Скачать epub pdf Часть 2 ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ДОБРОТОЛЮБИЯ ПОЛЬЗА ОТ ИСКУШЕНИЙ 1. Венец бессмертный, совершенство и спасение дается человеку, если он все случающиеся с ним напасти переносит с радостью и благодарением. Такой обуздывает гнев, удерживает язык, внимателен в выборе пищи и воздерживается от наслаждений, что происходят от себялюбия. 2. Любое печальное событие благоразумного наводит на мысль о Боге, а тому, кто забывает о Нем, причиняет скорбь. 3. Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога и у тебя всегда будет повод для покаяния. 4. Тот, кто неотступно соблюдает заповеди, пусть ждет искушений, которые от этого последуют. Ибо любовь ко Христу противоположным ей испытывается. 5. Многие устояли в великих скорбях, но те, кто думал это сделать без молитвы, не смогли. 6. Истинное знание есть терпение в скорбях и неосуждение ближних за те несчастья, что с ними случаются. 7. Тот, кто взыскуя Господа благоразумно приписывает скорби, с ним происходящие, Божественному приговору и правосудию, обрел знание и правду. 8. Если ты постиг слова Писания «Он Господь Бог наш; суды Его по всей земли» ( 1Пар. 16:14 ), тогда любая напасть становится для тебя учителем в познании Бога. 9. Все, что с нами происходит, мы склонны объяснять по-своему. Однако скольким испытаниям мы должны подвергнуться, то знает лишь один Бог, Который их попускает. 10. Когда душа грешная не принимает с радостью посылаемые ей скорби, тогда Ангел-хранитель говорит о такой: «Врачевали... Вавилон, но он не исцелел» ( Иер. 51:9 ). 11. Если тот, кого порицает другой, не вступает с ним в спор словесный или мысленный, то это означает, что он обрел истинное духовное знание и являет несомненную веру в Бога. 12. Соблюдай осторожность в помыслах и тогда не изнеможешь в искушениях. Если не будешь бдителен, подвергнешься скорбям, что найдут на тебя. 13. Как врач назначает больным для лечения горькое лекарство, так злонравным и сластолюбцам Божественный Промысл попускает мучительные скорби. 14. Когда на тебя находит искушение или обуреваешься помыслом обратить свой гнев против кого-либо, или поднять безчинный крик, тогда вспомни, какая за этим последует печаль, и прибегни к молитве, и тотчас утихнет внутри тебя это смущающее движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Скачать epub pdf Глава XXX Иер. 30:2 . Тако реке Господь. Так Я уверен, говорит, в предсказании, что желаю, чтобы оно было записано, что особенно покажет исполнение. Иер. 30:5 . Глас страха услышите. Страх уничтожает всякую силу. Велико человеколюбие Божие не потому только, что подвергает бедствиям, а и потому, что пред бедствиями наводит страх: испытают слабость женщин. Иер. 30:6 . Обратишася. И это производит страх; вразумляется не сам по себе, а со стороны ближних. Иер. 30:7 . Яко велик день. Велик по чрезвычайности бедствий, и несть подобна ему. Сказано гиперболически, и время тесно. Это не пророчество, а исполнение. Иер. 30:8 . Сокрушу ярем. Избавятся, однако, от неизбежных бед. Иер. 30:8 . И не послужат. Как служат Богу? Когда приносят начатки; так бывает и у нас. Когда не работаем Богу, плод от плоти не Ему приносим, а страстям души, как те идолам; другое наказание остается. Иер. 30:9 . И Давида. Что может быть священнее того, когда славные, имевшие дерзновение в Богу, (как) Зоровавель, получат от Бога то великое украшение, что будут называться именем Давида! Иер. 30:12 . Восставих сокрушение. Как если какой-либо господин одного из своих слуг, сделавшего проступок, передает палачу и, когда этот сверг меры накажет переданного, больше, чем думал господин, то передавший, пришедши, почти защищается пред наказанным, показывая, что это сделано не по его желанию и, тщательно узнавши об его ранах, обещает строго того наказать, так делает и Бог. Сильно – сокрушение. Видишь ли Его оправдывающимся в том, что (тот) получил тяжкую рану? Это и значит: «сильно», не такое, какому надлежало быт, а большее этого. Иер. 30:13 . Несть судяй. То есть никто не мстил, никто не приходил на помощь. Тяжело переносить какое-либо несчастие, а после перенесения не иметь утешающего еще тяжелее. Иер. 30:13 . На болезнь врачевался еси. Поскольку плен навел, как некоторое врачество, то и говорит, (что) врачевание причинило большую скорбь, как у неискусного врача, не умеющего хорошо резать. Иер. 30:16 . Того ради вси ядущии тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Глава XVIII Иер. 18:1 . Востани. Для чего приводит его в скудельничий дом? Так как они говорили: «где слово Божие? Пусть придет» и думали, что он не может (привести в исполнение), то приводить его туда. Но для чего нужно было действие? Не мог ли сказать подобно скудельнику: не возмогу? Но вид (действия) делал слово более достоверным и сильным. Иер. 18:3 . И снидох. Что значит переделка? То, что и павших вас могу восстановить. Так легко Мне все делать. Иер. 18:6 . Се якоже брение. И вы упали, могу вас восстановить. Иер. 18:7 . Наконец возглаголю. Должно ли исполниться, если Я однажды сказал? Для вас есть надежда спасения, если будете внимательны к себе и изменитесь. Поэтому не полагайтесь на блага (обещанные) отцам вашим, ни отчаивайтесь вследствие бедствий, объявленных вам. Для чего еще творю? Иер. 18:11 . Еще мыслю? Даю вам время для покаяния. Иер. 18:12 . И рекоша. Что может быть хуже этого? Иер. 18:13 . Яже сотвори зело дева Израилева. Как тому необходимо быть, так необходимо – и вам; это было даже гораздо более необходимо, чем физическое (явление), и не может быть иначе. Иер. 18:14 . Еда оскудеют от камене сосцы или снег от Ливана? Еда уклонится вода зелно ветром носимая? Камнем была некоторая вершина, называвшаяся Масти. Итак, говорит, что как невозможно то, чтобы оттуда прекратилась вода, или Ливанский снег, и чтобы сильно несущейся воде кто-либо воспрепятствовал течь по прямому направлению, так и народ непрерывно грешил и сильно беззаконничал. Иер. 18:15 . Понеже забыта мене. Не так удивительно то, если отступает, как это. Когда нет пользы от отступления, как оно может быть неудивительным? Иер. 18:15 . И изнемогут на путех своих и на стезях вечных, еже взыти на стези, не имущия пути. Стези, то есть, наследие земли. Итак, изнемогши, они выйдут, говорит, отсюда, чтобы пойти чуждым путем, то есть путем плена. Иер. 18:16 . во звиздание вечное: всяк, иже прейдет по ней, почудится и покивает главою своею Это действительно и произошло с ними; вступили на такой пустынный, тяжкий путь, что все качали головами. Когда бывает большое несчастие, выражаем (это) не словом, а свистом и качанием головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 10 1–9. Ничтожество идолов. 10–16. Величие Иеговы. 17–25. Необходимо преклониться пред приговором Иеговы. Иер.10:1–9 . Все языческие приметы и самое языческое служение богам, в особенности поклонение разным истуканам, в высшей степени бессмысленно. С иронией пророк говорит о том, как делаются эти истуканы. Иер.10:1 .  Слушайте слово, которое Го­с­по­дь говорит вам, дом Израилев. «Дом Израилев» – т. е. находящиеся в плену северные колена (ср. Иер 3.11 и сл.; Иер 7.12 ). Иер.10:2 .  Так говорит Го­с­по­дь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знаме­ний небесных, которых язычники страшат­ся. «Пути язычников» – образ жизни язычников и особенно их религия. – «Знамения небесные» – некоторые необыкновенные явления в мире небесных светил. Иер.10:3 .  Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, «Уставы» – т. е. основные положения веры. (Об идолах ср. Ис 40.19 и сл.; Ис 41.7 ; Ис 44.12 и сл.) Иер.10:5 .  Они – как обточен­ный столп, и не говорят; их носят, по­тому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут при­чинить зла, но и добра делать не в силах. «Как обточенный столп» – точнее: как пугало для птиц в огороде. (Ср. Ис 46.7 и Ис 41.23 ). Иер.10:9 .  Разбитое в листы серебро при­везено из Фарсиса, золото – из Уфаза, дело художника и рук плавильщика; одежда на них – гиацинт и пурпур: все это – дело людей искусных. «Фарсис» – см. Ис 23.1 . «Уфаз» – Офир (Таргум, Феодотион). Иер.10:10–16 . В противоположность ничтожеству идолов пророк изображает величие Иеговы, пред которым все идолы падают. Иер.10:13 .  