10, ´νοπλοι, слав.: «вооружение» – что более удобоприемлиемо, чем чтение еврейского текста: «бегадим бегорен» – «одетые, на гумне»; Gratz читает вместо этого: " ширейон» – «панцирь»; Vulg.: vestiti culto regio; рус. синод. и проф. Гуляева: «одетые в царские одежды»), может быть, делая смотр союзным войскам своим; а сонм пророков широковещательно предсказывал и воспевал грядущую победу союзников (ст. 10). Один же из этих пророков, Седекия, употребляет (ст. 11), подобно символике истинных пророков Божиих ( 3Цар.11:29–32 ; Иер.28:12–14 и др.), выразительный символ предстоящей победы Ахава: он делает себе железные рога – символ силы израильского царя, в таком смысле рог, евр.: керен, употребляется в Библии весьма часто, напр. ( Пс.74:11,88:25 ; Иер.48:25 ; Мих.4:13 ) – образ весьма понятый и глубоко симпатичный израильтянину, поскольку он напоминал пророчество Моисея о судьбе Ефремова колена (главенствовавшего в Израильском царстве): «крепость его, как первородного тельца, и рога его, как роги буйвола» ( Втор.33:17 ) 24 . 3Цар.22:13 .  Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе. 3Цар.22:14 .  И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь. Из просьбы посланца к пророку Михею говорить согласное с другими пророками (ст. 13), просьбы, вероятно, исходившей от Ахава, видно и то, как глубоко было у Ахава и его приближенных воззрение на пророчество, как на магию, и то, что прорицания 400 своих пророков Ахав ценил ниже пророчества одного Михея, видимо, чувствуя в нем действительного пророка. Как истинный пророк Бога Истинного, Михей обещает говорить лишь то, что откроет ему Иегова (ст. 14); ср. ( Иер.23:28,42:4 ; 1Пет.4:11 ). 3Цар.22:15 .  И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 3Цар.22:16 .  И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты. умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим». — говорится также о превозношении сердца ( Ос. 13:6 ): На пажитех их, и насытишася до исполнения, и вознесошася сердца их, сего ради забыша Мя ( Ос. 13:6 ); «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» — о сердце каменном ( Иез. 11, 19; 36:26 ): И дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и дух Мой дам в вас ( Иез. 36:26-27 ). «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой» — о необрезанном сердце ( Лев. 26:41 ; Иер.9:26 ). (См. Hesenius, стр. 424-425): И Аз пойду с ними в ярости страною и погублю их в земли врагов их: тогда усрамится сердце их необрезаное и тогда познают грехи своя ( Лев. 26:41 ). «И Я (в ярости) шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои». Се, дние грядут, глаголет Господь, и посещу на всех, иже обрезаную имут плоть свою: на Египет и на Идумею, и на Едом и на сыны Аммони, и на сыны Моавли и на всякаго остризающаго власы по лицу своему, обитающия в пустыни, яко вси языцы необрезани плотию, весь же дом Израилев необрезани суть сердцы своими ( Иер.9:25-26 ). «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем». Таким образом, в Ветхом Завете сердце (leb [лев], lebab [лева ‘ в]) означает жизнь человека в ее средоточии – и по отдельным ее сторонам (физическую, духовную: чувство, волю, ум), и всю вместе; но вместе с тем сердце является источником нравственной жизни и жизни религиозной. Сердце в ветхозаветной письменности, как и в Новом Завете, является источником высших настроений и переживаний религиозно-настроенного и благоговейно преклоняющегося пред Богом человека ( Пс.26:8; 44:2; 56:8; 85:12; 107:2; 111:8; 118:10-11 ; Иер.17:5 ), но также источником безрелигиозности, отрицания Бога ( Пс.13:1; 52:2 ) и преступлений ( Пс.9:32; 57:3 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

