Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 71. Библейский пост Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наши исследования в области поста и воздержания. Сегодня вы узнаете, как о посте учит Библия. В библейском понимании, как и в переводе с еврейского слово «пост» [евр. цум, означает буквально «затягивать внутренности»], т.е. воздерживаться от пищи. И в русском языке термин «пост» включает в себя понятие «пустоты», указывая на пустоту желудка… Какие Библия представляет виды постов: В некоторых местах Писания встречаются свидетельства о том, что люди по время поста отказывались не только от еды, но и от воды (Иона, 3:5–8; Деяния, 23:12), хотя в библейском понимании пост – это воздержание только от пищи, а пить воду (особенно, во время продолжительных постов) не запрещается. Следовательно, по Библии есть: Продолжительность постов Библия описывает посты длительностью: от 1 до 40 дней. Но сразу оговоримся, что продолжительными были лишь индивидуальные и нерегулярные посты (так сказать по особым, исключительным случаям). Такими были неповторимые 40-дневные посты Моисея на горе в присутствии Бога ( Исх.34:28 ), и пророка Илии перед явлением ему Бога ( 3Цар.19:8-12 ). Царь Давид не ел 7 дней, вымаливая жизнь родившемуся от прелюбодеяния младенцу ( 2Цар.12:16-21 ). Всенародный же (общественный) пост, как правило, длился не более 3 дней. Так в течение 3 дней постились евреи, когда решалась их судьба во дни царствования Артаксеркса при Есфири ( Есф.4:16 ) и ослепший от видения Савл не ел и не пил три дня, пока не был прощен ( Деян.9:9 ). О более продолжительных сроках поста в Библии не упоминается. Помните, мы говорили с вами о сезонных постах?! Так вот те посты 4, 5, 7 и 10 месяца, о которых упоминает пророк Захария ( Зах.8:18-19 ) все были однодневными, в воспоминание скорбных событий еврейской истории. Так пост, называемый «Фаммуз», совершался в 9ый день 4го месяца (июнь) в память о взятии Иерусалима халдеями и прекращения священных жертв ( Иер.52:6 ). А пост, называемый «Ава», совершался в 10-ый день 5го месяца (июля), в день сожжения храма Соломона и разрушения Иерусалима Навузарданом ( Иер.52:12 ). Пост, называемый «Тишри» (сентябрь), соблюдался в 3й день 7го месяца в память убийства Годолии, поставленного царем Вавилонским начальником над Иудеей ( Иер.41:1 ). В 10-ый день 10-ого месяца (декабрь) в день осады Иерусалима соблюдался еще один пост «Тевет» ( Иер.52:4 ). Ну, была еще парочка похожих постов. Например, пост 10-го дня 7го месяца был установлен Богом для сугубого очищения грехов. А еще известен пост 13-го дня 12-го месяца «Адара» (февраля) в память поста Есфири. И все!!!… Больше постов Закон не предписывал…

http://azbyka.ru/video/71-biblejskij-pos...

В Москве проходят Рождественские образовательные чтения " Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке "   С 28 января по 3 февраля 2007 г. под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве будут проходить юбилейные XV Международные Рождественские образовательные чтения " Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке " .    «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке»  Основные направления Рождественских чтений 2007 года    Направления и секции Председатели Руководители Кураторы Время проведения Место проведения I направление. Православное воспитание и образование Епископ Бронницкий Амвросий иерей Игорь Киреев Пленарное заседание направления «Первоочередные задачи РПЦ в области образования и воспитания» Епископ Бронницкий Амвросий прот. Борис Пивоваров, иер. Игорь Киреев Ракушин Антоний Владиленович, Данилейко Александр Николаевич 31.01 10.00-13.30 МГУ, Воробьевы горы, 1 гуманитарный корпус, конференц-зал; м. «Университет» Пастырский семинар «Формирование педагогической позиции священника» Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий прот. Борис Пивоваров Вершинин Вадим Александрович 2.02 10.00-12.00 Храм Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, ул. Петровка, д. 28/2; м. «Чеховская», «Пушкинская». Круглый стол руководителей конференций и секции направления I. Подготовка итогового доклада Епископ Бронницкий Амвросий иер. Игорь Киреев, прот. Борис Пивоваров Ракушин Антоний Владиленович 02.02  12.00 Храм Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, ул. Петровка, д. 28/2; м. «Чеховская», «Пушкинская». Конференция «Задачи, принципы и организация катехизической деятельности РПЦ» (обсуждение проекта общецерковного документа) Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, архимандрит Иоанн (Экономцев) иер. Игорь Киреев, прот. Александр Зелененко Ракушин Антоний Владиленович, Тарабрина Людмила Ивановна 31.01 14.30 МГУ, Воробьевы горы, 1 гуманитарный корпус, поточная аудитория 5;

http://moral.ru/2007/0130_Rozhd_chten.ht...

