Иер. 36:14–19 14. И послаша вс кнзи к Варх сн Ниріин, Ідин сн Нааніин, сна Селеміина, сна Хсіина, глаголюще: книг, юже ты чтеши во ушы людемъ, возм ю в рк свою, и прїид: и вз Вархъ снъ Ниріинъ книг в рк свою и сниде к нимъ. 14. Тогда все князья послали к Варуху Иегудия, сына Нафании, сына Селемии, сына Хусии, сказать ему: свиток, который ты читал в слух народа, возьми в руку свою, и прийди. И взял Варух, сын Нирии, свиток в руку свою, и пришел к ним. 15. И рекоша ем: паки прочт во ушы наши: и прочт Вархъ во ушы ихъ. 15. Они сказали ему: сядь, и прочитай нам в слух. И прочитал Варух в слух им. 16. И бысть к услышаша вс словеса, совщашас кійждо с ближнимъ своимъ, и рша Варх: возвщающе возвстимъ царю вс словеса сї. 16. Когда они выслушали все слова, то с ужасом посмотрели друг на друга, и сказали Варуху: мы непременно перескажем все сии слова царю. 17. И вопросиша Варха, глаголюще: кд ес вписалъ вс словеса сї; 17. И спросили Варуха: скажи же нам, как ты написал все слова сии из уст его? 18. И реч Вархъ: устъ своихъ повда м Іереміа вс словеса сї, азъ же писахъ в книг. 18. И сказал им Варух: он произносил мне устами своими все слова сии, а я чернилами писал их в этот свиток. 19. И рекоша кнзи Варх: ид и скрыйс ты и Іереміа, и человкъ да не увсть, гд вы. 19. Тогда сказали князья Варуху: пойди, скройся, ты и Иеремия, чтобы никто не знал, где вы. – И человкъ да не увсть ( Иер. 36:19 ), гебраизм=чтобы никто не знал. – Вельможи ( вси кнзи) советуют Варуху и Иеремии скрыться, прежде чем будет доведено до сведения царя о списке пророческих речей. Они относятся к пророку дружелюбно, хотя не смеют и от царя скрыть о существовании списка. Они и теперь хотят спасти Иеремию, так же, как защищали его несколько раньше (см. Иер. 26:16 ). Но их образ действий в настоящем случае противоположен позднейшему образу их действий. В царствование Седекии вельможи явились противниками Иеремии, которого пришлось тогда защищать от них уже самому царю (см. гл. Иер. 37 – Иер. 38 ). Перемена в образе действий вельмож объясняется: а) различием царей по их характерам: царь Иоаким был жестокий тиран (ср. Иер. 22:13–17 ), при котором тяжело было, вероятно, и самим вельможам; а Седекия был человек слабой воли, сам боявшийся вельмож (см. Иер. 37 и Иер. 38 гл.); б) переменою обстоятельств: в царствование Иоакима опасность, которою грозил пророк городу Иерусалиму, была еще не так близка, как в царствование Седекии. При Иоакиме, по уверению Иеремии, город мог еще и не подвергнуться нашествию врага, – Господь еще ждал от народа исправления; а в последние годы Седекии враг стоял уже под стенами иуд. столицы, – нужно было или сдаться, или пойти в плен, или умереть. Совет сдаться при Седекии мог быть признан за измену скорее, чем в царствование Иоакима условная угроза городу судьбою Силома. |
Глава 14 1–6. Описание засухи. 7–12. Отказ Иеговы пророку в услышании его молитвы за народ. 13–18. Ложные пророки. 19–22. Новое ходатайство Иеремии. Иер.14:1–6 . Пророк изображает засуху в Иудейской стране. И люди и животные крайне страдают от бездождия. Иер.14:1 . Слово Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия. Здесь, вероятно, указывается на отсутствие так называемого позднего дождя, который идет ранней весною. Эта «бездождие» было очень опасно для страны, где весь урожай зависит именно от этого дождя. Кроме того этот дождь наполняет в Палестине разные водоемы и без него всем приходится летом страдать от жажды (ср. Иоиль 1.17–20 ). Иер.14:2 . Плачет Иуда, ворота его распались, почернели на земле, и вопль поднимается в Иерусалиме. «Ворота распались» – т. е. иудеи, собравшись на площади при воротах, в изнеможении сидят на земле, в траурных, черных одеждах. Иер.14:3 . Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы. И теперь еще, когда в Иерусалиме иссякает вода, посылают за водою на колодезь Иова, к югу от Иерусалима, где обыкновенно бывает вода и в жаркое время. Иер.14:4 . Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. По чтению Duhm " a, начало стиха следует перевести так: «и обрабатывающие землю пришли в смущении так как не было дождя на земле». Иер.14:5 . Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы. Лань отличалась, по мнению древних (Bochart, Hier. 1663, 1:893), особою нежностью к своим детенышам. Иер.14:7–12 . Пророк хотя и сознает, что Господь по справедливости наказывает иудеев за их грехи, но просит Бога простить их потому, что на народе иудейском наречено имя Божие. Однако Бог отказывает пророку в помиловании народа за крайнее нечестие последнего и даже возвещает иудеям новые наказания. Иер.14:9 . Для чего Ты – как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Господи, посреди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас. |
Глава 8 1–3. Продолжение речи о наказании идолослужителей. 4–6. Иудеи упорны в своем отступничестве от Иеговы. 7–12. Их расчеты не сбудутся. 13–17. Мститель близко. 18–22. Скорбь пророка. Иер.8:1–3 . Умершие идолослужители будут потревожены в своем могильном покое, а оставшиеся в живых иудеи будут уведены в плен. h5 Иер.8:1 . В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; Завоеватели разоряли гробницы царей и знатных людей потому, что искали там зарытых с умершими драгоценных украшений, а может быть из чувства мести. h5 Иер.8:2 . и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным , которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят: они будут навозом на земле. «Пред солнцем и луною». Иудеи умершие служили этим светилам, и теперь ни солнце, ни луна оказываются не в состоянии защитить от осквернения останки своих почитателей. Иер.8:4 . И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? Иер.8:5 . Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Иер.8:6 . Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»; каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение. Иудеи никак не хотят понять необходимости покаяния и продолжают идти путем беззакония. Иер.8:7–12 . Будучи неразумнее простых птиц, иудеи однако считают себя умными и хвалятся тем, что у них есть закон Господень. Этот закон они исказили и не исполняют, причем священники и пророки успокаивают народ ложными надеждами. За это Господь обрекает их на погибель. h5 Иер.8:7 . И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня. |
Иер. 23:16–17 16. Сї глаголетъ Гдь силъ: не слшайте словесъ пророквъ, же пророчествютъ вамъ и прелщаютъ васъ: виднїе сердца своег глаголютъ, а не устъ Гднихъ. 16. Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам; они обманывают вас, разсказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. 17. Глаголютъ вергающымъ м, глагола Гдь: миръ бдетъ вамъ, и всмъ, же ходтъ в похотехъ своихъ, и вском ходщем в строптивств сердца своег рекоша: не прїидтъ на васъ 17. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: не прийдет на вас беда. 16, 17. Народ иудейский не должен слушать пророков, обещающих ему мир, уверяющих, что беда не постигнет его. Так как эти уверения даются народу, отвергающему Господа, не признающему Господних заповедей своим законом (ср. Иер. 2:8 ), «ходящему в похотях своих»=по упорству своего сердца (ср. Иер. 3:17, 7:24, 11:8 ): то Господь, воздающий каждому по делам его ( Иер. 17:10, 25:14 ; Рим. 2:6 ) и не допускающий, чтобы с праведником было то же, что с нечестивым ( Быт. 18:25 ), не может признать тех уверений за Свое слово. Если пророки говорят: «Господь сказал: мир будет у вас»: то они " прелщаютъ»=обманывают народ. Они проповедуют только то, что воображают себе искренно или неискренно, но не то, что есть действительность, истина (ср. Иер. 14:14 ). Они лжепророки (ср. Иер. 6:13, 8:10, 23:32 ). Иер. 23:18 18. Кто бо бысть в совт Гдни, и вид, и слыша словеса ег; кто внтъ слово ег, и слыша; 18. Ибо кто стоял в совете Господа, и видел, и слышал слово Его? кто внимал слову Его, и услышал? 18 . Тексты слав.-греч. и русский, следующие масоретскому, в форме вопроса, выражают мысль, что слово Господне, намерения Господни никому неизвестны. Ап. Павел говорит, в самом деле: кто познал ум Господень, или кто был Ему советником? ( Рим. 11:34 ). Мысль Апостола состоит в том, что для человека непостижим ум Господень сам в себе, как сокровенный и независимый от человека, и что Господь не нуждается и не может принимать советов ни от кого. |
