Глава 4 Так научив их молиться, обещает им наслаждение благами, если предадут забвению идолов (ибо их называет ( Иер.4:1 ) «мерзостями»), и вместо них воздадут чествование истинному Богу, так что и клясться будут не идолами, но Богом, изрекая истину, а не ложь. Ибо сие говорит Пророк: Иер.4:2 . Аще кленешися, живет Господь во истине, в суде и в правде. Но в священном Евангелии дан закон боле сего совершенный: «речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя. Аз же глаголю вам не клятися всяко» ( Мф.5:33,34 ). Иудеям же, как немощным, повелевается клясться Самим Богом, чтобы, навыкнув клятве, научились поклоняться Ему единому. Дает же обетование, что, когда будет сие, «Благословят в нем языцы, и в нем восхвалят Бога во Иерусалиме». Ибо когда Израильтяне были благочестивы, тогда многие из соседних народов научились у них благочестию. После сего обращает слово от Израиля к Иуде, и говорит: Иер.4:3 . Поновите себе поля, и не сейте на тернии, то есть, возделайте души ваши, с корнем исторгните память об идолах. Ибо их называет «терниями». Иер.4:4 . Обрежитеся Богу вашему. Потом научает, каково должно быть обрезание Богу. «И обрежите» краеобрезание сердца вашего, «мужие Иудины, и обитающии во Иерусалиме». Ясно научил, что обрезание видимое есть прообраз обрезания сокровенного, и что при обрезании внутреннем излишне обрезание телесное. Сим-то возбудившись, божественный Апостол написал Римлянам: «не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, не писанием: ему же похвала не от человека, но от Бога» ( Рим.2:28,29 ). Ибо слышал, что Бог глаголет устами Пророка: «обрежитеся Богу вашему, и обрежите» краеобрезание сердца вашего, «мужие Иудины, и обитающии во Иерусалиме». «Да не изыдет яко огнь ярость Моя, и возгорится, и не будет угашаяй», от лица «лукавства начинаний ваших». Ибо вы одни, покаявшись, можете угасить сей огонь. Если же вы не употребите покаяния; никто не в состоянии избавить от наказания. Но устрашая их, повелевает сказать Иерусалиму и всему колену Иудину, чтобы вострубили трубой ( Иер.4:5 ), и всем дали знать о нападении врагов, и чтобы спасались бегством в укрепленные города, преимущественно же в Сион, как более твердый. И повелевает поспешать, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 12 Но Пророк, видя благоденствие живущих в лукавстве, снова умоляет открыть ему причину этого. Иер.12:1 . Праведен еси Господи, яко отвещаю к Тебе: обаче судьбы возглаголю к Тебе. В точности знаю, говорит Пророк, правдивость Твоего приговора; однако же не почитаю неуместным предложить Тебе вопрос. «Что яко путь нечестивых спеется? угобзишася еси творящии беззакония?» ( Иер.12:2 ) «Насадил еси их, и укоренишася: чада сотвориша, и сотвориша плод». Сим изобразил благоденствие, а безбожные их нравы дал видеть в присовокупляемых за сим словах. «Близ еси Ты уст их, далече же от утроб их». Только на словах, говорит Пророк, произносят имя Твое, а памятования о Тебе нет у них в помысле. Иер.12:3 . И ты, Господи, разумееши мя, видел мя еси, искусил еси сердце мое; потому что знаешь не только видимое, но и тайные мои помыслы. «Собери их яко овцы на заколение, и очисти их в день заколения их». Пророк говорит: «очисти» вместо: отдели; потому что намеревающийся очиститься отделяет себя. Посему сирский переводчик вместо: очисти сказал: приуготовь. Иер.12:4 . Доколе плакати имать земля, и трава вся сельная изсхнет от злобы живущих на земли? «Погибоша скоти и птицы, яко рекоша: не узрит Бог путей наших». По причине их беззакония, Господи, земли осталась в запустении. Ибо думают, что не обращаешь Ты взора, и не видишь, на что они отваживаются. Иер.12:5 . Нози твои текут на грех , и «разслабляют» тя. «Како уготовишися с коньми! И в земли мира твоего уповал еси?» Сирский толковник перевел сие так: если, и с пешими состязуясь в бегстве, был ты побежден, то возможешь ли противостоять конным? Смысл же сказанного таков: по