Ряд последовавших событий Еврейской истории показал действительное и точное исполнение определений Божиих по пророчеству Исаии, в ближайшем и отдаленном будущем. По свидетельству книги пророка Иеремии, в девятый год Седекии, царя Иудейского, в десятый месяц, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и обложили его. А в одиннадцатый год Седекии, в четвертый месяц, в девятый день месяца город был взят ( Иер.39:1–2 ). Детей царя Седекии и всех вельмож иудейских заколол царь Вавилонский; самому Седекии выколол глаза. А остаток народа, оставшийся в городе, и перебежчиков которые перешли к нему, и прочий оставшийся народ Навузардан, начальник телохранителей, переселил в Вавилон ( Иер.39:1–2 , ср. 6–7 и 9) После того все еще оставался народ в разных городах иудейских под начальством Годолии. Возвратились и все иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю иудейскую к Годолии в Массифу ( Иер.40:5–7,12 ). Но вскоре некто Исмаил, из царского племени, поразил мечем Годолию и десять бывших с ним иудеев, весь остаток народа, бывшего в Массифи, бывший под начальством Годолии, захватил с собой и отправился к аммонитянам. Иоанан, сын Карея, и бывшие с ним военачальники, услышав о злодеяниях Исмаила, взяли весь народ, погнались за Исмаилом, настигли его, возвратили всех взятых Исмаилом. Этот народ, возвратившийся с Иоананом, не остался в земле Иудейской, сам Иоанан, страшась мести Навуходоносора, за убийство поставленного им Годолии, признал необходимыми, удалиться и удалился в Египет ( Иер.41:1–2,10–14 ; ср.16–18). Иоанан, сын Карея, и все военачальники, взяли весь остаток иудеев, которые возвратились из всех народов, куда они были изгнаны, чтобы жить в земле Иудейской, и пошли в землю Египетскую ( Иер.43:5,7 ). Так Иерусалим и все города иудейские остались пусты, сделались развалинами и пустынею ( Иер.44:2,6 ). Но «малое число» должно было возвратиться и впоследствии действительно возвратилось в землю Иудейскую из земли Египетской и Халдейской ( Иер.44:28; 50:4,5,19 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7. Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло себе. 8. Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, 9. Се азъ послю и возм вс племена сверска (реч Гдь), и Навходоносора цр Вавлнска раба моего: и привед ихъ на землю сїю, и на битатели е, и на вс зыки, же окрестъ е, и убїю ихъ, и поставлю ихъ во ужасъ, и в звизданїе, и в поношенїе вчное. 9. Вот Я пошлю, и возьму все племена северныя, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ея, и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их, и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. 8, 9. О «племенах северских» см. толков. на Иер. 1:15, 4:6 . Навуходоносор называется рабом Господним здесь, как и в Иер. 43:10 , в таком же смысле, в каком это название пророком Исаиею ( Ис. 43:10, 44:26 ) усвояется Киру персидскому, т. е. в том, что он исполнял намерения Божия, хотя Самаго Господа и не знал (ср. Ис. 45:4 ). Поставлю ихъ во ужасъ и в звизданіе ср. Иер. 18:16, 19:8 . И в поношеніе вчное ср. Иер. 23:40 . И Навходоносора цр Вавлнска раба моего. Русский, следующий масор. тексту, перевод: к Навуходоносору царю Вавилонскому согласуется с предыдущими словами только в таком случае, если вместо «и возьму» сказано: и пошлю. Но последнее значение не может принадлежать соответствующему евр. глаголу. Перевод слав.-греч., равно как и сирский пешито, халдейский и вульгата основаны на чтении (признак винит. пад.) вм. масор. (и к, – и в масор. тексте неудобообъяснимо). – И в поношенїе – перевод основанный на чтении (срав. Иер. 23:40, 29:18 ) вм. масор. . Иер. 25:10 10. И погблю нихъ гласъ радости, и гласъ веселї, гласъ  жениха и гласъ невсты, благоханїе мра, и свтъ свтилника. 10. И прекращу у них голос радости и голос веселия голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. 10 . Ср. Иер. 7:34, 16:9 , где речь о прекращении голосов радости и веселия, жениха и невесты. Здесь прибавляется еще предсказание прекращения (по русскому переводу) звука жерновов и света светильника. «Жерновами» называется ручная мельница, которая, естественно, работает, пока человек жив и нуждается в хлебе. Звук жерновов есть, таким образом, признак присутствия живых существ в известном месте. «Свет светильника» в доме – другой такой же признак. Прекращение звука жерновов и света светильника – признак погибели жителей, запустения страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

