4. Докинз и Библия: Новый Завет Скачать epub pdf Проклятие смоковницы Докинз пишет, что «канонические Евангелия Матфея и Марка рассказывают о том, как Он мелко отомстил, не чему-нибудь, а смоковнице: рано утром, когда Он возвращался в город, Он проголодался. Увидев смоковницу у дороги, Он подошёл к ней, но не нашёл ничего, кроме листьев. Тогда Он сказал ей: «Да не будет от тебя плода вовек» ( Мф.21:18 ). История бесплодной смоковницы – это, наверное, самое любимое место в Евангелии у атеистов. Ещё в детстве я читал у Бертрана Рассела, что это проявление раздражительности со стороны Христа, что противоречит христианской доктрине о Его безгрешности. Но о чем на самом деле эта история? Тому, кто читал книги Пророков, ясно, о чем идёт речь: насаждения, которые должны приносить плоды, но не приносят, – это народ Божий и, особенно, его вожди. Как говорит Пророк, «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; [ждал] правды, и вот – вопль» ( Ис.5:7 ). Святой Иоанн Креститель сравнивает грешников с деревьями, которые будут срублены, если не принесут плода покаяния: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Матф.3:10 ). Праведник, напротив, сравнивается с плодоносным деревом. «Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод» ( Иер.17:8 ). Сравнение людей и народов с деревьями – общее место у Пророков, например, как сказано у Иезекииля: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» ( Иез.17:24 ). Таким образом, проклятие бесплодной смоковницы есть пророческое знамение, которое было более чем прозрачно для современников Иисуса, как и Его притчи, в которых Господь обличает вождей народа как неверных виноградарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

В притчах. Что такое притча, чит. в объясн. 2 ст. 4 гл. Им, т.е. первосвященникам и книжникам. По сказанию св. Матфея, Иисус Христос предложил первосвященникам и книжникам три притчи, после беседы с ними о том, какой властью Он выгнал торгующих из храма и кем Он послан? и Он для ответа спросил их самих: а Иоанн, предтеча Его, кем послан? и вопрошавшие ответили: не знаем, т.е. чтобы не признать Господа за Мессию, о чем проповедовал Предтеча, они не хотели признать и его самого за посланника Божия: 1) о сынах, посланных в виноградник, 2) о делателях виноградника и 3) о брачном пире (гл. 21, ст. 28 – гл. 22 ст. 14). Во всех трех притчах Господь изобразил неверие первосвященников и книжников в Него, как Мессию, и довел их до того, что они сами против себя произнесли приговор и осудили себя в неверии в Него. Еванг. Марк передает только одну, самую сильную притчу, именно о делателях виноградника, передает хотя несколько короче, но с некоторыми особенными чертами. Притчей этой Господь изобразил недостоинство вождей еврейского народа, которые, избивая посланников Божиих, имеют убить даже и Его Самого – Сына Божия, обещанного Мессию. Виноград (виноградник) насади человек, это – Бог, для спасения рода человеческого устроивший ветхозаветную Церковь . Господь уподобляет свою Церковь сначала ветхозаветную, а затем новозаветную, христианскую, иначе весьма часто называемую в Свящ. Писании царством Божиим, царством небесным, винограднику по причине сходства трудов и наград в той и другом. Винограднику и виноградной лозе уподобляли церковь свв. пророки Исаия ( Ис.5:1–7 ), Иеремия ( Иер.2:21 ) и др. Огради оплотом (обнес оградой) – из камней или из живой изгороди, т. е. колючих растений, для предохранения от воров и животных. Под оградой разумеется закон, который дан избранному для сохранения истинной веры еврейскому народу. Этот закон составлял как бы ограду, отделявшую сей народ от других иноверных и иноплеменных народов. Ископа (выкопал) точило и созда столп (построил башню). Точило, это – такая яма в винограднике, которую выдалбливали в горе или вырывали и в земле, но выстилали снизу и с боков камнями, для выжимания в ней виноградного сока. Столп (башня) – это место для сторожей, оберегавших виноград от