То есть дети, восклицая: «ношиа на бен Давид» (« осанна Сыну Давидову! »), прославляли Его теми словами, которыми можно прославить только Сына Божия и Миссию Израиля, и, слыша это, враги Христа негодовали на Него. Но, главное, они негодовали, как пишет Иероним: « видя, как расстраиваются их предположения о выгодах », то есть их бизнес, и уже тогда и составили план, как погубить Его. Но Он силен ворваться и в наши будни, – и, сокрушив налет греха, выбив пыль соблазнов и заблуждений с наших душ и опрокинув столы похотей и вожделений, рассыпав злато тщеславия и высокомерия, – даровать нам исцеление. Как и в тот день, по очищении Храма « Он исцелил их », то есть всех осознавших степень собственных недугов, степень духовной слепоты и степень неустойчивости в добре, как мы и прочитали: « приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их ». Да исцелит Господь и наши души, очистив наш одушевленный храм для Своего обитания в нем, по слову: «да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» ( Еф.3:16–19 ). Спаси Вас Христос! Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, продолжая изучение 21-й главы. И тема сегодняшней беседы: Проклятие смоковницы (18–22). В рамках этой темы мы рассмотрим вопрос: что есть чудо ложное и чудо истинное. На прошедшей беседе мы пытались понять причины того заговора, который против Господа Иисуса Христа организовали иудейские старцы и архиереи. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «… потом пригвожден был к кресту, – в то время, как книжники и фарисеи дышали гневом против Него, видя, как расстраиваются их предположения о выгодах ». То есть главная причина, по которой составился заговор против Иисуса из Назарета, это то обстоятельство, что представители ветхозаветной церковной номенклатуры « видя, как расстраиваются их предположения о выгодах », в страхе за свой бизнес решили предать смерти Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Я рассказал это для того, чтобы в маленькой картине обрисовать все сцену твоих действий, и представить глазам твоим знаменитые дела твои, чтобы ты милосердие и чрезмерную снисходительность Господа не обращал в повод к преступлениям, снова распиная и выставляя на позор в себе самом Сына Божия, и не читая нижеследующего: земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение ( Евр. 6:7–8 ). 2 Греческая буква U была у пифагорейцев символом жизни. Разветвляясь, она представляла для них одной стороною путь добродетели, другою – порока. 4 Поклонники Изиды и Цибелы воздерживались от употребления в пищу хлеба; за это они вознаграждали себя обильным употреблением мясной пищи. 6 Иероним намекает на постоянное увеличивающееся число дев в основанных бабкой (Павлою) монастырях. Об этой Павле см. следующее письмо. 8 Как видно, во времена блаж. Иеронима в Саперте показывали еще маленький домик, в виде башенки, в которой жил некогда пророк Илия и в верхнем отделении которого он воскресил сына вдовы саретской. 9 И дом Корнелия сотника, и домик, в котором жил апостол Филипп с своими четырьмя дочерьми-пророчицами (Деян. гл. 10 и 21), как видно, также показывали во времена Иеронима. 10 Апостол Павел, как известно, происходил из колена Вениаминова. О преступлении города Габаи и судьбе его рассказывается в 19 и 20 главе книги Судей. 12 Нав. гл. 14, 15 ст С еврейского подлинника читается так: он Адам старейший между еникимлянами. 16 По противоположению, т. е. он назван Вигилянций – бодрствующий, вместо – Дормитанций – спящий, как следовало бы назвать. 20 Миней значит еретик. Это известие Иеронима подтверждается и еврейскими свидетельствами, из которых видно, что во времена Гамалиила старшего эта ересь так усилилась, что была даже особая формула проклятия этих еретиков. 24 Феофил, епископ александрийский (385 – 412), как известно, был одни из самых сильных врагов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