Глава 16 1–5. Моав ищет помощи у иудейского царя. 6–12. Судьба Моава. 13–14. Определение времени погибели Моава. Ис.16:1 . Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона; Ис.16:2 . ибо блужда­ю­щей птице, выброшен­ной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. Моавитяне, в страхе пред нашествием врагов (ассирийцев), обратятся за помощью к иудейскому царю. Они будут униженно просить его дать приют им, так как они должны будут оставить на время свою страну. «Посылайте». Это дает свой совет моавитянам пророк. Моавитяне еще при царе Меше посылали ежегодно царю израильскому по 100 т. овец и по 100 т. неостриженных баранов ( 4Цар.3:4 ). Теперь пророк советует эту дань посылать владетелю земли, т. е. сохранившему свою власть над своею землею царю иудейскому (по Condamin " у здесь идет речь о посылке дочери (bath, а не bar ­ агнец) князя моавитского на Сионе, где она может найти себе убежище от оскорблений со стороны победителей). «Села» – главный город Едома, иначе называвшийся Петра (греческое слово, соответствующее евр. слово sela – скала). Но так как не этот город, а Цоар служил крайним пунктом, куда стремились моавитяне ( Пс.41:7 ), то лучше слово Села понимать как имя существительное нарицательное в обычном его значении: камень, утес, скала (ср. Иер.48:28 ) и разуметь здесь горные равнины Моавитской страны, куда от врагов спасались моавитяне вместе со своими стадами. «Гора дочери Сиона», т. е. гора, где живет народонаселение Сиона или Иерусалима. «Дочери Моава», т. е. города моавитские ( Иер.48:4 ), где, конечно, за уходом на войну мужчин оставались почти одни женщины, почему пророк и упоминает только о дочерях, не называя сыновей Моава. Мысль пророка такая: население моавитских городов будет блуждать, как птица, гнездо которой разрушено. Ис.16:3 . «Составь совет, по­станови реше­ние; осе­ни нас среди по­лудня, как ночью, тенью твоею, укрой изгнан­ных, не выдай скита­ю­щихся. Ис.16:4 . Пусть по­живут у тебя мои изгнан­ные Моавитяне; будь им по­кровом от грабителя: ибо при­теснителя не станет, грабеж пре­кратит­ся, по­пира­ю­щие исчезнут с земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 28.12.2023 13:12:28 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2023 года (журнал 138). I. Священное Писание о начале человеческой жизни Согласно Библии, жизнь человека начинается с материнской утробы. Псалмопевец и пророк Давид так говорит о действии Промысла Божия в развитии плода: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13,15-16). О том же свидетельствует праведный Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева» (Иов 10:8-12,18). В Священном Писании описываются случаи призвания Богом человека к служению еще прежде рождения. Так Иеремию Бог освятил прежде, нежели он «вышел из утробы» (Иер. 1:4-5). Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие еще нерожденного человека и способность его к восприятию благодати Святого Духа. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл во чреве Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа, находившегося в утробе Марии Девы (Лк. 1:13-15, 41-44). II. Право на жизнь нерожденного ребенка Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия и, следовательно, что человек уже в утробе матери имеет право на жизнь. «Тот, кто будет человеком, уже человек» , — писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан 1 . Уникальный геном отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не должен рассматриваться как часть тела матери, а потому его устранение не должно рассматриваться как «необходимое лечение» матери. Родители несут перед Богом ответственность за развитие и защиту нерожденного человека.

