– Заколи и ешь! Но Петр ответил: – Нет, Господи, я никогда не ел ничего нечистого. Тогда в другой раз он услышал голос Бога: – Что Бог очистил, того не считай нечистым. Петр недоумевал, что это может означать, как вдруг перед домом остановились двое прохожих и стали спрашивать, не тут ли живет Симон-кожевник, у которого остановился человек по имени Петр. Это были слуги римского офицера Корнилия , начальника римского военного гарнизона в этом городе. Корнилий не был евреем, но он был известен как добрый и сострадательный человек, и евреи его любили. Ему тоже было непонятное видение и сказано было найти в Иоппии человека по имени Петр, который и скажет ему, что следует делать. Тогда Петр сразу встал и пошел к Корнилию. Придя к нему, он понял, что и этому римлянину было особое видение, как и ему самому, и что в этом есть глубокий смысл. Он начал вдохновенную проповедь , возвещая этому нееврейскому дому весть об Иисусе Христе, о Его жизни и учении, о Его смерти и Воскресении. Пока он еще говорил, на слушавших сошел Святой Дух, так же как в свое время Он в виде огненных языков сошел на Апостолов. На это Петр сказал: – Кто может запретить крестить водой тех, кто, как мы, получил Святого Духа? И Корнилий и все его домашние были тут же окрещены ( Деян.10:9–48 ). Действие Петра в этот день определило судьбу христианской проповеди. Сначала другие Апостолы упрекали Петра за его проповедь неевреям. Петру пришлось вернуться в Иерусалим и рассказать Апостолам о полученном им видении и о том, что произошло. Обсудив положение, Апостолы одобрили действия Петра и прославили Бога, говоря: – Видно, и язычникам дал Бог покаяние ради жизни ( Деян.11:1–18 ). Новые испытания. Но церковь в Иерусалиме вскоре постигли тяжелые испытания. Около 41 г. Ирод Агриппа I (умер в 44 г.), носивший титул царя, получил от императора Клавдия власть над всей Палестиной, включая Иудею. Он выказывал перед иудеями внешнее благочестие и, желая им угодить, начал преследовать последователей Иисуса Христа. Первым делом он схватил Апостола Иакова Заведеева , которого обезглавил ( Деян.12:1–2 ). Затем во время празднования еврейской Пасхи по его приказу был схвачен Апостол Петр, которого Ирод Агриппа I намеревался судить перед народом после окончания праздника. При этом Петр находился в тюрьме, будучи прикованным цепями к двум стражникам, которые его постоянно охраняли. Но вот ночью явился Ангел Господень, разбудивший Петра и велевший ему следовать за ним. И тотчас у Петра с рук упали цепи, и он, следуя за Ангелом, беспрепятственно миновал все посты стражи, охранявшей тюрьму. Таким образом, Петр вернулся к членам иерусалимской церкви, которые были несказанно удивлены этому чуду. Так Господь избавил из рук преследователей Своего служителя, которому еще предстояло много потрудиться, распространяя весть о Христе и созидая церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

На протяжении веков Иерусалимский Патриархат трудился ради поддержания нашего православного единства на Святой Земле, часто сталкиваясь с серьезными проблемами. Милостью Божией нам удалось сохранить многообразие, характерное для культуры и истории разных автокефальных Церквей-сестер, и при этом глубокое и прочное единство в нашей общей вере и в нашей общей Чаше евхаристического собрания. Это единство находит свое величайшее выражение в совместном совершении Божественной литургии в храме Воскресения, где Нетварный Свет, просиявший от Святого Гроба, освещает и сближает наши сердца. В этом мирном духе священной миссии Иерусалимского Патриархата как хранителя православного единства мы обязаны выразить глубокую обеспокоенность нынешними трудностями, омрачающими жизнь Церкви, и угрозами, нависшими над нами из-за наших печальных разделений. В современном мире, в котором столь многие люди находятся в отчаянном положении, а истина и свет православной веры служат маяком надежды, наше единство как живая мартирия (свидетельство) имеет глубокое значение не только для нас самих, но и для всего человечества. Господь наш Иисус Христос молился о своих учениках: «Отче… молю…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:20-23). С этими молитвенными чувствами и в мирном духе братской любви и заботы мы обращаемся со следующим приглашением. В нашем доме – Иерусалимском Патриархате — мы хотим принять наших братьев, Предстоятелей Православных Церквей, и в духе кинонии соборно обсудить вопрос сохранения нашего единства в евхаристическом общении. Единство Церкви в вере и жизни является даром Святого Духа, однако на нас — тех, кому вверено служение нашим Церквам как мистическому Телу Христову, лежит Богом данная ответственность за поддержание единства Церкви, даже если это требует жертвы. Мы стоим перед Богом, и у нас нет иного выбора, кроме как приложить все усилия для защиты нашего единства.

