После этого пророк утешает матерей избитых младенцев в лице матери их Рахили, говоря: да почиет глас твой от плача… яко есть мзда слезам твоим… и возвратятся сынове твои в пределы своя древния, то есть в рай (Иер. 31:16–17). И устыдился, и посрамился я… яко приях укоризну от юности моея (Иер. 31:19). Так говорят сыны Ефремовы: «Мы несем заслуженное наказание за тельца, которого отлил глава царства нашего». Сын любезен мне Ефрем , то есть, любезен за покаяние. Когда говорю о нем, воспоминаю его (Иер. 31:20), то есть, говоря устами пророков, которых воздвигаю в нем, вспоминаю его. Яко созда Господь на земле нечто новое: жена обымет мужа (Иер. 31:22), — или в том смысле, что синагога отвергнет идолов и прилепится к единому Богу; или в том, что самая земля Иудейская обымет жителей своих, которых поглотила и извергла. И возвещаю дому Израилеву и дому Иудину завет новый, не по завету древнему (Иер. 31:31–32). Завещаю обещанное дому Израилеву и дому Давидову, то есть Новый Завет и Евангелие жизни, которое дастся и Иудеям, и язычникам. Завет же называется Новым, потому что не предписывает жертв кровавых, подобно прежнему Завету. И дам законы Моя в мысли их , то есть не на скрижалях каменных, как Моисею, но на скрижалях плотяных, что сам пророк объясняет так: глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер. 31:33). Аще премолкнут законы дня и ночи от лица Моего, рече Господь, то и род Израилев престанет быти язык пред лицем Моим во вся дни (Иер. 31:37). Как никогда не будет того, чтобы изменился от начала установленный порядок мира, то есть движение звезд, перемены времен, так, без сомнения, не останется не исполненным данное Давиду обетование: и царство, и семя его не престанут быти… пред лицем Моим . Хотя пророчество это исполнилось в свое время и на Зоровавеле, который управлял царством Давидовым, но вполне исполнилось оно на Господе нашем, как сказал и Ангел: даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и воцарится в дому Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:32–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

При таком противлении большинства любовь небесная искала хотя малого остатка верных, чтобы в них можно было успокоиться ей и помиловать непокорных, – и не находила ни в простом народе, ни в высшем обществе. «Пройдите по улицам Иерусалима и посмотрите и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли … ищущего истины? Тогда бы я простил его» ( Иер.5:1 ). Искание напрасно! «Я сказал сам себе, – продолжает Пророк. – Это чернь; они поступают глупо от того, что не знают путей Иеговы, закона Бога своего. Пойду к знатным и поговорю с ними; верно, они знают путь Иеговы … Но и сии все сокрушили ярем и разорвали узы» ( Иер.5:4–5 ). «Я приклонил ухо и вслушивался, но они не о том говорят; никто не раскаивается в пороках своих и не говорит: что я делаю? – все пустились бежать в сторону, как вырвавшийся из строя конь на сражении» ( Иер.8:6 ). Судьба виновных кажется уже решенной. Но не все ещё меры свои испытала Небесная милость против человеческого противления, и, следовательно, это последнее не оказалось еще решительным. Божия благодать, предуказываемая в Ветхом Завете, нашла же, – в ком ходатайствовать за преступных пред правосудием Божиим: это – в самом органе своем, в самом Иеремии, который явился чрез это светлым образом Христа – одного ходатая за грешных людей. Приникнем и к этой последней совершенно-небесной и Божественной борьбе правосудия и благодати: эта борьба составила для Иеремии тяжкий крест, живо и поразительно указующий на великий крест Христов. Вот зрелище, на котором ходатай и служитель милости спасающей прямо предстоит пред правосудием Божиим, видящим