Вифлеем, Хеврон. Юж. Хеврона расположено пустынное нагорье Негев, юж. часть к-рого поднимается горной грядой Джебель-эль-Макра, высота которой достигает 1035 м (Хар-Рамон);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

хронологически приблизительно соответствует археологическому периоду 1-й фазы железного века (ок. 1200 - ок. 1000) и названа так по характерному для нее образу правления. Судьей (  ) называли вождя колена или большого рода, к-рый выступал в качестве лидера в сражении с внешним врагом. Одержав победу на поле брани, полководец становился племенным или обл. вождем, «судил Израиль». По отношению к судьям употреблялись также титулы «вождь» (  ) и «глава» (  ). Согласно Суд 3. 7-11, судья Гофониил (  ) из кениззитов, вошедших в колено Иуды, спас Израиль от Хусарсафема (евр. Кушан-Ришатаима; возможно, сознательно искаженное имя врага), «царя Месопотамского» (обл. Арам-Нахараим в В. Месопотамии, у большой излучины Евфрата; в МТ Суд 3. 10 он назван «царем Арама», области в Юж. Сирии?). Аод (  ) из колена Вениамина боролся с моавитянами (Суд 3. 12-30). Самегар (  ) убил 600 филистимлян (Суд 3. 31; ср.: 5. 6). Пророчица и судья Девора - жившая «под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой» (Суд 4. 5) - побудила Варака (  ) из колена Неффалима выступить во главе группы израильских племен в войне с союзом ханаанских царей Галилеи и Изреельской долины во главе c царем Асора (   Суд 4-5). Гедеон (  ) из колена Манассии отражал нашествия на Ханаан кочевников-мадианитян (Суд 6-8). Фола (  ) из колена Иссахара был судьей Израиля 23 года (Суд 10. 1-2). Иаир (  ) из Галаада судил Израиль 22 года (Суд 10. 3-5). Иеффай (  ) Галаадский разгромил аммонитян; он судил Израиль 6 лет (Суд 11. 6 - 12. 7). Есевон (  ) из Вифлеема (    ) (город с этим названием есть в Иудее и на территории колена Завулона - Нав 19. 15) судил Израиль 7 лет (Суд 12. 8-10). Елон (  ) из колена Завулона судил Израиль 10 лет (Суд 12. 11-12). Авдон из Пирафона в земле Ефрема судил Израиль 8 лет (Суд 12. 13-15). Самсон (  ) из колена Данова сражался с филистимлянами в тот период, когда они господствовали над Израилем; он судил Израиль 20 лет (Суд 14-16). В приводимом в Книге Судей списке судей Израиля присутствуют представители и сев. и юж. колен, что может свидетельствовать об определенных консолидационных процессах, происходивших в израильском обществе в тот период.

http://pravenc.ru/text/293912.html

При Давиде Израиль становится одним из основных центров силы на древнем Ближ. Востоке. Этому благоприятствовала политическая обстановка - Египет и Ассирия переживали тяжелый кризис. В сражениях в районе Иерусалима и Вифлеема Давиду удалось разгромить филистимлян; Филистия сократилась до узкой прибрежной полосы к югу от р. Яркон и примыкающей к ней части долины Шефела. Филистимская угроза Израилю была окончательно ликвидирована. Впоследствии наемники из филистимского Гефа, «керети и пелети» (в синодальном переводе - хелефеи и фелефеи, т. е. критяне и филистимляне?), оказываются на службе у Давида. Давид присоединяет к Израильскому царству ханаанские города Саронской и Изреельской долин и Галилеи. В результате раскопок, проводившихся в Беф-Сане, Мегиддо, Асоре, был обнаружен густой слой пепла, к-рый отделяет наслоения кон. XI в. от наслоений нач. X в., что, видимо, является свидетельством разрушительной войны, сопровождавшейся уничтожением большей части зданий в этих городах. Давид разгромил также аммонитян и их союзника, арам. войско Адраазара (  ), царя Арам-Цобы; были взяты Равва и Дамаск, на покоренных территориях поставлены гарнизоны. Согласно 2 Цар 10. 19, «когда все цари, покорные Адраазару, увидели, что они поражены Израильтянами, то заключили мир с Израильтянами и покорились им»; среди них был Фой, царь новохеттского Хаматского царства (2 Цар 8. 9-10). Давид покорил также Моав и Эдом. Т. о., в эту эпоху царство Давида распространило свой прямой или опосредствованный политический контроль на территории от Красного м. на юге до Евфрата на севере. Степень вассальной зависимости того или иного царства от Израиля, а также различия между вассалом и союзником трудно определить. Царство Давида пополняло казну, захватывая военные трофеи, получая дань с вассалов, контролируя международные торговые пути. Особое значение для экономики имел торговый союз с финик. городом-гос-вом Тиром, заключенный, возможно, в конце царствования Давида (или в начале царствования Соломона). По преимуществу земледельческий Израиль поставлял Тиру сельскохозяйственные продукты, получая взамен недостающий ему строевой лес (ливанские кедры, кипарисы), художественные изделия, помощь искусных финик. мастеров, построивших, в частности, дворец Давида в Иерусалиме (2 Цар 5. 11). По всей видимости, остатками этого дворца являются обнаруженные в 2005 г. фрагменты крупного общественного строения в финик. стиле (относятся к X в. до Р. Х.), располагавшегося над т. н. ступенчатой структурой (остатками возведенной на крутом вост. склоне холма над источником Гихон огромной подпорной стены, вероятно поддерживавшей монументальное здание).