http://patriarchia.ru/db/text/5535249.ht...

Не это ли разумеется в словах Господа Никодиму о Духе: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3:8 ). Здесь указаны основные черты церковного ведения: несомненность его («слышишь») и неисследимость, ибо оно и не принадлежит никакому отдельному сознанию как таковому. Соборная природа церковного сознания явлена в Пятидесятницу, при основании новозаветной Церкви, когда сошел Дух, в ней живущий. В Деяниях Апостолов нарочито подчеркивается, что Он сошел на апостолов, пребывающих единодушно вместе ( μο π τ ατ ). «И исполнились все Духа Святого» ( Деян.2:1, 4 ). Первая проповедь ап. Петра, которая могла быть, конечно, лишь единоличной, была по существу также соборной, от лица церковной соборности, что выражено в словах: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой» ( Деян.2:14 ), и в заключение проповеди о Христе: «чему все мы свидетели» ( Деян.2:32 ). Также и слушавшие апостола Петра слышали в нем голос не единоличного проповедника, но всех апостолов. «Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» ( Деян.2:37 ). И о первой общине, основавшейся в Пятидесятницу, как свидетельство духа ее, говорится: «все же верующие были вместе π τ ατο и имели все общее (здесь нет необходимости понимать äπαυτ κοιυα исключительно в отношении имущества, о чем идет речь в следующем 45 стихе) «и каждый день, пребывая единодушно ( μοθυμαδυ ) в храме» ( Деян.2:46 ). Это μο π τ ατο – есть вообще норма церковности, особое качество соборности – καθ " öλου , целокупности, которое непосредственно не имеет количественного значения, но означает выхождение из себя к высшей сверхличной духовной действительности. Апостольская церковь , ограниченная пределами Иерусалимской общины, была, конечно, не в меньшей мере вселенскойцерковью, нежели в позднейшие времена распространения христианства в мире. Правда, в Иерусалиме были как бы представители вселенной, «иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами» ( Деян.2:5 ), но это есть, конечно, лишь символическое ознаменование всенародности или сверхнародности Церкви, исторически же содержащее в себе гиперболу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но да будет тебе известно, что кончина мира будет состоять не в разрушении его и уничтожении, а в обновлении и преобразовании посредством огня. Св. Апостол Петр сравнивает будущую участь мира с тою, какая последовала с ним при Ное. Тогдашний мир погиб, говорит он, быв потоплен водою, нынешние же небеса сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых. Небеса с шумом прейдут, стихии же разогревшись разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:6–7:10–13 ). Св. Ап. Павел также ожидает перемены всей твари: яко и сама тварь освободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ). Учители церкви с несомненной уверенностью говорят о преобразовании мира. Так св. Ириней пишет «не сущность и не вещество истребляется (ибо истинен и тверд Тот, Кто создал оное), но преходит образ мира сего, т. е. то, где совершилось прегрешение. Ибо человек состарился здесь... когда же перейдет сей образ и возобновится человек, в силе будет до нетления, так что уже не может состариться, тогда будет небо новое и земля новая, где будет пребывать новый человек». Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Придет Господь наш Иисус Христос с неба, при конце мира сего, и сотворенный мир сей обновится. Поскольку разврат, воровство, прелюбодеяние, всякий вид греха разлияся по земли, и кровь смешалась с кровьми в мире ( Ос.4:2 ), то чтобы более не оставаться сему чудному дому полным нечестия, прейдет мир сей, чтобы восстановлен был лучший». У бл. Иеронима читаем: «из псалма 101 ст. 27 ясно показывается, что кончина и погибель мира означает не обращение его в ничто, но изменение в лучшее. Равным образом и то, что написано в другом месте: будет свет луны, аки свет солнца и свет солнечный будет седмерицею в той день ( Ис.30:26 ), значит не погибель прежнего, но изменение в лучшее. Размыслим о сказанном: преходит образ, а не вещество. Тоже выражает и св. Петр; не сказал: узрим иные небеса и иную землю, но прежние и древние изменёнными на лучшее».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

