Необходимо отметить, что в XIX в. православные народы Средиземноморья постепенно восстанавливали свою национальную церковную иерархию. В Антиохийском и Иерусалимском Патриархатах началась борьба за возвращение на высшие посты Церкви иерархов арабского происхождения. Эта борьба в Антиохийском Патриархате приобрела кульминационный этап в 1891 г., когда греческой партии уже с огромным трудом удалось добиться избрания на Патриаршую кафедру своего кандидата, митрополита Фаворского Спиридона. Однако в 1898 г. он был вынужден отречься от престола, и конфликт между греческими и арабскими архиереями вспыхнул с новой силой. В 1899 г. борьба завершилась победой арабской группировки, избравшей Патриарха Мелетия (1899–1906), которого не признал Константинополь. С конца XIX в. связи Патриархата с Россией помогало поддерживать созданное в 1882 г. Императорское Православное Палестинское общество. Оно ставило задачей создание сети общеобразовательных учреждений в Палестине, Сирии и Ливане. Благодаря его деятельности в 1895 – 1910 гг. в Ливане и Сирии было открыто 77 школ для 10 тыс. учащихся. В 1900 г. в Баламандском монастыре была основана духовная семинария, обучение в которой строилось на основе российских программ. В конце XIX – начале XX в. Патриархат насчитывал 13 епархий; монастырей – 17 (из них епархиальных – 12, ставропигиальных – 5); приходских церквей – ок. 400; численность православных составляла ок. 160 тыс. чел. В 1918 г. Османская империя, потерпев поражение в Первой мировой войне, прекратила свое существование. 5.6. Антиохийский Патриархат в XX в. Осенью 1918 г. Сирия и Ливан были заняты английскими войсками. По условиям Версальского договора 1919 г. эти территории перешли под управление Франции, нося отныне статус французских протекторатов. В 1923 г. состоялась Лозаннская конференция, согласно решениям которой, часть территорий Антиохийского Патриархата (Киликия, Эдесса, Мардин) оказались в составе Турецкой республики. В конце 30-х гг. ХХ в. французские власти передали Турции район Александретты (Искендерун) с Антиохией, древним центром Патриархата. С тех пор за городом закрепилось турецкое название Антакья. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) значительно ухудшила положение местного населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо он не может привлечь к своему суду митрополитов Сирии, или Палестины и Финикии, или Египта против их воли; но митрополиты Сирии подлежат суду антиохийского патриарха, а палестинские - суду патриарха иерусалимского, а египетские должны судиться у патриарха александрийского, от которых они принимают и хиротонию и которым именно и подчинены». Сторонники другой точки зрения видят в экзархах великой области Понтийского, Асийского и Фракийского экзархов, подчиненных 28 правилом Халкидонского Собора Константинопольскому престолу и, таким образом, относят 9 и 17 правила того же Собора исключительно к клирикам Константинопольского Патриархата. Эта точка зрения имеет свою аргументацию, на взгляд автора данной статьи, достаточно сильную: «На 9-е правило ссылаются как на подтверждение  исключительных прав Константинопольского Патриархата в  Церкви Вселенской, из чего уже выводятся и частные преимущества  и права последней, в том числе и юрисдикция над диаспорой. Такова суть аргументации  митрополита Сардийского Максима,  автора сочинения, в котором отстаивается вселенская власть Константинопольских Патриархов.  Между  тем внимательный анализ исторического контекста, а также  содержание этих правил позволяют сделать один-единственный вывод: речь идет о клириках Константинопольского Патриархата, который только на Халкидонском Соборе получил право юрисдикции  над «великими экзархатами», упоминаемыми в 28-м правиле: Понтийским, Асийским и Фракийским. Сам  митрополит Максим  не находит возможности распространять действие данного правила  и на Западный Патриархат.  Это было бы слишком абсурдно ввиду  действительного соотношения рангов чести первых пяти  епископов эпохи Халкидонского Собора. Что же в 9-м и 17-м правилах  дает основания для проведения такой границы: к клирикам  Римской Церкви  оно не относится, а касается только Церквей  Антиохии, Александрии, Иерусалима и  Кипра? Для столь своеобразно  профилированного проведения границы  указанные  правила никаких оснований не содержат» (Протоиерей В. Цыпин). Таким образом, как не крути, но не более чем голословным утверждением являются слова Шабанова: «9-е и 17-е правила Четвертого Вселенского Собора окончательно закрепили за Константинопольской Патриаршей Кафедрой ее древнее и постоянно используемое право принимать к рассмотрению судебные дела других Поместных Церквей». Здесь особенно умиляет упоминание о древности прав Константинопольской Патриаршей кафедры во времена Четвертого Вселенского Собора, учитывая то, что сам Константинополь был основан в 330 г., т. е. всего за 121 год до Халкидонского Собора, а к моменту созыва Второго Вселенского Собора, т. е. к 381 г. (за 70 лет до Халкидона), Константинопольский архиерей, вообще, был рядовым епископом в подчинении Ираклийского митрополита.

http://radonezh.ru/monitoring/o-mnimosti...

