Александрийский патриарх адресовал свою грамоту (писанную еще в 1623 г.) на имя самого государя Михаила Федоровича и, выражая ему свои приветствия и благожелания, свидетельствовал, что Кормчие Восточной Церкви неуклонно сохраняют все апостольские предания, писаные и неписаные, без всяких прибавлений и убавлений и что он при всех изысканиях в греческих книгах нигде не нашел прилога «и огнем» в молитве великого освящения воды. Затем удивлялся, откуда появился этот прилог в Русской Церкви, разве только «от некиих мненомудрых», и выводил заключение: «Тем же убо сему прилогу всячески не подобает в вас пребывати, но паче отвержену быти далече». Наконец, умолял государя не допускать у себя любопрения о таких вещах и неподвижно хранить предания святых отцов, писанные и неписанные. Грамота Иерусалимского патриарха была несравненно обширнее и обращена ко всем православным христианам и епископам Великия и Малыя России. Сказав, что он сам, когда находился в Москве, нашел многих любопрящихся о прилоге «и огнем» в молитве на освящение воды и, выразив недоумение, «како, от древняго ли обычая или от неуков, и неписменных мужей, и неискусных, множицею книги любодействующих, удержася и случися сей прилог», Феофан старался доказать православным «нелепость» этого прилога. Вы ссылаетесь, говорил первосвятитель, на слова Иоанна Крестителя о Христе: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3. 11). Но Креститель разумел два различных крещения: крещение Духом Святым здесь и крещение огнем, геенское, в жизни будущей, как видно из всего хода речи. Когда Иоанн, как повествует евангелист, увидел многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, то сказал им: Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас водою в покаяние, но идущий за мною... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф.

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

На сей раз оба первоиерарха сами читают Первосвященническую молитву, перемежая стих по–гречески и стих по–латыни: — Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но, чтобы сохранил их от зла… — Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. — Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. — Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я Тебе, так и они да будут в Нас едино — да уверует мир что Ты послал Меня (Ин 17.15–21)… В конце молитвы Отче Наш православные останавливаются на латинский манер в ожидании Amen. Но Павел VI и сопровождающие его католики оканчивают молитву согласно восточному обычаю: «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь», — призыванием св. Троицы, царствующей в сиянии Своих энергий. Наконец Павел VI и Афинагор I вместе преподают последнее благословение и еще раз обмениваются лобзанием мира. В тот же день произошла еще одна непредвиденная встреча на улицах Иерусалима, она дала этим двум людям еще одну возможность поговорить в течение десяти минут… В совместной декларации выражается благодарность за все происшедшее. «Два паломника, взирая на Христа, созидающего вместе с Отцом единство и мир, молят Бога, чтобы эта встреча стала знамением и началом грядущих событий во славу Божию и для просвещения народа верных…». Перед своим путешествием в Святую Землю патриарх провел консультации со всеми православными Церквами. Все они, за исключением Церкви Элладской, отказавшейся принять какую–либо позицию, одобрили его инициативу. Патриарх Московский добавил, что он присоединился бы к паломничеству, если бы ему позволили возраст и здоровье. Однако он подчеркнул, что речь идет в данном случае о личном шаге Афинагора I, но не о «диалоге на началах равенства» между всей католической Церковью и полнотой Православия. Патриарх Иерусалимский Венедикт проявил вначале сдержанность, затем попытался разубедить Вселенского патриарха, а затем заявил устами одного из своих епископов, что «общая молитва» Павла VI и Афинагора I «была бы невозможна и немыслима», ибо «каноническое право и положение одного из соборов формально противоречит этому… Идея, разумеется, прекрасная, но время для нее, видимо, еще не созрело».