При Богослужении необходимы пастырские поучения. Ибо Церковь Божия распространяется и утверждается на земле главным образом посредством проповеди Слова Божия ( Евр.1:1 ). Бог есть истина и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Возвестить Евангелие было первым и главным делом Иисуса Христа – Бога Слова, которого во дни земной жизни Его даже неверующие чаще всего называли учителем, и делом Апостолов. Их послал Господь проповедать Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ), и они проповедь Слова Божия предпочитали другим своим обязанностям ( Деян.6:2 ; 1Кор.1:17 ). Нужда назидания Словом Божиим указана нам не только вообще, по и при Церковном Богослужении. В Ветхом Завете с ним соединяли изъяснение закона Божия и учение благочестия ( Деян.13:15 ). Во храме Иерусалимском многократно проповедал Евангелие Сам Господь, и учреждая общественное Богослужение Новозаветное установлением таинства Причащения, Он тайную вечерю соединил с наставлением учеников своих ( Ин.13:12 и след.). Равно и Апостолы проповедали Слово Божие в общественном храме молитвы ( Деян.3 ), в синагогах и в других Христианских собраниях. Ап. Павел беседовал с учениками своими в день Воскресный и продолжил слово до полуночи ( Деян.20:7 ). И как сам Апостол проповедал, и даже будучи в узах, но для слова Божия нет уз ( 2Тим.2:9 ), так дал он заповедь проповедуй слово, настой во время и не во время ( 2Тим.4:2 ), и говорить, что достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Посему первые Христиане постоянно пребывали в учении Апостолов ( Деян.2:42 ). Со времен Апостолов, по примеру их, пастырские Поучения, как древние, составляющие для нас богатую сокровищницу назидания духовного, так и настоящие, называются Словами, Проповедями ( 1Кор.2:4 ), Беседами ( Деян.20:2 ; Лк.24:14–15 ). По правилу шестого Вселенского Собора 118 , «пастыри должны во все дни, особенно же Воскресные, поучать клир и народ благочестию, избирая из Божественного Писания истины для рассуждения и не преступая положенных уже пределов предания Богоносных Отец, и исследуя слово Писания, изъяснять его не иначе, как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более должны удовлетворяться, нежели составлением собственных Слов» и проч. Уставом Церкви также указаны при Богослужении многие Поучения святых Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Св. апостол Павел, заключая свое богодухновенное послание к Коринфянам, желает им благодати Господа нашего Иисуса Христа и любви Бога и Отца, и общения Св. Духа. Тоже желание ежедневно мы слышим от матери нашей – Св. Церкви, которая испрашивает нам духовные блага и от Сына Божия, Господа Иисуса Христа, и от Духа Святого точно также, как и от Бога Отца, и притом от каждого из них особые: от Сына Божия – благодать, от Бога Отца любовь, от Духа Святого – общение с Ним. Из сего должно заключить, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой суть совершенно равного Божеского достоинства, Троица единосущная и нераздельная. Письмо 50. О том, что догмат о Пресвятой Троице и в первые века по Р.