В указанных местах Иисус Христос называется «Ходатаем», – «единым Посредником» потому, что был «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:6 ). Он един Ходатай – Искупитель, а не один только Ходатай – молитвенник. Ходатаев молитвенников, по слову Божию, у христиан много: «Дух ходатайствует за нас» ( Рим.8:26 ); «избавил нас от столь близкой смерти... по ходатайству многих» ( 2Кор 1:10–11 ); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» ( Иер.7:16 ). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своею силою, а силою того же Христа. 2) Обращение к святым унижает ходатайство Иисуса Христа. Где об этом сказано в Священном Писании? Тогда и, вообще, молитвы за других тоже будут унижать ходатайство Иисуса Христа, а потому излишни. В таком случае зачем в слове Божием заповедь: «молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного?» ( Иак.5:16 ). Зачем Иисус Христос повелел: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас?» ( Мф.5:44 ). Зачем апостол просит молитв за себя? ( Рим.15:30 ; Еф 6:18–19 ; Кол.4:3 ; Фил.1:19 и др.). Апостол, назвавший Иисуса Христа единым Посредником, просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» и свидетельствует, что «это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 ). 3) Молитвы должны быть адресованы Богу, а не святым. Призывание святых не означает того, будто мы вместо Бога обращаемся за помощью к ним, а лишь то, что, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную (ср. Лк.7:7 ), мы прибегаем к святым, как близким Богу, и просим их своим ходатайством пред Богом усилить нашу молитву, чтобы она была действенна ( Лк.18:7 ; 1Пет.3:12 ). 4) «Проклят человек, который надеется на человека» ( Иер.17:5 ). Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (ср. Иер.17:7 ). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте ( Иер.17:5 ) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему по словам вашим?» ( Иер.42:4 ). Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его ( Иер.42:7–22 ) за молитвенное ходатайство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

33. И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею; человек не будет жить там, и сын человеческий не будет останавливаться в нем. 33 . И бдетъ дворъ (=Асор, см. выше) въ жилище змїемъ=вульг.: …in habitaculum draconum. 70 толковников: …διατριβ στρουϑν=жилище струфом (ср. подстрочный слав. перевод Иер. 10:22 ), т. е. страусам. Последний перевод, хотя и не передает букв. смысл евр. текста, однако же значил бы (не вопреки связи речи), что Ассор станет пустынею: страусы живут в пустынях. Не поживетъ там мжъ… ср. Иер. 49:18 . Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 49:34–39 Ст. 34–39. – «слово Господне на Елам». Об Еламе см. под Иер. 25:25 . Был ли Елам покорен халдеями, неизвестно. Если он помогал халдеям и мидянам в их борьбе с Ассириею: то по крайней мере Навуходоносор, первый вавилонский царь, ставший полновластным распорядителем югозападной Азии, вероятно, не предпринимал завоевательного похода в страну союзников его отца. Таким предположением можно объяснить, что в начал царства Седекїи цр Ідина, когда приходившим в Иерусалим послам соседних с Иудеею государств пророк Иеремия возвестил, что Господь «отдает все земли сии в руки Навуходоносора, царя вавилонскаго» (ср. Иер. 27:6 ), тот же пророк, угрожая бедою Еламу, не называет именно Навуходоносора врагом еламитян. Он относит угрожающую Еламу беду к неопределенному будущему, не ограничивая этого будущего временем царствования Навуходоносора. Господь сломит военную силу Елама, который после того отчасти разсеется по разным странам, отчасти будет поражен мечом его врагов. Так Бог совершит Свой суд над Еламом, обещая ему однакож и милость в дальнейшем будущем. Иер. 49:35 34. Слово Гдне, еже бысть ко Іереміи пррок на Еламъ, в начал црства Седекіи цр Ідина, глагол: 34. Слово Господа, которое было к Иеремии пророку против Елама, в начале царствования Седекии, царя иудейскаго. 35. Так глаголетъ Гдь Вседержитель: се азъ сокрш лкъ Еламль, начало силы ихъ. 35. Так говорит Господь Саваоф: вот, Я сокрушу лук Елама, главную силу их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Иер. 52:17–23 17. Столпы же мдны, же в храм Гдни, и подставы, и море мдное, еже в храме Гдни, сокршиша Халдеи, и взша мдь ихъ, и несоша в Вавлнъ: 17. И столбы медные, которые были в доме Господнем, и подставы, и медное море, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли всю медь их в Вавилон. 