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Сейчас разыгрался скандал вокруг патриарха Иерусалимского, и многие смутились и пребывают в смятении. Библия категорична по подобным вопросам, в Писании сказано: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» ( Ис. 2:22 ). Православный человек не язычник, чтобы завидовать богатым и почитать политиков-клоунов и музыкантов-скоморохов; мы не паписты (католики), чтобы слишком большое значение придавать иерархическим церковным должностям; мы и не протестанты – чтобы слепо верить во все богословские концепции, которые нам подсовывают от лица Церкви. По вопросу о любых формах идолопоклонства Закон Божий категоричен. Сказано: «не делайте предо Мною богов…» ( Исх. 20:23 ). Иными словами, любая часть творения никогда и ни при каких обстоятельствах не может занять место Творца. И кто бы не навязывал вам те или иные формы идолопоклонства, особенно под видом ложного почитания человеков, тех или иных, отвечайте на эту бесовскую диверсию словами Сына Божия, сказавшего: «…отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» ( Мф. 4:10 ). Блаж. Иероним Стридонский , рассуждая о маммоне, понимает под этим словом, понятием только богатство и пишет следующее: «На сирском (арамейском – свящ. О. С.) языке маммоной называется богатство. Не можете служить Богу и богатству! Пусть это слушает скупец, пусть слушает тот, кто носит имя христианина, что он не может одновременно служить богатству и Христу. Впрочем, Он не сказал о том, кто имеет богатство, а о том, кто является рабом богатства. Действительно, кто является рабом богатства, тот как раб сохраняет богатство, а кто сбросил с себя ярмо богатства, тот раздает его как господин». Смысл этих слов очевиден: если ты не способен раздать свое богатство нуждающимся братьям, то богатство господствует над тобою, а не ты над ним. Этим человек тоже оскорбляет Бога. Над нами должен быть только Один Господствующий, и это Бог. Сказано: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» ( Рим. 6:16 ). Рабство «послушания к праведности», – это рабство Богу. То единственное рабство, которое делает человека по-настоящему свободным!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме 12 ноября 2012 года 12 ноября 2012 года Святейший Патриарх Кирилл посетил мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. Предстоятель Русской Церкви принял участие в церемонии зажжения вечного огня в Зале памяти и возложил венок к мемориалу. На мероприятии присутствовали члены официальной делегации Русской Православной Церкви, иерарх Иерусалимского Патриархата митрополит Капитолиадский Исихий, а также президент Фонда «Призыв совести» раввин Артур Шнайер. В ходе церемонии Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Здесь вспоминаются имена тех, кто защищал еврейский народ, кто спасал евреев от неминуемой гибели. Я в этом месте хотел бы вспомнить о воинах Красной Армии, которые спасли мир от фашистской чумы. Я хотел бы вместе с шестью миллионами погибших евреев вспомнить о двадцати семи миллионах советских граждан, которые погибли, защищая мир от фашистской власти и фашистского произвола. " Яд ва-Шем " является, несомненно, местом национальной скорби всех евреев, но одновременно это место, где мы можем вспомнить, помолиться о всех тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы никогда не господствовала человеконенавистническая идеология, которая делила людей по расовому признаку, одних называя людьми первого, а других — людьми второго сорта, подлежащими уничтожению. Вспоминаем здесь скорбь и страдания, и одновременно вспоминаем величие подвига всех тех, кто победил фашизм. Вечная память». Патриархия.ru Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Посещение мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

Греция приветствует избрание Иерусалимского Патриарха. Реакция Иордании, Палестины и Израиля пока неизвестна 23 августа 2005 г. 12:09 Афины. 23 августа. Президент Греции Костас Караманлис направил накануне телеграмму с поздравлениями новоизбранному Патриарху Иерусалимской Православной Церкви Феофилу, сообщают официальные представители правительства страны. Патриарха Феофила III поздравил также замминистра иностранных дел Панайотис Скандалакис. Он пожелал новому Предстоятелю «исполнить его нелегкую миссию ко благу исторического Патриархата и единению его паствы». «Безупречные выборы Патриарха Иерусалимского завершают затянувшийся период проблем и неопределенности, который ставил под угрозу авторитет этой организации», — заявил П.