«Да будет путь его тьмою и падением и Ангел Господень да поразит его мечем огненным» а), и как в земле Мадиамской не обрящется зеленого побега, так и в его жилище да не будет обретен благой день, но да будут – имущество его, а также, что имеет и что сделает, во всяческую погибель, «как Ориву, Зиву и Зевею и Салману» б). И «дьявол да станет одесную его», и «внегда судитися ему да изыдет осужден». «Да будут сынове его сири и жена его вдова. Да будут чада его в погубление» и «въ роде едином да потребится имя его», ибо «возлюби клятву, и приидет ему, и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его» в). И как распалась башня Силоамская и погребла тридцать тысяч мужей, так да исчезнет имя его от земли живых, и да получит в удел проказу Гиезия, и да будет часть его с Иудою и произнесшим: «возьми, возьми, распни его! Да нападет на них (=него) страх и трепет и всякая болезнь! Слыши небо и восплач! Внемли земля и трепещи! И да имеет проклятие и мною грешным, прочетшим эту катару, от «преднего ему до заднего», «от десных его до ошуий его», и ты, Господи, скорый на осуждение направдующих, дай оправдание молению моему и суду моему грешного раба твоего, да славим тебя во веки. Аминь. В приведенном теперь тексте, для определения исторической судьбы рассматриваемого памятника, в особенности обращает на себя внимание перечень некоторых лиц, от имени которых также ниспосылается проклятие преступнику. В частности здесь упоминаются общеизвестные подвижники монашества – Антоний, Евфимий, Харитон и Савва. Затем упоминаются еще два патриарха – вселенский Арсений и вообще святейший Софроний. Как очевидно, в ряду подвижников монашества на этот раз упоминаются только подвижники далекого Востока и собственно (исключая Антония) подвижники Иерусалимской церкви. Отсюда небезосновательно предполагать, что и родина составления настоящего последования, допустим – хотя бы и не в этой самой редакции, – если и не Иерусалимская область, то вообще был далекий Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

В Рождественском действе речь шла о трех отроках, которых за их поклонение Богу царь Навуходоносор хотел сжечь в печи, но ангел оросил их водой, и, в пламени горя, они не сгорали. Действо воспроизводило образ беспорочного рождения Христа, воплощения на земле Сына Божия, и разыгрывалось в Успенском соборе. Или на Вербное воскресенье ставили так называемое «Шествие на осляти». Патриарха усаживали на коня, царь брал коня под уздцы и выводил из соборов Кремля к храму Василия Блаженного. Их, как это описано в Евангелии, песнопениями встречали отроки, державшие пальмовые ветви в руках. И в «главных ролях» выступали самые настоящие царь и патриарх. «Отроков» собирали по знатным семействам, наряжали, специально выстраивали, объясняли, что и как делать, и разыгрывали сцену вхождения Иисуса Христа в Иерусалим. Кроме того, были действа на церковный Новый год, библейский Новый год, особое действо приурочивалось к первому сентября. Собственно говоря, одно из таких театральных постановочных действ до сих пор происходит в Великий четверг. Не только в русской церкви, но и в Иерусалиме, и во многих других поместных церквях. Это чин омовения ног, когда вспоминают, как Христос на Тайной вечери перед Своим страданием омыл ноги Своим ученикам. И этот чин омовения ног исполняется сейчас как настоящее церковное действие. В наше время в Великий четверг после литургии патриарх омывает ноги священникам с теми же словами, которые Христос произносит в Евангелии. Так же поступает Иерусалимский патриарх в Великий четверг в Иерусалиме и т. д. «Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: “Господи! Тебе ли умывать мои ноги?” Иисус сказал ему в ответ: “Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.” Петр говорит Ему: “Не умоешь ног моих вовек”. Иисус отвечал ему: “Если не умою тебя, не имеешь части со Мною”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