и осуждающим нечестивых. «Если пороки наши обвиняют нас пред Тобою, Иегова», – так молится и Иеремия, когда к внешним опасностям присовокуплялось еще наказание самой природы – крайняя засуха, – «Если пороки … обвиняют нас …, то сотвори ради имени Твоего … Надежда Израиля! Спаситель его во время скорби! Для чего ты как чужий на земли сей, как прохожий, который зашел переночевать?» ( Иер.14:7–8 ). Ответ на ходатайство Пророка был таков: «За то, что они так любили блуждать … Иегова не стал благоволить к ним, и ныне припонимает пороки их, и наказывает их» ( Иер.14:10 ). Пророк дерзает снова заступиться за народ свой, ослабляя вину его: «Вот пророки говорят им: не увидите меча … Пророки, – сказано ему в ответ, – пророчествуют ложное … От меча и голода погибнут сии пророки. И народ, которому они пророчествуют, раскидан будет по улицам Иерусалима» ( Иер.14:13–16 а). Иеремия не отступает. Он умоляет самим заветом благодати и славою Божиею умилостивиться: «Разве ты возненавидел Иудею? Разве душа твоя возгнушалась Сионом? … Не презри нас ради имени Твоего; не унизи престола славы Твоей, вспомни, не нарушь завета Твоего с нами … Не ты ли еси Господи Боже наш! И пождем тебе, Господи» ( Иер.14:19,21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Глава 34 1–7. Жребий Седекии. 8–22. Наказание, ожидающее иудеев за то, что они снова взяли рабов, которых сами же отпустили на свободу. Иер.34:1–7 . Пророк возвещает, что Седекия будет взят в плен царем Вавилонским, но умрет своею смертью и удостоится почетного погребения. Иер.34:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да, когда Навуходоносор, царь Вавилонский, и все войско его и все царства земли, подвласт­ные руке его, и все народы воевали про­тив Иерусалима и про­тив всех городов его: В какое время сказано это пророчество – решить трудно. Во всяком случае Иеремия в это время был на свободе (ст. 2-й). Это могло иметь место во время первой осады Иерусалима Навуходоносором. Иер.34:5 .  ты умрешь в мире, и как для отцов тво­их, пре­жних царей, которые были пре­жде тебя, сожигали при по­гребе­нии благо­вония, так сожгут и для тебя и оплачут тебя: «увы, государь!», ибо Я изрек это слово, говорит Го­с­по­дь. Не сказано, где умрет Седекия. Но из того, что здесь не приведено обычного выражения: «погребен с отцами своими» можно заключать, что пророк предсказывает Седекии смерть в плену. – О сожжении массы благовонных веществ при погребениях царей – см. 2Пар. 16:14, 21:19 . Иер.34:7 .  Между тем войско царя Вавилонского воевало про­тив Иерусалима и про­тив всех городов Иудейских, которые еще оставались, про­тив Лахиса и Азеки; ибо из городов Иудейских сии только оставались, как города укреплен­ные. Лахис и Азека – два города, находившиеся к юго-западу от Иерусалима на иудейской низменности. Они только и выдерживали еще осаду вавилонян – прочие города уже были взяты. Иер.34:8–22 . По предложению Седекии, князья и жители Иерусалима отпустили было на волю своих рабов из евреев и евреек, но потом раздумали и опять взяли их себе. За это Господь возвещает им разные бедствия и полное опустошение их страны. Иер.34:8 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да по­сле того, как царь Седекия заключил завет со всем народом, быв­шим в Иерусалиме, чтобы объявить свободу, Седекия взял с своих подданных обещание – отпустить на свободу всех рабов из евреев. Это не стояло ни в каком отношении ни к субботнему, ни к юбилейному году, а просто делом благочестия. Из 21-го стиха видно, что это было сделано в то время, когда вавилонские войска осадили Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Египтяне в то время являлись врагами избранного народа и, след., врагами Иеговы. Недавно они поразили иудейского царя Иосию, а сына его Иоахаза держат в плену. Иер.46:11 .  