Скандалакис, слова которого приводит France Press. Он также поздравил нового Патриарха и Святогробское братство за «выдержку и мудрость перед лицом провокаций последних нескольких месяцев». «Мы будем на Вашей стороне в усилиях, направленных на продвижение духовной и исторической роли Иерусалимского Патриархата», — говорится в приветствии лидера оппозиционной партии ПАСОК Георгиоса Папандреу. В свою очередь архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул подчеркнул, что единогласное избрание патриарха Феофила «указывает на решимость Иерусалимского Патриархата положить конец прошлому и продвигаться в будущее ради блага Греко-Православной Церкви». В понедельник официальные уведомления об избрании Патриарха были направлены правительствам Иордании и Палестинской автономии, сообщает Палестинское агентство новостей. Информация о реакции с их стороны пока не поступает. Однако иорданский законодатель Аудех Кувас, который был вовлечен в процесс расследования «дела Иринея», заявил агентству Associated Press, что официальное согласие со стороны руководства Иорданского королевства последует в ближайшее время. Наблюдатели предполагают, что не возникнет затруднений и с одобрением палестинских властей. Архимандрит Феодосий Аталла Ханна, палестинец, известный в прошлом резкими антиизраильскими заявлениями, сообщил журналистам, что Феофил на заседаниях Синода в воскресенье и понедельник «дал обещание вернуть всю собственность, которая была передана израильтянам». Израиль воздерживается от официальных комментариев. Вместе с тем утром в понедельник, за час до начала выборов, окружной суд в Иерусалиме отказал низложенному Иринею в его требовании запретить и объявить незаконной процедуру избрания его преемника. Накануне лидер Национальной религиозной партии Зевулун Орлев заявил, что располагает документами, подтверждающими обязательства всех кандидатов на пост Иерусалимского Патриарха отменить земельные сделки Иринея. Только на таких условиях, по мнению израильского политика, было получено одобрение кандидатур со стороны иорданцев и палестинцев. На этом основании З.Орлев призвал правительство Израиля не признавать результатов избрания. «Интерфакс-религия» /Патриархия.ru Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37038.html

Описанный порядок избрания митрополита Киевского вполне соответствовал пятой просьбе российских царей и пожеланиям гетмана, диаметрально отличаясь от той модели переустройства Киевской митрополии, которую предлагал в своих грамотах патриарх Иерусалимский Досифей, настаивавший на избрании митрополита Киевского патриаршим Синодом в Москве (см. выше). Столь яркое противоречие по ключевому вопросу очень показательно, поскольку патриарх Дионисий, несомненно, был знаком с позицией патриарха Досифея. Как отмечено в статейном списке Никиты Алексеева, само восстановление патриарха Дионисия в патриаршем достоинстве было обусловлено решением визиря удовлетворить требования российской делегации 223, л. 61), подробно высказанные перед тем именно патриарху Досифею. Между 25 марта и 13 апреля оба патриарха находились в Адрианополе и имели достаточно времени для дискуссий по вопросу о Киевской митрополии. Только знакомством патриарха Дионисия с концепцией патриарха Досифея можно объяснить следующее положение, встречающееся лишь в одной грамоте патриарха Дионисия, адресованной царям: «Да будет послушен митрополит в патриаршеском судилище того ж патриарха Московского по церковному чину» 214). Это положение о подсудности митрополита Киевского суду патриарха Московского не содержится в синодальных постановлениях 218 и 219, при том что все прочие фундаментальные положения грамот, посланных царям, патриарху Иоакиму и гетману, – о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию патриарха Московского, об угрозе унии как о главной причине принятого решения, об избрании митрополита Киевского собором духовенства и мирян Киевской митрополии и о его поставлении патриархом Московским – цитируют синодальные постановления близко к тексту. Можно было бы предположить, что положение о подсудности митрополита Киевского суду патриарха Московского являлось ответом на пятую просьбу патриарха Иоакима (см. выше), но это вряд ли верно: во-первых, тогда бы это положение содержалось в грамоте патриарху Иоакиму, а не царям; во-вторых, в пятой просьбе патриарха Иоакима шла речь не столько о подсудности митрополита патриаршему суду, сколько о предоставлении епархиям, монастырям и братствам возможности обращаться в патриарший суд напрямую. Однако, это положение грамоты патриарха Дионисия воспроизводило один из тезисов концепции переустройства Киевской митрополии, предложенной патриархом Досифеем в его грамоте, также адресованной российским царям 203). Эта грамота – единственный источник, откуда указанное положение могло попасть в грамоту 214, а, следовательно, материалы патриарха Досифея с большой долей вероятности использовались при подготовке официального ответа Константинопольской Церкви на запрос российской стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Патриарх Иерусалимский Феофил сообщил о своем признании правительством Израиля Афины, 18 декабря 2007 г. Патриарх Иерусалимский Феофил сообщил, что его признало правительство Израиля, без поддержки которого он не мог распоряжаться недвижимым имуществом и финансами Патриархата.  " Этот шаг мы ожидали. Теперь Патриархат сможет продолжить свою миссию без препон и технических трудностей, которые существовали вследствие кризиса, разразившегося в нашем Патриархате " , - сказал первоиерарх в интервью радиостанции Греческой Церкви, передает РИА Новости.  Патриарх Феофил был избран главой Церкви более двух лет назад, в августе 2005 года, после того как епископы Иерусалимского Патриархата низложили предыдущего патриарха Иринея.  Кандидатуру каждого избранного клиром патриарха должны одобрить Иордания, Палестинская автономия и Израиль, которые поддерживают статус-кво в Иерусалимском Патриархате. Серьезное влияние на церковные дела имеет и Греция.  С признанием израильского правительства новый Патриарх Феофил заручился поддержкой трех правительств - Израиля, Палестинской автономии и Греции. Позиция Иордании, которая сначала поддержала Патриарха, а потом отозвала эту поддержку, остается неопределенной. Признание Израиля фактически дает первоиерарху право распоряжаться крупным недвижимым имуществом Патриархата и финансами Церкви, доступ к которым был фактически заморожен в последние два года.  Замглавы МИД Греции Теодорос Кассимис также приветствовал решение израильского правительства. " Иерусалимский Патриархат для нас дело общенациональной важности. Этот Патриархат объединяет всех, кто принадлежит к православной и византийской традиции " , - сказал Кассимис.  Иерусалимский Патриархат считается древнейшей православной Церковью - " матерью всех церквей " . Его основание традиционно относят к I веку нашей эры.  В настоящее время Патриархат представляет собой своего рода духовный орден, в который входят около сотни клириков. Традиционно иерархию Патриархата составляют греческие монахи, в то время как большинство их паствы - арабы-христиане.  Эта сложная система дала серьезную трещину два года назад. Обвиненный в финансовых спекуляциях Патриарх Иерусалимский Ириней был низложен епископами своей Церкви, однако не признал этого решения. 18 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25231.html

Турецкому правительству было доложено, что вселенский патриарх и синод его имеют-де законное право назначать в Иерусалиме патриарха, кого они изберут и кого утвердит Султан; что Иерусалимские патриархи незаконно усвоили себе власть заживо назначать себе преемников, потому что де – эта власть принадлежит одному султаны (Игра на верноподданническом чувстве к султану!); что архиепископ Иерофей предан России и проч. Султанское правительство очень благосклонно отнеслось к этому представлению синода. По-видимому, наступал час торжества для фанариотов. Но, увы, хитро ведённая интрига привела совсем к другому результату. Русское посольство в Константинополе во время разведало о затее патриарха, и разметала фанариотскую паутину. Кончилось дело тем, что в Иерусалим послано было повеление избрать патриарха из числа Иерусалимского братства. 162 Что было бы вообще с Восточной церковью, если бы она осталась без призора со стороны России, являющейся предусмотрительным пестуном для неё? «Послано повеление в Иерусалим избрать патриарха из —250— числа Иерусалимского братства». Это значит, что двухвековой обычай, по которому Иерусалимские патриархи, живучи в Константинополе, по своему произволу назначали себе преемников, покончил своё существование. Признано было необходимым возвратить к канонической норме избрание патриарха той самой церковью, которой он имеет управлять. В Иерусалиме, (это было в 1845 г.) в патриархи выбран митрополит Лидский Кирилл. Выбранный в Иерусалиме, новый патриарх и жить обязан был здесь же. 163 Такова была воля России. И с тех пор патриархи Иерусалимские расстались со столицей и проживают в Иерусалиме. Со времён рассказанных событий выбор новых патриархов для Иерусалима происходит уже здесь и совершается местным синодом. Как происходит здесь иного выбор патриарха, с этим достаточно может познакомить история выбора нового патриарха, на место вышедшего в отставку патриарха Никодима, в 1890 году. Вот эта история. По отречении Никодима, нужно было избрать место-блюстителя патриаршего, который делался временным представителем синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иерусалимский Патриархат разъяснил свою позицию относительно Румынской Церкви 20 мая, 2011. Новостная служба Иерусалимский патриархат опубликовал официальные разъяснения, касающиеся разрыва евхаристического общения с Румынской Православной Церковью. Данные разъяснения — ответ на письмо румынского Патриарха Даниила к Иерусалимскому Патриарху Феофилу и на заявления епископа Киприана (Спиридона), викария Румынского Патриарха, сделанные во время недавней пресс-конференции в Бухаресте. Иерусалим. 