Ломова и моста через него. Основан около 1688 г. бывшею здесь игуменьею Ираидою; упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 473; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 959; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 144 (вследствие челобитья игуменьи новозаводящегося Никол. девичья м-ря Ираиды с сестрами была произведена опись в 1689 г. Успен. Салалейской пустыни). 1325. Успенский – Особный, женский, упраздненный, в гор. Опочке, Псковской губ. Существовал в 1624 г., когда в нем была игум. Зинаида; упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 367; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 412; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 55 душ крест.). 1326. Успенский – Печеницкий или Почепицкий, женский, ныне село Печеники, Черниговской губ., Стародубского у., в 5 вер. от Стародуба, к сев.-вост., при рч. Вабле. Основан в 1693 г. иждивением жены полковника Стародубского Марии Сулимовой. В 1786 г. упразднен, а инокини переведены в Каменский-Успенский мон. “Ист. Росс. Иер.», IV, 341; V, 541; Ратшин, 543; Домонтович, “Чернигов. губ.», 683; “Опис. жен. Камен.-Успен. мон.», изд. 1863 г.; “Ист. стат. опис. Черниг. епар.», Общий обзор, 51 (Здесь назван Почепицким); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 535, 26. 1327. Успенский на Полонище, женский, ныне церковь в гор. Пскове. О нем упоминается в летописи под 1606 г., когда 15 мая «загореся на Полонище у в Успенского монастыря от дворового варения.» Следовательно, можно предположить, что он существовал во всяком случае в XVI ст. Васильев в своем «Указателе г. Пскова» говорит, что после 1691 г. был женским, в 1764 г. обращен в приход. “Полн. собр. лет.», V, 67; “Ист. Росс. Иер.», V, 590; Токмаков, “Матер. для ист. и археол. опис. Новгор. губ.», I, 37 (грам. 1693 г. о подсудн. крестьян); Князев, “Указат. достопам. г. Пскова», 7; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 13 (Челобит. 1685 г. отстав. стрельцов о принятии их в м-ри без вклада; здесь назван просто м-рем на Полонище); Василев, “Ист. стат. указатель г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Глава 7 1–15. Гнев Божий над Иерусалимом и его храмом. 16–20. Просьбы пророка за народ – напрасны. 21–28. Жертвы также не принесут никакой пользы при непослушании иудеев Иегове. 29–34. Страшное наказание постигнет отступников. Иер.7:1–15 . Иудеи слишком надеялись на свою безопасность, полагая, что Иегова не позволит разрушить Свой храм. Но безопасность эту Бог может обещать им только в случае их исправления. Теперь же, когда самый храм Иеговы они сделали прибежищем для преступников всякого рода, они могут ожидать только его разрушения и погибели всего своего государства. Иер.7:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.7:2 .  стань во вратах дома Го­с­по­дня и про­воз­гласи там слово сие и скажи: слушайте слово Го­с­по­дне, все Иудеи, входящие сими вратами на по­кло­не­ние Го­с­по­ду. Отсюда начинается так называемая «храмовая речь» пророка Иеремии, которая была сказана в храме Иерусалимском. Она кончается IX-oй главой. Сходство ее с речью Иер 26 гл., сказанной в первое время царствования Иоакима, дает право относить ее происхождение к этому же времени. – «Во вратах дома Господня» – т. е. при воротах, ведущих во внешний двор, где стоял народ, а не во внутренний или священнический, куда народ не допускался ( Иез 40.17 ). Иер.7:3 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Иер.7:4 .  Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день, храм Го­с­по­день». Храм, сам по себе, – не защита грешникам! Между тем евреи усиленно твердили, что храм – это верное прибежище для них, хотя бы они на деле были совершенными отступниками от Иеговы. Иер.7:9 .  Как! вы крадете, убиваете и пре­любо­дей­с­т­ву­ете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, Иер.7:10 .  и по­том при­ходите и становитесь пред лицем Мо­им в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Иудеи, очевидно, находили для себя возможным соединять почитание Ваала и служение Иегове. Но одно решительно исключает собою другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