соседству живущие враги, Моавитяне, Аммониты, Идумеи, Филистимляне, сражались пешие, и ты, воюя с ними, часто был побежден. Поэтому возможешь ли противиться Вавилонянам, вступающим в битву на конях? По греческому же переводу понимать должно так: по причине лукавства твоего течение твое расслабило тебя и лишило крепости; как же, лишившись силы и крепости, возможешь воспротивиться и вступить в битву с теми, которые ведут брань, имея множество коней? Представил же я то и другое разумение, выбор лучшего представив читателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 22 После сего снова повелевает Бог Пророку, войти в царев дом, и убеждать самого царя и князей, чтобы судили правдиво, и произносили нелицеприятный приговор, заботились о тех, которые оплакивают свое вдовство, и лишились отцов, также чтобы избегали прежнего нечестия. Если будут так поступать, обещает им мир и благополучие, а царству твердость. Иер.22:5 . Аще же не сотворите словес сих, Сам Собою закляхся, рече Господь: яко в пустыню будет дом сей». Бог в подтверждение сказанного присоединил клятву. Слова же «Сам Собою закляхся», указывают на несравнимое ни с чем превосходство поклявшегося. Ибо и божественный Апостол говорит: «понеже ни единем имяше большим клятися», Мною Самим клялся, глаголет Господь ( Евр.6:13 ). Присовокупляет же Пророк к угрозе и сие: ( Иер.22:6 ). «Тако глаголет Господь на дом Царя Иудина: Галаад ты Мне глава Ливанская:» Ливаном называет Иерусалим; а «Галаадом» – царский в нем дворец. Но на Ливане есть страна, называемая Галаадом; и есть другой Галаад в земле Израильской. И думаю, что теперь царский дворец за нечестие, на какое в нем отваживались, уподобляется Галааду на Ливане. Посему и угрожает ему Бог совершенным запустением. Ибо говорит: ( Иер.22:7 ). Освящу на «тя» убивающих 8 . Слово: «освящу» употреблено вместо: отделю. Ибо то же говорит Бог и устами Исаии: «освящени суть», т. е. отделены, «и Аз веду их» ( Ис.19:3 ). И о сем в толковании на божественного Исаию говорили мы пространно. «Мужа и секиру его, и посекут избранный кедры твоя, и вергут на огнь». Поскольку упомянул о Ливане, то держится того же иносказания. А «кедрами» называет князей, высоко думающих о силе своей. Потом предсказывает запустение города, и то, как смотря будут дивиться, и спрашивая о причине бедствий, дознают, что причиною было лукавство жителей, и что за них на город произнесен такой Божий приговор. Повелевает плакать не о том, кто умер, но кто остается жив; потому что он преселяется, и предается горькому рабству. ( Иер.22:11 ). Сия глаголет «Господь к Селлиму сыну Иосину Царю Иудину царствующему вместо Иосии отца своего: изшел есть от места сего. Ктому не возвратится семо», ( Иер.22:12 ) «но на месте том, аможе преведох его, тамо умрет, и земли сея не узрит ктому». Под «Селлимом» разумеет не Иоакима, как думали некоторые, но Иохаза; потому что Иоахаз царствовал вместо отца своего Иосии; его в Египет отвел пленником Фараон Нехао, a Иоаким умерщвлен в Иерусалиме. И о сем извещают нас и сей самый Пророк, и четвертая книга Царств, и вторая книга Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 23 После сего начинает обвинять их пастырей, – самих царей, как сделавшихся виновниками рассеяния овец. И им угрожает погибелью, а овцам обещает возвращение. Ибо говорит: Иер.23:3 . Соберу останки народа Моего от всех земель, в няже извергох их, в селения их, и возрастут и умножатся». Обещает же и еще большие блага. Иер.23:4 . И возставлю им пастырей, иже упасут их, и не убоятся ктому, ниже ужаснутся, и не погибнут, глаголет Господь. Сие прообразовательно сбылось при Зоровавеле и Иисусе, сыне Иоседекове: но на них не всё пророчество исполнилось; потому что на Иудеев восставали многие, не только соседи, но, впоследствии, Македоняне, а наконец и Римляне. В пророчестве дается обетование о непрекращаемости благодати. Из сего явствует, что иное сбылось при Зоровавеле