В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «над п’ещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых — Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль). Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов». После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением вод’ы се’я священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей пом’азанием свят’аго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь честн’ому животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и зн’амение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12, 23) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243). В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения. Затем священник читает Евангелие (Лк. 19, 1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытар’я (сборщика налогов) Закх’ея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

http://pravmir.ru/dlya-chego-my-osvyashh...

Потом возжигают свечи перед каждым начертанным на стенах крестом, воздавая честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» ( Исх. 12:23 ) и… древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243). В стихире, которую поет хор, содержится призыв ко Господу сохранить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злого обстояния». Священник, став лицом к востоку, читает Евангелие ( Лк. 19, 1– 10 ), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря Закхея, человека грешного, который так сильно захотел увидеть Господа, что влез на смоковницу. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жильцам нового христианского дома в назидание, поучая их, что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть. Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» ( Пс. 100:2 ). После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Церковь призывает всех присутствующих при совершении этого Богослужения молить Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех «в нем благочестно жити хотящих» от всякого зла и наставляющего их к деланию добродетелей, к исполнению ими заповедей Христовых, и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, бедствий, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия врагов, от всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие. Затем произносится возглас «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…» и бывает отпуст. Библиография

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

273 Герцберг, 197–198, О государственном строе Византии см. также очерк Дж.Б.Вьюри в сборнике, изд. под ред. В.И.Венешевича (Очерки по истории Византии) 274 Шлоссер, Всемирн. ист., VI, 106, 109. Поэтому историки имеют право говорить о «византийском обычае умерщвлять царей» (Герцберг, 163). Способы эти самые разнообразные, от медленного отравления ядом до грубого зарезания и повешения вниз головой (ив. 204, 322, 405), с присоединением постоянно практиковавшегося в Византии ослепления (203, 206, 208, 209, 226, 227, 243, 316, 322, 330, 363, 367, 490, 619; 308 – ослепление зеркалом) и с участием женского терема (198, 202, 214, 277). В течение 1058 лет (от Аркадия до Константина XI, 395–1453 г.г.) Визант. империей управляли 107 государей, из которых только 34 скончались естественной смертью, 8 погибли на войне или от несчастной случайности, остальные отреклись от престола или погибли насильственной смертью, вследствие 65 военных и дворцовых переворотов (Ш. Диль, Очерки из культурн., ист. Византии, 21). Политическая борьба партий отражалась и на положении патриархов, так, из 42 патр. с конца IX в. до нач. XIII почти половина, а именно 19 были низведены с престола без достаточных причин, по распоряжению высшей государственной власти (Скабаланович, Христ. Чтен. 1886, I, 584) 275 Византийские истории наполнены рассказами о нападениях на империю. Что же касается склонности константинопольских греков к дворцовым смутам, то Никита Хониат замечает: «Они каждую минуту готовы возвесть на престол нового царя и при самом возведении обдумывают уже, каким бы образом его низвергнуть, справедливо слывя за это у всех народов матереубийственными ехиднами, людьми, потерявшими всякий смысл, вооружающимися против самих себя». См. Излож. событ. по взятии Константинополя, гл. 16. Уже в V в. в Византии считалось свыше полумиллиона жителей (Герцберг, Ист. Виз., 14). К XIII в. оно поднялось свыше 1 мил. (Малышевский, Мелетий Пигас,1,4) 277 По словам Никифора Бриенния при Никифоре Ботаниате «казна безрассудно истрачивалась и в государственном казначействе произошло величайшое оскудение в деньгах». Историч. Записки Бриенния, кн. IV, гл. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   Бронзов. Предисловие к переводу «Точного Излож. Прав Веры». СПБ. 1894, стр. LXVI-LXVII.    «Jean Damascène» in D. T. C. t. VIII, col. 693—751,    Demetr. Cydon. «Correspond.», p. XVIII.    F. Fuchs, «Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter.», Byzant. Archiv. Heft 8, Leipzig, 1926, Ss. 5.    ibid. Ss. 18—35.    F. Fuchs, op. cit. Ss. 36—48.    ibid Ss. 73—74.    MPGr. t. 161, col. 41.    Г. Ф. Герцберг. «История Византии». Москва, 1897. стр. 184.    F. Fuchs, op. cit. Ss, 2—6.    Krumbacher, GBL, Ss. 16—18.    A. Vasiliev, HEB, II, pp. 422 sqq. Там-же. приведены и цитаты из Картинга, Кирвевского, Успенского и др.    Mich. Acomin. I, 124, édit. Lampros.    Vasiliev, HEB, II, 233—234..    Krumbacher, GBL, Ss. 854 sqq.    «Figures byzantines», II, 337.    HEB, II, 239—243.    «Очерки по истории византийской образованности». СПБ. 1892, стр. 395†Ш.    «Очерки по истории виз. образов…». стр. 160, 263.    Alexiad. V, 8.    op. cit. p. 174; 177.    ibid. p. 183.    ibid. p. 201—203.    ibid. p. 222—223.    Prantl. «Geschichte der Logik», II, 1885, Sc. 301—302. Ф. Успенский, op. cit. ctp. 163—169; 261—262.    Rauschen-Altaner, Patrologie, Freib Вг. 1931, S. 412.    Свящ. Г. Флоровский, «Визант. отцы V-VIII вв.». Париж, 1933, стр. 122 Прот. С. Булгаков, «Агнец Божий», Париж 1933, стр. 82.    Rügamer, «Leont. v. Byzan.», Würzburg, 1894, S. 72.    Grummel, «Léonce de Byzance» in DTC. tome IX, col. 425.    «Истор. очерки…» M. 1902, стр. 382.    Ф. Успенский, op. cit., p. 364.    ibid. p. 311.    См. эту рецензию в «Византийском Временнике», т. III, стр. 135—136,    ibid. pp. 137—138.    J. M. Hussey, M A. «Church and learning in the byzantine Empire» (867—1185). Oxford, 1937, p. 94.    «Миросозерцание Влад. Соловьева», т. I, стр. 483.    «История Афона», т. 1III, Киев, 1877, стр. 133, примеч.    «Apomnemon. Socrat.», I, 6, 10.    «Stromata», VI, 9.    MPGr. t. 150, col. 1233 B.    «Наставл. о жизни во Христе», § 33. «Добротол,, том I, стр. 30.    ibid. § 16, стр. 22.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