По гласу Его шумят воды на небесах, и Он воз­водит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Сво­их. О хранилищах ветра см. Иов 38.22 . Иер.10:17–25 . Пророк предвидит нападение вавилонян на Иерусалим, падение города и отведение народа иудейского в плен. Роптать против такого решения Иеговы не следует, потому что иудеи сами виновны в своей погибели. Притом нельзя смотреть на поражение иудеев как на окончательное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 1–6. Описание засухи. 7–12. Отказ Иеговы пророку в услышании его молитвы за народ. 13–18. Ложные пророки. 19–22. Новое ходатайство Иеремии. Иер.14:1–6 . Пророк изображает засуху в Иудейской стране. И люди и животные крайне страдают от бездождия. Иер.14:1 .  Слово Го­с­по­да, которое было к Иеремии по случаю бездождия. Здесь, вероятно, указывается на отсутствие так называемого позднего дождя, который идет ранней весною. Эта «бездождие» было очень опасно для страны, где весь урожай зависит именно от этого дождя. Кроме того этот дождь наполняет в Палестине разные водоемы и без него всем приходится летом страдать от жажды (ср. Иоиль 1.17–20 ). Иер.14:2 .  Плачет Иуда, ворота его распались, по­чернели на земле, и вопль поднимает­ся в Иерусалиме. «Ворота распались» – т. е. иудеи, собравшись на площади при воротах, в изнеможении сидят на земле, в траурных, черных одеждах. Иер.14:3 .  Вельможи по­сылают слуг сво­их за водою; они при­ходят к колодезям и не находят воды; воз­вращают­ся с пустыми сосудами; при­стыжен­ные и смущен­ные, они по­крывают свои головы. И теперь еще, когда в Иерусалиме иссякает вода, посылают за водою на колодезь Иова, к югу от Иерусалима, где обыкновенно бывает вода и в жаркое время. Иер.14:4 .  Так как по­чва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смуще­нии и по­крывают свои головы. По чтению Duhm " a, начало стиха следует перевести так: «и обрабатывающие землю пришли в смущении так как не было дождя на земле». Иер.14:5 .  Даже и лань рождает на по­ле и оставляет детей, по­тому что нет травы. Лань отличалась, по мнению древних (Bochart, Hier. 1663, 1:893), особою нежностью к своим детенышам. Иер.14:7–12 . Пророк хотя и сознает, что Господь по справедливости наказывает иудеев за их грехи, но просит Бога простить их потому, что на народе иудейском наречено имя Божие. Однако Бог отказывает пророку в помиловании народа за крайнее нечестие последнего и даже возвещает иудеям новые наказания. Иер.14:9 .  Для чего Ты – как человек изумлен­ный, как сильный, не имеющий силы спасти? И однако же Ты, Го­с­по­ди, по­среди нас, и Твое имя наречено над нами; не оставляй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 1–3. Продолжение речи о наказании идолослужителей. 4–6. Иудеи упорны в своем отступничестве от Иеговы. 7–12. Их расчеты не сбудутся. 13–17. Мститель близко. 18–22. Скорбь пророка. Иер.8:1–3 . Умершие идолослужители будут потревожены в своем могильном покое, а оставшиеся в живых иудеи будут уведены в плен. h5 Иер.8:1 .  В то время, говорит Го­с­по­дь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священ­ников, и кости про­роков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; Завоеватели разоряли гробницы царей и знатных людей потому, что искали там зарытых с умершими драгоценных украшений, а может быть из чувства мести. h5 Иер.8:2 .  и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем во­ин­ством небесным , которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым по­кло­нялись; не уберут их и не по­хоронят: они будут навозом на земле. «Пред солнцем и луною». Иудеи умершие служили этим светилам, и теперь ни солнце, ни луна оказываются не в состоянии защитить от осквернения останки своих почитателей. Иер.8:4 .  И скажи им: так говорит Го­с­по­дь: раз­ве, упав, не встают и, совратив­шись с дороги, не воз­вращают­ся? Иер.8:5 .  Для чего этот народ, Иерусалим, находит­ся в упорном отступниче­с­т­ве? они крепко держат­ся обмана и не хотят обратиться. Иер.8:6 .  Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивает­ся в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?»; каждый обращает­ся на свой путь, как конь, броса­ю­щийся в сраже­ние. Иудеи никак не хотят понять необходимости покаяния и продолжают идти путем беззакония. Иер.8:7–12 . Будучи неразумнее простых птиц, иудеи однако считают себя умными и хвалятся тем, что у них есть закон Господень. Этот закон они исказили и не исполняют, причем священники и пророки успокаивают народ ложными надеждами. За это Господь обрекает их на погибель. h5 Иер.8:7 .  