В номинации «Лучшее художественное произведение» расскажем о книге, удостоенной Диплома III степени - издательство «Арт Деко», Вячеслав Хотулев «Свет огня». Это роман о жизни и духовном пути одного из самых почитаемых святых на русской земле - преподобного Сергия Радонежского. В повествовании описана история московского княжества и соседних земель на протяжении почти всего XIV века, то есть в самые тяжкие годы татаро-монгольского ига. В романе - более 60 исторических персонажей, от Ивана Калиты до Дмитрия Донского. Примечательно, что проходящая в «Манеже» экспозиция, особое внимание уделяет данным историческим деятелям, посвящая им и документальные фильмы, и фрагменты жизнеописания. А в той же номинации Диплом I степени и приз Конкурса присужден книге «Единственный мой Бог» иеромонаха Симона (Бескровного), издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Книга «Единственный мой Бог» стала продолжением стихотворного сборника иеромонаха Симона «Дневник инока». Автор открывает в стихах трудно постижимые особенности духовной жизни, передавая нам сокровенную жизнь сердца, стремящегося к полноте общения с Богом. В номинации «Лучшее электронное издание» Диплома I степени и приза и приза Конкурса удостоен мультимедийный проект «Живая поэзия. Круг лета Господня». Над изданием трудились Центр культурных инициатив «Сретение», Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. И сразу после торжественной церемонии авторы показали в миниатюре свой проект. Он создан на основе 4-х томной иллюстрированной «Антологии русской поэзии «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники». Автор-составитель - Ольга Нерсесова. По словам организаторов Конкурса, этот мультимедийный проект дополнил печатное издание уникальным контентом видео- и аудиозаписей. В заключение отметим номинацию «Первая авторская книга», в которой Диплома II степени награждены протоиерей Илья Шапиро и издательство «Сибирская благозвонница» за книгу «Дыхание Церкви: Записки о богослужении». Этот сборник - попытка показать читателю смысл и переживания богослужений, которые благодаря их великим творцам явились нам как некие божественные гимны. Но был еще Главный приз Конкурса «Просвещение через книгу» - им удостоена книжная серия «Русские писатели-классики и Православие». Её составитель Валерий Алексеев (Издательский дом «К единству!» Международного Фонда единства православных народов). В этой тематической библиотеке, издаваемой на протяжении 12 лет, выпущены массовым тиражом фундаментальные книги о творчестве Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя, Ф.И.Тютчева, И.А.Крылова, А.С. Пушкина , А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова, М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, В.М.Шукшина, М.А.Шолохова и их отношении к православию. Эти труды стали заметным событием в культурной и духовной жизни современной России, ближнего и дальнего Зарубежья.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

В целом святитель выводил одно общее правило для всякого педагога, на котором он может безбоязненно основывать свои труды. Звучит оно как доброе архипастырское наставление, обращенное в вечность. Но звучит ясно и по-христиански убедительно: «Любите учеников, будьте крайне справедливы и беспристрастны, являйте во всем участие к их благу, но будьте в то же время начальником, а не панибратом, чтобы они не имели ни малейшего повода понизить уважение, чтобы видели в вас силу, на которую всегда могут опереться, руководство, которому со всею доверчивостью могут предаться» . Прокл Ясуо Ушимару, протоиерей. Японское православие и культура периода «Мейдзи». URL: http://portal-credo.ru (дата обращения 20.01.2015). «Я здесь совершенно один русский...». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии/Публикация и комментарий Р.К.Цуркана. СПб., 2002. С. 50. Сергий (Страгородский), архимандрит. На Дальнем Востоке (Письма японского миссионера). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С. 241. Позднеев Д. Архиепископ Николай Японский (Воспоминания и характеристика)//Святитель Николай Японский в воспоминаниях современников/Сост. Г.Е.Бесстремянная. СТСЛ, 2012. С. 88. Дневники святого Николая Японского: в 5 т./Сост. К. Накамура. Т. 3. СПб.: Гиперион, 2004. С. 207, 223. Сёдзи С. Как я стал христианином//Святитель Николай Японский в воспоминаниях современников/Сост. Г.Е.Бесстремянная. СТСЛ, 2012. С. 388. (С. 353 – 403.) Святитель Николай Японский. Видна Божия воля просветить Японию: сб. писем/ред.-сост. Г.Г.Гуличкина. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. С. 204. «Я здесь совершенно один русский...». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии… С. 50, 51. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на Евангелие от Иоанна. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 433. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 120. Катков. К. 52. Ед. хр. 6. Л. 2. «Я здесь совершенно один русский...». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии… С. 50.

