21) Ибо для меня жить – Христос, и умереть – приобретение. 22) Если же жить во плоти, сие мне – плод делу, то не знаю, что избрать. 23) Стеснен же я с обеих сторон: имею желание разрешиться и быть со Христом, это намного лучше; 24) оставаться же во плоти нужнее для вас. 25) И сие я, будучи твердо уверен, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами ради преуспеяния вашего и радости в вере, 26) дабы радость ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем повторном к вам пришествии. 27) Только поступайте достойно благовествования Христова; чтобы я, или когда приду и увижу вас, или отсутствуя, услышал о вас, как вы стоите в одном духе единодушно, сотрудничая ради веры Евангельской; 28) и ни в чем не поддавайтесь устрашению от противников: ибо [это] для них есть причина погибели, для вас же спасения; и сие от Бога, 29) ибо вам дано ради Христа не только, чтобы уверовать в Него, но и чтобы за Него претерпеть страсти. 30) Ибо вы ведете ту же борьбу, которую, как вы видели, я вел, и которую, как теперь слышите обо мне, [еще веду]. Глава II 1) Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какая общность духовная, если [есть] какое благоутробие милосердия, 2) дополните мою радость, да тождественно мудрствуете; имея ту же любовь, будьте единодушны, тождественно мудрствуя; 3) ничего [не делайте] из-за любопрения и по тщеславию, но по смиренномудрию, почитая один другого высшим себя. 4) Не о своей [лишь пользе] каждый заботься, но и о [пользе] других. 5) Ибо это [же] чувствуйте в вас, что и во Христе Иисусе: 6) Который, будучи образом Божиим, не почитал для Себя хищением быть равным Богу; 7) но истощил Самого Себя, приняв образ раба, став в подобии человеческом и по виду обретался как человек; 8) смирил Самого Себя, быв послушным даже до смерти, смерти же крестной. 9) Сего ради и Бог превознес Его, и дал Ему имя, которое выше всякого имени, 10) дабы во имя Иисусово преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11) и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос во славе Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

21) Ибо, когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 22) Потому что и иудеи требуют знамений, и эллины ищут мудрости; 23) мы же проповедуем Христа распятого, для иудеев при том соблазн, для язычников же безумие, 24) для самих же призванных, иудеев и эллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25) ибо то, что немудро у Бога, мудрее человеков, и то, что немощно у Бога, сильнее человеков. 26) Ибо смотрите на призвание ваше, братия: ведь не многие мудры по плоти, не многие сильны, не многие благородны; 27) но Бог избрал то, что немудро у мира, да посрамит мудрых, и то, что немощно у мира, избрал Бог, да посрамит сильное; 28) и незнатное мира, и уничиженное избрал Бог, и не сущее, чтобы упразднить сущее, 29) да не похвалится никакая плоть пред взором Его. 30) От Него же и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, и праведностью, и освящением, и искуплением; 31) чтобы [было], как написано: «Кто хвалится, в Господе да хвалится» ( Иер. 9:24 ). Глава II 1) И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими. Как младенцам во Христе, 2) я давал вам пить молоко, а не пищу, ибо вы еще не могли [есть], да и теперь к тому же не можете, ибо вы еще плотские. 3) Ведь, когда между вами зависть и разногласия, не плотские ли вы, и не по человечеству ли поступаете? 4) Ибо, когда один говорит: «Я, вот, Павлов», а другой: «Я – Аполлосов», не человеки ли вы? Итак, что представляет собой Аполлос? Что же Павел? 5) Служители Того, в Кого вы уверовали, и каждый – как [ему] дал Господь. 6) Я насадил, Аполлос поливал, но Бог даровал возрастание. 7) Итак, ни насаждающий, ни поливающий, но Бог, дарующий возрастание. 8) Насаждающий же и поливающий суть одно. Каждый же получит свою награду, по своему труду. 9) Ибо мы – помощники Бога, вы – Божия нива, вы – Божие строение. 10) По благодати Божией, данной мне, я как мудрый зодчий положил основание, другой же строит на [нем].

