262. На чем основано молитвенное призывание святых небесной Церкви? Правило Церкви, пребывающей на земле, призывать в молитве святых Церкви небесной, основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании. Например, когда пророк Давид взывает в молитве: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!» ( 1Пар 29:18 ), тогда он воспоминает святых для укрепления своей молитвы. Точно так же теперь Православная Церковь призывает Христа, истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех Святых . Святой Кирилл Иерусалимский в пояснении Божественной литургии говорит: «Поминаем и прежде умерших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством» принял Бог наше моление (Поучение тайноводственное, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в слове на день Святых Сорока мучеников говорит: «Скорбящий к Сорока мученикам обращается, к ним же прибегает и веселящийся: один – чтобы освободиться от скорбей, а другой – чтобы сохранить то доброе, что имеет. Здесь же мы видим благочестивую жену, молящуюся о своих детях, о путешествующем муже, просящую здравие больному. К мученикам обращены прошения ваши» . 263. Есть ли свидетельство Священного Писания о посредствующей молитве святых на небесах? О посредствующей молитве святых на небесах есть свидетельство Священного Писания. Евангелист Иоанн в откровении видел на небесах Ангела, которому дано было «множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). 264. Есть ли свидетельство Священного Писания о явлениях святых с неба? О благотворных явлениях святых с неба есть свидетельство Священного Писания. Евангелист Матфей повествует, что после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа «многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град, и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). Поскольку такое значительное чудо не могло совершиться без высокой цели, то следует полагать, что воскресшие святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью содействовать переходу в открывавшуюся тогда новозаветную Церковь тем, кто родился в ветхозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Оглашение оканчивается молитвой о просвещении вступающих в завет с Богом. Впрочем, заметить должно, что Церковь издревле запрещает совершать Крещение, если оглашенные пали в тяжкие грехи, доколе падшие не явят новых плодов покаяния 262 . Последование святого Крещения. Таинство св. Крещения Понятие о св. Крещении Крещение начал совершать Иоанн, – Предтеча Нового Завета. Но как он сам, не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете ( Ин.1:8 ), то и Крещение его было только приготовлением к таинству. Я крестил вас водою, – говорил он, а Он (т. е. Иисус Христос), будет крестить вас Духом Святым ( Мк.1:8 ). Крещение Иоанново было крещением покаяния ( Деян.19:4 ). Оно внушало, что как тело омывается водой, так человек, желающий войти в царство Божие, должен очиститься от грехов. Примером же своим и повелением Иисус Христос установил таинство Крещения, т. е. Крещения водой и Духом Святым. Ибо когда Иисус Христос крестился, Дух Святой сошел на Него в виде голубя. По воскресении своем Спаситель дал Апостолам повеление: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Без таинственного Крещения, установленного Самим Господом, нельзя войти в царствие Божие и получить спасение. Как древле обрезание было дверью в Церковь Божию Ветхого Завета ( Быт.17:11–14 ), так св. Крещение служит дверью в общество верных Нового Завета. Сам Господь говорит: Аще кто не родится водой и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Происходя от Адама согрешившего и осужденного, человек естественно рождается грешником и виновным пред правосудием Божиим. О человеках, не возрожденных благодатью Крещения, Бог говорит: Рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Посему рождающиеся по плоти чужды жизни духовной, Богоугодной и бессмертной, свойственной человеку, созданному по образу и подобию Божию, и живут жизнью только чувственной, греховной, достойной осуждения. Они суть по природе чада гнева Божиего ( Еф.2:3 ). Но как всемирный потоп, прообразовавший Крещение ( 1Пет.3:20–21 ), потребил людей, преданных плотской нечистоте, омыл и обновил лице земли; так таинственными водами животворного Крещения человек возрождается из жизни плотской и греховной в духовную и святую, освобождаясь от греха и осуждения, в которых родился и жил до Крещения. Благодатью Божией, по объяснению св. Отец Карфагенского Собора, подается крещаемому не только оставление грехов содеянных, но и помощь, да не содеваются иные грехи; подается не только знание того, что надобно делать, но и вдыхается любовь к исполнению познанного 263 . По словам Кирилла Иерусалимского , таинство Крещения есть не только благодать оставления грехов, каково было крещение Иоанново, – но и благодать усыновления 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор 15:3-9). Апостолы с удивительным бесстрашием проповедовали, что Человек, потерпевший по мирским меркам полное поражение, отвергнутый и казненный, есть Воскресший Спаситель, Судия, даже Бог. Есть ли этому правдоподобное объяснение? Да. И состоит оно в том, что Он действительно воскрес. Бог вмешался в ход истории и изменил его навсегда. Из этого следуют совершенно определенные выводы для меня и для вас, читающих сейчас эту статью, — Евангелие оказывается не древней книгой, повествующей о давно минувших событиях и давно умерших людях, а посланием, обращенным к нам здесь и сейчас, щедрым предложением спасения и вечной жизни, которое мы можем принять или отвергнуть: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16). Хитон Спасителя Хитон Господень — одежда, упомянутая в Евангелии. Грузинская Православная Церковь чтит эту святыню, принесенную из Иерусалима в Мцхету и пребывающую по сей день под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели. При этом в хрониках города Трира (Германия) упоминается, что римская царица Елена привезла из Иерусалима часть Хитона Спасителя. Первохристианская община бережно хранила святыню и зашила ее, как в футляр, в другую ткань. В более поздние времена ей придали вид одежды, которую носили в Палестине в I веке. В 1978 году этот Хитон исследовала швейцарская группа специалистов. Было научно подтверждено, что размер оригинальной части святого Хитона, привезенной царицей Еленой из Иерусалима, — 30Х30 см. Другие части Хитона находятся в Грузии и, видимо, во Франции — в городе Аржантее под Парижем. Терновый Венец Спасителя Согласно Церковному преданию, святая царица Елена получила Терновый Венец в дар от иерусалимской общины во время своего паломничества на Святую Землю, после чего святыня хранилась в Константинополе.