http://bogoslov.ru/article/5185861

Исследование проведено с привлечением широкого круга источников и опирается на документы и материалы из разных архивов. Обширный корпус источников позволяет сформулировать обоснованные выводы, опирающиеся на разнообразный исторический материал. Номинация «Лучшая книга для молодёжи» выделила только две степени дипломов. Так Диплома II степени удостоена книга «Диалоги о семье и браке», Елены Морозовой (Издательство «Сибирская благозвонница»). Книга ставит актуальную проблему нашего времени: как сохранить семьи в ситуации, когда рушатся традиционные устои, насаждаются «альтернативные» виды взаимоотношений, претендующие на право называться семьей. Материал, используемый в книге, основан на реальных событиях. В номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание» Диплома I степени и приза Конкурса удостоена книга «Благословенное древо» коллектива авторов. Среди них Елена Давыдова, Светлана Гнутова, Владимир Абрамов (издание Вятской епархии и Коллекционного дома Абрамовых). Каталог собрания Коллекционного Дома Абрамовых посвящен православной пластике - от миниатюрных икон до скульптурной резьбы, он включает 106 предметов XVII-XX веков. Тема сакральной резьбы по дереву во многом загадочна, до сих пор мало исследована и не известна широкому кругу читателей. В книге рассказывается об истории развития этого вида искусства в России, объясняется религиозная символика. В номинации «Лучшее учебное издание» Диплома I степени и приза Конкурса удостоена книга «Русская Церковь и государство в XIII-XVI веках». Автор - Николай Покровский (издание Православной Гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского, Новосибирск). Учебное пособие Николая Покровского, историка, археографа, академика Российской Академии наук, ученика академика М.Н.Тихомирова - результат прочитанного им в 2009/2010 учебном году курса лекций преподавателям и учащимся православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского города Новосибирска. Четыре века российской истории рассмотрены в пособии через призму взаимоотношений Церкви и государства, их союза, взаимопомощи и взаимовлияния в один из самых драматичных периодов становления и развития Руси.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Итак, при наличии таких серьезных разногласий между учениями двух этих авторов мы полагаем, что встречающиеся в рукописях не характерные для прп. Исаака такие ремарки, как – «великий учитель и ритор Диодор» (равно как и в случае с «цитатами» Феодора Мопсуестийского, см.: [Скарга, 2022(а)]), являются тем наслоением, которое сделали позднейшие несторианские переписчики, желающие путем интерполяций адаптировать в своей среде тексты прп. Исаака Сирина . Наше исследование позволяет сделать пересмотр утвердившихся в научной среде мнений, относящихся к «аутентичному» корпусу его творений, находящихся в рукописях восточно-сирийской редакции, и признать в них наличие интерполяций, внесенных несторианскими переписчиками 12 . Вместе с тем можно признать несостоятельным и ошибочным утвердившийся в научной среде тезис, что «в области догматики и экзегетики главными авторитетами для Исаака Сирина были Феодор Мопсуестийскийи ДиодорТарсийский» [Иларион, 2011. С. 700], и тем самым пробудить к жизни новый виток православного исааковедения. Литература Аржанов Ю. Н. Сирийские Ветхозаветные псевдоэпиграфы. Апокрифические псалмы Давида, Апокалипсис Баруха, Сентенции Менандра. СПб: ООО «Димитрий Буланин», 2011. Бёлэ Р. Безвидный свет: введение в изучение восточно-сирийской христианской мистической традиции. М.: Издательский дом «Познание», 2021. Василий Великий , свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2008 (ПСТСО; т.3). Дионисий Ареопагит , сщмч. Сочинения. Толкования Максима Исповедника . [Греч. текст]/Пер. Г. М. Прохоров. СПб: Алетейя, 2002. Заболотный Е.А. Сирийское христианство между Византией и Ираном. СПб: Наука, 2020. Иларион (Алфеев) , митр. Исаак Сирин //Православная энциклопедия. 2011. Т. XXVI. С. 695–731. Исаак Сирин , преподобный. О Божественных тайнах и о духовной жизни: новооткрытые тексты/Пер. с сир., прим., предисл. и послесл. митр. Илариона (Алфеева) . СПб: Издательство Олега Абышко, 2013. Исаак Сирин , прп. Слова Подвижнические/[Пер., предисл. С.И. Соболевского]. Сергиев-Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ri...

