Архив Пн Проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» 2 ноября 2011 г. 11:20 С февраля по сентябрь 2011 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В октябре 2011 года члены редакционной комиссии Межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. На официальном сайте Межсоборного присутствия , портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии. Христианская вера основана на Божественном Откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей истории человечества Бог многократно и многообразно (Евр. 1:1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения. Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней. В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/1663546.ht...

Человек вступает в Церковь , умирая и воскресая со Христом в таинстве крещения, которое в православной традиции называется «святым просвещением». Купель крещения, как сказал святитель Кирилл Иерусалимский , гробница и лоно, могила и матерь. Человек умирает в водах крещения со Христом, чтобы возродиться в нового человека Царства Божия. Он умирают с Ним в купели для греховной и смертной жизни этого века, чтобы жить с Ним всегда в вечной жизни. Крещение совершается тройным погружением во имя Святой Троицы, «новопросвещенный» облачается в белую одежду спасения и получает через помазание святым миром «печать дара Духа Святого». Это личная Пятидесятница человека, как и крещение – его личная Пасха. Человек получает дар Духа Святого, чтобы быть способным к духовной жизни, в которую он был рожден в крещении. Сразу после таинства миропомазания новопросвещенный, даже если он младенец, ведется к евхаристической трапезе, чтобы причаститься хлеба Жизни, тела и крови Христа на брачной вечери Агнца Божия в Царстве Небесном. В православной традиции Церковь , как мы видели, называется «Царство Божие на земле». Она – Царство Отца, потому что она – Невеста Сына, Чья жизнь состоит в общении с Божественной природой, которая познается творением как «праведность и мир и радость о Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» ( 2Пет. 1, 3–4 ). В Церкви Христовой люди вводятся в рай и становятся причастниками Божественного естества Святой Троицы. Евхаристическая жертва Церкви – всеобъемлющий акт ее самореализации как священного сообщества. Также евхаристия является выражением существа Церкви как самого спасения. Люди спасаются через Церковь , потому что само ее существование состоит в общении с Богом, в Котором все «небесное и земное» ( Еф. 1, 10 ). В Церкви люди участвуют в Божественной литургии Святой Троицы – «едином действии» трех Божественных Лиц: Отца, Сына и Святого Духа (слово «литургия» означает «общественное служение»). Они сослужат небесной литургии ангелов, присоединяются к непрестанному пению трисвятой песни Творцу. Они участвуют в космической литургии, соучаствуя небесам и земле и всему творению в «хвалении Бога» и «проповедании славы Божией» (см.: Пс. 18, 2 ). Они вступают в реальность несравненно более страшную и величественную, чем та, от видения которой на вершине горы Синай древний Моисей «трепетал от страха».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/bog...

Церковь Церковь есть установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земной ап. Павел говорит: вы (христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства и к ходатаю нового завета Иисусу ( Ebp. XII, 22–24 ). Сие соединение Церкви небесной с земной указывает на нее, как на предмет веры. Веровать в Церковь значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа. В благодати Божией, всегда пребывающей в истинной Церкви Христовой, мы убеждаемся, во-первых, тем, что глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины ( Uh. I, 14 ) и исполняющий благодати и истины тело Свое, то есть Церковь ( Uh. I, 17 ). Во-вторых тем, что Он умолил Отца небесного послать ученикам Своим другого Утешителя, который да пребудет с ними во век ( Uh. XIV, 16 ). Утешитель же, Дух Святый, поставляет пастырей пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян. ХХ, 28 ). Имея главой и руководителем самого Бога, Церковь Христова по благодати Божией всегда пребывала и будет пребывать до скончания века: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Mф. XVI, 18 ); или – Я с вами во все дни до скончания века, говорит Иисус Христос ( Mф. XXVIII, 20 ). В исповедании веры мы признаем Церковь «единой». Сие наименование указывает на то, что Церковь Христова составляет одно духовное тело, имеет одну главу, Иисуса Христа, одушевляется одним Духом Божиим. Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех ( Eф. IV, 4–6 ). Для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа ( I Kop. III, 10–11 ). Хотя и существуют в Церкви православной как бы отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, но все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единую главу – Христа и единый дух веры и благодати. Видимо сие единство выражается одинаковым исповедыванием веры, общением в молитвах и таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   Так что здравомыслящий православный христианин, который знает пророчества в Св. Писании относительно последних дней, находит слабое утешение в том, что протестантский пастор- " харизматик» говорит ему: «Иисус может творить нечто чудесное, когда мы открываемся Ему. Не удивительно, что люди разных вероисповеданий могут теперь молиться вместе;» или католик-пятидесятник заверяет, что последователи всех вероисповеданий отныне «начинают заглядывать поверх этих разделяющих стен, только чтобы узнать друг в друге образ Иисуса Христа». Что это за «Христос», ради которого во всем мире развернута ускоренная не только психологическая, но и физическая подготовка? Это ли наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос, Кто основал Церковь, в лоне которой люди могут обрести спасение? Или это «лжехристос», который «...придет во имя свое...» (Ин. 5:43) и объединит всех, кто отвергает или извращает учение единственной Церкви Христа, Православной Церкви?    Наш Спаситель Сам предостерег нас: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне,» — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах,» — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:23—27).    Второе пришествие Христа будет несомненно: оно будет внезапным, с небес (Деян. 1:11); и оно положит конец этому миру. Для него не может быть никакой «подготовки», кроме православной христианской подготовки — покаяния, духовной жизни, бдительности. Те, кто «подготавливается» к этому любым другим путем, кто говорит, что Он где-то «здесь» — особенно «здесь», в Иерусалимском храме, — или кто проповедует «скорый приход Христа», не предупреждая о великом заблуждении, которое должно предварить Его пришествие, это явные пророки антихриста, лжехриста; он должен прийти первым и прельстить весь мир, в том числе и «христиан», которые не являются или не станут истинно православными христианами. Не будет грядущего «тысячелетия». Для тех, кто может принять его, апокалипсическое «тысячелетие» (Откр. 20:6) уже «настало»; жизнь в благодати Православной Церкви на целую «тысячу лет между первым пришествием Христа и временем антихриста», то, что протестанты ожидают «тысячелетия» в будущем, — только признание того, что они не живут в нем сейчас, то есть что они находятся «вне Церкви Христовой» и не знают Божественной благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Так что здравомыслящий православный христианин, который знает пророчества в Св. Писании относительно последних дней, находит слабое утешение в том, что протестантский пастор- " харизматик " говорит ему: " Иисус может творить нечто чудесное, когда мы открываемся Ему. Не удивительно, что люди разных вероисповеданий могут теперь молиться вместе; " [ 4 ] или католик-пятидесятник заверяет, что последователи всех вероисповеданий отныне " начинают заглядывать поверх этих разделяющих стен, только чтобы узнать друг в друге образ Иисуса Христа " [ 5 ]. Что это за " Христос " , ради которого во всем мире развернута ускоренная не только психологическая, но и физическая подготовка? Это ли наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос, Кто основал Церковь, в лоне которой люди могут обрести спасение? Или это лжехристос, который придет во имя свое(Ин. 5, 43) и объединит всех, кто отвергает или извращает учение единственной Церкви Христа, Православной Церкви?      Наш Спаситель Сам предостерег нас: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: " вот, [Он] в пустыне, " - не выходите; " вот, [Он] в потаенных комнатах, " - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 23-27).      Второе пришествие Христа будет несомненно: оно будет внезапным, с небес (Деян. 1, 11); и оно положит конец этому миру. Для него не может быть никакой " подготовки " , кроме православной христианской подготовки - покаяния, духовной жизни, бдительности. Те, кто " подготавливается " к этому любым другим путем, кто говорит, что Он где-то " здесь " - особенно " здесь " , в Иерусалимском храме, - или кто проповедует " скорый приход Христа " , не предупреждая о великом заблуждении, которое должно предварить Его пришествие, это явные пророки антихриста, лжехриста; он должен прийти первым и прельстить весь мир, в том числе и " христиан " , которые не являются или не станут истинно православными христианами. Не будет грядущего " тысячелетия " . Для тех, кто может принять его, апокалипсическое " тысячелетие " (Ап. 20, 6) уже настало; жизнь в благодати Православной Церкви на целую " тысячу лет между первым пришествием Христа и временем антихриста " [ 6 ], то, что протестанты ожидают " тысячелетия " в будущем, - только признание того, что они не живут в нем сейчас, то есть что они находятся вне Церкви Христовойи не знают Божественной благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Так что здравомыслящий православный христианин, который знает пророчества в Св. Писании относительно последних дней, находит слабое утешение в том, что протестантский пастор-»харизматик» говорит ему: «Иисус может творить нечто чудесное, когда мы открываемся Ему. Не удивительно, что люди разных вероисповеданий могут теперь молиться вместе» (Гарольд Бредезан, в журнале «Логос», янв.