Упомянув однажды об Эфиопе, хочу привести относительно этого имени свидетельства Писания. Аарон и Мария роптали на то, что Моисей имел жену эфиоплянку (Чис. 12). И ныне Моисей имеет жену эфиоплянку. Ибо закон его перешел к этой нашей эфиоплянке. Пусть ропщет Аарон, священство Иудеев, пусть ропщет и Мария, синагога их: «Из заречных стран Эфиопии поклонники Мои — дети рассеянных Моих — принесут Мне дары» (Соф. 3.10), и опять: «Эфиопия предварит руки свои к Богу» (Пс. 67.32). Прекрасно сказано: «предварит». Ибо как в Евангелии женщина кровоточивая предварила исцелением дочь начальника синагоги (Мф. 9; Мк. 5; Лк.8); так и Эфиопия исцелена, тогда как Израиль болеет. Вследствие падения его, дано спасение язычникам, для возбуждения в нем ревности. «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива». И ты, церковная душа, обрати речь свою к дщерям Иерусалимским и скажи: жених любит меня сильнее, ценит меня более, нежели вас многочисленные дщери Израилева. вы стоите вне и видите невесту, входящую в ложницу жениха. Пусть никто не сомневается, что называемая черною, несмотря не ее черноту, прекрасна. Каковы же мы, чтобы нам познавать Бога, чтобы воспевать песни книги. Песнь Песней, чтобы от пределов Эфиопии, чтобы от концов земли придти послушать премудрости истинного Соломона? И когда раздается голос Спасителя, говорящего: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости. Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12.42): то ты будь внимателен к тайнам, которые в этих словах предлагаются. От пределов земли приходит царица южная, церковь, и осуждает людей рода сего, то есть, Иудеев, преданных плоти и крови. Она приходит от пределов земли послушать премудрости Соломона, не того. который прославляется в Ветхом Завете, а того. который в Евангелии есть больше Соломона. Я черна, но прекрасна, дщери Иерусалимские, черна, как шатры Кидарские, прекрасна, как завесы Соломоновы. Ибо она соответствовала тому и другому: «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

По его глубокому убеждению, каждая церковь во главе с епископом является наследницей Петра - основанием единства Церкви в целом. Это отражение природы местной христианской общины, вне которой нет спасения: «Тот не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Конкретно, говоря о «кафедре Петра», св. Киприан имел в виду свои, карфагенский епископат, а вовсе не римский, как истолковали это понятие защитники папства и богословы Первого Ватиканского собора. Они защищают точку зрения, что Римская Церковь как бы охватывает собою весь мир, а папа - единственный «подлинный» епископ. Все епископы обязаны подчиняться ему, ибо власть Петра не связана с местным евхаристическим собранием, а принадлежит одному лицу, возглавляющему вселенскую Церковь. Такое толкование в корне противоречит учению св. Киприана: «Господь наш, коего заповеди и увещания мы должны хранить, определяя достоинство епископа и управление своей Церкви, говорит Петру в Евангелии: «Я говорю тебе: ты - Петр (по-гречески - «камень»), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19). Отсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере...» («О падших»). Итак, Киприан говорит, что слова Господа, обращенные к Петру, устанавливают епископское служение, а не примат Рима. Известно, что в первые 10 лет существования церковной общины в Иерусалиме ее возглавлял апостол Петр. Если можно говорить об епископстве св. Петра, то только в этом контексте, поэтому можно предположить, что, когда Господь говорил Свои слова Петру, Он имел в виду именно это: Петр первым возглавит местную иерусалимскую Церковь. Петр действительно председательствовал на первой евхаристии в Иерусалиме.