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

21) Ибо, когда они, познав Бога, не прославили [Его], как Бога, или не возблагодарили; но осуетились в помышлениях своих, и омрачено неразумное сердце их; 22) ибо, называя себя мудрыми, стали глупыми. 23) И переменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека, и крылатых, и четвероногих, и змиев. 24) Сего ради предал их Бог в похотях сердец их в нечистоту, дабы они сами подвергали бесчестиям свои тела; 25) [они] – которые заменили истину Божию на ложь; и поклонялись, и служили твари более чем Творцу, Который благословен во веки. Аминь. 26) Потому предал их Бог в страсти бесчестия: ибо женщины их заменили естественное употребление употреблением противоестественным; 27) подобно же и мужчины, оставив естественное употребление женщины, распалялись похотью своею друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам, и возмездие, должное за свое заблуждение, получая в самих себе. 28) И, как они не удовольствовались иметь Бога в познании, предал их Бог превратному чувству – да делают неподобающее, 29) исполненные всякой неправды, лукавства, блуда, алчности, злобы. Полные зависти, человекоубийства, распрей, обмана, злонравия; шептуны, 30) клеветники, богомерзки, оскорбители, горды, высокомерны, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31) безрассудны, неуравновешенны, бесчувственны, неспособные договариваться, немилосердны. 32) Которые, когда познали праведность Божию, не уразумели, что делающие такие дела достойны смерти; и не только те, кто таковые делают, но и те, что с делающими согласны! Глава II 1) Сего ради, неизвинителен ты, о, всякий человек судящий. Ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь самого себя, ибо делаешь то же, что судишь. 2) Ибо мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих таковое. 3) Не думаешь ли ты это, о, человек, осуждающий делающих таковое и делающий таковое, что ты избежишь суда Божия? 4) Или пренебрегаешь богатство благости Его, и терпения, и долготерпения, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5) По закоснению же твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда Бога, 6) Который воздаст каждому по делам его: 7) тем же, которые по претерпению в добром деле ищут славы, и чести, и нетления, – жизнь вечную; 8) тем же, которые закоснели в прекословии и не успокаиваются на истине, веруют же неправде, – гнев и ярость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

21. О многих царях из рода Давидова читаем, что они сохранены не по своей заслуге, а за добродетели Давида отца своего, творившего угодное пред лицем Божиим. Доходит дело до Асы, царя иудейскаго; о нем написано: и сотвори Аса правое пред Господом яко же Давид отец его ( 3Цар. 15, 11 ). В истории его, после многих похвал ему, между прочим прибавляется: высоких же не искорени: обаче сердце Асы бе совершенно пред Господом во вся дни его (там же, ст. 14). Вот и праведным называется, потому что сердце его было совершенно пред Господом, и однако согрешил в том, что не уничтожил высот, которые, как читаем, уничтожили Езекия и Иосия. Илия, в духе и силе которого пришел Иоанн Креститель, по молитве которого сошел огонь с неба и разделились струи Иордана, устрашился Иезавели и убежал; утомившись, сел он в пустыне под деревом и удрученный тоскою просил смерти, говоря: довлеет ныне ми, возьми убо от мене душу мою Господи, яко несмь аз лучший отец моих ( 3Цар. 19 4). Кто может отрицать, что он праведенъ? И однако страх – не скажу пред женщиною, а пред человеком – происходит от волнения духа, которое не может быть свободно от греха, согласно слову Давида: Господь мне помощник и не убоюся, что сотворит мне человек ( Пс. 117, 6; 33, 11 ). Об Иосафате царе иудейском написано: и бысть Господь со Иосафатом, яко хождаше в путех Давида отца своего первых ( 2Пар. 17, 3 ). Из чего разумеется, что он имел первые добродетели Давида, и не имел его последних грехов. «Не надеялся, говорит, на Ваала, но на Бога отца своего и ходил в заповедях Его, а не по грехам Израиля. И утвердил Господь царство в руке его, и дала вся Иудея дары Иосафату, и были у него безконечные сокровища и богатство и многая слава» ( 2Пар. 17, 4. 5 ). И когда сердце его получило дерзновение о путях Господних, то он уничтожил в Иудее и высоты и дубравы. Он был связан родством с нечестивейшим царем Ахавом. И когда после сражения возвращался в Иерусалим, то «вышел к нему Иеу сын Анана прозорливый, и сказал ему нечестивцу ты подаешь помощь и с ненавидящими Господа связываешься дружбою, и потому хотя ты заслуживал гнева Господня, но добрые дела найдены в тебе, так как ты уничтожил дубравы в земле Иудиной и исправил сердце твое, чтобы взыскать Господа» (2 Парал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

