Зимой это 20 января – Собор Иоанна Предтечи, весной – понедельник Светлой седмицы, летом – 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и наконец осенью – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи. …Келия старца Амвросия в «хибарке» стала мемориальной и открыта постоянно для посетителей не только мужчин, но и женщин.      Идём через рощу по дороге, по которой ходили и сами старцы оптинские, и их знаменитые и самые простые гости-богомольцы. Некоторые деревья по сторонам дороги весьма солидного возраста, также помнящие «золотой век» Оптины. Скит и колодезь во имя Амвросия Медиоланскаго возникают впереди перед нами неожиданно и радостно. В благоговении стоим перед Святыми вратами и молимся. Справа от них – хибарка старца Амвросия, знаменитое крыльцо, перед которым в ожидании приема и получения духовного совета собирались многочисленные богомольцы. …Сегодня на прием к старцу пришли мы. Входим с волнением в хибарку. На стенах –   иконы, портреты, фотографии, карта скита с храмами, келиями, хозяйственными постройками. Вся его история наглядно проходит перед нами.      И над «Оптинским Афоном» был и всегда будет Покров Царицы Небесной, одним из земных уделов которой стала Святая Гора Афон. С глубоким волнением молимся перед Ее чудотворными образами и в келии старца Амвросия, и в келии преподобного Иосифа, келейника и духовного преемника великого Оптинского старца. Как мы знаем из жития старца Иосифа, он один из немногих, кого можно назвать «избранником Божией Матери». Старец удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной. Посещала Она его и в хибарке во время тяжелой болезни. Матерь Божия, верим, и сегодня незримо присутствует здесь. Пресвятая Богородице, спаси нас!      В материале использованы снимки с сайта Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, а также фотографии Владимира Ходакова. Рейтинг: 10 Голосов: 88 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Марина 21 января 2020, 10:37 Спасибо за такой чудесный подарок - статью об Оптиной с прекрасными фото! Как раз перед сном думалось, как хорошо в Оптиной, а утром эта статья! Преподобные старцы Оптинские, молите Бога о нас! Дивен Господь во Святых Своих! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!

http://pravoslavie.ru/127206.html

Кончина епископа Игнатия последовала в воскресенье 30 апреля, в Неделю жен-мироносиц. На шестой день после смерти было совер­шено отпевание тела епископа Игнатия преосвященным Ионафаном, епископом Кинешемским, по пасхальному чину. На погребении святителя Игнатия присутствовало 5 000 человек. Все удивлялись мягкости рук и вообще покойному положению тела почившего, которое нисколько не издавало обыкновенного запаха тления. Отпевание усопшего скорее походило на какое-то торжество, чем на погребение. Невольно вспоминались слова усопшего: «Можно узнать, что почивший под милостью Божией, если при погребении тела его печаль окружающих растворена какою-то непостижимой отрадою». Гроб с телом святителя был обнесен вокруг собора и при пении «Хри­стос воскрес» опущен в землю в малой больничной церкви в честь препо­добного Сергия Радонежского и святителя Иоанна Златоуста , у левого клироса. Весьма примечательно, что епископ Игнатий, почти двадцать пять лет отдавший на служение северной обители преподобного Сергия, вечное упокоение нашел тоже в храме преподобного Сергия, только на юге. В автобиографических записках М. В. Чихачева отмечены по­смертные явления святителя Игнатия своим пасомым. Так, на две­надцатый день по кончине святителя одна из духовных дочерей его, находившаяся в большой скорби из-за его внезапной кончины, виде­ла его в неописуемом свете в храме. Ночью того же дня она слышала дивное пение тысячи голосов. Мерно гудели издали густые басы, как гудит в пасхальную ночь звон всех московских колоколов, и плавно сливался этот гул с мягкими бархатными тенорами, с рассыпавшимися серебром альтами, и весь хор казался единым гласом – столько было в нем гармонии. И все яснее и яснее выделялись слова: «Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, ар­хиереев Богодухновенное украшение, монашествующих славо и по- хвало; писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, новый Златоусте: моли Слова Христа Бога, Его же носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние!» Пение этого тропаря по­вторялось в течение трех ночей. Служение епископа Игнатия словом назидания не прекратилось с его кончиной. Учение святителя о ду­ховной жизни христианина, изложенное им в его творениях, служит спасению христиан всех последующих поколений. Многочисленные издания творений владыки Игнатия быстро расходились по обителям и частным лицам, по лицу всей Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.1 из  5) Часть седьмая. Первый и последний (Роман испытания) «…Подумай, сын, ты о царях великих. Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет Противу их? Никто. А что же? Часто Злотый венец тяжел им становился; Они его меняли на клобук…» Пимен — Гришке Отрепьеву Гиштория о Варлааме и Иасафе 19 ноября, в день неожиданной, труднообъяснимой кончины богатырски здорового сорокавосьмилетнего государя императора вдали от столиц и буквально накануне потрясений, которых он предотвратить уже не мог, — в этот самый день Православная Церковь празднует день святых Варлаама и Иасафа. Старца, пришедшего в царский дворец, и царя, ушедшего из дворца в пустыню. …Аще и диадиму царскую кто на себе имея, в нечестии же бывшему, вся ни во что преимея. Иасаф, сын индийского царя Авенира, «воспитан бе аки в некоем затворе»: отец не выпускал сына за пределы чудно устроенного дворца, чтобы тот не знал, не ведал о страданиях, скорбях, муках земной жизни. Но однажды Иасаф повстречал двух старых «мужей», «изморсканым лицем и горбата суща», бессильных, жалких. Зрелище так поразило юного Иасафа, что он задумался о неизбежной старости и смерти и погрузился в неизлечимую печаль. Никто не мог его развеселить, никто не был в состоянии утешить. И вот, к воспитателю Иасафа Зардану приходит преподобный Варлаам. Сказавшись чужеземным купцом, пустынник и молитвенник обещает исцелить царевича. А сам открывает царевичу «истины евангельския», крестит и разъясняет монашеские правила постного, а потому радостного жития. Заметив происшедшую в сыне перемену и узнав о ее причине, языческий царь Авенир по совету придворных мудрецов пробует извлечь сына из христианского пленения: сначала «избранных девиц красотою повелевает ко Иасафу ввести»; когда и это сильнодействующее средство не помогает, Авениру ничего не остается, как отделить сыну некоторую часть своего царства и повелеть отойти в нее, да не соблазняет своим примером доброверных подданных. Вскоре царство Авенира, некогда процветавшее, приходит в упадок. Иасафово же царство благоденствует. Авенир признает правоту сына и тоже принимает крещение.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/7/

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 6  голосов:  4.2 из  5) Дорогие братья и сестры! В наше время, как множество ядовитых грибов, вырастают различные секты и лжеправославные учения, развивается так называемое православное язычество. К их числу относится учение о прельщенном отроке Вячеславе, широко распространяемое в среде православных людей под видом борьбы с антихристом и предупреждением о последних временах. Мое знакомство с учением об отроке Вячеславе связано с семьей Коньковых, убежденных его почитателей, активно распространяющих книги об отроке. Мне довелось не один месяц прожить вместе с этой семьей, выпало даже пострадать от этого колдовского явления и его сторонников. После этого я решился взяться за написание этой статьи. Цель статьи — предупредить людей от знакомства с этим гибельным для души колдовским учением об отроке, находящемся в бесовской прелести. К этому меня подвигает долг священника, ведь, как говорил Святейший Патриарх Павел Сербский: «Наш долг — изложить истину, которую знаем, перед тем, кто хочет слушать». В декабре 2007 года в Кожеезерский Богоявленский монастырь, настоятелем которого я являюсь, пришел Филипп Коньков (один из сыновей семьи Коньковых). При встрече он взял благословение, сказал, что верующий. Первое, что он мне предложил сразу после нашего знакомства — это была книга Лидии Емельяновой про отрока Вячеслава Крашенникова «Бог говорит избранным своим…». Я удивился, потому что я видел этого человека первый раз, сказал, что прочитаю при случае. Как выяснилось впоследствии семья Коньковых предлагает эту книгу всем, кто идет на контакт с ними: предлагает не «Евангелие», не жития прославленных святых (например, прп. Серафима Саровского или прп. Сергий Радонежского) — а книгу об отроке, жившем в недавнее время в г. Чебаркуле и умершем в возрасте 11 лет. До этого случая мне доводилось держать в руках эту книгу: зимой 2007 года я был в Онеге и прихожане Онежского храма подошли ко мне и спросили: «Можно ли читать такую книгу про некоего чудесного отрока- провидца? Он исцеляет людей». Зная, что сейчас выходит много сомнительной литературы, я попросил показать мне эту книгу. Первое, на чем задержался мой взгляд — фотография этого отрока в младенческом возрасте с нерусской внешностью: у него были неестественно темные глаза без зрачков, что производило отталкивающее впечатление. Когда позднее один мой знакомый увидел эту фотографию, он определил, что фото ретушировано. Ретуширование использовано и на другой фотографии улыбающегося отрока на цветной вкладке — вокруг его головы добавлено сияние наподобие светящегося нимба. Прихожанам, давшим мне книгу, я сказал: «Не надо читать эту книгу».

