– «Не бойся (народ), ты распространишься направо и налево и племя твое овладеет народами, и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо супруг твой есть Творец твой; имя его Иегова воинств, и Искупитель, твой Святый Израилев, – Богом всей земли называется. Ибо как жену оставленную и скорбящую духом призывает тебя Иегова, и как подругу юности, которая была отвержена, говорит Бог твой ( Ис.54:3–6 ). И будут называть тебя боголюбезною и землю твою супругою; ибо Иегова будет благоволить к тебе и земля твоя сочетается, – как юноша сочетавается с девою и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой – ( Ис.62:4–5 ). См. также Ис.50:1 . Ср. Иер.2:2 , Иер.3:1 . Ос. 1–3 гл. Иез.16:10 ; Иез.13:23 . – В Новом Завете, Сам Иисус Христос называет себя женихом – Мф.9:15 и Предтеча Господень Иоанн говорит о себе не больше, как о друге жениха, который готовится вести в дом его невесту – Ин.3:28–29 104 . Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему, восклицает друг Господа Иоанн Богослов в Апокалипсисе, ибо наступил брак Агнца жена Его уготовала себя; и дано ей облещись в виссон чистый и светлый, – виссон же есть праведность святых ( Ин.19:7–8 ). – Я Иоанн, видел святый град, Иерусалим новый, сходящий от Бога с неба, уготованный как невеста, украшенная для мужа своего ( Ин.21:2 ). – См. еще: Мф.22:2 ; Мф.24:1–11 ; Рим.7:4 ; 2Кор.11:2 ; Еф.5:23–27 ; Ин.22:17 ). – 105 . 10) 15-й стих: приведутся царю девы в след ея, искренния ея приведутся тебе 106 . – Несомненно, что эти подруги царицы – невесты, те же самые девы, которые в 10-м стихе псалма называются дщерями царей. Уже потому одному нельзя согласиться со многими толковниками, будто девы в след невесты только сопровождали ее или вели к жениху. При том выражения Евр. подлинника: подруги ея и приведутся к тебе указывают даже равноправность близких невесте дев в отношении к Царю – жениху, и они, следовательно, могут и должны сочетаться любовию с Ним. Отсюда возникает непреодолимое затруднение для тех, кто считает 41-й псалом брачною песнию, – одновременно жениться на нескольких женах никогда и нигде не было не только обычаем, но даже и необычайным исключением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Но вместо этого, народ этот забыл Бога, забыл обетования, забыл правду и стал творить зло, как указывает Исаия и, как позже о нем выразился Иер. 4:22–23 : „они умны на зло, но добра делать не умеют“. И вот „земля их стала разорена и пуста“ (Иер. id.) согласно давнему пророчеству кн. Лев. 26 , Втор. 29:22–25 и многим другим угрозам книг Моисеевых. И окончательно совершился над Израилем, и уделом его, и градом его приговор Божий, когда Господь Иисус Христос не был признан ими и сказал им, что отныне „оставляется дом их пуст“ 1514 . Но из них те, которые воскликнули: „благословен грядый во имя Господне“ ( Мф. 23:39 ), спасены по милосердию Его. 19 . Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: „напрасно ищете Меня“. Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину. Многие комментаторы, как напр. Кей в Speaker’s Commentary, видят в этих словах прямое указание на угрозы, произнесенные в книгах Левит и Второзакония. Читатели наши видели выше, что многие места Исаии несомненно доказывают, что ему известны были книги, которые мы по глубокому убеждению называем Моисеевыми. Но независимо от этих древних угроз и предупреждений Моисея, все пророки, начиная с Иисуса Навина и впродолжение периода Судей и Царей, неизменно вопияли к народу, что Бог един и карает отступничество от Него и идолопоклонство, требуя чистоты, верности и милосердия к ближним.-Священный догмат единства Бога был провозглашаем и посреди язычников 1515 , и эти язычники обращались к Богу и, говоря словами Апостола Павла к Афинянам: „ощущали Бога и находили Его“. (Деян. 17и ср. многие места Деяний об обращении язычников с Рим. 2и др.). „Аз есмь путь и истина и жизнь“, сказал наш Спаситель ( Ин. 14:6 ). После этих слов Господь устами пророка обращается к народам, жившим вне откровения, из которых некоторые были орудием Божиим для исполнения судеб Его (см. Исаии гл. X, XIII, XIV и др.). 20 . Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но «кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» Иными словами, кто достоин не только узнать замысел Божий о мире, но и осуществить его? Так громко вопрошает некий «сильный Ангел». На этот вопрос не отзывается никто из ангелов, окружающих престол. Не нашлось никого способного сделать это «ни на небе, ни на земле, ни под землею». Никого достойного нет! Это молчание вызывает горький плач Иоанна. Он плачет о том, что Царство Небесное не осуществится на земле, а, следовательно, царящее на ней зло будет вечным. Вечными будут и страдания свидетелей Христовых, то есть мучеников церкви эпохи страшных гонений. Но один из 24 старцев прерывает его плач и сообщает утешительную весть: оказывается, есть достойный снять печати со свитка и раскрыть его. Вся эта сцена построена в согласии с древневосточной литературной схемой, которая отразилась и в Ветхом Завете. «И услышал я голос Господа, говорящего: “Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?” И я сказал: “Вот я, пошли меня”» ( Ис.6:8 ; ср. 3Цар.22:19–22 ). Но иначе чем в ветхозаветных сценах, в Апокалипсисе Иоанна о достойном вопрошает не Господь Бог, но Ангел. Так подчеркивается недосягаемая возвышенность Бога, ибо всеведущий Бог не имеет нужды о чем-либо спрашивать. Старец говорит, что есть достойный раскрыть книгу и снять семь ее печатей. Иоанн слышит: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов…» ( Откр.5:5 ). Эти необычные наименования «достойного» традиционно относились к Мессии. Образ «льва от колена Иудина» – из книги Бытия: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:9–10 ). Образ «корня Давидова» – из пророков Исаии и Иеремии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева 24 , и ветвь произрастет от корня его; И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» ( Ис.11:1–10 ; ср. Иер.23:5 ; Иер.33:15 ). Речь идет об ожидаемом ветхозаветным народом Царе-Спасителе, посланном от Бога. Он – победитель Лев, Он – сильный царственный потомок Давида. С Ним было связано национально-земное упование. Так Иоанн слышит. Но что же он видит? Здесь снова следует формула «и я увидел, и вот» – сигнал нового большого видения ( Откр.5:6 ). Иоанн видит не страшного сильного Льва, но Агнца, ягненка, «как бы закланного». Слышит Иоанн о ветхозаветных пророчествах, а видит новозаветное исполнение этих пророчеств. Достойным Победителем оказался не сильный воинственный Лев, а слабый жертвенный Агнец. Но и Лев, и Агнец – две ступени единого откровения. Лев и есть Агнец, и наоборот, Агнец и есть Лев. Достойным оказался тот, кто своим крестом победил смерть, кто «смертию смерть попрал». Он стал образцом для христиан, как это показали обетования побеждающим во второй и третьей главах. Христианин призван разделить с Агнцем Его страдания вплоть до смерти, чтобы быть причастным к Его победе над смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Потому сказал Давид: «Тебе, Тебе, Боже, подобает песнь на Сионе, и Тебе воздастся молитва в Иерусалиме» ( Пс. 64:2 ). З- 3атем, после того как они некоторое время приносили жертву, разрушил Б425 город. И как сокрушением того сосуда, так и Бог разрушением города против их желания отвел их от того дела. Поскольку если бы прямо сказал: «Отступитесь», им/177в нелегко было бы стерпеть, (поэтому) принуждением отвел их от беснования Итак, пусть будет врач – Бог, чаша же – город, больной же – недовольный народ иудейский, а студеное питье – разрешение и возможность жертв. Ведь если бы Он не хотел устроить [это], то для чего в одном месте заключил эти жертвы повсюду Сущий и все Свершающий? Для чего Он, сведя службу к жертве, жертвы – к месту, место же – к определенному времени, а время – к одному городу, затем разрушил этот самый город? И удивительнее и знаменательнее то, что иудеям предоставлена вся вселенная, где нельзя творить жертву, а один Иерусалим, в только и можно приносить жертвы, стал недоступен и пуст. -З Об этом же Божественное Слово и в «Постановлениях Апостольских» сказало:/177г П- Ясно же, что [до] воплощенного смотрения Бог совершенно явно отвергал жертвы иудеев, согрешавших против Hero многократно и думавших умилостивить Его жертвами, [а] не покаянием. Ведь сказал пророк : «Зачем приносите мне ливан из Савы и кинамон из земли дальней? И всесожжения Б426 ваши неприятны, и жертвы И293 ваши [не] усладили меня» ( Иер. 6:20 ). И: «Соберите ваши с жертвами вашими и ешьте мясо, потому что Я не говорил вам, когда вывел вас из земли египетской, о жертвах и всесожжениях» ( Иер. 7:21:22 ). И: «Что мне множество жертв ваших? Довольно всесожжений овнов, и жира агнцев, и крови телят и козлов не хочу. Когда приходите видеть Меня, кто просит того от рук Больше ходите/178а на двор Мой. Когда приносите Мне – суетная жертва. Кадило мерзко Мне, новомесячий ваших, и суббот, и дня великого не принимаю. Пост, и празднество, и праздники ваши ненавидит душа Моя; стали вы Мне лишними» ( Ис. 1:11–14 ). И: «Отставь от Меня глас песней твоих, и пения органов твоих не стану слушать» ( Ам. 5:23 ). И: «He приму тельца от дома твоего, ни козлов от стад твоих, ибо Моя вся вселенная и ее. Да не съем Я мяса телят и крови козлей да не испью. Принеси в жертву Богу жертву хвалы» ( Пс. 49:9, 12–14 ). И: «Жертва Богу – дух сокрушенный» ( Пс. 50:19 ). Проще говоря, Он во всем Писании отвергает жертву, за то что они сами согрешают против Hero от великой злобы, непослушания и жестокосердия. Ведь сказано: «Жертвы/178б нечестивых – мерзость Б427 для Бога, ибо беззаконно приносят их» ( Притч. 