Впрочем, гл. 36 дает нам ценное указание: в 605 г. до Р. Х. пророк Иеремия диктовал своему ученику Варуху слова, которые он возвещал с самого начала своей деятельности (Иер 36:2), то есть с 626 г. до Р. Х. Этот свиток, сожженный Иоакимом, был заново записан и дополнен (Иер 36:32). О первоначальном содержании текста можно только догадываться. Видимо, он начинался с Иер 25:1–2 и был совокупностью фрагментов, относящихся ко времени до 605 г. до Р. Х., которые сейчас входят в глл. 1–18, но древние речи против язычников в нем стояли после 36:2, а сейчас они расположены в 25:13–38. Затем были добавлены фрагменты, относящиеся ко времени после 605 г., и слова против язычников, и поныне находящиеся на тех же местах. Следовательно, в текст были введены эпизоды приводимой выше в подробностях “исповеди” и, кроме того, — две небольшие книги: о царях (21:11–28) и о пророках (23:9–40), которые изначально создавались по отдельности. Таким образом в книге выделяются две части: одна содержит угрозу Иудее и Иерусалиму (1:1–25:13), другая — слово против язычников (Иер 25:13–38; 46–51). Глл. 26–35 образуют третью часть, в которой без особого упорядочивания собраны речи, исполненные обетований. Это — в основном прозаические фрагменты, которые по большей части касаются биографии Иеремии, приписываемой Варуху. Исключение составляют глл. 30–31, — поэтическая книга утешения. Четвертая часть (Иер 36–44) продолжает в прозе биографию Иеремии и повествует о его страданиях во время осады Иерусалима и после нее. Она кончается словно бы подписанием пророка Варуха, см. Иер 45:1–5. Книга Плач Иеремии В еврейской Библии эта небольшая книга стоит после “Писаний” (Агиографов). Септуагинта и Вульгата ставят ее за книгой пророка Иеремии под заглавием, указывающим на него как на автора. Эта традиция, основанная на 2 Пар 35:25 и подкрепляемая содержанием самой книги, которая и в самом деле может относиться ко времени Иеремии, вряд ли, однако, способна выстоять при серьезной аргументации. Судя по тому, что мы знаем о Иеремии из его подлинных слов, он не мог сказать, что пророческий дар угас (Плач 2:9), не мог хвалить Седекию (Плач 4:20) и надеяться на помощь египтян (Плач 4:17). Свойственная ему спонтанность лишь насильственным образом могла бы быть втиснутой в изощренную литературную форму Плача. Четыре первые песни книги алфавитны: первые буквы их строф расположены в алфавитном порядке; в пятой песни число стихов (22) точно соответствует числу букв алфавита.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Но Иеремия говорит другое; он знает, что только вдали от отчизны совершится переворот в сознании народом, что только там воскреснет прежний дух нации Иудейской, а на Иудею, в теперешнем её состоянии, положиться нельзя, и – уверяет, что пленникам-переселенцам предстоит лучшая будущность ( Иер.24 ; Иер.29 ). Между тем, начал царствовать Седекия. Пророк увещевал царя – не следовать примеру предшественников, не уклоняться от пути Иеговы ( Иер.22 ); но царь быль глух; ни он, ни служащие при нем, ни народ, говорит сам Иеремия, не послушали слова Иеговы, и – нечестие наказывалось ослеплением. Не смотря на примеры предшественников, он вздумал отложиться от Навуходоносора и вступил в союз с Египтянами, не понимая, что этот союз нисколько не поможет ему. Расвирепевший Навуходоносор снова напал на Иудею. Трусливый Седекия послал к Пророку просить его молитв и ходатайства перед Богом. Но Пророк произносит грозное слово, что Иерусалим будет взят и разорен ( Иер.21 ; Иер.34 ). За это и за то, что будто Пророк хотел передаться Халдеям, он был посажен под стражу и с этого времени почти постоянным до взятия Иерусалима местопребываением Пророка были двор темничный и грязный ров. Но слово Иеремии сбылось; после 18-месячной осады Иерусалим был взят и