п. к. блж. Августином. 1/3 всех цитат приходится на 4 места. Слова Иер 17. 5: «...проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (цитируются 55 раз) - блж. Августин понимает как указание на лидеров донатистов, манихеев и пелагиан и относит сказанное к их ложному учению о таинствах и благодати ( La Bonnardière . 1972. P. 57, 91-92). Часто блж. Августин использует Иер 16. 19-21, он видит в этих стихах призыв языческих народов к обращению, что уже свершилось (Ibid. P. 53-57, 89-90). Еще чаще (22 раза) он цитирует редкое у др. авторов выражение caelum et terram ego implebo (я наполню небо и землю), особенно в полемике о духовном присутствии Бога в сотворенном мире («Бога, Который «создал небо и землю» и «наполняет их», ибо, наполняя, Он и создал их» - Aug. Confess. IV 9. 14; ср.: Ibid. I 3. 3 (Иер 23. 24)). 14 раз Августин приводит полустишие Иер 1. 5, подчеркивая при этом исключительную творческую силу Бога, ибо не родители могут создать душу ребенка, но промысл Бога. Второе полустишие (priusquam exires de vulva, sanctificavi te - «прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя») в большинстве случаев встречается в антипелагианской полемике ( La Bonnardière . 1972. P. 35-37). Особое внимание, в отличие от др. отцов Церкви, но в согласии с североафрикан. традицией, уделяет блж. Августин стихам Иер 31. 31-34, в к-рых пророчески предречено исполнение обетования о новом завете в НЗ ( Aug. De civ. Dei. 17. 3; 18. 33; Ep. 138. 7). В обширном корпусе писем свт. Григория I Великого И. п. к. цитируется только дважды. Словами Иер 17. 24 свт. Григорий обличает тех, кто запрещают работать в субботу, т. к. видит в этом опасность усиления влияния иудаизма ( Greg. Magn. Ep. 13. 1). В письме Кириаку, еп. К-польскому, он обосновывает словами пророка возможность временного оставления проповеднического служения ( Idem. Ep. 7. 4 (Иер 1. 6)). Эта проблема часто интересовала его, прежде всего в «Правиле пасторском», где, несмотря на пример отказа Иеремии, он все же призывает проповедников спустя нек-рое время вернуться к служению ( Idem.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Глава 2 «Помянух тебе милость юности твоея», то есть милость, какую оказал тебе, когда избавил тебя из рабства в Египте, и последовал ты за Мной в пустыню. »И любовь терпения твоего " ( Иер.2:2 ). И тогда не имел ты терпения пребыть верным Богу до сошествия Моисея с горы. «Свят Израиль Господеви, начаток плодов Его», то есть когда вступал в обладание землей наследия своего, «вси поядающии его согрешат» ( Иер.2:3 ), потому что поедают начатки (первые плоды), предоставленные священникам, и не соблюдают закона Господня. «Сия глаголет Господь, кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение, яко удалишася от Мене? ...и не рекоша: где есть Господь, изведый нас от земли Египетския, преведый нас по пустыни, по земли необитанней и непроходней, по земли... неплодней... тени смерти ? И введох вас в... Кармил». Кармилом (садом) называет землю обетования, как страну, исполненную утешений из-за плодородия земли и обилия растительности; здесь росли сосны и дубы, оливковые и лавровые деревья, было множество цветов. «И внидосте, и осквернили есте землю Мою» ( Иер.2:5–7 ) идолами, которых сами себе сотворили. «Судом претися имам с вами... и с сыны сынов... ваших» ( Иер.2:9 ). Здесь подразумеваются и те Израильтяне, которые первоначально вошли, овладели землей Ханаанской и не сохранили завета с Господом своим, и сыны сынов их, жившие во времена пророка Иеремии. «Того ради приидите во островы Хеттим и видите, – то есть острова, лежащие на запад от земли обетованной, – и в Кидар послите» ( Иер.2:10 ), то есть к живущим на восток от земли Ханаанской. «Два бо зла сотвориша людие Мои», во-первых, «Мене оставиша» ( Иер.2:13 ), а затем нечестие свое увеличили тем, что во время исхода своего в землю обетованную сделанного Михой идола ( Суд.17:4 ) поставили в Силоме, где избрал Я жилище Себе; кроме того, при исходе своем в день переселения своего в начале царствования Манассии отступили от Меня, подобно быстрому потоку устремились на дела нечестивые, и не удовольствовались тем, что на всяком