Страньна въведи въ домъ свой, бескровьнааго въ храмъ свой, даждь мокнуштюму сухоту, зимному теплоту, омый сквьрну тла его, яко убогъ есть зло и достоинъ помилования. Пости суштиихъ въ тьмьници, по Господню повелнию, вижь бду, вижь страсть и рьци: «Охъ мън! си за едино съгршение стражють! Азъ же по вься чясы владыц моему Христу съгршяю и въ льгот прбываемъ!» Аште видиши кого отъ нихъ, по оклеветании стражюшта, помози ему, Христа ради, яви истину къ нимъже оклеветанъ есть: велико бо то спасение есть, еже обидимыя избавляти. Сдящю ти надъ мъногоразличьною тряпезою, помяни сухъ хлбъ ядуштааго и не могуштааго си воды принести недуга ради. Насыштяяй тло свое, дажь чясть отъ тряпезы ты твоея души своей, яко та чьстьниши тла есть, даждь же да душьную часть нищии хранять, да егда въстрбуеть, тьгда готово обряштеть. Будеть бо веремя на исход и у вратъ небесьныихъ обряштеть, егда мъного трбовати имать. Насыштяяся многосластьнааго пития, помяни пиюштааго теплу воду, отъ слъньца въстопвъшу, и ту же пороха нападъшу отъ мста незавтръна. Въ богатьств сы и земльныихъ благъ изобиль имя, помьни въину слово Авраамле, еже къ богатому: «Въсприя ты благая въ живот своемъ, якоже и убогыи зълая, тмьже онъ веселиться, а ты стражеши». Възлагъ на мъногомякъц постели и пространо протягаяся, помяни наго лежаштааго подъ единмь рубъмь и не дрьзнуштя ногу своею прострти зимы для. Лежащю ти въ твьрдо покръвен храмин, слышащю же ушима дъждевьное множъство, помысли о убогыхъ, како лежать ныня, дъждевьными каплями, яко стрлами, пронажяеми, а другыя отъ неусъновения сдяштя и водою пъдъяты. Сидяшту ти въ зиму въ тепл храмин и без боязни изнаживъшуся, въздъхни, помысливъ о убогыхъ, како клячять надъ малъмь огньцьмь съкърчивъшеся, большу же бду очима оть дыма имуште, руц же тъкмо съгрвающе, плешти же и вьсе тло морозъмь измьрзъше. Приклони ухо свое къ просяштюуму и обништавъшюуму въ житьи семь, заплати избываюштиимъ своимъ оного недостатъчьную диру его. Духовьнааго и духовьная помышляй, а не земльная; вдый, яко по нетьлньному однию крьштение вси равьни суть, и убозии, и богатии. Тмьже блюди, еда по земльному помышляя, прзриши убогааго, тьлньною одеждею съ тобою не равъно одна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сердце твое утром пусть устремляется к Господу, тебя сотворившему, перед Вышним молись, отверзая уста свои на молитву; и о грехах своих помолись, и помоги убогому. Печаль великая от века людям была дана. Именье неправедных точно ручей пересохнет. Чада грешников в скверне пребудут, живя советами нечестивых. Погибнут потомки чад грешников, позор будет с семенем их. Укоряют детей за отца нечестивого, за него примут они позор. Дети грешников не пустят корней. О почитании родителей . Восславил Господь отца за детей его, и суд матери основал за детей ее. Чтущий отца искупил грехи, и, обогащаясь, прославит мать свою. Чтущий отца будет счастлив в чадах, и в час молитвы своей он будет услышан. Прославляющий отца получит долгую жизнь, и внимающий Господу упокоит матерь свою, и как владыкам послужит родившим его: делом и словом чти отца своего, чтоб получить благословение, ибо отчее благословение укрепляет чадам дома, а проклятие матери разрушает их до основания. Не хвались бесчестьем отца своего, ибо нет похвалы от бесчестья; похвала человеку по чести отца его и позор детям – мать в бесславии. Чадо, отцу помоги в его старости и не огорчай его при его жизни, а если теряет разум – не попрекай и не укоряй его в силе твоей. Благодеянья отца незабываемы – против грехов укрепят тебя, и в день печали твоей напомнят тебе о себе, и, как жар на морозе, так растают грехи твои. Сколь бесславен забывший