Х. был основным догматом христианского вероучения Некоторые говорят, что Церковь начала преподавать учение о трех Ипостасях во едином Боге только с четвертого века, или с первого Вселенского собора. Что отвечать на сие? С твердостью отвечай, что Церковь учила о Пресвятой Троице и до Никейского собора точно так же, как учит теперь. Для сего достаточно указать: 1) на символ, известный под именем Апостольского, постоянно употреблявшийся на западе, и на образцы веры, бывшие в употреблении в Церквах: Иерусалимской и Кесарийской; 2) на священнодействие крещения, которое, по заповеди Спасителя, во все века совершалось во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и не иначе, как чрез троекратное погружение крещаемого в воду, чтобы тем еще яснее засвидетельствовать веру в три равно честные Ипостаси единого Бога; наконец 3) на следующие свидетельства св. Иринея, Тертуллиана и бл. Августина: «хотя Церковь рассеяна по всей вселенной, говорит, св. Ириней, – до конца земли; но от Апостолов и учеников их приняла веру во единого Бога Отца Вседержителя, и во единого Иисуса Христа Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков провозвестившего домостроительство спасения. Прияв такую проповедь и веру, Церковь , рассеянная по всему миру, тщательно сохраняет сие, как бы обитая в одном доме; одинаково верует сему, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно проповедует о сем, учит и передает, как бы имея единые уста... Как солнце, это творение Божие, в целом мире одно и то же: так одна и та же проповедь истины сияет везде и просвещает всех людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Слова ап. Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живаго » ( Мф.16:16 ) – выражают содержание, суть всего Нового Завета, всего христианства. До исповедания Петрова они были благовествуемы архангелом Гавриилом Деве Марии: «Раждаемое Свято наречется Сын Божий » ( Лк.1:35 ). Они возвещены при Крещении Господа Иисуса Христа; тогда Отец свидетельствовал о Сыне Своем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный , в котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Потом теми же словами свидетельствовал Отец о Сыне в день Преображения Господня. И они стали в центре всего круга христианских понятий; эта вера явилась началом новой жизни, зерном, вырастающим в Церковь Христову, сущностью христианства. «Начало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия »: так начинает святое повествование св. евангелист Марк ( Мк.1:1 ). «Сие же все написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его», заканчивает Евангелие (предпоследнюю главу) св. Иоанн Богослов ( Ин.20:31 ). Эта истина составляет предмет, или тему, всего первого соборного послания Иоанна Богослова, убеждающего многократно, что «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий , в том пребывает Бог , и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ); «имеющий Сына имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин.5:12 ). Эта истина составляет главный предмет записанных в Евангелии от Иоанна речей Самого Спасителя, обращенных к иудеям. «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия » ( Ин.3:18 ) 5 . « И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия – Единороднаго , иже от Отца рожденного прежде всех век»: эти слова второго члена Никейского Символа веры были тем, ради чего собственно и собирался Первый Вселенский собор; арианство, отвергая истинное Богосыновство Христово, разрушало этим само основание Церкви . Св. Иувеналий, патриарх Иерусалимский, в послании к палестинскому духовенству после Халкидонского собора пишет: «Когда верховный и первый из апостолов Петр сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго », то Господь отвечал: «блажен еси, Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф.16:16–17 ). На этом исповедании укреплена Церковь Божия, и эту веру, преданную нам св. апостолами, Церковь сохранила и будет сохранять до конца мира. Эту веру изложил также и святый великий Никейский собор 319-ти Святых отцев; и ей же последовал святый великий Вселенский собор, недавно созванный в Халкидоне » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Что служение бедным из братий было прямым и главным назначением семи диаконов, это ясно выражено при установлении их, но что одним сим служением далеко не ограничивалось содержание диаконской должности, – это