26) В то же время он надеялся, что ему будут даны деньги от Павла: сего ради и, часто призывая его, беседовал с ним. 27) По прошествии же двух лет Феликс имел преемником Порция Феста. Желая же оказать милость иудеям, Феликс оставил Павла в узах. Глава XXV 1) Итак, Фест, когда прибыл в провинцию, через три дня из Кесарии взошел в Иерусалим. 2) И заявили ему первосвященники и первые из иудеев жалобу на Павла, и ходатайствовали перед ним, 3) испрашивая себе как милость против него, чтобы повелел привести его в Иерусалим, готовя западню с целью убить его в пути. 4) Фест же ответил, что Павел содержится под стражей в Кесарии, и что ему самому скоро предстоит отбыть туда. 5) «Итак, которые из вас, – сказал он, – могут, пусть сойдут вместе [со мною], и если есть какое-нибудь преступление за [этим] мужем, пусть обвиняют его». 6) Пробыв же у них не больше восьми или десяти дней, снизшел в Кесарию, и на другой день сел на судейское место, и повелел привести Павла. 7) Когда он был приведен, стали вокруг него пришедшие из Иерусалима иудеи, принося многие и тяжкие обвинения, которых не могли доказать. 8) Павел же, давая отчет, [сказал]: «Потому что я ни против закона иудеев, ни против храма, ни против кесаря ни в чем не согрешил». 9) Фест же, желая оказать милость иудеям, отвечая Павлу, сказал: «Хочешь ли взойти в Иерусалим, и в этом быть там судимым мной?» 10) Сказал же Павел: «Я стою перед судом кесаря, где мне и следует быть судиму. Иудеев я не обидел, как ты очень хорошо знаешь. 11) Ибо, если я причинил обиду и сделал что-нибудь, достойное смерти, не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, никто не может выдать меня им. К кесарю апеллирую». 12) Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: «К кесарю апеллировал? К кесарю и отправишься». 13) И когда несколько дней прошли, Агриппа царь и Вереника снизошли в Кесарию, чтобы поздравить Феста. 14) И как они провели там много дней, Фест сказал царю о Павле, говоря: «[Здесь] есть некий муж, оставленный Феликсом в узах, 15) на которого, когда я был в Иерусалиме, жаловались первосвященники и старейшины иудейские, требуя осуждения на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

28) Ибо видится [хорошим] Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29) чтобы воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда. От чего воздержавшись, хорошо сделаете. Будьте здравы». 30) Итак, оные отправленные сошли в Антиохию и, собрав множество [людей], вручили послание. 31) Они, когда прочитали его, возрадовались об утешении. 32) Иуда же и Сила, и сами, [так] как были пророками, обильным словом утешили братий и утвердили их. 33) Пробыв же там некоторое время, они с миром отпущены были братиями к пославшим их. 34) Силе же рассудилось остаться там. Иуда же один возвратился в Иерусалим. 35) Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, со многими другими, слово Господне. 36) По прошествии же некоторых дней сказал Варнаве Павел: «Вернемся, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они поживают». 37) Варнава же хотел взять с собою и Иоанна, называемого Марком. 38) Павел же умолял его, что отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, не должно снова брать. 39) Возникло же несогласие, так что они разлучились друг с другом; и вот, Варнава, взяв Марка, поплыл на Кипр. 40) Павел же, избрав Силу, отправился, быв предан братиями благодати Божией. 41) Проходил же Сирию и Киликию, утверждая церкви, заповедуя соблюдать предписания Апостолов и старейшин. Глава XVI 1) Дошел же он в Дервию и Листру. И вот, там был некий ученик, именем Тимофей, сын жены-иудеянки верной, отца [же] язычника. 2) О нем воздали доброе свидетельство братия, что в Листре и Иконии. 3) Сего пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради иудеев, которые были в тех местах; ибо все знали, что отец его был язычник. 4) Когда же проходили города, они передавали верным соблюдать догматы, постановленные Апостолами и старейшинами, которые были в Иерусалиме. 