Пойди в Галаад и возьми бальзама, дева, дочь Египта; напрасно ты будешь умножать врачевства, нет для тебя исцеле­ния. См. объяснение к Иер 8.22 и к Иер 30.13 . Иер.46:12 .  Услы­шали народы о по­срамле­нии твоем, и вопль твой наполнил землю; ибо сильный столкнул­ся с сильным, и оба вместе пали. Здесь указывается на панику, овладевшую египетским войском, в которой герои или могучие воины стоявшие на колесницах сталкивались друг с другом и падали. Иер.46:13–28 . Здесь содержится другое пророчество о Египте, сказанное, вероятно, в правление фараона Вафрия или Офры. Пророк возвещает, что халдеи проникнут в самую средину Египта, и войска египетские совершенно будут рассеяны (13–19). Если Египет теперь еще кажется могущественным, то это могущество его скоро будет уничтожено. Ничто не спасет Египта – ни боги, ни царь. Однако это унижение Египта будет только временным. После удаления халдеев он снова оживет (20–26). В конце речи (27–28) пророк утешает иудеев, томящихся в плену. Если язычники будут истреблены, то Иаков будет только наказан. Иер.46:13 .  Слово, которое сказал Го­с­по­дь про­року Иеремии о наше­с­т­вии Навуходоносора, царя Вавилонского, чтобы по­раз­ить землю Египетскую: Эта речь, по-видимому, произнесена в Египте. – О походе Навуходоносора в Египет – см. гл. Иер 43.13 . Иер.46:14 .  воз­вестите в Египте и дайте знать в Магдоле, и дайте знать в Нофе и Тафнисе; скажите: «становись и готовься, ибо меч по­жирает окрест­ности твои». «Окрестности твои» – т. е. страны Филистимскую, Иудейскую и др. Иер.46:15 .  Отчего сильный твой опрокинут? – Не устоял, по­тому что Го­с­по­дь по­гнал его. «Сильный твой» – по евр. abireicha – сильные твои, т. е. кони, запряженные в военные колесницы (ср. Иер 8.16 ). Глагол поставлен в евр. тексте, как в русском, в ед. числе, потому что выражение abireicha считалось равнозвучащим выражению: войско. LXX, очевидно, слово abir читали как Apis, видя здесь указание на бога египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.13:19 .  Южные города заперты, и некому отворять их; Иуда весь отводит­ся в плен, отводит­ся в плен весь совершен­но. «Южные города заперты», т. е. туда нельзя уже спастись жителям Иерусалима, если бы они захотели. Города иудейские, лежащие к югу от Иерусалима, первые, сл., подверглись нападению врагов и отрезаны от столицы. Иер.13:20 .  Поднимите глаза ваши и по­смотрите на идущих от севера: где стадо, которое дано было тебе, пре­красное стадо твое? «Стадо», которое было поручено пасти Иерусалиму, – это те самые южные города иудейские, уже захваченные врагами. Иер.13:21 .  Что скажешь, дочь Сиона, когда Он по­сетит тебя? Ты сама при­учила их началь­ство­вать над тобою; не схватят ли тебя боли, как рожда­ю­щую женщину? «Их», т. е. конечно, вавилонян, с которыми еще царь Езекия хотел вступить в дружеские отношения ( 4Цар. 20 ). Иер.13:22 .  И если скажешь в сердце твоем: «за что по­стигло меня это?» – За множе­с­т­во беззаконий тво­их открыт подол у тебя, обнажены пяты твои. Иерусалим изображается под видом знатной женщины, которая, конечно, одевалась в длинное платье и у которой внезапно это платье поднялось. Иер.13:23 .  Может ли Ефиоплянин пере­ме­нить кожу свою и барс – пятна сво­и? так и вы можете ли делать доброе, при­выкнув делать злое? Барс или леопард с пятнами и доселе ещё водится в Палестине, на Ливанских горах. – Можете ли?. Грех так овладевает человеком, что становится для него необходимостью, как бы второю природою. Иер.13:27 .  