http://sueverie.net/otrok-v-besovskoj-pr...

Тропарь: Правило веры и образ кротости, воздержания учителя. Яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче, святителю Андрее, моли Христа Бога спастися душам нашим. Святой Прокопий Христа ради юродивый 21 июля (8 июля по церк.кал.) Святой Прокопий был немцем католического вероисповедания, иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись красотой Православного богослужения, он принял Православие, раздал богатство нуждающимся и вступил иноком в обитель преподобного Варлаама Хутынского под Новгородом. Через какое-то время, избегая известности, он удалился в город Устюг. Здесь он избрал трудный подвиг юродства Христа ради, т.е. притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение. Так он стал первым юродивым на Руси. Много скорбей пришлось вынести ему при выполнении своего трудного подвига. С 3-мя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле.Принимая милостыню от сострадательных, он никогда ничего не брал от богачей, нажившихся неправдой, хотя был голоден и по нескольку дней оставался без всякой пищи. Однажды во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, блаженный искал приюта. В домах его не принимали. Даже собаки, около которых он хотел погреться, убегали от него. Прокопий замерзал. Внезапно повеяло неземной теплотой, и ангел коснулся его лица. От этого блаженный согрелся и окреп. Об этом чуде блаженный поведал клирику соборного храма Симеону и просил не разглашать о том до его кончины. За свои подвиги блаженный удостоился дара прозорливости. Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал ее родителям: “Вот мать великого святого”. Она стала матерью святителя Стефана Пермского. В 1290-ом году блаженный в течение недели ходил по городу, призывая жителей каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры ( Быт. 19 -я гл.). Ему никто не верил. Вдруг на небе появилось зловещее облако. Оно все росло и росло, так что день превратился в ночь. Молнии сверкали, гром перекатывался, сотрясая стены зданий, так что не слышно было человеческих голосов. Настало предчувствие гибели. Жители бросились в соборный храм, где блаженный уже молился перед иконой Благовещения Богородицы. На глазах у всех совершилось чудо: по иконе потекло миро, в знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. Благоухание наполнило храм. Мира от чудотворной иконы натекло столько, что им наполнили церковные сосуды. Помазавшиеся им получали исцеления от разных болезней. После этого посвежел удушливый воздух и выглянуло солнце. В 20-ти верстах от Устюга, в урочище Котовальском, тучи разразились градом и молниями. Град поломал вековой лес, не принеся, впрочем, вреда ни людям, ни скоту. В память избавления города от гибели было установлено празднование Устюжской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Сперва запретил он поминать имя его в церквах, давая знать России, что сын седьмой жены Иоанновой – не наследник престола. Поскольку же Борису известно было, что много было таких, которые по тому самому, что оскорбительное распоряжение о царевиче при­надлежало Борису, готовы всеми мерами действовать за царевича; то Борису смерть царевича казалась необходимою. Люди, поставившие судьбу свою в зависимость от судьбы Годунова, довели в нем эту мысль до убеждения 806 . Вследствие того дьяк Михаил Битяговский послан в Углич править земскими делами и хозяйством вдовой царицы. Вместе с ним явились в Углич сын Битяговского Даниил, племянник Никита Качалов и Осип Михайлов, сын мамки Димитриевой. И вот 15 мая «царевича в Угличе не стало» 807 . Как это случилось? Посланные из Мо­сквы князь Василий Шуйский, окольничий Клепшин и дьяк Вылузгин доставили царю Феодору следственное дело, которым уверяли, что царевич, играя ножом с детьми в тычку, вдруг от падучей болезни упал и закололся 808 . Но это была только клевета, которою вновь оскорбляли имя святого царевича. Следствие, рассмотренное пред судом беспри­страстия, оказывается жалким усилием закрыть правду в глазах царя Феодора. В нем не записали общего голоса угличан, уверявшего сле­дователей, что царевич убит. В нем старались не о том, чтобы открыть правду, а о том только, чтобы выставить царевича больным. Например, самый первый допрос был следующий: «Которым обычаем царевича не стало? И что его болезнь?» В продолжение всего следствия вся заботливость следователей устремлена к тому, чтобы набрать как можно более голосов о болезни царевича. Напротив, если кто из допрашиваемых упоминает о насиль­ственной смерти царевича, такое показание остается без всякого внима­ния, – не спрашивают: «При ком это было? Кто убийцы? Как и когда убит царевич?» Нежелание следователей открыть истину и желание закрыть ее видно по показанию почти каждого ответчика 809 . Современники, за