21:27 ). И: «Жертвы их – как хлеб плача для них, оскверняется» ( Ос. 9:4 ). Потому-то божественный Самуил и говорил Саулу: «Благое лучше жертвы, и послушание лучше жира овнов» (15:22). Вот ведь не хочет Бог жертвы более, чем послушания Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15) В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков ( 1Кор.12:28, 14:26 ; Еф.4:11 ). «Апостолы», – «пророки», – «евангелисты» и «языки» составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии ( 1Кор.12:4–11, 18 ), свойственные апостольскому времени. Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» ( 1Кор.13:8 ). Дар пастырства и учительства ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам ( Еф.4:11–14 ; Мф.28:19–20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная. 16) Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики ( Числ. 16 гл.), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия. «Не обманывайтесь, говорит апостол, … злоречивые … Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» ( 2Пет.2:9–10 ; ср. 3:9), а таковы и есть сектанты – лжеучителя. 17) Пастырей Господь осудил ( Ис.56:10–12 ; Иер.10:21, 50:6 ; Иез.22:26, 34:10 и др.). В указанных местах говорится о том, что Бог строго обличал израильских (ветхозаветных) пастырей за пороки, но за это их еще не устранял от служения, – они продолжали существовать до установления новозаветного священства, о котором Он ясно изрек обетование через тех же пророков ( Ис.66:21 ; Иер.3:15, 23:4, 33:18 ). 18) Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах ( Мк.12:38 ; Лк.20:46 ). Выражение «любят ходить» указывает на незаконное присваивание из тщеславия книжниками покроя одежд священства ветхозаветного. Священство новозаветное носит длинные одежды не из тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. Иисус Христос носил длинные одежды ( Ин.19:23 ; ср. Откр.1:13 ). Церковь как посредница в деле спасения человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы 5 января, 2017 «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Иисус обличал книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, украшают памятники праведникам и говорят: Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков (Мф. 23:30). Своих оппонентов Иисус считает продолжателями гонителей пророков: Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23:31–32). Себя и Своих последователей Иисус, напротив, считает продолжателями дела пророков (Мф. 23:33–39). В Евангелиях содержится немало параллелей между отдельными аспектами служения Иисуса и деятельностью пророков . Так, например, пророк Михей, сын Иемвлая, говорит о народе израильском: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря (3 Цар. 22:17). Об Иисусе говорится: Иисус… увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк. 6:34). Себя Он называет пастырем добрым, который полагает жизнь свою за овец (Ин. 10:1–11). Поведение Иисуса в храме, когда Он выгнал из него продающих и покупающих (Мф. 21:12–13; Мк. 11:15–17; Лк. 19:45–46; Ин. 2:15–17), напомнило ученикам слова псалма: Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68:10). А слова, которые Иисус обратил к изгоняемым, были не чем иным, как аллюзией на слова пророка Иеремии: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (Иер. 7:11). Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма» Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма (Мф. 24:2; Мк. 13:2; Лк. 19:42–44) было возобновлением аналогичного пророчества Иеремии (Иер. 7:12–14), а также пророчества Даниила, на которое Иисус прямо ссылался (Мф. 24:15; Мк. 13:14). В этом пророчестве предсказана смерть Христа, за которой должно последовать нашествие иноплеменного царя, разрушение храма и прекращение левитского священства (что и произошло в 70 г. по Р. Х.):

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