о.Алексий: «Сибирская Благозвонница» очень замечательное издательство – не нарадуешься. А.Арендаренко: Я еще удивляюсь, что люди покупают книги, читают. В метро – все в телефонах. Надеюсь, верующие не так, хотя мы все дети века сего. Что касается батюшки, то он не только в студии здесь сидел, но просто был душой. Без преувеличения. На нас случались нападки и конфликты – враг не дремлет ведь. Отец Дмитрий вставал стеной. Для нас было просто неким откровением узнать, что он завещал крупную сумму «Радонежу». Ему жертвовали на детский дом, он не забыл, уже будучи в немощи, и о нас грешных. Отец любящий и замечательный пастырь. Когда мы стояли на отпевании патриарха Алексия, надгробное слово сказал именно отец Дмитрий. В алтаре был весь священный собор, а вышел именно батюшка. Как сказал! Мы рыдали… Удивительный батюшка. Когда-то у меня с батюшкой был эфир на радиостанции «Радио России». Они его позвали, но как-то его побаивались и выпустили меня в прямой эфир, хотя это было не в их обычае меня пускать в эфир. Приехал батюшка по своему обыкновению. Священники обычно деликатны, чтобы не обидеть, чтобы позвали еще раз. А батюшка был человек прямой, что думает, то и скажет, ни с чем не заигрывал, никого не боялся. Тогда он был председателем Синодального отдела по взаимодействию с армией, много было вопросов по поводу призывников, подготовки, всего, и он говорил в своей обычной манере, что думает. Мне было так радостно. А по пути домой на меня обрушились звонки начальства. Как ты могла? Ты должна была рулить эфиром. Почему у тебя отец Дмитрий вот так? А как вы себе представляете, чтобы я рулила эфиром, в котором сидит отец Дмитрий? И что он такого сказал? Чем вас потряс? Он сказал правду, которую мало говорят, не выбирая выражений. Обычно люди не обижались. Звонят, скажут что-то, а он как скажет! Но понимали, что это с любовью, что нужно так, потому что иначе не дойдет. Вы не помните его резким, а я помню. Но это всегда было в меру. Л. Чуткова: - А я помню, как к нему подошел Иван Охлобыстин, еще будучи священником, было это в храме Николая Заяицкого. Он просто без разговоров ему по лбу так постучал и так вразумил. Без слов. Он так человека понимал. Сканировал просто. Идешь, поникший, с грузом грехов, подходишь, он просто епитрахилью накроет и всё… Он помолился и взял часть на себя. Благодать от него шла. Это все чувствовали.

http://radonezh.ru/2022/12/19/nastoyashc...

Окрести его Ты Сам, Господи, в море щедрот Твоих и не лиши света Твоего Божественного. За веру и слезу мои и ради милосердия Твоего спаси его неизреченною Твоею благодатию. Аминь». Но какого-то отдельного чинопоследования или канона нет, потому этот вопрос должен быть решен хотя бы ради родителей и ближайших родственников умерших. Русская Церковь поднимала вопрос о составлении молитвы за умерших некрещеных младенцев. В 2012 году Президиум Межсоборного присутствия представил как одну из тем для рассмотрения перед Комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства и проблему отсутствия какое-либо молитвы за усопших некрещеных младенцев . Протоиерей Алексий Уминский, рассуждая о посмертной участи чад, не сподобившихся принятия Святого Крещения, пишет: «Неправильно, что настоящая церковная семья лишена молитвы утешения, церковной молитвы за усопшего ребенка, не сподобившегося по каким-то обстоятельствам крещения» . 14 июля 2018 года Священный Синод Русской Церкви принял «Последование об усопших младенцах, не приемших благодати святаго Крещения» . После всестороннего рассмотрения этой темы, хотелось бы просто порассуждать. Посмотрите на детей – они еще не осознают, что такое зло. Даже если и делают какие-то вещи неправильно, то исключительно по наивности, не задумываясь о том, что творят. Какой спрос может быть с нерожденного ребенка или умершего младенца, который не знает, Кто есть Бог и что нужно делать для своего спасения? Если утверждать, что такие несчастные чада пойдут во ад, это означает, что мы сравниваем их со взрослыми. Но не кажется ли вам это абсурдным? Господь не робот, Он выше закона, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Конечно, мы не можем знать, что и как происходит там, после смерти. Но отправлять в ад несчастных детей, которые не могли самостоятельно принять Крещения, неправильно и, пожалуй, эгоистично. И тут, как никогда, уместны слова апостола Павла, восклицающего: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим. 11:33-34). Библиографический список 1. Августин Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 1296 с. – (Классическая философская мысль). 2. Блаженный Августин. Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 191 с. 3. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2008. – 544 с.