отца своего и проклят Богом огорчающий мать свою. Чадо, годы свои проводи в кротости – и возлюбят тебя люди. Пламя огня угасит вода, а милостыня искупит грехи. Чадо, не лишай нищих хлеба и не минуй очей умоляющих. Души алчущей не оскорби, не обидь человека в бедности его. Сердца обиженного не раздражай, не пронеси подаяния мимо нуждающихся. Раба скорбящего не отгоняй и не отврати лица своего от нищего. И от просящего у тебя не отводи очей. Не дай повода человеку проклинать тебя: если кто клянет тебя в горести души своей, услышит мольбу его Сотворивший его. Похвала премудрости Премудрость восхвалит душу свою и посреди людей своих похвалится, и в церкви Всевышнего уста свои отверзет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сердце вспыльчивого как утлый сосуд: никакого разума не удержит. Если мудрое слово услышит разумный, оценит его и к себе применит. Глупый со смехом возвысит свой голос, мудрый же человек едва улыбнется. Душу свою оскверняет сплетник. Что тот, кто чинит сосуд разбитый, то и учащий глупого. Кто скажет глупцу – пусть в конце переспросит: «Что я сказал?» Две вещи грехи умножают, а третья наводит – это гнев. О женах злых и добрых . Всякое зло мало против зла отженщин, жребий грешника пусть выпадет ей. Жена лукавая – язва сердца. От женщин начало греха, из-за нее умираем все. Не разрешай жене на тебя наговаривать, и если не ходит она под рукою твоей, отсеки ее от плоти своей. У доброй жены блажен муж ее, и число его дней удвоится. Жена хорошая радует мужа своего и годы жизни его наполнит миром. Мудрую жену не просто найти. У женщин редко узнаешь правду. О жене лукавой . Предпочти жить со львом, чем с женой лукавой. Лукавство женщины изменяет вид ее, и омрачает лицо ее. Подобны хватающим тень и бегущим за ветром те, кто верит в сны. Дух боящихся Господа будет жить, ибо их надежда на спасающего их, страшащийся Господа ничего не убоится, ибо очи Господни обращены на боящихся его. Благословенье Господне – отступить от греха, и очищенье – отринуть неправду. Приносящий жертву в неправде – приношенье его не примут, и даже множеством жертв не простится грех. Как закалающий сына пред отцом его, так и несущий жертву из средств убогих. Ибо хлеб их – плоть и жизнь их, и тот, кто лишает его, есть человек, проливающий кровь. Каков же проливающий кровь, таков и удерживавший плату наемнику. О десятине . Не являйся пред Господом пуст, ибо – по заповеди: приношение праведного умаслит алтарь и благоуханье его пред Всевышним. Благоприятна жертва от мужа праведного, и память его незабвенна будет: оком благим восславил он Господа и не умалил начатка рук своих. Дай Всевышнему подаяние, ибо Господь воздающий семижды воздаст тебе. О златолюбце . Возлюбившие злато не спасутся, возлюбивший тленное сам пресытится: многие пали из-за золота и была их пагуба перед лицом их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ни похвалы себ глаголати, ни иному хваляшту послушяти, вътайн вьсе творити, и не на видние чловкомъ творити, нъ тъкмо отъ Бога хвалы и милости просити. Помышляти пршьствие отъсуду, приготованая благая правьдьныимъ, такоже уготованый огнь дияволу и ангеломъ его. По вьсему и апостольское слово помьнти, яко не достоины страсти сего врмене противу будущимъ глаголати ся въ насъ, и съ Давыдъмь глаголати: «Храняштиимъ заповди Его – въздание много», и вньци мнози – правьдьныимъ, вчьнии крови, жизнь бес коньця, радость неизглаголанная отъ Отьця и Сына и Святого Духа. Съ цьсари и патриархы, съ пророкы и апостолы и мученикы, и съ вьсми угождьшиими съ нимиже обрсти потъштим ся о Христ Исус, Господи нашемь, Емуже славы ныня и присно и въ вкы вкомъ. Ксенофонта, еже