Горы Самарии – это вообще горы Ефремовы, названные здесь по имени столицы Израильского царства. – «Сами будут и пользоваться». По закону Моисея плоды вновь населенной виноградной лозы в первые три года считались нечистыми и в пищу не употреблялись. На 4-й год они приносились в жертву Богу, и только на 5-й уже шли на обыкновенное употребление ( Лев. 19.23–25 ). Так как в прежнее время неприятели часто опустошали Израильскую землю, то нередко бывало, что посадивший лозу не мог дождаться 5-го года – лозы уничтожались врагами раньше этого срока. Тогда, когда Господь возвратит Израильтян в их землю, подобные печальные явления уже не будут иметь места. Иер.31:6 .  Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой про­воз­гласят: «вставайте, и взойдем на Сион к Го­с­по­ду Богу нашему». Стражи на высоких пунктах Ефремовых гор, в прежнее время наблюдавшие может быть за тем, чтобы подданные Израильского царства не ходили в Иерусалим на богомолье, теперь сами будут звать своих соотечественников на Сион, откуда им подан будет знак о приближении какого-нибудь праздника. Иер.31:7 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь: радост­но пойте об Иакове и восклицайте пред главою народов: про­воз­глашайте, славьте и говорите: «спаси, Го­с­по­ди, народ твой, остаток Израиля!» Глава народов – это народ Израильский, снова получивший первенство между всеми нациями (ср. Иер 2.3 ). – «Спаси» – правильнее, как в слав.: «спас, Ты, Господи». Иер.31:8 .  Вот, Я при­веду их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беремен­ная и родильница вместе с ними, – великий сонм воз­вратит­ся сюда. На севере жило большинство пленных евреев из обоих царств (ср. Иер 3.18 ). Иер.31:9 .  Они по­шли со слезами, а Я по­веду их с утеше­нием; по­веду их близ по­токов вод дорогою ровною, на которой не споткнут­ся; ибо Я – отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой. Израильтяне пойдут (пошли – прошедшее вместо будущего) из плена с радостными слезами. – Первенцом Божиим называется здесь Ефрем, т. е. Израильское царство, потому что Иосиф, отец Ефрема, был удостоен одного из прав первородства – двойной части наследства (ср. 1Пар 5.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.4:7 .  Выходит лев из своей чащи, и выступает истребитель народов: он выходит из своего места, чтобы землю твою сделать пустынею; города твои будут разо­рены, останут­ся без жителей. Иер.4:8 .  Посему пре­пояшьтесь вретищем, плачьте и рыдайте, ибо ярость гнева Го­с­по­дня не отвратит­ся от нас. Иер.4:9 .  И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь, замрет сердце у царя и сердце у князей; и ужаснут­ся священ­ники, и изумят­ся про­роки. «Лев» – это, конечно, один определенный враг Иудеи, т. е., халдейский народ. – «Из чащи» – из зарослей, покрывавших собою берега реки Иордана, где водились львы (ср. Иер 49:19, 50:44 ). – «Ярость гнева Господня не отвратится от нас». Пророк показывает тщетность надежд, какие было начали питать в себе иудеи в царствование Иосии; они думали, что гнев Божий уже не постигнет их ( Иер 2.35 ; Иер 4.10 ). – «Сердце» ­­ мужество (ср. Ис 7.2 ). – «Изумятся пророки» – т. е. те, которые считали себя пророками, потеряют всякую сообразительность: так то, что случится, будет противоречить их предсказаниям, какими они успокаивали своих соотечественников! Иер.4:10 .  И сказал я: о, Го­с­по­ди Боже! Не­ужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души? Кто это говорит? Новые критики (Корниль и др.) полагают, что здесь Иеремия выводит говорящими ложных пророков. Иеремия, говорят, ни в каком случае не мог обвинять Бога по поводу пророчеств, которые высказывали ложные пророки, обещавшие иудеям мир. Но все предание читает первое слово 10-го стиха по евр. тексту как vaomar ­­ и сказал я (т. е. Иеремия), а не как vajomeru ­­ и скажут они (т. е. ложные пророки), так что здесь правильнее видеть возражение со стороны пророка (ср. Иер 1.6 ; Иер 14.13 ). Что же хочет сказать этим возражением Иеремия и какое откровение он имеет ввиду? Некоторые толкователи (напр. Якимов) видят здесь недоумение пророка по поводу того, что Бог попускал ложным пророкам обольщать народ светлыми перспективами (ср. 3Цар 22.20–22 ). Но естественнее всего предположить, что пророк имеет здесь в виду пророчество Олдамы, содержащееся в 4Цар 22.18–20 , по которому все время правления Иосии должно было пройти в мире. Но теперь взору пророка угрожающая Иерусалиму катастрофа представляется настолько близкою, что он не в состоянии разрешить противоречие, какое получалось из сравнения пророчества Олдамы с скоро имевшим разразиться судом Божиим. – Это горестное недоразумение пророка остается без ответа, но ответ уже собственно дан раньше: Иеремия уже сказал во II-й и III-eй главах, что только искреннее и действительное покаяние могло отвратить от народа иудейского гнев Божий, а такого покаяния иудеи не принесли Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.4:4 .  