http://sedmitza.ru/lib/text/434694/

Указывая на печать или знак святой Церкви, апостол вместе с тем внушает нам и известные обязанности, возлагаемые на нас святостью Церкви. Как члены святой Церкви, мы должны именно жить свято, должны всячески заботиться о том, чтобы и мыслить свято, и делать свято и делать только святое. Некогда эту обязанность забыли Анания и Сапфира и за это были наказаны праведным судом Божиим. Поэтому никогда не будем уклоняться от нее, помня, что Господь знает только Своих и отвергает упорно чуждающихся Его. Называя Церковь святою, мы называем ее затем также соборною, или – что то же – кафолическою, или вселенскою. Почему в символе веры усвояется такое наименование Церкви, это мы рассмотрим сейчас. В Послании к колоссянам апостол Павел говорит: «благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает». Под благовествованием разумеется здесь учение христианской веры. Где это учение пребывает, приносит плод и возрастает, там есть и Церковь . Поэтому словами: благовествование пребывает у вас, как и во всем мире, апостол выражает, что Церковь находится во всем мире и что нет такого места, где бы она могла не находиться. В этом мы видим одно основание, почему Церковь называется вселенскою. Основание это состоит в том, что Церковь находится всюду и не стесняется пространством. Иудейская ветхозаветная Церковь находилась только в Палестине и самое богослужение ветхозаветное можно было совершать только в Иерусалимском храме. Но Церковь Христова не такова. На повсеместное распространение ее указал Сам Господь, когда повелел апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Значит, апостолы должны были идти во весь мир, должны были распространить Церковь Христову повсеместно. И апостолы исполнили это повеление Господа, ибо, как говорит апостол Павел, «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной – слова их». В Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Превозношение, тщеславие и гордость с осуждением ближних были отличительными чертами фарисейского духа. В делах веры сей дух душепагубен. Посему-то и нужда была Спасителя предложить настоящее врачество. Он и предлагает его в притче о мытаре и фарисее. Рече же и ко другим уповающим собою, яко суть праведницы, и уничижающим прочих, притчу сию (–9). «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и унижали других, следующую притчу»: Человека два внидоста в церковь помолитися. «Два человека вошли в церковь помолиться». Обратите внимание на эти слова Господа Иисуса Христа. Какую это церковь именует Он? Храм Иерусалимский, единственную церковь на всем земном шаре в то время, посвященную имени истинного Бога. Сам Господь Бог свидетельствовал еще во дни Соломона царя, отвечая на молитву его: «Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня». А Соломон именно просил о том, чтобы Господь сделал храм местом молитв, прошений и воплей народа, чтобы «очи Господа отверсты были на храм сей день и ночь... При всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем, Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем, и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй». И Господь на прошение царя благоволил сказать: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. гл. 8 и 9). Храм Соломонов был разрушен Вавилонским царем Навуходоносором. Но на месте его иудеи построили второй. И сей храм посвящен был имени Господа Вышнего и стал местом молитв для всего Израиля. Господь наш Иисус называл сей Иерусалимский храм домом Божиим, назначенным для молитв ( Мф.21:13 ; ср. Мк.11:17 ). Если же таковой храм, который был отобразом небесного и прообразом новозаветных, был наречен домом Божиим, местом общественного богослужения и молитв, то что же, братие, скажем о наших православных христианских храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Они не с нами, против нас и против Христа. Обрати их, Господи, к истинной Церкви Твоей и спаси их! Католики виноваты, между прочим, в том, что несправедливо считают нас еретиками и схизматиками, ругают и проклинают нашу святую, праведную, непорочную иерархию, кафолическую церковь , не хотят проследить наше православное учение, по презорству, гордости и отвращению, не хотят ступить даже ногой в нашу церковь , считая это осквернением. Ненависть сатанинская! От неправильного понимания католиками слов Спасителя: «ты – Петр, и на сем камне» (на Христе, которого Петр исповедовал Сыном Божьим) «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 ), зависят все заблуждения католиков и пап, и особенно мнимое главенство папы в церкви и наместничество пап. Они только служители, соработники апостолов. Обличение католической лжи. Католики признают папу главой церкви на основании слов Иисуса Христа, неправильно ими толкуемых: «На сем камне» (Христе, а не Петре – по-нашему) «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 ). Почему католики относят слова Спасителя «на сем камне» не к Спасителю, а к апостолу Петру? Потому, что Господь пред сими словами сказал Петру: «ты – Петр», и вслед за тем сказал: «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16,18 ). Мы утверждаем, что под словами на сем камне