107. Письмо к Ктезифонту Ты поступил не дерзко, как ложно представляешь себе, а по-дружески и осмотрительно, когда посылал мне новый вопрос по старому предмету. Еще до твоего письма вопрос этот на востоке ввел в заблуждение очень многих, заставив их под личиной смирения учить гордости, и говорить вместе с диаволом: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и буду подобен Всевышнему ( Ис. 14:13–14 ). Ибо какое безрассудство может быть более того, как усвоят себе не говорю – подобие, а равенство Богу, и в кратком положении схватывать все, что есть отравляющего у еретиков, что заимствовано стоиками у философов и особенно у Пифагора и Зенона? Они полагают, что можно истребить в душе то, что греки называют πα η, а мы можем назвать душевным волнениями (perturbationes), т.е. печаль и радость, надежду и страх, из коих два относятся к настоящему, а два к имеющему быть; и что при размышлении и постоянном упражнении в добродетели, в человеке может не остаться решительно никакого следа и корня пороков. Против них весьма сильно говорят и перипатетики, ведущие свое начало от Аристотеля, и новые академики, которым следует Туллий; и опровергают – не говорю их опыты, которых нет, но мечты и предположения. Ибо это значит истребить в человеке человека, и в образе человека жить без тела; скорее можно этого желать, чем об этом учить, как говорит апостол: бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим. 7:24 ). Но так как письмо не может вместить всего, я укажу тебе коротко, чего следует избегать. Есть вот стих и у Виргилия: От того-то у них и страх и желание, скорбь и радость; не видят Прекрасно говорит один из наших 98 : философы – патриархи еретиков. Превратным учением они пятнают чистоту церкви; как будто не знают известного изречение: что гордится земля и пепел? ( Сир. 10:9 ). Особенно, когда тоже говорит апостол: в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником ( Рим. 7:23 ), и еще: которого хочу, не делаю, а которого не хочу, делаю (там же, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

11:28): и никто не слушал . Поэтому Я в Евангелии сказал им: ни видения Божия видесте, ни гласа Его слышасте, ибо словесе Его не имате пребывающа в вас ( Ин. 5:37–38 ). Ст. 2–3. Разве стала короткою и малою рука Моя, так что не может ( вульгата : не могу) искупить, или нет силы во Мне для избавления? Вот прещением Моим Я сделаю море пустим, иссушу реки: рыбы будут гнить без воды, умирать от жажды. Я облеку небеса мраком и вретище сделаю покровом их. LXX : Разве не может рука Моя освободить или не в состоянии избавить? Вот прещением Моим Я сделаю море пустым и реки пустынями, и высохнут рыбы их, от того что нет воды, и умрут от жажды. И облеку небо мраком и как бы вретище сделаю покровом его. Против тех, кои думали, что Господь не мог освободить народ Свой из плена, представляет доказательство и многочисленные примеры: что кто сделал Чермное море удобопроходимым для народа Своего ( Исх. 14 ), иссушил воды Иордана и, по иссушении рек в Египте, сделал рыб сгнившими (Исх. гл. 7) и кто совершил то, что в течение трех дней была густая тьма и небо казалось покрытым как бы вретищем и тьмою: тот, конечно, мог и избавить народ Свой от опасности, или, так как выше сказал: Я пришел, и не было человека, Я звал, и никто не слушал , то мы можем сказать, что кто был совершителем таких знамений и кто делает небо, и земли и море служащими Его воле, тот мог также избежать креста, как он говорит в Евангелии: или мнится вам, яко не могу умолити Отца Моего, и представит Ми вящше дванадесяте легеона ангел ( Мф. 26:53 ). В иносказательном смысле, море делается по прещению Господню пустым тогда, когда иссушается воя горечь мира сего и оставляются реки, о которых духовный дракон говорил в Египте: реки моя суть, и аз сотворих я ( Иез. 29:2 ) и о которых в другом месте мы читаем: что тебе и пути ассирийскому, да пиеши воду речную ( Иер. 2:18 ). Также согнивают, после закидывания невода в море, те рыбы, которые отделяются от хороших рыб. В следующем же далее: Я облеку небо мраком и как бы вретище сделаю покровом его , под небом мы можем понимать или все то, что находится над нами, подобно тому как птицы, летающие по воздуху, называются небесными, и о противных силах, находящихся между небом и землею, говорится, что они – небесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