– Да не возвратится раб Твой, Владычица, постыженный и поруганный от Тебя, – умолял я Заступницу усердную. – У тебя в келье Мой враг, как же ты просишь Меня войти? – ответила мне Богородица и стала невидима. Проснувшись, я начал плакать и скорбеть, но поскольку никого другого в моей келье не было, то задумался, не погрешил ли я чем в мыслях против Пречистой, за что Она и отвратилась от меня. Однако ничего не находил, и продолжал пребывать в недоумении и скорби. Чтобы утешиться, я стал читать книгу Исихия, пресвитера Иерусалимского , которую некоторое время назад попросил у него. В конце этой книги я обнаружил два богохульных слова нечестивого Нестория. Вот тогда я понял, что он и есть враг Богородицы, который был в моей келье. – Брат, возьми свою книгу, ибо я получил от нее больше вреда, чем пользы, – сказал я отцу Исихию. Когда тот узнал причину, ибо я рассказал ему о видении, он исполнился Божественной ревности и в тот же час вырвал из книги те два богохульных слова и сжег их, чтобы и в его келье не было врага Владычицы нашей Богородицы. «Только одному Богу свойственно быть безгрешным и свободным от всякой страсти», – пишет Григорий Богослов в надгробном слове Василию Великому , поэтому мы не должны замалчивать здесь о грехе великого Кирилла Александрийского . Угодники Божии, какими бы святыми они не были, как и все люди подвержены человеческой немощи и каким-то небольшим страстям. Свою страсть святитель исправил удивительным образом. Поскольку великий Кирилл был племянником патриарха Феофила, врага Иоанна Златоуста , он поверил в истинность ложных обвинений против святителя не по злобе, но по простоте: «незлобивый муж… верит всякому слову» ( Притч. 14:15 ) и у него сложилось недоброе предубеждение против божественного отца нашего Златоуста. Он гневался на него не только при жизни архипастыря, но и после его смерти, и не хотел, как это обычно принято, поминать в диптихах среди прочих благочестивых патриархов блаженного Иоанна. Следующий после Арсакия предстоятель Константинопольской Церкви Аттик написал Кириллу, что он и сам был врагом Златоуста, но потом, размышляя, понял, что тот святой муж был невиновен, поэтому раскаялся, сопричислил святителя со святыми, неукоснительно стал поминать почившего, и по-братски советовал Папе и патриарху Александрийскому поступить таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим... так будет и семя ваше и имя ваше.» Новые условия жизни новозаветной церкви, среди которых исчезнут многие прежние привилегии народа иудейского и которые как бы обновят и самое лицо земли ( Ис.65:17 ), могли вселить дух уныния в евреев и заронить сомнение в исполнимости Божественных обетовании, данных патриархам. Но Господь торжественно заверяет, что все эти опасения и страхи не имеют под собой реальной почвы: избранный народ Божий, в лице своих представителей, навсегда останется предметом особых промыслительных забот Божиих ( Ис.48:18 и Ис.53:2 ). Не Израиль привьется к стволу языческого древа, а язычники, как дикая маслина привьются к народу Божию. Ис.66:23 . Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет при­ходить всякая плоть пред лице Мое на по­кло­не­ние, говорит Го­с­по­дь. «Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое». В этих словах пророка можно, кажется, видеть прямой ответ на сетование иудеев о разрушении Иерусалимского храма и вынужденном прекращении ритуального богослужения (1–2 ст.). При новом строе вещей, имеющем наступить в христианской церкви, откроется возможность и непрерывного богослужения ( Ис.60:6 ; Зах.14:16 ). Показателями вечности и непрерывности этого служения взяты два, наиболее устойчивых и типичных ветхозаветных института: из месяца в месяц, из субботы в субботу – то есть регулярно будут совершаться обычные богослужения. Но вместе с тем, здесь сильно выдвинута и отличительная черта новозаветного богослужения, по сравнению с ветхозаветным: к нему допускается и в нем деятельно участвует «всякая плоть», а не одни лишь иудеи, как в Ветхом Завете. Ис.66:24 . И будут выходить и увидят трупы людей, отступив­ших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти. «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти.» Пророк Исаия заключает эту речь, как и всю свою книгу, грозным приговором по адресу нечестивых, аналогий чему мы неоднократно наблюдали и выше (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17. Но Слово обещало нам отыскать и время и место пришествия Господня. И должно нам не самим уйти обвиненными