http://radonezh.ru/2023/12/28/o-neprikos...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52     О книге пророка Иеремии 1.Имя и происхождение пророка. Значение имени пророка Иеремии – Jrmijahu или, в сокращении, Jremjah установить трудно. Если производить его от глагола rama – бросать, то оно будет значить: Иегова отвергает. Но оно может быть производимо от глагола rama, означающего: основывать, поднимать; и в таком случае имя пророка будет значить: Господь основывает. Имя это было нередким в Израиле ( 1Пар. 12.13 ; 4Цар. 23, 31 ). Отцом Иеремии был Хелкия, из священников, живших в городе Анафофе (в колене Вениаминовом, в 7 верстах к северу от г. Иерусалима). В этом городе жили священники из рода Авиафара, который был до Соломона первосвященником, но при этом царе лишен был своего первосвященнического достоинства ( 3Цар. 2, 26 ). Нет ничего удивительного, что отец-священник дал своему сыну Иеремии воспитание, вполне отвечавшее традициям доброго старого времени и этим подготовил его к пророческому служению. 2. Время и деятельность пророка. Иеремия пророчествовал с 13 года царствования Иосии ( Иер. 1.2 ; Иер 25.3 ), т. е. с 627-го г. до Р. X. до разрушения Иерусалима в 588-м г., при последних иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, а потом еще некоторое время, по разрушении Иерусалима, в Египте – всего около 50 лет. Иосия (640–609) был царь благочестивый. Уже на 16 году своей жизни и след. на 8-м г. своего царствования он стал обнаруживать живой интерес к религии ( 2Пар 34.3–7 ), а на 20-м г. жизни, начал уничтожать в своей стране идолослужение. На 26-м г. жизни, когда найдена была в храме книга Завета, Иосия реформировал богослужение по руководству этой книги ( 4Цар 22,1–23, 30 ; 2Пар 34,8 – 35,27 ). Еще за пять лет до этой важной реформы Иеремия был призван к пророческому служению, но, очевидно, в первые годы своего служения он неизвестен был в Иерусалиме: иначе бы его совета спросили придворные, обращавшиеся за разъяснениями угроз книги Завета к пророчице Олдаме ( 4Цар.22:14 ). Ко времени царя Иосии относятся первые речи Иеремии, содержащиеся в II-VI гл. и Иер 17.13–27 . Хотя Иеремия не принимал близкого и прямого участия в реформаторской деятельности Иосии, тем не менее он глубоко ей сочувствовал и оплакал гибель этого царя в плачевной песни, которая не дошла до нас ( 2Пар 35.25 ). В это время Иеремия появляется в Иерусалиме и говорит свои обличительные речи главным образом в храме, где у него было больше всего слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Июль Кирилл Александрийский, святитель. Толкование на пророка Амоса [Ам. 9:13–10:15].//Пер. П. И. Казанского и А. А. Жданова; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1893. Т. 3. 7. (С. 527–543) (1-я пагин.). —527— (Окончание) девы вместе с юношами, то есть: добрые и благочестивые души, непорочность которых означается девством, а крепость и великая сила именем юноши. В самом деле: кто у них свят, если закон никого не может довести до совершенства и не достаточен для их оправдания? У кого из них духовная крепость и сильный ум, если они не знают блистательных подвигов жизни евангельской? Не все ли они вялы и во грехах расслаблены умом? Да и можно ли в этом сомневаться? – Итак, они оскудели в жажде, и не им сказано: «почерпите воду от источник спасения» ( Ис.12:3 ), напротив повелел даже облакам «еже не одождити» на них «дождя» ( Ис.5:6 ), потому что не послушались самого Христа, Который возглашал: «аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет» ( Ин.7:37 ), но, оставив Его, источник жизни, «ископаша кладенцы сокрушеные, иже не возмогут воды содержати» ( Иер.2:13 ): склонились к учениям и заповедям человеческим ( Ис.29:13 ): которые не могут пользующихся ими ни напоить для жизни, ни соблюсти для спасения. Ам.9:1 . Видех Господа стояща на жертвеннице, и рече: порази очистилище, и поколеблются преддверия, и пресецы в главы всех: и оставшыя их оружием избию. Блаженные пророки, озарением Духа проясняя око своих естественных способностей, не воспринимают только знание будущего, но иногда, видя, как бы на картине течение самых событий, дивуются сами и убеждают слушателей принять в этом участие с ними, со всею силою стараясь разъяснить значение видений. Так, божественный Амос говорит: «и рече Господь ко мне: приспе —528— конец на люди моя Израиля, не приложу ксему еже мимоити его. И восплачутся стропове храма в той день, глаголет Господь: мнози падшии во всем