месте обоготворяли все силы небесные, но даже дерзнули поставить идолов и истуканов всяческого рода в самом святилище Моем, и поклоняться им. «И ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати» ( Иер.2:13 ), Кладенцами сокрушенными, не содержащими в себе воды, пророк называет или суетных и ложных богов, потому что суетна надежда на них, или самые приношения этим богам, потому что и жертвы, и обеты не приносили никакой пользы и были напрасными. Поэтому говорит Бог: «Мене оставиша источника... жизни», и пошли и ископали себе кладенцы сокрушенные, богов, которые не имеют силы даровать жизнь почитателям их, потому что не имеют ее и сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Не имеет окончательного решения и вопрос о возможном влиянии на апостола понимания Иеремией того, что он был призван к служению от чрева матери (Гал 1. 15); кроме Иер 1. 5 в качестве возможного источника влияния толкователи указывают на Ис 49. 1 ( Holtz. 1966. S. 325-326). Важная в богословии пророка тема нового завета развернута в Послании к Евреям, о чем свидетельствует большая цитата Иер 31. 31-34 в Евр 8. 8-12 с минимальными отклонениями от текста LXX. Возможные влияния И. п. к. исследователи видят в главах 17-18 Откровения, где описывается суд Божий над Вавилоном ( Wolff. 1976. S. 166-169, ср. с предсказанием падения Вавилона в Иер 50-51; ср. также: Откр 18. 22-23 и Иер 25. 10). Очевидные, по мнению исследователей, аллюзии на Книги пророков Исаии, Иезекииля и Даниила, также предрекавших суд над Вавилоном, Тиром и Эдомом, городами (народами), аллегорически понимаемыми иудеями после катастрофы 70 г. как указание на Рим, заставляют ученых делать вывод о том, что тайновидец Иоанн, возможно, имел перед собой не И. п. к., но иудейское собрание тестимоний (тематические подборки текстов из книг пророков), содержащих пророческие слова о Вавилоне и др. врагах Израиля, теперь перенесенные на Рим ( Wolff. 1976. S. 172). I-III вв. Мужи апостольские приводят только те места И. п. к., где Иеремия пророчествует о предстоящем суде над домом Иуды. Его слова встречаются в основном в т. н. смешанных цитатах вместе со словами др. пророков, и это дает исследователям основание утверждать, что в данном случае использовались т. н. тестимонии. Множество примеров таких смешанных цитат, включающих стихи И. п. к., дает 1-е Послание св. Климента Римского к Коринфянам (напр., цитата в Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1 составлена из Иер 9. 23 LXX, 1 Кор 1. 31 и 1 Цар 2. 10). В др. цитатах из книги пророка, используемых Климентом, напр. в Ep. I ad Cor. 8. 3, исследователи видят близость с Иер 3. 19, 22 и 24. 7, а также с Иез 33. 11; в Ep. I ad Cor. 60. 3 помимо мн. др. мест из книг пророков цитируются Иер 21.

http://pravenc.ru/text/293622.html

964. Николаевская – Солбинская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Владимирской губ., Переяславского у., в 40 вер. к сев.-зап. от Переяславля, на правом берегу р. Солбы. Неизвестно когда основана, но несомненно уже существовала в XVI стол., ибо в начале XVII ст. была разорена поляками и оставалась невозобновленною до 1711 г., когда в ней была построена церковь св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», VI, 176; Ратшин, 36; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 72; губ. вед.», 1844 г., 53; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 727; Проценко, “М-ри в России», 36; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1850 г., XXX, 212 (Загоровская вотчина; пожар в 1849 г.). 965. Николаевская – Цивецкая, мужская, ныне озеро Цивец, выпускающее рч. Цивцу, которая впадает с левой стороны в р. Кубену, несколько выше Троицкого погоста, Вологодской губ., Кадниковского у., верстах в 50 к сев. от Кадникова. Уже существовала в XVII ст.; в 1692 г. упоминается черный поп Александр. По раскладке подворных денег в 1718 г. принадлежала к числу не самых скудных в епархии. В 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», 650; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 787; Суворов, “Владим. Заоник. пуст.», 28. 