и Иисусе, а иное при святых Апостолах. Ибо они одни имели дар Духа. Сие разумение подтверждает и присовокупленное. Иер.23:5 . Се, дние грядут, глаголет Господь, и возставлю Давиду восток праведный, и царствовати будет Царь праведный, и «премудр будет, и сотворит суд и правду на земли». ( Иер.23:6 ). «Во днех его спасется Иуда, и Израиль пребудет в надежди, и сие имя, им же» наречет «его Господь», Иоседек, он во Пророках. Несмысленные Иудеи усиливаются применять сие к Зоровавелю. Но надлежало им знать, что Зоровавель был не царь, а народоправитель, и не назывался Иоседеком, да и значение сего именования не применимо к нему. Ибо имя сие значит: Господь правда наша, или по сирскому переводу: Господи, оправдай нас; некоторое же из сих значений не приличествует Зоровавелю. Но поскольку он был прообразом Владыки Христа, и возвратил во Иудею пленников из Вавилона, как и Господь привел к истине порабощенных диаволом, то не сделает ничего неприличного, кто прообразовательно приложит сие к Зоровавелю. Притом надобно знать, что Владыка Иисус Христос у Пророков провозвещается сущим по плоти от Давида, востоком праведным, Царем праведным и Господом правды. После сего Пророк обращает речь к предвозвещающим ложное, и называет их прелюбодеями, как любодействующих и искажающих божественное слово. Называет их также виновниками лукавства в народе. Говорит еще, что и священники сделались сообщниками их в нечестии. Предсказывает и бедствия, какие постигнут их, и сравнивает их с пророками самарийскими, которые явно назывались пророками Вааловыми. Сии, говорит Пророк, ложно обещав народу мир, сделались причиной, что ( Иер.23:14 ) «не отвратися кийждо от пути своего лукавого», и ради их подражали все лукавству Содома и Гоморры. По сему-то сказано:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 31 1–26. Восстановление Израиля в своей стране после плена. 27–37. Новый Завет . 38–40. Восстановление Иерусалима. Иер.31:1–26 . Здесь продолжаются обетования «всем племенам Израилевым», но на первый план выступает собственно Израильское, 10-ти коленное царство. Господь снова соберет в Израильской земле уведенных из нее обитателей и они с покаянными слезами и горячими молитвами снова обратятся к своему Богу. Начнется в земле Израильской время радости, и теперь уже родоначальница Иосифова колена, Рахиль, должна утешиться предстоящим возвращением ее чад из плена. Израиль, с своей стороны, не должен откладывать свое обращение к Богу. Иер.31:2 .  Так говорит Го­с­по­дь: народ, уцелев­ший от меча, нашел милость в пустыне; иду успоко­ить Израиля. «Народ, уцелевший от меча» – это пленники, взятые Ассирийским царем в Израильском царстве и отведенные в Ассирию. Они уцелели от избиения, какое совершалось при взятии городов Израильского царства Ассирийцами. – «Нашел» – прошедшее пророческое вместо будущего, и лучше перевести здесь: – найдет. – «В пустыне» – т. е. в стране пленения, которая представляла для израильтян столько же опасностей, сколько и пустыня. – «Иду» – правильнее с евр.: дойду или пойдем! Успокоить, т. е. вывести из плена и ввести в Израильскую землю. Иер.31:3 .  Издали явил­ся мне Го­с­по­дь и сказал: любо­вью вечною Я воз­любил тебя и по­тому про­стер к тебе благо­воле­ние. «Издали» (т. е. из Иерусалима) явился мне Господь – это слова плененного народа Израильского. – «Любовию…» – это слова Бога, которые объясняют, почему Господь снова является заступником Израиля. Иер.31:4 .  Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами тво­ими и выходить в хороводе веселящихся; «Устрою» – дам не только внешнее благополучие, но и внутреннюю силу, на которой это благополучие будет твердо установлено. – «Украшаться тимпанами» – букв. надевать тимпаны. Маленькие бубны обыкновенно надевались на пальцы еврейскими женщинами. Иер.31:5 .  