точно также можно усмотреть как из самого акта установления, так и из последующей деятельности сих семи диаконов и некоторых иных, принадлежавших не Иерусалимской, а иным церквам. Так, достойно примечания, что в диаконы избраны были лица, исполненные Св. Духа и премудрости, пользовавшиеся общим уважением в среде христиан: для одного служения трапезам далеко не требовалось столь высоких нравственных качеств. Из деятельности некоторых из этого числа семи диаконов, засвидетельствованной книгою Деяний, открывается, что Стефан и Филипп были ревностными в деле благовествования сотрудниками апостолов. О последнем из сих диаконов мы встречаем известие, что он крестил евнуха царицы Ефиопской приезжавшего в Иерусалим для поклонения 54 . Свидетельство это очень важно: оно показывает, что диаконы были наделены не только правом и одарены даром благовествования, но и могли совершать некоторые священнодействия. Посему как бы простым ни представляли мы богослужение апостольского века, мы должны в силу этого свидетельства признать, что диаконы преимуществовали пред прочими братиями в совершение священнослужений с апостолами. То, что книга Деяний передает нам о других диаконах апостольской церкви, подтверждает и еще несколько раскрывает высказанное нами мнение о диаконской должности. Здесь диаконы представляются сотрудниками и спутниками апостолов в благовествовании. В гл. 13 Деяний рассказывается напр. что Павел и Варнава, отправляясь на дело благовествования, имели с собою некоторых иных спутников и между прочим диакона Иоанна 55 . Весьма важные дополнение к характеристике служения сих диаконов, апостольских сотрудников в благовествовании, дает св. ап. Павел в посланиях в Филиппийцам и в Фессалоникийцам. В первом о диаконе Епафродите читаем: „я почел нужным, – говорит апостол – послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника, а вашего посланника и служителя в нужде моей“ (λειτουργν τζ χρεαζ μου). В самом начал послания в составе церкви Филиппийской различаются святые, – общее название христиан, – епископы и диаконы. В 1 послании к Фессалоникийцам апостол говорить о Тимофее: “мы послали Тимофея брата нашего и служителя Божия (διακονν του Φευ) и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих. Посему – продолжает несколько после апостол, – не теряя более, я послал (его) узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель, и не сделался тщетным труд наш 56 . В первом послании к Тимофею диаконы изображаются как священная должность, на которую поставляются чрез рукоположение лица, испытанные в нравственных качествах и образе жизни, подобно епископам и пресвитерам 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

13. Суд над апостолом Павлом и мученическая кончина его (58—...    Когда после третьего великого путешествия апостол Павел прибыл в Иерусалим, то апостол Иаков, епископ Иерусалимской Церкви, предупредил его, что иудеи крайне раздражены против него, и посоветовал ему, для смягчения этой злобы принять участие в обете известных ему четырех назореев. Апостол Павел последовал этому совету. Семь дней, в которые назореи должны были поститься по своему обету пред принесением жертвы, уже приходили к концу, как вдруг увидели апостола особенно враждебные ему иудеи из Малой Азии и подняли страшный крик. «Мужи израильские помогите: этот человек всех повсюду учит против народа, закона и места сего; притом и эллинов ввел в храм и осквернил святое место сие». Весь город пришел в движение. Евреи схватили апостола и хотели уже умертвить его; но явился начальник римской стражи и, полагая, что это какой-либо важный преступник (пред тем временем разыскивали какого-то возмутителя Тимофея), велел сковать апостола двумя цепями и вести в темницу. Толпа неистово кричала: «Смерть ему; истреби его от земли, ему не должно жить!» При этих яростных криках евреи метали одежды и бросали пыль на воздух.    