глагола къ сынома своима 797 Азъ, чяд, реку вама, чловчя жития отити хоштю. Вста бо, како въ житии семь жихъ без лукы, како отъ вьсхъ чьстьнъ бхъ и лубимъ не сана ради велика, нъ норовъмь великъмь. Не укорихъ никогоже, ни вередихъ и никогоже не оклеветахъ, ни завидхъ никомуже. Ни разгнвахъ ся ни на когоже, ни на мала, ни на велика. Не оставихъ цьркъве Божия вечеръ, ни заутра, ни до полудьне. Не прзьрхъ ништиихъ, ни оставихъ страньна, и печальна не прзьрхъ никъгъда же, и иже въ тьмьницахъ заклучении, потрбьная имъ даяхъ, и иже въ плньницхъ – избавихъ. Не помыслихъ на доброту чужю, не познахъ жены другыя, разв матере ваю, и та дóндеже ва роди, и потомь еште не познахъ ея, нъ съвштяхов ся чистою съвстью тлесьною, и о Господ мудр съхранихов ся по православьнй всякои вр; тако сътворихъ до съмрьтьнааго дьне. Тако и вы живта, чяд мои, да и ваю Богъ ублажить и длъголтьна явить и сътворить. Убогыихъ посштяйта, въдовиц заштиштайта, немоштьныя милуйта и осужяемыя бес правьды изьмта, миръ имита съ всми. Паче же вьсхъ, иже въ пустыни и въ печерахъ, и въ пропастьхъ земльныихъ добро творита. Поминайта манастыря, чьрноризьць стыдитася и чьтта и милосрьдуйта. Матери же ваю чьсть отъдайта, и вьсе добро сътворита ей, да Господа узьрита радуюштя ся, и о томь веселита ся въ вкы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не над мертвым плачь, над неразумным, ибо тому общий для всех путь, а у этого своя воля. Оплакивай грешащего, а не убогого, ибо этого ждет венец, а того – мучение. Говори Богу много, а людям мало, требованиям же закона следуй и там и тут. Омовение души – благомолитвенная слеза, но после молений припомни, ради чего прослезился. Не завидуй жизни богатых, у сильных сильней испытания будут и тем страшнее их Судия. Если сами себя осудим – и Судия не прогневается, ибо радуется Благой, видя грешника, бремя свое бросающего. Как тяжко в путах состязаться, так и повязанному этой жизнью тяжело восходить на небеса. Всякое дело порочное возбуждает дьявола, и он, возбужденный, свирепо на возбудившего поднимается. Если хочешь врага сделать немощным, то свои уменьшай грехи – и, как птица, лишенная крыльев, станет он смеха достоин. Горе хулителю, ибо запнется его язык и не сможет отвечать Судии. Горе нечестивому, ибо когда просветятся все, он особенно помрачится. Горе беззаконнику, ибо к Судье яростному и праведному приступит. Горе лихоимцу, ибо богатство покинет его, а огонь его примет. Горе ленивому, ибо станет искать, неправедно погубив, но ничего не обрящет. Горе блудному, ибо оскверняет ризу жениха, – пусть из царства брака со стыдом будет изгнан. Путь к смерти в делах порочных мы видим, в нем неведенье Бога, а таковыми бывают блуд, и разбой, и прочие злые дела. Премудрость Иисуса, сына Сирахова Всякая мудрость от Господа и с ним во веки: песок морской и капли дождя, и веки Господни кто исчислит? Кто исследует премудрость, корень премудрости кому открылся, и смысл ее кто уразумел? Один лишь премудр и грозен весьма, на престоле своем сидящий Господь, который создал ее и увидел, и исчислил ее, и пролил ее на все дела свои, и даровал ее всем, кто любит Его. Начало премудрости – страх Господень, страх Господень – слава и похвала, и веселье – венец радости. Страх Господень порадует сердце, даст веселие и долголетие. Страшащемуся Господа благо будет в конце, и в день кончины своей благословен он будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вьсе дло зъло възуштяеть диавола, вьзуштенъ же бывъ, горьц на възуштенааго обраштяеть ся. Аште хочеши врага ои немоштьна сътворити, то грхы си умаляй – и, опшенъ отъ крылу, акы птиця играемъ и смху будеть тобою. Горе