5) И церкви при том утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. 6) Пройдя же через Фригию и Галатийскую область, они не допущены были Духом Святым возвещать слово в Асии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2.3.2. Мнение о творении человеческих душ    Мнение, согласно которому каждая человеческая душа по отдельности творится Богом из ничего, называется «креационизм» (от лат. creatio- творение, создание).    В христианской традиции первым, кто решительно выступил в пользу этой гипотезы, был западный апологет Лактанций.    Начиная с IV столетия мнение о творении каждой человеческой души Богом становится господствующим в святоотеческой литературе, его, в частности, разделяли свят. Иларий Пиктавийский, блаж. Иероним Стридонский, преп. Максим Исповедник и многие др. Что касается самого способа сотворения душ, то свв. отцы полагали, что для человека он непостижим.    Какие есть основания в Священном Писании в пользу мнения о творении душ? 1. Наиболее убедительным является описание сотворения Адама (см.: Быт.2:7). Адам является образцом для всех людей, а в нем душа и тело были сотворены отдельно. 2. В Книге Екклесиаста говорится: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл.12:7). Эти слова не могут быть однозначно истолкованы в смысле творения человеческой души из ничего. Слова возвратится к Богу, Который дал его можно понять и в более широком смысле, что Бог есть Источник всего существующего. Например, в молитве Господней говорится: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Говоря, что Бог дает нам хлеб насущный, мы не имеем в виду, что Бог творит этот хлеб из ничего. И слова Екклесиаста о том, что Бог дает человеку дух, не обязательно понимать в том смысле, что каждый раз Бог творит этот дух или жизнь из ничего. 3. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него... (Зах.12:1). «Образование» духа также не обязательно понимать как творение из ничего, поскольку в Ветхом Завете неоднократно говорится и об «образовании» тела человека Богом в утробе матери. 4. Иногда ссылаются на Евр.12:9, где Бог назван Отцом духов в противоположность плотским родителям. Но это можно понимать в смысле духовного рождения человека в купели крещения.   То же самое можно сказать и о словах: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:6). Контекст этих слов Спасителя также таинственный (см.: Ин.3:3-5, 7), а не собственно антропологический.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2). Итак никто вас не превосходит или побеждает, произвольно следуя смиренномудрию письменности и религии и служению ангелов, чтобы вы служили не духовному разумению, а образом будущего, которых и сам желающий превзойти вас не видел или не видит (ибо на греческом есть и то и другое), – в особенности, когда он ходит надменно и выступает с гордостью и надмение ума выражает в телесной осанке (ибо такое значение имеет слово μδατυων). Гордится же он и надмевается умом плоти своей всуе: он все понимает плотски, исследует басни иудейских преданий и не держится главы всех писаний, – той, о которой написано: глава мужу Христос ( 1Кор. 11:3 ; Еф. 4:15 ; Кол. 1 ) – глава и начало всего тела и верующих и всякого духовного разумения. От этой Главы тело церкви чрез свои составы и соединения воспринимает жизненную силу небесного учения, так что один за другим оживотворяются все члены и по сокровенным извивам вен льется очищенная кровь от пищи и сохраняется, поддерживается и возрастает сила тела, так что орошаемые от источника главы члены возрастают в совершенство Божие и исполняется молитва Спасителя: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:21 ), чтобы, после того как Христос предал нас Отцу, был Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ). Подобное этому и в словах и в мыслях и в способе выражения весьма прикровенно пишет к Ефесянам: но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4:15–16 ). Об этом я очень подробно говорил и в комментариях на это послание. Апостол направляет все против тех, кои, из иудеев обратившись к вере в Господа Спасителя, хотели соблюдать иудейские обряды, о чем и в Деяниях апостольских (гл. 15) возбужден был не малый спор. Поэтому и выше Павел говорит о тех, кои выставляют себя учителями закона: никто да не осуждает вас за пищу, или питие ( Кол. 2:16 ), как будто одно чисто, а другое не чисто, – или за какой-нибудь праздник, – что одни считают праздничными, другие не праздничными; ибо для нас, верующим во Христа воскресшего, – непрерывное и вечное празднество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