11) Внимали же ему ради того, что он немалое время волхвованиями своими изумлял/лишал ума/их. 12) Когда же поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием, во имя Иисуса Христа крестились [и] мужчины, и женщины. 13) Тогда и Симон сам уверовал; и, когда крестился, прилепился к Филиппу. Видя же совершающиеся знамения и великие силы, с трепетом дивился. 14) Когда же Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, услышали, что Самария приняла слово Божие, послали к ним Петра и  Иоанна. 15 ) Они же, когда пришли, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго; 16) ибо Он не сходил еще на кого-либо из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. 17) Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. 18) Когда же увидел Симон, что через возложение рук Апостолов дается Дух Святый, принес им деньги, 19) говоря: «Дайте и мне эту власть, чтобы тот, на кого бы я ни возложил руки, получал Духа Святаго». Петр же сказал ему: 20) «Деньги твои да будут с тобою в погибель, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. 21) Нет тебе ни части, ни жребия в слове сем, ибо сердце твое неправо пред Богом. 22) Итак, сотвори покаяние о сем беззаконии твоем, и моли Бога: тогда, может быть, отпустится тебе сей помысел сердца твоего; 23) ибо вижу, что ты – в желчи горести и в узах неправды». 24) Отвечая же, Симон же сказал: «Помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из того, что вы сказали». 25) А они же, засвидетельствовав и возвестив слово Господне, пошли обратно в Иерусалим и во многих местностях самарийских благовествовали. 26) Ангел же Господень сказал Филиппу: «Встань и иди на полдень/на юг/, на дорогу, спускающуюся из Иерусалима в Газу, она – пуста». 27) И он, встав, пошел. И вот, муж ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, который был [поставлен] над всеми сокровищами ее, приезжал для поклонения в Иерусалим 28) и возвращался, сидя на колеснице своей и читая пророка Исаию. 29) Сказал же Дух Филиппу: «Подойди и пристань к колеснице сей». 30) Прибежав же, Филипп услышал его читающим пророка Исаию и сказал: «Думаешь ли ты, что разумеешь, что читаешь?» 31) Он сказал: «И каким же образом я могу [разуметь], если кто не покажет мне?» И попросил Филиппа, чтобы взошел и сел с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

13–16). Тогда гордые люди ответили, говоря к Иеремии: лжеши, не посла тя к нам Господь Бог наш глаголати: не входите во Египет жита тамо: но Варух, сын Нириин, подъущает тя на нас, да нас вдаси в руце халдейсте уморити нас и превести в Вавилон ( Иер. 43:2–3 ). Затем все начальники, собрав остаток народа вместе с женами и детьми и дочерьми царя, не слушая гласа Господня, пошли в Египет, взяв с собою Иеремию и Варуха, и дошли до Тафнаса, так что Иеремия в предзнаменование будущего плена предсказывал против непокорного народа то, что содержится в его книге. Таким образом то, что имело быть впоследствии, предсказывается наперед, и отступниками и сынами непокорными называются те, которые, оставив совет Божий, полученный чрез Иеремию, последовали своей воле, и основали ткань не по Духу Божию, гласившему им устами Иеремии. Об основании же ткани он сказал метафорически, чтобы обозначить превратный план, и это они сделали, чтобы увеличить прежние грехи чрез грех упорства и гордости. Сходившие , говорит, в Египет и не вопросившие уст Моих . Это не в том смысле, что они не вопросили, а в том, что не хотели слушать совета пророка, надеясь на подкрепление силою Фараона и полагаясь на защиту или на тень Египта. Вместо силы Фараона, как дважды поставлено в этом месте, в еврейском написано maoz . Как мы заметили в конце видения Даниила ( Дан. 11:38 ), под Богом maozim следует разуметь не Бога селения Модим , как бредит Порфирий, но Бога сильного и крепкого . Фараон же у Египтян есть название царской власти, и каждый называется особым именем, как Фараон Нехао и Фараон Вафр, подобно тому как мы пред собственными именами царей ставим: Цезарь и Август. И будет , говорит, для вас сила Фараона стыдом и надежда на тень Египта бесчестием . Тот же Иеремия пишет, что в Тафнисе, городе египетском, он зарыл камни при входе в дом Фараона, и сказал мужам иудейским: «Так говорит Господь воинств, Бог Израилев: вот Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и поставлю престол его на этих камнях, которые Я скрыл, и устроит престол свой на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

