апостол Павел, который ожидал, что и сам еще застанет последние события мировой истории 87 : «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, в мгновенье ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). А произойдет это изменение божественным действием, которое свт. Григорий называет силой воскресения 88 . Приведем его слова подробнее: «В мгновение времени совершится изменение существ. И потому тот, кто достигнет этой самой последней и крайней точки времени, за которой времени уже не будет, не сможет измениться посредством смерти. Тогда прозвучит труба воскресения, пробуждающая умерших, и оставшихся в жизни, ... которая мгновенно изменит тленное в нетление, так что вес и тяжесть не потянут плоти вниз, и бремя не удержит ее под землею, но пойдет она по воздуху вверх, ибо апостол говорит: «Восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:17 ) 89 . Блж. Иероним Стридонский († 420) пытается даже определить продолжительность этого мгновенья. По его словам, изменение тленного в нетленное совершится вдруг, в мгновенье ока: «Не во время какое-либо, ни даже в краткое протяжение времени, но в атом, точку времени, в которое глазное веко может моргнуть, при последней трубе» 90 . Свт. Иоанн Златоуст тоже учит об изменении тел с переходом их в нетленное состояние: «Не все мы умрем, но все изменимся, даже и те, которые не умрут, несмотря на то, что они смертны. Итак, когда умираешь, не бойся из-за этого, как будто не воскреснешь; несомненно есть такие, которые избегнут смерти, но для воскресения им будет того недостаточно, а необходимо, чтобы тела и тех, которые не умрут, изменились и сделались нетленными» 91 . 8 .7. Напротив, блж. Августин (†430) приводит целую апологию в защиту тезиса о мгновенной смерти. С его доводами небезынтересно познакомиться: «Обыкновенно спрашивают: «Те, которых Христос застанет здесь живыми..., вовсе ли не умрут никогда; или в тот самый момент времени, когда вместе с воскресшими будут восхищены на облаках в воздухе навстречу Христу, с неуловимой быстротой перейдут к бессмертию через смерть? Нельзя, в самом деле, сказать, чтобы не было возможно, что они умрут и оживут снова в тот промежуток времени, пока будут подниматься на высоту по воздуху.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Ueз.XVI:48–51 . Живу Я, говорит Господь, что сестра твоя Содома и дочери ее не делали так, как делала ты и дочери твои. Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей: в гордости, в пресыщении хлебом, и в изобилии и в праздности ее и дочерей ее, и руки нуждающемуся и бедному она не подавала. И возгордились они и делали мерзости предо Мною, и отверг Я их, как ты увидела (или Я увидел). И Самария половины грехов твоих не нагрешила, но ты превзошла ее злодеяниями твоими и оправдала сестер твоих всеми мерзостями твоими, какие делала ты. LXX: Живу Я, говорит Адонаи Господь: так [не?] делала Содома, эта сестра твоя, и дочери ее, как делала ты и дочери твои. Но беззаконие Содомы, сестры твоей, состояло в гордости, в пресыщении хлебом и в изобилии. Утопала в наслаждениях она и дочери ее; это имела она и дочери ее, и не брали за руку бедного и нуждающегося и величались, и делали беззакония пред лицом Моим, и отверг Я их, как ты видела. И Самария половины грехов твоих не нагрешила, и умножила ты более их беззакония твои, и оправдала ты сестер твоих всеми беззакониями твоими, какие ты делала. Поставленного Семьюдесятью: это имела она и дочери ее в еврейском нет. В Ветхом Завете клятвой Божией служит: живу Я, говорит Господь ( Чис. 14:28 ), а в Новом: аминь, аминь, глаголю вам ( Ин. 13:16 ). Если же это есть общее [свойство] с прочими: Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль; несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мк. 12:27 ), и в другом [месте: благоугожду пред Господем во стране живых ( Пс. 114:8 ); то спрашиваем: каким образом это общее название усвояет Себе Бог, как Свое собственное? Но как говорится: доброе дерево, и добрый человек, и добрый пастырь и добрый раб, хотя никто абсолютно не добр, за исключением одного только Бога; так, хотя ангелы и прочие силы, также патриархи, и пророки и апостолы суть живые, однако, сравнительно с Богом всемогущим называются мертвыми. Ибо кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти ( Пс. 88:49 )? Поэтому и апостол Павел говорит о Боге: един, имеяй бессмертие и во свете живый неприступнем ( 1Тим. 6:16 ), и об источнике живых говорит: живот наш сокровен есть со Христом в Бозе ( Кол. 3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Сказано: «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» ( Лк.2:18–19 ); и еще: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» ( Лк.2:51 ). Здесь более подходит истолкование Блаженного Иеронима. У него сказано: «Господь был занят делом проповедования, учения народов, служения слову, а Матерь и братья Его подходят, стоят у дверей, вне дома, и выражают желание говорить с Ним. Тогда некто извещает Спасителя, что Его Матерь и братья стоят возле дома, спрашивая о Нем. Мне кажется, что этот, возвещающий Господу, делает это не случайно и не просто; но он замышляет козни против Спасителя, чтобы испытать, не предпочтет ли Он плоть и кровь духовному делу. Поэтому Господь отказался выйти, но не потому, что Он отрицал Матерь и братьев, а потому, что давал ответ злокозненному» . И далее мы читаем: Мф.12:48–50 . «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Блаженный Феофилакт, толкуя эти стихи, как бы выправляет неясность вышестоящего истолкования. Он пишет: «Не в укор матери говорит это, но для исправления человеческой мысли ее; ибо не сказал: она Мне не Мать, но дал знать, что если она не будет исполнять воли Божией, то ей нисколько не принесет пользы то, что она родила Меня. И так Он не отрекается от естественного родства, но восполняет его родством по добродетели; потому что недостойный человек не получает никакой пользы от плотского родства» . Толкование Иеронима Стридонского согласуется здесь с толкованием Феофилакта. Блаженный Иероним пишет: «Те – мать Моя, которые ежедневно порождают Меня в душах верующих; те – братья Мои, которые творят дела Отца Моего. Итак, Он не отрицал Матери Своей, как полагали… (еретики – О.С.) Он только предпочел апостолов Своим единокровным, чтобы и мы в любви своей отдавали сравнительное предпочтение духу перед телом» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Из всего этого мы научаемся, что не должно издеваться над теми, кои по суду Божию преданы наказаниям, и не следует укорять человека, обратившегося от грехов своих, или говорить кающимся и удалившимся некогда из Церкви: вы далеко отступили от Господа; нам во владение отдана земля. Ибо так говорит Господь: хотя Я отделил их на несколько времени от Моей Церкви и рассеял между народами, однако Я буду для них малым освящением, когда они вспомнят о грехах своих и когда те, кои удалились с места своего чрез пороки, поспешат чрез покаяние возвратиться на прежнее место. Божественное слово говорит к тем, кои были пленниками в земле вавилонской, к братьям пророка Иезекииля и к единокровным, которым сказали живущие в Иерусалиме (или в Израиле): вы далеко отступили от Господа, нам земля отдана во владение. Говорит же то, что далее следует: соберу вас из народов и возвращу вам землю Израилеву. А когда вы придете, то уничтожите всех идолов, которыми вы прогневляли Бога, и дам вам единое сердце страха и служения Богу, чтобы вы не служили разного рода идолам, или иное [сердце], а не такое, какое вы имели прежде. И дух новый дам во внутренности ваши согласно с написанным: сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс. 50:12 ). И возьму у вас сердце каменное, то есть сердце жесткое, как говорит первый мученик за Христа Стефан: жестоковыйнии и необрезаннии сердцы ( Деян. 7:51 ), И сердце фараона ожесточается, чтобы он не отпускал народ Израильский ( Исх. 7 ). И дам, говорит, вам сердце плотяное, мягкое и нежное, и такое, которое могло бы воспринимать заповеди Божии, чтобы они были написаны на плотских скрижалях сердца. Дается же мягкое сердце и берется сердце жесткое для того, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали постановления, и были народом Божиим, и чтобы Господь, бывший прежде противоборствующим, был Богом их. А кои не загладили прежних грехов чрез покаяние, но ходили по мерзостям своим, тем, говорит, воздам то, чего они заслуживают, чтобы обратились пути их на головы их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Он должен управлять вверенным и