На примерах Моисея и Самуила видно, что пророк не просто является каким-то отрешенным от всего созерцателем тайн Божиих, мистиком, замкнутым на самом себе, но что он очень тесно включен в жизнь народа. Самуил управляет народом, Самуил помазывает Саула, через Самуила происходит отвержение Саула, через Самуила помазывается на царство Давид. То есть его деятельность как пророка очень тесно связана с жизнью всего народа, его служение носит такой принципиально-общественный характер. Оно нужно потому, что народ часто или отпадает от веры, или вера становится формальной, и встречаются тяжелейшие нравственные отклонения, или просто требуется разъяснение тех или иных путей Божиих, которые должны в судьбе народа реализоваться. То же самое можно сказать и о других пророках. Даже живший в окружении чужеземцев пророк Даниил не представляет исключения. Последними по времени до Иоанна Предтечи были пророки Аггей, Захария, Ездра и Малахия, которые пророчествовали уже после возвращения из плена. В завершение еще нужно сказать, что несколько женщин в Писании тоже называются пророчицами: Мариам, сестра Моисея (Исх. 15:20), Девора (Суд. 4:4), Олдама (4 Цар. 22:14). В Евангелии пророчицей называется вдовица Анна дочь Фануила (Лк. 2:36). В этот ряд могут быть еще поставлены Анна, мать пророка Самуила, и Пресвятая Богородица, которые воспевали некогда пророческие песни. 1.3. Истинное и ложное пророчество По мнению святителя Филарета Московского, «пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал. 2:7), ни на собственном их просвещении (Ам. 7:14, 15; Цар. 19:19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать» с. 150]. Они поставлялись как стражники, для того, чтобы охранять виноградник Божий от расхищения (см. Ис. 21:11; Иер. 6:17; Иез. 3:17; Авв. 2:1). Истинным пророкам противопоставляются пророки ложные. Это люди, которые не были призваны Богом, но действовали от Его имени: « Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21). Что же двигало ими? Писание открывает нам несколько причин. Деятельность лжепророков была востребована обществом: « Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: " я буду проповедывать тебе о вине и сикере " , то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих. 2:11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Нет, пусть никто не думает, будто добрые могут отделиться от Церкви. Ветер не развевает пшеницы, и буря не исторгает древа, растущего на твердом корне. Напротив, пустые плевелы возметаются от ветра; слабые деревья падают от устремления сильного вихря. Апостол Иоанн обличает и укоряет сих людей следующими словами: они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами ( 1Ин.2:19 ). Оттого-то происходили и происходят ереси, что строптивая душа не имеет в себе мира, и гибельное безверие не соблюдает единомыслия. Господь попускает быть сему, не нарушая нашего свободного произвола, дабы разностороннее познание истины, искушая сердца и мысли наши, ясно открыло через то твердую веру искушенных. Дух Святой, предвозвещая о сем через Апостола, говорит: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные ( 1Кор.11:19 ). Таким-то образом испытываются верные, открываются неверные, и еще прежде судного дня разлучаются души праведных от неправедных, и отделяются плевелы от пшеницы! Сии люди, без Божественного избрания и определения, сами приемлют начальство над безумным скопищем людей; поставляют себя властителями без всякого закона; величают себя именем Епископов тогда, как никто не давал им сего имени. Дух, Святой называет их в Псалмах сидящими на седалищи губителей ( Пс.1:1 ), опасными и заразительными для веры, обольщающими посредством змеиных уст, превращающими истину, пагубной гортанью изрыгающими смертоносный яд, коих слово как рак будет распространяться ( 2Тим.2:17 ), коих беседа вливает убийственную заразу в сердце каждого человека. Против сих-то людей вопиет Господь, удерживая и отклоняя от них заблуждающий народ Свой: не слушайте, говорит Он, слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придет на вас беда». – Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их ( Иер.23:16–17, 21–22 ). Этих же самых людей Господь описывает еще таким образом: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды ( Иер.2:13 ). Другого крещения уже быть не может; а они думают, что им можно креститься и в другой раз. Оставив источник воды живой, они, между тем, обещают благодать животворной и спасительной воды. Люди у них не омываются, а только более оскверняются, и грехи у них не изглаждаются, а еще усугубляются. Такое рождение приносит чад не Богу, но диаволу. Рожденные от лжи, не сподобляются обетований истины. Порождаемые вероломством, погубляют благодать веры. Злобно расторгающие мир Господень, не могут получить награды, обещанной миротворцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси Содержание Поучение, сказанное при служении литургии в Николо-Воробьинской церкви в Москве 14 января 1918 г.    