966. Николаевская – Чернораменская – Кезенская, мужская пустынь, ныне село Никольское или Чернораменская пустынь, Нижегородской губ., Семеновского у., в 33 вер. к зап. от Семенова, при рч. Кезе. Существовала в XVII ст.; в 1670 г. ею управлял строитель Ефрем; упразднена в 1764 г. Нынешняя церковь во имя Тихвинской Бож. Матери построена в 1822 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 361 (назван Кезенский или на Кезе Николаевский); VI, 700; “Стат. Экспед.», 1853 г. в “Нижегор. губ.», рукопись; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 625, 21. 967. Николаевская – Чуркинская – Высокогорская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Астраханской губ., Красноярского у., в 42 вер. к юго-вост. от Красноярска, на возвышенном острове, образуемом впадением Чурки в Каспийское м. Основана на месте монастырской рыболовной ватаги в 1731 г. архимандритом Спасо-Преображенского Астрах. мон. Мефодием, впоследствии бывшим епископом Астраханским. В 1852 г. в нем учреждено общежитие. Будучи окружен инородческим населением, имеет миссионерское значение. При м-ре учреждена школа. “Ист. Росс. Иер.», VI, 718; Ратшин, 18; “Опис. монаст.», 1817 г., 128; “Памят. кн. Астрахан. губ. на 1876 г.», Отд. II, 26; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1852 г., 10 (учрежд. общежития); 1884 г., 234 (школа); “Чтения в И. Общ. ист. и древн Росс.», 1848 г., 7, смесь, 80 (Иерархия Астрахан. епархии); “Астр. г. в.», 1850 г., 4 (Михаилов, Чуркин. пуст.); 1859 г., 7 (Поездка в пустынь, в стихах; здесь, между прочим, в примеч. сказано, что в 1858 г. заложен обширный храм).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дла ег, ср. русск. дерзость его, букв. излияние, выражение гнева его, гневливость, строптивость. 70 толковников вм. масор. читали ср. примеч. к толков. Иер. 7:29 . – Не доволство ли ег=οχ τ ανν ατ или ατο (Ват., Александр. и Фр.-Авг. списки, Комплют. и Альд. изд.). Если следовать чтению блаж. Феодорита: οχ ατ τ ανν ατο: не по довольству ли его: то ясно, что 70 толковников евр. слово (пустыя слова его=хвастовство его) поняли, как составленное из предлога и существительного (=достаточное, удовлетворяющее нужде). Так сотвор: в соответствие этому слав. чтению в греч. тексте читается: οχ οτως ποησε. 70 толковников евр. слово и здесь поняли так же, как в Иер. 8:10 . Но и здесь, как там, лучше понимать это слово в значении: неправое (сделали – моавитяне). «Не по довольству ли его не тако сотвори?» – таков был повидимому первоначальный перевод 70 толковников. Наиболее же точный перевод евр. соответствующего чтения был бы следующий: «неправы речи его (букв. болтовня его); неправо поступали они». Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 48:31–35 Ст. 31–35. Предсказывая Моаву бедствие, пророк не забывает, что этот народ вместе с другими иноплеменниками некогда примет участие в религиозной жизни Израиля, будет исповедывать имя Господа (ср. Иер. 12:14–16 ). Во имя этого обращения Моава к Господу, памятуя также, что если Израиль есть первенец Божий (ср. Исх. 4:22 ), то и другие народы – не чужие дети в семье Божией, – пророк оплакивает Моава, у которого люди гибнут, виноградники пустеют, точила винодельные безмолвствуют, – которого Господь поражает за идолопоклонство. Иер. 48:31 3 1. Сег ради над Мавомъ возрыдайте всюд: над мжы 31. Поэтому буду рыдать о Моаве и вопить о всем Моаве; будут воздыхать о мужах Кирхареса. 31 . Плач, к которому по слав.-греч. переводу пророк приглашает других, есть по евр.-русскому чтению собственный плач пророка. Он плачет, подавая пример другим, желая возбудить сочувствие других к Моаву, ко всему Моаву. «Мужи Кирхареса», города южной половины моавитской области (см. толков. Иер. 48:1 ), являются здесь представителями жителей этой южной половины страны, которые, вместе с жителями северной половины («земли напольной» стихов Иер. 48:21  и сл.), составляют «всего» Моава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После этого пророк утешает матерей избитых младенцев в лице матери их Рахили, говоря: да почиет глас твой от плача… яко есть мзда слезам твоим… и возвратятся сынове твои в пределы своя древния, то есть в рай (Иер. 31:16–17). И устыдился, и посрамился я… яко приях укоризну