–февр. 1972, стр. 24); или католик-пятидесятник заверяет, что последователи всех вероисповеданий отныне «начинают заглядывать поверх этих разделяющих стен, только чтобы узнать друг в друге образ Иисуса Христа» (Кевин Ранаган, в журнале «Логос», ноябрь–дек. 1971, стр. 21). Что это за «Христос», ради которого во всем мире развернута ускоренная не только психологическая, но и физическая подготовка? Это ли наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос, Кто основал Церковь, в лоне которой люди могут обрести спасение? Или это лжехристос, который  придет во имя свое  (Ин. V, 43) и объединит всех, кто отвергает или извращает учение единственной Церкви Христа, Православной Церкви? Наш Спаситель Сам предостерег нас:  Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого  (Мф. XXIV, 23–27). Второе пришествие Христа будет несомненно: оно будет внезапным, с небес (Деян. I, 11); и оно положит конец этому миру. Для него не может быть никакой «подготовки», кроме православной христианской подготовки — покаяния, духовной жизни, бдительности. Те, кто «подготавливается» к этому любым другим путем, кто говорит, что Он где-то «здесь» — особенно «здесь», в Иерусалимском храме, — или кто проповедует «скорый приход Христа», не предупреждая о великом заблуждении, которое должно предварить Его пришествие, это явные пророки антихриста, лжехриста; он должен прийти первым и прельстить весь мир, в том числе и «христиан», которые не являются или не станут истинно православными христианами. Не будет грядущего «тысячелетия». Для тех, кто может принять его, апокалипсическое «тысячелетие» уже настало; жизнь в благодати Православной Церкви на целую «тысячу лет между первым пришествием Христа и временем антихриста» , то, что протестанты ожидают «тысячелетия» в будущем, — только признание того, что они не живут в нем сейчас, то есть что они находятся вне Церкви Христовой и не знают Божественной благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Наш Спаситель Сам предостерег нас: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот. Он в пустыне”, – не выходите; “вот. Он в потаенных комнатах”, – не верьте: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. XXIV:23-27 ). Второе пришествие Христа будет несомненно: оно будет внезапным, с небес ( Деян. 1 , II); и оно положит конец этому миру. Для него не может быть никакой “подготовки”, кроме православной христианской подготовки – покаяния, духовной жизни, бдительности. Те, кто “подготавливается” к этому любым другим путем, кто говорит, что Он где-то “здесь” – особенно “здесь”, в Иерусалимском храме, – или кто проповедует “скорый приход Христа”, не предупреждая о великом заблуждении, которое должно предварить Его пришествие, это явные пророки антихриста, лжехриста; он должен прийти первым и прельстить весь мир, в том числе и “христиан”, которые не являются или не станут истинно православными христианами. Не будет грядущего “тысячелетия”. Для тех, кто может принять его, апокалипсическое “тысячелетие” уже настало; жизнь в благодати Православной Церкви на целую “тысячу лет между первым пришествием Христа и временем антихриста“ 55 , то, что протестанты ожидают “тысячелетия” в будущем, – только признание того, что они не живут в нем сейчас, то есть что они находятся вне Церкви Христовой и не знают Божественной благодати. Г. ДОЛЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВИЕ ПРИМКНУТЬ К АПОСТАСИИ (ОТСТУПЛЕНИЮ)? Сегодня некоторые православные священники, под предводительством о. Евсевия Стефану, хотели бы убедить нас, что “харизматическое возрождение”, несмотря на то, что оно зародилось и развивается главным образом не в Православной Церкви, тем не менее вполне “православно”; и нас даже предостерегают: “не оставайтесь в стороне”. Но никто из тех, кто изучал это движение по работам его ведущих представителей, многих из которых мы цитировали выше, не может сомневаться в том, что это “возрождение” в той мере, в какой его вообще можно назвать “христианским”, – целиком и полностью протестантское по своему происхождению, духу, направлению, практике, “богословию” и конечной цели.