снова раз­ведешь виноградники на горах Самарии; виноградари, которые будут раз­водить их, сами будут и по­льзо­ваться ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 49 Пророческое слово обращается потом к сынам Аммона, и Господь всяческих говорит им. Иер.49:1 . Еда не суть сынове во Израиле, «или наследника несть им»? «Почто убо Мелхом прияв наследие» Галаад? И «людие» их «во градех его» живут? Десять колен владели Галаадской страной. Поэтому, когда были они отведены в плен, Галаадом овладели Аммонитяне. Им и говорит Бог: народ ли Мой презрели вы, или Меня? Ибо Себя нарек Бог Наследником в том смысл, что Ему должно принять под Свое попечительство. А Мелхом был идол сынов Аммоновых. Ужели думаете, говорит Бог, что не сущий превозможет Меня, вечно Сущего? Иер.49:2 . Сего ради, се, дние грядут, глаголет Господь, и оглашу на «Равваф сынов Аммоних ратный звук. Равваф» был аравийский город; «оглашу» значит: сделаю слышным. «И будет в непроходная и в пагубу, и требища его огнем сожжены будут, и восприимет Израиль власть свою, глаголет Господь». И продолжает предсказывать, что будет с Аммонитянами. Иер.49:3 . Возопий Есевоне, яко погибе крепость твоя: «возопийте, дщери раввафски, препояшитеся вретищами, рыдайте, и бегайте по забралам, яко Мелхом в плен отведется, священницы и князи его вкупе». Показал и бессилие идолов, потому что и они вместе с поклоняющимися им взяты в плен. Иер.49:4 . Что хвалишися во удолиях Енаким? «стече удолие твое, дщи безстудная». Обличает ей бесстыдство и смелость по причине её богатства. Сие дают видеть и следующие за сим слова: «Уповающая на богатства своя, глаголющи: кто приидет на мя?» поскольку обращала внимание на видимое, и не знала Бога невидимого, то научает, Кто есть наказующий. Иер.49:5 . Се, Аз наведу на тя страх, рече «Господь» сил, «от всех сущих окрест тебе». Отовсюду прибегут извещающие тебя о неприятельском воинстве. «И разсеется» кийждо «от лица» его, и не «будет собирающаго бежащих». Не вместе предадитесь все бегству, но рассеетесь от чрезмерного страха. Предсказывает же им Пророк и возвращение, чтобы не высоко думали о себе Иудеи, будто бы одним им дана возможность возвратиться. Предсказывает также и горестные для Идумеи события. И поскольку Идумеяне величались мудростью; то говорит, что лишены будут оной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf Глава VII Иер. 7:2 . Слышите слово Господне вся Иудеа. Хотя непоправимо падают, неисцельно болеют и нет никакого утешения в бедствиях. Для чего же опять посылает врача, который увеличит только для них наказание и уничтожить всякое прощение? Многократно слышавший и оставшийся неисправимым в непрерывности совета и увещания имеет величайшее (для себя) обличение. Иер. 7:3 . Исправите пути ваша и начинания ваша. То есть (исправьте) действия ваши и то, что вы сделали по причине идолослужения, – это именно значит (слово начинания. Это говорит о пророках, возвещавших плен. А некоторые из лжепророков внушали им быть смелыми, говоря, что вы не потерпите ничего худого. Если Бог и гневается из-за вас, то не решится предать храм врагам. Поэтому повелел пророку стать в воротах и сказать это. Иер. 7:4 . Не надейтеся на себе в словесех лживых, понеже весла не упользуют вас, глаголюще: храм Господень, храм Господень есть. Страшные слова. Сказав, что блудодействуете, совершая служение идолам, и, после перечисления беззаконий (которые они совершали), что после этого входили в храм, говорить: еда вертеп. Это им представлялось самым важным. Хотя они жили на ней ( ατν 73 , однако по божественному суду были извергнуты. Эта мысль много им вредила, как говорит им и Христос, а особенно Иоанн: не начинайте глаголати: отца имамы Авраама ( Мф. 3:9 ). Так и здесь не говори: храм Господень. Если Он имеет нужду в доме, вы справедливо думаете, что Я не ниспроверг бы дома. А если для Меня не нужно никакое место, если Я совершенно не вместим, если небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих, то (указанная) мысль особенно неуместна. Если Своею рукою Я