воров и животных и для помещения собираемого винограда. Под точилом и башней свв. отцы разумеют иудейский храм с жертвенником, на котором проливалась кровь животных, прообразовавшая кровь Христа Спасителя. Предаде (отдал) его тяжателям (виноградарям), т. е. хозяин отдал виноградный сад снявшим его за известную плату, с условием, чтобы уродившиеся плоды доставлялись или сполна или известной частью хозяину, и отъиде (отлучился). Под виноградарями здесь разумеются все иудейские, преимущественно же духовные начальники, архиереи и старейшины, как приставленные к тому, чтобы наблюдать за религиозной и гражданской жизнью народа. Отлучился, т. е. предоставил власть другим. Св. Златоуст и Феофилакт под отлучением разумеют Божие долготерпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Вопрос 1. Иные догадываются, будто бы Нафан, как не позванный Адониею на пиршество, оскорбился и потому настроил Вирсавию донести царю о происшедшем (3Цар.1 и далее). Крайне несмысленно возымели они такое подозрение. Пророк знал Божие определение и потому объявил царю: «не ты созиждеши Мне дом, еже обитати Мне в нем» ( 2Цар.7:5 ). «Се, сын тебе родится, сей будет муж покоя, и упокою его от всех враг его окрест, зане Соломон имя ему, и мир и покой дам ему над Израилем во дни его; той созиждет дом имени Моему» ( 1Пар.22:9–10 ). Пророк, зная сие и видя, что Адония вопреки Божией воле восхитил царскую власть, чрез Вирсавию напомнил царю Божие определение, а потом, вошедши сам, подтвердил слова ее. Вопрос 2. Что называет писатель Гионом (3Цар.1:38)? Гионом именуется Нил, потому что он есть одна из четырех рек ( Быт.2:11–14 ). Сие ясно показал Сам Бог , сказав чрез Иеремию: «и ныне что тебе и пути египетскому, еже пити воду геонскую?» ( Иер.2:18 ). Но и Силоам именовали также Гионом, называя его так или в насмешку, как поток весьма малый, или потому, что и он, подобно Нилу, выходит из сокрытых подземных истоков. А помазать Соломона получили повеление первосвященник Садок и пророк Нафан; военачальнику предпоставлен пророк и пророку – первосвященник. Посланы же с ними пращники и стрелки; их-то называет писатель херефи и фелефи. Вопрос 3. Почему князи, благословляя нового царя пред отцом, изъявили желание, чтобы он был славнее и знаменитее отца, ибо сказали: «да ублажит Господь имя Соломона сына твоего паче имене твоего, и да возвеличит престол его паче престола твоего» (3Цар.1:47)? Знали, что никто из имеющих нежную отеческую любовь не завидовал детям и что отцам свойственно желание увидеть детей в большей славе, нежели какую имеют сами. Только Арий и его исчадия страждут сим безумием. Давид же так обрадован был сказанным князьями, что при всей старости, препятствовавшей ему встать, лежа поклонился исполнившему обетования Богу, и сказал: «благословен Господь Бог Израилев, иже даде днесь от семене моего седяща на престоле моем, и очи мои видят» ( 3Цар.1:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 1 2 3 4 5     Введение Предварительные замечания Литература о нашей священной книге на русском языке весьма не богата. Кроме толкований на 12 пророков архиепископа псковского Иринея, одного из обильнейших русских библеистов, жившего в начале нашего XIX века, и более слабых толкований епископа Палладия Олонецкого, мы имеем лишь разбросанных по духовным журналам менее 10 числом заметок, касающихся то личности пророка Михея, то толкования, но вовсе не научного, каких-либо выдающихся мест его пророчеств. Ректор рязанской семинарии прот. Смирнов помещал по нашему предмету статьи в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», в которых предлагал популярные толкования на всех пророков; там отведено до 50 страниц и пророку Михею. Между краткими журнальными заметками о нем обращают на себя внимание статьи митрополита Филарета конспективного характера, касающиеся личности и самой общей характеристики творений нашего пророка. С прошлого года началось печатание толкования проф. П. Юнгерова в «Православном