Не удалось извлечь искомое из базы (((

в) выразит. пример отношения древних израильтян к С.П. дают 3-я и 4-я Книги Царств ( 4Цар. 22:1 ; ⇒ Иосия). Согл. «закону для царей» ( Втор. 17:18–20 ), каждый царь должен был изготовить список Закона, «и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Очевидно, цари уже не исполняли это указание. Иосия был в высшей степени удивлен, когда ему зачитали содержание книги Закона, обнаруж. при расчистке храма. Испуганный содержащимся в книге проклятием (подразумевается, вероятно, Втор. 28 ), он совершает покаяние и проводит по всей стране радик. реформы, основ. на предписаниях Закона. Бог внемлет ему и дарует удачу, поскольку «подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву» ( 4Цар. 23:25 ). Но после смерти Иосии израильтяне опять впадают в идолопоклонство и пребывают в нем до тех пор, пока их не уводят в Вавилон, а Иерусалим не оказывается разруш.; г) пророки С.П. О том, что пророки получали непосредств. откровение от Бога, они свидетельствовали, сопровождая свои выступления словами: «так говорит Господь» и постоянно ссылаясь на авторитет Божьей воли, излож. в заповедях и установлениях Закона. «Они [народ Израиля] преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» ( Ис. 24:5 ). Это обвинение повторяется вновь и вновь ( Ис. 5:24 ; Ис. 42:24 ; Иер. 6:19 ; Иер. 9:12–14 ; Иер. 26:4–6 ; Иер. 32:23 ; Иер. 44:10.23 ; Иез. 44:23 ; Ос. 4:6 ; Ам. 2:4 ; Зах. 7:12 ; Мал. 2:4–8 ). Пророки не возвещают ничего другого, кроме того, что израильтянам надлежит любящим сердцем прилепиться к Господу и что последствия отпадения от Него ужасающи и гибельны. Истор. путь израил. народа стал для пророков живым свидетельством истинности слова Божьего, которое они видят исполнившимся на примере своего народа как в проклятии, так и в благословении; д) ⇒ Ездра, вернувшийся из вавил.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Внушение есть порицание проистекающее из заботливости и посредствуемое точным разумением дела. Таким Наставником выступает Подлог, говоря в Евангелии: «сколько раз Я хотел собрать» детей «твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф. 23:37 ). И опять то же внушение додержится в словах Писания: Они «прелюбодействовали» с «деревом и камнем» ( Иер. 3:9 ), «кадили Ваалу» ( Иер. 7:9 ; Иер. 11:13 ; Иер. 32:29 ). Величественнейшим доказательством любви Божией к человеку служит то, что, видя бесстыдство народа, брыкавшегося и закусывавшего удила, все-таки Бог зовет его к обращению и устами пророка Иезекииля говорит: «сын человеческий, ты будешь жить у скорпионов; не бойся их и не страшись лица их. И говори им слова Мои, будут ли они слушать или не будут». ( Иез. 2:6–7 ). Но Моисею говорит Он: «Иди к фараону и скажи ему, чтобы он отпустил народ. Я знаю впрочем, что он не огласится отпустить его» ( Исх. 3:18–19 ). Здесь обнаруживает Он две стороны: Божественную – предвидя будущее, и человеколюбивую – удостаивая одаренную свободной волей душу приглашения обратиться. И у Исаии «заботясь о народе» ( Ис. 1:3–6 ), Он обращается к нему с внушением, говоря: «Этот народ приближается ко Мне устами» своими «и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис. 29:13 ). А вот и чистое порицание: Н «о тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Мф. 15:9 ; Мк. 7:7 ; Ис. 29:13 ). Заботливость здесь проявится в том, что, изобличая грех . Педагог через противопоставление ему указывает и целебные средства. Укоризна есть порицание высказываемое по поводу чьего-либо постыдного поведения; цель такого порицания – возбудить нравственное чувство. Подобное нечто встречается у Иеремии: «Это откормленные кони; каждый из них ржет на жену другого. Неужели Я не накажу за это? говорит Господь», и «не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот»? ( Иер. 3:8–9 ) Ко всему присоединяет Он устрашение, потому что «страх Господень есть начало премудрости» ( Притч. 1:7 ). Опять и у Осии: «Не должен ли Я наказать их, поскольку они с любодейцами сошлись и с храмовыми из них жертвы приносили: и народ, до того времени бывший рассудительным, обнял любодейцу»? ( Ос. 4:14 ) Здесь грех народа Он изобличает яснее и признает вместе с тем, что он рассудителен был, и, следовательно, впал в грех вполне свободно. Рассудок есть глаз души; поэтому и слово «Израиль» означает «того, кто Бога зрит», т. е. постигает Его своим рассудком.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