Глава 18 1–12. Горшечник и глина. 13–17. Неверность иудеев Иегове. 18–23. Их замыслы против пророка. Иер.18:1–12 . Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа – изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие. Иер.18:1 . Слово, которое было к Иеремии от Господа: Иер.18:2 . встань и сойди в дом горшечника, и там Я возвещу тебе слова Мои. «Сойди». Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину – может быть, около долины Гинном. Иер.18:3 . И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. Кружало – гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян – левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его. Иер.18:6 . не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей ( Иов. 10:9, 33:6 ; Ис 29:16, 45:9 ; Прем. 15:7 ; Сир 36.13 ; Рим 9.21 ). Иер.18:13–17 . Неверность Израиля Иегове, – своему Благодетелю, – дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов. Иер.18:14 . Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. – «Из других мест текущие... воды». Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, – следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т. е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий. |
Иер.12:7 . Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. «Дом Мой, ...удел Мой», т. е. страну и народ иудейский (ср. Ос. 8:1 ). – Отсюда и до 13-го стиха идет прекрасное стихотворение, в котором говорящим является Сам Иегова. Иер.12:9 . Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его. На птиц, отличающихся разноцветным блестящим оперением, обыкновенно нападают другие птицы (Tacit., Annal., VI,28; Sueton., Caisar, 81; Plinii hist. natur., X, 17). Иер.12:10 . Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; Чужие пастыри, т. е. цари и князья причинили много бед Иудейскому государству в 9-й год правления царя Иоакима ( 4Цар 24.1 и сл.). В это время и сказана, очевидно, речь пророка. Иер.12:14 . Так говорит Господь обо всех злых Моих соседях, нападающих на удел, который Я дал в наследие народу Моему, Израилю: вот, Я исторгну их из земли их, и дом Иудин исторгну из среды их. Иер.12:15 . Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его. Иер.12:16 . И если они научатся путям народа Моего, чтобы клясться именем Моим: «жив Господь!», как они научили народ Мой клясться Ваалом, то водворятся среди народа Моего. Иер.12:17 . Если же не послушаются, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, говорит Господь. Но Господь все-таки приведет в осуществление Свой план о спасении Иудеи. Злые соседи иудеев (Моав, Аммон, Едом и др.) испытают ту же судьбу, что и иудеи, но потом, вместе с иудеями, будут восстановлены в своих уделах. Мало того. Они могут принять веру иудейскую и водвориться среди народа Божия. Это и необходимо, если они хотят быть спасены. Особые замечания. В противоположность мнению некоторых критиков о неподлинности этой главы следует принять во внимание, что предсказание 14–17 о пленении моавитян, аммонитян и др. Навуходоносором, по воле Божией, не пришло в исполнение. Если бы автором XII-й гл. был иудей, живший после плена, то едва ли он поместил бы в книгу пророчество оставшееся неисполненным. |