разрушен и Иудеи переселены в Вавилон ( 2Пар.36, 17–20 ). Как тяжко было это бедствие для самого Иеремии, хотя он и советовал добровольно сдать город, это видно из его «Плача». Но со времени Иерусалима, для самого Иеремии настало время свободы. Навуходоносор столь милостив был к Пророку, что приказал полководцу своему Навузардану не делать никакого насилия Иеремии и не стеснять его свободы в выборе места жительства, хочет ли он оставаться в Иудее или переселиться в Вавилон ( Иер.40, 1–4 ). Пророк столько любил свое отечество, что лучше пожелал остаться среди развалин его с бедствующим останком Иудеев, чем идти в языческую землю. Он пришел в Массифаф, и поселился здесь среди людей своих, оставшихся на земле Иудейской ( Иер.40, 6 ). Впрочем, пребывание здесь Пророка было не продолжительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Но, несмотря на все страдания, автор Плача находит в себе силы подтвердить благость и верность Божию по отношению к надеющимся на Него (3,22–36). Плач стал одним из наиболее ярких проявлений абсолютной веры в Бога. В Книге пророка Иеремии содержится предсказание, что вавилонский плен продлится семьдесят лет ( Иер. 25,11 ). В Плаче же выражается надежда не только на то, что пленение прекратится, но что грех Иудеи будет искуплен ее несчастьями, а враги ее будут наказаны за свои преступления. Содержание I. Иерусалим, некогда великий, ныне разрушенный (гл. 1). II. Гнев Господень на Иудею (гл. 2). III. Общая скорбь (гл. 3). IV. Упадок Сиона (гл. 4). V. Молитва об избавлении (гл. 5). Глава 1 1:1–22 Избранный град Сиона, некогда великий, ныне лежит во прахе. 1 Как одиноко. Первый стих задает тему плача: Иерусалим теряет свое былое величие. Город, некогда вознесенный, теперь опустел, разграбленный вавилонянами (ср. Ис. 1,21–26 ). многолюдный... великий. Воспоминания о прошлом величии Иерусалима. вдова. См. Иер. 15,17 . Пророк сравнивает Иерусалим с одинокой вдовой, потерявшей свою честь и былое великолепие (ст. 1,6). данником. Данничество антитеза истинной природе Израиля, обретшего свободу после египетского рабства. См. Втор. 15,12–18 ; Иер. 2,14 . Пленение мыслится как утрата благословения, обещанного заветом. 1 утешителя. См. также ст. 7, 9,16. Это противопоставление утешению, обещанному в Ис. 40,1 . Опустошения, причиненные вавилонянами, столь ужасающи, что, вопреки обещанию пророка, утешиться невозможно. любивших. Ироническое именование соседних с Иудеей языческих племен, с которыми она охотно поддерживала отношения (ср. Иер. 3,1 ). 1:3 О падении Иудеи см. 4Цар. 24,20 25,30; Иер., гл. 39–45; 52. переселился. Речь идет о наиболее мучительном унижении для избранного народа (ср. Втор. 28,63–68 ). не нашел покоя. Утрата, прямо противоположная «успокоению от врагов», дарованному по обетованию ( Втор. 12,9 ; 2Цар. 7,1 ; ср. Втор. 28,65 ). 1:4 Здесь нашла отражение повседневная религиозная практика древнего Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В первой половине стиха выражается не та мысль, что в новозаветное время сделается ненужным взаимное научение истинному богопознанию, а предъизображается та истина, что в христианское время людям с облагодатствованными способностями и силами легко будет познать Бога и исполнять Его святую волю. Третье важное отличие Нового Завета, выраженное в 34 ст., состоит в том, что его членам будет даровано полное прощение грехов: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более». Этими словами указывается на возможность новозаветного человека очищаться от своих грехов в таинствах крещения и покаяния, после чего человек избавляется от сознания своей отчужденности от Бога, производимой грехом. Бог для него становится любящим Отцом, идущим навстречу уверовавшему в свое спасение человеку. Плач Иеремии 1. Название о форма изложения книги В еврейской Библии книга называется: echa kinoth (эха кинот). Первое слово значит «как, каким образом», этим словом начинается книга «Как одиноко сидит город некогда многолюдный...» Второе слово, означающее – «плач, рыдания», указывает на предмет содержания книги и соответствует греческому названию книги (лат. threni) – вопли, плач, плачевные песни. К написанию «плач» в греческом переводе 70 сделана прибавка ..., т.