8 Сирийцы. См. Быт. 10,22.23; 25,20 ; Втор. 26,5 . 8 хранил Господь Давида везде, куда он ни ходил. См. ком. к 5,10; 7,4–17. взял... весьма много меди. Впоследствии Соломон использовал эту медь для строительства храма ( 1Пар. 18,8 ). 8 Их также посвятил царь Давид Господу. Возможно, этот поступок Давида означал начало приготовлений к строительству храма, которое предстояло осуществить его сыну Соломону ( 1Пар. 22,1–5.14; 29,1–5,16–19 ). 8 сделал Давид себе имя. См. 7,9. в долине Соленой. Долина Соленая находилась южнее или юго-западнее Мертвого моря. В 1Пар. 18,12 убийство восемнадцати тысяч идумеян приписывается Авессе. Это расхождение между двумя книгами может быть объяснено закрепившейся в одной из них ошибкой переписчика, однако, с другой стороны, с большим основанием можно предположить, что Авесса, будучи одним из военачальников Давида, непосредственно командовал израильским войском в этой битве, в связи с чем и назван летописцем победителем идумеян. 8 творил Давид суд и правду. Правление Давида характеризуется не только победами над врагами (ст. 1–14), но также «правосудием и правдой», критерием которых служили «права царства» ( 1Цар. 10,25 ) и закон Моисеев ( 3Цар. 2,3 ; ср. Неем. 9,13 ). Последующие цари из рода Давидова, несмотря на призывы пророков ( Иер. 22,3 ), не всегда следовали примеру своего предка, в результате чего им в конце концов пришлось стать свидетелями разрушения Иерусалима (предсказанного им бедствия, см. Иер. 22,5 ; ср. 52,12–14). Но еще до этого события Израиль начал возлагать надежды на «отрасль праведную» дома Давидова, на то, что «воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» ( Иер. 23,5 ;ср. 33,15). См. ком. к 7,4–17. над всем народом своим. См. 5,12 и ком. 8 Иоав. См. ком. к 2,18. дееписателем. Эта должность упоминается здесь впервые в ВЗ. Из-за недостаточности сведений описать обязанности дееписателя затруднительно. Он являлся кем-то вроде хранителя государственных актов, государственного секретаря или и это, возможно, самая близкая из аналогий царского герольда. Иосафат продолжал занимать эту должность и в царствование Соломона ( 3Цар. 4,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

17. Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя? 17 . Несчастие, испытанное Израилем и Иудою, постигло их за то, что они оставили Господа. Такова мысль этого стиха по греко-славянскому переводу. В еврейском тексте, с которым согласен здесь и блаж. Феодорит, есть прибавление, заключающее в себе указание на отягчающее вину Израиля и Иуды обстоятельство. Евреи оставили Господа в то время, как Сам Господь вел, руководил их по дороге. Разумеется опять руководительство по исполненной опасностей пустыне, о котором речь и в стихе Иер. 2:6 . Господь, с своей стороны, благодетельствовал народу своему; народ же оставлял Его, обращаясь к другим богам. Так было в первое время существования Израиля, как отдельного народа. Как поступает Израиль в то время, когда пророк произносит свою речь, говорится далее. Греко-слав. перевод мене основан на чтении как вследствие того, что имя «Иегова» обозначалось только одною буквою . Иер. 2:18 18. И нын что теб и пт Египетском, еже пити вод Геонскю; и что теб и пт да вод рчню; 18. И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки ея? 18 . Уже выше, в стихе Иер. 2:13 , Господь назвал Себя источником воды живой, показывая этим, что Он есть неизсякаемый источник помощи и милости для народа. Теперь, указав на бедствия, каким подвергся народ израильский после того, как оставил Господа, пророк дает понять, что напрасно ищут израильтяне помощи где-нибудь вне Бога. И во время Иеремии не оставили евреи привычки, в которой упрекал их еще пророк Исаия, – привычки пренебрегать водами Силоама, текущими тихо, и обращаться к чужестранной силе за помощию ( Ис. 8:6 ), на нее полагаться в трудных обстоятельствах. И как св. Исаия ( Ис. 31:1, 2 ) предсказывал горе идущим в Египет, а Господа не вопрошающим, так и пророк Иеремия спрашивает своих современников и соотечественников: чего вы ждете от Египта и Ассирии? «Пить воду», в переносном смысле, значит: освежиться, возстановить свои силы, подкрепить себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Из слов Отцов можно видеть, насколько была судьбоносной в жизни Израиля роль блаженного Иеремии. Он оказался помилованным. Однако, вчитываясь в слово Божие, мы разумеем историю Израиля и его судьбу в ключе богоизбранности. Мы слышим, как пророк говорит: Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иер 31:3), и, таким образом, заключаем, что причина возвращения народа Божия из плена — вечная любовь Господа к избранному народу. Итак, Бог вершил Свое таинственное дело. Это были методы мудрого Педагога, как именовал Бога Климент Александрийский 63 . Здесь мы видим ласку и нежность, строгие выговоры и телесные наказания. Вавилонский плен был вынужденным педагогическим приемом, после чего — вновь в объятия Отца. Но это и было искренним желанием Иеремии, воплотившимся через семьдесят тяжелых духовно-полезных лет. 3.2.4. Победа Иеремии третья: Яхве обретен Спасителем Молитва не оказалась бесплодной и для самого пророка. Своей дерзновенной молитвой он достиг важнейшего во взаимоотношениях с Яхве: изгнал смертельный ужас, который испытывала его душа при встрече с Богом. О таком состоянии пророка мы находим свидетельство в вопле святого Иеремии к Богу: Не будь страшен для меня (Иер 17:17) 64 . Но почему пророк просит Бога не быть страшным для него, тогда как страх Божий, как известно, является одним из благодатных даров Святого Духа? Ведь сказано же в псалмах Давида: Начало мудрости — страх Господень (Пс 110:10); и от лица мудрого Екклесиаста было выражено: Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл 12:13). Но не о таком страхе взывал Иеремия, а о смертельном ужасе, который оборачивался конечной погибелью. Но как такой ужас мог проникнуть в сердце столь великого праведника, которого Бог освятил еще прежде, нежели тот вышел из утробы? На это легче будет ответить, если обратиться к цели пророческой миссии, на которую он был призван: Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер 1:10).