собеседнике». Из отцов Церкви на нашу речь переведены только изъяснения на малых пророков прп. Ефрема Сирина и блж. Феодорита да две коротеньких заметки о Михее свт. Афанасия и свт. Иоанна Златоуста , в его кратком обозрении содержания книг Священного Писания Ветхого Завета. Полезнейшие толкования блж. Иеронима остаются непереведенными. Толкователей прежде всего занимает вопрос о времени написания нашей книги. Правда, она сама в себе заключает весьма точные на то указания: «во время Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских», но ученые не находят этого указания достаточно точным и ухищряются в предположениях о более обстоятельных датах. Так некоторые, как например, Гартман, склонны думать, что царствование Езекии едва ли имелось в виду при изобличениях Михея, потому что это царствование было весьма благочестивое, и, следовательно перечисляемые в них пороки указывают скорее на беззаконные деяния его сына Манассии. Но разве добродетель царя обусловливает жизнь загрубелого в грехах идолослужения народа?! Разве может один человек исправить то, что портили многие, кончая предшественником Езекии Ахазом? Разве не во дни Езекии обличали Исайя, Осия и Амос? а Софония не во дни ли благочестивого Иосии? и Малахия не во дни ли Ездры? Наконец, неужели недостаточным подтверждением хронологической даты пророчества служит упоминание о продолжающемся еще существовании царства израильского? и слова Иеремии ( Иер. 26:18 ), буквально воспроизводящие Михея ( Мих. 3:12 ) и относящие их ко времени Езекии?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава 9. Св. великих старцев Варсонофия и Иоанна. Наставления о молитве и трезвении Цифры сии указывают номер вопроса и ответа 1) Внимай себе бдительно, чтобы иметь всегда Бога пред собою, да исполнится и на тебе пророческое слово: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» ( Пс. 15:8 ). 2) Касательно теплоты и холодности скажу: известно, что Господь назвал Себя огнем ( Втор. 4:24 ; Евр. 12:29 ) согревающим и разжигающим сердца и утробы ( Пс. 25:2 ). Итак, если ощущаем холодность, призовем Бога, и Он пришедши согреет сердце наше совершенною любовью Своею не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра. «Терпя потерпех Господа, – говорит писание, – и внят ми и услыша молитву мою», – и чтоже? «и возведе мя от рова страстей и от брения тины» ( Пс. 39:2, 3 ). К этому рву принадлежит и нечувствительность сердца. 3) Всякий помысл (намерение что либо сделать), которому не предшествуют тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает со смущением и мятежем. Итак, возлюбленный, все что от тебя зависит делай, представляя страх Божий пред очами своими и приноси благодарение Господу (по совершении). 4) Да разгорится в сердце твоем навсегда тот духовный огнь, о котором сказал Владыка Христос: «Огня приидох воврещи на землю» ( Лк. 12:49 ), да водворится мир Господень в сердце твоем ( Кол. 3:15 ), да очистишься от гнева и раздражительности – сих лютых страстей. Да сподобит Господь душу твою водвориться в незлобии и кротости чтобы соделаться тебе питомцем Христовым и агнцем незлобивым ( Иер. 11:19 ). Да видят очи твои Бога, как очи чистого сердцем ( Мф. 5:8 ). 5) Не желай получить от меня правила. Держись рассуждения подобно кормчему, который, соображаясь с ветром, направляет ладью свою. Делай все разумно, и это приведет тебя в жизнь вечную о Христе Иисусе Господе нашем. 6) Когда молимся и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, дабы научить нас терпению; а посему и не надобно унывать, говоря: мы молились, и не были услышаны. Бог знает, что полезно человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Глава IV Обязанности Тимофея ввиду ожидаемого пришествия Христова и отшествия апостола Павла из этой жизни (1–8). Заключение послании: разного рода поручения, приказания, советы и приветствия (9–22). 2Тим.4:1 .  Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: «В явление Его и Царствие Его» – перевод неточный и недостаточно определенный. Правильно это выражение ( κατ τ. πιφ . κα τ. Βασ. .) перевести так: «соответственно с Его явлением в конце дней – с одной стороны и соответственно Его Царству – с другой». Христос будет судить как Такой, Который придет уже облеченный честью и силой Божией, а не как бедный сын человеческий, живший в образе раба, распятый в немощи, – не как взятый из семьи живых, а как воскресший и царствующий на небе и Свое вечное Царство имеющий основать на земле ( Иоанн Златоуст ). Сообразно с этим все мертвые и живые станут пред Ним на суд, и Он воздаст каждому должное. Об этом должен Тимофей вспоминать всякий раз, как ему придется трудно в борьбе с врагами. 2Тим.4:2 .  проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. «Настой» – точнее: выступай ( πστηθι ср. Иер.46:14 по 70 и 2Цар.1:20 ). «Во время и не во время» – т. е. не обращая внимания на то, кажется ли это выступление благовременным для тех, пред кем Тимофею придется выступать. 2Тим.4:3 .  Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; Тимофей должен теперь пользоваться случаем обращаться с увещанием к слушателям, потому что наступит время, когда он уже не найдет людей, готовых его слушать; люди будут охотнее слушать других учителей. 2Тим.4:4 .  и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Ср. 1Тим 1:4, 4:7 . 2Тим.4:5 .  Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. И при Тимофее уже обнаруживались такие нездоровые стремления к новизнам в христианстве. Поэтому теперь уже Тимофей должен быть « трезвен» (по-русски: «бдителен»), в противоположность тем учителям, которые, как люди захмелевшие, не отдают себе ясного отчета в том, что сами говорят, не делают различия между важным и неважным, между формой и содержанием, обращая внимание более на то, что удовлетворяет вкусы толпы. Такие люди не станут страдать за Евангелие, а Тимофей обязан к этому. «Благовестника» – ( εαγγελιστς) – не только рассказывающего о жизни и передающего речи Спасителя, но и миссионера, проповедующего христианское учение вообще, в целях распространения Царства Христова. «Исполняй» – т. е. всецело, а не наполовину, смотри на свое служение как на цель своей жизни ( πληρορ. – ср. Лк 1, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XV 1 . Пророчество о Моаве. „И вот рука Господня, простертая на все народы“, говорит пророк в гл. Ис. 14:26 . Надписание главы XV относится к двум главам: этой и XVI. Моав был народ родственный по происхождению Израилю, но происхождение его было нечисто 757 . Удел Моава лежал на восток от Мертвого Моря, на р. Арноне; когда Израиль проходил их земли, то Моавитяне не нападали на них и Израиль не трогал их, но позже царь Моава вызывал Валаама для проклятия их, и тогда лишь, когда Израиль был прельщен по совету Валаама и по уговору с царем Моава, Мадианитскими женщинами, тогда Израиль пошел против него войною 758 . С этого времени отношения Моава к Израилю почти постоянно враждебны. При Давиде и Соломоне Моав находится в подчинении царям объединенного Израиля и отлагается от него лишь со времени разделения царств, хотя снова платит дань царю царства Израильского до времен Месы Моавитского 759 . В то время, когда Исаия произносит пророчество, Моав не подчинен ни Иуде, ни Израилю 760 , но по-видимому подвергается разграблению войск Феглаффелассара, занявшего Дамаск и за-иорданскую сторону, и угнетаем Ассириянами, как видно из этой главы. Угнетение это продолжается и в царствование последующих Ассирийских монархов, все более и более овладевающих Палестиною, при Салманассаре, Саргоне и Сеннахериме. Вероятно, после гибели армии последнего, Моав снова поднимается и выстраивает свои города, так как в 48-й главе Иеремии снова предсказывается гибель Моава и притом в выражениях, очень напоминающих Исаию (см. напр. Иер. 48с Ис. 15:5 ). Но Иеремия говорит уже о войске Навуходоносора. 