—616— даний это последнее требование не имеет безусловной обязательности. Наш гражданский законодатель в этом отношении стоит на точке зрения церковного права. Церковное же право католическое и православное безусловно запрещают брак христиан с нехристианами, что и выражено в X т. ст. 85. Но такого запрещения не знает церковное право лютеран и реформатов; поэтому и наши гражданские законы дозволяют русским подданным лютеранского и реформатского исповедания вступать в брак с нехристианами, если на то последует согласие их духовного начальства (Уст. ин. исп. ст. 210211). А. Павлов Лебедев А.П. Краткие сведения об Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском патриархатах 496 : (Из истории Греко-восточной церкви от падения Константинополя в 1453 г. до настоящего времени)//Богословский вестник 1901. Т. 1. 4. С. 617639 (2-я пагин.). (Окончание.) —617— (Материальное состояние патриархатов: – бедность Александрийского, материальное состояние Антиохийского патриархата в разное время, – то же состояние Иерусалимского патриархата. – Императорское Православное Палестинское Общество, его задачи и деятельность на православном Востоке). Но быть может, многое из того, что нами указано раньше касательно разного рода неблагоустройства в трех патриархатах, как-то убожество храмов, недостаток в них церковной утвари, жалкое состояние школ, отсутствие или же малообеспеченное положение духовно-учебных заведений, зависели от скудости материальных средств этих патриархатов? Поставляя этот вопрос, мы тем самым побуждаемся повести речь о материальном состоянии их. Сознаемся, что вопрос этот не легкий, ибо считать деньги в чужом кармане очень трудно. Но так как существуют авторы, которые считают себя обладающими возможностью судить о финансовом положении патриархатов и их представителей, то и мы примемся за то же, пользуясь их данными, но не вдаваясь ни в какие подробности вопроса. Начнем с Александрийского патриархата, но речь о нем будет коротка, за недостатком надлежащих сведений. —618— Несомненно, это один из самых бедных патриархатов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правительство Иордании и отступники обвиняют Патриарха в том, что он не сдержал обещаний, которые были им даны перед патриаршими выборами 2005 года, последовавшими после лишения сана патриарха Иринея, его предшественника, обвиненного в незаконной продаже части земель Восточного Иерусалима, являющихся греческой собственностью, Израильскому государству. Тогда шла речь о поставлении еще одного епископа из арабов, введении второго арабского клирика в Священный Синод и восстановлении особого Совета из клириков и мирян, дающего арабской пастве значительные права в управлении церковной собственностью (инициатива, которой особенно противится Израиль). Патриарх напомнил, что им был рукоположен во епископы Феодосий (Аттала Анна), известный националист, теперь поддерживающий отмену признания Иорданией Патриарха Феофила III; второй же арабский епископ, ныне преставившийся, пока не замещен. Патриарх также заявил, что в его планы входит назначение второго арабского представителя в Священный Синод, но не под внешним давлением. Патриарх заявил, что притязания на коммерческую эксплуатацию земель Иерусалимского Патриархата на берегу Иордана «имеет самую прямую и тесную связь» с попыткой правительства аннулировать его признание. «Вопрос не в том, что эти земли представляют некую материальную ценность. Собственность Патриархата неразрывно связана со святынями, и поэтому мы никогда не использовали и не будем использовать ее в коммерческих целях». Говоря о попытках добиться заключения земельной сделки под угрозой аннулирования его признания, Патриарх отметил, что в свое время такое же давление на него пытался оказывать Израиль; теперь же эту израильскую модель отношений пытается применить Иордания. «Патриархат подвергался давлению со стороны Израиля в связи с признанием меня патриархом. Мы всегда ясно давали понять израильским властям, что не поступимся интересами Патриархата, – сказал предстоятель Иерусалимской Церкви. – Патриархат должен почитаться как священный институт – духовный и религиозный. Нельзя обращаться с ним как с агентством недвижимости. Я подчеркиваю еще раз: я не бизнесмен, и если кого-то это не устраивает – это их проблема».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  – За 450 лет от завоевания Константинополя до Первой мировой войны сменилось полторы сотни патриархов, в среднем – каждые три года. Несладко им жилось в Турции? – По-разному случалось. Древние кафедры (александрийская, антиохийская, иерусалимская) подчинялись стамбульскому патриарху, особенно его влияние расширилось после завоевания Сирии и Египта османами. Иерархи приезжали в Стамбул и решали все дела со двором султана и визирями только при посредничестве фанарского патриарха как главы всех православных христиан империи. Это устраивало руководство страны. При османах патриарх получил власть куда большую, чем давали ему права церковные. Это было удобно для управления христианским населением, за которое он отвечал. Все начало меняться, когда Османская империя стала терять силу. В конце XIX века сложилась ситуация, когда турецкие султаны не могли смещать патриархов в Стамбуле, патриархат стал инструментом внешних сил против Османской империи.   – Но после Первой мировой войны все вернулось на круги своя? – Отношения власти и патриархата кардинально изменились. Турция, как известно, проиграла войну, основная часть ее территории была оккупирована войсками стран Антанты. Фанарский патриарх не только поддержал интервентов, но даже заявил о подчинении патриархата Греции. В 1921 году патриарх Мелетий IV, который являлся племянником греческого премьер-министра Венизелоса, был избран благодаря вмешательству Греции и греческих националистических группировок в Стамбуле. Однако против оккупантов началась турецкая освободительная война 1919-1923 годов, которую возглавил Кемаль Ататюрк, интервенты были разгромлены и изгнаны. А фанарский патриархат предстал перед народом как пособник оккупантов. С тех пор многие турки негативно оценивают его деятельность, и отношение к самому существованию фанарской патриархии можно охарактеризовать как антипатию. После изгнания интервентов турецкие власти юридически очертили условия пребывания в Турции фанарского патриархата, что закреплено положениями международного Лозанского договора 1923 года между Турцией и странами Антанты.