е. Иеремии, что заставляет относить книгу к авторству пророка Иеремии. Поэтому эта книга в переводе 70-ти, а также славянской и русской Библии помещается непосредственно за книгой пророка Иеремии. Данная книга отличается сложностью построения: она состоит из четырех так называемых алфавитных стихотворений (акростих), а пятое, заключительное, содержит ровно 22 стиха по числу букв еврейского алфавита. 1-е, 2-е и 4-е относится к жанру погребальных песнопений; 3-е представляет собой индивидуальное сетование, 5-е сетование коллективное. 2. Автор и время написания книги Содержание книги свидетельствует о том, что ее элегии (плачевные песни) написаны автором, находящимся под живым впечатлением только что совершившейся катастрофы. В 2, 7 еще как бы звучит шум ворвавшихся завоевателей, в 2, 9 очень наглядно описывается разрушение городских ворот; в 4, 17 говорится о том моменте осады, когда думали, что можно рассчитывать на египетскую помощь (ср. Иер. 37, 5 ), а в 4, 19–20 описывается преследование и пленение бежавших с царем Седекией из осажденного города(ср. 4Цар. 25, 4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В первой половине стиха выражается не та мысль, что в новозаветное время сделается ненужным взаимное научение истинному богопознанию, а предъизображается та истина, что в христианское время людям с облагодатствованными способностями и силами легко будет познать Бога и исполнять Его святую волю. Третье важное отличие Нового Завета, выраженное в 34-м стихе, состоит в том, что его членам будет даровано полное прошение грехов: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более». Этими словами указывается на возможность новозаветного человека очищаться от своих грехов в таинствах крещения и покаяния, после чего человек избавляется от сознания своей отчужденности от Бога, производимой грехом. Бог для него становится любящим Отцом, идущим навстречу уверовавшему в свое спасение человеку. 15. Книга «Плач Иеремии» 1. Название и форма изложения книги В еврейской Библии книга называется: «echa rinoth» (эха кинот). Первое слово значит «как, каким образом», этим словом начинается книга «Как одиноко сидит город некогда многолюдный...». Второе слово, означающее «плач, рыдания», указывает на предмет содержания книги и соответствует греческому названию книги – _______(лат. – threni) – вопли, плач, плачевные песни. К написанию «плач» в греческом переводе Семидесяти сделана прибавка _________, т.е. Иеремии, что заставляет относить книгу к авторству пророка Иеремии. Поэтому эта книга в переводе 70-ти, а также в славянской и русской Библии помещается непосредственно за книгой пророка Иеремии. Данная книга отличается сложностью построения: она состоит из четырех так называемых алфавитных стихотворений (акростих), а пятое, заключительное, содержит ровно 22 стиха по чисту букв еврейского алфавита. Первое, второе и четвертое относится к жанру погребальных песнопений; третье представляет собой индивидуальное сетование, пятое сетование – коллективное. 