1 …Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Об Ар-Моаве ср. в Чис. 21 (и прим. в 3 т. Св. Летописи). О Кир-Моаве, который есть Кир-Харешет см. 4Цар. 3и описание похода на Моав царя Иудейского Иосафата, вместе с Иорамом Израильским в IV т. Св. Летописи ч. II, глава VII, стр. 103–110. Эти упомянутые здесь крепости защищали северную и южную границы Моава. Пророк видит в пророческом видении своем ночные приступы Ассириян на эти два главные укрепленные пункты Моава и видит их взятие и уничтожение. Может быть это пророчество видит поход Сеннахерима, который прошел Моав и разорил его, не тронув в этот поход Иерусалима: это явствует из следующего стиха, начертывающего путь бегущего Моава, и стиха 4-го следующей XVI главы, в котором Иерусалиму предлагается дать временный приют бежавшим Моавитянам,-что прямо указывает на безопасность Иерусалима, не смотря на погром всей страны, что соответствует времени похода Сеннахерима, двигающагося на Египет-его главную цель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава первая Рим.1:1 .  Павел, Ни Моисей, ни после него многие, даже евангелисты, не выставляли имен своих перед писаниями своими, а апостол Павел ставит имя свое перед каждым посланием своим: это потому, что те писали для живших вместе с ними, а он посылал писания издали и по обычаю исполнял правило отличительного свойства посланий. Только в Послании к Евреям он не делает этого; ибо они ненавидели его: посему, чтобы, услышав тотчас имя его, не перестали слушать его, утаивает имя свое в начале. А для чего он из Савла переименован Павлом? Для того, чтобы ему и в этом не быть меньше верховного из апостолов, названного Кифой, что значит камень (Петр) ( Ин.1:42 ), или сыновей Зеведея, нареченных Воанергес, то есть сыновьями грома ( Мк.3:17 ).   раб Рабство имеет многие виды. Есть рабство по сотворению, о котором говорится: ( Пс.118:91 ). Есть также рабство чрез веру, о котором сказано: «стали послушны тому образу учения, которому предали себя» ( Рим.6:17 ). Наконец, есть рабство по образу жизни: в этом отношении назван рабом Божиим Моисей (Иис. Нав.1:2 ). Павел – «раб» во всех этих видах.   Иисуса Христа Предлагает имена Господни от воплощения, восходя снизу вверх: ибо имена «Иисус» и «Христос», то есть Помазанный, суть имена после воплощения. Помазан же отнюдь не елеем, но Духом Святым, который, конечно, бесценнее елея. А что помазание бывает и без елея, послушай: «не прикасайтесь к помазанным Моим» ( Пс.104:15 ), каковое изречение надобно относить к бывшим до закона, когда не было даже имени помазания посредством елея.   призванный Слово это означает смиренномудрие; ибо им показывает Апостол, что он не сам искал и нашел, но был призван.   Апостол, Это слово употребил Апостол в отличие от прочих званных. Ибо все верные призваны; но они призваны для того только, чтобы уверовать, а мне, говорит, вручено еще апостольство, которое вверено было и Христу, когда Он посылался Отцом.   избран в благовестие Божие, То есть выбран к служению благовестия. Иначе: «избран» вместо «предопределен» к этому, как и к Иеремии говорит Бог: «прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 ). И сам Павел говорит в одном месте: «когда благоволил Бог , избравший меня от утробы матери моей» ( Гал.1:15 ). Далее, не напрасно говорит он: «призванный и избран в благовестие». Так как слово у него было к тщеславным, то и внушает, что он достоин веры, как посланный свыше. Самое же благовестие называет так не по совершившимся только, но и по будущим благам, а именем благовестия тотчас утешает слушателя, ибо благовестие содержит не печальное что-нибудь, каковы предречения пророков, но сокровища несчетных благ. А благовестие это есть благовестие Бога, то есть Отца, и потому, что даровано Им, и потому, что делает Его известным, ибо хотя Он известен был и в Ветхом Завете, однако одним иудеям, но и им неизвестен Он был как Отец, впоследствии же, чрез благовестие Он вместе с Сыном открылся всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мистика и культура Раздел 3: Социум и мистика. История и мистика. Тварный Мессия 17.05.2013 1087 Время на чтение 40 минут Противостояние христианства и гностицизма в культуре. Введение Раздел 1. Искусство и мистика. Аскетика и музыкальная культура Раздел 1. А.