хульнику, съвяжеть бо ся ему языкъ и не мошти начьнеть къ судии отвщати. Горе нечьстивуму, егда бо вьси просвтять ся, тогда онъ помрачить ся зл. Горе безаконьнику, къ суди бо яру и правьдивуму придеть. Горе лихоимьцю, богатьство бо его отъбжить, а огнь и прииметь. Горе ленивому, станет искать, неправдьно погубивъ, но ничего не обрящетъ. Горе блудьнику, осквьрняеть бо ризу невстьнику, да и – царьства брака съ студъмь изгънанъ будеть. Путь же съмьрти есть въ длхъ зълыихъ разумваемъ, въ томь бо есть невдние Бога, имьже бываеть блудъ и разбой, и прочяя зълая дла. Прмудрость Исусова, сына Сирахова 795 Вьсяка мудрость отъ Господа и съ нимь есть въ вкы: псъка морьскааго и капля дъждевьныя, Господьни вкъ къто иштьтеть? Прмудрость кто ислдить, корень прмудрости кому отъкрыся, и разумъ ея кто разум? Единъ есть прмудръ страшьнъ зло, сдяй на прстоле своемь Господь самъ създалъ ю вид и иштьте ю, и пролия ю на вьсхъ длхъ своихъ, и даровалъ ю любяштиимъ его. Зачало прмудрости – страхъ Господень, страхъ Господень – слава и похвала, и веселье – и вньць радости. Страхъ Господень възвеселить сьрдьце и дасть веселие и дългодьние. Бояштяму ся Господа благо будеть напослдъкъ, и въ дьнь съконьчяния своего благословленъ будеть. Мъножьство мудрости – бояти ся Господа: и напаяеть ся отъ плодъ своихъ, вьсь домъ свой испълнить желания, и житьниця отъ жить своихъ. Вньць прмудрости – бояти ся Господа: страхъ Господень процвитая миръ и съдравие и ицление. Въжделвъ прмудрости, съблюди заповди, и Господь дастъ ти ю, прмудрость бо и наказание – страхъ Господень и благословление, вра и кротость. Не съкрыва прмудрости своея, словъмь бо познана будеть прмудрость твоя. Не можеть ярость неправьдьна оправьдити ся, чясъ бо ярости его – падение ему. До врмене сътрьпить дълготрьпливый – и напослдъкъ дасть веселие; до врмене съкрыеть словеса своя прмудрый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предостерегает Владимир и от лжи, пьянства и блуда: «...в том бо душа погыбаетъ и тело», – пишет он. Сам Мономах предстает в своем «Поучении» человеком необычайно деятельным: «Еже было творити отроку моему, то сам есмъ створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не доя собе упокоя». Владимир выступает ревностным поборником просвещения: «Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите», – говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который «дома седя», т. е. находясь в Киеве, изучил пять языков, «в том бо честь есть от инех земль». Одним из положительных качеств князя является его щедрость, постоянная забота о приумножении и распространении своего доброго имени. Поэтому необходимо, отмечает Владимир, пришедшего «гостя», простого или знатного, одарить, накормить и напоить, поскольку эти люди «мимоходячи прославлять человека по всем землям, любо добрым, любо злым». В быту князь должен быть образцом для окружающих: посетить больного, проводить покойника, ибо все смертны. Семейные отношения нужно строить на уважении мужей к женам: «Жену свою любите, но не дайте им над собою власти», – наставляет он. Таким образом, в «Поучении» Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Он дает четкие ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени. Вместе с тем «Поучение» является весьма ценным материалом для представления о личности самого автора – первого известного нам мирского писателя Древней Руси. Прежде всего, это человек широко образованный, хорошо знающий литературу своего времени. В своем произведении он использует Псалтырь, Паремийник, поучения Василия Великого , Ксенофонта и Феодоры к детям, помещенные в «Изборнике 1076 г.», «Шестоднев». При этом Псалтырь служит Мономаху средством выражения своего психологического состояния. Опечаленный встречей с послами братьев, предложивших ему объединиться, чтобы выгнать Ростиславича, Владимир берет Псалтырь: «...