месте, навергу молчание» ( Амос.8:2–3 ). Но вот возвещенное прежде видит исполняющимся на самом деле согласно с предсказанием: увидел, говорит, Господа, стоящего на жертвеннике и как бы начинающего разрушение, повелевающего быть сему самому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В православном понимании верующий человек переживает три рождения. При первом, телесном, он приходит в этот видимый мир. Затем, принимая святое Крещение, человек рождается духовно, становясь членом Церкви. Наконец, через телесную смерть человек рождается в вечную жизнь. Особое отношение к смерти и погребению свидетельствует о вере в загробную жизнь. Это мы видим уже в ветхозаветные времена, когда проявляется забота «о приготовлении своего погребения, по примеру Авраама ( Быт.23 – повествование об устроении гробницы Патриарха). Похороны являются основным долгом сыновей умершего (см. Быт.25:9; 35:29;50:12,13 ; Тов.4:3; 6:15; 14:10 ). Это-дело благочестия, входившее во время войны (см.3ЦАР.11:15) в обязанности войск и каждого верного израильтянина (в кн. Товита подчеркивается этот долг: см. Тов.1:17–19; 2:4–8; 12:12 )» 1 . Но наряду с этим в Библии встречаются указания о растерзании псами тела скончавшегося человека: «Умерших Иеровоамлих во граде снедят пси, и умершего на селе снедят птицы небесныя» ( 3Цар.14:11 ); «Умершаго Ваасова во граде снедят его пси, и умершаго на поли снедят его птицы небесныя» ( 3Цар.16:4 ); «Умершаго Ахаавля во граде снедят пси, и умершаго его на поли снедят его птицы небесныя» ( 3Цар.21:24 ); «И Иезавель снедят пси в части Иезраеля, и не будет погребающаго ю» ( 4Цар.9:36 ). И далее: «Слово Господне, еже глагола рукою раба Своего Илии Фесвитянина, глаголя: в части Иезраеля снедят аси плоть Иезавелину» ( 4Цар.9:36 ). Такое отношение к погребению свидетельствует о проявлении гнева Божия по отношению к недостойному человеку. Подобные события сопровождают так же национальные бедствия. Пророк Давид говорит: «Боже, придоша языцы в достояние Твое…положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным. Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребайя» ( Пс.78:13 ). У пророка Иеремии имеются такие грозные слова: «… рече Господь ко Иоакиму, сыну Иосиину, царю Иудину: горе мужу сему, не оплачут его. Горе брате! Ниже возрыдают о нем: увы мне, господине! Погребением ослим погребется, влачимь извержен будет вне врат Иерусалима» ( Иер.22:18–19 ). Как видим, такое погребение у пророка Иеремии называется ослиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 3 (39) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-12-13) Происхождение изображения: Загружено 2020-12-13, анонимно. Описание: Икона Казанская Нижнеломовская (Евпсихий. Историко-статистическое описание Нижне-Ломовского Казанского второклассного мужского монастыря/Соч. бывш. настоятеля оного монастыря архим. Евпсихия; Испр. и доп. настоящим настоятелем архим. Гедеоном в 1891 г. - Пенза : типо-лит. Ф.Ф. Памфилова, 1891. С. 18-23: Святыни Нижне-Ломовского монастыря. 1. Казанская икона Богоматери. Мера, живопись и украшение сего образа. В иконостасе Казанской церкви, по левую сторону царских дверей, где по обычаю православия стоит местный образ Богоматери, находится Чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы, явившаяся, как выше сказано, Нижне-Ломовскому казаку Андрею Михайлову сыну Набокову в 1643 году на Летоп. монаст. Лист 1 на обороте и Истор. Иер. Т. V изд. 1813 г.] Икона сия живописью подобна чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше оного. Живопись иконы древняя, высоты она 4 1/2 верш., ширины 3 3/4 верш. Риза на ней золотая 56-й пробы, весом 35 золотников, устроена в 1856 году, доброхотными жертвователями гор. Нижнего Ломова. Корона на ней серебряная убранная бриллиантами, коих: крупных два, средних 2 и мелких 50, на челе, раме и перси Пресвятой Богородицы 3 звезды, в которых бриллиантов средних 3, мелких 27. Киот для сей чудотворной иконы устроен в 1859 году, серебряный 84-й пробы, с полукруглым верхом. Поля киота убраны серебряными позолоченными накладными арабесками, в коих крупных камней разного цвета 8, в 1-й кайме у иконы средних страз 120, во 2-й мелких страз более 200. Колонны в нем серебряные, с накладными серебряными же с позолотою арабесками, на каждой колонне по 90 разноцветных камней. На колоннах устроена полукруглая серебряная позолоченная арка убранная темно-сиреневого цвета стразами, коих 60. В средине арки над сиянием изображен Св.