разумеет Господь Себя, а не Петра, ибо Камнем веры и церкви в Писании везде называется Христос. Апостол Павел, когда говорит о камне в пустыне, чудесно источившем воду для евреев и утолившем их жажду, разумеет под ним Христа. Но для большего и яснейшего доказательства, что под словами «на сем камне» нужно разуметь Христа как Основание церкви, я привожу подобное место из Евангелия от Иоанна: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин. 2, 19 ). Что разумел Господь здесь под церковью? Нерукотворенную церковь Тела Своего, а не храм Иерусалимский. Так и в вышеприведенных словах разумел не Петра, а Самого Себя. Понятно ли? Гвоздь католической гордости и католических лживостей в догматах, в управлении и нравоучении есть главенство папы, мнимое и неправильное понимание изречения Спасителя: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И после этого нам еще запрещают митинговать! Дескать, только с разрешения властей, иначе штраф. Иван Х. 29 января 2013, 17:40 Большое спасибо Станиславу за сравнение. Сыто живём - мозги жиром заплыли. Так вольготно, как сейчас, русский человек не жил ещё никогда. Учись, трудись и кусок хлеба заработаешь. Это не пора насильственной коллективизации, когда паспорта сельчанам не давали, и люди не могли бежать от голода. Это и не жёстко сословная царская Россия. Хотя и в ней Ломоносов в учёные пробился. Обидно, что сейчас Ломоносовых всё меньше. Все только и занимаются, что нытьём, и грязью власть поливают. В ответ на иудейские теории: Сталин и Хрущёв (гонители Церкви) - чистокровные евреи. Скажете - ерунда? То-то же! Спасибо Сергею П. за аргументированные мысли. В частности согласен насчёт масонского Временного правительства: уж эти-то живчики вмиг Родину интервентам отдали бы. Поэтому спасибо большевикам (про их зверства помню, сам - потомок репрессированных по 58ой) за то, что страну спасли. Виталий Я-ЗА 28 января 2013, 23:12 Лодочником, Сергей, вполне может оказаться тот самый государственный чиновник, вещающий о НОД. Присмотритесь повнимательнее, там ( http://poznavatelnoe.tv ) и Игорь Ашманов есть (который здесь беседует с о. Дмитрием Смирновым http://www.pravoslavie.ru/smi/53732.htm ), и Александр Дугин. 4. 9% православных - ого!!! " Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу (весь город и) все место сие. ... 32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. " Быт. гл.18 Православие, Сергей, оно не только в лаптях, да и не столько в лаптях. " Се, Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков: будите убо мудры, яко змии, и целы, яко голуби " (Матф. 10,16) Виталий Я-ЗА 28 января 2013, 22:30 р.б. Сергий, рассмотрите неторопливо: 1. Почему Константинопольская Православная Церковь, Александрийская Православная Церковь, Иерусалимская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь? Почему не просто Православная Церковь? Почему Библию читаем на разных языках, богослужение не на едином - иврите? Потому что " несть иудей, ни эллин " взращивается и проистекает из глубоко национального начала, в нем (этом начале) оно коренится и имеет с ним самую глубокую связь. Без него - оно не взращивается, не услышит человеческое сердце глаголы Истины.

http://pravoslavie.ru/58807.html

Церковь и секты Как называется истинная Церковь ? Православная Церковь Христова называется Церковью Вселенскою. Что значит это название? Оно означает то, что Православная Церковь Христова – одна во всей вселенной, для всего мира, и другой истинной Церкви нет и быть не может. Как же и в Слове Божием ( Гал. 1:2 ), и во всех книгах говорится о многих Церквах, напр., о Церквах: Иерусалимской, Антиохской, Константинопольской, Русской и т.д.? Это говорится о церквах поместных или частных, которые составляют части единой Церкви Христовой Вселенской. Требует ли Господь такого единства от всех? Спаситель устроил одну Церковь и желает, чтобы в ней одной все спасались, и все едино были. Об этом Господь молился Отцу Небесному так: «Не о них же только (то есть не об Апостолах только) молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино , как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " ( Ин 17:20, 21 ). Не препятствуют ли единству Вселенской Церкви многочисленные секты, которые тоже хотят называться истинными Церквами? Нет, не препятствуют единству Вселенской Православной Церкви, так как не Христос Господь и не Апостолы святые создавали секты. Сердцеведец знал, что гордость человеческая воспрепятствует этому единству; Господь предвидел, что многие пренебрегут Его Святым обществом, т.е. Церковью Православною, и начнут создавать и устраивать свои общества, со своими, а не Христовыми порядками. Какие же предсказания мы имеем о таких людях? О них предсказывал Сам Господь и предостерегал от них верующих. «Берегитесь, – говорил Он, – чтобы кто не прельстил вас,ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» ( Мф 24:4, 5 ). «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф 24:23–25 ). Иоан. 10:1–16 ; Христос есть Глава Церкви Православной, «Пастыреначальник» стада Своего ( 1Петр. 5:1–6 ). Кто не в Церкви Православной, тот не в стаде Христовом, не Христова овечка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Ап. Павел обращается к христианам: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). 