С таким внутренним отпадением от Бога наибольшей части Иудеев уже естественно должно быть то, что, как говорит Пророк о Иерусалиме, «как ключ источает воду, так он источает из себя зло» ( Иер.6:7 а). Обманы, корыстность, козни и ненависть, прикрытые личиною наружного доброжелательства, притеснения, необузданное сладострастие и т.д. Пророк видел во всех классах народа. И так как порочные сердца имели еще несравненную с нашими временами энергию, то общая народная растленность выражалась резко, с неудержимою ничем силою страстей: сим объясняется сравнение, у Иеремии, нечестивого народа с похотливой верблюдицей ( Иер.2:23–24 ). – В особенности же идолопоклонство дошло до крайней степени своего развития с уклонением от истинной веры и страха Божия к страстям и своеволию, однако же, с настроенностью духа и образа мыслей вообще религиозной (происходившей, конечно, от того, что человеку невидимое Божие еще столь было видимо в творениях), – естественно было измышлять божества, каких и сколько кому хотелось, какие только были угодны страстям. И, таким образом, произошло, что, по словам Пророка, «…сколько было у Иудеев городов, столько и богов» ( Иер.2:28 б), «сколько считалось улиц в Иерусалиме, столько и жертвенников срамным» ( Иер.11:13 а), самодельным божествам. Небо со своими светилами, деревья зеленые, холмы и истуканы были предметом искаженно-религиозного страха. Правда, это было уже далеко не древних времен увлечение к обоготворению тварей: язычество является теперь не только навыком, укоренившимся преданием отцов, как во время Исаии, но вместе и открытым упорством и расчетом суеверия. Так, самому же Иеремии не обинуясь говорили Иудеи, оставшиеся от пленения Вавилонского и перебежавшие в Египет: «Будем делать то, что произнесено устами нашими касательно каждения лун, как делали мы и отцы наши, цари наши и князья наши в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, когда мы ели хлеб досыта и жили счастливо, и беды не видели. А с тех пор, как мы перестали кадить, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода» ( Иер.44:17–18 ). Вместе с сим, тем грязнее и жестче становилось язычество: так Иудеи открыто приносили, в долине Еннон, людей – в жертву молоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

- Умертвили ли его за это Езекия-царь и народ иудейский? Не убоялись ли они Господа и не умоляли ли Его? И Господь отменил бедствие, которое изрек на них; а мы - мы хотим сделать великое зло душам нашим (Иер.26:11-19). Итак покаемся, отвратимся от зла и не будем искать смерти невинного человека. Ибо была ли хотя бы какая-либо польза и от недавно пролитой крови Урия, сына Шемаии из Кариафиарима, пророчествовавшего именем Господним против города сего и против земли сей точно такими же словами, как и Иеремия предсказывает? - Царь и вельможи его, слыша тогда речи сего Урия, возненавидели его и искали убить; а он, обреченный на смерть, от страха бежал в Египет; царь Иоаким и в Египет послал людей своих, которые и привели его оттуда: Урия был умерщвлен мечом; но что же произошло из того? - народное негодование против царя и князей иудейских: то же будет непременно, если вы предадите смерти и Иеремию. После того произошло разделение в народном собрании: одни настаивали, чтобы убить святого пророка, другие же защищали его невинность. И ненавистники Иеремии конечно одолели бы его защитников, если бы не взял его под свое покровительство один из влиятельных при царском дворе вельможей, именем Ахикам, сын Сафанов; он избавил Иеремию от рук людей злобных, готовых на убиение его (Иер.26:20-24). Между тем идолопоклонство, отравлявшее совесть народную в продолжении многих предшествующих лет и порождавшее крайнее растление нравственности, более и более усиливалось в Иудее. Находились среди иудеев и такие, которые на пророческий призыв - исправить путь своей жизни и следовать закону Божию - насмешливо говорили: - Не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по стремлению (злого) сердца своего (Иер.18:12), - будем делать все то, что вышло из уст наших, будем кадить " богине неба " и возливать ей возлияния, как делали мы и отцы наши, цари и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что это давало нам сытость и счастье (Иер.24:17). Не стало истины у них, отнята она была от уст их; от малого до большего каждый из них предан был корысти, и от (лживого) пророка до священника - все действовали лживо и, делая мерзости, нисколько не стыдились и не краснели (Иер.6:13-15).