исклю­чением услужливых слуг Бориса, и свои 810 , и чужие 811 единогласно говорят, что царевича закололи убийцы, по желанию Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Память 8-го июля «Господин Великий Новгород!» – так величали в старину свой родной город новгородцы, гордясь его богатством. И действительно, славен и велик был старый Новгород. Расположен по обоим берегам реки Волхова, он резко выделялся среди бедных городков того времени. На левом берегу возвышалась Софийская сторона со своим Кремлем, посреди которого сверкал своей белизной Софийский собор и блестели купола и кресты многочисленных церквей. На правом берегу тянулась Торговая сторона. Целый день там толпился народ и кипела жизнь. Иноземные купцы привозили туда свои товары: вина, тонкие разноцветные ткани, изделия из золота и серебра. У пристани, где стояли иноземные суда, стон стоял от тысячи голосов: то говорили и перекликались между собой заморские купцы. На Торговой стороне города для них были построены особые торговые дворы, в которых они жили месяцами и где возвышалась их «варяжская божница» – латинский костел. В середине 13-го века между приезжавшими ежегодно в Новгород заморскими гостями выделялся своей красотой молодой варяжский купец. Был он очень богат, привозил горы всякого товару и, распродав все, не торопился уезжать домой. Сильно притягивал его Великий Новгород; притягивал не кипучей жизнью, не веселым разгулом и даже не барышами от торговли... Его прельщали прекрасные белоснежные храмы, горящие золотыми крестами на синем небе, их таинственный полумрак, мерцающие огни восковых свечей перед иконами, торжественные богослужения, стройное, за душу хватающее пение. Любил он уходить в пригородные монастыри и подолгу беседовал с иноками о Православной вере, которая казалась ему прекраснее всех других. Верстах в десяти от Новгорода, на правом берегу Волхова, стояла Хутынская обитель, незадолго перед тем основанная преподобным Валаамом. Этот великий подвижник еще при жизни творил чудеса и имел дар прозорливости. И вот к этому любимому и чтимому всеми новгородцами угоднику Божию пришел однажды юный купец и поведал ему свое сокровенное желание: бросить суету мирскую, покинуть дом и друзей, раздать богатство нищим и посвятить себя Богу. Прозорливый старец с радостью принял молодого варяга в свою обитель. Вскоре молодой иноземец показал такое усердие в монашеских послушаниях, что преп. Варлаам не стал медлить, присоединил его к Православной церкви и постриг в иноки с именем Прокопия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды в руки к Евгении попали Послания святого апостола Павла, чтение посланий переменило весь ход её мыслей. До сих пор ей казалось, что в жизни есть лишь два пути: путь долга, когда человек живёт для выполнения каких-либо своих обязанностей, например, к семье или обществу, и другой путь – личных удовольствий, когда человек стремится удовлетворить все свои желания, насладиться счастьем, какое только возможно на земле. Но у апостола Павла она прочла, что сам он отказался от всего и предпочёл считать всё мусором, чтобы только приобрести Христа (Филипп. 3:8). Но кто такой Христос?, почему при одном имени Его у неё начинает так трепетно биться сердце?, почему от своих учителей до сих пор не слышала она ничего о Нём? – на эти вопросы не было ответа. И вот тут Евгения познакомилась с христианами. Как-то окруженная своими слугами прогуливалась Евгения за городом. Вдруг она услышала пение многих голосов. В тихой мелодии пелось о Христе, истинном Свете, просвещающем всякого, грядущего в мир. – Эти люди – христиане? – спросила Евгения. – Да, – ответила одна из служанок. – Они поют гимны своему Богу. Если госпожа желает, я могу познакомить её с этими чудными людьми, которые не боятся бедности, всегда радостны, любят всех, за всех молятся и живут между собой, как братья. С этого вечера Евгения стала тайно приходить к христианам, и чем больше узнавала она о Христе, тем большей любовью к Нему возгоралось её сердце. Случалось Евгении возвращаться к себе домой поздней ночью по спящему городу с одной только служанкой, которая была тайной христианкой. Ничто не страшило Евгению, – на устах её было имя Христа, и оно наполняло ей душу спокойствием и радостью. Но она всё ещё была язычницей, ещё не принадлежала к Церкви Христовой, и не было никакой надежды, что родители согласятся на её крещение. Поэтому, опасаясь препятствий со стороны родителей, Евгения решила тайно покинуть свой дом: переодевшись в мужское платье, с двумя из слуг, посвящённых в её планы, одним поздним вечером Евгения ушла из родного дома в пустыню к отшельникам. Там все трое, выдав себя за родных братьев, стали жить подвижнически; скоро они приняли святое Крещение и стали иноками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот что делает любовь! Нет большей силы в мире, как любовь! Только любовью и держится мир, только любовью движется жизнь. Преподобный Серафим и дети Преподобный Серафим, будучи сам чист душой, кроток и незлобив, с особенной нежностью и лаской относился к детям. Любил их Преподобный, как и Христос любил детей, говоря: «Не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное!» Помнил св. Старец, что Господь хранит «малых сих,» как сохранил его самого в детстве при падении с высокой колокольни. Это было так. Мать однажды взяла его с собой на постройку храма. Вместе с ней он взобрался на самый верх колокольни и по неосторожности (еще не было перил) стал на край – и упал вниз. В ужасе бросилась мать по лестнице, уже без надежды найти мальчика в живых. Но каково же было ее изумление и радость, когда она увидела, что сын ее стоит цел и невредим. Господь чудесно сохранил Своего избранника, зная, сколько радости принесет он потом людям. Однажды, а год до кончины Преподобного, когда он уже заметно ослабел и не всегда принимал посетителей, пришла к нему большая толпа богомольцев. Святого Старца не было в келии. Кто-то из Саровских монахов сказал посетителям: – Ищите его в лесу, только вряд ли найдете. В кусты спрячется, в траву заляжет. Разве что сам откликнется на детские голоса. Забирайте детей побольше, да чтобы впереди вас шли. И вот толпа паломников углубляется в дремучий Саровский лес. Деревья – все выше и гуще... Лесная сырость и тишина охватывает всех. Под высокими сводами громадных елей совсем темно. Жутко в бору... Но вдруг солнечный луч блеснул между деревьями. Все ободрились и скоро очутились на залитой солнцем полянке. Около корней отдельно стоящей на полянке ели работает низенький, худенький старец. Заслышав шорох, старичок быстро приподнялся, взглянул в сторону монастыря и затем, точно спугнутый заяц, шарахнулся в чащу и скрылся из виду. – Отец Серафим! Отец Серафим! – чуть не в 20 голосов закричали мы, – пишет в своих воспоминаниях Н. Аксакова , бывшая тогда в толпе детей. Заслышав детские голоса, о. Серафим не выдержал, и через какую-нибудь минуту его голова показалась из травы. Приложив палец к губам, он умильно поглядывал на нас – детей, как бы упрашивая не выдавать его старшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горы. Когда все так в порядке и законно сделано было, поскольку великим большинством голосов преподобнейших отцов избран канонический игумен преподобнейший иеромонах и архимандрит кир Макарий, муж разумный и добродетельный, постриженец и член сей священной обители, которого общим прошением и представили нам как достойнаго и способнаго управлять Богоугодно тою священною обителию, усердно вымаливая и от нашей церкви Христовой признания и подтверждевия постановления и игуменства его нашею патриаршею и синодальною сигиллиодною на пергамине грамотою: то мы письменно определяем соборне с находящимися тут священнейшими архиереями и пречестными в Святом Духе возлюбленными нашими братиями и сослужителями, чтобы в силу вышеизложеннаго общаго решения Священнаго Синода и достопочтеннаго Народнаго Совета о пребывании и совместном в любви жительствовании всех отцов, подвизающихся в сказанном священном общежитии святаго Пантелеймона, без какого бы то ни было привилегированнаго или племеннаго различения, и о пользоваиии всех их без исключения равными правами, решения, имеющаго значение и силу неизбежную и неизменную во всякое время, как основаннаго на священных канонах и отеческих законоположениях, согласнаго и сходнаго с издревле установленными порядками, определениями и уставами всех священных общежитий, избранный теперь большинством голосов в игумена священной сей обители и канонически имеющий поручительство за себя и в непорочном жительствовании свидетельствуемый преподобнейший архимандрит кир Макарий был и назывался и всеми признавался игуменом и начальником общежития (киновиархом) помянутой нашей патриаршей и ставропигиальной обители святаго Пантелеймона, называемой Русик, и до конца своей жизни держал игуменство в ней по правилам и установлениям общежитий. А его преподобие обязан, как преимущий пред всеми братиями, наблюдать и возбуждать всех к добродетели и общежительное их пребывание соблюдать в точности по древним уставам для избирающих общежительную жизнь, себя перваго представляя примером добродетели и жития безпорочнаго, иметь попечение и заботиться о пользе и выгодах священной сей обители, усердно хлопотать о содержании и нуждах ея, и с рассуждением домоправительствовать, пользуясь, без всякаго племеннаго различения, и советами мужей опытнейших и превосходящих других смыслом и возрастом, и с ними обсуждать дела; потому что спасенье есть во мнозе совете ( Прит.11:14 ), по Приточнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010