во лжи, но паче новопришедших в Церковь отпустить утвержденными в вере. Поэтому исследуем время, когда пришел Господь, потому что пришествие сие было недавно, и оно оспаривается, и потому что «Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» ( Евр. 13:8 ). Итак, Пророк Моисей говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня» ( Деян. 7:37 ). Слова «как меня» да будут пока оставлены для исследования на своем месте. Но когда приходит сей ожидаемый Пророк? Обратись, говорит Моисей, к написанному мною. Вникни тщательнее в пророчество Иакова, сказанное Иуде: «Иуда! тебя восхвалят братья твои» и далее (не будем повторять всего): «не отойдет скипетр от Иуды и Законодатель от чресл его, доколе не приидет», Кому положено «и Тот надежда» не иудеев, но «народов» ( Быт. 49, 8:10 ). Итак, Пророк указал признак пришествия Христова – прекращение правительства у иудеев. Если иудеи теперь – не под владычеством римлян, то не пришел еще Христос. Если имеют правителя из Иудина и Давидова рода, то не пришел еще Чаямый. Стыжусь повторять недавние их делопроизводства о так называемых у них ныне патриархах. Какого они рода? Кто у них матерь? Предоставляю сие знающим. Но сей Грядущий, сие Чаяние народов, какой имеет еще признак? Сказано далее: «Он привязывает к виноградной лозе осленка Своего» (11). Видишь того осленка, о котором ясно возвестил Захария ( Зах. 9:9 )? 18. Но требуешь еще и другого свидетельства о времени? «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» и через несколько слов: «Ты поразишь их жезлом железным» ( Пс. 2, 7:9 ). Сказано было много и прежде, что жезлом железным называется римское царство. Припомним о нем еще остальное из сказанного Даниилом. Ибо, описывая и изъясняя Навуходоносору образ изваяния, пересказывает и все о нем видение, и сказует, что камень, без рук отсекшийся от горы и нечеловеческими уготованный руками, возобладает над целою вселенною, и весьма ясно говорит так: «И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» ( Дан. 2:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Но недостаточно было восстановить богослужение; необходимо было поднять религиозно-нравственное воспитание народа, и для этого Езекия, движимый Духом Божиим, не только „уничтожает статуи и дубравы“, но и „истребляет медного змия“ сделанного Моисеем в пустыне, и отменяет служение на высотах ( 4Цар. 18:4 ). Остановимся на этих распоряжениях Езекии. Начнем с служения на высотах, при чем разумеется не идолопоклонство, а служение Иегове Богу Завета. Само по себе служение Богу на всяком месте, и в том числе на высотах гор не представлялось греховным, (хотя было незаконным) доколе не был построен храм Иерусалимский. Это ясно выражено в 3Цар. 3:2 : „Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени“. Основное положение, имевшее в виду особое освященное Богом место для приношения всесожжений высказано однако еще во Втор. 12:13–14 : „Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь: но на том только месте, которое изберет Господь Бог твой, в одном из колен твоих приноси всесожжения твои и делай все, что заповедаю тебе“ 67 . Ранее дарования закона, при патриархах, жертвоприношения Господу на высотах и на всяком другом месте ( Быт. 12:7–8 , 22et passim) были вполне законны; вера патриархов не нуждалась в ограждениях закона; Авраам (и сын его) оправдались верою, а не законом. Закон дарован тогда, когда миллионная толпа вышедших из Египта Израильтян, испорченных уже пребыванием в стране порабощения, нуждалась в руководящих постановлениях, которые удерживали бы их от наклонности к идолопоклонству. Поэтому то, так как каждое заклание животного в стране языческой было соединено с языческими обрядами, – Моисей еще в пустыне постановляет, чтобы ни одно животное не было заколото в пищу, иначе, как перед скинией „в жертву мирную“, освящая таким образом то действие, которое по существу есть все-таки пролитие крови и отнятие жизни, дарованной Богом животному, что ясно и оговорено в книге Левит 68 . Те же самые причины заставляли требовать и в Палестине, чтобы жертвоприношения не приносились иначе, как в храме Иерусалимском, а до того на избранном Господом месте, с тем однако облегчением ( Втор. 12:14–15 ), что заколать животное и есть мясо „по благословению Господа Бога“ можно было во всяком месте, но не как жертвоприношение, а тем менее возносить животное во всесожжение: „Только святыни твои ... приноси и приходи на то место, которое изберет Господь Бог твой.... и совершай всесожжения твои.... на жертвеннике Господа Бога твоего....