И аист под небом знает свои определен­ные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им при­лететь; а народ Мой не знает определе­ния Го­с­по­дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 Так, по окончании сего слова, дается Пророку повеление войти ( Иер.18:1 ) «в дом скудельничий». Пророк исполняет повеление, и видит, что скудельник выделывает какой-то сосуд; потом, когда сосуд упал и сокрушился, начинает делать его снова. Ибо говорит: Иер.18:4 . И паде разбися сосуд, его же той творяше от глины руками своима: и паки той сотвори из него иный сосуд, якоже угодно воочию его творити. Так показав, что скудельник имеет власть над глиной, и дает ей такой вид, какой ему угодно, Бог говорит Пророку: скажи им: Иер.18:6 . Еда якоже скудельник сей, не возмогу сотворите вас доме Израилев? рече Господь: се, якоже брение в руку скудельника, тако вы есте, доме Израилев, в руку Моею. Как скудельник может смесить глину, и дать ей вид, какой хочет, так и Мне не трудно, и наказание предать, и даровать спасение, и благоденствующих подвергнуть бедствиям, и бедствующим даровать опять благоденствие. Ибо сие дают видеть следующие слова. Иер.18:7 . Наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню их, и разорю, и расточу. ( Иер.18:8 ). «И аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениях, яже помыслих сотворити им». Не отчаивайтесь во спасении говорит Бог; ибо, если и произнесу приговор на народ, и буду угрожать решительным наказанием, но увижу покаяние его, то не наложу наказания, но окажу милость. И также, если и обещаю обилие благ, но они пренебрегут, возлюбят лукавство, то не исполню обещания даровать блага. Поэтому, зная сие, говорит Бог, не отчаивайтесь в лучшей участи, но принесите покаяние, и приобретете спасение. Иер.18:11 . Се, Аз творю на вас злая, и мышлю на вас умышление: да обратится убо кийждо от пути своего лукаваго, и исправите умышления ваша и пути ваша. Человеколюбивый Бог предлагал таковые врачества; но они не приняли советов врача. Иер.18:12 . Рекоша, говорит Пророк, «укрепимся: ибо по развращениям нашими пойдем, и кийждо угодное сердца своего сотворим. Развращениями» называет Пророк путь самых худших. Иер.18:13 . Сего ради сия глаголет Господь: вопросите языков, кто слыша сицевая зело страшная, яже сотвори дева Израилева (дщерь Иерусалимля)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 30 Владыка Бог, чтобы показать истинность сего пророчества, повелевает Пророку сделанные им предречения и о плене и о возвращении предать письмени. Предвозвещает же сперва скорбное: Иер.30:5 . Тако рече Господь: глас страха услышите: страх, и несть мира. ( Иер.30:6 ). «Вопросите, и видите, аще раждает мужеск пол». С сим согласно и последующее. «И о страсе, в немже имети будут чресла и спасение? Понеже видех всякого человека, и руце его на чреслех его, аки раждающия». Здесь, изображая болезнь, представляет в подобие рождающей; а в другом месте, давая знать о плаче, сказал, что у каждого руки сложены на голове. «Обратишася лица в желтую болезнь». А это признак страха. Иер.30:7 . Яко бысть велик день той, и несть подобна ему: и время тесноты и скорби всему «есть Иакову». По великости наказания и день назвал великим. Потом соединяет с скорбным и утешение; ибо сказует: «И от того спасется». Обещает сокрушить иго рабства; предвозвещает и перемену в нравах. Иер.30:8 . И не послужат тии ктому чуждим. ( Иер.30:9 ). «Но послужат Господу Богу своему. Чуждыми» нарек идолов. Узнав, говорит Пророк, что Бог всяческих и блага подает, и налагает наказания, пророчества его предпочтут всему. «И Давида царя их возставлю им». Конец пророчеству положил Владыка Христос; потому что от Давида произошел по плоти, и пасет, не Израиля только, но все народы. Пророчество сие, как в сени и образ, приняло отчасти исполнение и на Зоровавеле. Обещав сие, снова утешает их Бог, предвозвещая возвращение, и