http://pravenc.ru/text/293912.html

Глава 19 1–9. Удел Симеонова колена. 10–16. Завулонова. 17–20. Иссахарова. 21–30. Асирова. 32–39. Неффалимова. 40–48. Данова. 49–51. Удел Иисуса Навина. Нав.19:1 .  Второй жребий вышел Симеону, колену сынов Симеоновых, по племенам их; и был удел их среди удела сынов Иудиных. Второй жребий во время народного собрания в Силоме вышел Симеонову колену, которое по последнему счислению ( Чис.26:1–2 ) заключало только 22 200 совершеннолетних мужчин, значительно меньше каждого из других колен. Ему достался удел не в особой местности, а «среди удела сынов Иудиных», т.е. ему выделена была часть из участка последних, который, как оказалось при осмотре Ханаанской земли, произведенном выборными от 7 колен ( Нав.18:4 ), «был слишком велик» ( Нав.19:9 ) для Иудина колена: в нем находилось, как видно из Нав.15:21–62 , более 120 городов, кроме селений. Нав.19:2 .  В уделе их были: Вирсавия или Шева, Молада, Так как удел Симеонова колена находился в пределах удела Иудина колена, а границы последнего были уже описаны в Нав.15 , то поэтому границы Симеонова колена не обозначены особо, а указаны только города, отошедшие к нему. Они уже названы были в Нав.15:26–32,42 ; они перечислены еще в 1Пар.4:28–32 . Почти все они находились в южной части Иудина удела и только два (Ефер и Ашан) на равнине ( Нав.19:6,15:42 ). Есть, однако, разности в названиях этих городов сравнительно с приведенными в Нав.15 , о чем см. в приложении к этой главе. Нав.19:10 .  Третий жребий выпал сынам Завулоновым по племенам их, и простирался предел удела их до Сарида; Описание жребия, т.е. удела Завулонова колена, начинается с южной границы, на которой в качестве срединного пункта, от которого она идет «к морю», т.е. на запад ( Нав.19:11 ) и на восток ( Нав.19:12 ), указан Сарид. По мнению некоторых, он находился в Телль Шадуб, на северной стороне Изреельской долины, к юго-западу от Назарета. Нав.19:11 .  предел их восходит к морю и Марале и примыкает к Дабешефу и примыкает к потоку, который пред Иокнеамом; Названные здесь города Марала и Дабешеф, на которые шла от Сарида западная сторона южной границы Завулонова колена, неизвестны по своему положению. Под «потоком, который пред Иокнеамом» (о положении этого города см. Нав.12:22 ), разумеется, вероятно, поток Кисон, протекающий верстах в полуторах на восток от холма, на котором стоял Иокнеам, или вади Ель-Милы, находящаяся у самого холма с западной стороны 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

до н. э., чтобы наказать Северное израильское царство за участие в антиассирийской коалиции, одним из последствий этого нашествия было сокращение израильской территории. Большая ее часть, за исключением холмистой местности, где проживало колено Ефрема, была аннексирована Ассирией. Эта территория была разделена на три административные области, которые в ассирийских хрониках названы Дуру, Магидду и Галаза (Dúru, Magiddu, Gal " aza), a y Исайи – «приморский путь», «Заиорданская страна» и «Галилея языческая», соответственно. «Галилея языческая» – это ассирийская провинция Магидду (Мегиддо), которая простирается от Изреельской долины до реки Литани; «приморский путь» – провинция Дуру (Дор; прибрежные равнины от Иоппии до Хайфы); «Заиорданская страна» – провинция Галаза (Галаад; Трансиордания от Мертвого моря до моря Галилейского). Недавние раскопки в Доре подтвердили обширное присутствие здесь ассирийцев в эту эпоху. 9:2. Свет надежды и избавления. В месопотамских текстах подателем света является солнечный бог Шамаш. Его почитали за то, что он победил тьму и даровал свет человечеству. Хаммурапи, считавший себя справедливым царем, утверждал, что он освещает земли Шумера и Аккада. 9:4. В день Мадиама. Притеснения со стороны мадианитян, которые имели место пятьсот лет назад, в период судей, все еще хранились в памяти народа как яркий пример всемогущества Бога, принесшего избавление от сил, казавшихся неодолимыми. Более подробное описание в 10ясно показывает, что речь идет именно об этом поражении Мадиама. 9:4. Метафора ярма. В пророческих речах гнет политического господства нередко изображается как ярмо. В письмах из Амарны правители хананейских городов-государств уверяют фараона, что они добровольно взяли на себя ярмо верного служения Египту. В нравоучительной аккадской литературе высказывается мысль, что нести ярмо бога легко, поскольку это приносит определенные выгоды. В эпосе об Атрахасисе боги находят иго Энлиля невыносимым и восстают против него. В ассирийских надписях завоевание чужих земель преподносится как возложение ярма бога Ашшура на народы, а восстания истолковываются как попытки сбросить это иго.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010