в печали разгнух я, и то ми ся выня: «Векую печалуеши, душе? Векую смущавши мя?» Его душа опечалена намерениями братьев начать междоусобную войну, а они гневаются на него, Владимира, отказавшегося с ними объединиться и «креста переступити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтения. 254. Москва, 1915. 72 Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам//Записки историко-филологического факультета. Т. 33. СПБ., 1916. С. 1–115. 76 Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XTV – XVII веков. СПб., 1903. С. 24–26. 84 Соболевский упоминает о наличии нескольких таких «словарей» в списках XIV и XV веков. Там же. С. 288 92 К этому следует добавить, что большая часть сборников в библиотеке принадлежит к типу «торжественников», то есть антологий проповедей на церковные праздники. 93 Славянские наименования богослужебных книг этого рода – «Изборник» и «Торжественник». Впервые они были напечатаны, в их окончательно сформировавшемся виде, в XVII в. и с тех пор перепечатывались в неизменном виде. В настоящее время они не входят более в литургическое употребление, разве что в некоторых монастырях. 94 Из «Пандектов» Никона Черногорского, гл.1. Греческий оригинал никогда не был опубликован. Цит. по: Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. Раздел 55//СОРЯиС. Т. 12. СПб., 1875. С. 224. 97 Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских «Сборников» – опыт исследования «Измарагда»//ЗНУ. Т. 60. Одесса, 1893. В дальнейшем мы будем различать две главные редакции «Измарагда» ссылками на «Измарагд I» и «Измарагд II» соответственно. 102 Измарагд I. Гл. 27. Опубликовано в другой редакции в: Православный собеседник. Казань, 1858. С. 512. 109 Измарагд I. Гл. 2 (перевод с греческого)//Православный собеседник. Казань, 1858. С. 179. Опубликовано также в: Шимановский В., изд. Сборник Святослава 1076. 2-е издание. Варшава, 1894. С. 12. 114 Тихонравов Н. С. Отреченные книги Древней Руси//Тихонравов Н. С. Сочинения. Т. 1. Москва, 1898. С. 144–146. 122 Измарагд I.. Гл. 71//Blasphemia (греческое сочинение, переведенное в XIV в.). Ср.: Седельников А. Д. Следы…//ТОДРЛ. Т. 1. С. 134. 125 Измарагд II. Гл. 32. См. также: Vita Nephontis. Гл. 64//Рыстенко А. В. Materialen zur Geschichte des Byzantinisch Slavischen Literatur und Schprache.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В Палее, однако, моделируется нормальная ситуация гармоничного взаимодействия плотского и духовного начал в человеке, подобную которой можно встретить и в других памятниках раннего отечественного православия («Изборник 1076 года», «Слово о законе и благодати» Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха). Во многом эта мировоззренческая установки близка концепции «Диоптры» Филиппа Пустынника, акцентировавшей внимание на взаимодополнения и иерархическом единении души и тела. Однако в «Диоптре» душа нацеливает плоть на познание мира с помощью «телесных удов» (см.: Прохоров–1987. С. 217–223), Палея же представляет человека существом одушевлённым и мыслящим, последовательно игнорируя чувственные проявления в познавательной деятельности души. Есть основания говорить об античных истоках сформулированных в комментируемом отрывке суждений. Ещё Аристотель развивал мысли о том, что душе присуще мышление, но оно не может осуществляться без тела. Все состояния и проявления души связаны с телом. Тело выполняет роль орудия души, ради которого душа существует. Деятельность души являет себя