Обрежьте себя для Го­с­по­да, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открыл­ся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых накло­н­ностей ваших. Другой образ очищения души от грехов. И обрезание телесное делало человека чистым и способным принять участие в священном культе Иеговы. Но Иеремия знает высшую чистоту – обрезание сердца; ибо из сердца именно исходит все злое ( Мк 7.21 ). Если иудеи хотят приблизиться к Иегове, то они должны удалить из своих сердец, которым зло присуще от природы ( Быт 8.21 ), все дурные наклонности, которые делают их пред лицом Божиим людьми, имеющими крайнюю плоть свою еще необрезанною. Без этого – иудеи должны ожидать себе грозного суда Божия. Иер.4:5–18 . Суд над Иудеею, который Иеремия кратко изобразил в 1-й главе, здесь изображается с большею наглядностью. Именно: врагов Иудеи Иеремия представляет, во-первых, под видом льва, опустошающего страну, во-вторых, под видом бури, все разрушающей и, в-третьих, под видом охотников, которые устраивают облаву на зверя. Однако этот суд не есть нечто неизбежное для Иудеи и Иерусалима; под условием раскаяния иудеев пророк еще находит возможным обещать им спасение от гибели. Иер.4:5 .  Объявите в Иудее и раз­гласите в Иерусалиме, и говорите, и трубите трубою по земле; взывайте громко и говорите: «соберитесь, и пойдем в укреплен­ные города». Иер.4:6 .  Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь, ибо Я при­веду от севера бедствие и великую гибель. Пророк, от лица Божия, повелевает всеми возможными способами скорее оповестить по всей стране Иудейской о приближающемся нашествии врагов. Пусть иудеи из сел и деревень собираются в укрепленные города, среди которых Сион или Иерусалим занимает первое место, почему по дороге, ведущей к нему, должен быть поставлен издали видный значок, который бы указывал беглецам направление, по коему они должны спешить. – «Разгласите в Иерусалиме» – конечно, для того, чтобы жители столицы знали о том, что им придется принять много пришельцев из сел и деревень, и готовились к этому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20:14-18). Подобный вопль вырвался некогда из уст праведного Иова. Преподобный Ефрем Сирин, объясняя его смысл, писал: «он или как пророк предсказывал другим грядущие бедствия, или обнаруживал собственную свою скорбь по причинам не предосудительным, но скрытым от нас и превышающим наше разумение, и выражал ее такими словами, которые слагал и определял пророкам Сам Дух» т. 5, с. 478]. Тем не менее, проповедовал пророк Иеремия весьма усердно и везде. Мы видим его проповедующим в храме, мы видим его проповедующим у городских ворот. Мы видим его проповедующим в поле за городом, мы видим его обращающимся к царю и даже видим его проповедующим, сидя в заключении, во дворе страже. Только когда его опустили в яму, наполненную грязью, у него уже не было никакой возможности обращаться к народу, но, по милости Божией, он там провел не слишком долгое время, иначе бы погиб. Когда он пророчествовал в храме Господнем, по настоянию священника его забили в колодки. После освобождения, придя во двор храма, Иеремия возвещает о его грядущем разрушении. «С домом сим Я сделаю то же, что – с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли» (Иер. 26:6). Его пророчество вызывает разную реакцию. Некоторые требуют смерти пророку. Но находятся все-таки здравомыслящие люди, которые говорят, что в прежние времена пророчествовал о разрушении Иерусалима пророк Михей (Иер. 26:17-19), но не был казнен, а народ во главе с царем покаялся. Не нужно ли в случае с Иеремией поступить тем же самым образом, не пытаться убить Иеремию, а покаяться перед Богом и исправиться. Помимо устной проповеди, обращенной к жителям Иерусалима, пророк Иеремия по повелению Божию записывает слова пророчеств в книгу и передает царю (Иер. 30:2; 36:2). Когда эта книга попадает в руки царя Иоакима, то по мере того, как ему ее читают, он отрезает ножом куски от свитка и бросает их в жаровню, чтобы они сгорели. За это пророк Иеремия возвещает, что «не будет от него седящего на престоле Давидовом, и труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной» (Иер.