http://radonezh.ru/2021/01/21/deniz-berk...

Кириллу, позволив этому последнему взять его с собою в Дамаск и употребить, по своему усмотрению, в греко-униатском деле, что тот и сделал, положив преосвященному денежное пособие из сумм миссии. В Хазбее начальник русской миссии нашел преосвященного тиро-сидонского Исаию. «Трудно было бы найти человека, – говорит о нем преосв. Кирилл, – менее соответствующего потребностям этой обширной и важной епархии, в состав которой входит Ратея, Хазбея, Сур (Тир), Сайда (Сидон) и др. города, где преобладает уния, и начинает усиленно распространяться протестантство. Но и положение его таково, что и при способности он едва ли бы мог что-нибудь сделать в пользу православия. Он едва имеет 3000 пиастров (около 150 руб. сер.) годового дохода. Он не имеет диакона для служения в церкви и служит с двумя священниками, получая за заказную литургию пиастров 10–12: такого жалкого явления я доселе не встречал, да признаться и не думал встретить». Приходское духовенство антиохийского патриархата произвело на преосв. Кирилла более отрадное впечатление. В самом Дамаске приходское духовенство, по его отзыву, было даже достойно всякого уважения. Между священниками были люди очень умные, и все они вообще не были такими невеждами, как в иерусалимском патриархате, и держали себя весьма прилично: причина этого, быть может, заключалась, по объяснению преосв. Кирилла, и в том, что они большею частию были люди очень достаточные, так как семьи их занимались различными промыслами. И вне Дамаска, во всех местах, которые посетил преосв. Кирилл, духовенство арабское не производило на него того безотрадного впечатления, какое снова стало поражать его, едва только он вступил в пределы иерусалимского патриархата. Правда, оно было бедно, скудно, но вместе, с тем не лишено смысла, не забито. Более других терпели в материальном отношении священники из новообратившихся греко-униатов, к которым патриархия относилась непростительно холодно. В народонаселении православном антиохийского патриархата преосв. Кирилл подметил несколько весьма характеристических, по его мнению, черт.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отступления Константинопольского Патриархата от Православия 20.04.2019 769 Время на чтение 34 минут По ходу обсуждения текущего общеправославного церковного кризиса открываются глобальные отступления Константинопольского Патриархата (далее - КП) от Православия. Осознать их в совокупности необходимо, чтобы четко понимать, сколько и какие проблемы предстоит решить. На данный момент вышло много публикаций, в которых на конкретных примерах подтверждается, что константинопольская экклезиология - это разновидность ереси папизма. Однако существуют важные свидетельства и документы, которые открывают иные стороны религиозных взглядов Фанара и дополняют уже известные, но в подробностях еще не изученные. В данной статье рассмотрим три крупных отступления от Православия в современной деятельности КП. I. Папизм Папизм выражен во многих текстах и действиях КП на протяжении длительного времени, но с особой выразительностью он представлен в последний период - с сентября 2018 г. по настоящее время. Некоторые свидетельства этого уже разобраны в публикациях специалистов, поэтому мы не станем заново их цитировать, но на их основании перечислим основные проявления папистской ереси в современной жизни КП. Последнее положение требует отдельного пояснения, ибо оно раскрылось с особой выразительностью в недавних публичных выступлениях КП, прежде всего, в ответе Патриарха Варфоломея на письмо Предстоятеля Албанской Церкви архиепископа Анастасия . Здесь прорисована константинопольская экклезиология, в рамках которой во главе Церкви стоит КП, на второй ступени - древние Поместные Церкви (Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская), которые должны признавать своим главою КП, а ниже находятся, как сказано в письме: «Новейшие итак называемые автокефалии " (Τνεωστ κα οτω καλομενα ατοκφαλα " )». Патриарх Варфоломей, по сути, прямым текстом обесценил автокефалии остальных Поместных Церквей, назвав их «так называемыми» и поставив слово «автокефалии» в кавычки, но этим он не ограничился.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/20/ots...