в мышлении, которое осуществляется благодаря уму – особой сущности, проявляющейся внутри души и связанной, по Аристотелю, с сердцем. Если бы мышление было свойственно душе вне зависимости от телесных органов, то душа могла бы существовать отдельно от тела. Одушевлённое отличается от неодушевлённого движением и ощущением. Душа проявляет себя в движении, определяя изменения состояний в теле и в ощущениях, с ней непосредственно связана способность познавать (см.: Аристотель. О душе. 403a 5; 403b 25; 408b 15; 415b 15). Из данных посылок Стагирит делает сенсуалистский вывод, поскольку на основе единства телесного и духовного базируется механизм мышления, протекающего в диалектическом взаимодействии ощущений и абстрагирования (см.: Там же. 417b 20; 432a 5). Палейный отрывок совпадает с аристотелевской трактовкой души, но расходится с сенсуалистическими выводами гносеологической теории великого древнегреческого философа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Относительно места создания рукописи мнения исследователей расходятся: А. И. Соболевский , В. Н. Щепкин , Н. Н. Дурново , Н. Б. Тихомиров и др. относят памятник к македонским, Н. ван Вейк, А. М. Селищев - к восточноболгарским. Почти все исследователи датируют памятник XI в. Лишь в работах Щепкина приводятся аргументы, которые, по его мнению, дают возможность отнести рукопись к 1-й пол. или нач. XII в. ( Щепкин. 1902; Он же. 1906). С. М. Кульбакин, первоначально поддерживавший эту т. зр. ( Белич, Кульбакин. 1903. С. 387), позже считал, что имеются все основания для отнесения рукописи к кон. XI в., т. е. к старославянскому периоду ( Кульбакин. 1907. С. 53). Т. зр. Щепкина о более позднем написании Л. У. объясняется в известной степени тем, что эту рукопись он сравнивал гл. обр. со среднеболгарскими. Наличие в Л. У. ряда особенностей в начертании букв и в правописании, имеющих сходство с чертами памятников XII-XIII вв., дает, по мнению Щепкина, основание отнести этот памятник к среднеболгарским. Однако все указанные исследователем особенности встречаются и в памятниках XI в., поэтому не могут быть надежным доказательством принадлежности Л. У. среднеболгарскому периоду (напр., представленное в Л. У. начертание с плосковатой петлей, расположенной посередине основной линии, и начертание с большим красивым завитком характерны для Супрасльского сборника; асимметричное начертание - для Саввиной книги; ; связное начертание с соединительной чертой между и - для 3-го почерка Остромирова Евангелия , встречается также в Изборнике 1076 г. и в Минее 1097 г.; одноеровая орфография характерна для памятников южнославянской эпиграфики: Энинского Апостола и др.) ( Тихомиров. 1962. С. 159-163; 1970. С. 400-403). Предложенная в наше время датировка Л. У. ок. сер. Х в. ( Мошин. 1988. С. 85; Велчева, Тодоров. 1993. С. 15, 17-19) нуждается в дополнительном обосновании. Уставное письмо Л. У. отличается след. чертами: выраженный наклон всех букв вправо; незначительная разница между тонкими и толстыми чертами (что характерно также для Супрасльского сборника); слабое развитие горизонтальных черт, особенно направленных влево; некоторое закругление тонких линий в начертаниях       Редкая особенность Л. У.- письмо под строками: начерченной линии строки касается верх букв, а не низ. Аналогично пишутся и инициалы: их верх не поднимается выше той строки, к-рую они начинают. Подобное письмо под строками свойственно старейшим глаголическим памятникам ( «Киевским листкам» , Клоцеву сборнику , Синайской Псалтири (см. Синайские находки 1975 г. ) и др.).

http://pravenc.ru/text/2110560.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010