верно, и разумно, ибо должен будет дать отчет» 429 . И далее мы читаем: Мф.24:48–51 . «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов». Блаженный Иероним пишет: «…так, наоборот, тот, который, – как говорит пророк Иезекииль, – успокаивает себя словами: “много дней пройдет” и не думает, что Господь придет скоро, тот делается беспечным, проводит время праздно в пиршествах и роскоши; но таковой встретит (sentiet) не кроткого домохозяина, а строжайшего Судию » 430 . Здесь показано, что хотя мы считаем себя хозяевами жизни, хотя бы собственной, но в действительности мы «рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Если выполнили волю господина и «господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк.12:37 ). – То есть выполнившие волю Господа примут участие в Мессианском Небесном Пире. Но если раб тот расслабится, перестанет бодрствовать « и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами », то наказание не замедлит. Сказано: « придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов ». Да не будет такого с нами! Подводя итог сегодняшней беседы с надеждой на спасение, о которой сказано: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» ( Рим.8:24 ), мы, уповая на слова Сына Божия: «блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин.20:29 ), восклицаем в ответ на клич Господа «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:20 ). Спаси вас Христос! Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

С другой стороны, пророк Илия до сих пор не умер. Он живьем был взят на Небо, и придет опять только при правление антихриста, в сретение Пришествия Христова. Блаженный Иероним Стридонский писал: «Итак, Иоанн называется Илиею, не в смысле некоторых еретиков и неразумных философов, которые вводят учение о переселении душ, но в том смысле, что – как говорит другое Евангельское свидетельство – он придет в духе и силе Илии, [то есть] будет иметь ту же самую благодать или меру mensuram) Духа Святого» . И мы читаем далее: Мф.11:15–17 . «Кто имеет уши слышать, да слышит! Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Этими словами Сын Божий показывает, что духовно глухие никогда не будут нами довольны. Неспособные слушать с верою Слово Божие всегда будут высказывать несогласие и с проповедниками Святого Евангелия; их всегда что-то будет и огорчать, и раздражать в нас. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Этою притчею указывает на грубость и своенравие иудеев: им как людям своенравным не нравились ни строгость жизни Иоанна, ни простота Христова, но они подобны были глупым и своенравным детям, которым никак не угодишь, хоть плачь им, хоть играй на свирели» . Вывод очевиден – нам не надо заискивать перед чуждыми нам и нашей вере людьми. Лучше сторониться их мнения о нас и о других христианах и совершенно не надо страшиться их человеческих суждений. Сказано: «Послушайте Меня, знающие правду. Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» ( Ис.51:7 ). Как я часто говорю: блудники будут говорить о нас, что мы развратились; нечистые на руку будут подозревать нас в воровстве; лгуны обвинят нас в неправде, а злодеи в коварстве. И вся эта неправда будет свидетельствовать только о самой порочности сплетников, доносчиков и пересуживающих. Но ни в коей мере не коснется самих страдающих от людской молвы. Это аксиома: грешник в каждом видит свои собственные грехи, равно как и праведник видит всех очищенными и прощенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Авд.1:15–16 .  Ибо близок день Господень для всех народов: как ты поступал, так поступят с тобою. Он обратит воздаяние твое... на голову твою. Ибо как ты пил на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было. (LXX: Ибо близок день Господень для всех народов: как ты поступал, так поступят (или: поступит) с тобою. Воздаяние твое обратится на голову твою. Ибо как ты пил на святой горе Моей, так все народы будут пит вино; будут пить и проглотят, и будут, как бы их не было.) Ты, Идумея, перестанешь делать это потому, что постигнет тебя наказание Господне. Ибо, если, по Иеремии (гл. 25), те, которым не было определено пить чашу, непременно будут пить, то каким образом ты останешься как бы невиновным? Ты не будешь невиновным, но непременно будешь пить. Затем, что касается слов: «близок день Господень для всех народов», то будем читать того же Иеремию и увидим, что чаша Господня была поднесена всем народам. Поэтому у него же говорится: «чаша златая Вавилон в руце Господни, напаяющи» все народы (Иерем. 