20 мая. ПРАВМИР — Иерусалимский Патриархат опубликовал официальные разъяснения, касающиеся разрыва евхаристического общения с Румынской Православной Церковью. Данные разъяснения — ответ на письмо Румынского Патриарха Даниила к Иерусалимскому Патриарху Феофилу и на заявления епископа Киприана (Спиридона), викария Румынского Патриарха, сделанные во время недавней пресс-конференции в Бухаресте. Иерусалимский Патриархат считает, что существуют все основания для прекращения поминовения имени Румынского Патриарха Даниила в диптихах Иерусалимской Церкви, а также для лишения сана архимандрита Иеронима (Кречу), настоятеля румынского храма в Иерихоне. Согласно тексту заявления, действия Иерусалимской Патриархии были вызваны бесконечным затягиванием вопроса со стороны Румынской Церкви. Визит епископа Киприана (Спиридона) в Иерусалим и обещание продолжения переговоров рассматриваются в Иерусалимском Патриархате просто как «продолжение этого бесконечного затягивания». В разъяснениях утверждается, что, вопреки заявлению епископа Киприана, сделанному во время его пресс-конференции, не только догматические заблуждения могут приводить к разрыву общения, но и попытки «водрузить иной престол» в чужой юрисдикции. Канонические правила на этот счет совершенно однозначны, считают в Иерусалимском Патриархате. Лишение сана архимандрита Иеронима (Кречу) также необходимо рассматривать как полностью законное, поскольку он, хотя и является клириком Румынской Церкви, совершил каноническое преступление на территории Иерусалимского Патриархата и был неоднократно предупрежден о том, что подобная мера будет к нему применена. Кроме того, он был приглашен на заседание суда по этому вопросу.

http://pravmir.ru/ierusalimskij-patriarx...

Патриарх Иерусалимский Феофил: «Мы хотим, чтобы Иерусалим был открытым городом» 141-й патриарх Иерусалимский Феофил III рассуждает о нынешней и будущей роли Греческой Православной Церкви в делах, связанных с Иерусалимом и мирным урегулированием, отвечает на критические выпады и делится личным мнением. 2 августа, 2011 141-й патриарх Иерусалимский Феофил III рассуждает о нынешней и будущей роли Греческой Православной Церкви в делах, связанных с Иерусалимом и мирным урегулированием, отвечает на критические выпады и делится личным мнением. 141-й патриарх Иерусалимский Феофил III рассуждает о нынешней и будущей роли Греческой Православной Церкви в делах, связанных с Иерусалимом и мирным урегулированием, отвечает на критические выпады и делится личным мнением. «Палестино-израильский журнал» (Анна Кулурис): Каково значение Греческой Православной Церкви для Иерусалима? Патриарх Феофил III: Для нынешнего и будущего статуса Иерусалима роль Греческого Православного Иерусалимского Патриархата и Церкви исключительно важна. Ее историю невозможно отмежевать от политической и культурно-религиозной истории Иерусалима. Она присутствует здесь исторически непрерывно в течении двух тысяч лет, будучи единственным религиозным учреждением, пережившим на этом месте многие века. Ее назначение и призвание продолжает быть чистым и исключительно религиозным и духовным; никаких иных интересов она не преследует. То, что Иерусалим сегодня имеет определенный статус и у него свой культурный и религиозный облик, во многом следствие присутствия Патриархата, который располагает не только религиозным, но и естественным наследием. Под этим я подразумеваю храмы, базилики, места богослужений, святыни, попечение о которых византийские власти препоручили Патриархату, когда отступили из Палестины в VII веке после пришествия халифа Омара ибн аль-Хаттаба. Именно тогда патриарх Иерусалимский стал как религиозным руководителем греческой православной общины, так и главой этнического греческого меньшинства. Если говорить о наследии – некоторые местные православные арабского происхождения обвиняют греков в том, что они заняли ведущие позиции в культуре, и арабам не пробиться на те церковные посты, которые доступны грекам. Это правда?

http://pravmir.ru/patriarx-ierusalimskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010