Видел Я пре­любо­дей­с­т­во твое и неистовые по­хоте­ния твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в по­ле. Горе тебе, Иерусалим! ты и по­сле сего не очистишься. Доколе же? «Прелюбодейство», т. е. идолослужение, сопровождавшееся действительными непотребствами. Особые замечания. При каком царе сказана эта речь – при Иоакиме или при Иехонии? При объяснении 18-го ст. уже сказано, что естественнее всего пророку было упомянуть о царице-матери при обращении к юному Иехонии. Теперь прибавим, что царь Иоаким был человек с очень самостоятельным характером и едва ли бы он стал решать дела по совету матери своей. След., вероятнее всего речь XIII-й гл. сказана в правление – трехмесячное – царя Иехонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.25:12–23 . Вавилон, в свою очередь, выпьет также чашу гнева Божия через 70 лет, а потом эта чаша будет поднесена и другим народам. Пророк подробно перечисляет эти народы; начиная с иудеев, он упоминает далее великую южную державу – Египет, а потом маленькие, пограничные с Иудеею государства: Уц, Филистимскую землю, Идумею, затем восточных соседей: Моава и Аммона, потом северо-западное финикийское государство с его колониями, затем жившие на юге и юго-востоке племена арабские, наконец далекие государства – Елам и Мидию и другие северные государства, за которыми наступит очередь и Вавилона. Причиною, по которой Господь заставит все эти народы пить из чаши гнева Его, пророк выставляет то, что даже избранный народ Божий пьет из этой чаши. Как же Господу простить более виновные пред судом Божественной Правды языческие народы! Иер.25:20 .  и весь смешан­ный народ, и всех царей земли Уца, и всех царей земли Филистимской, и Аскалон, и Газу, и Екрон, и остатки Азота, «Смешанный народ» – эти слова относятся к ст. 19-му и обозначают пришельцев из других стран, напр., финикиян и греков, которые стали селиться в Египте со времени Псамметиха, отца Нехао. – «Уц» – тоже почти что Идумея ( Плач 4.21 ), но здесь она в политическом отношении представляется как отдельная область. Из филистимских городов не упомянут Геф, который в то время уже лишился своего значения (ср. Ам 6.2 ; 2Пар 26.6 ). От Азота же оставались только остатки, потому что Псамметих после 29-ти летней осады взял его и разрушил. Иер.25:22 .  и всех царей Тира, и всех царей Сидона, и царей островов, которые за морем, Под островами можно разуметь не только настоящие острова но и все побережье Средиземного моря, особенно же – финикийские колонии. Иер.25:23 .  Дедана, и Фему, и Буза, и всех, стригущих волосы на висках, Ср. Ис 21:13 и сл. «Буз» – см. Иов 32:2 . «Стригущие волосы на висках» – см. Иер.9:26 . Иер.25:24 .  и всех царей Аравии, и всех царей народов раз­ноплемен­ных, живущих в пустыне, Под Аравией здесь разумеется не вся страна, теперь обозначаемая этим именем, а часть ее, с востока и юго-востока примыкающая к Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я заключен». Из 19-го ст. видно, что Иеремия не был заключен в темницу. Этим выражением он хочет сказать только, что ему запрещено выступать перед народом. Иер.36:6 .  итак иди ты и про­читай написан­ные тобою в свитке с уст мо­их слова Го­с­по­дни вслух народа в доме Го­с­по­днем в день по­ста, также и вслух всех Иудеев, при­шедших из городов сво­их, про­читай их; «День поста». Неизвестно, какой это был пост. В те трудные времена иногда назначались экстренные посты или дни покаяния для того, чтобы умилостивить разгневанного Иегову. Иер.36:9–26 . О содержании прочитанного Варухом свитка было тотчас доведено до сведения царских советников. Они сами выслушали пророчество Иеремии и пришли в ужас. Посоветовавши Варуху скрыться вместе с Иеремией, советники доложили о свитке царю, который в свою очередь потребовал его к себе. Когда царю читали свиток, он брал его по частям в руки и сжигал на жаровне, показывая этим презрение к Иеремии, а потом велел схватить Иеремию и Варуха, которые однако, с помощью Божией, успели вовремя скрыться. Иер.36:10 .  