51, 7). И действительно, всеми народами до Пропонтиды и морей Скифского и Ионийского или Эгейского овладели ассирияне и вавилоняне. Если мы будем читать Геродота и историю греков и варварских народов, то увидим, как во время господства вавилонян и ассириян исполнились эти слова: «близок день Господень для всех народов». Что же касается следующих затем слов: «как ты поступал, так поступят с тобою; Он обратит воздаяние твое на голову твою», то они имеют тот же смысл, какой выражается в следующих словах псалма: «помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль, глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его» ( Пс. 136, 7 ). Поэтому и в отношении в Вавилону пророк выражает следующие проклятия: «дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздияние твое, еже воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» ( Псал. 136, 8–9 )! Ибо как ты на святой горе Моей, Сионе, пил вместе с вавилонянами и радовался, так все народы, которые вместе с тобою помогали вавилонянину, будут, обратившись против тебя, пить и радоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В свитке, носящем надписание Ездры, мы читаем от лица самого говорящего Ездры: «Приступили ко мне вожди со словами: Народ Израилев и священники, и левиты не отделились от народов иноземных и от мерзких дел их, а именно, от Хананея, и Хетея, и Ферезея, и Иевусея, и Аммонитян, и Моавитян, и Египтян, и Амореев. Потому что они взяли в замужество от дочерей их себе и сыновей своих, и смешали семя святое с народами чужеземными. Даже рука правителей и начальствующих была в этом преступлении на первом месте. И когда я услышал эти слова, то разорвал верхнюю и нижнюю одежды свои, и вырвал волосы на голове своей и на бороде своей, и сидел в великой скорби» ( 1Ездр.9:1–3 ). И затем в следующем месте: «И нашлись из сыновей священнических такие, которые взяли в замужество жен иноплеменных, – [именно]: из сыновей Иисуса, сына Иоседекова, и братья его: Маазия и Елеазар, и Иарив, и Годолия. И поручились они, что отпустят жен своих, и за проступок свой принесут в жертву овна из овец» ( 1Ездр.10:18–19 ). Также и в конце главы после перечисления всех, взявших в замужество иноплеменных женщин, Писание говорит: «Все сии взяли в замужество женщин чужого племени, и были из числа их таковые, которые родили детей» ( 1Ездр.10:44 ). Итак, возвратившиеся из плена Вавилонского, как князья и священники, и левиты, так и остальной народ, отвергли жен своих из рода Израильского, которые вследствие бедности, трудностей дальнего пути и слабости пола своего, не перенося страданий, были истомлены, ослабели и подурнели; они заключили брачные союзы с иноплеменницами цветущего возраста, красавицами или выдавшимися своею знатностью и богатством рода. Таким образом Ездра должен был исправить таковых людей, и он призвал их к расторжению новых браков, чтобы они снова возвратили назад тех жен, которых отвергли. Пророк говорит: Разве не один у всех нас отец Авраам? О чем пишется и у Исаии: «Посмотрите на отца вашего Авраама и на Сару, родившую вас, ибо он был один, и Я призвал его» ( Ис.51:2 ). Разве сотворил нас не один Бог , который избрал род наш от Авраама? Итак, почему же мы презираем прежних жен и отвергаем дочерей братьев наших, так что отвергаем договор [завет] отцев наших и берем жен не по закону? Иуда преступил [договор], – ибо именно это колено возвратилось из Вавилона со священниками и левитами, – и мерзкое дело совершилось в Израиле и Иерусалиме, и именно не среди десяти колен, которые были в плену у Ассириян, а среди тех, которые в царствование Кира возвратились из Вавилона под предводительством Зоровавеля, Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