964 Златоуст . Homil. XXV in. Ioan. III, 5. Curs. Compl. Patrol, Ser. Graec. Tom. LIX. col. 152; в русск. пер. «Бес. на Ев. Иоанна» ч. 1. СПб. 1834, стр 304 – 305. 966 Иероним. Comment, in Ephes. Lib. II, cap. IV, n. 5–6; Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat Tom, XXVI, col. 496. 968 Кирилл Иерусал. " Сатесн mystagog II, n II». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 1077–1080. Ср. «Твор. Кирилла Иеруслим.» в рус. пер. стр. 359–360. 969 Златоуст . «Homil. in Colos. VI.», n. IV.: Curs. Compl Patrol. Ser. Graec. Tom. LXII, col. 342; в рус. пер. СПб. 1854 стр. 100. 971 Григорий Двоеслов . «Episl ad Leandrum» Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 334. De trina mersione baptismatis.., nil respondí verius potest, quam ipsi sensistis. Nos autem, quod tertio mergimus, triduanae sepulturae sacramenta signamus, ut dum tertio ab aquis infans educitur, resurrectio triduani temporis exprimitnr». 973 Иоанн Дамаскин. «Expositio fidei ortodoxae». Curs. Cumpl. Palrolog. Ser. Graec. Tom. XLIV, col. 1120; в рус. пер. «Точн. излож. прав. веры М. 1855, стр. 235. 975 Garrucci . Storia dell» arte Christiana; Фрикен , «Римск. катакомбы» часть. II, М. 1877, стр. 243. 976 Concil. Coel, can. II. Sciant etiam presbyteri, quando sanctum baptismum ministrant, ut non affundant aquam super capita infantium, sed semper mergantur in lavacro, sicut exempluin praesbuit per semel ipsum Dei Filius omni credenti quando esset ter mersus in undis Iordani. Hardnin . «Acta concil,». Tom. IV, Par. 1714, col. 1224. 977 Св. Григорий Двоеслов , «Episl. ad episc. Leandr.» Curs. C ompl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col 834. Qaod si qui. forte etiam pro summa Trinitatis veneratione aestimet fere, neque ad hoc aliquid obsistit, baptizandum semel in aqus mergere, quia dum in tribus subsistentiis una substatia est reprehensibile esse nullate nus potest infantem in baptismate velter ver semel mergere, quando et in tribus mersionibus personarum trintias, et in uno potest divinitatis singularitas designari. Sed si nune hucusquae infans in baptismate tertio mergebatur, fiendum apud vos esse non censeo, ne dum mersiones nimerant, divinitatem dividant, dumque quod faciebant faciunt mo rem vestrum se vicisse glorientur.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