утвердил небо, то какой дом построите Мне? Не верьте лживым словам. Иер. 7:5 . Яко аще исправляюще исправите. Тем, для которых всуе ковач сребро кует ( Иер. 6:29 ), опять говоришь: аще исправите? Гневающиеся имеют обычай говорить так: этот мальчик не подает надежд, нельзя сделать его полезным; однако посоветуем ему сделаться полезным, сделаем все и будем уговаривать его. То дело гнева и раздражения, а это – попечения и убеждения. Не потерпевши от того никакого вреда, не считай зло естественным. Чтобы ты не сказал этого, прибавляет: аще исправите пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 4 1–4. Ответ Иеговы Израилю и обращение к жителям Иерусалима. 5–18. Суд, угрожающий Иерусалиму и всему Иудейскому царству, а) описание появления врагов с северной стороны. 19–31. б) Чувства пророка при мысли о несчастиях, угрожающих его соплеменникам. Иер.4:1–4 . На жалобу Израиля, которая содержится в Иер 3.22–25 , Иегова говорит, что восстановление Израиля возможно только при вполне истинном раскаянии и отречении от идолопоклонства. Затем, обращаясь к своим согражданам, и жителям Иерусалима, и ко всем иудеям, Иеремия и от них требует скорейшего раскаяния во избежание тех наказаний, какие разгневанный иудеями Иегова хочет обрушить на их головы. Иер.4:1 .  Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Го­с­по­дь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться. Если Израиль завел речь об обращении, то это обращение должно быть полным, настоящим (ко Мне ­­ пред лицом Моим; след. в обращении Израиля все должно быть ясно, определенно и открыто – пред Богом скрываться и фальшивить нельзя). – «Мерзости твои» – т. е. все, что возбуждает гнев Иеговы, что отделяет Израиля от Бога. – «Не будешь скитаться» – т. е. не останешься изгнанником, и снова будешь возвращен в свое отечество. Иер.4:2 .  И будешь клясться: «жив Го­с­по­дь!» в истине, суде и правде; и народы Им будут благо­словляться и Им хвалиться. Имя Божие Израиль должен употреблять с благоговением, – в этом, прежде всего, скажется истинность его обращения к Богу. Клятву этим священным именем Израиль должен дозволять себе только в делах правильных и честных, чего раньше не соблюдалось ( Иер 5.2 ). Результатом этого будет прославление имени Божия и среди других народов земли, которые, по примеру Израиля, обратятся к Иегове и сами будут искать себе благословения от Него. Иер.4:3 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами. Судьба Израиля наводит пророка на мысль о судьбе его отечества – царства Иудейского. Здесь он усматривает желание сеять, т. е. вводить новые порядки жизни, что указывает на эпоху реформ царя Иосии. Посев, однако, говорит пророк, будет удачей только тогда, когда как следует будет вспахано поле, когда оно будет очищено от всех укоренившихся в нем дурных растений. Так – хочет сказать пророк – нужно поступать и с душами человеческими. Не достаточно того, если люди будут выражать пламенные, но скоропреходящие благочестивые чувства – их нужно побудить к тому, чтобы путем упорной и тяжкой борьбы с самими собою уничтожить в сердцах своих зачатки всех пороков и дурных наклонностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 25 Падение царства Иудейского. 1–3. Осада Иерусалима и голод в городе 4–7. Взятие города, бегство Седекии, умерщвление его сыновей и пленение его в Вавилон. 8–17. Нашествие Навузардана, сожжение Иерусалима, ограбление храма и пленение народной массы в Вавилон. 18–21. Казнь иудейских сановников в Ривле. 22–26. Оставшееся в Иудее население; убийство Годолии и массовое бегство иудеев в Египет. 27–30. Замечание об освобождении Иехонии в 37-й год его переселения, при Евильмеродахе. 4Цар.25:1 .  В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал. 4Цар.25:2 .  И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии. 4Цар.25:3 .  