15. К. Аргументация изворотливая, заключающая простоту церковного учения в хитросплетения философов. Что общего между Аристотелем и Павлом, Платоном и Петром? Тот был глава философов, а этот – апостолов, и на нем, как на незыблемом оплоте, основана церковь Господня, не колеблемая ни напором вод ни никакою бурею. А. Риторика! Упрекая меня в философии, сам ты переходишь в лагерь ораторов. Послушайка, что говорит тот же оратор твой: «оставь общия места: дома у нас много такого добра» lib. IV, Acad. Quaest). К. Нет тут никакого красноречия, никакой напыщенности ораторов, правило которых – говорит соответственно цели убеждения; простою речью я доказываю простую истину: или Господь заповедал не невозможное, чтобы были виновны не исполнившие возможного; или, если люди не могут быть совершенны, то виновны не те, кои не исполняют невозможного, а вина в несправедливости должна быть отнесена к Тому, Кто заповедал невозможное, что нелепо. А. Вижу, что ты против обыкновения сильно возбужден и потому оставлю развитие этого доказательства, а коротко спрошу тебя, как ты понимаешь следующее место Апостола в послании к Филиппийцам: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и сее Бог вам откроет» ( Филип. 3:12–15 ) и прочее, что, – я не сомневаюсь, – ты знаешь, и что я ради краткости опускаю. Апостол говорит, что он еще не достиг и вовсе не совершен, а подобно стрелку направляет стрелы к цели или мете, которую Греки выразительнее называют σκοπν, чтобы стрела уклонившись в другую сторону, не показала неопытности стрелка. Апостол уверяет также, что он всегда старое забывает и простирается вперед: этим он научает, что на прошедшее не нужно обращать внимания, а стремиться к будущему, так чтобы то, что сегодня считал совершенным, то завтра, простираясь к лучшему и дальнейшему, признавать несовершенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

15 . Как ты думаешь относительно воскресения тел, это мы узнали уже из твоей Апологии: «без отделения какого-либо члена и без отсечения какой-либо части тела». Таково чистое и открытое исповедание твоей простоты, принятое, как ты утверждаешь, всеми епископами Италии. Я поверил бы говорящему это, если бы не заставляла меня сомневаться относительно тебя та, не Памфилова, книга. Однако же я удивляюсь, каким образом Италия одобрила то, что отверг Рим, как епископы приняли то, что осудила апостольская кафедра. 16 . Ты пишешь также, что я в своем письме заявил, что папа Феофил недавно издал изложение веры, которое еще не дошло до вас, и обещание следовать всему, что бы он ни написал. Не знаю, чтобы я писал это и чтобы когда-либо посылал письма подобного рода. Но ты потому соглашаешься с неизвестным и с таким, чего не знаешь, каково оно будет, чтобы уклоняться от известного и не заявлять своего согласия с ним. В последние приблизительно два года я перевел два его послания, соборное и пасхальное, против Оригена и его учеников, и другие против Аполлинария и того же Оригена, и для назидания церкви издал эти послания для чтения людям нашего языка. Не знаю, чтобы я перевел что-либо другое из его творений. И, однако же, ты, говоря, что ты во всем следуешь мнению папы Феофила, берегись, как бы не услышали этого учители и соученики твои, как бы тебе не оскорбить весьма многих, которые называют меня разбойником, а тебя мучеником, как бы не стал сердиться на тебя тот, кто, посылая к тебе письмо против папы Епифания 25 убеждал, чтобы ты оставался в истине веры и по какому-либо страху не изменил своего мнения. Все те, кому доставлено было это письмо, считают его подлинным. А после сего ты по своему обычаю выражаешься: «чтобы я удовлетворил тебе в твоем неистовстве касательно того, о чем ты говорил выше, ты говоришь: как тебе кажется, есть ли у тебя больше что-нибудь, куда бы направить нервы своей болтливости». И ты еще обижаешься, если я уличаю тебя, что ты мерзко выражаешься и что ты, церковный писатель, употребляешь гадости комедий и пошлости распутных женщин и развратных юношей!