48 . Гиппиус З.Н. Дневники: В 2 кн./Сост: А. Николюкин. Кн. 1. М.: Интелвак, 1999. 736 с. 49 . Гиппиус З.Н. Собрание сочинений: В 15 т./Сост., коммент., ук. имен А.Н. Николюкина и Т.Ф. Прокопова. М.: Издательство «Дмитрий Сечин», 2013. Т. 14. Я и услышу, и пойму: Избранная переписка 1891–1945 гг. Венок посвящений. 1056 с. 50 . Гиппиус З.Н. Собрание сочинений: В 15 т. М.: Русская книга, 2003. Т. 8. Дневники: 1893–1919. 576 с. 51 . Евлогий, митр. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия/Излож. по его рассказам Т. Манухиной. Париж: YMCA Press, 1947. 678 с. 52 . Неопубликованные письма Валерия Брюсова//Литературный критик. М.: Гослитиздат, 1939. 10/11. С. 234–243. 53 . Письма прот. Г. Флоровского к Энн Сполдинг от 27 февраля 1940 г./Предисл., публ. и пер. с англ. И. А. Кукоты//Богословские труды. 2009. 42. С. 235–250. 54 . С.Н. Булгаков – А.С. Глинке. //Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева , С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого , В.Ф. Эрна и др. М.: Школа «Языки русской культуры,1997. С. 123–125. 55 . Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы: В 2 т./Под ред. М. Грин. М.: Посев, 2005. Т. 2. 318 с. Периодическая печать 56 . Карташев А. В. «На путях к вселенскому собору»//Вестник РСХД. 1932. 6–7. С. 36–37. 57 . Августин (Синайский) , архим. В защиту Преподобного Максима Грека //Миссионерское Обозрение. 1907. 6. 23 с. 58 . Архиерейский Собор, митр. Антоний и Русское Христианское студенческое движение//Возрождение. 1926. 465. 10 сентября. С. 2. 59 . Бердяев Н. Существует ли в православии свобода мысли и совести?//Путь. 1939. Ферваль-апрель. 59. С. 46–54. 60 . Булгаков С. , прот. Смысл и оправдание христианских студенческих кружков (в ответ на анкету о целях «движения»)//Вестник РСХД. 1926. 4. С. 4–6. 61 . Гиппиус 3. Меч и Крест//Современные записки. Париж. 1926. 27. С. 346–368. 62 . Зандер Л.А. Клермонтский съезд//Путь. 1927. 6. Январь. С. 115–119.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Из этого примера ясно, что не у одних благочестивых – живых, но и у отшедших к Господу святых благочестию учиться мы можем. Вот, перед нами сейчас раскрыта была жизнь первенствующих христиан. Скажите же: какой добродетели пример они не подали нам? Не говоря уже о вере, надежде и любви к Богу, они еще оставили нам пример усердного чтения и слышания слова Божия, непрестанной молитвы, целомудрия, поста, смирения, терпения, взаимной любви, презрения ко всему мирскому! Словом, оставили пример всего доброго и прекрасного! Так будем же учиться благочестию у таких людей, – теперь уже предстоящих Престолу Царя Небесного. Да, и будем учиться непременно, ибо к такому учению призывают нас, кроме слова Божия, еще и святые отцы. «Жизнь Иосифа, – говорит св. Василий Великий , – есть увещание к целомудрию, а повествование о Сампсоне – побуждение к мужеству» (Бесед. на св. мч. Гордия). И св. Дамаскин учит: «Взирая на образ святых, поревнуем их вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях, терпению даже до крови» (Точн. излож. веры. Кн. 4, гл. 15). И так, как говорят св. отцы, и на самом деле поступать станем, и конечно подражание святым для нас спасительным будет. Аминь. 26-й день 243. Кроткое обращение с грешником есть самое действительное средство к обращению его от заблуждения пути его (Из жизни св. Стефана, епископа Пермского. Чет. Мин. апр. 26) Одно из дел милости духовной есть то, чтобы увещанием обратить грешника «от ложного пути его» ( Иак.5:20 ). Дело трудное; ибо в оном обращающему приходится вести собрата не под гору, а на гору. Но нет ли средств облегчить оное? Да, есть, и одно из самых действительных есть кротость, растворенная терпением. Обращающий грешника прежде всего должен помнить, что как врач телесный, когда признает необходимым отнять у больного зараженный член, то сначала всячески успокаивает страдальца и потом уже приступает к делу; так и обращающий грешника от заблуждения пути его, если подлинно желает обратить его на путь правый, непременно должен относиться к нему с кротостью и терпением, и тогда, почти можно безошибочно сказать, будет и успех. Это можно доказать и самым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Запись в Богородичнике Волоколам. библиот. о ссылке Башкина, 134 (Филарет, Ист. рус. церкви, III, пр. 214 и жития, ноябрь, 337). Привез его архим. Герман, о котором выражается Курбский, что хотя он и «иосифлянин, но лукавому их обычаю и лицемерию не причастен, человек простой, истинный и непоколебимый в разуме, великий был помощник в напастях и бедах и милостивый к убогим, тела великого муж и разума многого» (121–122). Это Садырев-Полев, основатель свияжского Богород. монастыря, впоследствии архиеп. казанский. Курбский считает его казненным, но он умер в 1567 г. от мора (и в 1595 причислен к лику святых, Строев, 288). Курбский же называет его «отчасти учеником М.Грека». О ссылке Артемия (Акты Арх. экспед., I, 353; подроб. приговор об Артемии в грам. м. Макария в Соловецкий мон., 239 с. 244–256). Сказ. Курбского, 135 (окован). В то время игуменом здесь был Филипп, впоследствии митрополит, задушенный Малютой Скуратовым. Феодорит, будучи архим. сузд. Евфимиева мон., обличал сузд. епископа (члена собора) Афанасия в его пороках (сребролюбец и пьяница, по словам Курбского, 135). О Феодорите (Курбский, 126–140; казнен будто бы за ходатайство о нем, 141). Афанасий из князей Палецких, взят на епископство из игуменов Кирил. мон. (1551–64), уволен туда же. С 1556 г. архиеп. полоцкий (Строев, 655; Никонов. лет., VII, 204). Сведения о ересях см. Москов. соборы на еретиков XVI в. (Жалобницы Симеона и Сильвестра, Чт. Моск. Общ. ист., 1847, III; Акты Арх. экспед., I, 238); Никон, лет., VII, 203–207; также Летописец русский по рукоп. А.Н.Лебедева (Чт. в Общ. ист., 1895, III, 7–8, очевидно по соборн. излож.); к сожалению, до нас не дошло подлинное дело о ересях. В описи царск. архива (по Акт. Арх. экспед., I, 289) сказано: ящик 222, а в нем соборные дела, списки черные Мат. Башкина, да Ортемия, быв. игум. троицкого, и Федоса Косова и иных старцев (Акты Арх. экспед., I, 353). Сказания кн. Курбского (124–142; Опис. рукоп. Рум. муз., 243). Исследования: И.И.Малышевского , Иван Смера (Труды Киев. дух. акад. 1876, 1 и отд.); О сношениях дат. кор. Христиана III с царем Иоанном Васильев. IV, касательно заведения типогр. в Москве, И.Снегирева (Сборн. Общ. ист., IV, кн. I), Макарий (VI, 248– 265), Голохвастов (Сильвестр), Калугин (258–280), Голубинский (II, 818–842); Жмакин (463–465); П.Занков, Старец Артемий, пис. XVI века (Ж. М. Н. Пр., 1887, 11); А.К.Бороздин, Очерки религиозн. разномыслия (Слово, 1905 – Башкин и др.); Садковский и Вилинский (см. выше). § VIII