2. Автор и время написания книги Содержание книги свидетельствует о том, что ее элегии (плачевные песни) написаны автором, находящимся под живым впечатлением только что совершившейся катастрофы. В 2,7 еще как бы звучит шум ворвавшихся завоевателей, в 2,9 очень наглядно описывается разрушение городских ворот; в 4,17 говорится о том моменте осады, когда думали, что можно рассчитывать на египетскую помощь (ср. Иер.37:5 ), а в 4, 19–20 описывается преследование и пленение бежавших с царем Седекией из осажденного города (ср. 4Цар.25:4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Первое достоинство – отеческое наследие, и однако они лишили себя этого родства Отцем называли камень, но все-таки положу тебя в чада. Смотри: как в Ветхом (Завете), так и в Новом это родство устанавливается и Богом и нами. Положу тебя в чада, это (дело) Божие. И Павел говорит: ихже всыновление ( Рим. 9:4 ). Ничто не равносильно этой чести. И опять: даде им область чадом Божиим быти ( Иоан. 1:12 ), чтобы сохранили (свое) звание. Если Он сам поставляет, а мы оставляем (то, к чему призваны), то изгоняемся, так как не прямо сказал: сделаю тебя чадом, а – положу тя в это звание, как в достоинство; наше дело – сохранить это. Видишь ли, какие изобразил блага, какого требует от них воздаяния? Никакой труд, никакое усилие, как выполнение призвания, не может быть тяжелым. Дитяти свойственно следовать постоянно за отцом и наказывающим. Не видите ли маленьких детей, которые, плача, осыпаемые упреками, следуют за матерью, держась за край (ее платья)? Они хотят одного от нас – быть любимыми. Соединено это с сказанным: и пойдут вкупе от земли северные и от всех стран к земли, юже дох в наследие отцем их. Следующие затем слова: аз же рех: да будет, Господи принадлежат пророку, радующемуся божественным обетованиям. А говорит то, что приведу вас в землю обетования – в качестве детей, как и в древнее время, когда вывел вас из Египта. И рекох: отцем наречете мя, то есть, только будьте вы ко Мне действительно расположены. Иер. 3:20 . Обаче якоже отвергается жена сожителя своего, тако отвержеся от мене дом. Сознайте собственное зло и дам вам прощение за сделанные преступления. Иер. 3:21 . Глас из устен слышан бысть плача. Отсюда научаемся, что при несчастиях нужно не только скорбеть и плакать, но прежде этого умолять Бога, так как говорит о плаче и молении. Ни плач не может сам по себе чего-либо сделать, ни молитва , не воспламеняемая слезами; в этом польза несчастий. Иер. 3:21 . Глас из устен. Говорит о бывшем при Иосии. Иер. 3:22 . Возвратитеся сынове возвращающиися, и исцелю сокрушения ваша: се раби будем тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Нехао (евр. Нехо, у LXX-mu и И. Флавия: Νεκα), согласно Геродоту (II, 158), который называет его Νεχς (по египетским памятникам – «Neku»), сын Псамметиха I, 6-й царь XXVI-й Сайской династии в Египте (царствовал в 609–594 гг. ), известный постройкой большого флота как на Средиземном, так и на Черном море. Ассирийская монархия тогда была накануне падения 21 (в 606 г. Набопалассал халдейский и Киаксар мидийский соединенными силами разрушили Ниневию и положили конец существованию Ассирии), и Нехао, вероятно, желал воспользоваться слабостью прежде грозной соседней монархии и присоединить к владениям Египта некоторую часть Ассирии, напр., Сирию, почему предпринимает поход за Евфрат, к городу Кархемису ( 2Пар.35:20 ), у LXX-mu: χερμες, у И. Флавия: καρχαμησ, Vulg.: Charcamis, на клинообразных надписях: Гаргамис – при впадении Хавораса в Евфрат, теперь Киркесья Иерабл или Джирба (Onomast. 