http://sedmitza.ru/lib/text/431486/

Так как делающий грех есть раб греха, то курящие делаются абсолютно безвольными людьми без чести и совести, и у каждого первого встречного могут спросить этой мерзости, хотя хлеба спросить не решаются (“…они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их” – Ис. 66:3 . “Те, которые едят мерзкое – все погибнут” – Ис.66:17 ). И сколько денег ушло на эту мерзость! (“От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их” – Иер. 3:24 , “Стыдятся ли они, делая эти мерзости?” – Иер.6:15 ) – ничуть. Идолом является всё, чему человек служит как Богу, без чего не может жить, хотя оно и вредно ему (“Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его” – Иер. 7:30, 3 . “Посему так говорит Господь: спросите между народами, слыхал ли кто подобное сему? крайне гнусные дела совершила дева Израилева” – Иер. 18:13 ). Самое дорогое у человека – сердце, занято не жертвой вечерней молитвы, возносящейся как благоуханный фимиам, но из демонской кадильницы поднимаются клубы смерти, как из преисподней; и в сердце “мерзость запустения” на святом месте ( Дан.9:27 ). Поистине, что у человека высоко, “то мерзость перед Богом” – Лук.16:15 . И только Бог может “исторгнуть из зубов его” папиросу ( Зах. 9:7 ), потому что в Царство Небесное “не войдет никто преданный мерзости и лжи” – Откр. 21:27 . Говорят, обманывая себя, что нет никакого вреда от курения, что у него дед курил с 5 месяцев до 500 лет и был здоров. Такую басню вложил сатана в уста преданных этому сатанинскому рабству. Один ревнитель святости долго боролся против табакокурения, и однажды его самого увидели торгующим табаком. Всем покупателям он так рекламировал эту злую похоть: “Кто будет курить, тот никогда не состарится, того не обкрадут воры, того не укусит собака”. – “Как это может быть?” – “Потому что курящий умрет в молодых летах – не состарится, будет кашлять всю ночь – вор не полезет к тому, кто дома и не спит, и собака не подступится к тому, кто идет с палкой, а у курящего столько болезней, что ему на двух ногах не устоять, потребуются подпорки”.

http://azbyka.ru/polyubil-tabak-vperedi-...