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

Скачать epub pdf БЕСЕДА НА ПРАЗДНИК СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» ( Лк. 2:34 ). Праздник Сретения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа празднуем мы ныне. Почему он называется Сретением? Потому, что Богомладенца Иисуса в храме Иерусалимском встретил святой Симеон... Когда исполнилось сорок дней от рождения Младенца Его Пречистой Матерью, Он принесен был Пресвятою Девою, по обычаю иудейскому, в храм на посвящение Богу, как написано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Богу ( Исх. 13:2 ). И в это время, по вдохновению, в храм вошел святой старец Симеон. Ему предсказано было Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. И вот, на руках престарелого старца Богомладенец, Тот Мессия, Которого так долго ждало измученное человечество. От избытка радостных волнений, из уст старца святого полилась дивная песнь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к посвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»... Святой Симеон обратился и к Божией Матери и сказал Ей о Сыне Ее: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Тут же в храме была пророчица Анна, которая говорила людям о Спасителе. После сего Божия Матерь с Сыном Своим и старцем Иосифом вернулись в Назарет ( Лк. 2:22–39 ). Обратите внимание, возлюбленные, прежде всего на то, что Сын Божий подчиняется всем установленным церковным законам иудейским: вносится в храм для посвящения Богу, как всякий младенец мужского пола народа Израильского. Здесь для нас, верующие, образец послушания всем велениям и уставам нашей Святой Православной Церкви. Церковь Божия, основанная Самим Богом, есть мать наша чадолюбивая, заботящаяся о нашем спасении вечном. Все это в Церкви православной, Божественное учение нашего Спасителя и Бога, разъясненное богомудрыми святыми отцами, чудное Богослужение с его молитвословиями, церковные установления, – все это есть та духовная пища, которая питает наши души: без этой пищи наша душа умирает; а питаясь ею, мы растем в меру возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Отдадимся же, возлюбленные, под руководство нашей святой церкви православной, – она есть надежный путь в Царство Небесное, как это ясно из слов Спасителя о пастырях православных и пастырях иных: «кто не дверью входит в двор овчий, но пролазит инде, тот вор и разбойник. А входящий дверью – есть пастырь овцам» ( Ин. 10:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Укорененные же в православной литургии принципы богослужения на их взгляд далеко расходятся с теми, что они привыкли считать главным. И все же многим она предоставляет глубокий молитвенный опыт. Знакомство с православной литургией порождает у христиан Запада по меньшей мере два вопроса. Как вышло, что обряд, который претендует на то, чтобы быть прямым наследником традиции ранней Церкви, принял формы, так сильно отличающие его от раннехристианского богослужения? Не могут ли церкви Запада что-нибудь почерпнуть для себя в православной литургии? Все, изложенное в этой книге, посвящено ответу на первый вопрос; впрочем, есть и кое-какие попытки ответить и на второй. 2. Источники традиции Происхождение евхаристии Апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа в 52 г. н. э., писал, что принял от самого Господа весть о том, «что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: „приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание“. Также и чашу после вечери, и сказал: „сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание“» ( 1Кор.11:23–25 ). В день Пасхи, на Тайной вечере, своей последней трапезе с учениками, Иисус сделал то, что преисполнено пророческого символизма: посредством самого существенного в человеческой пище он предвосхитил свою смерть на кресте. Этой смерти предстояло стать актом добровольного самопожертвования – жертвования себя Богу, и через эту жертву между Богом и его народом устанавливались отношения нового рода. Деля с учениками хлеб и чашу, Иисус заранее делил с ними и то, чего этой смерти предстояло достичь. От той трапезы и происходит христианская евхаристия. Повинуясь заповеди Иисуса, церковь «творит сие», чтобы вспоминать Его и возвещать Его Смерть во все времена, вплоть до его второго пришествия. В первые десятилетия Церкви христиане продолжали ходить в иерусалимский храм и в синагогу. Кроме того, они встречались в другом месте и для другой цели, чтобы совершать свое особое действо, евхаристию, которая, по всей видимости, вначале следовала тому же образу, что и Тайная вечеря – образу полноценной по своей форме иудейской трапезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010