угрожает гибелью Вавилонянам. Ибо говорит: Иер.30:11 . Сотворю скончание во всех языцех, в няже, разсеях тя там. Дает же им обетование благ. Ибо говорит: «Тебе же не сотворю в скончание, но накажу тя в суде, и очищая не очищу тя»; то есть, накажу и утешу, и не попущу оставаться ненаказанным, и не оставлю беспомощным. Ибо сие означают слова: и «очищая не очищу тя», не попущу тебе не изведать бедствий. Великостию же угрозы желая сделать, чтобы отложили свое лукавство, присовокупляет и сие: ( Иер.30:12 ). Сильно «сокрушение твое, болезненна есть язва твоя», ( Иер.30:13 ). «Несть судяй суда твоего»; потому что ни один человек не обличал неправды Навуходоносоровой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 18 1–12. Горшечник и глина. 13–17. Неверность иудеев Иегове. 18–23. Их замыслы против пророка. Иер.18:1–12 . Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа – изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие. Иер.18:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.18:2 .  встань и сойди в дом горшечника, и там Я воз­вещу тебе слова Мои. «Сойди». Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину – может быть, около долины Гинном. Иер.18:3 .  И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. Кружало – гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян – левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его. Иер.18:6 .  не могу ли Я по­ступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Го­с­по­дь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей ( Иов. 10:9, 33:6 ; Ис 29:16, 45:9 ; Прем. 15:7 ; Сир 36.13 ; Рим 9.21 ). Иер.18:13–17 . Неверность Израиля Иегове, – своему Благодетелю, – дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов. Иер.18:14 .  Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. – «Из других мест текущие... воды». Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, – следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т. е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 1–9. Суд Божий над народом иудейским. 10–13. Разъяснение причины гнева Божия. 24–21. Будущее спасение и предшествующее наказание народа. Иер.16:1–9 . В знак печальной судьбы иудейского народа Иеремия не должен заводить себе семьи. Он должен разорвать и дружеские связи, какие у него были в народе, потому что Иегова отнимает у народа Свою дружбу. Иер.16:2 .  не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. Семейная жизнь могла бы принести утешение пророку, ненавидимому в обществе израильском, но он, по определению Божию, должен отказаться и от этого утешения. Иер.16:6 .  И умрут великие и малые на земле сей; и не будут по­гребены, и не будут оплаки­вать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. «Великие и малые» – т. е. знатные и простолюдины. – «Стричься» – точнее, с евр.: делать нарезы на теле (ср. Иер.41:5, 47:5 ) и потом остригать наголо голову ( Иер 47.5 ; Ис 22.12 ). То и другое было воспрещено законом Моисеевым ( Лев. 19.27 и сл.; Лев. 21.5 ), но тем не менее практиковалось у евреев. – Пророку запрещается принимать участие в сетовании той или другой семьи по случаю смерти какого-либо члена этой семьи. Это будет символом того, что скоро не будут оплакивать умерших и даже погребать их за невозможностью это сделать: придется иудеям, оставшимся в живых, думать только о себе. Иер.16:7 .  И не будут пре­ломлять для них хлеб в печали, в утеше­ние об умершем; и не подадут им чаши утеше­ния, чтобы пить по отце их и матери их. В осиротевшую семью, после похорон отца семейства, друзья присылали хлеб и вино, для подкрепления сил хоронивших умершего и в это время, конечно, не вкушавших пищи ( Притч 31.6 ). Иер.16:10 .  Когда ты пере­скажешь народу сему все эти слова, и они скажут тебе: «за что изрек на нас Го­с­по­дь все это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех , которым согрешили мы пред Го­с­по­дом Богом нашим?» – Иер.16:11 .  тогда скажи им: за то, что отцы ваши оставили Меня, говорит Го­с­по­дь, и по­шли вослед иных богов, и служили им, и по­кло­нялись им, а Меня оставили, и закона Моего не хранили.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010