Впрочем здесь говорится более, чем о равнодушии к Господу. Уже простое неисполнение заповедей Божиих разсматривается, как непослушание голосу воли Божией и в то же время как желание не знать никакой другой воли, кроме своей собственной, как «стропотство сердца» (см. Иер. 7:24, 11:8 ). Уже в этом названии отчасти заключается мысль о возмущении, о востании против воли Божией. Кто не со Мною, тот против Меня, сказал Спаситель ( Мф. 12:30 ). Народ, даже приносящий во храме Господнем заповеданные Господом жертвы, но вне храма живущий так, как бы заповедей Господних для него не существовало, этим самым оскорбляет Господа ( Иер. 7:18 ), становится Его врагом. Господь благоволил предназначить народ еврейский к святости ( Исх. 19:6 ), возлюбил его, как народ святой. Коль скоро Израиль становился недостойным этой любви, любвеобильный Господь страдал (говоря почеловечески) за народ, огорчался неисполнением собственных предопределений относительно народа. Так невнимание к заповедям Божиим, и без прямого и открытого богохульства, есть вражда против Бога, нанесение Ему оскорбления. И за это оскорбление Господь не может не переменить Своего благоволения на гнев: сег ради возненавидхъ е. Иер. 12:9 9. Не вертепъ ли енинъ мо мн, ил пещера окрестъ ег; идите, соберите вс сельны, и да снсти е. 9. Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другия хищныя птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери, идите пожирать его. 9 . Первая половина стиха по переводу слав.-греч. заключала бы в себе мысль подобную мысли Иер. 7:11 : не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей? Господь спрашивал бы: «разве достояние Мое, страна, в которой поселил Я Мой возлюбленный народ, стала логовищем хищнаго зверя, жаждущаго насилия и крови?» Русский перевод: удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица... близок к переводу блаж. Иеронима, который только в том отношении точнее следует евр. тексту, что выражает мысль пророка в форме вопроса: «неужели птица разноцветная удел Мой у Меня?»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   Согласно богословским представлениям, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил называются большими пророками за то, что оставили после себя большие по объему и значимости пророческие книги. Меньших пророков двенадцать: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. По воззрениям богословия они называются меньшими пророками за то, что оставили после себя книги меньшего объема по сравнению с книгами больших пророков.    Наряду с истинными пророками, несущими людям слово Божие, в Библии говорится и о лжепророках, которые пророчествовали именем ложных богов. “И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала, и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля” (Иер.23:13). Лжепророками являются и те люди, которые, говоря об Истинном Боге, в жизни нарушали Его заповеди. “Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи” (Иер.23:14). Лжепророки ложно выдавали себя за людей, якобы говоривших от имени истинного Бога. “Они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних” (Иер.23:16). “Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их” (Иер.23:21-22). Древнееврейский царь, Ахав, собрал вокруг себя четыреста лжепророков. “И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек” (3Цар.22:6). “Попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков” (3Цар.22:23). Через лжепророков нечестие и грех распространились по всему свету.    Лжепророки своей одеждой и внешностью пытались напоминать истинных пророков. Носили одежды из грубой шерсти (власяницы) или из овечьей шкуры. “И не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать” (Зах.13:4). Об отличии лжепророков от истинных пророков пишется как в Ветхом, так и в Новом Завете. “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей” (Втор.18:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  Первый, кто вводит это наречие в еврейское пророчество – Амос:   Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие: может быть , Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов (Ам 5:15).   Это “может быть” означает, что не все еще потеряно, что какое-то восстановление существующего еще возможно, что можно доверять божественному милосердию; но означает также и то, что ничто не гарантировано, в том числе спасение. Комментируя этот текст Амоса, Андрэ Неер пишет:   Возможно! Ulay . Выбор этического добра, осуществление положительной моральной и социальной реформы не достаточны для прощения. Раскаяние не влияет автоматически; реформа не имеет обязательных последствий. Таинственная дверь, через которую может проникнуть несчастье, остается открытой. Только Божья воля бодрствует над этим входом. Спасение зависит не от человеческих попыток, а от Бога .   Однажды, в самый мрачный день и час Иерусалима, царь Седекия послал сказать Иеремии:   Вопроси о нас Господа, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, воюет против нас. Может быть , Господь сотворит с нами что-либо такое, как все чудеса Его, чтобы тот отступил от нас (Иер 21:2).   Ответ пророка необычайно суров (Иер 21:3-14). Бог сам будет воевать против своего народа (Иер 21:5). Мудрецы Израиля утверждают, что в моменты опасности нельзя надеяться на чудо. Не только абсурдно, но и запрещено верить в чудесные разрешения ситуации. Пророческое “возможно” означает сомнение, отказывается от излишней догматической уверенности, учит жить с риском и со слезами, удерживает от поиска легких и смертоносных решений. Уместно вместе с Иеремией вернуться в дом горшечника, ставший театром его самого главного открытия:   Слово, которое было к Иеремии от Господа: встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его, и он снова сделал из нее другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать.  И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? – говорит Господь. – Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев (Иер 18:1-6).