И про­читал Варух написан­ные в свитке слова Иеремии в доме Го­с­по­днем, в комнате Гемарии, сына Сафанова, писца, на верхнем дворе, у входа в новые ворота дома Го­с­по­дня, вслух всего народа. Писец Гемария, сын прежнего начальника царской канцелярии, Сафана ( 4Цар 22.3 ), брат упомянутого в гл. XXVI ( Иер 26.24 ) защитника Иеремии, Ахикама. Теперь был на месте Сафана Елисам (ст. 12). – «Новые ворота» – см. Иер 26.10 . Иер.36:22 .  Царь в то время, в девятом месяце, сидел в зимнем доме, и перед­ ним горела жаровня. Жаровни и доселе еще употребляются в Иерусалиме для согревания комнат в зимнее время (девятый месяц соответствует нашему декабрю). Иер.36:24 .  И не убоялись, и не разо­драли одежд сво­их ни царь, ни все слуги его, слы­шав­шие все слова сии. Под слугами здесь разумеются не те писцы, которые убоялись предсказаний Иеремии (16 ст.), а, вероятно, просто придворные. Иер.36:26 .  И при­ка­за­л царь Иерамеилу, сыну царя, и Сераии, сыну Азриилову, и Селемии, сыну Авдиилову, взять Варуха писца и Иеремию про­рока; но Го­с­по­дь сокрыл их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.22:11 .  Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не воз­вратит­ся и не увидит родной страны своей. «Умерший» – это царь Иосия, о котором много плакали иудеи ( 2Пар 35.25 ). – «Отходящий в плен» – это, как видно из следующего стиха, Саллум, сын Иосии. Кто этот Саллум? На основании 4Цар 23.30 и сл. и 2Пар 36.1–2 ; мы с уверенностью можем сказать, что пророк здесь разумел Иоахаза, преемника Иосии. Он носил имя Саллума, вероятно, до своего восшествия на престол. Три месяца только царствовал Иоахаз-Саллум и был отведен фараоном в плен. На его место был поставлен египтянами Иоаким, а это, конечно, должно было сильно раздражить вавилонского царя, для которого фараон и все ставленники фараона были ненавистны до крайности. Таким образом, оплакивая отведение в плен Иоахаза, иудеи будут вместе оплакивать и свою, предстоящую им, жалкую участь, какую готовит им уже царь вавилонский. Иер.22:13–19 . Царь Иоаким, за свои притеснения подданных, за корыстолюбие, которое доводило его до пролития невинной крови, будет лишен даже почетного погребения. Иер.22:13 .  Горе тому, кто стро­ит дом свой неправдою и горницы свои беззако­ни­ем, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, Финансовое положение Иоакима было очень стесненное ( 4Цар 23.35 ), но тем не менее он любил производить великолепные постройки: в особенности он украшал горницы, т. е. верхние комнаты дворца, где цари обыкновенно проводили все время дня. В этом случае он, очевидно, увлекался примером вавилонского царя (ср. Авв 2.9 и сл.). Иер.22:14 .  кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы про­сторные», – и про­рубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. «Прорубает... окно», т. е. делает особенно широкие окна, что стоило не дешево, так как решетки оконные были украшаемы дорогою резьбою. – «Обшивает кедром». Для красы потолок обшивали кедром и красили красною краскою – по египетской моде. Иер.22:15 .  