Н. Скрябин - композитор или религиозный мистик? Раздел 1. Мистический смысл повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» Раздел 1. Метафизика грехопадения в драме Лермонтова «Маскарад» Раздел 1. О таланте и природных способностях человека Раздел 2: Разум и мистика. Наука и псевдонаучные стереотипы Раздел 2. Тайна телевидения Раздел 2. Разум и мистика «Проклят человек, иже надеется на человека» (Иер.17,5) «Да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагати иную веру, кроме определенныя от Святых Отец, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси; таковые, аще суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; аще же миряне, да будут преданы анафеме» (7 канон Ефесского Собора). Догматическое учение в ранней Церкви Догматическое учение Церкви рождалось в духовном противостоянии тем антихристианским силам, которые с первого дня Ее существования развернули с Ней активную борьбу. Эти силы уже тогда начали подготовку к приходу антихриста. «Тайна беззакония уже в действии» (2Фес.2,7) - говорит апостол о самых первых годах существования Церкви. Внешне, путем гонений Церковь не удалось поколебать - это только укрепило Ее авторитет в мире - и диавол переменил тактику: он попытался разложить Церковь изнутри с помощью ересей. В первые три века существования христианства четко сформулированного догматического учения в Церкви не было. Это, однако, не означает того, что не существовало вероучительных истин. Выразителями и живыми свидетелями (martiroV) Истины были мученики за веру, которых в таком обилии принесли Церкви первые три века - их высказывания, их умозрения были, по сути дела, догматичны. Через них и все остальные члены Церкви приобщались к истине.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/18/...

Изъяснение псалма 47-го. Пс.47:1 .  Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. «Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы». И сей псалом также предвозвещает ту же победу и крепость града Божия. Пс.47:2 .  Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. «Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его». И прежде говорили уже мы, что божественное Писание весьма часто называет градом не здания, но общество. Так и теперь говорит Пророк, что Господь всяческих явил Себя великим в том, что совершено Им для града Его, который высота догматов соделала славным и как бы стоящим на высокой и великой горе. Ибо Владыка говорит: «не может град укрытися верху горы стоя» ( Мф.5:14 ). Пс.47:3 .  Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. «Благокоренным радованием всея земли». Сей же град, говорит Пророк, прочно, прекрасно и незыблемо создал Бог на веселие всей земли, потому что, как сказал божественный Апостол, наздал его «на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» ( Еф.2:20 ). И сам Господь изрек блаженному Петру: «и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:18 ). Посему «благокоренный» значит: «незыблемо основанный», так что пребудет неподвижным и непоколебимым. «Горы Сионския, ребра северова: град Царя великаго». И окружил его горами, чтобы не терпел вреда от северных ветров. Ибо сказано: «от лица севера возгорятся злая на всех обитающих на земли» ( Иер. 1, 14 ), – и еще: «севера отжену от вас» ( Иоил. 2, 20 ). Именование: «Сион» божественный Апостол употребил о духовном граде; ибо говорит: «приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» ( Евр. 12:22 ). А горами, которыя отражают северный ветр и сохраняют град невредимым, справедливо иный назовет Апостолов и Пророков, и их учения, а сверх того Ангелов, приставленных к верующим. Ибо сказано: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» ( Пс. 33, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010