http://foma.ru/dostovernost-chuda.html

Яко причтен бы с нами, и приял бяше жребий службы сея. «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал»: В те дни, т. е. когда ученики Христовы пребывали в Иерусалиме, в горнице, и ожидали сошествия Святого Духа, Петр становится посреди учеников и начинает говорить. Почему это делает Петр, а не другой кто из учеников Господних? На этот вопрос отвечает св. Златоуст: «Петр всегда первый начинает говорить, частью по живости своего характера, а частью потому, что Христос вверил ему свое стадо, и он был первым в лике (Апостолов)». 8 Он действовал между Апостолами, как старший брат между младшими братьями, или как старший член между другими равноправными членами общества. Других преимуществ ему неусвояли прочие Апостолы. Таким апостола Петра признавала вся древняя вселенская Церковь . В этом разуме и доныне православная Церковь , прославляя Святого апостола Петра, именует его, как и апостола Павла, первоверховным. «Было же собрание человек около ста двадцати». В этом собрании, надобно полагать, были и семьдесят учеников 9 названных Апостолами, а также и другие верующие, которые, когда избранные Апостолы оставались в иерусалимской горнице, по временам собирались к ним для общественной молитвы и для благочестивых собеседований. Не все между ними были равны по летам и по нравственным достоинствам; но апостол Петр обращается к ним, как братьям. Этому научился он из примера и заповеди своего Учителя и Господа. «Мужи братия»! – говорит Петр, обращаясь ко всему собранью: Если Господь назвал их братьями, то тем приличнее было такое обращение Петру; а потому-то он и восклицает так в присутствии всех. Вот достоинство Церкви и ангельское ея состояние!» 10 «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса». В Псалме 108-м, устами пророка Давида, предсказано о предателе Господа Иисуса, нечестивом Иуде: и епископство его да приимет ин. «Достоинство его или служение да получит другой.» Иуду называет Лука вождем взявших Иисуса; потому что Иуда за тридцать сребренников взялся предать Господа, и привел множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных, и предал им своего Учителя и Господа ( Мф. 26:47.48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Мы, православные, имеем в Церкви полноту истины Христовой, все освящающие таинства, всё духовное богатство даров Святого Духа. Надо ежедневно благодарить Бога за то, что удостоил нас быть членами Его Церкви. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», – утешает христиан апостол Петр ( 1Пет 2:9 ). Постараемся же в своей жизни оправдать такое высокое звание! Гора Господня «Придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева и научит Он нас Своим путям» ( Ис. 2:3 ). Как чада благодатного Царства Божия, мы с детства научены верить в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь . Однако, наверно, не многие из нас знают, что эти драгоценные свойства Церкви еще задолго до начала христианской эры были раскрыты и объяснены ветхозаветными пророками. Когда на богослужениях мы слышим слова: «ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския»... «свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля ... Ненавидящие Сиона посрамитеся от Господа» и другие им подобные, то мы знаем, что здесь речь идет не о возвеличении еврейской нации, но о славе Церкви , к который мы принадлежим. Хотя некоторые все же недоумевают: почему имена «Сион», «Иерусалим», «Израиль» и им подобные ветхозаветные названия не заменить словом « Церковь »? Причина сохранения этих древних имен в наших богослужениях заключается в том, что они с древнейших времен стали дорогими и священными символами Царства Божия среди людей. Эти символы, как увидим, раскрывают нам таинственную природу Церкви Христовой и одновременно образно рисуют ее предстоящую славу. Задолго до христианства ветхозаветные пророки подготовляли духовную почву, закладывали религиозный фундамент Царства Божия среди людей. В то далекое время, когда другие народы еще обоготворяли разные предметы и силы природы, еврейский народ почитал истинного Бога. Город Иерусалим и Храм Божий, воздвигнутые на горе Сион, со времен царей Давида и Соломона стали единственным местом на земле, где прославлялось имя Творца неба и земли. Если не всегда фактически, то во всяком случае по призванию, ветхозаветный Храм, город Иерусалим и гора Сион были священными местами. Здесь, по предсказаниям, должен был явить Себя Мессия – Спаситель человечества; здесь должно было совершиться искупление людей, сошествие Святого Духа и начаться Царство Божие. Израильтяне же были призваны первыми влиться в Царство Божие, и многие из них действительно стали первыми христианами и первыми святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