954); здесь Нехао потерпел поражение от Навуходоносора ( Иер.46:2 ). Когда Нехао на флоте прибыл к берегам Палестины и высадился у приморского города Акко (по известию Геродота II, 16) – Птолемаиды (Onomast 64). Иосия или в качестве вассала ассирийского царя, или из-за опасений за целость своих владений счел нужным, несмотря на успокоительные разъяснения Нехао ( 2Пар.35:21 ), выйти с войском навстречу ему и сразиться, и в битве при Мегиддо (ср. 3Цар.4:12 и комментарий; у Геродота Μγδωλος), на поле или урочище Гададриммон ( Зах.12:11 ), египетские стрелки смертельно ранили Иосию, и он умер в Иерусалиме, оплаканный всей Иудеей и Иерусалимом. Оплакивали благочестие его царя и пророк Иеремия в своей элегии, а равно и другие певцы и певицы в плачевных песнях – кинот ( 2Пар.35:24–25 ). Этот плач выражал, что дни политического существования Иудеи отселе были сочтены: по смерти Иосии царство Иудейское просуществовало еще два десятилетия, но это было жалкое существование данницы Вавилона. Преемником Иосии народ помазал почему-то не старшего сына его (ср. стих 36), а младшего – Иоахаза или, по ( Иер.22:11 и далее) – Саллума (ср. 1Пар.3:31 ), быть может, считая его более достойным, но он нимало не оправдал этих надежд ( Иер.22:11 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

14 . «Ниже настой на исходы их, – продолжает свою обличительную речь пророк, – потребити избегающыя их, ниже заключай бежащыя их в день скорби». Из этих слов пророка видно, что идумеи не только вместе с врагами опустошили Иудею, не только грабили имущество евреев, но заняв выгодные места (π τς διεκθολς, в Вульг. in exitibus, халд. парафр.: in. bivio), захватывали бегущих и убивали. Вот, по словам пророка, те вины, за которые должно постигнуть Эдом справедливое возмездие (15) : «понеже близ день Господень на вся языки, якоже сотворил еси, сице будет ти, воздаяние твое воздастся на главу твою». Ближайшее непосредственное значение, которое можно придать здесь дню Господню – это день наказания Эдома. Этот день Господень, день отмщения будет, по словам пророка, не для одного только Эдома, но на все языки, т.е. на народы, которые когда-либо причиняли зло народу еврейскому и о которых говорили другие пророки, т.е. вавилоняне, филистимляне, моавитяне, сирияне, ефиопляне, тиряне, сидоняне и пр. ( Ис.13–20 ; Иер.25, 47–48, 51 ; Иез.25–32 ; Ам.1–2 и др.). Отмщение Эдому будет равномерно тому, как Идумеи поступали с евреями: «якоже сотворил еси, сице будет ти». 16 . " Понеже, – заключает пророк свою речь к Эдому, – яко пил на горе моей святей, испиют вси языцы вино, испиют и снидут, и будут, яко не бывшии». – Смысл этого стиха толковниками понимается различно. Одни понимают его в том смысле, что Идумеи, при взятии Иерусалима, и разрушении храма, пиршествовали на месте разрушенного храма, святотатствовали, оскверняли священное место своими непристойными оргиями 56 . Но в Св. Писании слова, «пить» или «пить чашу» употребляются обыкновенно в значении испытывать печальную участь, нести тяжелый жребий; отсюда чаша вообще нередко называется чашей погибели ( Иер.25:27–29, 48:26, 49:12, 51:7 ; Плач.4:21 ; Пс.21:5, 60:5, 75:9 ; Ис.24:9, 51:17 ; Иез.23:31 ; Наум.3:11 ; Авв.2:15–16 ; ср. Мф.20:22, 26:39–42 и др.). Проф. Якимов в толковании на слова 15 ст. 25 гл. прор. Иеремии: «возми чашу вина не растворенного от руки моея, да напоиши вся языки, к ним же аз послю тя» – высказывает следующие соображения: «Вина нерастворенного – ονου το κρτου. Последнее слово основано на понимании евр. hemah (ярости) в смысле жара, горячительности: вино горячительности, т.е. горячительно, крепкое, цельное неразбавленное вино. Ярость, гнев Господень представляется под образом вина, которым пророк получает повеление напоить все народы (ср. Ис.51:17 ; Откр.16:19 )» 57 . Вот почему бл. Феодорит говорит: «питием вина назвал пророк наказание; и сему ясно научает нас бл. Иеремия, которому повелено было взять чашу и напоить все народы ( Иер.25:15 )» 58 . Таким образом, всего естественнее относить слово «пил» к Иудеям, когда Эдом заставил их выпить чашу несчастий и всевозможных унижений. За все это идумеев постигнет тяжелое наказание: «испиют и снидут и будут яко не бывшии» – Вульг. absorbebunt, халд. парафр. absorbebantur – будут поглощены, пожраны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorok...