Ввиду такого страшного раздражения евреев против апостола римский начальник велел бичевать его, но апостол заявил о своем достоинстве римского гражданина. Начальник испугался, поспешил освободить его от оков и велел собраться синедриону, чтобы достоверно узнать, в чем обвиняют его иудеи. Заседание синедриона прошло в ожесточенных спорах между фарисеями и саддукеями по поводу слов апостола, что он фарисей и его судят за ожидание воскресения мертвых. Фарисеи приняли его под свою защиту, а саддукеи так раздражались против апостола, что готовы были растерзать его. В ночь после этого бурного дня Господь явился апостолу и сказал: «Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме».    На другой день сорок евреев сделали заклятие не есть и не пить до тех пор, пока не убьют Павла. Временем для убийства назначено было, когда апостола поведут из темницы в синедрион на другое заседание. Первосвященник и старейшины вошли с ними в соглашение. Римский начальник, узнав об этом, поспешил препроводить апостола под крепкою охраною (200 пеших воинов, 70 конницы и 200 стрелков) в Кесарию, на суд прокуратора Феликса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

4 . Предание о житии Святой Девы обосновалось свидетельствами: св. Епифания Кипрского , бл. Иеронима Стридонскаго , Георгия Никомидийскаго ; в описании «о древностях Иудейских» еврейского историка Иосифа Флавия подробно изложено о домах при Иерусалимском храме и кто в в них содержался. 5 . " Ангел вошед к Ней сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою« ( Лyk. I, 28, 32 ). 6 . " И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего». ( Чuc. XXXVI, 7–10 ). 7 . " И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?« ( Лyk. I, 43–55 ). »...и родила Сына Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице« ( Лyk. II, 7 ); Она сразу служила Богомладенцу т.к. родила безболезненно; »... и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото и ладан и смирну» ( Mф.II, 11 ). 87. Какия наивысшия достоинства Божией Матери прославляет Православная Церковь ? 1 . Она была Пречистая Дева до Рождества Христова, пребыла Девою в Рождестве Его, и навеки осталась Девой по Рождестве. Она – Приснодева ( Лyk. I, 34 и 35; Mф. I, 20 ). 2 . Ею рожден воплотившийся Сын Божий: Она – Богородица ( Mф.I, 21 ; Uoah. I, 14 ). 3 . Ея близость к Богу в Рождестве, в деле Искупления, облагодатствование Святым Духом при зачатии и вторично во время Сошествия Его при возглавлении Ею апостолов, – все возносит Ее Наивысшею из всего сотвореннаго; Она честнейшая и славнейшая небесных сил, Она – Царица Небесная ( Дeяh. I, 14; II, 1–4 ). 4 . Наиблизкая к Богу и усыновлением 50 Ей рода человеческаго, Пречистая является как бы звеном между Творцом и сотворенным миром. В наших молитвах к Богу мы необходимо созерцаем духовный облик Богоматери. Она – Предстательница перед Богом рода христианского. 88. Как Церковь выражает молитвенное прославление Богоматери? Псалмы Ветхозаветной Церкви в сокрытых образах, а Церковь Новозаветная во многообразных прославлениях, выражают самое сердечное восхваление Богоматери. Древняя похвала «Вся слава дщери Царевой внутрь» (Пс. XIIV, 14) – в христианском мире изливается громогласно, именуя Пречистую: «Высотою, недоступной помыслу», «одушевленным храмом», «неистощимым сокровищем жизни», «облистающей образ воскресения», «ключем Христова Царства» и другими дивными догматическими определениями. Множество канонов службы утрени заключают песни тропарями, обращенными к Богоматери, напр.: «Ныне Тобою все наполнилось, Пречистая, Божественным светом, ибо Ты явилась дверью, чрез которую Бог говорил миру» (Богородич. 7-й песни канона службы св. Афанасию Вел., 18 января). Девой Марией как бы завершилась цель миротворения, ибо вновь возрожден образ обоженого человека. Она не перестает служить Церкви, являясь примером и образом поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010