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

«Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы». Держать кого-либо за правую руку, на языке пророка Исаии, значит сильно помогать тому ( Ис.41:13 ). Здесь более ясная речь о том славном покорении Киром многих народов, о каком говорилось прикровенно и выше, под образом победоносного шествия «мужа правды» ( Ис.41:2–3, 25 ). Блестящее оправдание этого пророчества дано в славных и быстрых завоеваниях Кира, покорившего себе все, тогда известные, могущественные государства и основавшего новую мировую монархию, простиравшуюся от Ганга до Геллеспонта и от Каспия до Нила. «Сниму поясы с чресл царей». Как препоясание чресл, на языке Писания, есть символ силы и боевой готовности ( Пс.44:4 ; Иер.1:17 ), так, напротив, снятие пояса и ослабление чресл составляет признак бессилия и бесполезности ( Ис.5:27 ; Дан.5:6 ). «Чтоб отворялись... двери и ворота не затворялись». Мелкая, но характерная деталь; действительно, как показывают современные раскопки на месте древних ассиро-вавилонских городов, все они окружались стенами, в которых находилось по несколько массивных ворот. В частности, город Вавилон, по свидетельству Геродота (1, 179), имел до ста медных ворот ( Пс.106:16 ), на что, по-видимому, и дается намек в следующем стихе (2 ст.). Ис.45:2 . Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; «Я пойду пред тобою и горы уравняю». Под «уравненными горами» здесь символизируются покоренные царства и народы ( Ис.40:4 ; ср. Ис.2:14 ). Ис.45:3 . и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты по­знал, что Я Го­с­по­дь, называ­ю­щий тебя по име­ни, Бог Израилев. «И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства». Лучшей иллюстрацией буквального исполнения этого пророчества служит общественный рассказ о богатствах Креза, царя Лидийского, доставшихся Киру, по праву завоевателя (Герод. 1, 30. 2. 84 и Ксеноф. Кирп. VII, 2. 11). Не меньшие сокровища достались ему и в Вавилоне ( Иер.50:37 ; Иер.51:13 ). «Дабы ты познал, что Я Господь». Вот первая цель особого возвышения Кира, чтобы он сам из размышления о необычайных своих успехах пришел к заключению о помощи ему со стороны истинного Бога. И она вполне была достигнута, как это видно из начальных слов указа Кира, приводимых у Иосифа Флавия: «после того, как Величайший Бог вселенной явил меня царем, я убеждаюсь, что это есть именно Тот, Которому поклоняется народ израильский: ибо Он именно через пророков предрек имя мое, а вместе и то, что я созижду храм Его в Иерусалиме, в стране Иудейской». (Иуд.Древн. 11:1)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

аі. И рекох: доколе, Гди? И реч: дондеже пстютъ гради, єже не населєнымъ быти, и домы, єже не быти человкмъ, и земл станетс пста. 11.И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. ві. И посемъ продолжит Бгъ человки, и умножатс ставльшїис на земл. 12. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. 11–12. Грешный народ, испытанный в своей преступности, не может остаться без наказания ( Иер.25:29 ). Как, избирая иудеев в Свой собственный народ, Господь давал Ему особенно плодоносную землю ( Исх.6:7–8 ; Иер.11:4–5 ): так, отвергая его, не считая его более достойным имени «Его собственного народа», Господь высылает его из земли, данной ему при избрании (ср. Иер.7:15 см. толк.). Великое запустение на этой земле, т. е. в Иудее, по тем чертам, которыми оно описывается, может быть отожествлено с опустошением, описанным в Ис.1:5–8 , т. е. с опустошением, произведённым в Иудее сириянами и израильтянами, а также филистимлянами и идумеями. Тогда много иудеев отведено было и в плен в чужие земли ( 2Пар.28:8:17 ). Вместе с тем, особенно имея в виду содержание ст. 13, можно под «опустошением этой страны» разуметь разорение и израильского царства Салманассаром и Саргоном и уведение последним жителей этого царства в плен: ср. Ис.28:1–4 . ... продолжитъ: греч. μακρυνε можно было бы перевести также:.. «удалить» и таким образом согласовать слав. перевод с еврейским текстом, не расходясь и с греческим. И умножатс ставльшїис: последнее слово соответствует еврейскому , буквально значащему: оставленная, оставленное, опустевшая земля. По смыслу евр. т., в Иудее будет много пустырей. гі. И єщ на ней єсть дестина, и паки бдетъ въ расхищенїе коже теревін и к желдь, єгда испадетъ из плюски свое: см сто стонїе єг. 13. И если ещё останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