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

381 Соловецк мон. Λ» 452 (485); Казанск. дух. Акад. ЛУ6 453 (486) и 457 (489); Кир.-Белоз мон. (Спб. д. Ак.) Л° 45/1122; собр. гр. Уварова 958 (485); И. II. Б. Толст. И. 129, и др. 382 Проф. А. А. Бронзов (op. с. 48 и 495) находит возможным соглашаться с Казанским, что об ««Αποφθγματα» в первый раз определенно упоминается лишь в XII в., у патр. Антиохийского Иоанна; тогда как, напр., в Моск. Синод. б. имеется греческий список «’Αποφθγματα» – X в. (Архим. Владимир. Систематич. опис. рукоп. М. Син. б. Ч. I. М. 1894, стр. 501–2). К X–XI в. относится и грузинский перевод. (Н. Марр. Агиогр. матер, по грузинск. рукоп. Ивера. «Зап. В. О. И. Р. Арх. Общ.» XIII, 2–3, стр. 16–36). 383 Перевод «Vitae patr.»: рукоп. Моск. Син. б. 153, л. 121: «Патерикъ жить н повсти различны стхъ ць бсносьныхъ» (Опис. II–2, 267 и д.); рукоп. Тр.–Серг. Л. 703 (1896), XIV в.: «Повести различны святых отець» (Опис. III, 82); рукоп. М. Син. б. Чудовск 104, XIV в. (см. «Древн. Патер., излож. по главам». М. 1874, стр. 7); рукоп. Тр.–Серг. Л. 37 (2020), XV в: «Книга глема патерикъ»; рукоп Казанск. д. Акад. 467 (647), XV в.: «Книги нарицаемы Патерик. в нихже повсти и житиа стыхъ ць...» (Опис. II, 176 и д.); рукоп. Увар. 953 (989), XV в. (Систем. Опис. II, 243–4), и др. Отдельные отрывки находим в рукоп. М. Син. б 551, XI–XII в. Перевод «’Αποφθγματα» (Азбучный Патерик): рукоп. Тр.–Серг. Л. 701, 1469 г.: «Въ сен исписас добродтелное и дивнаго жизнь. и стыхъ и блженны ць...» (л. 1); рукоп. Кир.–Белоз. м. 8/1247, XV в.: « блаженыхъ оць» (л. 2). 385 Ср. в «Достопамятн. Сказан. о подвижничестве св. и бл. отцев» (М. 1846, стр. 10): «Говорил также авва Антоний: Бог в нынешния времена не попускает таких искушений, какия были прежде; ибо знает, что ныне люди слабы, и не перенесут их». 386 Несколько неожиданным является замечание, что «Палестинское монашество не имеет, подобно египетскому и сирийскому, собственного патерика. Церковный писатель VI в. и палестинский подвижник Иоанн Мосх имел в виду написать палестинский патерик, но он не ограничился сказаниями об одних палестинских отцах. Его Луг Духовный не есть, по сему, чисто–местный патерик...» (Прав. Пал. Сб. XV, 2. Иером. Феодосий Олтаржевский. Палест. монаш. с IV до VI в. Предисл., IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