3) В смысле самом употребительном Церковь Христова означает собственно одну лишь Церковь новозаветную и воинствующую, или благодатное Царство Христово. В «Послании Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл. 10, говорится: «Веруем, как и научены верить, в так именуемую и в самой вещи таковую, то есть, Святую, Вселенскую, Апостольскую Церковь , которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующих во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не водворились еще в отечестве небесном». Русское слово « церковь », производное от греч. κυριακς (δμος) – «Господень (дом)», является заменой греческого слова κκλησα, которое происходит от глагола κκαλω, что означает «собирать, вызывать на собрание». В древних Афинах «экклесией» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные. Чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям. В христианстве изначально под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный (греч. γνος κλεκτν)» ( 1Пет.2:9 ). Свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», беседа 18) говорит, что «Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поскольку всех созывает и вместе собирает». Однако Церковь невозможно свести к обществу верующих, потому что при таком определении невозможно уяснить, чем отличается Церковь от других религиозных обществ и организаций, например, от Церкви ветхозаветной. Господь Иисус Христос, Основатель христианской Церкви, есть Богочеловек и находится в отношении Своей Церкви в совершенно ином положении, чем все прочие основатели религиозных сообществ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Вопрос. Что должно заключить из вышесказанного? Ответ. Указание штундистов на невидимую Церковь есть плод их изобретательности: им они желают прикрыть несостоятельность своей религии, вопреки ясному свидетельству Св. Писания и здравому смыслу. 2) Существенные свойства истинной Церкви Христовой а) Церковь – едина Вопрос. Какие существенные свойства истинной Церкви Христовой? Ответ. Следующие четыре, указанные в Символе веры : «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вопрос. Почему Церковь есть едина? Ответ. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. Ап. Павел говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем ( Еф.1:22, 23 ). «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крешение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас» ( Еф.4:4–5 ). «Чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном духе» ( Еф.2:18 ). Вопрос. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? Ответ. Это суть частные церкви, ила части единой вселенской церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах (Простр. Катихиз. стр. 48). Вопрос. Иисус Христос учил ли, что Церковь Его должна быть едина? Ответ. Господь Иисус Христос желал создать только одну Церковь ( Мф.16:15 ) и изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Ин.10:16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15:1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Мф.13, 24, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Известно также, что апостолы после сошествия на них Святого Духа проповедывали только между иудеями и самарянами, почитая язычников нечистыми и недостойными к вступлению в Церковь Христову. Но Сам Господь вразумил Апостола Петра. В видении был показан ему сосуд, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные, и слышан был голос, повелевающий ему заколоть и есть. Апостол ответил: «нет Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» ( Деян.10:14 ). Вновь послышался голос: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15 ). Этим видением Господь вразумлял Апостола Петра, чтобы он не почитал язычников нечистыми и принимал бы их чрез крещение в Церковь Христову. «Вы знаете», говорил Ап. Петр Корнилию и бывшим с ним в доме другим язычникам, «что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» ( Деян.10:28 ). Отсюда понятно, что всякий, к какому бы народу ни принадлежал, может принадлежать к Церкви Христовой. Будучи соборною или вселенскою, наша православная Церковь называется также восточною. Но это название нисколько ни противоречит вселенскому характеру Церкви Христовой. Она называется восточною не потому, чтобы ограничивалась каким-либо местом, именно востоком, а по особым воспоминаниям. В раю, который был насажден на востоке, была основана и первая церковь безгрешных прародителей Адама и Евы. Там же, по грехопадении, положено было основание ветхозаветной церкви. Принадлежавшие к ней евреи получали спасение чрез веру в обещанного Спасителя. На востоке в земле иудейской, в нынешней Палестине, где находится священный город Иерусалим, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и до ныне православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних церквах восточных, каковы иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, и в единомысленных с восточными, какова есть, благодатию Божиею, и Всероссийская Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010