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

16:52), – а в том, что в сравнении с более преступным Иерусалимом он кажется праведным. Ибо тот умертвил Сына Божия, а этот вследствие изобилия хлеба и большой роскоши, чрезмерно предался похоти. Мытарь в Евангелии ( Лук. 18 ), ударявший себя в грудь, как бы в хранилище самых злых помыслов, и в сознании грехов не дерзавший возвести очей, сравнительно с превозносящимся фарисеем оказывается более праведным. И Фамарь под видом блудницы обманывает Иуду и из уст самого обманутого удостаивается слышать: оправдася Фамарь паче мене ( Быт. 38:26 ). Из всего этого доказывается, что не только по сравнению с Божественным величием люди более несовершенны, но и по сравнению с ангелами и другими людьми: так что и ты, лучший в сравнении с другим, которого ты покажешь несовершенным, в свою очередь уступаешь превосходящему тебя, и поэтому не имеешь истинного совершенства, которое, если безусловно, не имеет ни в чем ограничения. 19. К. Да как же, Аттик, слово Божие призывает нас к совершенству? А. В том смысле, в каком я сказал, – чтобы каждый по мере сил наших, насколько будет в состоянии, стремился, не сможет ли как-либо достигнуть, получить почесть вышняго звания. Когда Апостол учит, что по домостроительству восприятой плоти Сын покорится Отцу, да будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15 ), то ясно показывает, что даже всемогущему Богу не все покорено. Отсюда и пророк представляет свое подчинение в конце, говоря: «не Богу ли единому покорится душа моя? Ибо от Него спасение мое» ( Пс. 61, 1 ). И поскольку в теле Церкви глава есть Христос, и так как некоторые члены еще сопротивляются, то оказывается, что и тело не подчинено главе. Ибо если страдает один член, то с ним страдают все члены и все тело терпит мучение от болезни одного члена. Поясню высказанное. Пока имеем сокровище оное в сосудах скудельных и облечены плотию бренною, смертною и тленною, мы почитаем себя блаженными, если в некоторых добродетелях и сторонах добродетелей, мы покорены Богу. Когда же смертное сие облечется в безсмертие и тленное сие облечется в нетление, и пожерта будет смерть во Христе победою, тогда Бог будет всяческая во всех, так что в Соломоне не будет только мудрость, в Давиде кротость, в Илии и Финеесе ревность, в Аврааме вера, в Петре, коему сказано Симон Иоаннов 3 любиши ли мя ( Ин. 21:15 ), любовь совершенная, в сосуде избранном ревность к проповеди и в других по две или по три добродетели, но весь (Бог) будет во всех, и лик святых будет славен во всем хоре добродетелей, и будет Бог всяческая во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

16) Вспомнил же я слова Господа, как Он говорил: «Иоанн при том крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым». 17) Итак, если Бог дал им такую же благодать, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, кто же был я, чтобы я смог возбранить Богу?» 18) Сие услышав, они умолкли; и прославили Бога, говоря: «Следовательно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». 19) А те же, кто был рассеян от мучительства, бывшего при Стефане, прошли вплоть до Финикии и Кипра, и Антиохии, никому не возвещая слово, кроме только иудеев. 20) Были же некоторые из них мужи кипрские и киринейские, которые, когда вошли в Антиохию, говорили и к эллинам, благовествуя Господа Иисуса. 21) И была рука Господня с ними, и многое число верующих было обращено ко Господу. 22) Дошло же слово о них до ушей Церкви, что была в Иерусалиме, и послали Варнаву даже до Антиохии. 23) Он, когда прибыл и увидел благодать Божию, возрадовался; и увещевал всех с решимостью в сердце пребывать в Господе; 24) ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго, и веры. И приложилось много народу ко Господу. 25) Вышел же Варнава в Тарс, чтобы искать Савла, коего, когда нашел, привел в Антиохию. 26) И целый год собирались они там, в церкви, и учили многочисленную толпу, так что ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами. 27) Во дни же те, пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. 28) И встав, один из них, по имени Агав, предзнаменовал Духом, что по всему кругу земному будет великий голод, который и случился при Клавдии. 29) Ученики же, каждый в соответствии с тем, кто сколько имел, решили послать на служение [милостыни] братьям, живущим в Иудее, 30) что и сделали, послав [собранное] к старейшинам через руки Варнавы и Савла. Глава XII 1) В то же время царь Ирод поднял руки, чтобы причинить зло некоторым из [принадлежащих к] Церкви. 2) Убил же Иакова, брата Иоаннова, мечом. 3) Видя же, что угодил иудеям, вдобавок решил, чтобы взяли и Петра. Были же дни опресноков. 4) Коего, когда схватил, бросил в темницу, передав четырем четверицам воинов для охраны, желая после Пасхи вывести его к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010