http://bogoslov.ru/article/5953902

Ответ Бога на молитву, в которой задействованы не только естественные силы души, ищущие безопасности и благополучия своему хозяину и его близким, в которой осознается, что Бог не просто Сильный и Мудрый Хозяин вселенной, но и всежертвенный Отец, отдавший Сына Своего на земной подвиг и на крестную смерть ради каждого из грешных потомков Адама, получает обильный благодатью Духа ответный импульс Бога, преисполняющий молящегося не только силой, но и разумением к провождению рассудительного христианского подвига жизни. А делание «ради Христа» становится продолжением такой молитвы «во имя Его», обогащающей в христианине устроение на всецелое отдание себя Богу по образу Сына Божьего, ставшего Сыном Человеческим, в силе и рассуждении Духа Святого. Такие молитва и делание «во имя» и «ради Христа» призваны и способны сделать нас воистину «сынами Божьими» по благодати, о которых Христос парадоксально утверждает как раз перед тем, как призвать нас к молитве «во имя Его», что верующий в Него сможет совершить дела «больше», чем Он Сам ( Ин 14:12 ). Выбранный нами стих входит в число последних завещаний, высказанных Господом Иисусом Христом апостолам перед тем, как Он пошел на Голгофскую жертву. Прошение, здесь упомянутое, подразумевает прежде всего взыскание даров Святого Духа, главным из которых является единение со Святой Троицей ( Ин 14:23 ) и со-участие христианина в деле спасения рода человеческого через смиренное последование Христу Спасителю. Использованные источники: 1 . Афанасий Александрийский , свт. Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах//Он же. Творения. В 4-х т. ТСЛ: Собственная типография, 1902–1903. Т. 3. С. 178–250. 2 . Афанасий Александрийский , свт. На ариан слово четвертое//Там же. Т. 2. С. 455–494. 3 . Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. В 7-ми т. Казань: Центральная типография, 1892–1913. Т. VI. 1908. 4 . Кирилл Александрийский , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. В 2-х т. М.: Издательство Сибирская благозвонница, 2011. Т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Но кто же все-таки автор? Этот вопрос я задавала себе 25 лет. И вот к каким рассуждениям пришла. Прошу исследователей и библиографов обратить на мои рассуждения и на эти тексты особое внимание! Духовный труд из архива отца Григория Пономарева, о котором я рассуждаю, составлен как сборник, из нескольких частей. Возможно, подумала я, это сборник из разных книг. В содержании моего экземпляра (сейчас книга находится в моем личном архиве — авт.) указано, что весь текст состоит из 26 глав и приложений. Книгу я готовила к печати в серии «Из архива репрессированного священника Григория Пономарева...», содержание знала, первоисточники и ссылки, указанные в этой перепечатке, изучала в фондах редких книг научных библиотек Санкт-Петербурга, делала соответствующие примечания и ссылки. В 2007 году в Москве в издательстве «Сибирская благозвонница» вышли избранные творения Святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.  Эту книгу я приобрела для своей домашней библиотеки. Изучая содержание избранных творений святителя Луки, я ясно увидела, что на стр. 665 опубликована работа Крымского архиепископа «Наука и религия» и насколько глав внутри этой работы совпадают по названию с главами из перепечатки отца Григория «Гуманизм христианской морали». Совпадают также частями отдельные куски текстов, но не полностью. Однако некоторые главы, которые находятся в перепечатке отца Григория, в издании «Сибирской благозвонницы» отсутствуют. И тем не менее крутился вопрос: «Значит, у отца Григория в архиве неизвестная работа архиепископа Луки Войной-Ясенецкого?!» Но почему тогда публикация этой работы в книге издательства «Сибирская благозвонница» не полная? Загадка. В интернете, к помощи которого я часто прибегала, информация скудная и полных текстов «Гуманизма...» я тоже не находила. Биографы святителя Луки, надеюсь, разгадают эту загадку, когда им будет доступен весь архив святого Луки Войно-Ясенецкого. Но мы уже сейчас можем предположить, что святитель Лука (если это действительно его работа) был уверен, что наш Пушкин — это совсем не тот повеса, о котором сочиняют множественные небылицы и изрыгают в его адрес бспощадную хулу. И тогда рассуждения архиепископа Луки о том, что Пушкин не писал «известных» хульных текстов, заслуживают особого и пристального внимания и изучения.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/24/...