( < < back) назывались в древности лица, которые служили при царских дворах в качестве стражи при опочивальнях цариц и царевен. По большей части, евнухи были скопцами. При византийском дворе должность евнухов была весьма почетная; они представляли собою вообще царедворцев вельмож, и имели большое влияние на государей и управление страною. Константин Великий стал назначать их на низшие должности и тем ограничивал их влияние; но при Констанции — евнухи приобрели сильное значение при дворе. ( < < back) стих этот читается так: Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили в след тех, которые не помогают. Здесь от имени Господа пророк Иеремия изобличает священников, правителей и пророков Израиля, позабывших милости Бога и отступивших от Него. Жизнеописатель святого Афанасия Александрийского в переносном смысле относит эти слова к Констанцию и арианствующим епископам, которые отступили от истинной веры во Христа Бога. ( < < back) Makcuм III, патриарх иерусалимский, занимал кафедру с 333 по 350 г. Он пострадал за имя Христово и был исповедником. Когда на Тирском соборе ариане требовали от православных епископов, чтобы они подписали беззаконный приговор об Афанасии, то Пафнутий, епископ города Таиса, в верхней Фиваиде, исповедник, пострадавший в царствование Makcuмuaha II, взял за руку Максима, вывел его из собрания и сказал: «нам, исповедникам, неприлично принимать участие в таком соборе». — Память св. Максима совершается в греческой церкви 17-го ноября. ( < < back) Александр, патриарх Константинопольский, управлял кафедрою с 325–340 г. Константин Великий, обманутый притворным исповеданием веры Ария, приказал Александру принять ересиарха в церковное общение в храме св. Ирины. Св. Александр, тогда (в 336 г.) почти уже столетий старец, не желал этого и в течение нескольких недель молился со своею паствою об отвращении сего угрожающего зла. Накануне принятия Ария, Александр вошел в церковь св. Ирины, пал ниц пред св. престолом и молился о том, чтобы ему не пришлось быть свидетелем такого святотатства, и чтобы лучше он сам или ересиарх был взят из мира сего. Известно, что Арий внезапно умер, когда на другой день торжественно шел в церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по решенному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:22–24). По закону Моисееву, родильницы в течение сорока дней не могли являться в церковь Божию; по прошествии же этого времени обязаны были явиться в храм и от священника принять очистительную молитву. Подвергается сему закону и Пречистая Матерь Божия Дева Мария, — не потому, чтобы имела нужду в очищении Родившая бессеменного Источника чистоты и святости, но дабы исполнить закон Божий и показать совершенный образец благочестия и смиренномудренного повиновения воле Божией. Посему Она, подобно прочим женам израильским, вместе со святым обручником Иосифом, приносит предвечного Младенца Иисуса во храм Иерусалимский, чтобы представить пред Господа: ибо, по закону Божию, всякий первенец мужского пола посвящаем был Богу как Ему единому принадлежащий. Родители обязаны были искуплять его, давая в церковь малое количество серебра, и сверх того должны были, в благодарность Богу, принести в жертву: богатые — агнца, а бедные — двух горлиц или двух птенцов голубиных. Смысл этого закона имеет весьма важное значение. Чадородие есть дар Божий: кому же принадлежит первый плод, как не Богу, даровавшему его? Сверх того, закон искупления первенцев напоминал израильтянам чудесное их исшествие из Египта, когда Ангел Господень умертвил всех первенцев египетских, а израильских пощадил (см.: Исх. 13). Дабы исполнить закон и Пресвятая Матерь Божия и Дева Сына Своего Первенца посвящает Богу; Искупителя рода человеческого искупляет; по бедности приносит в жертву двух птенцов голубиных за Того, Которого Отец Небесный отдал в жертву за спасение человеков. В таком смирении приходит в первый раз в Иерусалим Господь и Спаситель наш… И кто Его встречает? Один только благочестивый старец Симеон и восьдесятичетырехлетняя вдовица Анна, в посте и молитве безотлучно пребывавшая при церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010