Думаешь ли ты быть царем, по­тому что заключил себя в кедр? отец твой ел и пил, но про­изводил суд и правду, и по­тому ему было хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 19–22 содержат в себе отчасти разъяснение, отчасти подтверждение обетований, данных в стихах Иер. 33:14–18 . Завет Божий с домом Давида и с родом Левия не будет нарушен. Слово Божие и в этом случае должно остаться таким же непременным законом, как неизменен закон смены дня и ночи. Этот закон установлен Богом, и потому неизменен: неизменным же должно остаться и Божие установление относительно дома Давидова и рода Левиина. В лице праведной отрасли своей, чрез которую «спасен будет» народ еврейский (ср. Мф. 1:21 : и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их), Давидов дом будет царствовать над домом Иакова во веки ( Лк. 1:23 ). «Левиты-священники» не перестанут быть служителями Господа – в лице новозаветных пастырей и учителей, которых Христос Спаситель поставил на земле для дела служения ( Еф. 4:12 ). В Иер. 33:22  обетование о размножении потомков Давида и Левия до многочисленности звезд небесных и песку морскаго напоминает своею формою обетование, данное Аврааму в Быт. 15:5 . «Отцем множества народов» ( Быт. 17:4 ) Авраам мог быть назван только как «отец верующих» ( Рим. 4:11 ), которыми становятся все народы ( Мф. 28:19 ; ср. Кол. 3:11 ) до края земли ( Деян. 1:8 ). Те же верующие, то же многочисленное потомство может быть усвоено Давиду и Левию в том смысле, что Христос «соделал нас» – верующих – «царями и священниками Богу и Отцу своему» ( Откр. 1:6 ). В стихе Иер. 33:20  слова: можетъ ли разоритис завтъ мой со днемъ… не соответствуют точно началу стиха Иер. 33:21 : то и завтъ мой разоритс… Соответствие между двумя половинами периода было бы полное, еслибы лат. текст вульгаты, точно следующий еврейскому, был переведен правильнее: si irritum potest fieri pactum meum...=«аще может разоритися завет мой...: то и...». Иер. 33:23–26 23. И бысть слово Гдне ко глагол: 23. И было слово Господне к Иеремии: 24. Еда не виделъ ес, что рекоша глаголюще: два народа, хже избра Гдь, и се верже : и прегорчиша людей моихъ, (сег ради) к да не бдетъ ктом народъ пред ними;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

7.6. Тема личной ответственности 7.7. Пророчество о пастырях Израиля Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.6. Тема личной ответственности Проблема личного воздаяния остро поставлена в этой книге самим пророком, который говорит: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобой, однако же, буду говорить с Тобой о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, они укоренились и выросли и стали приносить плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер. 12:1-2). Здесь практически повторяются известные слова пророка Исаии, которые цитировал Христос: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13; Мф. 15:8). Не случайно, что пророк Иеремия многим из столкнувшихся с ним лично объявляет их судьбу (например, Пасхору (Иер. 20:3), царям Иоакиму (Иер. 22:19), Иехонии (Иер. 22:30), Седекии (Иер. 34:3); лжепророкам Анании (28 глава), Ахаву, Седекии, Шемаии (29 глава). Это очень важный момент, который мы должны отметить в книгах пророка Иеремии и пророка Иезекииля – тема личной ответственности перед Богом и значимости в очах Божиих каждой человеческой личности. Пятикнижие обращается целиком к народу, и если мы посмотрим историю, изложенную в Пятикнижии, то даже за грехи отдельных людей все равно наказывается весь народ, тем самым показывается нерасторжимость отдельного человека и всей ветхозаветной церкви. Хотя личная ответственность была прописана в Законе: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16), но там это воспринималось как судебная норма. У пророков же, как раз показывается и та истина, что никто не может сказать, что я страдаю только потому, что я принадлежу к этому народу или просто потому, что согрешил кто-то, кто был моим прадедом, а Господь обещал до четвертого колена наказывать потомков грешника, а я сам не виновен.

http://sedmitza.ru/lib/text/431495/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010