http://bogoslov.ru/article/4252498

17. Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? 17 . Несчастие, испытанное Израилем и Иудою, постигло их за то, что они оставили Господа. Такова мысль этого стиха по греко-славянскому переводу. В еврейском тексте, с которым согласен здесь и блаж. Феодорит, есть прибавление, заключающее в себе указание на отягчающее вину Израиля и Иуды обстоятельство. Евреи оставили Господа в то время, как Сам Господь вел, руководил их по дороге. Разумеется опять руководительство по исполненной опасностей пустыне, о котором речь и в стихе Иер. 2:6 . Господь, с своей стороны, благодетельствовал народу своему; народ же оставлял Его, обращаясь к другим богам. Так было в первое время существования Израиля, как отдельного народа. Как поступает Израиль в то время, когда пророк произносит свою речь, говорится далее. Греко-слав. перевод мене основан на чтении как вследствие того, что имя «Иегова» обозначалось только одною буквою . Иер. 2:18 18. И нын что теб и пт Египетском, еже пити вод Геонскю; и что теб и пт да вод рчню; 18. И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ея? 18 . Уже выше, в стихе Иер. 2:13 , Господь назвал Себя источником воды живой, показывая этим, что Он есть неизсякаемый источник помощи и милости для народа. Теперь, указав на бедствия, каким подвергся народ израильский после того, как оставил Господа, пророк дает понять, что напрасно ищут израильтяне помощи где-нибудь вне Бога. И во время Иеремии не оставили евреи привычки, в которой упрекал их еще пророк Исаия, – привычки пренебрегать водами Силоама, текущими тихо, и обращаться к чужестранной силе за помощию ( Ис. 8:6 ), на нее полагаться в трудных обстоятельствах. И как св. Исаия ( Ис. 31:1, 2 ) предсказывал горе идущим в Египет, а Господа не вопрошающим, так и пророк Иеремия спрашивает своих современников и соотечественников: чего вы ждете от Египта и Ассирии? «Пить воду», в переносном смысле, значит: освежиться, возстановить свои силы, подкрепить себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Те гончары, что глину мнут ногами, Хоть раз бы пораскинули мозгами – Не стали б мять. Ведь глина – прах отцов. Не стоит так вести себя с отцами. Гончары знали, что он чудак. Знали, что муллы считают его вольнодумцем и говорить с ним небезопасно. Впрочем, султаны любят его. В Исфахане, Бухаре, Самарканде – всюду он почетный гость. Но говорить все-таки с ним опасно. Да и работать надо. Так думали горшечники, не поднимая глаз от гончарного круга. А поэт-астроном уходил молча, как и пришел, глядя под ноги и связывая в голове новые строки: Эти камни в пыли под ногами у нас Были прежде зрачками пленительных глаз… Точно так же, как в Бухаре заходил к гончарам в XI веке от Христова Рождества поэт и астроном Хаям, заходил к ним и живший гораздо раньше в Иерусалиме пророк Иеремия. Заходил, правда, не для отдыха, а потому что так повелел ему Бог. «“Встань, – сказал, – и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои”. И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале» (Иер. 18: 2–3). Иеремия не был поэтом и астрономом. Он был пророк. Он носил в себе боль знания о будущем – о разрушении Иерусалима, – и с этой болью, с утраченным вкусом к жизни он ходил по улицам города. Смотрел, как идет дым из очагов, которые скоро остынут; как горячо спорят соседи о вещах, совершенно не важных в свете того, что случится с ними вскоре. Когда горшечник работал, Иеремия думал обо всем этом. «И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер. 18: 4). И пока искусный человек привычно добился от глины того, чего хотел, придал ей нужную форму, было слово от Бога к Иеремии, слово, которое слышал Иеремия, но не слышал работающий гончар. «“Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? – говорит Господь. – Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему”» (Иер. 18: 6–8).

http://pravoslavie.ru/72331.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010