http://pravicon.com/image-35189

Стихи 1 – 4. С евр. в русском: «и я сказал»; правильнее по-славянски: «он скажет»; слово может быть при различной пунктуации переведено и так, и иначе: (ваомар – «я сказал») или (веамар – «он скажет», «он сказал»). Но второй перевод правильнее потому, что в 3-м стихе «народ Мой», а в стихе 2-м дополнение означено прямо местоимением (т. е. овцы), так что он мыслится в теснейшей связи с 13-м стихом главы II, и разделение на главы едва ли здесь уместно. Прп. Ефрем Сирин не указывает здесь чтения; блж. Феодорит держится за чтение 70-ти. Влагать дальнейшую речь в уста Божий будет вполне согласно с подобными же обличениями грядущего Господа в псалме ( Пс. 49 ), в книгах Малахия ( Мал. 3 ) и Амоса ( Ам. 5:9 и след.), где обличителем явится именно Господь, вводящий стеноруштеля. Тогда исчезает и тождесловность начала этой главы с началом предыдущей: там изобличал пророк, а здесь явится на изобличение Сам Господь, истинный Пастырь, собирающий воедино стадо израилево (ср. Ин. 10 ). Обличение следует самое коренное: искажение истины, обирательство и даже угнетение народа, как и в указанных параллельных местах, так и в Мф. 23 . Разночтения больше нет до стиха 4-го. Образы, взятые в этом трехстишии, известны в псалмах: жестокое поядение народа ( Пс. 13 ) и угнетатель бедного, любящий зло более, чем добро ( Пс. 51 ), равно будут наказаны Богом. Иезекииль в XXIV главе ( Иез. 24 ) в этом образе заклания овец и сбрасывания их по частям в кипящий котел изображает полнейшее разорение и избиение народа. Псалом 17 точно также изображает явление изобличителя Бога и погибель врагов праведника, которые, усмотрев свое посрамление, тщетно взывают к Господу ( Пс. 17:42 ), как и здесь, в стихе 4-м. Думается, что в этом образе Обличителя и затем Карателя соединяется и пришествие Христово и следовавшее затем разорение Иерусалима (см. стих 12), которое и Спаситель называет пришествием Сына Человеческого, когда Господь уже не слышал мольбы отверженного народа. Со стиха 4-го речь возвращается в уста пророка. «Сокроет лицо свое на время, как они злодействуют». Славянский текст: «отвратит лице свое от них… понеже слуковноваша в начинаниях своих на ня». Русский смысл вовсе неясный: здесь, очевидно, та же идея, как и в книгах Иеремии ( Иер. 11:11 ), Иова ( Иов 35:12 ), Притч ( Притч. 21:13 ) и др., что Господь не услышит жестоких, когда они будут обличены; при чем же тут «на время, когда»? Соответствующее слово (каашер – предлог и относительное местоимение) означает причину, например, в словах Божиих Моисею ( Чис. 27:14 ) и еще в других местах Библии, и потому надо предпочесть славянское толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010