– Чтобы окончить речь об отношении отдела 24–27 гл. к пророчествам других пророков, следует упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое наглядно указывает на подлинность отдела. Пр. Иеремия в пророчестве своем о Моаве, как уже сказано, заимствовал весьма многое из пророчества Исаии о Моаве – 15–16 гл. и почти только из него одного. Но замечательно, что в Иер.48:43–44 находится буквальное сходство с Ис.24:17–18 . Оно объясняется тем, что в соседней с 24-ю главе – 25-й находится другое пророчество о Моаве, знакомство с которым пр. Иеремии также обнаруживается в его пророчестве о Моаве (ср. напр. Иер.48:40 «распрострет крылья», 35 «приносящих жертвы на высотах», ср. Ис.25:11 и 16:12). Очевидно, уже пр. Иеремия имел пред собою книгу прор. Исаии, в которой заключались оба пророчества Исаии о Моаве – 15–16 гл. и 25 кон., и следовательно, не может быть отнесен отдел 24–27 гл. Исаии к временам послеплепным или маккавейским, как полагают некоторые исследователи. 160 Напр. ср. 24:7–8 и 16:9–10; 24:13 и 17:5–6; 26:13 и 16:8 – «властители народов»; 27:9, 10 и 17:1–2, 8–9; 28:1 и 17:4 (о «тучности» и «славе» Ефрема): 28:4 и 17:6. Для сравнения приведем напр. Исаии 27:9–11 и 17:1–2, 7–9; 27:9–10: «все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца. Ибо укрепленный город опустеет, жилища будут покинуты и заброшены, как пустыня. Там будет пастись теленок и там он будет покоиться и объедать ветви его». – 17:1–2: «Вот Дамаск исключается из числа городов, и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, и некому будет пугать их... – 7, 8–9: в тот день обратит человек взор к Творцу своему» (ср. 27:11), «и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. В тот день укрепленные города его будут, как развалины в лесах и на вершинах гор... и будет пусто». 161 Сравни именно 25:10–12 и 16:12–14, 7–6; в обеих главах упоминается: «разрушение твердынь» Моава, «унижение гордости» и лукавства Моава, тщетность усиленного молитвенного его подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Христос-воин. Икона. XVII в. (ГТГ) Христос-воин. Икона. XVII в. (ГТГ) Так же описываются и предметы испорченные и непригодные для использования. Жители Иерихона, обращаясь к прор. Елисею , жалуются, что вода в их городе «нехороша» (   - 4 Цар 2. 19); в чем заключается «нехорошесть» воды, становится ясно из последующих слов пророка: «Так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия» (4 Цар 2. 21). В одном из видений прор. Иеремии были показаны 2 корзины: одна «была со смоквами весьма хорошими, каковы бывают смоквы ранние», а другая - «со смоквами весьма худыми (  ), которых по негодности их (  π πονηρας ατν) нельзя есть» (Иер 24. 2, ср.: 3, 8; 29. 17). Подобным образом может быть сказано о неплодородной земле: «И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное (  ) место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?» (Числ 20. 5; ср. 13. 19); о больном зубе: «Что сломанный (  ) зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного [человека] в день бедствия» (Притч 25. 19); о испорченных огнем ветвях дерева: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились (   - букв. стали плохими, испортились) ветви ее» (Иер 11. 16). Эта же терминология используется и для указания на что-либо неприятное, неудобное, неподходящее, неподобающее по мнению (   - букв. в глазах) кого-либо. Так, напр., то, что Сарра требовала выгнать Агарь и ее сына, говоря «ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком», показалось Аврааму «весьма неприятным (          ) ради сына его» (Быт 21. 11); а то, что Иаков, благословляя Манассию и Ефрема, возложил правую руку на голову младшего Ефрема, «прискорбно было (    )» Иосифу, их отцу (Быт 48. 17; ср.: Быт 38. 10; Числ. 11. 10; 22. 34; Нав 24. 15; 1 Цар 8. 6; 18. 8; Ис 59. 15; Иер 40. 4). Наконец, теми же словами дается и негативная эстетическая оценка - нечто неприятное, отталкивающее на вид, некрасивое. В описании сна фараона о худых коровах, пришедших вслед за тучными и съевших их, сказано: «...вышли семь коров других, худых, очень дурных (  ) видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых (  ), как они» (Быт 41. 19; ср.: Быт 41. 3, 21).

http://pravenc.ru/text/199913.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010