А.Арендаренко: Причем он мог сформулировать так, что дня три после этого гудел эфир, общественное мнение – как батюшка сказал! Одни были недовольны, другие радовались. о.Алексий: Так что можно попросить и Анну, и Сергея Михеева, передать их личные ощущения. Сергей несколько раз бывал на эфирах. Книгу можно украсить воспоминаниями разных людей. А.Арендаренко: А уж у радонежцев и нашего Братства особенное отношение к батюшке! о.Алексий: Воспоминания могут быть разные. Когда их читаешь, есть моменты, которые тебя удивляют. Отец Дмитрий в Словакии. Они идут со священником по городу, а на столбах расклеены объявления антибожии, кощунственные просто. И батюшка видит, как отец Дмитрий просто начинает их срывать со всех столбов – не мог он это терпеть. А.Арендаренко: А помните, как был день рождения радио «Серебряный дождь», и что тогда батюшка говорил? о.Алексий: Кстати, вчера владыка, председатель миссионерского отдела, сказал, что радиостанцию закрыли, она переехала в одну из бывших союзных республик, а там ее закрыли как русскую компанию, хотя и работала она против России. Им там неважно, за или против, - русское закрываем. А.Арендаренко: Молчанием предается Бог, молчать нельзя. Вопрос: - Попросите Аркадия Мамонтова написать свои воспоминания. Л. Чуткова: - Он прихожанин храма, где служил батюшка, я его часто вижу, я к нему подходила. Издательство «Сибирская Благозвонница», в котором я работаю, тоже делает книги воспоминаний. 5 лет как не стало нашего батюшки Наума (Байбородина), который похоронен в Лавре. Когда он был жив, мы печатали его работы, но он был настолько скромен, что называл себя Николаем Посадским, составителем. Теперь мы стараемся издавать тома, которые, как оказывается, он после себя оставил. У нас много книг. Прекрасный том в 1100 страниц был издан ко дню памяти отца Наума. Старцы уходят, мы не можем к ним обратиться напрямую, но как прекрасно, что есть их работы. «Вольный странник» не только издает, но и старается всячески пропагандировать. Книги раскупаются, выходят небольшими тиражами.

http://radonezh.ru/2022/12/19/nastoyashc...

«При переиздании святоотеческого наследия очень удобно использовать упрощенную схему получения грифа, — говорит Людмила Чуткова, выпускающий редактор издательства " Сибирская благозвонница " . — У нас выходит много книг. Мы издаем Священное Писание, творения святых отцов, жития святых, а также богослужебную, историческую и художественную литературу. Когда мы готовим новые книги, то часто созваниваемся с сотрудниками Издательского Совета и всегда получаем квалифицированные ответы на самые разные вопросы, например как лучше рассказывать о чудесах, чтобы не смутить читателей, как описать жизнь современных христианских подвижников». Сегодня издатели освоили почти все «премудрости» выпуска православных книг. Бывают и сложные ситуации, когда авторы не соглашаются с отрицательным отзывом на свой материал и подают апелляцию. Спорные моменты решаются в рабочем порядке. В прошлом году на заседаниях коллегии было рассмотрено 911 впервые поданных материалов. Не был предоставлен гриф всего 71 книге. Число отказов в грифе за последние годы заметно сократилось. А это значит, что постепенно растет «богословская эрудиция» писателей и издателей. Список документов на рецензирование для издательств: для некоммерческой организации: для автора или частного лица: Митрополит Калужский и Боровский Климент: За десять лет издательская культура заметно выросла «Практика рецензирования книг и предоставления грифа существует почти десять лет. Когда мы только начинали, издатели не всегда предоставляли качественную продукцию. За прошедшее время издательская культура заметно выросла. С издателями, если говорить о юридических лицах, почти нет проблем. Они знают правила подачи документов, все требования для получения и использования грифа. Чаще бывают сложности с частными лицами, которые обращаются в Издательский Совет впервые. Но в ходе работы все налаживается. Издатели заинтересованы в быстром получении грифа и готовят свои материалы на хорошем уровне. Отмечу, что требования к содержанию православных книг за прошедшие годы значительно повысились, и издатели стараются им соответствовать. Они присылают нам уже макетированную продукцию, готовую к печати. Если редакторы и корректоры поработали профессионально, замечания могут быть минимальными.

http://patriarchia.ru/db/text/5458919.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010