– У пророка Иеремии смерть называется иногда вечным сном (51:39) 216 ; но шеол и у него, как у пророка Исайи, представляется оживленным, а обитатели его обладают чувством и сознанием. Рахиль плачет о детях своих, и Иегова утешает ее тем, что возвратятся некогда сыновья ее в свои пределы (31:15,16). – У пророка Иезекииля, вместе с упоминанием о шеоле, который называется вечной пустынею в преисподних земли и пропастию, из которой не выходят уже для жизни на земле (26:20; 31:17,18), описывается известная, величественная картина поля, полного костей человеческих. В эти сухие кости вводится дух жизни; они облекаются жилами и плотью и покрываются кожей – словом, мертвое поле наполняется живыми организмами, тела оживают и становятся на ноги (37:1–10). Правда, эта картина воскресения мертвых тел, как объясняет это и сам пророк, есть образ нравственно–политического возрождения еврейского народа: кости сии – весь дом Израилев... Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву (стт. 11,12). Но самый этот образ, очевидно и несомненно, предполагает уже веру в возможность и действительность воскресения тел; иначе – он был бы непонятен и неуместен. «Nunquam poneretur similitudo resurrectionis ad restitutionem Isräelitici populi significandam, nisi staret ipsa resurrectio, et futura vita crederetur, quia nemo de rebus non exstantibus incerta confirmat», – говорил по этому поводу блаженный Иероним. Во всяком случае, здесь дается идея божественного всемогущества, которое может оживотворить и истлевшее тело. Картина эта не указывает прямо на воскресение личное; но она предполагает его, делает образом воскресения политического или нравственного. Яснее и прямее идея воскресения высказывается в книге последнего из больших пророков, Даниила. Здесь воскресение уже не символ только или образ, а сама действительность. Изложив предсказание о борьбе царств и народов и о врагах народа Божия после времен Дария мидянина (гл. 11), пророк переходит к изображению другого времени, по–видимому, в самом отдаленном будущем, когда многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (12:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

§ 200. Переход к учению о воскресении мертвых Вслед на вторым пришествием Христовым и, даже, почти непосредственно и мгновенно произойдет воскресение мертвых и, тождественное с ним, по своему существу и действию, изменение живых, о чем так учил ап. Павел: яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов и трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее, потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищены будем на облацех в сретене Господне на воздусе ( 1Фес.4:16, 17 ); вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся ( 1Кор.15:51, 52 ). На этом-то важнейшем предмете чаяния нашего и остановим теперь наше внимание, имея в виду, возможно полнее, изложить все то, что существенного и важного преподано было о нем в откровении, а, также, что такого же высказано было в учении древнецерковном и отеческом. § 201. Учение откровенное Истина будущего воскресения мертвых, как важный и необходимый предмет общеспасающей веры, преподана была, с возможно полной ясностью и определенностью только в новозаветном откровении. Но и в Ветхом Завете немало сделано было довольно ясных на нее указаний; почему мы и в Ветхозаветной Церкви встречаемся с замечательными примерами самой живой и непоколебимой веры в будущее воскресение мертвых. Так, одно уже указание ветхозаветного откровения на тот замечательный факт, что сперва праведный Енох, а, впоследствии, Илия были взяты на небо живыми ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ), или в тех же, хотя и видоизменившихся телах, в которых на земле жили, должно было приводить лучших из иудеев, если не к той мысли, что некогда произойдет воскресение всех мертвых, то, по крайней мере, к той, что таковое воскресение последует для людей праведных. Между тем, праведный Иов уже с совершенной ясностью и несомненностью исповедует свою глубокую веру в воскресение своей собственной, и той же плоти, в которой, и от которой, так много и тяжело страдал на земле. «Я, – говорит он,– знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, – и я во плоти моей узрю Бога, я узрю Его сам, – мои глаза, не глаза другого увидят Его ( Иов.19:25–27 ), по поводу каковой речи Иова, бл. Иероним не без основания замечает следующее: «Что яснее этого пророчества? Никто так ясно не говорит о воскресении после Христа, как он – прежде Христа» 776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010