В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. Возмущенный клятвопреступлением Седекии, как и восстанием других народов, Навуходоносор (по Иез.21:18 и далее, бросив предварительно жребий, который и пал на Иерусалим) вторично вторгся в пределы Иудеи и осадил Иерусалим («по всем правилам искусства», по замечанию И. Флавия) в 9-й год царствования (не Навуходоносора, как по русскому синодальному переводу «своего», а Седекии, у LXX-mu: ατο, слав.: «его») в 10-й месяц, в 10-й день месяца. Такая точность даты начала осады Иерусалима, как и других выдающихся моментов этого печального для национально-иудейского чувства события (ср. ст. 3, 8) объясняется из того, что иудеи в плену в воспоминание об этом и других печальной памяти днях установили и совершали нарочитые посты ( Зах.8:19 ; ср. 4Цар.7:3 ). 10-й месяц, соответственно получившей в плену начало вавилонской таблице названий месяцев у евреев, назывался Тебет ( Есф.2:16 ). Из ст. 6 видно, что осаду Иерусалима Навуходоносор вел не самолично, так как главную квартиру свою и местопребывание он имел в г. Ривле, а через посредство кого-либо из своих военачальников. Из стиха ( 4Цар.34:7 ) видно, что вавилоняне осаждали и другие иудейские города, как Лахис и Азека. Осада в целом продолжалась около полутора лет (за исключением короткого перерыва, когда, услышав о приближении египтян на помощь иудеям, халдеи на малое время снимали осаду с Иерусалима, ( Иер.37:5–8,34:21–22 ) ), именно 1 год, 5 месяцев, 27 дней; крайнее усиление голода в городе и первый пролом городской стены произошли в 9-й день четвертого (как прямо оказано в Иер.39:2,52:6 ) месяца («Таммуза», соответствующего большей части нашего июля) 11-го года царствования Седекии (ст. 2–3). Как велики были бедствия голода и иные, которые претерпевали осажденные, видно из ( Иер.2:11–12,19,4:3–10 ), ср. ( Иез.4 ) и другие места.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Часть Вторая Комментарий. Надписание Гл.1, ст. 1 Λμμα λγου Κυρου π τν σραλ ν χειρ γγλου ατο· θσθε δ π τς καρδας μν. Бремя слова Иеговы к Израилю чрез Малахию. § 1. . При изъяснении надписания книги пророка Малахии, после вопроса о значении имени , о чем у нас была речь в исагогической части, самым главным является вопрос о точном значении евр. слова , которое как древними, так и новыми переводчиками и толкователями передается различно. Из древних LXX перевели его чрез λμμα – «получение», «принятие» (от кор. λαβ, гл. λαμβνω) 417 : таргум переводит чрез – «бремя»; сирский перевод усвояет ему значение «видения»; бл. Иероним передает его чрез «onus» – «бремя», «тяжесть», «груз». В новое время Лютер перевел «Last» – «ноша», «бремя» «тяжесть»; в русском синодском переводе стоит «пророческое слово». Что касается толкователей, то из древних с особенною настойчивостью утверждает, что значит «бремя», «тяжесть», бл. Иероним, а из новых – Генгстенберг, Штраус. Рейнке, Кейл, Пьюзей и др. 418 . С другой стороны, собственно уже в новейшее время сделалось довольно обычным усвоят слову значение «изречения», «пророчества»; такое понимание высказывалось, впрочем, не в очень позднее время – Гитцигом, Деличем, Кёлером, пр. Палладием и др.; из новейших же писателей его принимают: Штаде, Велльгаузен. Орелли, Гезениус, Фюрст, Кёниг, Новак, близко к нему стоит Грецов («передача») и мн. др. 419 . Чтобы решить, какое значение должны мы придать этому спорному слову , рассмотрим случаи его употребления в Библии. Случаи эти – следующие: Чис.4:15; 4:47; 11:11 ; 4Цар.5:17; 8:9 ; 2Пар.17:11; 20:25; 35:3 ; Притч.31:1 ; Неем.5:7; 13:15, 19 ; ; Иер.17:21–27; 23:33–38 ; Иез.24:25 ; Наум.1:1 : Зах.9:1; 12:1 ; Мал.1:1 (); Иер.23:36 (); 4Цар.9:25 ; 1Пар.15:27 : 2Пар.24:27 ; Неем.5:10 ; Притч.30:1 ; Ис.14:28; 22:25 ; Иер.23:36 : Иез.12,10 ; Авв.1:1 (); Чис.11:17 ; 1Пар.15:22 ( и ); Пс.37:5 (): 2Цар.15:33; 19:36 : Иов.7:20 (); Чис.4:24 (); Ос.8:10 (); Втор.1:12 (); Чис.4:19, 49 (); 4:27, 31, 32 (); Плч.2:14 ().

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010