17. И скажи им слово сие: да льются из глаз моих слезы ночь и день, и да не перестают; ибо великим поражением поражена дева, дочь народа моего, тяжким ударом. 17 . Народу нет прощения. Пророку, за него ходатайствовавшему, нет иного утешения, как только плакать о родном и любимом народе. Погибель последнего не только неизбежна, но уже и наступила. Ср. Иер. 9:1 . великимъ=великим поражением: ср. Иер. 4:6, 6:1 . Дщерь людей моихъ: ср. Иер. 4:11 . По слав.-греч. переводу пророк не сам плачет, но заповедует народу плакать. Ср. Иер. 13:17 . Иер. 14:18 18. Аще изыд на поле, и се заклани мечемъ: и аще внид во градъ, и се гладомъ: к пророкъ и свщенникъ идоша в землю, еже не вдх. 18. Выхожу я на поле, и вот убитые мечем; вхожу в город, и вот истаевающие от голода: даже и пророк и священник бродят по земле безсознательно. 18 . Признаки наступившей погибели народа на глазах у пророка: в городах он видит погибших от голода; вне города, куда отечественное войско выходило встретить неприятеля с оружием в руках, он видит погибших от меча неприятельского. Образованный класс людей, руководители народа, которые могли бы, по прекращении неприятельского нашествия, вновь устроить народную самостоятельную жизнь, – священники и пророки отведены в чужую землю. идоша въ землю, еже не вдх. Это слав.-греч. чтение согласно с чтением блаж. Иеронима. Codex Babylonicus также не имеет частицы пред , каковое чтение дает мысль, тожественную с переводами 70-ти и блаж. Иеронима. Мысль, которую оно заключает в себе, высказывается у пророка Иеремии и в Иер. 15:14, 16:13, 17:4, 22:28 . По русскому переводу, который следует масор. тексту, священник и пророк остаются на отечественной земле, но не знают, что делать, что предпринять, так как земля совершенно опустошена и порядок жизни во всех отношениях нарушен. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 14:19–22 Ст. 19–22. Пророк снова ходатайствует за народ, желая привлечь к нему милость Божию указанием а) на его собственное раскаяние, б) на завет, заключенный Самим Богом с этим народом и в) на то, что Господь есть единый милостивый. |
Птицам прирожден инстинкт, по которому они знают куда им нужно лететь, людям – религия, религиозное чувство, влекущее их к Богу. Но евреям это чувство как бы совершенно чуждо. Вот мысль стиха. h5 Иер.8:8 . Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. «Закон Господень» – это не только Тора, но все вообще откровения Божии, в том числе и устно передававшиеся речи пророков. – «Книжники» – это люди по тогдашнему образованные, бравшиеся быть учителями народа, но ложно толковавшие откровение. Пример их толкований приведен в 11-м ст. Мнение же Cornill " я и Marti о том, что здесь Иеремия указывает на вставки, сделанные книжниками, по просьбе священников, во Второзаконие, основано на неправильном понимании выражения Закон Господень, будто бы означающего: Второзаконие. Иер.8:10 . За то жен их отдам другим, поля их – иным владетелям; потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника – все действуют лживо. Иер.8:11 . И врачуют рану дочери народа Моего легкомысленно, говоря: «мир, мир!», а мира нет. Иер.8:12 . Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь. См. объяснение Иер 6.12–14 . Иер.8:13–17 . Господь опустошит Иудею и сами жители ее, в предвидении этого, приходят в полное отчаяние. Иер.8:14 . «Что мы сидим? собирайтесь, пойдем в укрепленные города, и там погибнем; ибо Господь Бог наш определил нас на погибель и дает нам пить воду с желчью за то, что мы грешили пред Господом». Иудеи из городов, стоящих на равнинах, собираются бежать в нагорные города, но и там не надеются спастись. Они чувствуют, что против них Сам Господь. – «Воду с желчью» – т. е. отраву, – по некоторым толкованиям, опиум. Иер.8:15 . Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужасы. Враги иудеев сравниваются с змеями, исцелиться от укушения которых невозможно. – «Василиск» – см. Пс 90:13 , Пс.57 ; Еккл. 10.11 . |