34, 2), и однако, будучи праведным, во время нужды и затруднительных обстоятельств, посылает к Ольде пророчице, жене Селлума, сына Текуи сына Аараса хранителя одежд. «И она», говорит, «жила в Иерусалиме, во втором» – нет сомнения, что этим означает часть города, обнесенную внутреннею стеною. И та отвеща им: сия рече Господь Бог Израилев: идите и глаголите мужу, иже посла вас ко мне ( 2Пар. 34.22. 23 ). В этих словах заключается скрытый упрек и царю, и священникам, и всем мужам, что из мужей не мог найтись ни один, кто мог бы предсказать будущее. Наконец Иосия умерщвляется Фараоном царем Египетским за то, что не хотел слушать словес Господних из уст Иеремии пророка, или, как в Паралипоменах (Paralipomenis) написано: не захотел Иосия возвратиться, но ополчился против него, ниже послуша словес Нехаовых яже от уст Божиих, ( 2Пар. 35, 22 ). И прибавляется: «умер и погребен в гробнице отцов своих, и весь Иуда и Иерусалим плакали о нем и особенно Иеремия: все певцы и певицы его даже до сего дня слагают плачи об Иосии, и как бы законом стало во Израиле: вот, говорят, написано в плачах» (там же ст. 24. 25). 23. Думаю, что не послушать словес Божиих чрез кого бы то ни было есть грех. О самом Иеремии говорится, хотя многие таинственно понимают это о Господе Спасителе: «дух лица нашего помазанный Господь взят был за грехи наши, которому мы сказали: под тению твоею будем жить среди народов» (Плачь Иер. 4, 20 ). Моисей, которому Господь говорил лицем к лицу ( Исх. 33 ), и жива была душа его, при водах пререкания пал и не удостоился с братом Аароном войти в землю обетования. О них и Псалмопевец поет: пожерты быша при камени судии их, услышат глаголы мой, яко возмогоша ( Пс. 140,6 ). И смысл такой: судии народа Иудейскаго, Моисей и Аарон, были пожраны грехом народа при камне, из которого истекли потоки вод, а конечно были праведны и повиновались словесам Божиим те, как сами по себе были благоугоднейшие Богу. Затем следует о трупах умерших в пустыне: яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде ( Пс. 140, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

37) После сего во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою народ; и сам погиб, и все, которые соглашались с ним, рассыпались. 38) И ныне, так говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; потому что если от человеков совет этот или дело, оно разрушится, 39) если же от Бога, вы не можете разрушить его; чтобы однажды вам не оказаться и богоборцами». Они же согласились с ним. 40) И, призвав Апостолов, бивши, возвестили им, чтобы они отнюдь не говорили во имя Иисусово, и отпустили их. 41) А они же пошли от взора совета, радуясь, что удостоились за имя Иисуса претерпеть бесчестие. 42) Всякий же день не переставали в храме и по домам, уча и благовествуя Христа Иисуса. Глава VI 1) В те дни, когда умножилось число учеников, сделался у «эллинов» ропот на евреев, так как пренебрегаемы были в ежедневном служении вдовицы их. 2) Созвав же множество учеников, двенадцать сказали: «Не подобает нам оставить слово Божие и служить трапезам. 3) Итак, братия, усмотрите из среды себя семь мужей, имеющих доброе свидетельство, исполненных Святаго Духа и мудрости; которых мы поставим на это дело, 4) мы же в молитве и служении слова постоянно пребудем». 5) И понравилось слово [это] пред всем множеством. И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая, пришельца/обращенного из язычников/из Антиохии. 6) Их поставили пред взором Апостолов и, помолившись, они возложили на них руки. 7) И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и великое множество священников подчинились вере. 8) Стефан же, исполненный благодати и силы, совершал чудеса и великие знамения в народе. 9) Восстали же некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев, и Александрийцев, и тех, что были из Киликии и Асии, споря со Стефаном; 10) и не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. 11) Тогда подослали они некоторых мужей, сказавших, что они слышали его говорящим слова хулы на Моисея и на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010