18. И внецъ, и чашы, и вилицы, и вс сосды мдны, в нихже слжах, 18. И тазы, и лопатки, и ножи, и чаши, и ложки, и все медные сосуды, которые употребляемы были при Богослужении, взяли; 19. И мїамники, и чашы, и мывалницы, и свщники, и кадилницы, и чашицы, же бх злата, и же бх сребрна, вз архїмагіръ: 19. И блюда, и щипцы, и чаши, и котлы, и лампады, – и фимиамники, и кружки, что было золотое – золотое, и что было серебряное – серебряное, взял начальник телохранителей; 20. И столпа два, и море едино, и телцевъ дванадесть мдныхъ под моремъ, же сотвор црь Соломнъ в храм Гдни, не б вса мди сосдъ тхъ. 20. Также два столба, одно море, и двенадцать медных волов, которые служили подставами, которые царь Соломон сделал в доме Господнем, – меди во всех этих вещах невозможно было взвесить. Ст. 17–23. Столпы мдны иже в храм Гдни, Иер. 52:17  суть теже два столпа, о которых более подробно говорится в Иер. 52:20–23 и которых еще подробнейшее описание предлагается в 3Цар. 7:15–22 . Стояли эти столпы пред притвором храма Соломонова и назывались – стоящий на правой стороне – Иоахин, а стоящий на левой – Воаз. Подставы, также медные, подробно также описаны в 3Цар. 7:27–37 , где они называются мехонофами (=). Море мдное с двенадцатью волами под ним, упоминаемыми и здесь в Иер. 52:20 , описано подробно в 3Цар. 7:23–26 . На подставах стояли десять чаш, служивших для омывания в них приготовляемого ко всесожжению ( 2Пар. 4:6  ср. 3Цар. 7:38 ); и эти чаши разумеются, может быть, в числе чаш, называемых ниже, в Иер. 52:18 . Каждая из них была 4 локтя в диаметре, между тем как подставы к ним имели в длину и ширину 4 локтя и в вышину 3 локтя. Медное море, в диаметре 10 локтей и толщиною в ладонь, предназначено было «для священников, чтобы они омывались в нем» ( 2Пар. 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

«Вложу Закон мой на внутренности и на сердцах их напишу его» (Иер 31:33). И будет отличаться познанием и единением с Богом и скреплен прощением грехов» — пророчество о Новом Завете (Иер 31:34; 31:24). Этот внутренний характер Нового Завета не только будет способствовать правильности жизни, тема очень дорогая для Иеремии, но позволяет освободиться в новом союзе от идеи этнической исключительности и сделать его Вселенским. То есть этот Новый Союз отнюдь не для еврейского народа, а для всей вселенной. Это очень важно, что такая мысль здесь проходит. В этой перспективе грех по-прежнему, к сожалению, будет возможен, но Бог, рассматривая его как преступление, будет прощать его, если человек будет каяться. В заключение можно сказать, что, согласно Иеремии, Новый Завет является проявлением любви Бога к человеку, к тому союзу, который заключен между Богом и человеком, который становится нерушимым благодаря приходу Мессии.     Вторая тема — исповедь Иеремии. Речь идет о целом ряде отрывков и текстов, которые характеризуют различные эпизоды жизни пророка, позволяющие нам вникнуть в глубины его духа и веры и раскрыть драму его существа. Обычно исповедальными отрывками называются следующие: (Иер 11:18–19; 15:10–21; 17; 18:18–23). При синхронном чтении этих отрывков, можно увидеть облик пророка, по крайней мере, внутренний смысл его стремлений. Попытаемся понять его настроения, которые были характерны для определенных людей Ветхого Завета и служили жизненной поддержкой. Иеремия — не иначе, как муж скорбей, именно в силу своей пророческой миссии. И действительно, он принимает эту роль и считает себя недостойным. «А я сказал: «О Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер 1:6). И став пророком, он с чувством ужаса постигает глубину и развращенность народа Божия. «Оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных» (Иер 9:2). «Поэтому я преисполнен яростью Господней, не могу держать ее в себе. Под тяготеющей надо мной рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодованием. Утроба моя, утроба моя, скорблю во глубине сердца моего, волнуется сердце мое, не могу молчать, ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани. Кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали; вот ухо у них не обрезанное, и они не могут слушать; вот Слово Господне у них в посмеянии, оно неприятно им»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010