1126 Наиболее тесная связь в этом пункте христианского мировоззрения преп. Кассиана заметна у него с Григорием Нисским , сочинение которого «Об устроении человека» и посвещено исключительно антропологии. Состав человека и его способности указываются преп. Кассианом те же, что и у Григ. Нисск. См. Григ. Нисск. «О жизни Моисея» ч. 1 стр. 230–300. «О молитве» стр. 433 и особенно соч. «Об устроении человека». Взгляд на «ум» как на «владычественный» в природе человека, на стремление его к Богу, как закон его природы, и на необходимость подченять направление всей жизни этому закону богоподобного ума, как закону истинной жизни человека, ясно раскрыт восточными о. о. раньше преп. Кассиана: Григ. Нисск. в указанных сочинениях; Антон В. см. Доброт. т. 1, 66, 88, 71; «Наставления о добр. жизни в 170 гл. Доброт. т. 1 стр. 80–86. У Антония В. очень ясно выступает вделение ума в душе, как особого Божьего дара. Ум богоподобен и стремится к Богу. Доброт. т. 1, стр. 81–82. Прямо говорится, что душа госпожа тела; Доброт. т. 1, стр. 82 (§ 101) и 85 (§ 117). Тоже самое рассуждение об «уме» и у Макар В. Доброт. т. 1Ю стр. 155–168 ср. 243–244, 190. Срав. Вас. В т. V стр 10; 390–392 И. Злат. т. 1, стр. 21–25. Нил. Син. т. 1, стр. 282, т. 2, стр. 209. 1131 Зло по взгляду восточ. отцов есть воля человека, в ее отпадении от Бога и уклонение от исполнения воли Божией. Ант. вел. Доброт. т. 1, стр. 68. Срав. Макар в. Доброт. т. 1, стр. 219. Осщбенно же у Григ. Нисск. «о молитве» стр. 433, т. 1, ср. 394. Срав. «о жизни Мосея» стр. 284–287. 1133 Авва Исаия . Добрт. т. 1, стр. 284–285. Срав. Макар. в. Добр. т. 1, стр. 164.Все почти сочинения Ефрема Сирина проникнуты чувством скорби и плачем от сознания греховности человека и бессилия в делах добра. Тоже и у Григор. Богосл. твор. т. 5, стр. 10, («плач и моление ко Христу»); т. 4, стр. 305, («плач о страдание души своей»). 1137 Соб. IV, 12. Срав. Макар. В. Доброт. т. 1, стр. 195, (§§ 111–112) Вас. Вел., т. 5, стр. 93, (правила простр. излож.). 1141 Сравни с этими словам суждения: Григ. Нисск. т. VII, 265 («о цели жизни по Боге»), Марка Подв. 257–258 стр. («о рае и законе»), Ефрема Сир. «Слово к отрек. От мира». Т. 5 стр. 18, 28 и «Наставл. Монахам» т. 5 стр. 33–35. Изд. Моск. 1850 г. Иоанн. Златоуста Гомилия 12 на посл. к. Евр. (3). Mign. t. 63 p. 99 изд. 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010