“ ( Втор. 12:26–27 ). И мы видим исполнение этого закона в конце периода Судей, когда жертвы приносились перед Скинией Господней – стоявшей в Силоме,– во времена первосвященника Илии ( 1Цар. 1:3–4, 13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее . Опадет цвет ересей и заблуждений, исчезнет «красота» лжи и клеветы, посохнут соблазны язычества и лжерелигий. Где будут обогатившиеся на обнищании и крови братьев своих? Как страшно будет в тот день противникам нашей святой веры! Какое серьезное разочарование постигнет их!.. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено… И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю ( Ис.2:12; 17–19 ). Беседа вторая Часть 1 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак.1:12 ). Искушения, искушения, искушения – как их много! Какие они разные! Какие они изощренные! Они окружают нас, они теснят нас. Искушения подстерегают нас не только дома, но часто и в храме. Кажется, невозможно от них никуда спрятаться, скрыться: в самых святых местах можно встретить искушение. Во время праздников, во время паломнических поездок мы чувствуем, как искушения настигают нас. Когда я прибыл на Святую Землю, то гид, который принимал нас – представитель паломнической службы Иерусалимского Патриархата, – прямо в аэропорту сказал: «Вы прилетели на Святую Землю, но знайте: здесь искушений будет больше, чем где-либо еще!». Действительно, это так. Пока человек жив, он чувствует, как диавол крутится вокруг него, по сказанному в Писании, как рыкающий лев, ища поглотить ( 1Пет.5:8 ) его. Поэтому-то апостол Иаков и говорит: Блажен человек, который переносит искушение . Итак, мы с вами выяснили, что спрятаться от искушений никуда нельзя, они случаются везде. Перефразируя слова апостола Павла, можно сказать: где святыня, там и искушение (см.: Рим.5:20 ). Так что никуда от них, искушений, не убежишь, не уедешь… Недавно одна женщина спрашивала меня по поводу размена квартиры, на который ей пришлось пойти из-за проблем с соседями. Я ответил этой женщине: «От таких искушений далеко вы не уедете. Вместо одних соседей будут другие соседи!». В Священном Писании сказано, что человек постоянно возвращается к разным греховным моментам своей жизни, к тому, что он уже пережил 20 . Значит, это может повториться.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

39-50) и, наконец, как совершится самое воскресение (ст. 51-53). Первый вопрос апостол решает, сравнивая тело человека с зерном. Как зерно, чтобы дать росток, должно предварительно подвергнуться тлению, так и тление тел умерших людей не может рассматриваться как препятствие к воскрешению их силою Божиею. На второй вопрос апостол отвечает, что тела воскресших людей будут отличны от нынешних грубых тел: это будут тела " духовные " , подобные телу Воскресшего Христа: они будут нетленны, ибо " плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления " (ст. 50), а потому: " не все мы умрем, но все изменимся " (ст. 51), то есть те, кто еще будет жить в момент общего воскресения, мгновенно изменятся, и тела их также станут духовными и нетленными. " Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие " (ст. 53). Все эти духовные тела будут славны в различной степени, в зависимости от нравственного совершенства каждого человека (ст. 39-49). Заканчивает свои мысли о воскресении мертвых св. апостол торжественными словами пророков Исайи — о том, что некогда " поглощена будет смерть победою " , и Осии: " смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " (Ис. 25:8 и Ос. 13:14) и благодарением Богу, дарующему нам победу над смертью, после чего внушает быть твердыми и непоколебимыми в христианской вере и жизни, зная, " что труд ваш не тщетен пред Господом " (ст. 54-58). В шестнадцатой главе апостол дает наставление относительно сбора пожертвований для иерусалимских христиан, затем обещает сам прийти в Коринф из Ефеса через Македонию, просит дружелюбно принять Тимофея, вновь внушает бодрствовать, мужественно и твердо стоять в вере, передает приветствия от Асийских церквей, от Акилы и Прискиллы и всех братии, а тем, кто не любит Господа Иисуса Христа, возглашает " анафему-маранафа " , что значит: " да будет отлучен до пришествия Господа " . Вот где обоснование той " анафемы " , которая возглашается в наших храмах в Неделю Православия. Заключает послание обычным апостольским благословением. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