от юности моея (Иер. 31:19). Так говорят сыны Ефремовы: «Мы несем заслуженное наказание за тельца, которого отлил глава царства нашего». Сын любезен мне Ефрем , то есть, любезен за покаяние. Когда говорю о нем, воспоминаю его (Иер. 31:20), то есть, говоря устами пророков, которых воздвигаю в нем, вспоминаю его. Яко созда Господь на земле нечто новое: жена обымет мужа (Иер. 31:22), — или в том смысле, что синагога отвергнет идолов и прилепится к единому Богу; или в том, что самая земля Иудейская обымет жителей своих, которых поглотила и извергла. И возвещаю дому Израилеву и дому Иудину завет новый, не по завету древнему (Иер. 31:31–32). Завещаю обещанное дому Израилеву и дому Давидову, то есть Новый Завет и Евангелие жизни, которое дастся и Иудеям, и язычникам. Завет же называется Новым, потому что не предписывает жертв кровавых, подобно прежнему Завету. И дам законы Моя в мысли их , то есть не на скрижалях каменных, как Моисею, но на скрижалях плотяных, что сам пророк объясняет так: глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31:33). Аще премолкнут законы дня и ночи от лица Моего, рече Господь, то и род Израилев престанет быти язык пред лицем Моим во вся дни (Иер. 31:37). Как никогда не будет того, чтобы изменился от начала установленный порядок мира, то есть движение звезд, перемены времен, так, без сомнения, не останется не исполненным данное Давиду обетование: и царство, и семя его не престанут быти… пред лицем Моим . Хотя пророчество это исполнилось в свое время и на Зоровавеле, который управлял царством Давидовым, но вполне исполнилось оно на Господе нашем, как сказал и Ангел: даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и воцарится в дому Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:32–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

– Понятия известны; мы встречались с ними несколько раз. – Пришедшие в это царство должны взять на себя новое благое иго, и уже н будут жить по упорству своего сердца, как жили Израильтяне по отделении от Иудейского царства, – жили, имея законом одно упорство сердца, возмутившегося против Иеговы, Бога своего, и не слушавшего слов Его, сколько ни посылал Он пророков, для вразумления народа. – Касательно исполнения подобных пророчеств мы уже имели случай несколько раз говорить. Ст. 18 ( Иер.3,18 ). Стих понятен при помощи изъясненного прежде пророчества Исаи, совершенно одинакового с рассматриваемым ( Иер.11,13 ). – Тогда не будет разделения уже в этом царстве между его членами; но дом Иудин присоединится к ненавистному ему всегда дому Израиля, и пойдут они вместе мирно из земли Северской (образ, заимствованный от возвращения иудеев и Израильтян из плена Вавилонского), пойдут вместе в новое царство и будут жить без распри, без ненависти. – От иносказания Пророк обращается к собственной речи, чтобы показать, за что Израиль отвергнут был Богом. С 22 ст. ( Иер.3,22 ) начинается речь самого Израиля, обращающегося к Богу и кающегося во грехах своих. – Исполнение этого можно видеть и в возвращении из плена и после в постепенном обращении Израиля к Богу; но совершенное исполнение – в будущем, когда, по слову Апостола Павла, Иудейский народ войдет в царство Мессии ( Иер.23,1–8 ). Эти стихи составляют часть целого отделения, обнимающего 22 и 23 главы. Содержащееся в ст. 9–40, 23 гл. ( Иер.23,9–40 ), пророчество против лжепророков и мимоходом против выродившегося жречества ( Иер.23,11 ), очевидно, связуется с предшествующим пророчеством против царей – в одно целое пророчество – против испорченных представителей и руководителей теократического царства. Для объяснения первых восьми стихов 23 гл. связь их с 22 гл, имеет столь важное значение, что вне ее они правильно не могут быть поняты, а потому нам нужно прежде всего обратить внимание на эту связь. Пророк угрожает, обличает и предостерегает царя Иудейского, а в лице его и всех царей Иудейских или дом царский и окружающих царя – сначала вообще, возвещая им суды Божии над ними и над народом (как исполнение угроз Моисея – во Втор.29:23 ) – если они будут коснеть в безбожии и нечестии ( Иер.22,1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010