К 1668 году положение Иерусалимской Церкви стало резко ухудшаться. Политика и правосудие, как никогда раньше, зиждились на деньгах, а их у Патриархата не было. Зато они были у католиков. Пользуясь поддержкой европейских стран, а в частности посла Австрии, и стараниями иерусалимского судьи, католикам удалось добиться от турецкого султана фирмана, аннулировавшего предыдущий, изданный, как известно в пользу православных. Не имея другого выхода, патриарх решает лично отправиться в Константинополь, где ему Божьим провидением удается добиться свержения неправедного судьи. Вскоре злочестивые латиняне нашли другой, более верный способ. Они стали скупать у мусульман долги Патриархата и требовать передачи в счет векселей церквей и целых монастырей. Положение было трагическим. За отсутствием средств Вифлеемский храм был на грани разрухи, а обители грузинских монахов вот-вот могли перейти в руки францисканцев. Патриарх Досифей Измученный долгой борьбой и находившийся в отчаянии, престарелый патриарх решил уйти на покой. Своим преемником Нектарий назначил деятельного и молодого инока Досифея, которому к тому времени не исполнилось и двадцати восьми лет. 23 января 1669 года его избрание на Святоградский престол было единогласно утверждено собором епископов, собравшимися по этому поводу в Царьграде. Первым делом молодого патриарха Досифея II (1669-1707) стало создание нового органа управления делами Патриархата – «Собора Старейшин», в который вошли наиболее опытные и влиятельные иерархи и черноризцы Братства Святого Гроба. Здесь произошло зарождение будущих комитетов, которые в тот период возглавили Птолемаидский Иоасаф, Газский Христодул и Лиддийский Неофит. Главой Собора Досифей поставил самого старца Нектария. С основанием «Собора Старейшин» система управления Патриархатом существенно упростилась и стала максимально эффективной. Ведь, до сих пор за сбором средств ездил лично сам патриарх. Он же улаживал административные вопросы, чинил церковный суд, разрешал трения с политической властью. Благодаря успешному правлению, к 1671 году Братству удалось оплатить католикам предъявленные по векселям долги и даже сохранить обители грузинских монахов. Год спустя, началось восстановление разрушавшегося Вифлеемского храма. Видя такое развитие событий, католики предприняли попытку убить Досифея, однако физически сильный патриарх смог защититься.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