Возлюбленные братие, вы только что выслушали в Евангельском чтении повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил десять прокаженных мужей.        Проказа — ужасная, тяжкая болезнь, часто встречающаяся на Востоке. Тело больного покрывается язвами и струпьями, кожа лопается и гноится, члены по частям отпадают (Иов. 7:5), и все это длится по целым годам! Страдальцы «ждут смерти, и нет ее» , и обрадовались бы до восторга, если бы нашли гроб (Иов. 3:21—22). Прокаженного все чуждаются, близкие покидают и знакомые забывают его, гнушаются те, которые раньше любили его (Иов. 19:13—19).        Эти мучительные переживания прокаженных невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая Родина, страдалица Россия.        Все тело ее покрыто язвами и струпьями, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокаженного отпадают части ее — Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя. «Как сокрушен жезл силы, посох славы!» (Иер. 48:17). «Великий между народами, князь над областями, становится данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его» (Плач. 1:1—2). Как прокаженный, Родина наша покрылась стыдом и стала «посмеянием и ужасом для всех, окружающих» ее (Иер. 48:39). Вы, конечно, читали сообщение о том, как иногда за границей наши союзники при появлении русских в общественных местах спешат уйти от наших соотечественников, как бы от заразы. И мы сами у себя дома нередко отмежевываемся от тех, кого еще недавно считали своими защитниками и на кого взирали с гордостью и упованием. Так происходит «переоценка ценностей», столь для нас плачевная!        Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что «только чудо может спасти Россию».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4015...

В ВЗ есть ряд упоминаний о др. видах казни, к-рые не предусмотрены законом Моисеевым, но к-рые налагались законной властью. Так, после завоевания Раввы Аммонитской жителей этого города царь Давид «вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими» (2 Цар 12. 31). После победы над идумеями иудеи, во главе к-рых стоял тогда царь Амасия , привели 10 тыс. пленных на «вершину скалы, и низринули их с вершины скалы, и все они разбились...» (2 Пар 25. 12). Впрочем, все перечисленные выше казни имели особый характер, потому что они налагались не на израильтян, а на побежденных противников. При наказании ударами бича или палки в соответствии с Второзаконием полагалось наносить не больше 40 ударов, «чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред твоими глазами» (Втор 25. 3). В случае причинения тяжких телесных повреждений наказание налагалось в буквальном смысле по принципу око за око, зуб за зуб (Исх 21. 24). Тюремное заключение не предусматривалось в законе Моисеевом, хотя, по свидетельству ряда мест ВЗ, и применялось фактически. Так, царь иудейский Аса подверг прозорливца Ананию заключению в темницу (2 Пар 16. 10). Заключенных сковывали цепями, забивали в колодки (Иер 20. 2). В нек-рых случаях наказанием служил штраф. Оклеветавший новобрачную жену свою в добрачном нецеломудрии, помимо того что до конца жизни ее утрачивал право на развод с ней, должен был еще заплатить 100 сиклей серебра ее отцу (Втор 22. 19). Если кто в драке ударит «беременную женщину и она выкинет», то виновный должен при посредниках заплатить мужу пострадавшей жены, сколько тот потребует (Исх 21. 22). Воровство каралось многократным возмещением украденного (Исх 22. 1). Если же вор окажется не в состоянии заплатить штраф, то он сам подлежит продаже в рабство в возмещение причиненного им убытка (Исх 22. 3). В. п. включает и ряд процессуальных норм, касающихся судопроизводства по уголовным делам. Расследование дел полагалось производить публично, у городских ворот, поскольку это было самым людным местом (Втор 21. 19). Суд мог вынести обвинительный приговор только в том случае, когда обвинение подтверждалось не менее чем 2 свидетелями, показания к-рых ни в чем не противоречили друг другу (Числ 35. 30; Втор 17. 6). Лжесвидетель подвергался наказанию, полагавшемуся за преступление, в к-ром он клеветнически обвинял невиновного (Втор 19. 18-19).

http://pravenc.ru/text/158294.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010