http://pravicon.com/info-2410

Иер.2:19 .  Накажет тебя нечестие твое, и отступниче­с­т­во твое обличит тебя; итак по­знай и раз­мысли, как худо и горько то, что ты оставил Го­с­по­да Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Го­с­по­дь Бог Саваоф. Иер.2:20 .  Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разо­рвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить идолам», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодей­с­т­во­вал. Господь обещает наказать Израиля за нечестие, за отступничество от Иеговы. «Ты Израиль – как непослушное рабочее животное – давно уже сломал ярмо, (какое надел на него его господин – Иегова), разорвал узы свои и говорил Иегове» не стану служить Тебе «но под всяким деревом ты блудодействовал». – Так читают 20-й стих новейшие переводчики, согласно со смыслом текста LXX. Наш синодальный русский перевод приписывает сокрушение ярма Иегове, видя здесь мысль о выведении Израиля из рабства Египетского. – «Блудодействовал» – т. е. совершал служение языческим богам ( Иер 3.6,13 ; Иер 13.26 ), которое большею частью имело место в тенистых рощах ( Ос 4.18 ). Иер.2:21 .  Я насадил тебя как бла­го­родную лозу, – самое чистое семя; как же ты пре­вратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы? Израиль был насажден Иеговою в Палестине как благородная лоза – по евр. sorek (ср. Ис 5.2 ). Каким образом он превратился в негодную дикую лозу, т. е. потерял всю свою сладость, весь свой вкус? Иер.2:22 .  Посему, хотя бы ты умыл­ся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено пре­до­ Мною, говорит Го­с­по­дь Бог. Греха своего, изменившего все духовное существо его, народ Израильский ничем не может загладить пред Богом. «Мыло» – по евр. neter – минеральная щелочная соль, которая употреблялась вместо мыла для мытья. «Щелок» – по евр. borit – вещество растительного происхождения (ср. Притч 25.20 ). Иер.2:23 .  Как можешь ты ска­за­ть: «я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?» Посмотри на по­веде­ние твое в долине, по­знай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям тво­им?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И Азаріа снъ Маасіевъ, ср. русск.-евр. и Иезания сын Гошаии (=сир. пешито, лат. вульгата, греч. Комплют.). Слав. перевод следует Ват. и Александр. спп. и Альд. изд. Масор. чтение с другими, от него зависящими, позволяет Иезанию сына Гошаии отожествлять с упоминаемым в Иер. 40:8  Иезаниею сыном Маахафитянина (см. выше). Чтение же Ват., Александр. и Альд. заключает совсем другое имя, и это чтение замечательно тем более, что и по масор.-евр. тексту в Иер. 43:2  сыном Гошаии называется также Азария (не Иезания). Иер. 42:7–22 7. И егда скончашас десть дней, бысть слово Гдне ко Іереміи. 7. По прошествии десяти дней было слово Господне к Иеремии. 8. И призва Іанана сна Каріева, и воевды силы, же с нимъ быша, и вс люди мала и до велика, 8. Он позвал к себе Иоанана, сына Карея, и всех бывших с ним военных начальников, и весь народ, от малаго и до большаго, 9. И рече имъ: так реч Гдь Бгъ Ісраилевъ, к немже посыласте м, да простр молитвы ваш пред нимъ: 9. И сказал им: так говорит Господь Бог Израилев, к которому вы посылали меня, чтобы повергнуть пред Ним моление ваше: 10. Аще сдще сдете на земл сей, то созижд васъ, а не разорю, и насажд васъ, а не исторгн, к престахъ же сотворихъ вамъ. 10. Если останетесь на земле сей, то я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню; ибо Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам. 11. Не убойтес лица цр Вавлнска, егоже вы боитес: лица ег не убойтес, реч Гдь: к азъ с вами есмь, еже избавлти васъ, и спасати васъ рки ег. 11. Не бойтесь царя Вавилонскаго, котораго вы боитесь; не бойтесь его, говорит Господь; ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять вас от руки его. 12. И дамъ вамъ милость, и помилю васъ, и возвращ васъ на землю ваш. 12. И явлю к вам милость, и он умилостивится к вам, и возвратит вас в землю вашу: Ст. 7–22. Боговдохновенный совет Иеремии, по которому не следовало бояться царя вавилонского и бежать в Египет, а следовало лучше оставаться в Иудее, совершенно согласовался с духом других советов пророка, касавшихся отношений Иудеи к соседним сильным государствам (см. толков. Иер. 2:18, 27:6  и сл.; Иер. 37:1–10 ). Обращаясь к помощи или защите Египта, иудеи навлекали на себя только гнев вавилонского царя, который не мог равнодушно относиться к сильному Египту, тогда как на иудеев, уже потерявших независимость и без чужой помощи безсильных, он смотрел бы спокойно. Зачем раздражать Навуходоносора, давая ему повод думать, что за иудеев на него хотят вооружить фараона египетского? – Ответ свой на просьбу иудеев Иеремия дает через 10 дней после того, как просьба была выражена. В эти 10 дней просители могли самостоятельно решиться искать убежища именно в Египте. Поспешность могла быть внушена им опасениями мести царя вавилонского. И вот почему пророк прежде всего говорит: «оставайтесь... не бойтесь...