— Как складываются отношения с представителями других Поместных Церквей, инославными, мусульманами и иудеями? — У всех нас сложились замечательные отношения с иерархами Иерусалимского Патриархата и лично с Блаженнейшим Патриархом Феофилом : мы вместе совершаем богослужения в великие церковные праздники, мы приглашаем Блаженнейшего возглавить все значимые торжества нашей Русской духовной миссии, мы вместе решаем многие серьезные и важные вопросы, касающиеся межцерковных, дипломатических отношений. Также у нас замечательные отношения с иерархами и духовенством Латинского Патриархата Иерусалима, с его главой Архиепископом Пьербаттистом Пиццабаллой, с главой Францисканского ордена, Кустодом Святой Земли Франческо Паттоном и со многими францисканцами лично. Мы поддерживаем с Латинским Патриархатом добрые связи в области культурного обмена, образовательной деятельности, всегда в качестве почетных гостей участвуем в торжественных актах, посвященных самым главным памятным датам Латинского Патриархата в целом и Францисканского ордена, в частности. Мы дружим с православными румынами — их Иерусалимское подворье располагается совсем недалеко от нашего, поэтому мы бываем у них на праздничных богослужениях. Надо четко отметить, что дружеские отношения со всеми христианами в Святой Земле, независимо от их конфессиональной принадлежности, очень важны — они помогают вместе противостоять тем вызовам, которые подчас здесь готовит христианам государство. Что же касается мусульман и ортодоксальных иудеев, то обычно мы встречаемся на официальных приемах, которые устраивает в честь памятных государственных дат Президент Израиля Реувен Ривлин или мэр Иерусалима Моше Лион, а также во время приемов в дипломатических представительствах различных государств, имеющих свой дипкорпус в Израиле. — Несколько лет назад в сети появилось видео необычного явления в небе над Иерусалимом. Широкой огласки в официальных мировых СМИ событие не получило. Но по Интернету разошлось. Что это — фейк-видео со спецэффектами или реальное чудо Божие?

http://patriarchia.ru/db/text/5702405.ht...

В кон. зимы 1733 г. из-за эпидемии большинство учеников И. П. покинули уч-ще в Триполи. По приглашению патриарха Сильвестра в марте 1733 г. И. П. с оставшимися учениками переселился в Дамаск. Дидаскал выступал с проповедями в кафедральном соборе, обличая лат. вероучение, однако его попытки остановить католич. натиск ввиду разительного неравенства сил не увенчались успехом. Положение самого Сильвестра в Дамаске было шатким, значительная часть местных христиан симпатизировала унии. Вскоре патриарх направил И. П. в проповедническую поездку по сир. епархиям. В его отсутствие школа пришла в упадок, уровень образования резко снизился. По возвращении в Дамаск И. П., разочарованный безуспешностью проповеди, не возобновлял активной преподавательской деятельности. В 1735 г. он посетил св. места Палестины, где установил контакты с греч. духовенством Иерусалимского Патриархата. В нояб. 1735 г. И. П. навсегда покинул Сирию и уехал на Кипр в свите патриарха Сильвестра. Весной следующего года дидаскал перебрался на Патмос. Однако вскоре знания И. П. снова оказались востребованы на христ. Востоке. В кругах Святогробского братства созрела идея открытия в Палестине богословской школы. Иерусалимский патриарх Мелетий , пребывавший в К-поле, обратился к И. П. с просьбой занять пост схоларха. В авг. 1736 г. И. П. отбыл в Палестину и в конце того же года (по др. сведениям, в сент. 1737) начал занятия в новосозданной школе. Училище имело 2 направления деятельности: начальное образование правосл. араб. молодежи и подготовка клириков для Святогробского братства. В программу обучения входили греч., лат. и араб. языки, изучение Свящ. Писания и святоотеческого наследия, античная, визант. и пост-визант. греч. лит-ра, логика, философия и математика. Особое внимание уделялось подготовке выпускников к проповеднической деятельности. Как и прежние учебные заведения, к-рыми руководил И. П., школа в Иерусалиме привлекала учеников со всего Вост. Средиземноморья. Преподаванием занимались И. П. и неск. его помощников, гл. обр. греков. Из учеников и сподвижников И. П. в палестинский период его деятельности наиболее известны диак. Софроний аль-Килизи, возможно обучавшийся у И. П. еще в Сирии (впосл. Иерусалимский и К-польский патриарх († 1781)), выпускник Патмосской академии дидаскал Ефрем (впосл. патриарх Иерусалимский Ефрем II (1766-1770/71)), Анфим (впосл. патриарх Иерусалимский (1788-1808)). Став советником Иерусалимского патриарха Парфения (1737-1766), И. П. участвовал в разрешении спора о перекрещивании латинян.

http://pravenc.ru/text/200343.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010