Образ пастыря был хорошо известен иудеям по ветхозаветным писаниям. Особенно часто встречается он у пророков. Пастырем называется Сам Бог ( Ис.40:11 ; Еккл.12:11 ), так как Он обличает, вразумляет, поучает и обращает, как пастырь стадо свое ( Npeм. I . С. С. 18, 13). Пастырями называются и те, которым вверил Он попечение о Своем народе, т. е. прежде всего священники иудейские. Эти пастыри оказались не на высоте своего призвания. Они отпали от Бога ( Иер.2:8 ), сделались бессмысленны и не искали Господа ( Иер.10:21 ), губили и разгоняли овец паствы Божией ( Иер.23:1 ), совратили их с пути ( Иер.50:6 ). За это на них воспылал гнев Божий ( Зах.1:3 ); они будут унесены ветром ( Иер.22:22 ). Сам Бог будет пасти Свое стадо ( Зах.11:7–9 ), Он будет брать агнцев на руки Свои и носить на груди Своей ( Ис.40:11 ); Он поставит пастырей по сердцу Своему, которые будут пасти народ с рвением и благоразумием ( Иер.3:15 . ср. Иер.23:4 ). Особенно ярко и полно представлен образ пастыря в пророчестве Иезекииля, обращенном к пастырям Израилевым. „Так говорит Господь Бог: Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненой не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и рассеявшись сделались пищею всякому зверю полевому... Посему пастыри выслушайте слово Господне... вот Я сам отыщу овец Моих и осмотрю их... Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненую перевяжу и больную укреплю, а разжиревшую и блудную истреблю; буду пасти их по правде“ ( Иез.34:1–16 ). В этих образах ясно выражаются обязанности пастыря. Он должен слабых укреплять, больных врачевать, израненых перевязывать, угнанных возвратить, потерянных найти, неустанно осматривать и поверять их, не править ими с насилием и жестокостью. Для этой цели он должен обличать, вразумлять, поучать, обращать (ср. Сир.18:13 ). Из Ветхаго Завета идея пастырства была перенесена в Новый Завет и получила здесь особенно глубокое содержание. Она обнимает собою здесь как все дело спасения человечества Господом Иисусом Христом, Который есть Пастырь Добрый, полагающий душу Свою за овец ( Ин.10:11, 14 ),так и служение Его апостолов, которым Он заповедал пасти агнцев Своих ( Ин.21:15–17 ). |
Иер.32:9 . И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребреников; «Семь сиклей серебра и десять сребреников», т. е. 17 серебряных сиклей – цена низкая (13 р. 50 к. в 1909 г.), но для Иеремии в то время и эта сумма, конечно, была значительна. Иер.32:10 . и записал в книгу и запечатал ее, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах. «Запечатал». Пророк запечатывает один из списков купчей записи для отдачи его на сохранение ученику его, Варуху. Другой список остается незапечатанным для того, чтобы всегда была возможность справиться о том, кому принадлежит указанный выше участок. Иер.32:14 . так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни. Запись будет иметь значение, может быть, для потомков Иеремии и Анамеила. Иер.32:16–25 . В своей молитве пророк исповедует веру во всемогущество и справедливость Иеговы. То и другое Иегова обнаружил особенно по отношению к израильскому народу, который Он ранее сильною рукою вывел из Египта, а теперь, за непослушание, подверг всем ужасам осады. Предвидя, что вся страна иудейская назначена Богом на опустошение, пророк спрашивает, для чего же Господь, повелел ему купить участок земли. Иер.32:21 . и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простертою, при великом ужасе, «При великом ужасе», – это тот ужас, какой охватил жившие около Палестины и Египта народы ( Втор 11.25 ). Иер.32:26–44 . Господь отвечает пророку, что Иерусалим действительно будет взят халдеями, и указывает на причину этого – отступление от Бога и идолослужение. Тем не менее Господь не навсегда отвергает Свой народ. Он снова соберет его из разных стран, по каким тот будет рассеян, и заключит с ним Новый вечный Завет. Тогда-то земельные участки в Иудее снова будут возвращены их владельцам. Иер.32:39 . И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. |
| |