«Увы! Простая маленькая случайность (дело Скублинской) выносить к воротам города напоказ всем и расстилать пред всеми для суда и осуждения, запачканные наши одежды с признанием нашей общественной нравственности ( Втор.22:18–21 ). И вот, слишком короткой становится устланная коврами постель, чтобы протянуться, слишком узким и одеяло, изо льна египетского, чтобы завернуться в него ( Ис.28:20 ). Пустая ли это болезнь – вопрошает библеист – и отвечает: «знаете ли, – а если не знаете, то скажу вам, что целомудрие становится преданием, в которое ближайшие поколения перестанут верить?!» Это недавно высказал человек, имеющий возможность наблюдать над нашей жизнью в долготу и в широту нашей земли, от запада до востока, от севера до юга. (Поучение в день перенесения мощей св. благов. велик. князя Александра Невского, Никанора, арх. Херсонского и Таврического. Правосл. Обозр.1890 г., сентябрь, стр. 103). «Ужели же мы на самом деле подготовляем то поколение, когда не будет людям иной клички, иной рекомендации, кроме: это Онан, это Амнон, а это Огола, эта Оголива, или Гомер, дочь Дивлаима! Ужели потомству этого потомства нарекутся не словами только, а самим делом, – по суду карающей правды – имена: Лорухама – непомилованная и Лоамми – не Мой народ? ( Ос.1:8–9; 11:4 ). Разве не страшна даже сама возможность этих вопросов»?... «Кого бы ни поразила эта противоположность явлений: Там мать плачет: дай мне детей, а если не так – я умираю! а здесь вопят дети: дайте нам матерей, а если не так – мы умираем! И плачут и умирают в плаче от голода и за плач избиваются! Как потускнело золото, изменилось золото наилучшее!... Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняной посудой, изделием рук горшечника!»… (плач Иер.4:1–9 ). Эта, поистине, художественная библейская песнь скорби и горя сменяется у библеиста в другом месте благословением радостного детства – того же радостного как радостна бывает весна с пением «горлиц», «с распускающимися и зацветающими и издающими благовоние смоковницами и виноградными лозами» 104 . Вот это благословение: «растите, дети, как роза, растущая в поле, орошаемом потоком; издавайте благоухание, как ливан; процветайте, как лилия, распускайте благовоние, и воспойте песнь, прославляйте Господа за все дела ( Сир.39:13–15 ). Да обновляется юность ваша, подобно орлу» ( Пс.102:5 ) 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

в) Предметом «Плача Иеремии», по указанию надписания служит разоренный халдеями Иерусалим: сяде Иеремия пророк плачущь: и рыдаше рыданием сим над Иерусалимом, и именно после опустошения его и отведения Израиля в плен: повнегда в плен отведен бе израиль, и Иерусалим опустошен бяше. Это вполне подтверждается как всем вообще содержанием книги, так и в частности следующими словами: о сих аз плачу: очи мои излиясте воду, яко удалися от Мене утешаяй мя, возвращаяй душу мою (1:15–16 ср. 2:11, 18–19; 3:48–50). 3. Особенность внешней формы изложения В литературном отношении книга «Плач» представляет целостное поэтическое произведение, по своей форме единственное в составе Библии. Вся книга разделяется на пять глав. Из них две первых и две последних имеют равное количество стихов (22) по числу букв еврейского алфавита, и написаны алфавитным стихосложением (акростихом), т. е. так, что начальные буквы стихов дают полный еврейский алфавит в его обыкновенном порядке. 157 Третья же глава, служащая как бы центром книги, имеет втрое большее число стихов против остальных (22x3=66), причем каждые три стиха (триада стихов), непосредственно следующие один после другого, начинаются одною и тою же буквою алфавита, так что начальные буквы всех 66 стихов главы дают три полных еврейских алфавита. Такая искусственность построения этой книги не есть плод праздной фантазии, недостойный боговдохновенного писателя, как думают некоторые, но представляет собою (по мнению блаж. Августина) древнейший вид высокого, хотя и своеобразного народного творчества. Подобное же расположение стихов по порядку букв еврейского алфавита встречается еще в псалмах 36 и 118. 4. Обзор содержания с необходимыми объяснениями Все содержание книги «Плач» разделяется на пять глав, из которых каждая, представляя собою часть целого, в тоже время может быть рассматриваема как особая песнь. Глава 1 1–6 ст. После надписания или краткого предисловия (содержание которого рассмотрено выше) прежде всего определяется главный предмет всей книги – печальное положение разрушенного и опустошенного Иерусалима (1–2 ст.) и причины этого (3–6 ст.). При виде жалкого состояния Иерусалима пророк в недоумении вопрошает: «как случилось, что город, некогда многолюдный, сидит теперь одиноким? – город, великий между народами (умноженный во языцех), стал как вдова (ср. Ис. 49:20–21 ), владевший странами сам сделался данником» (1 ст. ср. 5:8; Втор. 28:48 ). В этом положении Иерусалим, подобно вдове, горько плачет (плача плакася, ср. русск.) ночью, слезы льются по щекам у него, и нет утешителя у него среди прежних друзей (2 ст. ср. Иер. 2:36–37; 22:22; 30:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010