Каждая группа в 24000 имела главного начальника, соответствовавшего корпусному командиру, с подчиненными ему начальниками частей. Так над группой первого месяца, – сказано, – начальствовал Иашовам и был главным над всеми военачальниками в первый месяц 236 . Насколько высоко было положение главных начальников групп, видно из того, что над одной из них начальствовал Ванея, принадлежавший к числу высших сановников государства. Над всем ополчением принимал начальство или сам царь, или Иоав. «И царствовал, – сказано, – Давид над всем Израилем, и творил Давид суд и правду над всем народом своим» 237 . Власть Давида простиралась одинаково на все колена, составлявшие искони отдельные единицы нации, никогда вполне не сливавшиеся. Обстоятельства принудили их признать над собой одну верховную власть, которая при Сауле дала им почувствовать деспотизм и обидное предпочтение интересов одного колена, родственного царю. Давид, установив центральное правительство для общегосударственных отправлений власти, оставил неприкосновенной особность колен в тех патриархальных учреждениях и обычаях, которые не стояли вразрез с отправлениями центральной власти. Князья и старейшины сохранили свой местный авторитет и во всех важных случаях являлись представителями народных желаний. Давид обращался с ними деликатно, спрашивая их совета, особенно в тех случаях, когда предпринимал какое-нибудь нововведение. Напр., решившись величайшую святыню еврейского народа, ковчег Завета, перенести в свой город, он сказал «всему собранию израильтян, если угодно вам и если на то будет воля Божия, пошлем повсюду к братиям нашим, чтобы они собрались.... и перенесем к себе ковчег Бога нашего» 238 . Здесь под собранием израильтян, к которому Давид обращался с речью, разумеется не масса собранного на площади простого иерусалимского народа, который, в данном случае, не имел никакого значения, а представители колен и родов, бывшие в то время в Иерусалиме и, может быть, нарочито собранные для этого. Их именно согласием Давид желал заручиться и через них уже расположить и привлечь к участию в деле весь народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Но мы взираем в будущее с верой и надеждой на Возлюбившего ее Господа Иисуса. В своем историческом шествии Церковь всегда вдохновлялась пророческими словами ветхозаветного евангелиста — пророка Божия Исаии, обращенными к ней — Новому Израилю — и звучащими сегодня на удивление современно и ободряюще. Прислушаемся и мы к этим словам: «Ныне же так говорит Господь: Не бойся, ибо Я искупил тебя Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя, ибо Я Господь, Бог твой, Спаситель твой. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою!» (Ис. 43:1-5). Благодарю всех за внимание и приглашаю всех к обсуждению как тех вопросов, которые я сегодня уже успел затронуть, так и иных, волнующих вас и вашу паству. Да благословит Господь наши труды — во славу Его имени и на благо Его Церкви! 1 — Письма были направлены: Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну; Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу; Святейшему Патриарху Грузинскому Илии; Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию; Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу; Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту; Блаженнейшему Архиепископу Албанскому Анастасию; Блаженнейшему Митрополиту Польскому Савве; Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу; Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону; Блаженнейшему Митрополиту Охридскому и Македонскому Стефану; Папе Римскому Франциску; Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010