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Пророк также пользовался особенными случаями, чтобы сделать свои проречения более поразительными. Так, когда соседние цари прислали в Иерусалим посольства для устроения общего союза против Навуходоносора, таким случаем и воспользовался Иеремия для отсылки этим царям – оков в знамение их рабства Вавилону. Однажды, Седекия отправил к Иеремии некоторых священников с просьбою: «вопроси о нас Иегову …, может быть, Иегова сделает над нами чудеса свои» (т. е. поборет по нам). Пророк отвечал: «так говорит Иегова Бог Израилев … сражусь с вами рукою простертою, и мышцею крепкою … и поражу живущих в сем городе людей и скот; умрут от великой язвы» ( Иер.21:1–6 ). В другой раз Седекия же из темничного дома призвал Пророка и спрашивал: «нет ли слова Иеговы … Есть, – отвечал Пророк, – ты будешь предан в руку Царя Вавилонского» ( Иер.37:17 ). Самому Пророку запретил Господь вступать в брак и принимать участие в радостях и пиршествах народа: ибо «Я отъемлю у народа сего, говорит Иегова, – мой мир, благодать и милость. … Вот я удаляю от места сего … голос веселия и радости, голос жениха и невесты … Я отплачу им раз и два за вину их и за грехи их» ( Иер.16:2,5,9,18 ). И испытывая постоянные противоречия самым судам Божиим, Пророк с глубокой горестью говорит: «Увы, Иерусалим, не очиститься тебе еще долго» ( Иер.13:27 ). «Земля, земля, земля, слушай слово Господне!»... ( Иер.22:29 ). Для перехода к следующему и последнему отделу содержания пророческих речей Иеремии, должно сказать, что цель всех таких грозных предречений у Пророка выражается та, чтобы, когда уже нельзя было вразумить и направить заблуждающих на путь иначе, как разве самой крепкой рукой, – по крайней мере, скорее смирить их под сию руку Божию и тем несколько облегчить ее для них. Эта цель видна не только в отношении к Иудеям, но и в отношении к языкам. Так не только царю Иудейскому, но и царям Идумейскому, Моавскому, Аммонитскому, Тирскому и Сидонскому, чрез их послов, отправленных к первому, Пророк возвещает такое слово Иеговы: Аз сотворих землю и человека и скоты, яже на лице земли, крепостию моею великою, и мышцею моею высокою, и дам ю, ему же будет угодно пред очима моима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Кроме несчастья жить среди беззаконников Пророк должен был еще встретить между ними многих открытых и личных врагов. И когда он просил у Бога защитить себя от них, Господь возвестил, что это еще сносная вражда, что нужно ему беречься злоумышлений и со стороны «братьев своих и дому отца своего» ( Иер.12:6 а). И точно, с продолжением пророческого служения, враги его умножились; открылись гонения, смертные опасности; сверх того общее нетерпение, осмеяние, проклятия были ему ответом на пророческие речи, которые говорил Иеремия. Даже и между плененными нашлись враги Пророка, которые возбуждали Иерусалимлян против него посланием. И это должна испытывать пламенная душа, исполненная Божественной к ним любви и ревности... После этого должны быть понятны и такие стенания Пророка: «Увы мне, матерь моя! К чему ты родила меня, человека, который в ссоре, человека, который во вражде со всею землею? Я никому не давал в рост: и мне никто не давал в рост: а все проклинают меня» ( Иер.15:10 ). – Понятны и эти сильные, потрясающие вопли, напоминающие вопли великого страдальца Иова: «Проклят тот день, в который я родился! … Проклят тот человек, который отцу моему принес весть и сказал: у тебя родился сын, и тем обрадовал его … Почему не убили меня в самой утробе? … Для чего я вышел из утробы, чтобы видеть горесть и муки» ( Иер.20:14–15,17,18 ). Должно быть понятно его стремление бежать с пророческого поприща, когда, между тем, Господь как бы насильно увлекал его на это поприще, поставляя его чрез это опять среди общей неприязни, ругательств и злоумышлений: и подумал я: «Не стану впредь говорить: но у меня в сердце как бы огонь горит; в кости мои что-то вложено; не в силах держать, не могу … Ты увлек меня за собою. Иегова! Я увлечен; Ты преодолел меня и превозмог! И я сделался вседневным посмеянием, всякой ругается надо мною» и пр. ( Иер.20:7,9 ). Та же воодушевлявшая его в силе Святого Духа Христова любовь, столь сильно отвращающаяся от нечестивых и ругателей, опять влекла его к ним и опять встречала одну вражду упорную и злобную... Дух грядущего Агнца Божия – Христа явно обнаруживался в Иеремии, который и прямо выражал это: «Я как кроткий Агнец, ведомый на заклание, не знал, что они составили на меня заговор: истребим дерево (говорили они) с плодами его, и свергнем его с земли живых, дабы и имя его уже не упоминалось» ( Иер.11:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010